УДК 371 ББК 74.204 Х-16
Хакунова Фатима Пшимафовна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии, заведующая кафедрой педагогической психологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(8772)593755;
Мовсесян Эмма Мартуровна, аспирантка Адыгейского государственного университета
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
(рецензирована)
В статье раскрывается роль образовательной среды в формировании толерантного сознания школьников, характеризуются компоненты культурно-образовательного пространства, обосновываются способы и средства эффективного развития толерантной личности.
Ключевые слова: толерантность, культурно-образовательное пространство,
воспитательная система, образовательная среда, педагогическое сопровождение.
Khakunova Fatima Pshimafovna, Doctor of Pedagogics, professor, dean of the Faculty of Pedagogics and Psychology, head of the Department of Pedagogical Psychology of Adygh state university, tel.: 8(8772)593-755;
Movsesyan Emma Marturovna, postgraduate student of Adygh state univer-sity.
CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE AS THE FACTOR OF FORMATION OF TOLERANCE OF SCHOOL STUDENTS
(reviewed)
The article considers the role of the educational environment in formation of tolerant consciousness of school students; components of cultural and educational space are characterized, ways and means of effective development of the tolerant personality are grounded.
Keywords: tolerance, cultural and educational space, educational system, educational environment, pedagogical maintenance.
Г лобализация в современном мире привела к усилению интеграционных явлений в политической, экономической, социальной сферах государств, наряду с которыми интенсифицируются процессы межкультурного взаимодействия людей, проповедующих различные культурные, этнические ценности. Такая ситуация создает известную напряженность между субъектами диалогирующихся, проявляющаяся в отношениях и оценке Другого: облику, поведению, языку, в целом к культуре.
Россия исторически является полиэтническим, поликультурным государством. Образование как культурный феномен обладает богатыми ресурсами для минимализации предпосылок, которые могут создать очаги конфликтов, напряженности на основе этнического и культурного непринятия друг друга. Возникает объективная необходимость в разработке инновационных подходов и моделей поликультурного образования, обеспечивающих формирование толерантности в образовательной практике в условиях высокой степени неопределенности, роста культурного многообразия, развития миграционных процессов.
Деятельность образовательной системы осуществляется и регулируется федеральными нормативно-правовыми актами: Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012, №273 ФЗ, Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г. (2000), Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации (2006), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), Концепцией поликультурного образования в России (2010) и др. Поликультурная направленность отражена в Федеральных образовательных стандартах общего образования, в стандартах профессионального образования в системе высшей школы, в Законе «Об образовании РФ», 2012 в статье 3. (Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования), пункт 4 (единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства) [12].
В условиях демократизации современной России произошло усиление этнокультурного фактора, как базового при проектировании образовательного процесса. И в этом случае особо
актуальным становится идея формирования толерантных отношений между субъектами поликультурного, полиэтнического образовательного пространства, принадлежащих к различным этносам через установление диалога культур. Важнейшими задачами образовательной системы и педагогической практики в условиях определенной - культурно-образовательной среды становится развитие у обучающихся уважения к культурной самобытности и содействие развитию готовности и способности к межкультурному взаимодействию в поликультурном мире.
Сущностью концепции поликультурного образования является взаимодействие нескольких культурных традиций в содержании, методах и организационных формах образования, приводящее к признанию обучающимися явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, к присвоению ими образов культуры и человека как результатов творческого межкультурного взаимообогащения.
Социальная ситуация в России характеризуется увеличением межкультурных, межэтнических контактов и усилением этнической миграции населения. В образовательных учреждениях возникают поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности.
Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства, что отражено в ряде принятых в России документов.
В русском языке аналогом латинского «tolerantia» является существительное «терпение», эквивалентом английских «tolerance», «toleration» выступает «терпимость». «Толерантность» как категория определяется «терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению», как «особое умонастроение, жизненно-психологическая установка», которая позволяет ценить другое национальное «они» равнозначно собственному «мы», как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [11].
Таким образом, формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного российского полиэтнического общества, и как социальный заказ российской системе образования.
Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о достаточно полной разработанности вопросов, касающихся определения сущности толерантности, ее видов, терминологического аппарата.
В этой связи конструирование и моделирование определенной культурно-образовательной среды, отвечающей требованиям реализации государственной задачи - формирование толерантности как общекультурной компетенции личности обучающегося, становится сверхактуальной. Исследования проблемы формирования толерантности обучающихся в контексте гуманистического развития личности показывают совпадение основных констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания, включающих в себя:
- положительное отношение к другим людям;
- способность к уважению и объективному восприятию особенностей и проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам;
- систематическое развитие и обогащение культурного опыта;
- признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.
Вместе с тем, недостаточно изученными остаются проблемы формирования толерантности обучающихся исходя из специфики культурно-образователь-ной среды в образовательном учреждении.
В условиях полиэтнического образовательного пространства особенно важным фактором представляется связь современной культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания, таких, как:
- совершенствование культурного опыта;
- направленность на доверительное паритетное общение и конструктивный межкультурный диалог;
- развитие желания к этническому и культурному самоопределению и продуктивной самореализации в условиях полиэтнической и поликультурной среды.
Очевидно, что перечисленные компоненты направлены на активное взаимодействие личности обучающегося с культурно-образовательной средой на принципах толерантности: культурная среда не только воздействует на личность человека, но и сама личность испытывает воздействие с ее стороны.
При этом культурно-образовательное пространство не обладает четкими границами, а наполнение его качественным содержанием, моделями взаимодействия между субъектами должно обеспечивать диалог культур, проявление культурного многообразия в содержании и методов обучения как условие установления подлинно гуманистических отношений в образовательном учреждении. Культурно-образовательная среда образовательного учреждения содержит совокупность ценностей и образцов на основе которых формируются оценочные смыслы, подходы и способы решения актуальных социальных проблем. Такая среда, в которой проживают обучающиеся, направлена на стимулирование развития и саморазвития каждого ее субъекта через соблюдение принципов включенности, свободного выбора различных социально-ориентированных видов деятельности.
Культурно-образовательную среду общеобразовательного учреждения составляют учебноразвивающая среда, внеклассная досугово-развивающая среда.
Модель культурно-образовательной среды, ориентированной на формирование толерантности обучающихся, должна включать в себя пространственно-семантический, содержательнометодический и коммуникационно-организацион-ный компоненты (рис. 1).
Компоненты модели культурно-образовательной среды как развивающейся целостности, ориентированной на формирование толерантности обучающихся
г
V
Пространственно-
семантический
компонент
архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников (архитектура школьных зданий, дизайн интерьера и т.д.);
символическое пространство школы (различные символы, настенная информация и т.д.)
Л
С одержатель но-методический компонент
V
концепции обучения, воспитания, учебные
программы, планы, учебники и т.д.;
формы и методы организации образования (урок,
дидактическая игра, экскурсия и т.д.;
ученические исследовательские сообщества,
структуры классов и школьного самоуправления и
др.)
Коммуникационно-
организационный
компонент
особенности субъектов образовательной среды -распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы; коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среды субъектов образования, степень скученности; организационные условия - наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей
и т.д.
Рис. 1. Компоненты модели культурно-образовательной среды В данной модели представлены основные направления проектирования, развития, управления культурно-образовательной средой. Среди них: проектирование предметно-пространственной среды
как развивающей; организация и содержание образовательного пространства, обогащенного новыми ресурсами; развитие межличностных отношений, культуры общения, организация общения, формирование и корректировка отношений между субъектами образовательной среды.
Процесс формирования толерантности обучающихся согласуется с теми направлениями педагогической деятельности, которые выделяются О.С. Газманом [5] в современной парадигме гуманизации:
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития самости (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексию, физической и психологической защиты);
- создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и физического существования и развития ребенка (мебель, учебники и т.д.);
- организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат).
Формирование толерантности обучающихся в условиях поликультурной среды как особой культурно-образовательной среды осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий:
- открытость в субъектных отношениях;
- признание культурного многообразия: плюрализма мнений, оценок, поведенческих моделей;
- умение корректно разрешать культурные разногласия и обеспечивать разрешение конфликтных ситуаций и культурных противоречий.
Ориентация образовательной системы на формирование толерантности обучающихся предполагает, что ее ценностно-смысловое ядро может быть представлено следующими целями:
- укрепление уважения прав обучающихся, педагогов и основных свобод, осознание прав и обязанностей, норм поведения и ценностей, этических и моральных норм внутри образовательного сообщества;
- полное и всестороннее развитие личности учащегося и чувства человеческого достоинства;
- обеспечение для всех учащихся возможности активно и эффективно участвовать в жизни образовательного учреждения;
- обеспечение возможностей диалога и разрешения конфликтов между учащимися, достижения консенсуса, общения и взаимодействия;
- вооружение школьников знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, привитие навыков и привычек толерантного поведения;
- системное накопление опыта толерантного поведения школьников в процессе организации их практической деятельности.
Таким образом, формирование толерантности обучающихся в поликультурной среде, являющейся особой культурно-образовательной средой образовательного учреждения приобретает особую актуальность и выполняет следующие функции:
- смыслообразование, стимулирующее личностный смысл обучающихся;
- межкультурная коммуникация субъектов культурно-образовательной среды,
обеспечивающая осуществление нравственного выбора при разрешении актуальных социальных проблем, конфликтов, в результате которых личность обучающегося накапливает определенный нравственный опыт.
Не маловажным направлением создания культурно-образовательной среды, в которой раскрываются большие возможности для развития толерантности обучающихся, является педагогическое сопровождение этого процесса, под которым мы понимаем
высокопрофессиональную, гуманную педагогическую деятельность, направленную на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности обучающегося.
В условиях культурно-образовательной среды наиболее востребованными становятся те виды педагогического сопровождения, которые в наибольшей степени способствуют становлению и развитию основных составляющих толерантного сознания:
- положительного отношения к Другой культуре (традициям, ценностям, обычаям, языку);
- способности к рефлексии Своей и Чужой культуры;
- готовности принять информацию о Чужой культуре и культурному совершенствованию и обогащению культурного опыта;
- признания безусловной ценности каждой человеческой жизни.
Педагогическое сопровождение является комплексной технологией и особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. На школьном этапе выделяются два вида педагогического сопровождения, которые могут способствовать формированию толерантного сознания обучающихся:
- образовательный - образовательные методики нацелены на идеи междисциплинарности и гуманизации;
- студийно-творческий - обеспечивает возможность творческого развития, взаимодействия в полиэтническом коллективе в процессе создания художественно-творческого продукта.
Формирование толерантности обучающихся в поликультурном образовательном учреждении должно стать ключевой задачей в процессе социального становления личности. Решение такой задачи возможно на основе соответствующих способов организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия. Наряду с ними актуальны способы формирования умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия в русле творческих решений реальных социально-значимых проблем, в процессе которого вырабатываются потребности творческих исканий, принятия оптимальных решений.
В современном образовательном пространстве образовательного учреждения, ориентированного на формирование толерантности обучающихся, наибольшую ценность представляет признание собственной культурной самобытности, а также уважительного отношения к Чужой культуре и право всех культур на развитие и признание их самобытности как условия мирного культурного сосуществования. В режиме диалога культур происходит взаимообогащение культур. Здесь формируется определенная социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность.
Образование будучи социокультурным феноменом занимает системообразующее место в социальном пространстве. Особенности культурно-образователь-ной среды, соответствие ее педагогически целесообразным принципам в обогащении содержательными, технологическими ресурсами во многом определяют возможности образовательного учреждения в формировании толерантности обучающихся.
Проектирование культурно-образовательной среды школы является одной из определяющих факторов социального становления, в котором ключевым представляется формирование толерантности обучающихся в условиях демократизации и гуманизации Российского общества.
Литература:
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 78-82.
2. Адамский А. Школа толерантности: (Принципиально новый подход к управлению образованием) // Управление школой. 2003. №35. С. 2.
3. Адорно Т. Исследования авторитарной личности / Под общ. ред. В.П. Култыгина. М.: Серебряные нити, 2001. 416 с.
4. Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.А. Леванова [и др.]. Калининград: Изд. КГУ, 2005. 126 с.
5. Аронсон А., Пратканис Э. Современные технологии влияния и убеждения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 543 с.
6. Артюхова Т.Ю., Шулакова О. А. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности у подростков и юношей // Психология обучения. 2008. №6. С. 4-13.
7. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности // Воспитание школьников. 2007. №6. С. 14-17.
8. Век толерантности: науч.-публицист. вестн. / Под ред. А. Асмолова. М.: Изд-во МГУ, 2001.
152 с.
9. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №8. С. 21 -26.
10. Кленицкая И. Четыре разговора о толерантности: (уроки обществознания,
граждановедения) // Библиотека «Первого сентября «История». 2012. №7. С. 8-9.
11. Кленова Н.В., Абдулкаримов Г.Г. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. 2003. №7. С. 13-17.
12. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон. Новосибирск: Норматика, 2014.
128 с.
References:
1. Abakumova I.V. On the formation of the tolerant personality in polycultural education //Psychology Questions. 2003. No. 3. P. 78-82.
2. Adamsky A. School of tolerance: (Essentially new approach to management of education) // School management. 2003. No. 35. P. 2.
3. Adorno T. Researches of the authoritative personality/Under general edition of V. P. Kultygin. M.: Silver threads, 2001. 416p.
4. Actual problems of professional pedagogical education: coll. of scient. works/ ed. by E.A. Levanov, A.B. Serykh, E. I. Mychko. Kaliningrad: KGU, 2005. 126p.
5. Aronson A. Modern technologies of influence and belief. SPb.: Prime-Evroznak", 2008. 543 p.
6. Artyukhova T. Yu. Educational environment as condition for the development of personal tolerance characteristics in teenagers and youth/T. Yu. Artyukhova, O. A. Shulakova//Training Psychology. 2008. No. 6. P. 4-13.
7. Bogdanova V. Formation of interethnic tolerance //Education of school students. 2007. No. 6. P.
14-17.
8. Century of tolerance: scientific-journalistic bulletin. M.: Publishing house of MSU, 2001. 152 p.
9. Kinkulkin A.T. About tolerance in the course of social science //Teaching history and social science at school. 2002. No. 8. P. 21-26.
10. Klenitskaya I. Four conversations on tolerance: (lessons of social science) // History: acknowledgment to the newspaper “The first of September ”. 2012. №7. P. 8-9.
11. Klenova N. V. What should be known about tolerance //Education in modern school. 2003. No. 7. P. 13-17.
12. About education in the Russian Federation: federal law. Novosibirsk: Normatika, 2014. 128 p.