тей 3-4 лет. Причем на формирующем этапе она оказалась намного выше, чем на констатирующем. Так, прирост показателей физических качеств у детей 3-4 лет на констатирующем этапе составил 21,5%, а на формирующем 33,1%. Эти показатели служат доказательством положительного влияния индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в ДОУ
Эмпирические данные проведенной опытнопоисковой работы дают основание утверждать, что эффективность процесса развития двигательных способностей детей 3-4 лет заметно повы-
шается в результате использования индивидуально-дифференцированного подхода. Это доказывает, что использование индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей средствами подвижных игр у детей 3-4 лет является целесообразным. И данный подход может быть использован на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Библиографический список
1. Кожухов а Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.
В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье анализируются социальные и педагогические предпосылки эффективной деятельности педагогического университетского комплекса в аспекте формирования у будущих педагогов профессиональных умений.
Функционирование и развитие системы образование неотъемлемо от функционирования и развития общества. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Тем более, система педагогического образования, которая непосредственно отвечает за реализацию национального проекта «Образование» и должна стать основой формирования педагога-профессионала.
Анализ научно-методической литературы показывает, что в качестве основы процесса образования современного педагога рассматривается его профессиональная социализация (Б.З. Вульфов, М.И. Рожков, Х.Г Тхагапсоев) «Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни» [1, с. 103].
Дальнейшее поступательное развитие общества во многом зависит от реформирования сис-
темы образования. Х.Г. Тхагапсоев ставит образование в центр осмысления и перспектив российского общества, поскольку «именно оно выступает как основной фактор обеспечения необходимого «культурного сдвига» - непременного условия обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности в России» [1, с. 103]. Исследователь подчеркивает роль образования не только как субъекта, но и объекта переосмысления, модернизации и реконструкции получения личностью профессиональных умений и позиции в целом.
Сложившаяся ситуация социально-экономического развития как в России в целом, так и в Пензенской области требует кардинальных изменений в системе образования, ее структурной перестройки. В настоящее время в регионах интенсивно исследуются вопросы регионализации, профилизации и интеграции образования.
В целях реализации системно-деятельностного и акмеологического подходов к проблемам образования в регионе, с учетом задач социально-экономического развития России, опираясь на отечественные исторические традиции создания «Университетских учебных округов», назрела
© В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова, 2008 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
55
необходимость в реорганизации системы образования. Независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, она должна способствовать достижению нового качества образования, которое является практико-ориентиро-ванным и выводит своего выпускника на высокий уровень проявления сформированных профессиональных умений.
Дальнейшим шагом на пути интеграции образовательных учреждений разного уровня стало создание педагогических университетских учебных комплексов в регионах Российской Федерации. Это позволит усилить автономность вузов и создать условия для все более тесных связей университетов с нравственной рыночной экономической средой. Педагогический университетский комплекс не только позволяют налаживать координацию работы учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, но и способствуют достижению нового качества образования, обеспечивая более полное соответствие образовательных и образовательно-профессиональных программ потребностям общества.
Необходимость формирования педагогических университетских учебных комплексов обусловлена рядом причин:
- современные требования к специалисту;
- необходимость эффективного использования инноваций в области образования;
- необходимость решения проблемы взаимосвязи довузовского, вузовского и после вузовского образования.
Рассмотрим данные причины более подробно:
Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой системной модели педагогического образования, которая обеспечит преемственность передачи знаний и укрепит мотивацию студентов по отношению к будущей профессиональной деятельности.
Согласно обобщенной квалификационной характеристике направления подготовки дипломированного педагога на уровне бакалавра, магистра и специалитета, выпускник педагогического университета должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: развивающая деятельность; организационно-управленческая; обучающе-технологическая; научноисследовательская.
Создание педагогических университетских учебных комплексов способствует более эффек-
тивному использованию инноваций в области образования. В частности, введение единого государственного экзамена в значительной степени приведет к ликвидации довузовской системы образования, которая эффективно готовила учащихся к обучению в вузе. В системе педагогического университетского учебного комплекса, где представлены разные уровни образования, в том числе и те, которые теряются в системе единого экзамена, можно решить проблему подготовки будущего специалиста.
Педагогический университетский учебный комплекс позволяет решить проблему дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, так как полученное в последнее время образование зачастую не отвечает экономическим, и социальным потребностям общества и профессиональным потребностям школы и не может найти практического применения в жизни.
Профессиональная переподготовка - это форма получения дополнительного профессионального образования специалистов, уже занимающих или планирующих занять должность, не соответствующую базовой профессиональной подготовке [2, с. 109].
Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным учебным программам.
Целостность системного анализа проблемы обеспечивает возможность выявления тенденций дальнейшего эволюционного изменения парадигмы профессиональной социализации студентов педагогических университетских комплексов. В наших наблюдениях они определились в виде следующих направлений:
- становление непрерывного цикла профессиональной социализации и личностного самообразования;
- наполнение классической вербально-информационной, репродуктивной и целевой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров инновационной моделью технологической и личностно-ориентированной профессиональной социализации;
- изменение концепции подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществляемое в виде перевода системы «дидактическое знание - дидактический опыт - моделирование профессионального самовыражения педагога» в триаде «модуль - подражание - самоопределе-
ние» в систему «социальный опыт - профессиональное знание и опыт - дидактическое знание и умение - вариативное дидактическое и профессиональное самовыражение» в триаде «модуль -самоопределение - самореализация».
Повышение квалификации проводится с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов, бакалавров и магистров в соответствии с потребностями системы образования и требованиями государственных образовательных стандартов. Следовательно, педагогический университетский учебный комплекс сокращает разрыв между уровнем невостребованной производством квалификации и возможностями системы профессионального образования.
Таким образом, проанализировав причины необходимости создания педагогических университетских учебных комплексов, мы отмечаем, что в ближайшем будущем, когда будут реализованы инновационные направления, традиционный вуз, не имеющий связи с учебными учреждениями другого уровня, не обладающий потенциалом модернизации, не сможет активно функционировать в новых социально-экономических условиях жизнедеятельности.
Создание педагогических университетских комплексов преследует следующие цели:
1. Повышение эффективности и качества образовательного пространства.
2. Обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
3. Вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся.
4. Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
5. Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.
6. Повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества [3, с. 3].
Основными принципами создания педагогических университетских комплексов являются:
1. Единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.
2. Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе с целью сокращения сроков их освоения.
3. Инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.
4. Организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов [4, с. 5].
В рамках педагогического университетского учебного комплекса происходит интеграция образовательного, воспитательного, управленческого, интеллектуального потенциала в двух направлениях: «горизонтальная интеграция» - между образовательными учреждениями одного уровня, «вертикальная интеграция» - между однопрофильными образовательными учреждениями разного уровня.
Как показывает опыт работы создание образовательного института подобного уровня способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровня, направления и ведомственной подчиненности [5, с. 6].
Научные и методические подразделения педагогического университетского комплекса призваны решать такие важные задачи, как интеграция научного и учебно-педагогического потенциала разных уровней в соответствии с программой его деятельности; изучение тенденций развития соответствующих направлений образования в мировой и российской практике и использование их в целях совершенствования учебного научно-воспитательного процесса и подготовки специалистов; совершенствование методологии, методики и техники обучения и унификации требований, предъявляемых качеству знаний обучаемых; гуманизация, акмеологизация и гуманитаризация образования; вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей в различ-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
57
ные виды научно-исследовательской и редакционно-издательской работы.
Они позволяют также способствовать: обеспечению взаимосвязи и преемственности семейного, дошкольного и начального общего образования; доступности всех уровней образования и фактического равенства прав граждан на их получение; созданию новых организационных форм образовательных учреждений, объединению и ассоциированию разно уровневых образовательных учреждений (или их структурных подразделений; обучению по «сквозным» программам в учреждениях общего и профессионального образования [6, с. 64].
Создание педагогических университетских комплексов позволит вплотную подойти к решению проблемы развития многообразной, многоуровневой и непрерывной системы образования с преемственностью всех образовательных ступеней от дошкольной до послевузовской, которая нацелена на становление профессиональных умений выпускников.
Важным направлением системы непрерывного образования в Пензенском регионе является реформирование общеобразовательной школы. Созданы и функционируют лицеи, гимназии, профильные школы, очно-заочные многопрофильные школы, учреждения дополнительного образования. Такое многообразие создает условия для получения образования в соответствии с интересами, способностями и состоянием здоровья учащихся.
Большая работа проводится по реформированию профессионального образования. Завершена структурная перестройка сети образовательных учреждений начального профессионального образования. По ряду профессий и специальностей рассматривается возможность интеграции профессиональных лицеев с другими образовательными учреждениями путем создания на их базе комплексов образования.
Подобный опыт был использован в Пензенской области на базе Пензенского государственного педагогического университета.
В соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», во исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 №1072-р в целях оптимизации структуры сети учебных заведений для обеспечения горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений профессионального образования, по-
строения их деятельности с учетом потребностей и перспектив развития народного хозяйства педагогический университет проводит работу по формированию на базе вуза университетских комплексов.
В ходе создания педагогического образовательного комплекса в Пензенском регионе были учтены некоторые общие положительные наработки в деятельности вышеперечисленных образовательных моделей и комплексов, в частности:
- интеграция и координация деятельности учебных заведений;
- подготовка и использование образовательных программ для научно-методического обеспечения образовательных учреждений, входящих в состав комплекса;
- преемственность различных ступеней образования;
- поддержка становления и развития инновационных образовательных учреждений (школа «Алгоритм», гимназия «САН» г. Пензы).
Учитывая опыт интеграционных программ в других регионах, Пензенский государственный педагогический университет взял за основу наиболее близкую форму интеграции - это создание регионального педагогического университетского учебного комплекса по отраслевому принципу. Это позволит основное внимание сосредоточить на формировании профессиональных умений выпускников.
Библиографический список
1. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. - 1999. - №1. - С. 103-110.
2. Хаметов Т.И. О развитии форм дополнительного профессионального образования // Усиление практической подготовки студентов к деятельности в условиях рыночной экономики: Материалы Всероссийского практического семинара ректоров (проректоров) вузов. - Пенза, 2001. - 255 с.
3. Бюллетень Минобразования РФ. - 2002. -№1. - С. 3-6.
4. Жураковский В. Университетские комплексы: цели и задачи // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2002. - №1. - С. 5-8.
5. Макаркин Н.П. Каким быть региональному учебному округу // Интеграция образования. -2000. - №1. - С. 5-11.
6. Об университетских комплексах: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 №676 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №39.