Научная статья на тему 'Образовательные ресурсы мультикультурализма'

Образовательные ресурсы мультикультурализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткин Лев Юрьевич

Установлено, что образовательные ресурсы мультикультурализма реализуются в увеличении человеческого капитала, развитии субъекта культур, активной культуросозидательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные ресурсы мультикультурализма»

УДК 12.21 35

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА EDUCATIONAL RESOURCES OF MULTICULTURALISM Л. Ю. Сироткин L. Y. Sirotkin

ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань

Аннотация. Установлено, что образовательные ресурсы мультикультурализма реализуются в увеличении человеческого капитала, развитии субъекта культур, активной культуросозидательной деятельности.

Abstract. It has been established that educational resources of multiculturalism are realized in increasing of human capital, development of the subject of culture, active culture-building activity.

Ключевые слова: мультикультурализм, человеческий капитал, субъект культуры, муль-тикультурное пространство, межкультурная коммуникация.

Keywords: multiculturalism, human capital, subject of culture, multicultural space, cross-cultural communication.

Актуальность исследуемой проблемы. Выявление образовательного потенциала мультикультурализма и возможностей его использования для развития личности как субъекта культуры является актуальной педагогической проблемой.

Материал и методика исследований. В качестве материала исследования послужили содержание, процесс и структура мультикультурного пространства. Методика предполагала использование следующих методов: теоретического анализа и синтеза проблематики, нашедшей отражение в философской, психологической, социологической и педагогической литературах; имитационного моделирования, проектирования, прогнозирования.

Результаты исследований и их обсуждение. Культура является важнейшим условием сохранения государства и общества, которые представляют собой формы национального бытия. Девальвация базовых ценностей обессмысливает процесс национальной эволюции, что приводит нацию к распаду и уничтожению. В настоящее время затянувшийся «поиск идентичности» справедливо связывается с дефицитом личностных ресурсов. Индивидуальный потенциал (творческий, исполнительский и др.) сохраняется и развивается благодаря социокультурной матрице, которую каждая нация приобретает на протяжении длительного периода своей истории. Сложность и многоуровневость национальной культуры обеспечивают сложность и многоуровневость личности, выросшей и воспитанной в традициях этой культуры. Современный мир - это мир, в котором конкурируют личностные стратегии. Чем сложнее личность, тем эффективнее жизненные стра-

тегии, которые она способна генерировать. Основанием стратегического успеха стран и народов является человеческий потенциал, который реализуется при конструировании пространства самоактуализации.

Человеческий потенциал конвертируется в человеческий капитал. Известно, что человеческий капитал проявляется в интеллектуальной собственности многомерного человека и складывается в том числе из затрат на образование и воспитание, на поддержание и развитие культуры, а также из усилий учащейся молодежи по освоению ценностей культуры.

Человеческий потенциал требует пространства актуализации; если оно деформировано, то предполагаются усилия для его преодоления, если оно недостаточно эффективно, то возникает необходимость его оптимизации. Пространство самоактуализации в значительной степени определяют векторы развития человека и становления его социальных типов. Среди заметных тенденций развития личности обратим внимание на персонализацию, сохранившую свою значимость для современного состояния общества и человека. В ней выделяется вектор, который предполагает духовное обогащение человека и развертывание его духовного потенциала, который, в свою очередь, реализуется преимущественно в социокультурном пространстве. Разумеется, чем благоприятнее пространство для самоактуализации, тем глубже и разнообразнее проявления духовного потенциала.

Мультикультурализм как социальное явление разворачивается в социокультурном пространстве, которое объединяет социальное и культурное пространства. Применительно к анализу мультикультурализма целесообразно акцентировать внимание на второй части понятия. Социокультурное содержание ограничивает пространство связями человека с объектами и субъектами культуры. Как полагаем, социокультурное пространство -это форма сосуществования социума, культуры и человека. В педагогических исследованиях целесообразно оперировать понятием «культурно-образовательное пространство», имея в виду отсутствие строгого определения этого понятия в источниках литературы и его метафоричность. В педагогике понятие «пространство» интерпретируется как место, точка и процесс, в ходе которого осуществляется та или иная форма контакта личности и среды. В большинстве педагогических исследований пространство рассматривается как составная часть среды. В любом случае человек существует в пространстве и осуществляет взаимодействие со средой. Представляется, что иерархия «среда - пространство» выглядит несколько иначе. Более логичным является включение среды в пространство. В этом случае социальное пространство выступает как процесс и результат деятельности человеческого сообщества, а среда - как процесс и результат деятельности отдельной личности. Среда - это часть пространства, с которой взаимодействует человек.

Мультикультурализм предполагает разнонаправленное взаимодействие человека и культурной среды. Понимание последней неоднозначно. Обобщенный анализ позволяет выделить основные компоненты культурной среды: во-первых, это часть социокультурного пространства; во-вторых, она содержит знаки, коды, символы, образы и языки культуры; в-третьих, духовные факторы и объекты культурной среды связаны с распространением культурных ценностей; в-четвертых, субъекты взаимодействуют в границах одной или нескольких культур; в-пятых, результатом их взаимодействия является развитие и саморазвитие индивидуальной культуры личности и межсубъектных отношений. Таким образом выстраивается следующая иерархия: социокультурное пространство - культурно-образовательное пространство - культурная среда. В этой парадигме осуществляется диалог культур.

Модернизационный потенциал мультикультурализма проявляется в мобильности, в способности к интеграции этнокультур (региональных культур) и непосредственно определяет его образовательные возможности. Мультикультурная модернизация основывается на этнокультурных составляющих и в соответствии с диссонансными зависимостями выражает их противоречивые процессы. Разные по интенсивности и времени модерниза-ционные тенденции, несоотносимые результаты, разноуровневость исходных позиций культур вносят элементы хаоса в мультикультурное пространство и нередко являются конфликтогенами, что снижает образовательный ресурс мультикультурализма, но обеспечивает бесконфликтный переход от одной стадии развития культуры к другой на основе догоняющей модернизации культурных ценностей и поведенческих стереотипов. Эффективность модернизационного потенциала мультикультурализма зависит от удачного примирения универсализма, содержание которого составляет то общее, что есть в культурах, и от национально-культурной идентичности субъектов межкультурного диалога. Мультикультурная модернизация предполагает, с одной стороны, интеграцию общекультурных ценностей, развитие коммуникативных технологий, расширение пространства свободного обмена информацией, с другой - дифференциацию культурных ценностей, обособление этнокультур и отчуждение их носителей. Включение в мультикультурное пространство допускает некоторое нарушение баланса между универсальным и национальным. Индивидуальное, напротив, получает новые импульсы для развития. Открытость и толерантность инициируют приобретение качеств полиидентичности, предполагающих содержательное оформление сущностных характеристик этнокультур, объединенных в пространстве мультикультурализма. Это способствует усложнению субъекта культуры и отражению мультикультурализма в индивидуальной многокачественности. Модернизационный его потенциал содействует проявлению полиидентичности субъекта в различных культурных средах. Мультикультурализм как общекультурное явление покоится на открытости этнокультур, обеспечивающей открытость их эволюции на основе взаимодействия традиций и инноваций. Стартовой площадкой субъекта культуры, определяющей его возможности как участника мультикультурных процессов, является то состояние органического мультикультурализма, которое автор определил как неомодерн, сочетающий в себе характеристики модерна, стремящегося в основном к сохранению традиций, и постмодерна, направленного на деконструкцию реальностей, существующих в форме национальных архетипов.

Поворот к личности как самопроекту затрагивает ее культурную составляющую и вне нее реализоваться не может. Это относится к личностной структуре, которая перестраивается под воздействием усвоенного содержания поликультурной среды. Человек, включенный в пространство культуры, становится ее субъектом и осуществляет коммуникативную функцию. Субъект межкультурных коммуникаций оказывается способным повысить когнитивную сложность восприятия и усвоения культурных артефактов. Поли-культурная среда раздвигает собственное пространство до границ культурных эпох и социальных типов. Такая ситуация расширяет коммуникативный потенциал субъектов, аккумулируя и выводя их за пределы типологической однородности.

Содержание межкультурной коммуникации составляет информация, которую транслируют субъекты культуры. Необходимыми условиями для диалога культур являются информационная культура и компетентность его участников, которые обеспечивают результативность усвоения мультикультурных ценностей. Информационная культура

представляет собой многогранное понятие, которое анализируется с различных позиций (философских, исторических, культурологических и др.) и в котором можно выделить, как минимум, значимые для диалога в мультикультурном пространстве три составляющие. Во-первых, информационная культура предполагает развитие информационных качеств личности; во-вторых, обеспечивает операционную деятельность аксиологического характера; в-третьих, включает в свой состав определенный уровень компетентности, который позволяет человеку в ходе осуществления межкультурного диалога стать участником информационного взаимодействия. Информационная компетентность как понятие имеет различные интерпретации. В число обязательных компонентов ее дефиниции входят следующие: интегративная характеристика человека, совокупность знаний, умений и навыков, способность применять их в жизни и деятельности. Гуманитарная составляющая информационной компетентности предусматривает овладение опытом межкультур-ного общения и умением вести диалог с субъектами иной культуры.

Образовательный потенциал мультикультурализма включает в себя мультикуль-турный компонент профессиональной компетентности будущих специалистов. Применительно к информационной компетентности выделен и описан социокультурный компонент [1]. Представляется, что профессиональную культуру личности существенно обогатит и дополнит мультикультурный компонент. Его содержание предполагает наличие у субъекта ценностного критерия при восприятии объектов и субъектов другой культуры, при усвоении ее языков и развитие на этой основе способности к интерсубъективному взаимодействию.

Таким образом, создаются основания для нового типа культурного творчества, смысл которого заключается в том, что субъекты культуры оказываются способными выработать многозначный взгляд на культуру и человека. Поддерживается плюралистический характер дискурсивности, и оформляются кросскультурный, трансдисциплинарный и междисциплинарный диалоги. В этом случае предпочтение отдается диалоговому типу личности как открытому, креативному, ориентированному на партнерство и достижение устойчивого интерсубъективного сотрудничества.

Эффективность усвоения потенциалов мультикультурного пространства обусловливается многомерностью человеческой личности, которая осуществляет бытие в различных пространственных и темпоральных континуумах. В эвристической перспективе реализация сформулированной мысли позволяет надеяться на создание континуальной модели поли-культурной среды с пространственно-временными доминантами и многомерным субъектом культуры, который оказывается способным интегрировать ее потенциал.

Включенность человека в поликультурное пространство предполагает мультикуль-турное образование, которое в нем осуществляется. Одним из результатов данного типа образования является развитие индивидуальных способностей к коммуникативному взаимодействию в различных культурных средах, потребность включиться в диалог и поддерживать его на уровне знаков, кодов, символов, образов и языков культуры, понятных Другому и принятых им.

Следующим результатом мультикультурного образования является субъект культуры, который, осваивая содержание иной культуры, расширяет поле своей деятельности, универсализируя его применительно к ценностям осваиваемой культуры, и обогащает собственную культуру новоприобретенными ценностями, имеющими потенциал интеграции с культурой, к которой субъект принадлежит. Поликультурная среда относится к

личностно креативному типу культуры. Поэтому траектория развития поликультурной среды определяется преимущественно свободным целеполаганием субъектов, воплощаемым в акте творчества. В этом случае присвоение культурных ценностей во многом подчиняется субъективной воле выбирающего. Разумеется, что речь идет об открытой индивидуальности, которая обладает аналитическим, интуитивным и духовным интеллектом, т. е. мы говорим о субъекте культуры как о многомерной личности. Однако в повседневной коммуникации участвуют реальные субъекты, характеристики которых далеки от приведенных. В этом видится различие между целеориентированным и ценностноориентированным межкультурным обменами.

Взаимодействие человека с мультикультурной средой развивается от неопределенности к более определенным отношениям и позитивному восприятию ее воздействий. Вместе с тем это лишь тенденция с претензией на доминантность. В основном человек свободно определяет свое отношение к культурным ценностям и их трансляторам. Субъективность выражается в целесообразной рациональности, непрерывно приближающейся к адекватной реакции на влияние поликультурной среды. Воспитание в данном случае выполняет целеориентирующую функцию, а его содержание становится ценностноориентированным. Сказанное применимо к органическому мультикультурализму родственных культур.

При анализе мультикультурализма не нужно бояться вопросов, вытекающих из критических замечаний относительно перспектив мультикультурализма. Такие вопросы необходимо ставить, чтобы активизировать поиск приемлемых ответов. Например, овладел ли человек соответствующими программами поведения, детерминированными культурообразующими компонентами? Если нет, то как быть с отсутствием у него готовности к диалогу? Не менее важны и сложны вопросы об опасностях, которые таит в себе глобализация, и о соотношении в поликультурном пространстве позиций «господства - подчинения» и оппозиции «свой - чужой». Какова мера взаимопроникновения культур в рамках полиэтнического и межкультурного общества, где пределы, перейдя которые мульти-культурализм разрушает национальную идентичность? Рассуждения по поставленным вопросам составят предмет отдельных работ, основой которых, вероятно, будут постне-классические научные парадигмы.

Резюме. Мультикультурное пространство многомерно и полифонично. Его образовательный ресурс необходимо задействовать в учебно-воспитательном процессе в различных по типу образовательных учреждениях.

Несмотря на разворачивающуюся критику мультикультурализма, его эвристический потенциал не ослабевает. Не следует забывать и о том, что внедрение результатов исследований мультикультурализма в широкую социально-образовательную практику способствует преодолению кризисов общественного сознания и предупреждению конфликтных ситуаций в образовательно-воспитательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Низамеева, А. М. Социокультурное пространство вуза как фактор развития информационной компетентности студенческой молодежи / А. М. Низамеева. - Казань : Ихлас, 2011. - 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.