Научная статья на тему 'Образовательные результаты подготовки студентов к ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГОЧЕСКОМУ сопровождению семьи в духовно- нравственном развитии детей'

Образовательные результаты подготовки студентов к ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГОЧЕСКОМУ сопровождению семьи в духовно- нравственном развитии детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитякова Н. П., Верховых И. В.

Введение. В статье представлены результаты исследовательской и проектной работы по определению образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к одной из актуальных и вызывающих затруднения функций профессиональной деятельности психолого-педагогическому сопровождению семьи в духовно-нравственном развитии детей. Цель статьи раскрыть основные источники и методы проектирования результатов осваиваемой образовательной программы, обеспечивающие их востребованность и практикоориентированность. Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы как анализ научной литературы, опрос участников исследования, ранжирование, метод декомпозиции (профессиональных компетенций), процедура формулирования целей-результатов на основе таксономии Б. Блума, SMART-планирование. Результаты. На основе системно-деятельностного подхода сформулированы образовательные результаты освоения модуля магистерской программы, отвечающие требованиям конкретности, диагностичности, достижимости. Использование их перечня для проектирования содержания модулей и учебных дисциплин обеспечит практико-ориентированный характер профессиональной подготовки. Обсуждение. Отмечается, что при формулировании образовательных результатов вариативных дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи» необходимо использовать результаты систематического изучения потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Заключение. Основными источниками определения образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей являются требования ФГОС ВО к планируемым результатам освоения основной образовательной программы, требования Профстандарта педагога-психолога к трудовым действиям, особенности процесса духовно-нравственного воспитания личности как предмета сопровождения, потребности родителей в его содержании и формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитякова Н. П., Верховых И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные результаты подготовки студентов к ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГОЧЕСКОМУ сопровождению семьи в духовно- нравственном развитии детей»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.86..4..013 УДК 378.14 ББК 74.480.26

Н.П. Шитякова1, И.В. Верховых2

1 ORCID № 0000-0002-1015-5896, доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0003-4799-9985, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

.0

са о

х ^

ф ш

m

с

I

образовательные результаты подготовки

СТУДЕНТОВ К ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГОЧЕСКОМУ

сопровождению семьи в духовно-нравственном РАЗВИТИИ детей

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследовательской и проектной работы по определению образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к одной из актуальных и вызывающих затруднения функций профессиональной деятельности - психолого-педагогическому сопровождению семьи в духовно-нравственном развитии детей.

Цель статьи - раскрыть основные источники и методы проектирования результатов осваиваемой образовательной программы, обеспечивающие их востребованность и практикоориен-тированность.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы как анализ научной литературы, опрос участников исследования, ранжирование, метод декомпозиции (профессиональных компетенций), процедура формулирования целей-результатов на основе таксономии Б. Блума, SMART-планирование.

Ре.зультаты. На основе системно-деятельностного подхода сформулированы образовательные результаты освоения модуля магистерской программы, отвечающие требованиям конкретности, диагностичности, достижимости. Использование их перечня для проектирования содержания модулей и учебных дисциплин обеспечит практико-ориентированный характер профессиональной подготовки.

Обсуждение. Отмечается, что при формулировании образовательных результатов вариативных дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи» необходимо использовать результаты систематического изучения потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Заключение. Основными источниками определения образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей являются требования ФГОС ВО к планируемым результатам освоения основной образовательной программы, требования Профстандарта педагога-психолога к трудовым действиям, особенности процесса духовно-нравственного воспитания личности как предмета сопровождения, потребности родителей в его содержании и формах.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, образовательные результаты профессиональной подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Основные положения:

• изучены мнения родителей о духовно-нравственном воспитании детей в семье, о необходимости психолого-педагогического сопровождения или поддержки этого процесса со стороны педагогов;

• установлено наличие разных приоритетов родителей в выборе форм психолого-педагогической поддержки семьи в зависимости от принадлежности к той или иной социальной, территориальной, возрастной и т.п. группам;

• сформулированы образовательные результаты вариативных дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи».

1. Введение (Introduction)

Современное состояние проблемы подготовки специалистов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в отечественной науке характеризуется следующими достижениями: определены методологические подходы и сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение», которое предполагает не коррекцию существующих недостатков и упущений в семейном воспитании, а опору на возможности самой семьи в развитии личности ребенка [1; 2; 3], разработаны модели психолого-педагогического сопровождения семьи, выявлены виды деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи [4; 5; 6], формы психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [7; 8; 9; 10; 11; 12], описан опыт разработки программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [13, 14], исследуется понятие профессиональной готовности к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания [15; 16; 17; 18; 19; 20]. Однако вопросам подготовки специалистов к социально-педагогическому сопровождению семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения не уделено в теории профессиональной педагогики достаточного внимания, в то время как педагоги-практики отмечают необходимость специальной подготовки. Она возможна в рамках реализации вариативного блока магистерских программ психолого-педагогического направления с профилем «Психолого-педагогическое сопровождение семьи». Возможность выбора данного вида подготовки является принципиально важной, поскольку наши исследования показывают, что только около трети педагогов проявляют осо-

знанное стремление заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания личности.

Содержание и способы подготовки специалистов к социально-педагогическому сопровождению семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения напрямую зависят от сущности объекта и предмета сопровождения и ожидаемых образовательных результатов образовательной программы в целом и модулей и учебных дисциплин, в частности. Под психолого-педагогическим сопровождением семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей мы понимаем деятельность, объединяющую усилия педагога-психолога и родителей по обеспечению условий, предупреждающих возникновение негативных проявлений в ценностно-смысловой сфере личности ребенка. Оно включает психолого-педагогическую диагностику ценностно-смысловой сферы личности; совместное проектирование воспитательных ситуаций, событий, приемов, способствующих обретению детьми личностных смыслов традиционных российских ценностей; индивидуальное консультирование по запросу родителей.

Образовательные результаты профессиональной подготовки мы определяем как совокупность освоенных студентом действий, предусматривающих применение имеющихся знаний на практике в стандартных и нестандартных ситуациях, характеризующихся конкретностью, достижимостью в установленные временные рамки, диагностичностью, измеряемостью, вследствие этого обеспечивающих объективную оценку качества образования. Они проектируются на основе требований ФГОС ВО, Проф-стандарта педагога-психолога, потребностей и запросов родителей, понимания сущности психолого-педагогического сопровождения.

о

О Ф т о

го

4 ф

с

2>s

5

S *

s s о s с н

x CO со to о Го I- О.

Ф S qO

(M

О ф

s EE

CO

О

gg

?! CO

_й о

I- X

го ^

£ s

Ф Ф о

- I

.0 S ¡Ц I

53 <u

го i?

о ° S И

<5

ГО

о

sg

О о

Цель настоящей статьи - раскрыть основные источники и методы проектирования результатов осваиваемой образовательной программы, обеспечивающие их востребованность и прак-тикоориентированность.

Задачи исследования:

• изучить мнения родителей о духовно-нравственном воспитании детей в семье, о необходимости психолого-педагогического сопровождения или поддержки этого процесса со стороны педагогов;

• сформулировать образовательные результаты вариативных дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи».

2. Материалы и методы (Materials and methods)

С целью изучения мнения родите-

лей о духовно-нравственном воспитании детей в семье, о необходимости психолого-педагогического сопровождения или поддержки этого процесса со стороны педагогов и психологов был проведен опрос, в котором участвовали 165 родителей (г. Челябинск, Касли, Кыштым), имеющих детей от 7 до 18 лет и проявивших интерес к обсуждаемой проблеме.

Два вопроса были ориентированы на выявление ценностных ориентаций семьи. Родители выбирали из перечня качеств личности [21] те из них, появление которых, в одном случае, они считают важным предотвратить, в другом - те качества личности, которые хотели бы воспитать в своем ребенке. По результатам опроса был выстроен рейтинг (Таблицы 1, 2).

Табл. 1. Проблемы в духовно-нравственном развитии ребенка, которые родители считают важным предотвратить

Tabl. 1. Problems in the spiritual and moral development of the child, which parents consider important to prevent

Ранговое место Родители областного центра % Ранговое место Родители малых городов %

1 Воровство 66.67 1 Зависть 97,6

2 Душевная глухота 46.67 2 Воровство 95,2

3 Ложь 43.33 3 Ненависть 92,9

4 Зависть, лицемерие, ненависть 33.33 4 Ложь 90,5

5 Отчаяние, неблагодарность 30 5 Лень 85,7

6 Злоба 26,67 6 Непослушание, лицемерие 69

7 Безверие, бесстыдство 23.33 7 Сквернословие 66,7

8 Клевета 20 8 Клевета 54,8

Родители обеих групп отмечают, что не хотели бы видеть у своего ребенка таких отрицательных проявлений, как воровство, ложь, ненависть и зависть. Возможно, при выборе данных качеств, родители проецировали последствия данных проявлений на систему семейных взаимоотношений. Тот ущерб, который могут нанести воровство, ложь, ненависть и зависть в обыденной жизни семьи, велик. Работа по предупреждению негативных проявлений в поведе-

нии детей требует существенных усилий и терпения. Не каждый родитель знает пути и способы профилактической работы.

Обратим внимание на проявления, которые получили не очень высокий ранг: неблагодарность, непослушание, сквернословие, безверие, бесстыдство и др. Естественно, что перечисленные проявления также нежелательны, с точки зрения родителей, в поведении детей, но в меньшей степени.

Табл. 2. Качества личности, которые родители хотели бы воспитать в своем ребенке Tabl. 2. Personality traits that parents want to nurture in their children

Ранговое место Родители областного центра % Ранговое место Родители малых городов %

1 Любовь, мудрость 53,3 1 Сострадание 88,0

2 Совесть 50,0 2 Любовь, милосердие 71,4

3 Честь, достоинство 43,3 3 Терпение 64,3

4 Доброжелательность 36,6 4 Достоинство, почтение 52,4

5 Терпение, благородство 33,3 5 Благородство, совесть 50,0

6 Сострадание, милосердие 30,0 6 Верность 47,6

7 Прощение, верность 23,3 7 Честь 45,2

8 Радость 20,0 8 Целомудрие, доброжелательность 42,9

Интересные данные получены о качествах личности, которые желательны, по мнению родителей, у детей. Родители обеих групп отметили как наиболее ценные такие качества, как любовь, достоинство, терпение и благородство. Другие положительные качества оказались на разных ранговых местах: сострадание (1 и 6 ранг), совесть (2 и 5 ранг), честь (3 и 7 ранг), милосердие (2 и 6 ранг), доброжелательность (4 и 8 ранг). Возможно, данные различия можно объяснить спецификой жизни больших и малых городов. Родители хотят видеть в детях те качества, которые будут необходимы в конкретных условиях их жизни. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод об их заинтересованности в развитии ценностно-смысловой сферы личности детей, и психолого-педагогическое сопровождение современной семьи может осуществлять только педагог-психолог, ориентирующийся в системе значений и смыслов традиционных российских ценностей.

Изучив потребности родителей в психолого-педагогическом сопровождении семьи в духовно-нравственном воспитании детей, на основе анализа изученных источников, мы составили перечень его форм:

• подбор аудио и видеотек для всей семьи из цикла «Семейное духовно-нравственное воспитание»;

• создание небольших библиотек педагогической духовно-нравственной литературы для родителей в образователь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных учреждениях, объединениях по месту жительства, при семейных клубах;

• распространение лучшего опыта семейного воспитания;

• деятельность служб психолого-педагогического консультирования семьи;

• работа семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства;

• организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях;

• обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками;

• занятия в семейных воскресных школах при храмах;

• духовно-просветительские мероприятия в образовательных организациях и по месту жительства;

• индивидуальные консультации семейного психолога;

• индивидуальные консультации педагога;

• «круглые столы» родителей;

• совместная проектная деятельность [14].

Участникам опроса было предложено оценить степень необходимости каждой из них по 3-балльной шкале (3 балла - да, необходима, 2 балла - сомневаюсь в необходимости, 1 балл - нет, не нужна).

Результаты опроса свидетельствуют о том, что наиболее востребованной формой психолого-педагогического сопровождения семьи оказалась совместная деятельность педагогов и родителей

о

О Ф т о

го

ч ф

с

2>s

§ £ s о s с н

х со

ей со

о Го

I- О.

Ф S чо

¡М

О ф

со

о

2S

?! ей

_й о

I- X

го ^

аг ф

Ф о

- I

.0 s с; I

53 Ф

го i?

о ° S ей

<5

Го

о

«ё О о

-û m

о x

<u m

ro cû О

к H

1= I

по проектированию действий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей (86,67%). Более 60% респондентов считают необходимой также индивидуальные консультации семейного психолога, более 40% - индивидуальные консультации педагога. В большом городе родителями многие из перечисленных форм мало востребованы, они (за некоторым исключением) тяготеют к индивидуальным формам психолого-педагогической поддержки семьи.

Мы отметили тот факт, что жители малых городов более склонны к коллективным формам психолого-педагогической поддержкисемьивдуховно-нравственном воспитании детей: работа семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства; организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях; обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками; совместная деятельность педагогов и родителей по проектированию действий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и др.

4. Обсуждение (Discussion)

В процессе анализа полученных результатов мы не ставили цель выстроить рейтинг или оценить достоинства и недостатки вышеназванных форм психолого-педагогической поддержки семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Наше исследование установило наличие разных приоритетов родителей в выборе форм психолого-педагогической поддержки семьи в зависимости от принадлежности к той или иной социальной, территориальной, возрастной и т.п. группам. Этот вывод еще раз подтверждает необходимость систематического изучения потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Именно такой подход сделает работу педагога и психолога целенаправленной и результативной. Полученные данные наряду с требованиями ФГОС ВО и Профстандарта педагога-психолога были учтены при формулировании образовательных результатов вариативных дисциплин магистерской программы

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи». В ходе работы использовался метод декомпозиции (профессиональных компетенций), процедура формулирования целей-результатов на основе таксономии Б. Блума, SMART-планирование для обеспечения конкретности, достижимости в установленные временные рамки, измеряемости результатов освоения программы. К ним мы отнесли следующие:

• описывает действия педагога-психолога, характеризующие процесс психолого-педагогического сопровождения семьи;

• разрабатывает программу мониторинга результатов духовно-нравственного развития обучающихся;

• анализирует результаты мониторинга духовно-нравственного развития обучающихся;

• формулирует рекомендации родите-лямпопроблемамдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся су-четом результатов мониторинга;

• обосновывает свои рекомендации знанием закономерностей духовно-нравственного развития различных категорий обучающихся;

• редактирует содержание дополнительной образовательной программы, направленной на развитие психолого-педагогической компетентности родителей в сфере духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

• составляет психолого-педагогическое заключение по результатам индивидуального диагностического обследования личностной сферы ребенка;

• демонстрирует приемы проведения интерактивных форм занятий для родителей по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

• планирует совместную деятельность педагогов и родителей по проектированию воспитательных ситуаций, приемов воспитания, мероприятий духовно-нравственной направленности и др.

• составляет текст выступления на педагогическом совете по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания личности;

• планирует мероприятия по профилактике возникновения отклонений в духовно-нравственном развитии ребенка;

• проектирует ситуацию и событие, развивающее эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

• характеризует понимание духовно-нравственной ценности (по выбору студента) различными группами людей;

• представляет для обсуждения проект рекомендаций, (мероприятия, воспитательной ситуации), направленный на предупреждение проблем в духовно-нравственном развитии личности (воровства, зависти, лжи и др.).

5. Заключение (Conclusion)

Основными источниками определения образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей являются требования ФГОС ВО к планируемым результатам освоения основной образовательной программы,

требования Профстандарта педагога-психолога к трудовым действиям, особенности процесса духовно-нравственного воспитания личности как предмета сопровождения, потребности родителей в его содержании и формах. Конкретность, достижимость в установленные временные рамки, измеряемость результатов освоения программы обеспечивают метод декомпозиции (профессиональных компетенций), процедура формулирования целей-результатов на основе таксономии Б. Блума, SMART-планирование.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ) от 04.06.2018 г. № 1/317 по теме «Подготовка студентов к семейно-ориентированному сопровождению личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: психолого-педагогические и управленческие аспекты».

Библиографический список

1.Дубровина, Ю.А.Анализ методологическихподходовворганизациипсихолого-педагогического сопровождения семьи [Текст] / Ю.А. Дубровина, Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 11. - С. 211-215.

2. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст]: учеб. пособие / Р.В. Овча-рова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

3. Кротенко, Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение семей дошкольников в образовательной организации [Текст] / Е.С. Кротенко // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. -Ростов-н/Д, 2015. - № 3. - С. 241-244.

4 Васягина, Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей [Текст] / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 126-132.

5. Vasilyeva, V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs / V.S. Vasilyeva, L.A. Druzhinina, L.M. Lapshina, L.B. Osipova, E.V. Reznikova. - E-SdPTCONICIT - Espacios (ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 1education(2018), 869393 Available from: http:// http://www.revistaespacios.com/ a18v39n02/18390232.html.

6. Алипханова, Ф.Н. Профессиональная подготовка педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей [Текст] / Ф.Н. Алипханова. - Москва-Берлин: Директ медиа. - 2018. - 200 с.

7. Кондрашева, Ю.В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских В.Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014.- С. 89-91.

8. Потаповская, О.М. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания [Текст] / О.М. Потаповская, И.В. Метлик // Воспитание школьников. -2017. - № 2. - С. 21-29.

9. Галина, Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей в семье и дошкольном учреждении [Текст] / Л.М. Галина // Личность и социальное развитие:

о

О Ф т о

го

ч ф

с

2>s

§ £ s о s С H

x m

CQ П

О ГО I- О.

Ф S чо

¡M

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s £5

к

О

ей

?! CÛ

.0 о

I- X

го ^

£ s s¡

ф

Ф о

- I

.о s с; i

53 Ф

го s?

о 3

S и

<5

Го

о О о

материалы международной науч.-практ. конф. 28-29 марта 2013 года: сб. конф. НИЦ Социосфера. -Прага, 2013. - № 2018. - С. 53-57.

10. Стерхов, А.А. Взаимодействие педагога и семьи в духовно-нравственном развитии учащихся [Текст] / А.А. Стерхов // Педагогика: вопросы теории и практики. - 2017. - № 2(6). - С. 76-78.

11. Sadykova, S.A., Sokolova, L.B.Possibilities of extracurricular activities in the student's spiritual and moral formation. - 2016. - Social Sciences (Pakistan). - Available from: http://ijese.net/makale/1211.

12. Shukshina, T.I., Gorshenina, S.N., Neyasova, I.A. Pedagogical support of ethnic, social and cultural experience formation in primary school students. - 2017. - Man in India. - Available from: http:// serialsjournals.com/articles.php?journals_id=40&volumes_id=1060&volumesno_id=1182.

13. Омарова, Н.А. Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н.А. Омарова, А.Э. Вильман // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 47-49.

14. Потаповская, О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Текст] / О.М. Потаповская. - М.: Планета 2000, 2002. - 64 с.

15. Анненкова, Н.В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания [Электронной ресурс] / Н.В. Анненкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 32. - С. 6-11. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56654.htm. [Дата обращения: 29.06.2018].

16. Егорова, М.А. О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога) [Текст] / М.А. Егорова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - № 3. - Т. 9. - С. 30-38.

17. Газиева, Я.З. Требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов [Текст] / Я.З. Газиева // Вестник Московского института государственного управления и права. -2016. - №14. - С. 33-36.

18. Dolgova, V.I., Salamatov, A.A., Potapova, M.V., Yakovleva, N.O., Yakovlev, E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists. - 2016. - International Journal of Environmental and Science Education. - Available from: http://ijese.net/arsiv/146.

19. Shukshina, T.I., Buyanova, I.B., Neyasova, I.A. Substantive-processual aspects of professionally-oriented training organization of students of Pedagogical University. - 2018. - Astra Salvensis. - Available from: http://ijese.net/arsiv/43.

20. Shukshina, T.I., Gorshenina, S.N., Buyanova, I.B., Neyasova, I.A. Practice-oriented teachers' training: Innovative approach. - 2016. - International Journal of Environmental and Science Education. -Available from: http://ijese.net/arsiv/43.

21. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского [Текст]. - М.: ДАРЪ, 2007. - 1328 с.

2 I

N.P. Shityakova1, I.V. Verkhovikh2

1 ORCID № 0000-0002-1015-5896, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of pedagogy, psychology and subject methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected] ; ORCID № 0000-0003-4799-9985, Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of pedagogy, psychology and subject methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

EDUCATIONAL OUTCOMES TRAINING STUDENTS FOR

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FAMILIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Annotation

Introduction. The article presents the results of research and design work to determine the educational results of the training of teachers-psychologists to one of the most relevant and challenging

functions of professional activity - psychological and pedagogical support of the family in the spiritual and moral development of children.

The purpose of the article is to reveal the main sources and methods of designing the results of the educational program, ensuring their relevance and practice - oriented.

Materials and methods. To achieve the goal, such methods as the analysis of scientific literature, survey of research participants, ranking, method of decomposition (professional competencies), the procedure for formulating the goals and results based on the taxonomy of B. bloom, SMART-planning were used.

Results. On the basis of the system-activity approach the educational results of development of the module of the master's program meeting the requirements of specificity, diagnostic, achievability are formulated. The use of their list for the design of the content of modules and disciplines will ensure a practice-oriented nature of training.

Discussion. It is noted that in the formulation of educational results of variable disciplines of the master's program "Psychological and pedagogical support of the family" it is necessary to use the results of systematic study of the needs of parents in psychological and pedagogical support of the family in the spiritual and moral education of children.

Conclusion. The main sources of determining the educational results of the training of teachers-psychologists for psychological and pedagogical support of the family in matters of spiritual and moral education of children are the requirements of the FSES TO the planned results of the development of the basic educational program, the requirements of the professional Standard of the teacher-psychologist to labor actions, the process of spiritual and moral education of the individual as a subject of support, the needs of parents in its content and forms.

Keywords: psychological and pedagogical support of the family in matters of spiritual and moral education of children, educational results of professional training of teachers-psychologists to psychological and pedagogical support of the family in matters of spiritual and moral education of children.

Highlights:

• The opinions of parents about the spiritual and moral education of children in the family, the need for psychological and pedagogical support or support of this process by teachers are studied; $

• The presence of different priorities of parents in the choice of forms of psychological and pedagogical E support of the family, depending on the belonging to a particular social, territorial, age, etc.;

• The educational results of various disciplines of the master's program "Psychological and pedagogical support of the family"are formulated.

References

1. Dubrovina Yu.A., Naboichenko E.S. Analysis of methodological approaches in the organization of

СЛ

ro

T3

psychological and pedagogical support of the family [Text]. Pedagogical Education in Russia. 2016. No. 11. a. P. 211-215. —

o <u

2. Ovcharova R.V. Parenthood as a psychological phenomenon [Text]: Textbook. allowance. Moscow: ¡So

o ~

Moscow Psychological and Social Institute, 2006. 496 p.

3. Krotenko E.S. Psychological and pedagogical support of families of preschool children in the educational organization Text. All-Russian scientific-practical conference Personality in culture and education: psychological support, development, socialization. Rostov-on-Don, 2015. № 3. P. 241-244.

СЛ

tn o

4. Vasyagina N.N. Training as a form of psychological and pedagogical support of parents [Text]. aiTu

1 -

Pedagogical Education in Russia. 2011. No. 3. P 126-132.

5. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. Tutoring in afamily raising an infant with special health needs. E-SdPTCONICIT - Espacios (ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 1education (2018), 869393 Available from: http: // http://www.revistaespacios.com/a18v39n02/18390232.html.

6. Alipkhanova F.N. Professional training of psychologists for the implementation of psychological education of parents [Text]. Moscow-Berlin: Direct Media. 2018. 200 s.

7. Kondrasheva Yu.V., Prudskikh E.V. Shorstova V.F. Pedagogical support of the family in the spiritual ö. and moral education of preschool children [Text]. Innovative pedagogical technologies: materials of Intern. sci. o Jj Conf. (Kazan, October 2014). Kazan: Buk, 2014. P. 89-91. 2 g

C.;

8. Potapovskaya O.M., Metlik I.V. Interaction of teachers, children and parents in the process of spiritual and moral education [Text]. Education of schoolchildren. 2017. No. 2. P. 21-29.

9. Galina L.M. Psychological and pedagogical support of the social and emotional development of children in the family and preschool institution Text. Personality and social development: materials of the international scientific and practical conference on March 28-29, 2013. Proceedings of the SIC Sotsiosfera. Prague, 2013. No. 2018. P. 53-57.

10. Sterkhov A.A. The interaction of the teacher and family in the spiritual and moral development of students Tex. Pedagogy: theory and practice. 2017. 2 (6). P. 76-78.

11. Sadykova S.A., Sokolova L.B. Possibilities of extracurricular activities in the student's spiritual and moral formation. 2016. Social Sciences (Pakistan). Available from: http://ijese.net/makale/1211.

12. Shukshina T.I., Gorshenina S.N., Neyasova I.A. Pedagogical support of ethnic, social and cultural experience. 2017. Man in India. Available from: http://serialsjournals.com/articles.php?journals_id=40&volumes_ id=1060&volumesno_id=1182

13. Omarova N.A., Vilman A.E. Interaction between the OED and family in the spiritual and moral upbringing of preschool children in the context of the implementation of the GEF Do [Text]. Innovative pedagogical technologies: materials VI Intern.. sci. Conf (Kazan, May 2017). Kazan: Beech, 2017. P. 47-49.

14. Potapovskaya O.M. Pedagogical support of the family in matters of spiritual and moral education of children [Text]. Moscow: Planet 2000, 2002. 64 p.

15. Annenkova N.V. Readiness of the teacher to accompany the family in matters of education [Electronic resource]. Scientific and methodical electronic magazine "Concept". 2016. V. 32. P. 6-11. Access mode: http://e-koncept.ru/2016/56654.htm [Date of circulation: 29.06.2018].

16. Egorova M.A. On the training of personnel in the conditions of application of professional standards in the field of education (on the example of a teacher-psychologist) Texture. Psychological and pedagogical studies. 2017. № 3. Volume 9. P. 30-38.

17. Gazieva Ya.Z. Requirements for the professional training of teachers and psychologists Text. Bulletin of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2016. № 14. P. 33-36.

18. Dolgova V.I., Salamatov A.A., Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. The research of the personality qualities of the future educational psychologists. 2016. International Journal of Environmental and Science Education. Available from: http://ijese.net/arsiv/146.

19. Shukshina T.I., Buyanova I.B., Neyasova I.A. Substantive-processual aspects of the professionally-oriented training organization of students of Pedagogical University. 2018. Astra Salvensis. Available from: http://ijese. net/arsiv/43.

20. Shukshina T.I., Gorshenina S.N., Buyanova I.B., Neyasova I.A. Practice-oriented teachers' training: Innovative approach. 2016. International Journal of Environmental and Science Education. Available from: http://ijese.net/arsiv/43.

21. Symphony ofthe works ofSt. Tikhon Zadonsky [Text]. M.: DAR, 2007. 1328 p.

> о

2

го >

о го ■f?

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.