УДК 378.015
ББК 4481.2+ 4481.352
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС - ПРЕДПОСЫЛКА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Л.Н. Овинова ЮУрГУ
EDUCATIONAL-LEISURE PROCESS IS A PRECONDITION OF STUDENT MORAL TRAINING
L.N. Ovinova SUSU
Обоснована целесообразность единения образовательного и досугового процессов с целью воспитания нравственности студентов. Рассмотрены признаки образовательно-досугового процесса как целостности. Выделены системные характеристики образовательно-досугового процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов.
Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, досуг, образовательно-досуговый процесс.
The advisability of educational and leisure processes unity aimed at student moral training is scientifically grounded. The features of educational and leisure process are considered as an integral item. The systematic characteristics of educa-tional-leisure process directed to moral training of students are defined.
Keywords are: morality, moral training leisure, educational-leisure process.
Согласно сложившейся в нашей стране практике образования воспитание нравственности традиционно осуществляется в образовательном процессе.
Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности закреплена в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», в законе РФ «О высшем и послевузовском образовании», в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Национальной Доктрине образования в РФ, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025 года, тем самым демонстрирует решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования.
В законе Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается, во-первых, как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности
обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; во-вторых, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Стержнем воспитания определено формирование социально-необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.
В качестве основных принципов государственной политики обозначены: гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, гарантии свободного развития личности.
Ключевым в терминологическом поле проблемы воспитания нравственности является понятие нравственности. Прежде всего считаем целесообразным определиться относительно диады мораль и нравственность, что представляет важность для нашего исследования.
Анализ философской, психологопедагогической литературы позволил нам установить многообразие подходов к определению взаимосвязи между моралью и нравственностью.
Рассмотрев различные точки зрения ученых на проблему взаимосвязи между моралью и нравственностью, считаем целесообразным в русле темы нашего исследования придерживаться подхода, который основывается на разграничении понятий «мораль» и «нравственность» и идентифицировать нравственность с личностью.
Подтверждением целесообразности нашего выбора является то, что усваиваемые человеком социальные ценности не становятся автоматически его личными ценностями. Более того, человек может внутренне не соглашаться с какими-то социальными нормами, даже если хорошо знает их. Мотивы же его поведения обусловливаются не только усвоенной им социальной моралью, но и своим отношением к ней в целом или к каким-то ее аспектам. Опираясь на сказанное, важно подчеркнуть субъективный аспект нравственности человека. Речь идет о том, что нравственность человека не следует представлять только как формальное соблюдение им определенных усвоенных моральных норм. Личный опыт человека может превалировать в мотивации его поведения. Смеем утверждать, что в субъективном характере нравственности заключается ее основное отличие от норм морали.
Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать определение понятия нравственности, которого мы будем придерживаться в данной работе.
Нравственность - это качество личности, базирующееся на усвоенных этических знаниях, которое реализуется в отношениях личности к окружающей действительности и проявляется в ее поведении.
Одной из важных сфер жизнедеятельности человека, в которой осуществляется целенаправленное влияние на развитие нравственности, является сфера образования. Человек, оказавшись в сфере образования, вовлекается как в обучение, так и в воспитание, чему служит целостность образовательного процесса.
По мнению ряда ученых [6, 7, 8], воспитание человека предстает как особое социальное явление, характеризующееся намерением направить социализацию так, чтобы, с одной стороны, социальные
ценности и нормы жизнедеятельности стали ценностными ориентациями его поведениями. С другой же стороны, воспитание человека предполагает сохранение и раскрепощение его индивидуальности как внутреннего потенциала самореализации социально приемлемым образом.
В теории педагогики нравственное воспитание понимается как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основными задачами нравственного воспитания являются: 1) формирование
нравственного сознания; 2) воспитание и развитие нравственных чувств, 3) выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает:
• формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
• ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательствами их правомерности и разумности;
• превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
• формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям;
• формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание традиционно понимается как одна из сфер педагогической деятельности, которая направлена на воспроизводство, наследование нравственности в обществе. Нравственное воспитание нередко ставят в одну линию с другими видами воспитания, например, с эстетическим, физическим и т.д. Полагая, что все виды воспитания по своей сущности нравственные, мы в данной работе используем понятие «воспитание нравственности», которое подразумевает целенаправленное и систематическое взаимодействие преподавателей и студентов с целью развития нравственности до уровня, достаточного для осуществления жизнедеятельности в соответствии с нормами морали.
Жизнедеятельность студента не ограничивается рамками образовательного процесса,
в котором возможно организованное
воспитательное влияние на личность.
Стихийное воспитательное влияние личность испытывает за пределами образовательного процесса, а именно в сфере свободного времени. В связи с этим мы при проведении нашего исследования предприняли попытку расширить зону воспитательного влияния на развитие нравственности студентов.
Тот факт, что досуг студентов обладает достаточным потенциалом для развития их нравственных качеств, является то значительное место, которое он (досуг) занимает в жизнедеятельности студентов.
Необходимо отметить, что досуг студенчества отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социальнопсихологических особенностей «молодежного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решение жизненных проблем, так как идет активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации в досуговой деятельности зависят от возможности удовлетворения личных потребностей.
По мнению М.А. Вальтер, молодежь является той социальной группой, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, процессом формирования мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодому поколению, -предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. В юности человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяет знание для него таких категорий, как добро, зло, честь, достоинство, право, долг. Основные потребности этой возрастной группы - общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социальнозначимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем.
Таким образом, студенческий досуг нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время,
«работающее на него», время «социального воспитания» [2].
На основании вышеизложенного мы смеем утверждать, что досуг играет важную роль в жизнедеятельности студентов, следовательно, целесообразно использовать досуг студентов в качестве компонента образовательного процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов. Поэтому очевиден вывод о единении образовательного и досугового процессов.
Процессуальный аспект осуществляющегося единения образования и досуга представляет собой специфический феномен, обусловливающий, по нашему мнению, воспитание нравственности студентов. Речь идет о том, что в процессе единения образования и досуга происходят изменения свойств образующихся людей. При этом наблюдается явное усиление внешних, педагогически обоснованных предпосылок того, чтобы с разных сторон влиять на образующихся людей, побуждая их к социально приемлемым проявлениям себя. Учитывая специфику осуществления единения образования и досуга, имеет смысл назвать его образовательно-досуговым процессом.
По сути, образовательно-досуговый процесс предстает как систематически совершающееся взаимодействие учащихся и педагогов, сопровождающих образовательную и досуговую деятельность своих подопечных, оказывая воспитательное влияние на них.
В целях воспитания нравственности предметом взаимодействия педагогов и образующихся людей является специальным образом упорядоченное содержание образования и досуга. Как участники образовательно-досугового процесса,
педагоги и образующиеся люди исполняют при этом свои функции (полномочия, компетенции).
Таким образом, образование и досуг предстают элементами общей целостности. Остановимся на признаках, присущих образовательно-досуговому процессу как целостности.
Во-первых, учет субъектности образующихся людей (изучение личных ценностей каждого студента и их учет при проектировании и реализации образовательно-досугового процесса). Постановка
особенностей каждого образующегося человека в центр взаимодействия участников образования и досуга оправдывается тем, что образование и досуг происходят ради
развития его в целом, как члена общества с сохраненной и зреющей индивидуальностью.
Во-вторых, ориентация на цели
самореализации, развитие личности студента, формирование ценностных ориентиров
В-третьих, целостность образования и досуга представлена единством замыслов, преемственностью в содержании, направленностью на получение личного опыта образующихся людей в социально
приемлемых проявлениях в различных аспектах жизнедеятельности.
В-четвертых, единение образования и
досуга не является самоцелью. Оно осуществляется ради того, чтобы объединить ресурсы влияния на людей с их личными (внутренними) ресурсами с целью развития их нравственности.
В-пятых, соответствующая целостность обеспечивается взаимосвязями между образованием и досугом. При этом связи от образования к досугу и от досуга к образованию и меняют различные содержательные и процессуальные интерпретации. Со стороны взаимосвязей между образованием и досугом и тот, и другой элементы могут рассматриваться в качестве предпосылок друг другу. Речь идет о том, что образование предвосхищает досуг, а досуг может являться предпосылкой образования.
Таким образом, рассмотрение образо-вательно-досугового процесса как целостности, выявление признаков данной целостности позволяет рассмотреть его в качестве системы, то есть с точки зрения системного подхода.
Использование системного подхода в изучении педагогических явлений привело к необходимости определения понятия системы с учетом педагогической специфики. В данном направлении работали Ю.А. Конаржевский [4],
Н.В. Кузьмина [5], В.А. Сластенин [8], Г.Н. Сериков [7], В.А. Якунин [9].
Классическим считается определение педагогической системы Н.В. Кузьминой. Она понимает педагогическую систему как множество «взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и
обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [5].
Опираясь на определение системы, которое приводится в работах И.В. Блауберга,
В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина, образовательно-досуговый процесс целесообразно рассматривать в качестве системы, так как он:
• представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов: образование и досуг;
• образует особое единство со средой;
• является системой более высокого порядка по отношению к своим составляющим, которые, в свою очередь, являются системами более низкого порядка [3].
По отношению к любой системе можно выделить ряд аспектов: морфологический, структурный, функциональный и генетический.
Говоря о морфологии системы «образовательно-досуговый процесс», следует назвать образование и досуг как два составляющих элемента данной системы.
Организованные элементы какой-либо системы с указанием связей между ними составляют ее структуру. Проведенный нами теоретико-методологический анализ образовательно-досугового процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов, показал, что в структурном плане он представляет собой последовательную смену этапов достижения цели. Учитывая сложность и многоаспектность данного процесса, отметим, что его структура носит линейно-возвратный характер, предполагающий возможности коррекции недостатков. Этапы воспитания нравственности студентов выступают в нем основными компонентами, отличие между которыми заключается в достижении различных внутренних целей. Цели отдельных этапов (процессуальных компонентов системы) формулируются в задачной форме, поэтому решение той или иной педагогической задачи можно рассматривать как элементарную единицу исследуемого процесса. При этом его обобщенная цель - сформированность необходимого уровня развития нравственности студентов - является одновременно его системообразующим фактором, определяющим содержательную и организационную стороны.
Теоретики системного подхода отмечают,
что всякая система какими-либо способами проявляет себя, т.е. обладает признаками функционируемости. Анализ научных трудов [1,6] позволил нам выделить функции образовательно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности студентов:
• информационная (обеспечение необходимой информацией о различных аспектах жизнедеятельности человека из разных областей знаний, в частности из этики);
• развивающая (совершенствование интеллектуальных возможностей, нравственности, расширение индивидуальной жизненной среды);
• воспитательная (усвоение определенного социального опыта, формирование мировоззрения, нравственного сознания);
• ценностно-ориентирующая (формирование отношений студентов к предметам и явлениям окружающего мира, к другим людям);
• компенсаторная (реализация своего творческого потенциала, обращение к любимым занятиям, переживание развлекательного эффекта, снимающего внутреннее напряжение);
• функция упреждающего морального воздействия (по Л.Л. Шевченко - функция нейтрализации аморальных проявлений), упреждение отклонений от моральных норм и правил;
• функция выработки иммунитета против социальных отклонений (функция нравственной самозащиты), противостояние негативным проявлениям социальной действительности;
• функция педагогического содействия (определение области самореализации).
Таким образом, реализация функций образовательно-досугового процесса как системы свидетельствуют о ее работоспособности и развиваемости.
Известно, что система в процессе реализации своих функций претерпевает определенные изменения, которые постепенно приводят к качественно иным свойствам самой системы. В результате анализа педагогической теории [7] целесообразно рассматривать следующие этапы развития образовательно-досугового процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов.
1. Зарождение замысла образовательнодосугового процесса, сориентированного на
воспитание нравственности студентов с опорой на информацию о склонностях, потребностях и намерениях подопечных.
2. Разработка содержательного наполнения образовательно-досугового процесса с участием студентов с целью вовлечения их во взаимодействие.
3. Этап вовлечения студентов в исполнение замысла образовательно-досугового процесса.
4. Осуществление самореализации студентов социально приемлемым образом.
5. Социальная апробация результатов самореализации студентов.
6. Этап уточнения перспектив самореализации.
Охарактеризованные этапы образовательно-досугового процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов, позволяют сделать вывод о своеобразной цикличности процесса воспитания. Она обусловлена целесообразностью сверки результатов воспитания с социальными ориентирами и с целевыми установками. Поэтому каждый цикл воспитания заканчивается процедурой социальной апробации его результатов и уточнением перспектив продолжения процесса воспитания. На этой основе осуществляется возврат к начальному этапу процесса воспитания нравственности студентов, но уже на иной основе. Таким образом проявляется генетический аспект в реализации ОДП, сориентированного на воспитание нравственности студентов как системы.
Проведенный системный анализ позволил представить образовательно-досуговый процесс, сориентированный на воспитание нравственности, как систему и выделить такие ее признаки как составность, структурность, функциональность. Выделенные этапы образовательно-досугового процесса свидетельствуют о развиваемости, работоспособности данной системы. Данный факт позволил нам выдвинуть предположение о том, что образовательно-досуговый процесс, действительно, является предпосылкой воспитания нравственности студентов.
Литература
1. Аванесова, Г.А., Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. -С. 65-66.
2. Бастая, А.А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений / А. А. Баси-лая - Екатеринбург, 1999. -15 с.
3. Блауберг, ИВ. Философский принцип системности и системный подход /ИВ. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. -1987. -№8. - С. 39-53.
4. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышенш эффективного управления общеобразовательной школой: дис... д-ра пед. наук / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск, 1981. -492 с.
5. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л: ЛГУ, 1980. -172 с.
6. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. -С. 84-85.
7. Сериков, Г.Н., Педагогика. Книга 1: Объект исследований /Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 293 с.
8. Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система // В.А. Сластенин. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС,2000. -
С. 195-219.
9. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А.: Издательство «Полиус», 1998. - 639 с.
Поступила в редакцию 16 октября 2008 г.