УДК 378.147 + 378.018.4 ББК Ч448.027
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ
М.А. Сафронова
Поставлена и решена задача определения учебно-профессиональной деятельности как ключевого понятия исследования. Охарактеризованы ее структура, содержание и объем понятия. Учебно-профессиональная деятельность иноязычных студентов, обучающихся в российских вузах, рассматривается как фактор их профессионального развития. Исследованы структурные компоненты видов деятельности студентов вузов. Результаты исследования находят применение в организации образовательного процесса для иноязычных студентов.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, иноязычные студенты, профессиональная мотивация, средства учебно-профессиональной деятельности, уровень профессиональной подготовки иноязычных студентов.
В решении проблем профессионального образования личности исследователи признают, что ведущей является концепция, согласно которой профессиональное образование в первую очередь должно обеспечивать развитие личности путем организации его учебнопрофессиональной деятельности (С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев и др.). Эта концепция в полной мере актуальна и для подготовки иноязычных студентов в российских вузах.
Анализируя понятие учебно-профессиональной деятельности, мы приходим к заключению, что родовым понятием в данном случае является понятие деятельности, которое формулируется на основе философского и психологического представлений о деятельности. Главное в этом представлении заключается в том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, любая деятельность, в первую очередь, есть обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности.
Поэтому значимыми для нашего исследования являются те определения деятельности, в которых учитывается ее двусторонний характер, в которых деятельность рассматривается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, как специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, со-
держание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование [10]. В понятии деятельности выделяются субъект деятельности, окружающая действительность как объект деятельности, и отношения, взаимодействие субъекта и окружающей действительности.
В нашем исследовании в качестве субъекта выступают иноязычные студенты, окружающей действительности - российский вуз, отношений - процесс подготовки иноязычных студентов и условия его эффективности. Результатом подготовки является высокий уровень развития каждого студента как будущего специалиста.
Исходя из общего представления о деятельности, в частных областях и с учетом ее предмета выделяются отдельные виды деятельности, в частности, вид учебно-профессиональной деятельности [9].
Сложность и многогранность понятия «учебно-профессиональная деятельность»
предопределяют неоднозначность его трактовки в различных научных концепциях.
Учебно-профессиональная деятельность включает в себя две составляющие: учебную и профессиональную деятельность. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть эти компоненты подробнее.
Заслуживает внимания определение учебной деятельности И.А. Зимней, которая рассматривает ее как «деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподава-
телем учебных задач посредством учебных действий» [6, с. 193].
Данное определение позволяет не только ориентировать процесс подготовки иноязычного студента на его саморазвитие и самосовершенствование, но и указывает пути решения этих задач. Поэтому в дальнейшем исследовании мы будем опираться именно на такое понимание учебной деятельности.
Профессиональная деятельность является основной, определяющей для любой личности, и, как считают представленные авторы, осуществляется на следующих уровнях:
1) оперативно-целевой уровень (связан с формированием цели и получением конечного результата труда);
2) оперативно-познавательный уровень (на этом уровне обеспечивается получение необходимых знаний для осуществления трудовой деятельности личности);
3) оперативно-функциональный уровень (характеризуется определенными эмоциональными переживаниями, связанными с удовлетворенностью или неудовлетворенностью личности своими поступками, поведением, мыслями, высказываниями, деятельностью).
По мнению А.А. Вербицкого, основной особенностью профессиональной деятельности является не усвоение знаний, а производство с опорой на эти знания какого-то материального продукта [3].
В связи с тем, что нас интересует профессиональная подготовка иноязычных студентов, считаем необходимым остановиться на определении профессиональной деятельности
Э.Ф. Зеера, который рассматривает её как «социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [5, с. 38]. Данное определение отражает требования к подготовке современного специалиста и указывает на наличие личностной составляющей профессиональной деятельности.
Таким образом, под профессиональной деятельностью мы можем понимать социально значимую деятельность, выполнение которой требует интеграции специальных знаний, умений и навыков, мотивации к деятельности, а также профессионально важных качеств личности.
Если профессиональная деятельность носит учебный характер, то возникает новый аспект понятия деятельности - аспект учебнопрофессиональной деятельности, который
подчеркивает интегративный характер данной деятельности, включающей учебную, научную и профессиональную деятельности студента.
Определяя учебно-профессиональную
деятельность, необходимо сделать акцент на психологический аспект рассматриваемого вопроса и конкретизировать, что под учебнопрофессиональной деятельностью студента следует понимать изучение общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин, а также учебную, преддипломную практику, исследовательскую работу студентов [2, 4].
Следует акцентировать саморазвиваю-щую, самоизменяющую стороны учебно-профессиональной деятельности и определить учебно-профессиональную деятельность студентов как вид активной деятельности студентов, предмет которой направлен на самоизме-нение, на преобразование студентов как субъектов профессионального образования [2].
Учебно-профессиональная деятельность иноязычных студентов складывается из профессионально-практической деятельности на рабочих местах, в учебной мастерской и профессионально-теоретической деятельности на занятиях в лабораториях и мастерских.
Таким образом, учебно-профессиональная деятельность носит квазипрофессио-нальный интегративный характер и обеспечивает самоизменение и саморазвитие студентов, развитие специальных знаний, умений и навыков, мотивацию деятельности, а также развитие профессионально важных качеств личности.
Среди различных подходов к учебнопрофессиональной деятельности в рамках нашего исследования наиболее значима теория контекстного обучения А.А. Вербицкого. Он отмечает, что сущностью учебно-профессиональной деятельности студентов является «воссоздание в аудиторных условиях и на понятийно-практическом уровне условий и динамики производства, отношений занятых на нем людей» [3, с. 31]. Далее он отмечает, что, несмотря на принципиальную общность структуры учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности, они являются разными типами деятельности и «можно сказать, что деятельность учения и будущая профессиональная деятельность соотносятся между собой как модель и прототип этой модели, как некоторая искусственная и естественная системы» [3, с. 9].
Данный подход мы считаем наиболее приемлемым в нашем исследовании, так как он позволяет обеспечить естественный перевод каждого иноязычного студента с одного ведущего типа деятельности - учебного - на другой - профессиональный.
Таким образом, под учебно-профессиональной деятельностью иноязычных студентов в процессе подготовки в российском вузе мы понимаем систематическую, сознательную и поэтапную деятельность студентов по овладению теоретическими основами профессии, профессионального развития и освоению способов их реализации на практике.
Данное определение подчеркивает, что в современных условиях любой выпускник вуза не только должен квалифицированно выполнять поставленные производственные задачи, но и обладать готовностью к профессиональному саморазвитию и самореализации в рамках профессии.
Необходимо подчеркнуть, что специфика подготовки иноязычных студентов в образовательном процессе вуза предполагает введение в определение этого понятия таких характеристик, как «сознательность», «систематичность» и «поэтапность». Это связано с необходимостью преодоления языковых, культурных, адаптационных трудностей в образовании иноязычных студентов. Это связано также с тем, что значительная доля естественно-научных и гуманитарных дисциплин, формирующих теоретические основы специальности и опирающиеся на них общепрофессиональные и специальные дисциплины, требует для освоения понятий систематической и сознательной учебно-профессиональной деятельности согласно логике построения и преподавания этих предметов. Данная логика должна быть доведена до сознания иноязычных студентов практически любым способом.
При определении содержания учебнопрофессиональной деятельности иноязычных студентов в процессе подготовки в российском вузе важным оказывается вопрос о структуре этого вида деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева, в структуре любого вида деятельности выделяются цель, мотивы, предмет, виды деятельности, действия, операции. Структура деятельности включает осознание потребности, формирование мотива, выбор способа осуществления деятельности, планирование деятельности, определение перечня действий, выполнение действий [7]. Эти компоненты связаны с качест-
вами личности, формируемыми в процессе образования и определяющими содержание профессионально значимых качеств - эрудиции, ценностных ориентаций, социальных представлений и т. д. При этом структурно деятельность включает компоненты: восприятие изучаемого объекта; его осознание и осмысление; запоминание; обобщение и систематизация; применение. Мы считаем, что реализация каждого структурного компонента деятельности сопровождается формированием представления человека о том, что он изучает, и о том, что он при этом делает. Представление - равноправный структурный компонент деятельности, в том числе и учебно-познавательной деятельности.
Необходимо также иметь в виду, что согласно нашему подходу, эффективность деятельности определяется уровнем реализации закономерности - взаимосвязи и взаимопере-хода личностной и предметной сторон деятельности на основе личностной ориентации (направленность деятельности на удовлетворение личных целей, соответствия ее мотивам, ценностям, установкам личности) и ценностной значимости (подход к деятельности и ее результатам с позиций личной пользы или бесполезности, личной значимости и незна-чимости) [2]. Эти компоненты деятельности оказываются значимыми при осуществлении развития студентов.
Как любая другая деятельность человека, учебно-профессиональная деятельность включает следующие структурные компоненты: потребность и мотив деятельности, цель, действия, средства, предмет, результат деятельности. Ведущими в учебно-профессиональной деятельности являются познавательные потребности и мотивы.
Под мотивами традиционно понимаются устойчивые внутренние побуждения к освоению новых знаний и умений, определяющие отношение к деятельности, ее предметную направленность и успешность [8].
Л.Г. Семушина отмечает, что профессиональная мотивация включает не только осознанные и неосознанные мотивы, но и мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, личностный смысл, т. е. все то, что побуждает и направляет учебно-профессиональную деятельность и овладение ею [11, с. 52].
Цель учебно-профессиональной деятельности определяет, что конкретно субъект
должен получить в результате деятельности. Это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Целью учебно-профессио-
нальной деятельности является не производство материальных и духовных ценностей, а изменение некоторого материального предмета познания, развитие самого человека, усваивающего знания [1].
Действия и операции учебно-профессиональной деятельности - это «относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели» [7, с. 52]. Действие может быть как внешним, выполняемым с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым «в уме». Действия и операции в учебной составляющей деятельности сводятся к познавательным, преимущественно к интеллектуальным операциям. Это решение совокупности учебных задач, образующих некоторую логическую систему, задаваемую базовыми понятиями определенной дисциплины. Действия профессиональной составляющей данного вида деятельности - практические или теоретико-практические. Они складываются из трудовых, профессиональных умений, позволяющих изменить предмет до продукта, результата деятельности.
Также мы вынуждены учесть два аспекта учебно-профессиональной деятельности и при определении средств ее реализации. В частности, средствами учебной деятельности являются:
1) мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация и др., без которых учебно-профессиональная деятельность невозможна;
2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых представляются и усваиваются знания;
3) фоновые знания, позволяющие в сочетании с новыми знаниями структурировать индивидуальный опыт обучающегося.
Средствами профессиональной деятельности являются средства практического преобразования предмета деятельности. Это машины, механизмы, инструменты и т. д. Для профессиональной деятельности важными являются средства переработки информации, ранее приобретенные знания.
Предметным содержанием учебной составляющей деятельности является информа-
ция (тексты, знаковые системы, алгоритмы и программы действий). В ней происходит усвоение информации (знаний), овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам субъект учебной деятельности. Таким образом, предметом учения в этом случае является информация как знаковая система. Предметом же профессиональной составляющей деятельности являются объекты материального и духовного производства, преобразуемые в полезный продукт. Он может быть представлен веществом природы, устройствами (для инженера), неизвестным явлением (для ученого), сознанием людей (для педагога, воспитателя), самим человеком (медицина), информацией (для программиста).
Результатом учебной деятельности, ее продуктом выступает знание и умение. Результатами профессиональной деятельности могут быть «товары, новые знания, образованность людей, самореализация и саморазвитие личности» [3, с. 29].
Все рассмотренные структурные элементы учебной и профессиональной деятельности не только тесно взаимосвязаны, но и взаимозависимы, что возможно только в условиях содержательной интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности студента, то есть в процессе учебно-профессиональной деятельности. Студенты воспроизводят профессиональную деятельность в процессе обучения в специально созданных условиях, когда эта деятельность носит условно профессиональный характер. В процессе учебно-профессиональной деятельности студенты изучают общеобразовательные и общетеоретические, профессиональные и специальные дисциплины, участвуют в учебной, технологической, преддипломной практике, в исследовательской и другой практической деятельности.
Потребности и мотивы целостной учебнопрофессиональной деятельности заключаются в сочетании познавательного и профессионального интереса студента, в саморазвитии. Цель интегрированной учебно-профессиональной деятельности - общее и профессиональное развитие личности, трансформация учебной деятельности в профессиональную. Достижение цели учебно-профессиональной деятельности осуществляется через решение ряда педагогических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Действия и операции учебно-профессиональной деятельности, на наш взгляд, состоят из познавательных и теоретико-практических. Это выполнение таких действий и операций, которые отражают наиболее общие черты будущей профессиональной деятельности. К ним можно отнести решение некоторых типовых производственных задач на практических занятиях, при подготовке курсового или дипломного проекта по реальной тематике, во время учебной и производственной практики, при этом практическим действиям, как правило, предшествуют интеллектуальные действия: постановка задачи, анализ исходных данных, условий, выбор метода решения.
Средства учебно-профессиональной деятельности образуют как средства психического отражения реальности, так и средства преобразования реальной действительности. Это такие специфические средства (мыслительные, знаковые, технические), которые позволяют предмет деятельности трансформировать в продукт деятельности - желаемые знания и собственно профессиональные умения. Это своего рода инструментарий субъекта для познания и изменения окружающего мира. Специфика используемых средств определяется характером будущей профессиональной деятельности.
Предмет в учебно-профессиональной деятельности может быть представлен теми или иными фрагментами знания или частью умения выполнять саму эту деятельность или профессиональную деятельность. Предмет учебно-профессиональной деятельности есть некоторая характеристика исходного уровня знаний студентов, стартовый уровень, который в процессе учебно-профессиональной деятельности либо трансформируется, либо видоизменяется путем приобретения новых понятий, практических умений, профессиональных навыков.
Результатом учебно-профессиональной
деятельности является обогащение социального и профессионального опыта, профессионально-личностное развитие, представленное новыми знаниями, понятиями, различными учебными и профессиональными умениями и навыками, способность реализовывать полученный комплекс знаний, навыков, умений, опыта в конкретной практической и учебнопрофессиональной деятельности, готовность студента к профессиональной деятельности.
Представим структурные компоненты учебной, профессиональной и учебно-профессиональной деятельности в виде таблицы.
Структурные компоненты видов деятельности студентов вузов
Структурные компоненты деятельности Учебная деятельность Профессиональная деятельность Учебно-профессиональная деятельность
Потребность В учении В труде В обогащении в процессе подготовки своего социального и профессионального опыта, саморазвития
Мотив Познание нового, формирование учебной деятельности Реализация интеллектуального и духовного потенциала, саморазвитие личности Сочетание познавательного и профессионального интереса студента, саморазвитие
Цель Общее развитие личности, приобретение знаний и практических навыков Производство материальных и духовных ценностей Общее и профессиональное развитие личности
Действия, операции Интеллектуальные Практические (в том числе теоретико-практические) Решение различных педагогических задач, отражающих наиболее общие черты будущей профессиональной деятельности
Средства Отражение реальности Преобразование реальной действительности Психическое отражение и преобразование реальной действительности
Предмет Учебная информация Объекты материального и духовного производства Развитие профессиональной подготовки
Результат Деятельные способности человека, система отношений к миру, к людям, к самому себе Товары, новые знания, образованность людей, самореализация личности Профессиональная готовность
Анализ исследований по вопросам профессиональной подготовки иноязычных студентов, собственный многолетний опыт профессиональной деятельности в вузе позволяют сделать вывод о том, что содержание учебно-профессиональной деятельности иноязычных студентов представляет собой органичный синтез теоретического и эмпирического материала, отражает специфику и неоднородный характер контингента студентов, доминирующей особенностью которых является слабое знание русского языка, неадапти-рованность и нечетко выраженная профессиональная направленность.
Важно также и то, что и деятельность в целом, и ее результаты являются ценностнозначимыми для каждого иноязычного студента как субъекта деятельности.
Анализ научной литературы, изыскания наши и наших аспирантов в этом направлении привели к мысли, что интегрирующим началом повышения уровня профессиональной подготовки иноязычных студентов и их развития в российских вузах должен стать компонент коммуникативной культуры, заключающий в себе как ценности межличностного взаимодействия, так и ценности профессионального образования, учитывающие ментально-этнические и культурно-коммуникативные особенности личности каждого иноязычного студента.
Исследование показало, что профессиональная подготовка иноязычных студентов в образовательном процессе российского вуза требует:
- овладения студентами на высоком уровне учебно-профессиональной деятельностью;
- приоритетного изучения междисциплинарных тем, затрагивающих все аспекты коммуникативной культуры на современном этапе развития общества, взаимосвязь между нациями и народами, соответствующие нравственные, познавательные, культурные аспекты образования;
- ориентации в стратегии образования на развитие образованной, культурной и духовно богатой личности как необходимой предпосылки развития общества;
- реализации идеи непрерывного образования, его развивающей и гражданской позиции.
Таким образом, учебно-профессиональ-
ная деятельность иноязычных студентов является основой их профессионального развития, обеспечивая формирование ключевых профессионально-значимых компонентов -цели, потребностей, мотивов, ценностей, умений, результатов.
Литература
1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: моногр. / А.А. Ангеловский. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. - 187 с.
2. Беликов, В.А. Профессиональное образование как система учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов: моногр. / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин. - Магнитогорск: МГППК, 2009. - 162 с.
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
4. Деркач, А.А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: моногр. / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, О. В. Михайлов. -М. : Изд-во РАГС, 2008. - 96 с.
5. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. - 126 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов /И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2003. - 384 с.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // Избранные произведения. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. -320 с.
8. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М: Знание, 1996. -308 с.
9. Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М. : Ассоц. «Проф. образование», 2010. - 456 с.
10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П.И. Пидка-систого. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
11. Семушина, Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л.Г. Семушина // Специалист. - 2004. -№ 5. - С. 23-28.
Сафронова Маргарита Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий специалист Центра дополнительного профессионального образования, Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, margarita. safronova@ gmail.com.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _________________________________________________________________2014, vol. 6, no. 1, pp. 89-95
EDUCATIONAL POTENTIAL OF ACADEMIC ACTIVITY OF FOREIGN STUDENTS
M.A. Safronova, Ural Social-Economic Institute, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The problem of defining the concept of academic activity is solved. Its structure, content and scope of the concept are characterized. Academic activity of foreign students studying at Russian universities is considered as a factor of their professional development. The structural components of the activities of university students have been investigated. The results of the study are used in the educational process organization for foreign students.
Keywords: academic activity, foreign students, professional motivation, academic activity means, level of professional training of foreign students.
References
1. Angelovskiy A.A. Formirovanie konkurentosposobnosti studentov v protsesse professional'noy podgotovki v vuze [Formation of Competitiveness of Students in Vocational Training in High School]. Chelyabinsk, Obrazovanie Publ., 2006. 187 p.
2. Belikov V.A., Valeev A.S., Grishin A.V. Professional'noe obrazovanie kak sistema uchebno-professional'noy deyatel'nosti budushchikh spetsialistov [Vocational Education as a System of Teaching and Professional Activities of the Future Experts]. Magnitogorsk, MGPPK Publ., 2009. 162 p.
3. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Higher Education: the Contextual Approach]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991. 207 p.
4. Derkach A.A., Selezneva E.V., Mikhaylov O.V. Gotovnost' k deyatel'nosti kak akmeologicheskiy fenomen [Readiness Activities as Acmeological Phenomenon]. Moscow, RAGS Publ., 2008. 96 p.
5. Zeer E.F. Lichnostno-orientirovannoe professional'noe obrazovanie [Personality-oriented Vocational Education]. Ekaterinburg, USPU Publ., 1998. 126 p.
6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational Psychology]. Moscow, Logos Publ., 2003. 384 p.
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Identity]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 320 p.
8. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow, Zna-nie Publ., 1996. 308 p.
9. Professional'nayapedagogika [Professional Pedagogy]. Ed. by S.Ya. Batyshev, A.M. Novikov. Moscow, Professional'noe obrazovanie Publ., 2010. 456 p.
10. Psikhologo-pedagogicheskiy slovar' dlya uchiteley i rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Dictionary of Psychology and Education for Teachers and Heads of Educational Institutions]. Ed. by P.I. Pidkasistyy. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 544 p.
11. Semushina L.G. Modeling Careers in the Educational Process [Modelirovanie professional'noy deyatel'nosti v uchebnom protsesse]. Specialist [Spetsialist], 2004, no. 5, pp. 23-28.
Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.