УДК 371:351.851
МЕСТО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ*
С. В. РЯБОВА,
аспирант кафедры экономики и менеджмента E-mail: [email protected] Ульяновский государственный технический университет
Эффективная система управления вузом должна строиться на основе непрерывного комплексного мониторинга качества образования, который предполагает не только сбор достоверной информации о показателях работы внутренних подсистем вуза, но также регистрацию сигналов обратной связи от субъектов рыночных отношений об уровне востребованности выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.
Ключевые слова: мониторинг, система,управление, вуз, качество, подготовка, специалист.
Эффективность управления вузом приобретает особую актуальность в связи с возрастающим их вовлечением в рыночные отношения и предъявлением к образовательному учреждению новых требований, обусловленных этими рыночными отношениями. Реформирование, модернизация высшего профессионального образования, разнообразные инновационные процессы в высшей школе обусловили появление принципиально новых управленческих задач, которые в свою очередь ведут к поиску новых механизмов и способов их решения. Этим объясняется возросший интерес ученых и практиков к проблемам управления вузом и в особенности к информационному обеспечению управленческих решений. В России в настоящее время нет сложившейся системы информационного обеспечения принятия решений руководством
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ульяновском государственном техническом университете.
вузов, поскольку нет нормативно-правовой базы обмена информацией между субъектами рыночных отношений. Указанные процессы и обстоятельства привели к возрастанию роли мониторинга как инструмента информационного обеспечения системы управления учреждениями высшего профессионального образования. Для более четкого определения новых требований к мониторингу и его роли в системе управления вузом рассмотрим современные подходы к модернизации системы управления.
Существуют различные подходы к формированию системы управления вузом. Например, авторы работы [3] выделяют четыре уровня управления: концептуальные решения, стратегические задачи управления, тактические задачи управления, оперативное управление, которые относятся к временной группе задач. Эти уровни пересекаются соответствующими функциональными областями управления.
Автор работы [1] предлагает выделять две комплексно-целевых подсистемы в общей системе управления вузом: управление развитием потенциала, которое направлено на «развитие и совершенствование технической базы вуза, социального развития трудового коллектива, совершенствование системы хозяйственных отношений, и управление функционированием вуза, в сферу которого входят процессы создания и реализации товарной продукции всех видов, эффективного использования ресурсов, качества продукции.
Ряд авторов организационную структуру системы управления вузом рассматривают с точки зрения стратегического управления и включают в нее гораздо больше управляющих подсистем, в основу которых положены стоящие перед ними задачи. К таким подсистемам относят планирование обучения, маркетинг, финансирование деятельности вуза, организацию обучения, научно-исследовательскую работу, повышение квалификации и переподготовку, организацию труда преподавателей, оплату труда и т. д.
Следуя этому подходу, функции мониторинга должны быть существенно расширены и должны включать обеспечение информацией для принятия решений на нескольких уровнях управления (концептуальные решения, стратегические задачи управления, тактические задачи управления, оперативное управление) для каждой из управляемых подсистем. Очевидно, что формирование регулярных информационных потоков по каждому уровню и подсистеме управления требует значительных финансовых и временных затрат. На практике необходимо структурировать и ранжировать по значимости эти функции и исходя из этого определять периодичность и объем представляемой информации для каждой из подсистем управления.
Рассматривают систему управления высшим учебным заведением и как социально-экономическую, в которой отражена взаимосвязь элементов внешней среды, оказывающих воздействие на систему управления вузом и конечные результаты деятельности этой системы, достижимые при условии эффективного использования принципов и механизмов, осуществляющих систему взаимосвязей и отношений между объектом и субъектом управления системы. К субъектам управления (управляющей подсистеме) относят органы управления образованием, органы управления вузом, управленческие кадры самого вуза. Управляемая подсистема включает подсистемы управления стратегическим развитием, учебной работой, научной работой, экономической деятельностью, внешними связями, социальной и воспитательной работой, административно-хозяйственной деятельностью. Как отдельное направление в подсистеме управления стратегическим развитием ученые выделяют управление инновационной деятельностью.
Рассмотренные подходы к формированию системы управления вузом являются взаимодополняющими, однако они не включают одну из важнейших функций — управление качеством образования, которое в настоящее время стано-
вится особенно актуальным и, по мнению автора, должно быть выделено в отдельную подсистему управления вузом. Управление качеством — это методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на мониторинг процессов, так и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.
Существует стандартизованное обобщенное представление системы управления качеством безотносительно отраслевой принадлежности. Особенности, задачи и структура системы управления качеством вуза рассмотрены во многих работах [5—8]. Например, по мнению автора работы [5], модель системы управления качеством в вузе может быть представлена тремя блоками:
- подсистемой управленческих подходов, используемых для решения конкретных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора;
- подсистемой теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориенти-рованном, конкретно-научном и факторном;
- подсистемой ценностной сущности компонентов и факторов образования различной природы (духовность, мотивация, компетентность и т. д.).
При этом качество профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности рынка труда в специалистах соответствующей квалификации, с другой стороны, потребности личности в получении конкурентоспособных знаний.
Несомненно, оценить качество образования очень сложно, т. е. необходимо ответить на вопрос, на что ориентироваться при подготовке кадров — на конечный результат или на сам процесс и его управление. Ответ очевиден: необходимо контролировать оба направления.
Современный российский вуз сопоставим с крупным производственным предприятием. Являясь сложной учебной, научной, социальной, хозяйственной структурой, вуз имеет достаточно сложную систему управления. В настоящее время качественное управление вузом не может осуществляться, если в системе управления нет обратных связей как внутри вуза, так и с внешней средой. Авторы работы [2] отмечают, что на практике управление образованием нередко осуществляется без
обратной связи. Этот факт указывает, во-первых, на необходимость создания каналов обратной связи, во-вторых, на необходимость разработки новых инструментов мониторинга для подсистемы управления качеством образования, ориентированных на регистрацию сигналов обратной связи и сбор данных о параметрах внешней рыночной среды.
С точки зрения вовлечения вуза в рыночные отношения и представления его неким производственным предприятием наиболее продуктивным является подход, который рассматривает систему обеспечения качества подготовки специалиста с позиции управления профессиональной деятельностью будущего специалиста. Компонентами системы управления являются планирование (ориентация на внутривузовские процедуры гарантии качества и стандарты для реализуемых основных образовательных программ) ^ осуществление (измеряй и анализируй то, что запланировано) ^ контроль (как результат соотносится с требованиями) ^ обобщение и коррекция (цикл Дэминга).
В основу проекта системы управления качеством высшего учебного заведения, по мнению авторов работы [6], должны быть заложены следующие принципы стратегического управления:
- многомерный мониторинг и оценка качества процессов, входных и выходных данных этих процессов;
- поиск эталонов, т. е. поиск конкурентных (вуз, кафедра, специальность) и функциональных (процессы приема абитуриентов, дистанционное обучение, бухгалтерский учет и т. п.) лидеров в системе образования;
- стратегическое планирование и развертывание тактических планов по подразделениям вуза для непрерывного улучшения качества образовательных процессов и процессов управления, что позволит коллективу вуза приближаться либо к «бездефектному» производству продукции и услуг высшей школы, либо к определенному эталону;
- управление процессами;
- анализ результатов выполнения планов и корректировка задач или ресурсов. Механизмы управления образовательным
процессом с позиций системы менеджмента качества, по мнению авторов работы [7], могут быть следующие:
- установление критериев образовательных потребностей обучаемых и оценки их удовлетворенности для ориентации всего учебного процесса на наиболее полное их удовлетворение;
- обеспечение выполнения требований инновационного менеджмента к содержанию образовательного процесса (эффективность учебно-методического комплекса, компетентность и способность к нововведениям профессорско-преподавательского состава, требования к среде обучения и др.);
- координация деятельности всех составляющих образовательной системы для решения основной задачи — приобретения необходимого уровня профессиональной компетенции;
- определение и реализация программ по планированию, созданию и поддержанию необходимой инфраструктуры образовательного процесса;
- обеспечение результативности и эффективности образовательного процесса с помощью мониторинга и регулярного измерения показателей качества обучения;
- использование рыночных механизмов в организации и совершенствовании системы образования (маркетинг образовательных услуг: исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг, реклама и др.).
Таким образом, в современных условиях оценка ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг, должна базироваться на результатах маркетинговых исследований, позволяющих определять потенциал конкурентоспособности учебного заведения, оценивать его текущие конкурентные позиции, обосновывать стратегию развития [4]. Лидеры рынка образовательных услуг должны понять, что пришла пора изменить подход к управлению высшим учебным заведением и перейти к применению концепции маркетингового управления [9]. Решение этой задачи многоплановое, предусматривает повышение профессиональных компетенций управленческого персонала и создание современной системы статистики и мониторинга качества образования, что дает возможность сопоставлять результаты образовательной деятельности на различных уровнях: общероссийском, региональном, муниципальном. Основной подсистемой управления вузом должна стать подсистема обеспечения качества образования. При этом наиболее важным ее элементом является комплексный мониторинг, ориентированный не только на сбор информации о показателях функционирования внутренних подсистем вуза, но и на регистрацию сигналов обратной связи от субъектов рыночных отношений об уровне востребованности выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.
Список литературы
1. Богачев Е. Н. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высшего учебного заведения. М.: Высшая школа, 1992.
2. Варывдин В. А. Использование мониторинга системы образования в законотворческом процессе / В. А. Варывдин, В. И. Ефимов, Ю. Б. Зотов и др. М.: Изд. Гос. Думы, 2002.
3. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом: учебник / под ред. В. В. Глухова. СПб: Лань, 2001.
4. Васильев В., Тягунова Т. Новая парадигма оценки качества образования // Высшее образование в России. 2007. № 2.
5. КурильченкоН. Н. Вопросы управления качеством образования в вузе в условиях перехода на болон-скую систему обучения. URL: http://www. smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-15-21/24-2010-08-30-11-20-38/1456-2011-03-20-12-52-52.
6. Нуждин В. Н, Кадамцева Г. Г. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
7. Петров А, Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
9. Яскевич Е. В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 2.