Научная статья на тему 'Образовательный менеджмент в современном вузе'

Образовательный менеджмент в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2911
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / УПРАВЛЯЮЩАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ВУЗОМ / МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / MODERN UNIVERSITY / CONTROLLING AND ADMINISTERED MANAGING SUBSYSTEM OF RUSSIAN UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION MANAGEMENT / INNOVATIVE EDUCATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петряков П. А.

Рассматривается система управления современным российским вузом. Выявлены особенности и даны характеристики управляющей и управляемой подсистем учреждения высшего профессионального образования. Раскрыты сущность и задачи менеджмента высшей школы. Показана роль образовательного менеджмента в инновационном развитии вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петряков П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный менеджмент в современном вузе»

УДК 378.14

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

П.А.Петряков

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматривается система управления современным российским вузом. Выявлены особенности и даны характеристики управляющей и управляемой подсистем учреждения высшего профессионального образования. Раскрыты сущность и задачи менеджмента высшей школы. Показана роль образовательного менеджмента в инновационном развитии вуза.

Ключевые слова: современный вуз, управляющая и управляемая подсистемы управления российским вузом, менеджмент высшей школы, инновационный образовательный менеджмент

The article considers the management system of a modern Russian university. Some peculiarities and characteristics of the controlling and administered managing subsystems of Russian higher professional education are presented. The higher education management tasks and subject matter are disclosed. The role of the educational management in the university innovative development is shown.

Keywords: modern university, controlling and administered managing subsystem of Russian university, higher education management, innovative educational management

В современной теории образовательного менеджмента происходит переосмысление сущности образовательных организаций, способов их научного представления. Если ранее такие организации рассматривались как объект, которым управляют, то сегодня ведущие концепции образовательного менеджмента рассматривают их как своеобразный субъект управления и самоуправления. Это в полной мере относится и к современному вузу.

Современный вуз можно определить как учреждение высшего профессионального образования, активно выполняющее образовательно-воспитательную, научно-исследовательскую и хозяйственно-экономическую функции, исходя из условий различных контекстов: социально-экономического, политического, социокультурного, духовно-нравственного. Современный вуз все в большей степени становится обучающейся и саморазвивающейся организацией, а такого рода организации уже невозможно рассматривать с точки зрения механистического подхода — как некую застывшую данность. Необходим динамический подход, при котором вузы рассматриваются как образовательные организации, представляющие собой изменчивых, активных субъектов, взаимодействующих с внешней средой и формирующих определенную организационную культуру, отражающую индивидуальные особенности того или иного вуза.

Современный вуз осуществляет инновационные преобразования и реализует задачи своего стратегического развития на следующих уровнях:

— глобальном, предполагающем интеграцию высшей школы в европейское и мировое культурнообразовательное пространство;

— национальном, ориентированном на формирование научного знания и подготовку высококвалифицированных специалистов для развития экономики и общества в целом;

— территориальном, предусматривающем научно-техническое кадровое и идеологическое содействие развитию территории, гибкое реагирование на потребности рынка труда и социальное партнерство;

— локальном, связанным с инновационным развитием самого вуза как организации, которое включает конструирование эффективной системы качества образования, освоение прогрессивных образовательных технологий, создание продуктивной модели управления вузом, стимулирующей развитие персонала и студенческого самоуправления.

Система управления российским вузом представляет взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.

Субъектами управляющей подсистемы являются: органы управления образованием — Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, региональные органы управления образованием, советы ректоров страны и регионов; органы управления вузом — конференция трудового коллектива, ученый совет университета и его комиссии, ректорат, попечительский совет, органы студенческого самоуправления; руководители вуза и его подразделений — ректор, президент, проректоры, директора институтов, деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами, руководители научных и учебных подразделений, а также различных служб и управлений.

В управляемой подсистеме, каковой является сам вуз, можно выделить ряд подсистем управления. Так, например, в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого (НовГУ) особое значение имеют следующие подсистемы управления:

— стратегическим развитием,

— учебной работой,

— научно-исследовательской работой,

— информатизацией и компьютеризацией вуза,

— экономической и производственной деятельностью,

— международной деятельностью,

— социальной и воспитательной работой,

— административно-хозяйственной деятельностью. Каждая из этих подсистем выполняет ряд специфических функций, отражающих ее содержание.

Подсистема управления стратегическим развитием предполагает стратегическое планирование и управление, разработку и реализацию программ и проектов стратегического развития университета, определение конкретных стратегий на определенных этапах организационного развития, разработку и реализацию кадровой стратегии и формирование кадрового резерва, выявление основных групп влияния и определение стратегий взаимодействия с ними, анализ внешней и внутренней среды вуза, выявление его сильных и слабых сторон, разработку механизма мониторинга организационного развития вуза. Важным результатом деятельности данной подсистемы явилось признание программы стратегического развития университета на 2012 — 2016 гг. на федеральном уровне и выделение финансовой субсидии в размере 300 млн руб. на 2012 — 2014 гг.

Подсистема управления учебной работой включает в себя управление образовательным процессом, реализацию требований государственных образовательных стандартов, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, внедрение системы менеджмента качества образования, укрепление материальной базы учебного процесса, управление процедурами лицензирования, аттестации и аккредитации, организацию профориентации и довузовской подготовки будущих абитуриентов. Значимым результатом деятельности данной подсистемы явилась государственная аккредитация университета. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на основании заключения комиссии по аккредитационной экспертизе НовГУ получил подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу «высшее учебное заведение» и виду «университет». Подтверждено также соответствие содержания и качества подготовки выпускников вуза федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 6 лет.

Подсистема управления научно-исследовательской работой вуза охватывает планирование и организацию научных исследований по различным отраслям знаний, организацию научных мероприятий (конференций, семинаров, мастерских), управление повышением квалификации научно-педагогических работников, управление работой аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов, организацию издательской деятельности. Так, в НовГУ в рамках данной подсистемы создано более 50 научных центров, научно-исследовательских и учебно-исследовательских лабораторий. В 2011 г. в университете выполнялись 12 проектов по конкурсам грантов Российского фонда фундаментальных исследований, 2 проекта по грантам Российского гуманитарного научного фонда. Результаты научных исследований нашли отражение в опубликованных в 2011 г. 89 монографиях и 75 учебниках и учебных пособиях, 1857 статьях в международных и отечественных изданиях.

Подсистема управления информатизацией и компьютеризацией вуза предусматривает разработку и реализацию концепции образовательного процесса и научной деятельности, управление компьютерными сетями и обеспечение доступа преподавателей и студентов к различным информационным ресурсам, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, внедрение дистанционного и смешанного обучения, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области ГГ-технологий.

Подсистема управления экономической и производственной деятельностью представляет собой управление финансами и бухгалтерским учетом, проведение маркетинговых исследований на рынке научно-образовательных услуг, привлечение дополнительных финансовых ресурсов, управление трудом и заработной платой, управление деятельностью малых инновационных предприятий, осуществление кооперации с предприятиями города и региона, управление коммерческой деятельностью.

Рис.1. Сеть международных центров НовГУ

Подсистема управления международной деятельностью охватывает создание организационной структуры управления международными связями, управление международными научно-образовательными проектами и академическими программами, развитие научно-педагогической кооперации с зарубежными вузами и международного стратегического партнерства, взаимодействие с международными ассоциациями и консорциумами университетов, управление экспортом образовательных услуг. В НовГУ создана сеть международных центров, обеспечивающих координацию международной деятельности ведущих подразделений университета (см. рис.1). В каждом институте НовГУ функционирует международ-

ный центр, отражающий специфику представленного в институте научно-образовательного направления.

Подсистема управления социальной и воспитательной работой предполагает управление социальным развитием вуза, управление его персоналом, разработку и реализацию мер социальной защиты сотрудников вуза, создание и управление системой их мотивации и стимулирования, управление культурновоспитательной, досуговой и спортивно-массовой работой со студентами, педагогическое сопровождение органов студенческого самоуправления. Разработана и реализуется концепция воспитательной деятельности НовГУ, создана комиссия по воспитательной деятельности. На основе спроектированной этой комис-

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

Рис.2. Взаимосвязь управляющей и управляемых подсистем российского вуза

сией модели воспитательной деятельности преподавателями подразделений организуется воспитательная работа со студентами.

Подсистема управления административнохозяйственной деятельностью включает укрепление материально-технической базы, обеспечение охраны труда и техники безопасности, управление ремонтностроительными работами, управление деятельностью общежитий, организация и контроль деятельности служб технического обеспечения зданий и сооружений.

Взаимосвязь управляющей и управляемых подсистем российского вуза представлена на рис.2.

Г ибкая структура управления российским вузом обеспечивает его инновационное развитие как открытой образовательной системы, центра науки, культуры и образования региона, обучающей и обучающейся организации, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынке образовательных услуг. Такая модель управления предполагает гибкое реагирование на изменения, происходящие в общественной и социальноэкономической жизни, продуктивное взаимодействие с современным рынком труда, умение прогнозировать его развитие и будущие потребности, преодоление ведомственной замкнутости, обеспечение актуальности научных исследований, включение в общемировые процессы глобализации научного знания и интернационализации образования.

В этой связи усиливаются личностная и общественная значимость образования, которое выступает социокультурным феноменом и общечеловеческой ценностью. Высшее профессиональное образование становится механизмом развития личности, а значит, и общественного сознания в целом, значимым фактором социального и экономического прогресса, международного авторитета государства в новых геополитических условиях, основой национальной безопасности.

Ответить на современные вызовы времени призван менеджмент высшей школы. Менеджмент высшей школы — это система управления вузом, направленная на обеспечение его высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг за счет высокого качества образовательного процесса и подготовки специалистов, высокого уровня их профессиональных знаний, навыков и умений, принципиальной гражданской позиции и высоких морально-нравственных качеств.

Менеджмент высшей школы включает управление различными видами деятельности вуза (образовательной, научно-исследовательской, производственной, предпринимательской, финансово-хозяйственной и др.); оперативное управление и координацию деятельности различных структурных подразделений; стратегическое планирование и управление; разработку политики в области качества высшего образования, развитие менеджмента качества и его интеграцию с общим управлением вузом; развитие персонала и повышение квалификации; обеспечение социальной защиты и поддержку преподавателей, сотрудников и студентов вуза.

Задачи менеджмента высшей школы во многом определяются теми функциями, которые выполняет в

современных условиях вуз: основными (образовательной, научно-исследовательской, воспитательной), рыночными и социальными. Реализации этих функций способствуют информационные технологии. Развитие новой информационной культуры в вузе сопровождается существенными изменениями в системе управления. Внедряются принципы инновационного и пассионарного менеджмента. Вводятся специальные должности и органы управления, координирующие руководство инновационными процессами. Создается институт консультантов-супервизоров, осуществляющих консалтинговую деятельность в области выбора стратегии инновационного развития университетов. Система инфраструктурной поддержки обеспечивает эффективность инновационной деятельности, а система управленческих мер — продуктивный трансферт инновационных технологий, сотрудничество вуза и бизнеса.

При этом методологическими установками управленческой деятельности в вузах в русле инновационного менеджмента являются следующие:

— обеспечение принципа «обучение через исследование» как основы академического высшего образования;

— сохранение ориентации на развитие фундаментальных наук и поддержку научных школ;

— участие ученых вуза в разрешении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере;

— создание условий для поддержки талантливой молодежи;

— привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование уникального исследовательского оборудования [1-4].

Принципы инновационного образовательного менеджмента сочетаются с установками пассионарного университетского менеджмента, под которым понимается менеджмент, ставящий трудноразрешимые, либо квазинеразрешимые задачи управления, но стремящийся найти их вероятностное решение [5]. Другими словами, это стратегия изыскания комплексных ресурсов для инновационного управления без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований. В НовГУ эффективно работает управление инновационной деятельностью. В рамках программы Министерства образования и науки Российской Федерации «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» в НовГУ реализуется проект «Развитие инновационной структуры НовГУ как базовой составляющей регионального инновационного кластера», в рамках которого предполагается создать учебный центр инновационного предпринимательства, бизнес-инкубатор, центр инновационного консалтинга, лабораторию прогнозирования, центр патентования, а также развивать существующие элементы инновационной инфраструктуры НовГУ — студенческое конструкторское бюро и технопарк.

Интенсивное инновационное развитие образовательных учреждений обусловило появление нового

вида профессиональной деятельности — управленческого консультирования, призванного помочь руководителям и научно-педагогическим коллективам определить «точки роста», осмыслить характер и последовательность необходимых изменений, преодолеть ситуации профессионального затруднения. В качестве специалистов в области управленческого консультирования могут выступать как представители консалтинговых центров, так и работники высшей школы, системы повышения квалификации, прошедшие специальную подготовку. Смыслом деятельности консультантов по вопросам управления является достижение существенных изменений в различных сторонах жизнедеятельности организации, иными словами, осуществление процесса ее инновационного развития.

Говоря о государственной поддержке инновационной деятельности вузов, стоит отметить, что в последнее время в России и других странах СНГ ставка делается на лидеров, способных обеспечить развитие сферы образования. В 2007 г. 40 вузов РФ были признаны победителями в конкурсе инновационных программ. Лидеры получили значительные суммы на научные исследования, возглавили работу по созданию новых образовательных стандартов, они задают тон в определении приоритетных направлений развития высшего образования в России. Ставка на лидеров проявляется также и в создании федеральных университетов, на базе которых предполагается сформировать систему научно-образовательных комплексов мирового уровня. В целом в рамках образовательной реформы в России были сформированы 7 федеральных университетов, 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов, были созданы современные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материальнотехническая и информационная база значительного числа вузов страны за счет выделенных федеральных средств в рамках проектов инновационного развития.

Следует, однако, заметить, что сами лидеры должны соответствовать определенным требованиям. Во-первых, они должны сформулировать свое видение инновационных путей развития высшей школы. Во-вторых, реализовать в своих вузах инновационные

модели развития на основе заявленных ценностей. В-третьих, руководить совершенствованием всей системы высшего образования. Готовы ли вузы-лидеры, «назначенные» сверху, к выполнению такой миссии? По мнению ряда ученых, укрепление монополизма тех, кого «назначат» ведущими вузами, может привести к снижению реальной конкуренции в сфере высшего образования. В дискуссии о «назначении» ведущих университетов важным является вопрос о повышении их внутренней конкурентоспособности за счет снижения самой конкуренции, которое достигается административными методами управления. В то же время подлинная конкурентоспособность вуза должна достигаться в результате эффективного менеджмента высшей школы, позволяющего обеспечить действительно элитное образование.

1. Ветров Ю. Высшее образование: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 168-171.

2. Дятченко Л., Тарабаева В. Системные инновационные процессы — основа динамичного развития классического университета // Высшее образование в России. 2008. №5. С.13-18.

3. Сенашенко В., Халин В. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование в России. 2008. №3. С.9-21.

4. Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированное управление инновационным университетом // Высшее образование в России. 2008. №4. С.26-30.

5. Журавлев В.А., Ладыжец Н.С. Пассионарный университетский менеджмент // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №1(24). С.4-8.

Bibliography (Transliterated)

1. Vetrov Ju. Vysshee obrazovanie: problemy, perspektivy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. №11. S. 168-171.

2. Djatchenko L., Tarabaeva V. Sistemnye innovacionnye processy — osnova dinamichnogo razvitija klassicheskogo universiteta // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. №5. S.13-18.

3. Senashenko V., Khalin V. O tendencijakh reformirovanija magistratury v strukture rossijjskojj vysshejj shkoly // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. №3. S.9-21.

4. Strongin R., Grudzinskijj A. Proektno-orientirovannoe uprav-lenie innovacionnym universitetom // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. №4. S.26-30.

5. Zhuravlev V.A., Ladyzhec N.S. Passionarnyjj universitetskijj menedzhment // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2003. №1(24). S.4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.