44
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 37.01
Н. И. Демидова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
На всем протяжении существования человечества вопрос влияния образовательной среды на развитие личности занимал мыслящие умы своего времени. В эпоху Античности пытались обосновать необходимость среды в гармоническом развитии личности; в средние века делали акцент на послушании и самодисциплине; эстетической составляющей среды отводили главную роль в эпоху Возрождения; в эпоху Просвещения старались установить равновесие между реальными возможностями и природными потребностями личности; на протяжении ХХ века педагоги отечественного и зарубежного образования искали возможности моделирования среды и осмысливали механизмы ее воздействия на профессионально-личностное становление человека.
Введение
Современная система высшего образования ставит перед собой задачу подготовить социально активного, творческого, компетентного, обладающего высокой духовно -нравственной культурой специалиста. Основополагающими в подготовке и воспитании студентов являются задачи профессионального, духовно-нравственного развития. Для успешного их решения вуз должен создать профессионально-образовательную среду, которая бы стала главным средством воспитания будущего специалиста. В процессе образования происходит становление личности студента как будущего специалиста, эффективность которого зависит от организации образовательной среды.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ источников показал, что понятие «образовательная среда» не имеет четкого и однозначного определения, одновременно с ним используются словосочетания: «педагогическая среда», «окружающая среда», «культурная среда», «техногенная среда», «жизненная среда», «гуманитарная среда», «социальная среда», «среда человека» и другие.
Образовательные возможности среды начали использовать еще в первобытном обществе, когда постепенно происходил переход от приспособления к окружающей среды к ее преобразованию в своих целях. Постоянно накапливаемый социальный опыт мог усваиваться поколениями при условии целенаправленно организованной среды для его передачи.
В эпоху Античности, при формировании личности греки рассматривали человека как частичку микрокосмоса, уделяли внимание его взаимодействию с окружающей средой и искусственно созданной средой прекрасного (храмы, театры, статуи и т. д.). Вступая в контакт с окружающим миром, человек, по мнению греков, упорядочивал сознание и приобретал способность мыслить. Во всех известных образовательных учреждениях (Ликей, Академия, школа Эпикура и др.) создаваемая образовательная среда была пронизана принципом гармонии: сочетание природной среды с произведениями рук человека. Платон один из первых задал вопрос о факторах, влияющих на становление личности, и выделил среду, которая должна быть доброй, чтобы возбуждать воспоминания о мире идей. Его ученик Аристотель продолжал изучать факторы, влияющие на развитие человека, среди которых выделял три группы: внешние (окружающий и воспринимаемый органами чувств мир), внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание способностей человека. В эпоху Античности были сделаны попытки теоретически обосновать необходимость среды в гармоничном развитии личности.
Во времена христианского средневековья вся окружающая действительность, с ее минимализмом в повседневной жизни и величественностью в храмах, должна была содействовать воспитанию послушного, самодисциплинированного христианина. В создаваемых монастырских школах образовательная среда строилась на основе жестких правил, регламентации и строгой системы наказаний.
В эпоху Возрождения под влиянием античных идей возникает стремление к формированию личности, гармонично соединяющей физические и духовные качества. Книга «Город солнца» Т. Кампанеллы, (1568-1639) при всей утопичности идеи об идеальном государстве, содержит интересные
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
45
педагогические мысли: внешняя среда города, вплоть до стен, оформлена таким образом, что несет положительные воспитательную и обучающую функции. Другой представитель этой эпохи Витторино да Фельтре (1378-1446), возглавлявший «Школу радости» в Мантуе, помимо развития интеллектуальных способностей учащихся, уделял внимание эстетическому воспитанию, чему в первую очередь должна была способствовать созданная образовательная среда школы.
В эпоху Просвещения под термином «среда» понимали окружающие общественные, материальные и духовные условия существования и деятельности человека. Среде отводили решающее место в развитии личности, под влиянием активности которой среда преобразуется. Английский просветитель Дж. Локк (1632-1704) в формировании личности важное значение отводил целенаправленно организованной среде. Вопрос о влиянии среды на человека, поставленный Дж. Локком в эмпирико-сенсуалистической концепции, стал предметом дискуссий между французскими просветителями К. А. Гельвецием (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784). К. А. Гельвеций причину различия умственных способностей и воззрений людей связывал исключительно с влиянием внешней среды, отрицая врожденные качества. Д. Дидро в труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»» спорил с автором о недооценке задатков, заложенных природой. В педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) среда рассматривалась как условие оптимального саморазвития личности. В человеке, по Ж. -Ж. Руссо, изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития. Данные тенденции подавляются существующими системами воспитания, которые базируются на неестественной для человека социальной среде, игнорирующей природу. Для эффективного воспитания он предлагал создать особую среду, которая бы устанавливала равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями.
Многообразные возможности влияния среды на личность и личности на среду изучались отечественными и зарубежными учеными XIX и ХХ веков (К. Д. Ушинский, Л. Толстой, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко). В России и на Западе учитывали и, по мере возможности, использовали среду в педагогическом процессе. Проблема образовательной среды, в которой оптимально взаимодействуют школа, природа и социальная среда, занимает особое место в отечественной педагогике 20-30-х гг. XX в. В эти годы понятие «среда» трактовалось как окружение, действительность, природа, общество и даже сама жизнь. Это был поиск нового содержания и форм воспитания советской школой. При этом среда характеризовалась с классовых позиций, что видно из определений: «пролетарская», «рабоче-крестьянская», «фабрично-заводская».
С. Т. Шацкий создавал развивающую среду как целостную систему факторов и условий для формирования личности (трудовая колония «Бодрая жизнь», Первая опытная станция по народному образованию). Эффективность развивающей среды у него зависела от активного включения детей в ее изучение и преобразование. Среда рассматривалась в контексте воспитательной системы школы, использование среды означало переход от индивидуальной педагогики к социальной.
Возможности среды в воспитании личности были использованы в зарубежном образовании: соседских интегрированных школах (Э. Нигермайер, Ю. Циммер), в американских «школах без стен» (Р. X. Уолтер, С. Уотсон), во французской «параллельной школе» [1, 37]. Американский философ и педагог Дж. Дьюи исследовал влияние окружающей, социальной, образовательной среды на развитие личности. Он отмечал, что живое существо использует возможности внешней среды в собственных интересах [2, 7]. При создании образовательной среды Дж. Дьюи ориентировался на развитие каждого конкретного ребенка, при этом отрицал усредненный стандарт. Образовательная среда учебного заведения была нацелена на стимулирование самовыражения, постоянное обогащение и реконструирование опыта ребенка. Дж. Дьюи предлагал учитывать соотношение общественных установок и природных склонностей детей: «Человек, конечно, заинтересован в том, чтобы иметь возможность хотя бы время от времени идти своим путем, который может сильно отличаться от дорог других людей. Но для него не менее важно - в конечном счете, важнее всего - включиться в деятельность других и принять участие в совместной деятельности» [2, 28]. Исследуя наклонности детей, создавал образовательную среду, способствующую свободному развитию каждой личности, ориентирующуюся на интересы, потребности и возможности детей. При активном взаимодействии среды и человека происходит непрерывное накопление опыта, что и является основой развития личности. Предназначение образовательной среды - «встроить» ребенка в общественную среду, которая создает его как личность.
46
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
В педагогической науке ХХ в. присутствуют различные взгляды на понятие «образовательная среда». Одни исследователи рассматривают ее как пространство организации деятельности студентов по овладению профессией во всем многообразии его отношений с окружающим миром (Е. Н. Богданов, В. А. Козырев, Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин и др.). Другие изучают культурно-образовательную среду, как составную часть фундаментальной проблемы модернизации образования (Л. С. Выготский, С. И. Архангельский, Е. П. Белоозерцев и др.). Третьи понимают образовательную среду как совокупность педагогических условий для образования личности, создаваемых всем сообществом и образовательным учреждением (Г. А. Ковалев, В. А. Ясвин, С. С. Моложавый и др.). Четвертые считают, что образовательная среда являет собой конкретное «место» свободного развития личности, определяемое совместной деятельностью ее субъектов и сотрудничеством между учреждениями, связанными с образованием (Е. А. Александрова, М. П. Пальянов, В. А. Петровский, И. С. Сергеев и др.). Внимание ученых к средовому подходу вызвано поиском возможностей моделирования и управления средой для использования ее в воспитании и образовании личности. Для ХХ в. характерно возникновение множества разноплановых подходов в педагогике и психологии к характеристике понятия «образовательная среда» (таблица).
Таблица - Подходы к определению категории «образовательная среда»
Автор Определение
Психологический подход
В. А. Ясвин Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственном и предметном окружении. В структурную модель образовательной среды он вкладывает три базовых компонента: пространственно -предметный, социальный и организационно-технологический [3, 11].
Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4, 107].
В. И. Слободчиков Образовательная среда - динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [5, 69].
Коммуникативно-ориентированный подход
В. В. Рубцов Образовательная среда - форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общностей между учащимися и педагогом, обеспечивающая передачу учащимся необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания, умения и навыки учебной и коммуникативной деятельности [5, 66].
Психодидактический подход
В. В. Давыдов, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов Образовательная среда - система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия и развития способностей учащихся и педагогов в соответствии с присущими каждому из них природными задатками, интересами и склонностями, с одной стороны, образовательными усилиями данного учреждения - с другой [5, 70].
Педагогический подход
А. В. Хуторской Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды сред и содержание образования, способное обеспечить его продуктивную деятельность [6, 73].
М. Н. Коркоценко, Д. С. Ткач Образовательная среда - социальное и предметное пространственное окружение, в котором осуществляется учебно-воспитательный процесс [7, 168].
Культурологический подход
Н. Б. Крылова Образовательная среда - часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, разные субъекты и материалы [8, 191].
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
47
Выводы
Таким образом, на сегодняшний день понятийный аппарат средового подхода до конца не сложился. Данный подход в образовании направлен на организацию и оптимизацию влияния среды на личность. Из историографического обзора развития понятия «образовательная среда» можно видеть, что целенаправленно организованная образовательная среда многомерна, не имеет четких границ, представляет собой систему влияний и условий, в которых организуется развитие личности. Развивающая образовательная среда является средством развития творческих способностей каждого включенного в нее индивида и создает оптимальные возможности для их проявления и реализации. Среда рассматривается как целостность, включающая в себя всю совокупность условий, в которых происходят воспитание, образование и профессионально-личностное становление человека. На основании вышеизложенных подходов к категории «образовательная среда», можно выделить наше понимание данной категории. Как и В. А. Ясвин, мы придерживаемся мнения, что это система благоприятных условий, влияний для всех ее субъектов. Креативная функция образовательной среды заключается в предоставлении возможности всем ее субъектам проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал. Проявление личности в среде, как субъекта деятельности, актуализирует возможность опосредованного влияния всех средовых факторов на профессионально-личностное становление специалиста.
Следует отметить разграничение нами понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда», которые мы не считаем синонимичными. «Образовательное пространство» - это связанные между собой внешние условия, которые могут оказывать влияние на человека. Находясь в одном и том же пространстве, субъект может быть представителем нескольких образовательных сред, которые будут отличаться по силе своего воздействия и значимости для него. «Образовательная среда» отражает взаимосвязь внутренних специально системно организованных условий, с которыми субъект находится в тесном взаимодействии, взаимовлиянии, что обеспечивает двухстороннее изменение и развитие как субъектов, так и самой среды.
В целом, образовательная среда, помимо типичного субъект-объектного типа взаимодействия, создает условия, при которых компоненты среды становятся средствами развития друг для друга. Среда может быть рассмотрена как системное единство микро- и макроуровней. Микроуровень взаимодействия студентов в среде - это внутриличностное и межличностное пространство или уровень субъект-субъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса. Макроуровень - это уровень институциональных субъектов: вуз, другие учебные заведения, предприятия, общественные организации и объединения и т. д. И микро- и макроуровень для студента являются средством воздействия на профессионально-личностное становление. Субъекты-институты, включающиеся в учебный комплекс, играют важную роль в организуемом учебно-воспитательном процессе. Субъект-субъектные взаимоотношения студентов и всех участников профессионального становления будут специально строиться на основании сотрудничества и сотворчества. Образовательная среда дает возможность для использования вариативного образовательного процесса, выбора студентами содержания и способа получения образования исходя из личных запросов и потребностей.
Литература
1. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. -№ 7. - С. 36-41.
2. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. - М. : Сентябрь, 2000. - 122 с.
4. Зеер, Э. Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования профессионального образовательного пространства / Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова // Мир психологии. - 2007. - № 3. - С. 105-110.
5. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов. - М. : Наука, 2004. - 197 с.
6. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
7. Коркоценко, М. Н. Влияние социального пространства на психологическое здоровье ребенка / М. Н. Коркоценко, Д. С. Ткач // Школьные технологии. - 2007. - №2. - С. 168-172.
8. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.
Summary
The article gives the review of the notion «educational environment» in the history of pedagogical thought from the primordial society till the 20th century.
There are different views of Russian and foreign pedagogues on the problems of influence of «educational environment» on the development of personality. The article shows various approaches to the «educational environment», which have appeared in the pedagogics and the psychology in the 20th century.
Поступила в редакцию 26.02.09.