Научная статья на тему 'Формы приобщения несовершеннолетних осужденных к ценностям искусства'

Формы приобщения несовершеннолетних осужденных к ценностям искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В.

В настоящее время в обществе возросла опасность «заражения» подростков криминальной или «воровской» романтикой. Помочь подростку настроиться на процесс исправления, активизировать желание возвратиться в нормальное законопослушное общество может педагогически правильная организация процесса приобщения к ценностям искусства, способствующего формированию общечеловеческих ценностей Истины, Добра, Красоты, Веры, Надежды, Любви, Ответственности, Труда и Творчества. Предлагаются различные формы приобщения подростков к искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы приобщения несовершеннолетних осужденных к ценностям искусства»

УДК 37.013.08 Э. В. Зауторова

ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЦЕННОСТЯМ ИСКУССТВА

В настоящее время в обществе возросла опасность «заражения» подростков криминальной или «воровской» романтикой. Помочь подростку настроиться на процесс исправления, активизировать желание возвратиться в нормальное законопослушное общество может педагогически правильная организация процесса приобщения к ценностям искусства, способствующего формированию общечеловеческих ценностей — Истины, Добра, Красоты, Веры, Надежды, Любви, Ответственности, Труда и Творчества. Предлагаются различные формы приобщения подростков к искусству.

В настоящее время в человеческом обществе возросла опасность «заражения» подростков криминальной или «воровской романтикой». Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и моральных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ. Это способствует их живучести, сплоченности криминальной активности и мобильности, преемственности поколений. Одной из особенностей криминальной субкультуры является поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Помочь подростку настроиться на процесс исправления, активизировать желание возвратиться в нормальное законопослушное общество может педагогически правильная организация процесса приобщения к ценностям искусства, способствующего формированию общечеловеческих ценностей — Истины, Добра, Красоты, Веры, Надежды, Любви, Ответственности, Труда и Творчества.

Замечательным качеством искусства, отмечает М. Лифшиц, является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека: «искусство не учит полезным правилам жизни, оно воспитывает нас» [2, с. 113]. Нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, дает возможность человеку задуматься о смысле жизни, открывает путь к поиску самостоятельной дороги свободного развития. Действительно, не только нравственный долг, но и личная внутренняя потребность, желание поступать красиво, быть прекрасным в мыслях и чувствах должно руководить поведением человека.

Искусство вызывает ощущение само открытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в художественном произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам.

Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, отмечает Б.М. Теплов, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни», отраженный в свете определенного мировоззрения. Важно то, что в процессе этого переживания «создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [3].

Глубоко воспринимаемый и отвечающий внутренним убеждениям образ искусства оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многогранные и сложные переживания. Причем сам процесс переживания не есть чисто интеллектуальный процесс. Он влечет за собой определенные явления в организме человека, в результате человек не только осознает, но и глубоко чувствует объективный смысл, заложенный в произведении и нашедший отклик в его личности. Пережитые сложные чувства, сопровождаю-

щиеся органическими изменениями, способствуют выработке убеждений, выраженных в форме прекрасного, пробуждают к деятельной борьбе со всем тем, что мешает их утверждению в жизни.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке, способствуют эффективности процесса перевоспитания несовершеннолетних осужденных.

В современной пенитенциарной практике используются различные формы воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Под формой педагогического воздействия на осужденных понимается разнообразная деятельность коллектива воспитателей, осужденных, а также система их взаимодействия между собой и с окружающими людьми.

Выбор содержания, форм, методов и приемов обучения и воспитания зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеют цель и конкретные образовательно-воспитательные задачи, возрастные и индивидуальные особенности осужденных подростков, их проблемы и психическое состояние, уровень подготовленности участников процесса и другие конкретные условия пенитенциарного учреждения.

К основным формам педагогического стимулирования процесса приобщения несовершеннолетних осужденных к ценностям искусства относятся: формирование интереса к занятиям, направленных на художественноэстетическое познание мира; осознание осужденными перспектив, связанных с нравственно-эстетическим развитием (умение самостоятельно анализировать сложные явления в обществе, престижность, возможность выделиться в группе за счет художественной образованности, расчет на ее использование в дальнейшей жизни и др.); организация нравственно-эстетического воспитания индивидуально и в групповой деятельности. При этом процесс приобщения подростков к ценностям искусства включает в себя скоординированные действия сотрудников всех служб и отделов пенитенциарного учреждения, учителей, общественности и родителей в нравственноэстетическом развитии юных правонарушителей, расширение критериев их оценочной деятельности.

Особое внимание данному направлению в воспитательной работе с несовершеннолетними по использованию разнообразных форм приобщения подростков к ценностям искусства осуществляется в детской колонии УФСИН России по Вологодской области.

Так, индивидуальная работа с осужденными различных категорий применяется на всех этапах исправительного процесса. Изучение личности несовершеннолетнего включает в себя знание механизмов и

закономерностей поведения и деятельности в условиях отбывания наказания, влияния среды осужденных и основных средств исправления.

Воспитательная работа по приобщению осужденного подростка к ценностям искусства выражается в изучении его личностного творческого потенциала, особенностей, качеств, свойств, интересов и предпочтений в сфере культуры и искусства. В связи с этим воспитаннику предлагается участие в различной творческо-художественной деятельности, в мероприятиях эстетического плана.

Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, начальники отрядов и воспитатели проявляют доверие к подопечному, определяя для него специальное поручение, например, выпуск стенгазеты, участие в концерте художественной самодеятельности, оформительскую работу в отряде и т. д.

Односторонность, незрелость мотивационной сферы трудновоспитуемых подростков часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении «жить сегодняшним днем», «плыть по течению», пользоваться тем, что «попадает в руки» и т. д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуатив-ности, импульсивности в действиях и поступках. Поэтому индивидуальный подход также предполагает наличие разработанной индивидуальной программы по самовоспитанию несовершеннолетнего осужденного в нравственно-эстетическом направлении.

Групповая форма педагогического воздействия направлена на группу и личность в группе в масштабах отряда, отделения, класса. При этом используются социально-психологические механизмы заражения, подражания, внушения, которые вовлекают воспитанника в процесс развития своих художественно-творческих способностей.

Так, в воспитательной колонии осуществляют свою деятельность кружки эстетической направленности, как музыкальный, художественный, литературный, организован клуб авторской песни. Принцип учета интересов осужденных — главное средство успешной работы: что интересно и делается с энтузиазмом, и воспринимается лучше, и оказывает большее воспитательное влияние.

Воспитанники читают стихи, учат монологи, перевоплощаются в героев разнохарактерных пьес. Участие в постановках, сценках, концертах дает осужденным возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Соединение «Я» и «не — Я» позволяет испытать свои возможности, свою роль, может быть, и свое будущее. Подросток в сценической деятельности передает разнообразные эмоции, чувства, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу и т.п. Здесь уже главным становится не воспроизведение определенных действий и взаимодействий, а тех переживаний, которые несовершеннолетний связывает с определенными событиями.

Для кружковой работы характерно единство образовательных и воспитательных целей и задач, где не только расширяются познания юного правонарушителя в избранной области, но и развивается вся его личность: углубляются эстетические и нравственные представления, развиваются чувства, повышается уровень интеллектуально-познавательных возможностей. Самодеятельность осужденных подростков в художественной области является средством мировоззренческого самовыражения и самосознания, средством самопознания и самовоспитания. Создавая литературное произведение, изображая свои представления и мысли на бумаге, исполняя ту или иную роль в пьесе, личность утверждает себя, проявляет свои взгляды и убеждения, расширяет свой мировоззренческий кругозор.

Вовлекая несовершеннолетних в работу различных кружков, секций, клубов по интересам удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе, постепенно осуществляется процесс восстановления и развития нормальных позитивных интересов осужденных, их общения с окружающими и воспитания чувства сознательной ответственности и дисциплины. Увлекаясь художественным творчеством, подросток упражняет свои творческие силы, воспитывает в себе ряд ценных моральных качеств, происходит социализация личности, формирование ее гражданских черт и развитие творческого потенциала.

С целью повышения эффективности работы кружков и клубов разработаны критерии оценки их деятельности, продумана система поощрения участников и награждения победителей по итогам года, введена балльная система оценки показателей.

У большинства из лиц, находящихся в воспитательном учреждении, сформировалась потребность просто «убивать время», досуг ребят до осуждения отличался примитивностью, развлекательностью. Досуговая деятельность строилась на импульсивности, самопроизвольности, экспрессивности, непредсказуемости и довольно часто ограничивалась лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали.

Использование массовых форм приобщения подростка к ценностям искусства, как коллективные воспитательные мероприятия, праздники, вечера, диспуты, олимпиады эстетического направления, смотры художественного творчества, выставки, и др. способствуют формированию культуры проведения досуга, рациональному использованию свободного времени осужденного.

В результате многократного воздействия на сферу чувств правонарушителей с помощью эмоциональных стимулов, применяемых в различных формах и сочетаниях, нравственно-эстетические переживания закрепляются и переходят в устойчивое психическое состояние. У участников возникает эмоциональное отношение, настроенность коллектива на данную деятельность.

Так, ежегодно в Вологодской воспитательной колонии проводится конкурс «Милая моя». Это мероприятие посвящено маме, женщине, подруге и является традиционным в учреждении, к которому готовятся и ждут в течение года. В его подготовке участвует, как правило, большая часть воспитанников.

Конкурс включает в себя следующие номинации: конкурс стихов, конкурс рисунков, конкурс стенгазет и плакатов, проведение «Весеннего огонька». Результатом этой деятельности является выставка творческих работ ребят лишенных свободы, концерт художественной самодеятельности для родных, приглашенных в воспитательное учреждение. В процессе работы у подростков вырабатываются такие качества, как коллективизм, сплоченность, здоровая состязательность, развиваются творческие способности.

При украшении помещений отрядов, зала ребята проявляют выдумку и фантазию. Даже при недостаточной материальной базе комната воспитательной работы, холл, клуб и другие помещения отряда выглядят по настоящему праздничными. В украшении используются подручные материалы, как фольга, цветная бумага, фантики от конфет, вата, кружева, пуговицы, природные материалы и так далее.

Оформление стенных газет позволяет проявить несовершеннолетним осужденным свои художественные, поэтические и эстетические способности. На стенах отряда появляются красивые рисунки, плакаты с трогательными стихами и поздравлениями. Завершающим этапом конкурса «Милая моя» является проведение номинации «Весенний огонек», который представ-

ляет собой своеобразный «творческий коктейль»: ребята поют, танцуют, читают стихи, ставят пантомимы, разыгрывают сценки, проводят развлекательные конкурсы и др.

При осуществлении совместной деятельности коллектив осужденных сталкивается с различными трудностями, как наличие слабых умений и навыков в совместной трудовой деятельности, конфликтное существование с собственным «Я», всевозможные преграды в общении с другими осужденными и т. п. Только при усиленном преодолении этих трудностей коллектив воспитанников может добиться наиболее высоких результатов работы и положительной оценки комиссии.

Приобщение к искусству оказывает благотворное влияние на общую эстетическую культуру правонарушителя, делая его более квалифицированным читателем и зрителем, ценителем прекрасного в окружающей действительности. Это также способствует формированию активной жизненной позиции, которая проявляется в сознательном понимании необходимости деятельности для общества, содержательной жизни самого

участника, умении высказать, защитить и отстоять свое мнение, свои убеждения.

Важно в целях перевоспитания несовершеннолетних осужденных последовательно использовать разнообразные формы и методы нравственно-эстетического направления работы, активизирующие их познавательную деятельность, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений. Это создает положительный эмоциональный фон, инициирует активный диалог и участие в художественно-творческой деятельности.

Правильная организация процесса приобщения к ценностям искусства с использованием различных форм воздействия вырабатывает у воспитанников отказ от идеалов криминальной субкультуры, способствует формированию нравственных качеств личности, развитию чувства прекрасного, творческих способностей и интеллекта, уважения друг к другу и окружающим. Это помогает оступившимся подросткам встать на путь, социально одобряемый обществом, выработать свою жизненную позицию, найти себя в будущем.

Библиографический список:

1 .Литвишков В.М., Митькина A.B. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. — Рязань: АПУ Минюста России, 2003.

2.Лифшиц М. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание: Вступ. статья /М. Лифшиц; Состав. В.П. Шестаков // Идеи эстетического воспитания: Антология. М.: Искусство, 1973. Т.1.

3.Теппов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Материал поступип в редкоппегию 19.01.07

УДК 159.922 + 316.6 + 378

Н. И. Иоголевич

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ: ПОЛИСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

В статье обосновывается актуальность изучения психологии личности современного менеджера, психологических детерминант и механизмов его успешности с позиции интегрального исследования индивидуальности. Предлагается авторская модель полисистемного исследования взаимодействия «Интегральная индивидуальность» — «Профессионально важные качества». Обосновывается перечень профессионально важных качеств современного менеджера.

Личность руководителя достаточно серьезно исследуется в самых различных отраслях науки управления: социологии и экономике управления, педагогике управления, морали и этике управления, менеджменте, управлении персоналом, психологии управления. Фактически все они в разной степени разрабатывают проблемы личности руководителя. Однако несмотря на большое внимание к этой проблеме, она по-прежнему сохраняет свою актуальность как в теоретическом, так и практическом аспекте ее изучения. В первую очередь это связано с тем, что управление как вид деятельности в нашей стране еще всего два десятилетия назад рассматривалось как «вторая профессия», дополняющая чаще всего инженерное, экономическое или юридическое образование, а в настоящее время многие высшие учебные заведения осуществляют профессиональную подготовку будущих руководителей. Профессиональное бизнес-образование нуждается в специальных знаниях, без которых невозможно сформировать профессиональный класс менеджеров, а также саму систему менеджмент-образования.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению особенностей личности менеджера, разработке теоретических моделей развития личности и эффективности управленческой деятельности (В.С. Агапов, 1999; Т.Ю. Базаров, 1995, 1999, 2005; Е.М. Борисова, 1997; А.А. Деркач, 1993, 1999, 2000; А.Л. Журавлев, 1976, 1979, 1988, 2004; В.А. Карпов, 1998, 1999, 2000, 2004; Р.Л. Кричевский, 1993; В.Н. Марков, 2001; Е.Г. Молл,

1994; 2003; Г.С. Никифоров, 2000; А.П. Ситников, 1996, 1999; Ю.В. Синягин, 1996; А.Г. Шмелев, 1993; У. Бен-нис, 1989, 1994; М. Вудкок, Д. Френсис, 1991; Дж. Гарднер, 1990; М. ДеПре 1993; С. Кови, 1990; Б. Нанус, 1989; Д. О’Тул, 1996; Р. Стогдилл, 1972 и др.) позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, результаты этих исследований отражают объективное «внешнее» содержание управленческой деятельности, что соответствует организационному типу изучения, в котором преобладает функциональный подход, при котором требования к личностным особенностям менеджера формулируются на основе функции управления. Изучение «внутреннего» содержания управленческой деятельности, что предполагает психологический подход в ее анализе, реализовано в меньшей степени. Сочетание функционального и психологического подходов дает возможность комплексно и глубоко исследовать управленческую деятельность и определить те требования, которые она предъявляет к субъекту деятельности. Во-вторыьх, управленческая деятельность представляет собой сложный, специфический тип деятельности, обусловленный «субъект-субъектным» принципом ее организации, большим разнообразием одновременно выполняемых видов деятельности, чаще всего неалгоритмизируемых и носящих творческий характер, выполняемых в условиях неопределенности, высокой ответственности и ограниченности во времени. Реализация «субъект-субъектного» принципа организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.