Научная статья на тему 'Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности'

Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4711
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICE / CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL SERVICES / COMPONENTS OF EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстяков Роман Рашидович, Мялкина Наталия Игоревна

В статье проводится классификация образовательных услуг в соответствии с тремя государственными документами, регулирующими образовательную деятельность: ФЗ №273, общероссийском классификаторе услуг населению, классификаторе дополнительных образовательных услуг. Выделено 11 классификационных признаков (вид и форма образовательных услуг, цели образования, длительность оказания, методы обучения, форма оплаты, уровень обучаемых, содержание программы, уровень освоения, творческое участие педагога, форма организации и содержание процесса образовательной деятельности). Это позволило сегментировать образовательные услуги и соответствующую им маркетинговую деятельность в соответствии с требованиями внешней макросреды, определяемой на уровне государства. Для определения содержательной части образовательной услуги проведен терминологический анализ данного понятия, встречающегося в научной и публицистической литературе, что позволило выделить ключевые составляющие восприятия услуги (1) продукт/товар производства; 2) профессиональная подготовка кадров в интересах человека, общества, государства; 3) процесс создания человеческого капитала (система/комплекс знаний, навыков, умений, способствующих реализации познавательных интересов, развитие личности); 4) передача знаний индивидам, формирование/прирост знаний; 5) общественное благо; 6) гражданско-правовые/коммерческие взаимоотношения) и проранжировать их в порядке значимости для потребителя, что может быть использовано для формирования модели образовательной услуги как объекта маркетинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SERVICE AS OBJECT OF MARKETING ACTIVITY

In article authors made classification of educational services according to three state documents regulating educational activity: Federal Law № 273, all-Russian qualifier of services to the population, qualifier of additional educational services. Authors allocated 11 classification signs (type and form of educational services, the education purposes, rendering duration, training methods, payment form, level of trainees, contents of the program, development level, creative participation of the teacher, form of the organization and content of process of educational activity). It allowed to segment educational services and the marketing activity corresponding to them according to requirements of the external macro environment defined at the level of the state. For definition of a substantial part of educational service authors made the terminological analysis of this concept found in scientific and publicistic literature that allowed to allocate the key making perceptions of service (1) product/goods of production; 2) vocational training of staff for the benefit of the person, societies, the states; 3) process of creation of the human capital (a system/complex of knowledge, skills, the abilities promoting realization of cognitive interests, development of the personality); 4) transfer of knowledge to individuals, formation/gain of knowledge; 5) public benefit; 6) civil/commercial relationship) and to range them as the importance for the consumer that can be useful for formation of model of educational service as object of marketing activity.

Текст научной работы на тему «Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности»

УДК 316.25 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-7-34-40

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТОЛСТЯКОВ РОМАН РАШИДОВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г.Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tolstyakoff@mail.ru

МЯЛКИНА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г.Тамбов, Российская Федерация, e-mail: genat89@mail.ru

В статье проводится классификация образовательных услуг в соответствии с тремя государственными документами, регулирующими образовательную деятельность: ФЗ №273, общероссийском классификаторе услуг населению, классификаторе дополнительных образовательных услуг. Выделено 11 классификационных признаков (вид и форма образовательных услуг, цели образования, длительность оказания, методы обучения, форма оплаты, уровень обучаемых, содержание программы, уровень освоения, творческое участие педагога, форма организации и содержание процесса образовательной деятельности). Это позволило сегментировать образовательные услуги и соответствующую им маркетинговую деятельность в соответствии с требованиями внешней макросреды, определяемой на уровне государства. Для определения содержательной части образовательной услуги проведен терминологический анализ данного понятия, встречающегося в научной и публицистической литературе, что позволило выделить ключевые составляющие восприятия услуги (1) продукт/товар производства; 2) профессиональная подготовка кадров в интересах человека, общества, государства; 3) процесс создания человеческого капитала (система/комплекс знаний, навыков, умений, способствующих реализации познавательных интересов, развитие личности); 4) передача знаний индивидам, формирование/прирост знаний; 5) общественное благо; 6) гражданско-правовые/коммерческие взаимоотношения) и проранжировать их в порядке значимости для потребителя, что может быть использовано для формирования модели образовательной услуги как объекта маркетинговой деятельности.

Ключевые слова: образовательная услуга, классификация образовательных услуг, составляющие образовательной услуги

Общество знания - это признанная концепция социально-экономического развития, в которой знания выступают ключевым фактором развития. В данном аспекте образовательная услуга - как одно из плановых направлений, формирующих знания на всем протяжении жизнедеятельности человека, представляет научный интерес.

Высокая конкуренция, сложившаяся на рынке образовательных услуг в совокупности и трансформирующейся внешней макросредой, в первую очередь демографической и государственной, выступает фактором все большей активизации маркетинговой философии в образовательной среде. Сегодня маркетинг в сфере образования - это уже привычная норма, тем не менее в различных научных источниках трактовка термина «образовательная услуга» выглядит по-разному, отчасти это связано с широким классификационным перечнем, заложенным в Феде-

ральном законе № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), классификаторе дополнительных образовательных услуг [2] (табл. 1).

В таблице представлена детальная классификация образовательных услуг с точки зрения законодательной макросреды. Но наибольший интерес образовательная услуга представляет именно как объект маркетинговой деятельности, что вкладывается в данное понятие учеными и исследователями в данной области. Это позволит рассмотреть услугу с другой стороны, со стороны дополнительных благ, которую от нее ожидает потребитель, при этом потребитель - это обобщающее понятие, так как в обществе знания потребителями выступает множество экономических субъектов: учащиеся, их родители, работодатель, государство общество и т. д. [3].

Таблица 1

Классификация образовательных услуг

о

о г^

о

о

о и

^ § ю" ю

3 ^О

ер о ~ ю и

«

к я

© «

м о

§ 3 и «

ГЧ к ^ о

2 с! о к ю о о й й й ^

л р и а и «

Признак

Формы образовательных услуг

Классификация

Общеобразовательные:

- основные

- дополнительные

Профессиональные:

- основные

- дополнительные

Дошкольные

Начальное общее

Основное общее

Среднее полное общее

НПО

СПО

ВПО

Очная (дневная)

ППО (послевузовское профессиональное образование)

Детский сад

Начальная школа

Основная школа

Полная средняя школа

Проф. училище, лицеи

Техникум, колледж, спец. училище

Университеты, академии, институты

Аспирантура, ординатура, адъюнктура (институт, учебный центр, школа бизнеса)

Заочная

Очно-заочная (вечерняя)

Дистанционная

Экстернат

а) ак )Н

иН фУ иК сис КО( сла (ю к и йн

ий е

ик л

Подготовка специалистов

Цели образования

Повышение квалификации

Переподготовка специалистов

Прочие услуги в системе образования (например репетиторство)

Длительность предоставления услуг

Долгосрочные

Среднесрочные

Краткосрочные

Обучение в общеобразовательной школе, вузе и т. п.

Повышение квалификации, переподготовка кадров и т. п.

Отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи

Используемые методы обучения

Традиционные

Программы проблемного обучения (компенсаторные, релаксационные)

Программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т. п.

Способ оплаты

Платные

Бесплатные (на бюджетной основе)

Дошкольные

По возрасту

Школьные

Профессиональное образование взрослых

Информационные образовательные услуги

Образовательные сайты

Система тестирования и т. п.

д

и

и ц

цак

и ф

и

Военно-патриотическая

Физкультурно-спортивная

Социально - педагогическая

Эколого-биологическая

По содержанию программ

Научно-техническая

Спортивно-техническая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Художественная

Туристско-краеведческая

Социально-экономическая

Естественнонаучная

По уровню усвоения программы

Общекультурный

Углубленный

Проф. ориентированный

Типовая

По степени творческого участия педагога в разработке программы

Модифицированная

Экспериментальная

Авторская

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

Комплексные программы

Рекомендованные внешкольным учреждениям Министерством образования России

Адаптированная под условия учреждения, скорректирована конкретным педагогом

Предполагает разработку новых педагогических технологий и методик, содержит этапы и способы отслеживания, имеет научного руководителя, рассматривается экспериментальным советом_

Программа, написанная полностью педагогом или коллективом педагогов, прошедшая городской и всероссийский конкурс образовательных программ

Программы профильных школ системы дополнительного образования

Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии_

Программы творческих групп педагогов

Интегрированные программы

Модульные программы

Сквозные программы

Я. Я. ТОЬ8ТУАКОУ, N. I. МУЛЬКМЛ

Для этого был проведен терминологический анализ определения образовательной услуги, преимущественно встречающийся в работах отечественных ученых, что связано со спецификой российского образовательного пространства (табл. 2).

В представленной таблице явно просматриваются и формируются группы единомышленников. Все трактовки можно условно разделить на 6 основных групп взглядов. Образовательная услуга - это:

1) продукт/товар производства;

2) профессиональная подготовка кадров в интересах человека, общества, государства;

Терминологический анализ п

3) процесс создания человеческого капитала (система/комплекс знаний, навыков, умений, способствующих реализации познавательных интересов, развитие личности);

4) передача знаний индивидам, формирование/прирост знаний;

5) общественное благо;

6) гражданско-правовые/коммерческие взаимоотношения.

В трактовках ученых может присутствует более одного взгляда на содержание образовательной услуги.

Таблица 2

ия «образовательная услуга»

Автор Определение «образовательная услуга»

Банслова В. Б. [4] - с позиции личности - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе; - с позиции предприятия - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях; - с позиции государства - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества

Баталова О. С. [5] « процесс предоставления знаний и формирования умений и навыков в определенной профессиональной области. При этом результат образовательных услуг, по сравнению с любыми другими, имеет более неопределенный характер, поскольку обусловлен способностями, предыдущей подготовкой и интеллектуальными возможностями их непосредственных потребителей»

Батышев С. Я. [6] «.. .комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения образовательных потребностей»

Беляков С. А. [7] утверждает, что знания не столько передаются, сколько формируются, и в этом процессе участвует не только преподаватель, но и учащийся

Богданова Э.Н. [8] «.услуга в сфере образования представляет собой социально-экономическое благо в виде информационного продукта, направленного на удовлетворение потребностей личности в приобретении и(или) углублении знаний, умений и навыков по конкретной специальности»

Валиев Ш. З. [9] «целенаправленный, организованный учебным заведением творческий процесс передачи и накопления определенной суммы знаний, умений и компетенций в рамках отдельной образовательной программы потребителю, преобразующий самого потребителя»

Вифлеемский А. Б. [10] передача знаний новым индивидам, причем «.объем знаний, как продукт деятельности образовательного комплекса, потенциально безграничен»

Данилов Н. В. [11] Определяет образовательную услугу как временное использование учащимся материальных, нематериальных и людских ресурсов внешнего оператора для получения потребительской ценности в виде прироста знаний и/или компетенций

Демичева Н. В. [12] «.процесс формирования заданных параметров профессионально-образовательного развития личности; выступает содержательной техникой реализации педагогической технологии в рамках учебного процесса»

Долятойский В. А., Мазур О. А. [13] «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда»

Затепякин О. А. [14] «...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»

Король А. Н., Ампилогов Г. В. [15] «.процесс передачи структурированной особым образом (по программе) учебной информации, направленный на удовлетворение потребности в знаниях и изменение качеств человека в виде умений и навыков. Сам процесс передачи информации включает в себя не только непосредственное проведение занятий, но и формирование, пополнение базы знаний, планирование, организацию учебы, наличие системы контроля, а также совместную деятельность производителя и потребителя образовательных услуг»

Котляров И. Д. [16] «.заключается в обеспечении овладения обучающимся тем или иным уровнем подготовки к различным видам деятельности»

Автор Определение «образовательная услуга»

Ламперт Х. [17] в рамках теории общественных благ образовательные услуги являются квазиобщественными благами - благами, по поводу которых возможны ограниченные исключения и конкуренция; эти услуги не являются ни исключительно общественными благами, ни исключительно товарами. Их предложение может осуществляться и частными субъектами. Однако объем рыночного предложения может быть недостаточным из-за недоступности этих услуг для индивидов с низкими доходами. Поэтому образовательные услуги предоставляются государством. Целесообразность же их представления обусловлена влиянием инвестиций в образование на национальный доход.

В. М. Малеин [18] разновидность гражданско-правового договора. Оппонируя утверждению о том, что в ГК РФ приведена лишь одна обязанность управомоченной стороны по договору возмездного оказания услуг (оплата), ссылается на невозможность в законе оговорить все права и обязанности сторон

А. Г. Мозалевский [19] «...это комплекс, состоящий из следующих элементов: образовательной программы, характеризующей полезность, передаваемую потребителю; собственно процесса обучения, основанного на непосредственном контакте преподавателя и слушателя; условий для самообразования, создаваемых образовательным учреждением и предоставляемых в пользование слушателю, в том числе частично в форме продажи товарно-материальных носителей информации; диплома, удостоверяющего факт получения образовательной услуги и качество ее потребления (в виде приложения к диплому); «образа вуза», не представляющего собой самостоятельной потребительской полезности, удовлетворяющей образовательные потребности слушателя, но являющегося полноправным элементом образовательной услуги и приобретаемого слушателем как товар, имеющий самостоятельную ценность»

Е. М. Николаева [20] особый вид товара, обладающий потребительной стоимостью и удовлетворяющего образовательные потребности; не убывает в результате потребления, потребитель непосредственно участвует в ее производстве, способствует социальной мобильности»

Скок Г. В. [21] отказывает образовательную услугу вузов в статусе услуг и относит их к продукции, мотивируя это тем, что у вузов есть поставщики (средние школы), на входе используется контроль качества (вступительные тесты и испытания), а процесс обучения сопровождается контролем

Старовойтова Т. А. [22] «... это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это продукт, которым можно располагать для этих целей»

Сыроваткиной Т. Н. [23] это продукт специфического интеллектуального труда; объект коммерческих отношений с позиции интеграции в мировое рыночное пространство; возрастающая стоимость образовательной услуги не исчезает в момент потребления и не зависит от времени потребления

Татаринова И. П., Шевцова В. В. [24] «.есть одновременно результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, направленный на удовлетворение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов»

Тряпицына А. А. [25] «.процесс передачи значимого объема знаний, навыков и умений от производителя (обучающего) к потребителю (обучаемому)»

Чекмарева В. В. [26] - продукт образовательного производства; - процесс, в котором создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя

Щетинин В. П. [27] - система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства; - реализация познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого; - обучение потенциальных (будущих) и нынешних работников, в формировании, сохранении и развитии их способности к труду; в специализации, профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы

Южакова О. В. [28] «.это целый комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых гражданам возможностей для приобретения определенных знаний, навыков и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. И этот комплекс в разнообразных аспектах может включаться в предмет регулирования различных отраслей права»

Таким образом, большинство суждений относятся к 3 и 4 группам, в которых говорится об образовательной услуге как о:

- процессе создания человеческого капитала (система/комплекс знаний, навыков, умений, способствующих реализации познавательных интересов, развитие личности);

- передаче знаний индивидам, формировании/приросте знаний.

Скорее всего, эти две трактовки наиболее целостно отражают сущность анализируемого понятия и являются неким «скелетом» определения «образовательная услуга». Следовательно, образовательная услуга с позиции маркетинга должна

& К. TOLSTYAKOV, N. I. MYALKINA

продвигаться исходя их этих базовых ценностей, то есть услуга, формирующая человеческий капитал, способствующая к дальнейшей самореализации, успешному трудоустройству и т. д. Это услу-

Содержательный анализ те]

га которая неотделима от человека на всем протяжении его жизни и которую необходимо воспринимать как не обесценивающееся жизненно необходимое благо.

Таблица 3

а «образовательная услуга»

Авторы Г эуппы взглядов о содержании понятия «образовательная услуга»

1 2 3 4 5 6

В. Б. Банслова + +

О. С. Баталова +

С. Я. Батышева +

С. А. Белякову +

Э. Н. Богданова + +

Ш. З. Валиев +

А. Б. Вифлеемский +

Н. В. Данилов Н. В. +

Н. В. Демичева Н. В. +

В. А. Долятойский, О. А. Мазур +

О. А. Затепякин О. А. +

А. Н. Король, Г. В. Ампилогов + +

И. Д. Котляров +

Х. Ламперт. +

В. М. Малеин +

А. Г. Мозалевский + +

Е. М. Николаева +

Г. В. Скок +

Т. А. Старовойтова + +

Т. Н. Сыроваткина + +

И. П. Татаринова, В. В. Шевцова +

А. А. Тряпицына +

В. В. Чекмарева + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. П. Щетинин + +

О. В. Южакова +

Литература

1. Закон об образовании РФ последняя редакция 2016. URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016

2. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163) (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/179059/

3. Толстяков Р. Р. Концепция опережающего маркетинга в системе социально-экономических отношений профессионального образования в экономике знаний: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2008.

4. Банслова В. Б. Особенности образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителей на рынке образовательных услуг. СПб.: ИПК СПбГИЭА, 2009. С. 8.

5. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза. М.: РИОР, 2011. С. 7-12.

6. Батышев С. Я. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

7. Беляков С. А. Лекции по экономике образования . М.: МАКС Пресс, 2007.

8. Богданова Э. Н. Эффективность развития рынка образовательных услуг // Управление экономическими системами. 2012. № 6. URL: www.marketing.spb.ru

9. Валиев Ш. З. Управление образовательным комплексом непрерывного профессионального образования СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. С. 39-41.

10. Вифлеемский А. Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115-121.

11. Данилов Н.В. Природа образовательной услуги // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2012. № 7. URL: http:// www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—ep12-07/571

12. Демичева Н. В. Взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга» // Научные исследования в образовании. 2008. № 9. С. 19-22.

13. Долятовский В. А., Мазур О. А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Ростов-на-Дону: РГЭУ-НИЭУП, 2006. С. 21-26.

14. Затепякин О. А. Экономическая природа образовательного продукта // Экономика и

эффективность организации производства: сборник мат-лов VIII Междунар. науч.-техн. конф. Брянск: Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2008. URL:http://sciencebsea.narod.ru/2008/ ekonom_2008/zatepjakin_ekonom.htm

15. Король А. Н., Ампилогов Г. В. Образовательные услуги военного вуза: сущность, классификация, особенности // Вестник Тихо-океанского государственного университета. 2012. № 1. С. 159-166. URL: http:// www.khstu.ru/vestnik/ ?page=47&id=674

16. Котляров И. Д. Сущность услуги как экономического блага // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2012. № 3. С. 79-86.

17. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело Лтд, 1994.

18. Малеин В. М. Экономическая природа образовательной услуги как доверительного блага // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 67-72.

19. Мозалевский А. Г. Управление сферой образовательных услуг региона в рамках интеграционного подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2009.

20. Николаева Е. М. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

21. Скок Г. В. Формирование ценностей и норм как основы построения системы качества образования // Качество образования: концепции, проблемы: мат-лы III Междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2000.

22. Старовойтова Т. А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // Научные записки НГУЭУ (электронный научный журнал). 2009. № 2. URL: http://www.nsuem.ru/science/publications/ science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=1009

23. Сыроваткина Т. Н. Основы экономики образования. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013.

24. Татаринова И. П., Шевцова В. В. Образовательные услуги профессиональной школы: сущность и мониторинг // Альманах современной науки и образования. 2012. № 4. С. 207-211.

25. Тряпицына А. А. Рынок образовательных услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 3. С. 208-210.

26. Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования: монография. Кострома: Издательство Костромского госпед-университета им. Н. А. Некрасова, 1998.

27. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. Г. Экономика образования. М.: Рос. пед. агент., 1998.

28. Южакова О. В. Об определении образовательной услуги. URL:http://www.pandia.ru/text/ 77/201/ 30089.php

References

1. Zakon ob obrazovanii RF poslednyaya redaktsiya 2016 [Education law of the Russian Federation last editorial office 2016]. URL: http://www.federalniy-zakon.ru/ zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016

2. Obshcherossijskij klassifikator uslug naseleniyu OK 002-93 (OKUN) (utv. postanovleniyem Gosstandarta RF ot 28 iyunya 1993 g. № 163) (s izm. i dop.) [All-Russian qualifier of services to the population AQ 002-93 (AQSP) (affirmed by the resolution of Gosstandart of the Russian Federation from June 28, 1993 № 163) (with amendment and additional)]. URL: http://base.garant.ru/ 179059/

3. Tolstyakov R. R. Kontseptsiya operezhayushchego marketinga v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh otnoshenij professional'nogo obrazovaniya v ekonomike znanij [The concept of the advancing marketing in system of the social and economic relations of professional education in economy of knowledge]: dis. ... d-ra ekon. nauk. Tambov, 2008.

4. Banslova V. B. Osobennosti obrazovatel'nykh uslug kak protsessa i analiz motivatsii potrebitelej na rynke obrazovatel'nykh uslug [Features of educational services as process and the analysis of motivation of consumers at the education market]. SPb.: IPK SPbGIEA, 2009. S. 8.

5. Batalova O. S. Spetsifika obrazovatel'noj uslugi kak osnova marketingovoj politiki vuza [Specifics of educational service as fundamentals of marketing policy of higher education institution]. M.: RIOR, 2011. S. 7-12.

6. Batyshev S. Ya. Uchebnik dlya studentov, obu-chayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial'nostyam i napravleniyam [The textbook for the students studying on pedagogical specialties and educational programs]. M.: Assotsiatsiya «Professional'noye obrazovaniye», 1997.

7. Belyakov S. A. Lektsii po ekonomike obrazovaniya [Lectures on education economy] . M.: MAKS Press, 2007.

8. Bogdanova E. N. Effektivnost' razvitiya rynka obrazovatel'nykh uslug [Efficiency of education market development] // Upravleniye ekonomicheskimi sistemami. 2012. № 6. URL: www.marketing.spb.ru

9. Valiev Sh. Z. Upravleniye obrazovatel'nym kom-pleksom nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Management of an educational complex of continuous professional education]. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2007. S. 39-41.

10. Vifleemskij A. B. Rol' obrazovatel'nogo komplek-sa v postindustrial'nom obshchestve [Role of an educational complex in post-industrial society] // Voprosy ekonomi-ki. 2002. № 8. S. 115-121.

11. Danilov N.V. Priroda obrazovatel'noj uslugi [Nature of educational service] // Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki. 2012. № 7. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—ep12-07/571

12. Demicheva N. V. Vzaimosvyaz' ponyatij «peda-gogicheskaya tekhnologiya» i «obrazovatel'naya usluga» [Interrelation of the concepts «pedagogical technology» and «educational service»] // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2008. № 9. S. 19-22.

13. Dolyatovskij V. A., Mazur O. A. Strategicheskoye planirovaniye deyatel'nosti vuza na rynke obrazovatel'nykh uslug [Strategic planning of activity of higher education institution at the education market]. Rostov-na-Donu: RGEU-NIEUP, 2006. S. 21-26.

14. Zatepyakin O. A. Ekonomicheskaya priroda obrazovatel'nogo produkta [Economic nature of an educational product] // Ekonomika i effektivnost' organizatsii proiz-vodstva: sbornik mat-lov VIII Mezhdunar. nauch.-tekhn.

R. R. TOLSTYAKOV, N. I. MYALKINA

konf. Bryansk: Bryanskaya gosudarstvennaya inzhenerno-tekhnologicheskaya akademiya, 2008. URL:http:// scienceb-sea.narod.ru/2008/ekonom_2008/ zatepjakin_ ekonom.htm

15. Korol' A. N., Ampilogov G. V. Obrazovatel'nye us-lugi voyennogo vuza: sushchnost', klassifikatsiya, osobennosti [Educational services of military higher education institution: essence, classification, features] // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1. S. 159-166. URL: http://www.khstu.ru/vestnik/ ?page= 47&id=674.

16. Kotlyarov I. D. Sushchnost' uslugi kak ekonomi-cheskogo blaga [Essence of service as economic good] // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Ekonomika. 2012. № 3. S. 79-86.

17. Lampert Kh. Sotsial'naya rynochnaya ekonomika. Germanskij put' [Social market economy. German way]. M.: Delo Ltd, 1994.

18. Malein V. M. Ekonomicheskaya priroda obrazo-vatel'noj uslugi kak doveritel'nogo blaga [Economic nature of educational service as confidential benefit] // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2010. № 2. S. 67-72.

19. Mozalevskij A. G. Upravleniye sferoj obrazova-tel'nykh uslug regiona v ramkakh integratsionnogo podk-hoda [Management of the sphere of educational services of the region within integration approach]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tol'yatti, 2009.

20. Nikolaeva E. M. Formirovaniye rynka obrazova-tel'nykh uslug i yego regulirovaniye [Formation of education market and its regulation]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2006.

21. Skok G. V. Formirovaniye tsennostej i norm kak osnovy postroeniya sistemy kachestva obrazovaniya [For-

mation of values and norms as bases of creation of the quality system of education] // Kachestvo obrazovaniya: kontseptsii, problemy: mat-ly III Mezhdunar. nauch.-metod. konf. Novosibirsk, 2000.

22. Starovojtova T. A. Formirovaniye i razvitiye rynka obrazovatel'nykh uslug v Rossii [Formation and development of education market in Russia] // Nauchnye zapiski NGUEU (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2009. № 2. URL: http://www.nsuem.ru/science/publications/science_notes/is sue.php?ELEMENT_ID= 1009

23. Syrovatkina T. N. Osnovy ekonomiki obrazovaniya [Education bases of the economy]. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2013.

24. Tatarinova I. P., Shevtsova V. V. Obrazovatel'nye uslugi professional'noj shkoly: sushchnost' i monitoring [Educational services of vocational school: essence and monitoring] // Al'manakh sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2012. № 4. S. 207-211.

25. Tryapitsyna A. A. Rynok obrazovatel'nykh uslug [Education market] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2009. № 3. S. 208-210.

26. Chekmarev V. V. Sistema ekonomicheskikh otno-shenij v sfere obrazovaniya: monografiya [System of the economic relations in education: monograph]. Kostroma: Izdatel'stvo Kostromskogo gospeduniversiteta im. N. A. Nekrasova, 1998.

27. Shchetinin V. P., Khromenkov N. A., Ryabushkin B. G. Ekonomika obrazovaniya [Education economy]. M.: Ros. ped. agent., 1998.

28. Yuzhakova O. V. Ob opredelenii obrazovatel'noj uslugi [About definition of educational service]. URL:http://www.pandia.ru/text/77/201/30089.php

* * *

EDUCATIONAL SERVICE AS OBJECT OF MARKETING ACTIVITY

TOLSTYAKOV ROMAN RASHIDOVICH Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tolstyakoff@mail.ru

MYALKINA NATALIYA IGOREVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: genat89@mail.ru

In article authors made classification of educational services according to three state documents regulating educational activity: Federal Law № 273, all-Russian qualifier of services to the population, qualifier of additional educational services. Authors allocated 11 classification signs (type and form of educational services, the education purposes, rendering duration, training methods, payment form, level of trainees, contents of the program, development level, creative participation of the teacher, form of the organization and content of process of educational activity). It allowed to segment educational services and the marketing activity corresponding to them according to requirements of the external macro environment defined at the level of the state. For definition of a substantial part of educational service authors made the terminological analysis of this concept found in scientific and publicistic literature that allowed to allocate the key making perceptions of service (1) product/goods of production; 2) vocational training of staff for the benefit of the person, societies, the states; 3) process of creation of the human capital (a system/complex of knowledge, skills, the abilities promoting realization of cognitive interests, development of the personality); 4) transfer of knowledge to individuals, formation/gain of knowledge; 5) public benefit; 6) civil/commercial relationship) and to range them as the importance for the consumer that can be useful for formation of model of educational service as object of marketing activity.

Key words: educational service, classification of educational services, components of educational service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.