H.H. Демидова. Лнашз подходов к понятию «образовательная среда» в научной мыслп М века
УДК 37
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» В НАУЧНОЙ МЫСЛИ ХХ ВЕКА ,
Н.И. Демидова
Могилевский государственный университет E-mail: demidova14 [email protected]
Организация среды и специфика ее социализирующего влияния на развитие человека являются важными проблемами теории и практики современного образования. В статье основное внимание уделено анализу подходов к пониманию категории «образовательная среда» в истории научной мысли ХХ века. Ключевые слова: образовательная среда, педагогика среды, образовательное пространство, средовой подход, культурная среда.
Analysis of Approaches to the Concept Educational Environment in the Scientific Thought of the 20th Century
N.I. Demidova
In the article the main attention is paid to the analysis of approaches to understanding of category educational environment in the history of scientific thought of the 20th century. The research of literary sources showed that the notion educational environment studied by different scientific disciplines and doesn't have precise definition. The creation of «educational environment» in educational institution, studying its influence on the development of personality remains the actual problem of modern pedagogies.
Key words: educational environment, pedagogy of environment, educational surroundings, environmental approach, cultural environment.
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, студент своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя.
В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 1920-е гг.: «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). Представители педологии вырабатывали различные идеи, касающиеся позитивного влияния образовательной среды на развитие ребенка: И.А. Арямов, Ю.Ф. Фролов считали ребенка неким механизмом, ориентирующимся на внешнюю среду.
В начале ХХ в. в зарубежных странах шел напряженный поиск новых форм и методов обучения. Польский педагог Я. Корчак спроектировал творческую образовательную среду для развития гармоничной и активной личности. Его поиски были направлены на индивидуальное развитие скрытых возможностей ребенка в групповой среде. Кроме того, он выделил типы воспитывающей среды: догматическую, идейную, среду безмятежного потребления, внешнего лоска и карьеры1.
Серьезное влияние на педагогику среды оказал прагматизм. Его представитель, американский исследователь Дж. Дьюи, изучал свободное воспитание ребенка в образовательной среде. Среда рассматривалась Дж. Дьюи не просто как физическое окружение человека: все «объекты, в связи с которыми человек становится отличным от других, - вот его истинная окружающая среда»2. Анализируя влияние образовательной среды, Дж. Дьюи полагал, что есть один способ управления образованием детей - контроль над средой: «Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды <...> либо мы позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодежи, либо специально формируем для этих целей среду. Любая среда стихийна, если она не сформирова-
3
на.» .
© МП Демидова, 2009
В 1920-е гг. проблема влияния факторов среды на развитие человека наиболее широко начала обсуждаться в психологии: проводились эмпирические исследования, направленные на изучение влияния повседневного окружения на человека.
Внимание к понятию «среда» как ведущему фактору обучения и развития в отечественных исследованиях исчезло после Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 04.06.36 г.4 Педагогический опыт этого времени не соответствовал официальной школьной идеологии, которая ориентировалась на авторитарные стандарты и шаблоны в образовании.
Лишь в 1960-е гг. возникают новаторские идеи в педагогике и психологии. В это время представители экологической науки обращают внимание на среду человеческого обитания, подразумевая как природную, так и общественную, которые влияют на личность. Возникает психологическая экология, в которой под образовательной средой подразумевается педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности . Сформировалась и отрасль психологической науки - психология окружающей среды (Environmental Psychology), ее основными понятиями стали: «среда», «поведение», «пространство».
Образцы развивающей среды как организованного образовательного и социокультурного пространства создавались в 1970-80-е гг. В частности, В.В. Давыдов, разрабатывая методики развивающего обучения, выдвигал требования к интегральной среде, которая должна быть гетерогенной и сложной, связной, гибкой и управляемой со стороны ребенка и педагога6. В.И. Слобод-чиков под образовательным пространством понимал существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей и осуществляются разнообразные виды деятельности различных систем
7
по развитию индивида и его социализации .
Он рассматривал образовательную среду в системе развивающего образования с позиции совмещения мыследеятельностной модели развивающего образования и онтологической модели сферы образования в одном смысловом пространстве. Ученый исходил из того, что специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами. Создание образовательного ресурса делает наличное социокультурное содержание образовательного пространства средством и содержанием образования, т.е. образовательной средой.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблема влияния среды на развитие личности снова актуализировалась, что было связано с гуманизацией образования, обращенностью к лично-стно-ориентированному подходу. Предпринимаются попытки возродить средовой подход отечественных и зарубежных школ прошлого.
Концептуальным осмыслением образовательной среды, разработкой подходов и принципов, конструктивных характеристик среды занимаются Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Громыко, Ю.С. Песоцкий. Ю.С. Мануйлов подчеркивает возрастающее значение среды в развитии детей и ее тесное взаимодействие с воспитательной системой. Он дает следующее определение среды: «...то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие, и "осредняет" личность. При этом осреднять значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать - значит преломлять, влиять, в смысле облагораживать.»8. Средовой подход он трактует как отношение человека к среде и среды к человеку.
Ю.С. Песоцкий предлагает моделировать образовательную среду на основе экоан-тропоцентристского подхода, который требует сохранения целостности образовательного пространства в единстве комплекса его характеристик (средовых, процессуальных и институциональных)9.
По мнению Ю.В. Громыко, понятие «"образовательная среда" было введено для
ПЛ. Демидова. Лнашз подходов к понятию «образовательная среда» в научной мыслп М века
обозначения всей совокупности различных систем, в которые оказывается "погружено" подрастающее поколение и где происходит его "встреча" и присвоение им ценностных ориентиров, проблемно-целевых установок, способов и методов мышления и деятельно -сти, которые были характерны для той или иной региональной общественной системы»10. Ю.В. Громыко отмечает, что влияние образовательной среды размыто (т.е. действует сразу по многим каналам), обладает непредсказуемым результатом, проявляющимся после длительного латентного периода и возникающим на пересечении уникальных трасс саморазвития ребенка. С другой стороны, образовательная среда - это множество разнообразных мыследеятельностей, в которых есть место для детей как реальных участников.
На данный момент детально исследованием образовательной среды занимаются представители эколого-психологического подхода (Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин). В.А. Яс-вин выделяет локальную образовательную среду (учебного заведения) - функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются разноплановые групповые взаимосвязи, и микросреду профессионального функционирования, организуемую каждым педагогом11. В структурную модель образовательной среды входят три базовых компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический. Исследователь выделяет параметры экспертизы образовательной среды: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемо-сти, устойчивость, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность12. Он считает, что методически перспективным является понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственном и предметном окружении. Предлагая методику векторного моделирования образовательной среды, ученый отмечает, что тип среды определяется содержащимися в ней
условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности или пассивности ребенка13.
Разработкой социоэкологических проблем образовательной среды занимается Г.А. Ковалев. Он выделяет три параметра школьной среды: 1) физическое окружение; 2) человеческий фактор; 3) программу обу-
14
чения .
Представитель коммуникативно ориентированного подхода к среде В. В. Рубцов рассматривает общность, которая существует как особая среда и является специфической организацией, обеспечивающей развитие и функционирование человека, а фактически -передачу норм жизнедеятельности от взрослого к ребенку. Под образовательной средой он понимает форму сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общностей между учащимися и педагогом, обеспечивающую передачу учащимся необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания, умения и навыки учебной и коммуникативной деятельности. Ученый выделяет компоненты образовательной среды: пространственно-предметный (архитектура, оборудование, атрибуты и др.), социальный (присущая данному типу культуры «форма детско-взрослой общности»), психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий)15. При таком подходе педагог должен создать социальную среду коммуникативного взаимодействия.
Проблемой проектирования среды, оказывающей влияние на культурное развитие и формирование культурной идентификации личности, занимаются Н.Б. Крылова, М.М. Князева, А.В. Иванов и др. Культурологический подход рассматривает процесс вхождения человека в культуру как среду, в которой происходит становление его образа. Разработки данных исследователей связаны с изучением образовательной среды как широкого социокультурного пространства, в котором происходит становление и развитие личности. Н.Б. Крылова выделяет множество сред социализации, индивидуализации, культур-
Педагогпка
115
ной идентификации ребенка - социокультурную, общеобразовательную, обучающую, информационную и коммуникационную -той группы, куда включены ребенок, семья, класс. Образовательную среду он характеризует как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, разные субъекты и материалы16.
А.В. Иванов разрабатывает научно-педагогическую концепцию развития и проектирования культурной среды. Он дает ее определение: это - совокупность разнообразных условий, созданных педагогами и родителями учащихся, влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения. Исследователь указывает на определяющее значение культурной среды по отношению к образовательной и воспитательной. Образовательная среда определяется культурной и влияет на процесс развития новых культурных образований в том случае, когда является производной культуры. Если же образование продолжает транслировать старые педагогические принципы, а общественное развитие находится на новом уровне, то образовательная среда «некультуросообразна»17.
Таким образом, в конце ХХ в. возник ряд подходов, в рамках которых исследуется образовательная среда: коммуникативно-ориентированный (В.В. Рубцов), эколого-психологический (В.А. Ясвин), педагогический (Ю.С. Мануйлов, С.Ф. Сергеев), информационный (М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник), антрополого-психологи-ческий (В.И. Слободчиков), психодидактический (В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Давыдов). Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде вуза, не существует соответствующей модели, реализация которой обеспечит возможность повышения качества подго-
товки специалистов в разных отраслях производства. Создание развивающей образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой современной педагогики.
Примечания
1 См.: КорчакЯ. Педагогическое наследие. М., 1991.
2 Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.
3 Дьюи Дж. Указ. соч. С.24.
4 См.: Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Ла-кин и др. Минск, 1971.
5 См.: ХватоваМ.В., ДьячковаЕ.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. №3. С.74-78.
6 См.: Давыдов В.В. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1976. №3-4. С.4-6.
7 Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая российская конф. по экологической психологии: Тез. Москва, 12-14 апреля 2000 г. М., 2000. С.172-176.
8 Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. №7. С.36-41.
9 См.: Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. 2002. №5. С .26-35.
10 Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2000. С.118.
11 См.: Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психол. журн. 2000. №4. С.79-88.
12 См.: Ясвин В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. №6. С.16-22.
13 См.: Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.
14 См.: Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 1993. №1. С.13-23.
15 См.: Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004.
16 См.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
17 См.: Иванов А.В. Культурная среда современной школы // Педагогика. 2006. №10. С.50-55.