Научная статья на тему 'Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов'

Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3014
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / УЧАЩИЙСЯ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / LEARNER / DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текеева Айшат Рамазановна

В целях определения возможностей образовательной среды, выступающих в качестве определяющего фактора формирования всестороннего развития личности учащегося общеобразовательного заведения, исследуется проблема образовательной среды как условия развития личности и ее субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment as a condition of development of the personality and its subjects

For the purpose of determination of opportunities of the educational environment acting as the determining factor of formation of all-round development of the personality of the pupil of educational institution, we carried the problem of the educational environment as a condition for the development of the individual and its subjects.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов»

EDUCA TIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY AND ITS SUBJECTS

ЪС

I

lu

S О

lu

Tekeeva Aishat Ramazanovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Pedagogics and Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkessia State University named after U.D. AHev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic

For the purpose of determination of opportunities of the educational environment acting as the determining factor of formation of all-round development of the personality of the pupil of educational institution, we carried the problem of the educational environment as a condition for the development of the individual and its subjects.

Keywords: educational environment; educational space; cultural and educational environment; the learner; development of personality.

УДК 373.24 ВАК РФ 13.00.01

© Текеева A.P., 2018

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

В целях определения возможностей образовательной среды, выступающих в качестве определяющего фактора формирования всестороннего развития личности учащегося общеобразовательного заведения, исследуется проблема образовательной среды как условия развития личности и ее субъектов. Ключевые слова: образовательная среда; образовательное пространство; культурно-образовательная среда; учащийся; развитие; личность.

I

< CI

lu

*

132

ТЕКЕЕВА Айшат Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Карачаевск, Карачаево-Черкесская республика

На сегодняшний день, в наиболее развитых странах усиливается конкурентная борьба за лидерство, проявляемое в мировой системе образования, что обусловлено его значимостью в современных реалиях существования общества как наиболее эффективного инструментария воздействия на происходящие в мире события. Следует отметить, что образование в экономически развитых странах в большей степени приобретает тенденцию в развитии как экспортной отрасли, заставляя, включатся в активную "борьбу" образовательные учреждения за привлечение в стройные ряды учащихся граждан других государств, что в свою очередь выступает действенным фактором оптимизации экономического роста [4].

В случае рассмотрения образовательного процесса учащихся общеобразовательной школы вусловиях, сложившихся на сегодняшний день в российских условиях, становится очевидным, что рассматриваемый процесс, направленный на формирование важных, с точки зрения жизнедеятельности человека, умений и навыков, освоение значимых для него знаний, обладает своей спецификой, требующей модернизации всей образовательной системы. Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) уже сейчас предусматривает освоение множества учебных предметов, совокупность объема знаний которых способна обеспечить эффективную их реализацию в ходе практической деятельности учащегося. Необходимо подчеркнуть, в этой связи, значительный рост требований, предъявляемых к выпускнику общеобразовательного учебного заведения.

Вышесказанное определяет необходимость повышения качества образовательной среды школы, что становится сегодня одним из наиболее актуальных и важных вопросов образования [10, с.17]. Учитывая возрастающую актуальность гармонизации процесса обучения учащихся общеобразовательных учреждений в условиях жесткой конкуренции, сложившейся на мировом рынке образовательных услуг, а также острой необходимости повышения качества образования, можно резюмировать, что для более эффективного процесса формирования соответствующих требованиям современного общества личностных качеств выпускников общеобразовательного учреждения необходимо проектировать конкрет-

ную образовательную среду, тем самым создавая условия для всестороннего развития личности учащегося [11, с.234-235].

Само понятие "образовательная среда" подверглось активному исследованию со стороны ведущих специалистов отечественной педагогики, начиная с 90-х годов XX века. Тем не менее, следует отметить, что до настоящего времени рассматриваемое нами понятие "образовательная среда" продолжает применяться достаточно широко в самых разнообразных аспектах, чему свидетельствуют результаты многочисленных исследований, которые посвящены различным её компонентам, факторам и свойствам, среди которых можно выделить наиболее приоритетные направления исследований образовательной среды.

Существующие на данном этапе развития образовательной системы исследования, посвященные изучению образовательной среды, можно классифицировать в соответствии с рассматриваемом в них уровни образования и типа самого образовательного учреждения. Так, например, некоторые исследования направлены на изучение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Артамонова, СЛ. Новоселова, O.P. Радионова и многие др.). Значительное внимание вполне традиционно уделяется исследованию образовательной среды общеобразовательным учреждениям (Ю.Г. Абрамова, Б.Н. Боден-ко, О.В. Гукаленко, В.М. Кирюхин, И.В. Крупи-на, H.A. Лабу некая, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и многие др.). Среди наиболее значимых в контексте нашей темы исследования, следует отметить научные труды, представленные В.А. Левиным, который с точки зрения трансфера от моделирования к проектированию образовательной среды рассмотрел её понятие, структуру и свойства, разработал методику экспертизы образовательной среды школы и предложил тренинг педагогического взаимодействия в условиях образовательной среды [17].

Некоторые работы посвящены образовательной среде среднего профессионального учебного заведения. Так, в процессе изучения образовательной среды колледжа, выступающей в качестве фактора динамично развивающего профессионально-образовательного пространства учащихся, Э.Ф. Зеер и И.В. Мешкова в своих научных трудах подвергли анализу значимые, с точки зрения авторов, её характеристики, эмпирическим путем определив её модальность и исследовав возможные виды проектирования профессионально-образова-

тельного пространства [3]. Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, ученым удалось разработать гуманитарно-педагогическую модель образовательного учреждения, выступающую в качестве среды развития и саморазвития личности будущих специалистов - педагогов.

В настоящий момент разработаны и научно обоснованы некоторые модели и рассмотрены разнообразные аспекты образовательной среды высшегоучебного заведения. Среди многочисленных работ, нами было выделено исследования А.И. Бондаревской, которая в ходе изучения культурно-образовательного пространства вуза пришла к выводу о том, что её следует рассматривать как среду профессионально-личностного саморазвития учащихся. Автором обозначенного нами исследования была разработана модель поликультурного образовательного пространства, сконструированная на основе ряда концепций, действующих на сегодняшний день в педагогической науке, а именно: а) опережающего интеллектуального развития личности учащегося; б) приоритетности формирования эмоционально-чувственной среды; в) синтеза направлений на интеллект, формирование образно-эмоциональной сферы, реализации практической деятельности и нравственного самоопределения учащихся; г) личностно-ориентированно-го воспитания [3, с.56].

Другие авторы исследования предлагают лингвофизиологическую концепцию формирования и развития субъекта образовательной среды вуза (Л.П. Бельковец) [1, с.70-82], рассматривают возможность формирования мотивации учащихся в условиях образовательной среды образовательного заведения (A.A. Веряев, И.К. Шалаев) [4], определяют значение культурно-образовательной среды в ходе гуманизации образовательного процесса в образовательном учреждении (Т.Е. Исаева, А.Н. Руба ник) [7, с.84-90], уста навл и ва ют педа готические условия организации образовательной среды в целом (Т.В. Менг) [13].

В контексте темы нашего исследования остановимся на работах, рассматривающих психолого-педагогические подходы к изучению образовательной среды образовательного учреждения. Среди наиболее актуальных работ по теме исследования, хотелось бы выделить исследование A.B. Мазуренко, в которой ученый рассматривает необходимые педагогические условия формирования и последующего развития социальных значимых качеств учащихся в условиях культурно-образовательной

ЪС

s

lu

S

u uj

<

CI uj

*

134

среды образовательного заведения [12]. В обозначенном исследовании мы обратили внимание на один принципиально важный, на наш взгляд, момент, а именно, ученый значительно расширил понятие "образовательная среда" до понятия "культурно-образовательная среда", таким образом, представив образовательный процесс в контексте культурного развития учащегося. Стоит отметить, что аналогичным образом развивает свою мысль В.И. Слободчиков, который рассматривает образовательную среду в рамках реализации приоритетных целей образования в пространстве культуры, т.е. не только как освоение необходимых знаний, но и как формирование социальных качеств учащихся [16, с.3-8]. Таким образом, субъект образования расширяется ученым, согласно принципу множественности форм субъекта, до субъекта так называемого социального взаимодействия и жизненного пути. Данный подход можно применить в процессе исследования формирования необходимой образовательной мотивации учащихся.

На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на том, что значимым современным направлением, проводимых исследований образовательной среды любого типа образовательного учреждения, включая общеобразовательные, выступают разработки по формированию информационно-образовательной среды образовательного процесса, которые особо интенсивно развиваются в последние годы, и авторами которых являются А.Г. Абросимов, Т.В. Еременко, Е.В. Лобанова, С.Л. Лобачев, H.A. Моисеенко, С.А. Назаров и многие др.

Кроме исследования уровня образовательного учреждения, ряд исследователей подвергают изучению образовательную среду в зависимости от его типа, что, к сожаленью, на сегодняшний день случается относительно не часто. Примером подобныхработявляется диссертационное исследование, осуществленное Г.Ю. Беляевым, автор которого изучает зависимость основных характеристик образовательной среды непосредственно во взаимосвязи с типом образовательного учреждения [2].

Глобализация образовательной среды обуславливает необходимость применение классического подхода в исследованиях, одним из примеров которого может служить работа К. Левина, осуществившего попытку рассмотрения средовых диспозиций и степень их воздействия на человека с основных позиций созданной им теории поля [9].

В свете сказанного, можно сделать следующее заключение, что подход достаточно ши-

рокого рассмотрения образовательной среды во всех проявляемых ею связях с социальной и жизненной средами обладает глубокими теоретико-методологическими основания и подкрепляется самым разнообразным спектром научных исследований. Несколько с противоположной позиции к вопросам изучения образовательной среды образовательного учреждения, подходит Э.Ф. Зеер, который предложил исследовать образовательное пространство личности [6, с.12-16].Таким образом, к настоящему времени, согласно результатам проведенного нами теоретического анализа, в истории как психологической, так и педагогической науки накоплен существенный по своему объему опыт по исследованию образовательной среды.

Подводя итог анализа научных работ, в которых авторами затрагивалась тема образовательной среды, следует указать на основные направления, выявленные нами, среди них: 1) концептуальные модели (Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, A.C. Росстальной, И.С. Якиманская и др.); 2) компоненты образовательной среды (Л.А. Боденко, С.Д. Дерябо и др.); 3) оценка образовательной среды (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.); 4) предметный план образовательной среды (СЛ. Новоселова, O.P. Радионова и др.); 5) структура образовательной среды общеобразовательного заведения (В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.); 6) комплексный анализ разнообразных проблем образовательной среды (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.); 7) определены типологии образовательной среды, установлены методы диагностики и проектирования (В.И. Панов, В.А. Ясвин и ДР-).

Остановимся более подробно на рассмотрении подходов к пониманию образовательной среды, включая её структуры. Так, согласно мнению, высказанному И.И. Римаревой, образовательная среда есть не что иное, как многоаспектное понятие, направленное на формирование индивидуально-личностного аспекта учения, при условии обязательного наличия интенции (от лат. intentio - стремление) - цель, ориентированность сознания и воли к образованию [14].

С точки зрения Л.П. Бельковец, образовательная среда представляет собой сложное образование, включающее в себя: 1 ) внешнее содержание, отображаемое в презентации учебного материала, преподавателя-навигатора, который является транслятором внешнего содержания образовательной среды; 2) внутреннюю среду учащегося, объединяющую в

себе уровень его познавательной активности и лингвопсихофизиологические механизмы формирования, развития и саморегуляции. В целях систематизации множества существующих на сегодняшний день точек зрения на исследуемое нами понятие "образовательная среда", на наш взгляд, будет наиболее целесообразным выбрать в качестве основы, более детально проработанные и научно обоснованные теоретические модели образовательной среды, в частности: а) коммуникативную (коммуникативно-ориентированную); 2) эколого-личностную; 3) антрополого-психологическую; 4)экопсихологическую.

С точки зрения коммуникативно-ориентированной модели исследуемое нами понятие "образовательная среда" (В.В. Рубцов) понимается как некая форма коммуникативного взаимодействия, которое способно создать специфические виды общности непосредственно между учащимися и педагогами и между учащимися. В качестве отправной точки в таком подходе выступает понимание необходимости создания условий развития ребенка и обязательное личное его участие в реализации совместной деятельности участников образовательного процесса. Таким образом, в представленной модели образовательная среда выступает в качестве сложившейся полиструктурной системы, как прямых, так и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, направленных на реализацию представленных педагогических установок педагогов, характеризующие образовательные цели, основные задачи, эффективные методы, соответствующие средства и оптимальные формы образовательного процесса в конкретной школе. А структурными компонентами выступают: а) внутренняя ориентация школы; б) психологический климат; в) социально-психологическая структура коллектива; г) психологическая организация трансфера знаний; д) психологические характеристики учащихся и т.д.

Образовательная среда с позиций эколого-личностной модели представлена в виде совокупности возможностей обучения, формирования и развития личности учащегося, при этом под возможностями понимаются как позитивные, так и негативные варианты развития [5, с.122]. В свете сказанного, под образовательной средой следует понимать систему воздействий и условий, содействующих формированию личности по заранее установленному образцу, включая возможности для дальнейшего развития, содержащихся в ней социального и пространственно-предметного

окружения. В этой связи, в целях организации развивающего эффекта подобной образовательной среды, она должна обеспечивать создание комплекса возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Данный комплекс включает в себя два основных структурных компонента, представляющие собой компоненты образовательной среды, а именно: 1) социальный; 2) характер взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности.

В качестве основных характеристик содержания социального компонента исследуемой нами образовательной среды выступают: 1) психологический климат; 2) психологический настрой;3) социально-психологическая обстановка; 4) "дух" школы. Указанный ком-поненттесным образом связан со специфическими особенностями социальной организации самой среды, с половозрастными и этническими особенностями, с характером коммуникации субъектов образовательной среды, с пространственно-предметным окружением; с психодидактическими компонентами обучения, которые обусловлены психологическими целями проектирования образовательного процесса.

В качестве основного понятия в антропо-лого-психологической модели В.И. Слободчи-ковым используется совместная деятельность всех субъектов, представленных в образовательном процессе, а образовательная среда является динамическим образованием, выступающим в качестве системного продукта взаимодействия образовательного пространства, непосредственногоуправления образовательным процессом, места обучения и учащегося. Таким образом, наблюдается некоторая степень относительности и опосредующий характер образовательной среды, т.е. отсутствие её первоначальной заданности. Основными её параметрами в рассматриваемой модели являются: 1) ресурсный потенциал; 2)способ ее организации. В соответствии с типом взаимосвязей, посредством которых осуществляется структурирование конкретной образовательной среды, принято выделять три принципа её организации, а именно: 1) единообразие; 2) разнообразие; 3) вариативность [15, с.177-184].

В качестве исходных оснований образовательной среды в экопсихологической модели (И. Панов) выступает представление о психическом развитии ребенка в процессе его обучения, которое необходимо рассматривать в контексте системы "человек - окружающая

LU

u

uj

< a.

uj

*

136

среда" В данной модели под образовательной средой следует понимать систему психолого-педагогических условий и воздействий,создающих возможность для выявления интересов и способностей учащихся, в полном соответствии с его природными задатками и предъявленными со стороны общества требованиями социализации. При этом, предполагается учитывать особенности возрастной периодизации развития детей и социальный заказ на окончательный продукт системы образования. В рассматриваемой модели основными структурными компонентами образовательной среды выступают: 1) деятельностный (технологический), который представляет собой некое "пространство" разнообразных видов деятельности, направленных на обучение и развитие учащихся; 2) коммуникативный - пространство межличностной коммуникации учащегося с конкретной образовательной средой и другими её субъектами; 3) пространственно-предметный, который включает в себя пространственно-предметные средства, способных в своей совокупности обеспечить возможность реализации необходимых пространственных действий субъектов образовательной среды. Ключевыми понятиями являются: а) "территориальность"; б) "персонализация"; в) "место-ситуация" и др.

В соответствии с вышесказанным, в качестве основныххарактеристикобразовательной среды следует считать: 1) содержательность наполнения среды; 2) скорость трансформации среды; 3) полизависимость; 4) изменчивость; 5) широта; 6) интенсивность; 7) модальность; 8) степень осознанности; 9) устойчивость.

Остановимся более подробно на рассмотрении некоторые из указанных характеристик.

Устойчивость образовательной среды. В своих исследованиях Г.А. Ковалев продемонстрировал, что, как внешние, так и внутренние аспекты образовательной среды достаточно подвижны, а их более чем относительная устойчивость обусловлена границами учебного года, учебного плана того или иного региона, учебного плана общеобразовательного учреждения. В этом случае образовательная среда несколько дополняется учебным планом, а также планом работы по дополнительному образованию [8, с.189-199].

Содержательность наполнения образовательной среды обусловлена перечнем осваиваемых учебных предметов, что тесным образом зависимо от используемой в образовательном учреждении модели образования.

Изменчивость образовательной среды школы определяется реализацией в ней иннова-

ционных процессов и соотношением между новациями и сохранением традиций. Таким образом, характеристики образовательной среды "активность-пассивность" и "свобода-зависимость" обуславливают атмосферу образовательной среды, содействующей развитию учебно-познавательной активности ребенка.

На основании вышесказанного, мы может отметить существование на сегодняшний день различных подходов к пониманию образовательной среды. В своём исследовании мы склоны рассматривать образовательную среду как определяющий фактор формирования и развития социально значимых свойств и качеств личности учащегося общеобразовательного заведения, т.е. систему воздействий и условий формирования личности по заранее установленному образцу, включая возможности её развития, которые содержаться в социальном и пространственно-предметном окружении.

Таким образом, образовательная среда общеобразовательного учреждения можно представить как совокупность компонентов, сформированных в конкретные временные рамки в определенном учебном заведении и вбирающих в себя: 1) состояние качества обучения; 2) уровень требований, которые предъявляются кучащемуся в ходе образовательного процесса; 3) стандарт образования; 4) общепризнанные нормы поведения; 5) стиль педагогического общения; 6) позитивные ценностные ориентации, к которым устремлено стремление будущего выпускника общеобразовательного учреждения.

Примечания:

1. Бельковец Л.П. Лингвопсихофизиологическая концепция развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде, как актуальное содержание педагогической психологии / Л.П. Бельковец // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008 - №6. - С. 70-82.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений : дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01 / Г.Ю. Беляев - М., 2000. - 157 с.

3. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ А.И. Бондаревская. - Ро-стов-на Дону, 2004. - 186 с.

4. Веряев A.A., Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] URL: https: // www.informika.ru / text/magaz/ pedagog_4/articl_l .html (Дата обращения: 17.03.2018).

5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябко -М., 1999.-С.122.

6. Зеер Э.Ф. и др. Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве / Э.Ф. Левин, И.В. Мешкова // Психологические исследования. - 2012 - №9. - С.12-16.

7. Исаева Т.Е., РубаникА.Н. Преподаватель высшей школы в XXI веке (Ростов-на-Дону, сентябрь 3-5, 2004)./Т.Е. Исаева, А.Н. Руба ник//Труды международной научно-практической интернет-конференции. Ростов-на-Дону : РГУПС, 2004. - С. 84-90.

8. Ковалев Г. А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. Пособие для учителя / под ред. В. Лебедевой, В. Панова. -М.: РАО-Психологический институт-ЦКФЛ, 1996. -С. 189-199.

9. Левин К. Теория поля в социальных науках. Сенсор / К. Левин. - СПб., 2000. - 368 с.

10. Леонова О.И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков : дис.... канд. псих, наук: 19.00.13 / О.И. Леонова. - М., 2011. - С.17.

11. Локанова Н.П. Роль когнитивного развития в обеспечении психологического здоровья школьников / Н.П. Локанова // Психология образования. Психологическое обеспечение "Новой школы" : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2010. - С.234-235.

12. Мазуренко A.B. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / A.B. Мазуренко. - Ростов-на-Дону, 2006. - 183 с.

13. МенгТ.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / T.B. Менг. - СПб., 1999 - 170 с.

14. Римарева И.И. Человек в структуре образовательного пространства [Электронный ресурс] URL: http://www.rozmann.narod.ru/text5.htm (Дата обращения: 14.03.2018).

15. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: Культурные модели школы. - Инноватор. -М., 1997.-С. 177-184.

16. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - №2(10) - T.3. - С. 3-8.

17. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001.-365 с.

TOLERANCE IN THE SYSTEM OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

Tulepbergenova DHyara Yurievna, PhDofPedagogical science, Associate Professor, Department of Foreign Languages Aynalieva Aiiida Rashidovna, Postgraduate student, Deoartment of Humanities and Psychology Astrakhan State Technical University, Astrakhan

The tolerance problem in the system of cross-cultural communication is considered in the article. At the present stage of society development the main task of cross-cultural communication is to activate humanitarian potential, to aim it at development and the approval of the concept of a priority of universal values, rapprochement of different countries cultures. Consideration of the above mentioned points presents tolerance in the work as a necessity of cross-cultural communication development. The ideas of tolerance are crossed with concepts of education in the spirit of culture dialogue, thus education is difficult, purposeful, not interrupted, resource-intensive process, its purpose is regeneration of versatily developed, psychologically steady and tolerant personality capable to respect values of the world and human right. Education - "vospitanie" is a tolerance invariant as it is reflection of any culture, and at the same time moral aspect of cross-cultural communication.

Keywords: tolerance; cross-cultural communication; ability; interaction; training process; internationalization of education; foreign students; dialogue of cultures; education content; quality of the personality; communicant.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬ ТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассмотрена проблема толерантности в системе межкультурной коммуникации. Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран. Учитывая эти позиции, толерантность представлена в работе в качестве необходимого условия развития межкультурной коммуникации. Идеи толерантности пересекаются с концепциями воспитания в духе диалога культур. Воспитание - инвариант толерантности, так как оно является отражением любой культуры, и одновременно нравственный аспект межкультурной коммуникации. Ключевые слова: толерантность; межкультурная коммуникация; способность; взаимодействие; процесс обучения; интернационализация образования; иностранные студенты; диалог культур; содержание воспитания; качество личности; коммуникант.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.05

© Тулепбергенова Д.Ю., 2018 © Айналиева А.Р., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.