Педагогика
УДК 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Крашенинникова Юлия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена поиска путей совершенствования коррекционной работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Авторами рассмотрены возможности применения образовательных квестов как средства развития лексико-грамматического компонента языковой способности детей рассматриваемой категории. Раскрыты подходы к организации коррекционной работе в данном направлении, определены виды образовательных квестов, наиболее эффективные для решения данных задач. Сделаны выводы об эффективности образовательных квестов как средства развития лексико-грамматического компонента языковой способности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: образовательный квест, лексико-грамматический компонент языковой способности, дошкольный возраст, дети с общим недоразвитием речи.
Annоtation. The article is devoted to the search for ways to improve correctional work on the development of speech in children with general speech underdevelopment of preschool age. The authors considered the possibilities of using educational quests as a means of developing the lexical and grammatical component of the linguistic ability of children in this category. The approaches to the organization of correctional work in this direction are disclosed, the types of educational quests that are most effective for solving these problems are determined. Conclusions are made about the effectiveness of educational quests as a means of developing the lexical and grammatical component of the language ability of preschoolers with general speech underdevelopment.
Keywords: educational quest, lexical and grammatical component of language ability, preschool age, children with general speech underdevelopment.
Введение. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу сегодня составляют дети с проблемами речевого развития. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речевой системы, с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи». Своевременное формирование лексико-грамматической сферы языковой способности ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, однако у детей с общим недоразвитием речи данный компонент языковой способности характеризуется низким уровнем сформированности, что делает задачу его развития одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей данной категории.
В отечественной логопедии данным направлением занимались Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и другие ученые, которые выделяют нарушения лексико-грамматического компонента языковой способности как одни из наиболее весомых в структуре общего недоразвития речи. Ими разработаны программы и рекомендации по развитию лексико-грамматического компонента языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Несмотря на широкий арсенал существующих методов развития лексико- грамматических средств языка, на современном этапе развития логопедической практики возникает необходимость поиска современных новых эффективных средств организации данной работы, или модернизации данных средств с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В этой связи заслуживает внимания вопрос о возможностях применения квест-технологий в работе по развитию речи таких детей. Слово «квест» происходит от англ. «quest» - «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск; наряду с этим смыслом применяется для обозначения определенного типа компьютерных и реальных игр. Раскрывая сущность квеста, можно отметить, что это современная педагогическая технология деятельностного типа, обеспечивающая вовлечение обучающихся в продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой. Анализ исследований и методических разработок в сфере организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показал, что проблема применения квест-технологии в практике специального образования на сегодняшний день практически не рассмотрена учеными. На наш взгляд, квест-технологии могут выступать эффективным средством развития лексико-грамматического компонента языковой способности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель статьи - раскрыть организационно-методические аспекты применения образовательных квестов в коррекционно-логопедической работе по развитию лексико-грамматического компонента языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения особенностей и путей развития лексико-грамматического компонента языковой способности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами образовательных квестов нами было проведено опытно-экспериментальное исследование в 2019-2020 г. на базе МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск; в нем принимали участие 12 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительная группа), имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии о наличии у них общего недоразвитии речи различного уровня. Проведенный на первом этапе констатирующий эксперимент позволил подтвердить имеющиеся в литературе сведения о достаточно низком уровне сформированности лексико-грамматического компонента языковой способности у детей исследуемой категории. Предложенные дошкольникам диагностические задания позволили оценить уровень развития у них лексико-грамматического компонента языковой способности дошкольников. Высокий уровень: у испытуемых хорошо сформирован словарный запас (называние предметов, действий и качеств), они способны верно подобрать обобщающие понятия. У испытуемых
сформированы навыки словообразования и словоизменения. Средний уровень: испытуемые допускают некоторые ошибки при назывании предметов, действий и качеств, частично правильно подбирают обобщающие понятия. Навыки словообразования и словоизменения не достаточно сформированы. Низкий уровень: испытуемые неправильно называют предметы, действия и качества, не способны подобрать обобщающее слово. Навыки словообразования и словоизменения не сформированы. Помощь экспериментатора не принимают. По результатам выполнения экспериментальных заданий не было выявлено испытуемых с высоким уровнем развития лексико-грамматического компонента языковой способности; средний уровень его развития был выявлен у 4 испытуемых, что составило 33,3% от их общего числа; преобладающими оказались испытуемые с низким уровнем развития лексико-грамматического компонента языковой способности - 8 испытуемых, что составило 66,7 % от их общего числа.
Целью опытно-экспериментальной работы на этапе формирующего эксперимента стала разработка содержания и организации коррекционно-логопедического воздействия, направленного на развитие лексико-грамматического компонента языковой способности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами образовательного квеста.
В рамках проведенного исследования нами было разработано 20 логопедических занятий с использованием образовательных квестов, которые проводились подгруппами из 6-7 детей 2 раза в неделю. На работу с одной подгруппой отводилось 20-30 минут. Образовательные квесты проводились на территории детского сада в групповых помещениях.
План подготовки образовательного квеста включал в себя следующие обязательные пункты:
- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера; подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);
- разработка маршрута, который должен быть безопасным для детей и для повышения интереса включать необычные способы передвижения (идти «по следам» или по стрелкам, передвигаться прыжками и т.д.);
- художественное оформление «станций» по маршруту поиска, соответствующее тематике квеста и содержащее в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Коррекционно-логопедическое воздействие по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами образовательного квеста включало следующие направления работы:
- развитие лексической стороны речи путем расширения объема словаря;
- развитие грамматической стороны речи путем совершенствования навыков словообразования и словоизменения;
- развитие синтаксической стороны речи путем закрепления умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- развитие диалогической связной устной речи путем закрепления навыка использования вопросно-ответных форм высказывания;
- развитие монологической связной устной речи путем формирования навыков составления описательных и повествовательных текстов и текстов-рассуждений.
Для реализации задач коррекционной работы мы разработали образовательные квесты двух типов.
Первый тип - динамический квест, в ходе которого группа детей перемещается по так называемым станциям, выполняя специально разработанные задания, направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. В рамках нашего исследования был разработан динамические квесты «Трое из Простоквашино», «Три богатыря», «Приключения Лунтика», «Холодное сердце» и др. на основе сюжетов популярных мультипликационных фильмов и сказок, представляющие собой комплексы заданий и упражнений, который можно проводить как в здании образовательного учреждения, так и на прогулке, как вместе со взрослым человеком, так и самостоятельно, отдельной группой. Организаторами квеста выступали взрослые (логопед, педагоги, родители и т.п.), которые, беря на себя роли персонажей квеста, стояли на станциях, принимали детей, следили за правильным выполнением заданий и в целом контролировали ход игры. Каждый квест содержал от 5-6 станций-заданий, которые необходимо пройти детям. Задания были направлены на развитие лексико-грамматического компонента языковой способности (словарного запаса, умений словообразования и словоизменения). Методика проведения квест-игры такова: в начале разводящий (логопед, который в самом начале рассказывает детям суть игры и объясняет то, что от них будет требоваться) поясняет ребятам сложившуюся ситуацию по сценарию и ставит перед ними главную задачу, которую им необходимо решить посредством прохождения станций квеста. Разводящий отдает детям маршрутный лист с перечнем станций и сопровождает на всем пути прохождения квеста. Станция считается пройденной, если «герой» расписался в маршрутном листе и лишь только после этого можно перейти к выполнению следующего задания.
Занятия с применением динамических квестов имели следующую структуру:
- организационный момент, содержащий вступительное слово логопеда с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя. На этом же этапе при необходимости происходило деление детей на команды и обсуждение правил квеста;
- коррекционно-образовательная деятельность, включающая выполнение квестовых заданий и игр (совместное прочтение пиктографического текста, исследование фрагментов сказочной истории, рассказ от лица и др.) на заранее подготовленных станциях;
- завершение квеста, где детям предлагалось совместно рассказать о том, что с ними происходило, сделать выводы, подвести итоги. Скоординировать этот вид деятельности помогал логопед, который давал всем дошкольникам по очереди принять участие в рассказе о проделанной работе, задавал наводящие вопросы.
Также интересен второй тип квеста, основанный на использовании ИКТ. В работе с таким квестом ребенок может выполнять задания как самостоятельно, так и под руководством педагога. Данные квесты были созданы нами в формате интерактивной мультимедийной игры на базе Microsoft Power Point. Подробнее охарактеризуем квест данного типа. В состав квеста входят следующие компоненты: слайды с четко выстроенной анимацией и добавлением триггеров, гиперссылки, аудиоэффекты, сюжет квеста, видеофрагменты, задания разного уровня сложности. Рассмотрим данные компоненты. Анимация - ключевая
форма работы квеста в интерактивном формате. Она представляет собой эффекты, благодаря которым представленные на слайде изображения становятся динамичными привлекательными для визуального восприятия. Триггер - один из эффектов анимации, срабатывающий после нажатия на объект, в качестве которого могут выступать слова, цифры или изображения, т.о. компьютерная игра реагирует на действия ребенка, обеспечивая интерактивное взаимодействие с ним. Гиперссылка - инструмент, обеспечивающий переход на следующие слайды, он представлен расположенной в правом нижнем углу кнопкой. С помощью данной кнопки ребёнок может переходить от одного задания к другому, при условии правильного выполнения поставленной задачи. Кнопка появляется автоматически после выбора верного ответ и позволяет переключиться на следующий слайд. Аудиоэффекты используются для сопровождения всех выполняемых действий, позволяют сделать работу с мультимедийной игрой увлекательной и несут элемент информативности - по тональности звукового оформления ребенок может понять, правильно или неправильно выполнено задание.
Сюжет квеста - ключевая игровая задача, основанная на сюжете мультфильма. Он представляет собой проблему, решить которую можно, последовательно выполнив все предлагаемые задания. В сюжете имеется главный герой - ключевой персонаж, которому нужно помочь (например, в квесте «Ледниковый период» -белка Скрэт); он сопровождает ребенка на протяжении всей игры. Присутствуют также дополнительные персонажи, ведущие различные разделы игры (в указанном квесте это саблезубый тигр Диего, опоссум Эдди, ленивец Сид, саблезубая тигрица Шира, одноглазый охотник Бак, мамонтиха Элли, маленький дракончик и привлекательная самка саблезубой белки Скратти).
Задания - основное содержание мультимедийного квеста. По содержанию они представляют собой упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического компонента языковой способности дошкольников с общим недоразвитием речи. Принцип расположения упражнений - «от простого к сложному», а также по логическим блокам. Данные блоки связаны с сюжетом квеста, и заключаются в том, что при прохождении каждого из них ребенок взаимодействует с определенным персонажем игры и выполняет его задания. Например, на уточнение и расширение словарного запаса дошкольника детям предлагаются упражнения на подбор нужного слова в соответствии с иллюстрацией, помещенной на слайде; нахождение слов, обозначающих названия изображенных объектов, подбор прилагательного к существительному в соответствии с картинкой; подбор прилагательного к существительному с учетом грамматической формы слова и др. В общей сложности в процессе прохождения квеста ребёнок выполняет 20-25 упражнений.
Выводы. Таким образом, нами было разработано содержание и организационно-методические аспекты логопедической работы по развитию лексико-грамматического компонента языковой способности с использованием образовательных квестов, включающие задания и игровые упражнения, позволяющие целенаправленно обогащать активный лексический запас дошкольников с общим недоразвитием речи, закреплять навыки словообразования и словоизменения, формировать умения использовать различные конструкции предложений, описывать предметы. Разработанные нами организационно-методические аспекты применения образовательных квестов были апробированы в рамках формирующего эксперимента, результаты которого показали положительную динамику развития лексико-грамматического компонента языковой способности детей рассматриваемой категории. После проведения целенаправленного обучения количество детей, обладающих низким уровнем развития лексико-грамматического компонента языковой способности, уменьшилось на 33,3%. Наличие положительной динамики в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи позволило сделать вывод об эффективности применения квест-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми данной категории.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат биологических наук, доцент Неделяева Анна Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); воспитатель Медведская Ирина Викторовна
Детский сад №2 Володарского района Нижегородской области (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Маясова Татьяна Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме коррекции нарушений речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Проведено сравнение звукопроизношения и состояния мелкой моторики пальцев в группах здоровых детей и детей с неврологической патологией. Установлено, что логопедические занятия на основе логосказок и пальчиковой гимнастики способствовали улучшению звукопроизношения согласных звуков у обеих групп. У детей наблюдалась положительная динамика в улучшении показателей мелкой моторики пальцев, состояния мимической мускулатуры и артикуляционной моторики.
Ключевые слова: звукопроизношение, дети старшего дошкольного возраста, мелкая моторика пальцев, развитие речи, логосказки.
Annotation. The article is devoted to the problem of correction of speech disorders and fine motor skills of fingers in senior preschool children. The comparison of sound pronunciation and the state of fine motor skills of fingers was carried out in groups of healthy children and children with neurological pathology. Classes based on speech therapy tales and finger gymnastics improved the pronunciation of consonants in both groups. The improvement of indicators of fine motor skills of the fingers, the state of facial muscles and articulatory motor skills was observed in children.