особенностью формирования профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе.
Итак, отметим, что профессиональная подготовка в вузе обладает значительными ресурсами в формировании профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе. Однако, при учете выше указанных особенностей такая деятельность будет более эффективна. Только в этом случае, по-нашему мнению, студенты смогут освоить современные технологии социальной поддержки с целью формирования профессионально-нравственной позиции.
Обсуждая полученные результаты статьи, отметим, что предложенное определение профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе может дополнить теоретические основы научных исследований в области профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Также данное определение может в дальнейшем быть развито на основе выделения в нем структурных элементов.
Говоря о выделенных особенностях формирования профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе в процессе подготовки их в вузе, подчеркнем, что в них есть как преимущества, так и риски. Изначально укажем предполагаемые риски: во-первых, организация тренингов вызывает сопротивление некоторых его участников, поэтому требуется соответствующая психологическая подготовка преподавателей. Во-вторых, развитие толерантности путем включения в волонтерскую деятельность студентов предполагает серьезные временные и, отчасти, материальные затраты. В-тре-
Библиографический список
тьих, организация производственной практики не всегда находится под контролем руководителя практики, и, возможно, будут затруднена в обогащении опыта студентов в направлении выстраивания социального партнерства.
При указанных выше рисках стоит акцентировать внимание на несомненных преимуществах предлагаемых корректировок в учебном процессе вуза при подготовке будущих специалистов по социальной работе. Предлагаемые мероприятия не являются надуманными, они определены данными эмпирического исследования. Оно явно высвечивает слабо развитые аспекты в профессионально-нравственной позиции, как будущих специалистов по социальной работе, так и действующих. Предлагаемые мероприятия гармонично вписываются в учебный процесс в вузе и не требуют серьезных корректировок в учебном плане, расписании и формировании образовательной программы. Включение студентов в тренинги, волонтерство и обогащение практики опытом выстраивания социального партнерства позволит не формально, а реально развить нравственные аспекты будущей профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Это, в свою очередь, повлияет на формирование и устойчивое развитие их профессионально-нравственной позиции.
Описанные предложения требуют дальнейшего практического апробирования и внедрения в практическую сферу профессиональной подготовки социальных работников в вузе. Несмотря на наличие на данный момент промежуточных результатов исследования, можно сделать вывод о практической значимости статьи. Так как ее выводы выстроены на эмпирической основе и могут использоваться для профессиональной подготовки студентов в вузе.
1. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 г № 571н).
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
3. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004.
4. Цвык В.А. Профессионализм: социально-философский анализ. Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 2004.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва - Екатеринбург, 2003.
6. Ефимова С.В. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2004.
7. Терпугова Н.Ф. Психолого-педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции молодого учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Астрахань, 2009.
8. Халилов Ш.Р Педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Астрахань, 2010.
9. Черниговский В.Н. Профессионально-нравственная позиция курсанта как образовательный результат подготовки в вузе МВД России. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2014; 6: 99 - 103.
10. Агронина А.Н. Формирование в вузе профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.
11. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 8 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41029).
12. Журченко Е.Б. Формирование толерантности в условиях культурного разнообразия студентов технического вуза юга России. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Майкоп, 2016.
References
1. Professional'nyj standart «Specialistpo social'noj rabote» (utv. prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 22 oktyabrya 2013 g. № 571n).
2. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
3. Klimov V.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.
4. Cvyk V.A. Professionalizm: social'no-filosofskijanaliz. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2004.
5. Zeer 'E.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva - Ekaterinburg, 2003.
6. Efimova S.V. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj pozicii u studentov vysshih uchebnyh zavedenij fizicheskoj kultury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2004.
7. Terpugova N.F. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'no-sub'ektnoj pozicii molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2009.
8. Halilov Sh.R. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'no-sub'ektnoj pozicii uchitelya v processe adaptacii k professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2010.
9. Chernigovskij V.N. Professional'no-nravstvennaya poziciya kursanta kak obrazovatel'nyj rezul'tat podgotovki v vuze MVD Rossii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2014; 6: 99 - 103.
10. Agronina A.N. Formirovanie v vuze professional'no-'eticheskoj kul'tury specialista po social'noj rabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.01.2016 № 8 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.02.2016 № 41029).
12. Zhurchenko E.B. Formirovanie tolerantnosti v usloviyah kul'turnogoraznoobraziya studentov tehnicheskogo vuza yuga Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Majkop, 2016.
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 37
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: timop2012@mail.ru
Magomedova Z.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL TO PROMOTE TOLERANCE AND PREVENT STUDENTS. The article substantiates the relevance of a problem of education of tolerance among students in the educational environment of the school, which the authors consider as a set of conditions affecting the education and development of students. The authors present an analysis of various models of the educational environment of the school, the implementation of which will develop students' cooperation, self-development, interpersonal interaction, taking into account the multifunctionality of the environment and its effects on the education of students. The authors conclude that if the subject of development is the child, then its territorial, social, linguistic, ethnic, as well as professional and family affiliation through the father and the mother, can serve as a basis for selection of the environment.
Key words: tolerance, tolerance education, model of educational environment, influence of environment.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
З.Х. Магомадова, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье обосновывается актуальность проблемы воспитания толерантности у учащихся в образовательной среде школы, которую авторы рассматривают как совокупность условий, влияющих на воспитание и развитие учащихся. Авторами представлен анализ различных моделей образовательной среды школы, реализация которых позволит развивать у учащихся сотрудничество, саморазвитие, межличностное взаимодействие, с учетом многофункциональности среды и ее влияний на воспитание учащихся.
Ключевые слова: толерантность, воспитание толерантности, модель образовательной среды, влияние среды.
Закон «Об образовании в РФ» определяет обладающие наибольшим приоритетом ценности, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении: развитие и защита этнокультурных народных традиций, гражданственность, взаимоуважение, развитие личности, ее свободы и права, жизнь. Опираясь на идею «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», нам следует формировать личности, которые были бы в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как личную, осознающего ответственность за будущее и настоящее собственной страны, укорененного в культурных и духовных традициях многонационального народа России. Важно заметить, что ряд критериев, определяющих толерантную личность, определяет и ФГОС общеобразовательных школ.
Согласно им, определён ряд личностных требований к результату усвоения обучающимся основной образовательной программы общего образования, среди которых: способность к сознанию российской идентичности в рамках поликультурного социума, к установке целей и выстраиванию жизненных планов, правосознание, социальные компетенции; системы ценностно-смысловых установок, значимых межличностных и социальных отношений, которые отражают гражданские и личностные позиции в деятельности, сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и обучению, способность и готовность обучающегося к личностному самоопределению и саморазвитию. В рамках условий, обусловленных экономическим кризисом и его последствиями (снижение роли обычаев, традиций, культурных ценностей, размывание нравственных ориентиров, социальное расслоение общества, инфляция, безработица и т. д.), происходит обострение проблем в отношениях между людьми, в связи с чем проблеме воспитания толерантности в подрастающем поколении отводится особая актуальность в условиях современного мира. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и наши исследования, можно прийти к выводу, что толерантность человека воспитывается на протяжении всей его жизни, но наиболее сенситивный период - подростковый возраст, играющий важную роль для психосоциального развития людей. Подключаясь к взрослой жизни, подростки осваивают разнообразные социальные роли, у них происходит формирование российской гражданской идентичности, сущность которой заключается в гуманном отношении человека как к самому себе, так и по отношению к окружающим. Образовательные организации должны разрабатывать и реализовывать систему методов, средств и форм воспитания толерантности, представляющей собой личностные качества молодых людей, имеющих комплекс умений и знаний и способных вести жизнедеятельность в рамках многонациональной среды [1].
Сущность школьной образовательной среды заключена в совокупности условий, которые оказывают влияние на формирование и развитие личностного сознания, интересов, потребностей, способностей. Проанализировав литературу по проблематике исследования, можно прийти к выводу, что современные условия жизни характеризуются наличием ряда моделей образовательной среды, включая эколого-личностную (от В.А. Ясвина), подразумевающую наличие развивающего эффекта и способность обеспечения комплекса возможностей к саморазвитию каждого субъекта образовательного процесса; коммуникативно-ориентированную (от В.В. Рубцова), антрополого-психологическую (от В.И. Сло-бодчикова), психодидактическую (от В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.А. Ясвина); экопсихологическую (от В.И. Панова) [3].
Согласно коммуникативно-ориентированной модели, школьную образовательную среду понимают в качестве формы сотрудничества (коммуникативное взаимодействие), обеспечивающей создание особых видов общности между учениками и преподавателями, а также среди самих учащихся. Основная идея данной модели заключается в понимании ключевой роли участия детей в совместной деятельности со взрослыми и прочими участниками образовательного
Библиографический список
процесса в развитии учащихся. Структурные компоненты образовательной среды следующие: психологические характеристики учеников, психологическая организация передачи знаний, социально-психологическая структура коллективов, психологический климат и др.
Антрополого-психологическая модель имеет в своей основе также совместную деятельность, осуществляемую субъектами образовательного процесса. Основными параметрами, по мнению автора модели, следует считать структурированность (способ организации) и насыщенность (ресурсный потенциал). Образовательная среда рассматривается в качестве динамического образования, представляющего собой системный продукт взаимодействий между образовательным пространством, управлением образованием, самими учащимися и место образования, а не как данность совокупности условий и влияний [3].
Психодидактическая модель предлагает образованию ориентироваться на то, чтобы признавать за школьниками приоритет их индивидуальности, развивающейся в ходе его погружения в образовательную среду, которую специально моделируют образовательные учреждения. Положительный потенциал среды выстраивается и реализуется соответственно познавательным интересам учащегося, при учете возможностей педагогических коллективов образовательных учреждений, особенностей и традиций социокультурной среды, где развивается и растет ребёнок, структуры региональной системы образования.
Основанием экопсихологической модели образовательной среды является представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». В соответствии с таким подходом под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации. Основными компонентами образовательной среды автор считает: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. Деятельностный компонент, с точки зрения автора, представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими её субъектами. Пространственно-предметный компонент - пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.
По замечанию Н.А. Асташовой, «образование как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях одним из эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения. Сегодня образование является действительным приоритетом жизнедеятельности каждого государства, любой страны» [4, с. 75].
Таким образом, анализ различных подходов к определению понятия «образовательная среда школы» позволяет нам отметить многофункциональность среды и ее влияний на человека. Любая среда независимо от её разновидности имеет некоторые общие свойства. Так, любая среда что-то субъекту позволяет и как-то на него влияет. Если субъектом развития является ребёнок, то его территориальная, социальная, языковая, этническакя, а также профессиональная и фамильная принадлежность по линии отца и матери, может служить основанием для выделения сред, которые будут отличаться от тех, субъектом которых является ученик. Это связано с тем, что в основу выделения основных сред положен принцип иной принадлежности к воспитательному институту, которым является современная школа.
1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи много национального региона. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
2. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2008: 126 - 130.
3. Плюхина С.В. Образовательная среда как комплекс условий, влияний и возможностей для формирования личности. Available at: euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/obrazovatelnaya-sreda-kak-kompleks-uslovij-vliyanij-i-vozmozhnostej-dlya-formirovaniya-lichnosti/
4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. Москва - Воронеж, 2003.
References
1. Abdurazakova D.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury i obrazovaniya v razvitii tolerantnogo soznaniya molodezhi mnogo nacional'nogo regiona. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Ivanov D.A. 'Ekspertiza v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2008: 126 - 130.
3. Plyuhina S.V. Obrazovatel'naya sreda kak kompleks uslovij, vliyanij i vozmozhnostej dlya formirovaniya lichnosti. Available at: euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/ obrazovatelnaya-sreda-kak-kompleks-uslovij-vliyanij-i-vozmozhnostej-dlya-formirovaniya-lichnosti/
4. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskih statej. Moskva - Voronezh, 2003.
Статья поступила в редакцию 08.11.18
УДК 378.147
Abdusalamov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),
E-mail: abd-rus@yandex.ru
Magdilova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: mailto:maglar@mail.ru
DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION SOCIETY AND NETWORK INTERACTION. The modern level of development of legal education in conditions of the information society formation involves the use of network structures of interaction of universities and organizations for the development of research and educational projects, information databases and educational resources that allow students to acquire professional knowledge and communication skills, learn to solve practical problems. One of the most important conditions for the implementation of network interaction is the presence of a technological information and communication platform. The article analyzes the main types of interactions used by the subjects of network structures: joint events (conferences, seminars, master classes, meetings); the exchange of resources between teachers, staff and students; joint educational programs, including double degrees at the undergraduate, graduate and post-graduate levels; online projects; grants and scholarships; joint research activities (laboratories and joint research centers, research projects, joint publications). Particular attention is paid to creation in the universities participating in the network team - a temporary workforce implementing an effective educational platform "inverted class" as a type of blended learning, and technology of gamification as a modern tool based on a set of actions characteristic of games and aimed at promoting distance learning. educational services. At present, the development of networking of universities with organizations that are not members of the education system but are interested in attracting promising students and young professionals is of particular importance. The main types of network interaction in this direction are the organization of business structures of departments at universities, holding competitions, internships, mentoring, hackathons, case championships. Thus, the network interaction of universities allows forming create flexible educational technologies that meet the requirements of the development of the information society and the digital state.
Key words: network university, educational technology, inverted class, gamification, hackathons, case-championships, digital state, network model of management, joint programs, double degree programs.
Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационного права и информатики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
университет», г. Махачкала, E-mail: abd-rus@yandex.ru
Л.В. Магдилова, канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: maglar@mail.ru
РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Современный уровень развития юридического образования в условиях формирования информационного общества предполагает использование сетевых структур взаимодействия вузов и организаций для разработки научно-исследовательских и учебно-методических проектов, информационных баз данных и образовательных ресурсов, позволяющих студентам приобретать профессиональные знания и коммуникативные навыки, учиться решать практические задачи. Одним из важнейших условий реализации сетевого взаимодействия является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы. В статье проанализированы основные виды взаимодействий реализуемых субъектами сетевых структур: совместные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы, встречи); обмен ресурсами между преподавателями, сотрудниками и студентами; совместные образовательные программы, в том числе двойные дипломы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; онлайн-проекты; выдача грантов и стипендий; совместная научная деятельность (лаборатории и совместные исследовательские центры, исследовательские проекты, совместные публикации). Особое внимание уделено созданию в вузах-участниках сетевой команды - временного трудового коллектива, реализующего эффективную образовательную платформу «перевернутый класс», как разновидности смешанного обучения, и технологию геймификации, как современного инструмента, основанного на комплексе действий, характерных для игр и направленных на продвижения дистанционных образовательных услуг Особое значение приобретает в настоящее время развитие сетевого взаимодействия вузов с организациями, не входящих в систему образования, но заинтересованных в привлечении перспективных студентов и молодых специалистов. Основными видами сетевого взаимодействия в этом направлении являются: организация бизнес-структурами кафедр при вузах; проведение конкурсов; стажировки; менторство; хакатоны; кейс-чемпионаты. Таким образом, сетевое взаимодействие вузов позволяет создавать гибкие образовательные технологии, отвечающие требованиям развития информационного общества и цифрового государства.
Ключевые слова: сетевой университет, образовательные технологии, перевернутый класс, геймификация, хакатоны, кейс-чемпионаты, цифровое государство, сетевая модель управления, совместные программы, программы двойных дипломов.
Современное развитие правового государства основывается на повышении качества юридического образования, которое выполняет важную роль в повышении правовой культуры, так как качество знаний и профессиональных умений юристов оказывает существенное влияние на положение дел во всех подсистемах правовой системы, включая законотворчество, правоохранительную и правоприменительную деятельность, правовое воспитание молодежи и оказания консультационных услуг населению [1, с. 29].
В этой связи юридическое образование является основой формирования и развития правовой культуры и правовой системы. Наряду с этим, юридическое образование - это часть образовательной системы, имеющей свои содержательные элементы в виде стандартов, образовательных программ и других документов, подчиняющаяся закономерностям функционирования и развития системы образования [2, с. 276].
Реформа юридического образования, ориентированная на сокращение числа бюджетных мест в вузах, реорганизацию и сокращение количества российских вузов, поддержку среднего специального образования, приведёт к ещё большей технологической отсталости России по сравнению с ведущими странами мира, где наблюдается постоянный рост числа людей, получивших высшее образование, особенно в условиях начинающейся глобальной эры «цифровой» экономики [3, с. 148].
В условиях развития информационного общества, характеризующегося возрастанием роли информации и знаний во всех областях человеческой деятельности, особое значение приобретает формирование у будущих юристов ИТ-компетенций, позволяющих использовать огромный массив информации для принятия обоснованных решений во всех подсистемах правовой сферы. В этой связи современное юридическое образование должно быть направлено