Столярова И. Н.
МБОУ СОШ № 26 г. Новосибирск, Россия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Рассмотрен вопрос применения такой инновационной игровой технологии, как образовательный веб-квест. Описаны основные этапы создания интерактивного обучающего квеста, возможные варианты использования данной технологии в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: образовательный веб-квест, игровые технологии, геймификация, мотивация, вовлеченность
Игровые методы обучения активно используются в педагогической практике. Классики отечественной педагогики Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский исследовали «специфику и особенности применения игровой деятельности для решения образовательных и воспитательных задач» [2]. Применение игровых методик в образовании получило название «геймификации образования». Опыт показывает, что использование этого подхода позволяет значительно увеличить результативность образовательного процесса [1].
Возрастающая популярность геймификации объясняется необходимостью находить новые способы мотивации и вовлечения школьников в учебный процесс. К.Д. Ушинский замечал, что «игра для ребенка заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая, и он сам распоряжается своим творением» [1].
Цифровые игровые технологии - одно из перспективных направлений в геймификации современного школьного образования. В данной статье рассматривается такая инновационная форма игровых методов обучения, как образовательные веб-квесты.
Квест - это ролевая или ситуационная игра, в процессе которой необходимо решать загадки, головоломки, проявлять творчество и смекалку, чтобы добиться конечной цели, например найти клад или построить город будущего. Образовательный веб-квест объединяет интерактивную онлайн-игру и процесс обучения, предоставляя обширное поле для творческой деятельности педагога. С помощью веб-квестов можно повысить мотивацию и вовлеченность учащихся в учебный процесс. Зачем заставлять «учить» историю, если можно предложить побывать в роли Петра I и спроектировать Санкт-Петербург самостоятельно.
Для создания обучающего веб-квеста необходимо выполнить следующие этапы:
1. Проектирование образовательного контента.
Сначала необходимо выбрать учебную тему; определить
цель, например изучение нового материала, закрепление знаний, тестирование или контроль; подобрать материал для изучения, составить учебные задания, тестовые вопросы.
2. Сюжетное проектирование.
В рамках этого этапа требуется придумать сценарий, то есть игровую ситуацию, которая будет реализована в квесте, например путешествие к далекой планете, поиск древних сокровищ или изобретение чудодейственного лекарства. Затем детально проработать сценарий по ролям, по сюжетным линиям. На этом этапе надо объединить учебные задачи с игровыми, переформулировать некоторые задания, чтобы они гармонично вписывались в сюжетную линию. Оформлять сценарий лучше в виде блок-схемы, что сэкономит время на следующем этапе.
3. Техническое проектирование и реализация.
На данном этапе предстоит выбрать платформу-конструктор сайтов, изучить его возможности с точки зрения реализации сюжетных и образовательных задач. Можно использовать удобные бесплатные платформы для создания сайтов: jimdo.com, ucoz.ru. Далее необходимо создать в конструкторе сайтов шаблон вашей игры, постепенно наполняя ее содержанием. Каждая страница сайта - это один блок из разработанной сюжетной схемы. Чтобы начать игру,
надо зайти по ссылке на сайт и начать выполнять инструкции, приведенные на первой станице сайта.
Практический пример использования технологии веб-квестов на уроке математики в 7-м классе - «Путешествие на Марс» [https://math-in100.jimdo.com].
Еще один из путей использования образовательных веб-квестов является привлечение учеников не только для игры, но и для создания учебных квестов. Данное направление перспективно для раскрытия творческого потенциала учащихся и может быть успешно реализовано в проектной деятельности, групповой работе.
Идею создания веб-квестов можно применить к любому школьному предмету. Играя в квест или создавая его, дети учатся и творят, получают позитивные эмоции, повышается их заинтересованность. Активная познавательная деятельность, раскрытие творческого потенциала, нацеленность на достижение цели, инициированные погружением в образовательный веб-квест, показывают эффективность использования данной игровой технологии для повышения качества обучения.
Список использованных источников
1. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 6-2.
2. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9(162).
© Столярова И. Н., 2017