Научная статья на тему 'Образовательная инноватика как актуальное направление философско-педагогических исследований'

Образовательная инноватика как актуальное направление философско-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАТИКА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL INNOVATICS / PHILOSOPHY OF EDUCATION / MODERN PARADIGM OF EDUCATION / NEW QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Людмила Александровна, Беляева Мария Алексеевна

Обосновывается необходимость систематической разработки образовательной инноватики и дается анализ некоторых ее проблем с позиций философии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Людмила Александровна, Беляева Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATONAL INNOVATICS AS THE ACTUAL TREND OF PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL RECEARCH

The article deals with the educational innovatics. Now key tendency of development of education in our country is its modernization aimed at achievement of a new quality. The realization of this modernization is possible on the basis of innovational activity, which assumes development of new ideas, their substantiation and introduction. In this connection the major role of philosophy of education consists in methodological and conceptual foundations of innovational processes in education.

Текст научной работы на тему «Образовательная инноватика как актуальное направление философско-педагогических исследований»

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.73 ББК Ч4в

ГСНТИ 14.01.07

Код ВАК 13.00.01

Беляева Людмила Александровна,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Беляева Мария Алексеевна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАТИКА КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная инноватика; философия образования; современная парадигма образования; новое качество образования.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается необходимость систематической разработки образовательной инноватики и дается анализ некоторых ее проблем с позиций философии образования.

Belyaeva Lyudmila Alexandrovna,

Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Belyaeva Maria Alekseevna,

Candidate of Pedagogy, Professor, Chair of Social Work, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

EDUCATONAL INNOVATICS AS THE ACTUAL TREND OF PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL RECEARCH

KEY WORDS: educational innovatics; philosophy of education; modern paradigm of education; new quality of education.

ABSTRACT. The article deals with the educational innovatics. Now key tendency of development of education in our country is its modernization aimed at achievement of a new quality. The realization of this modernization is possible on the basis of innovational activity, which assumes development of new ideas, their substantiation and introduction. In this connection the major role of philosophy of education consists in methodological and conceptual foundations of innovational processes in education.

В

торая половина ХХ века и начало третьего тысячелетия характеризуются ярко выраженной тенденцией интеграции мирового экономического, политического и образовательного пространства. Переход к наукоемкой экономике обусловил необходимость модернизации образования, нацеленной на достижение нового качества, адекватного реалиям сегодняшнего дня. Как показывают многочисленные исследования, не столько количество, сколько именно качество образования обусловливает положительную динамику в социальной, экономической и других сферах общества.

Движение образования к новому качественному состоянию требует развития инновационной деятельности, что предполагает разработку новых идей, их обоснование, технологизацию и внедрение. Отсюда вытекает необходимость разработки такого направления научных исследований, как образовательная инноватика, плодотворное развитие которой возможно, на наш взгляд, на стыке философии образования и педагогики (1).

Под термином ««образовательная инноватика» мы понимаем теорию и практику планирования, проектирования и внедрения изменений в образование, способствующих его движению к более высокому качественному состоянию. В разработке этой научной области следует отметить особую роль философии образования, которая состоит в теоретико-методологическом, концептуальном и аксиологическом обосновании модернизационных процессов в образовании, являющихся по своей сути инновационными. Если модернизация образования есть движение к его новому качественному состоянию, то очень важно определить критерии нового, методологические и теоретические принципы планирования перемен в образовании, способы и условия их реализации, внедрения. Необходимо также определиться с понятием «качество образование», на котором и хотелось бы остановиться подробнее.

Качество образования можно рассматривать как единство его внутренних и внешних характеристик, выражающих его

© Беляева Л. А., Беляева М. А., 2014

способность, с одной стороны, удовлетворять образовательные потребности социальных субъектов оптимальным образом, а с другой — соответствовать научно обоснованным образовательным стандартам.

Поскольку образование можно рассматривать и как процесс, и как результат, при анализе проблемы качества образования необходимо выделить два аспекта: качество процесса образования и качество результата образования.

Качество образования зависит от ряда параметров образования, которые можно одновременно рассматривать как его компоненты. Перечислим их:

1) современная философия образования;

2) стратегия и тактика развития образования как в целом, так и на каждом его уровне;

3) содержание образования на каждом уровне системы образования и его преемственность;

4) современные педагогические технологии;

5) педагогическое мышление и педагогическое сознание.

Первый компонент качества образования связан с преодолением одного из препятствий к модернизации образования в нашей стране - отсутствием ясной философско-методологической основы, целей и смыслов модернизации, а также возможных следствий для личности и для общества. Мы согласны с выводом А. Е. Причинина, который отмечает, что «декларации о подготовке “нового человека” звучат все громче, но целостной сбалансированной концепции образования, отражающей проблемы и тенденции современного общества, ... пока не создано» (7, с. 31). Одна из причин такого состояния усматривается нами в неразработанности современной философии образования: как показывает история философии и культуры, философия, начиная с античности, традиционно задавала понимание сущности образования и систему его ценностных ориентиров (образ желаемого будущего, образ человека, терминальные и инструментальные ценности). Наиболее сильное влияние на современное состояние образования оказала философия эпохи Просвещения, в плену которой мы неосознанно находимся до сих пор, что проявляется в технократическом мышлении и «информационной накачке».

В современных условиях, как никогда прежде, требуется смена образовательной парадигмы, под которой понимаются образцы постановки и решения образовательных задач, разделяемые, что важно, не только научным, но и широким педагогическим сообществом.

Обсуждение обозначенных проблем образования следует начать с определения ключевого понятия «образование», его современного значения, целевого, содержательного и ценностного наполнения. С точки зрения философского подхода образование представляет собой определенный для каждого исторического этапа способ социокультурного воспроизводства человека на основе предвосхищающего его прообраза человека. Соответственно в основе научного решения проблемы педагогического целеполагания лежит учет трех факторов: потребностей человека, потребностей культуры и потребностей социума в данный исторический период. В связи с этим в основу разработки стратегии развития образования и, следовательно, инновационных процессов в нем на предстоящий период должны быть заложены три матрицы педагогического це-леполагания: антропологическая матрица, культурная матрица, социумная матрица. Важен учет всех факторов с опорой на научную методологию диалектического, системного и синергетического подходов, наиболее адекватных периоду нестабильности в развитии современного общества. В этих условиях необходимо серьезное философское обобщение места и роли образования в современном обществе и обоснование инноваций в образовании на основе предвидения тенденций его развития в будущем.

В связи со сказанным следует отметить, что потребность в разработке образовательной инноватики прежде всего обусловлена новым типом экономического роста, который называют инновационным. Он обусловливает формирование нового типа общества, предъявляющего новые требования к человеку, его творческой активности и формам самореализации. Поэтому важнейшим условием инноваций в сфере образования сегодня является уточнение его парадигмы: требуется не просто человек знающий (познавательный компонент), умеющий (прагматический компонент), но человек понимающий, способный к са-мопроектированию и самореализации (герменевтический компонент), самостоятельному выбору на основе иерархии ценностей и смыслов, имеющих линую и социальную значимость (аксиологический компонент). Парадигмой современного образования должно стать образование, нацеленное на формирование личностной идентичности на основе самомотивации и самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, имеющие социально-нравственную направленность, приобретшие личностную значимость.

Адекватными данной парадигме образования являются личностно ориентиро-

ванный, герменевтический, аксиологический и культурологический подходы к образовательной деятельности.

Вторым компонентом качества образования является современная стратегия образования, которую можно определить как модернизацию образования под углом зрения вхождения в общеевропейское образовательное пространство, что предполагает определение точек конвергенции и выработку общего понимания результата образования в терминологии компе-тентностного подхода, который заложен в государственные образовательные стандарты третьего поколения. Как справедливо отмечают В. А. Дегтерев и И. А. Ларионова, «компетентностный подход изменяет содержание образования и изменяет способы оценки эффективности процесса образования (оценки его качества)» (4, с. 38).

Третий компонент качества образования связан с его содержанием.

Если обобщить результаты исследования проблем образования в нашей стране, то основными недостатками школьного и вузовского образования следует считать фрагментарность, нехватку междисциплинарного подхода, обеспечивающего синтез знаний; эмпиризм, пренебрежительное отношение к теории; отсутствие целостного мировоззрения в результате образования; узкий профессионализм; недостаток дисциплин, способствующих самопознанию и ценностному самоопределению; высокий удельный вес в содержании образования знаний, не востребованных жизнью.

Современные тенденции в обновлении содержания образования задаются философией образования, стратегией его развития, а также имеющимися проблемами и предполагают прежде всего баланс между фундаментальной (степенью академизма) и эмпирической (прикладным характером) составляющей. Следует учитывать то обстоятельство, что именно фундаментальная составляющая содержания образования способствует росту конкурентоспособности выпускника на рынке труда, повышает степень его профессиональной мобильности и социальной адаптивности.

Большая работа по формированию профессиональной мобильности педагогов ведется в Уральском государственном педагогическом университете. Под руководством ректора университета доктора педагогических наук, профессора Б. М. Игошева и при поддержке министра общего и профессионального образования Свердловской области Ю. И. Биктуганова в университете создана система формирования профессиональной мобильности у обучающихся. Она

включает две составляющие: «формирование мобильности у будущих педагогов в процессе их профессионального образования и формирование мобильности у работающих педагогов в системе дополнительного профессионального образования вуза» (3, с. 7; 5).

С позиций современной парадигмы образования, обоснованной нами выше, для формирования личностной идентичности участников образовательного процесса особенно важна аксиологизация образования, что предполагает насыщение его ценностно-смысловым содержанием, ориентирующим индивида в системе ценностей, помогающим выработать собственный ценностно-смысловой стержень мировоззрения и мотивацию выбора. Это предполагает также усиление социально-антропологической подготовки, направленной на выработку социальных и личностных компетенций; развитие системы дополнительного образования и определение его содержания на основе европейского опыта, а также опыта других стран с рыночной экономикой для оказания образовательных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями и потребностями социума.

Четвертый компонент качества образования включает современные тенденции в развитии педагогических технологий. Они связаны с изменением ценностных и целевых установок в развитии образования и выражают необходимость использования интерактивных методов погружения в образовательный процесс, герменевтических методов, нацеленных на развитие понимания и самопонимания, методов креативной педагогики, развивающих творческие способности учащихся, информационных технологий в образовательных целях.

Пятый и важнейший компонент качества образования определяется качеством субъекта педагогической деятельности и прежде всего качеством педагогического мышления и педагогического сознания.

Современные тенденции в развитии педагогического мышления и педагогического сознания связаны с необходимостью модернизации педагогического образования и реализацией компетентностного подхода к подготовке и переподготовке педагогов в условиях социально-экономической трансформации общества.

Следует отметить ряд проблем: недостаточный профессионализм значительного числа педагогов с точки зрения современных требований; устаревшее представление педагогов о профессионализме; устаревшие навыки и умения освоения все возрастающих объемов информации педагогами; слишком медленное изменение содержания

школьного и вузовского образования; недостаток качественного и своевременного повышения квалификации и переподготовки педагогов. Мы разделяем обеспокоенность профессора Н. Г. Багдасарьян не только качеством труда учителя, но и профессионализмом преподавателя высшей школы. Она отмечает, что сегодня «образование уже не является главной ценностью ни для студентов, ни для преподавателей. В такой ситуации неизбежно размывание границ профессионального сообщества, его маргинализация» (2, с. 19).

Решение перечисленных проблем предполагает переосмысление содержания понятий профессионализма и профессиональной компетенции педагога с учетом современных требований; анализ (мониторинг) реального состояния профессиональной компетентности педагогов; разработку программ повышения профессиональной компетентности педагогов; развитие гибкой системы повышения квалификации педагогических кадров.

В современных условиях необходимо отказаться от понимания компетенции и профессионального роста как информационного насыщения и перейти к личностно ориентированному подходу в определении компетентности. Профессиональную компетентность можно определить как меру соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и сложности решаемых профессиональных задач. Она включает способности к профессиональной адаптивности и мобильности, самостоятельному творческому росту.

Профессионализм педагога в значительной мере определяется качеством педагогического мышления. Современные тенденции в развитии педагогического мышления связаны с необходимостью формирования инновационного стиля педагогического мышления, повышения теоретической, методологической и мировоззренческой культуры субъекта педагогического труда, пересмотра представлений о профессионализме учителя на основе современных требований, повышения качества педагогического образования.

В свете этого важным направлением образовательной инноватики является разработка и внедрение в практику педагогического образования образовательных программ по подготовке будущего педагога к инновационной деятельности. Такие разработки уже имеются и активно внедряются в практику работы педагогических вузов. Так, например, на кафедре педагогики и психологии профессионального образования МПГУ доктором педагогических наук, профессором Л. С. Подымовой разработана

образовательная программа по обеспечению подготовки учителя к инновационной деятельности, включающая три раздела: теоретические основы инновационной деятельности; инновационная деятельность как социально-психологический феномен; методология и технология создание новшеств и их внедрения. В этой программе отражены наработки в области педагогической инноватики М. В. Кларина, В. А. Слас-тенина, А. В. Хуторского (6).

Но и этого недостаточно. В условиях движения российского общества к инновационной экономике сегодня востребован всесторонне развитый человек с высокой творческой активностью и социально-профессиональной мобильностью. Инвестиции в людей важны для роста, так как «образованное и здоровое население - решающий фактор реализации всех преимуществ экономического потенциала общества», - пишут специалисты ^вета экономических консультантов при президенте США (9).

Отсюда вытекает еще одно направление образовательной инноватики - поиск и обоснование путей и средств развития человеческого потенциала (человеческого капитала) в современных условиях. Качество человеческого потенциала составляет другую сторону качества образования - качество его результата, который включает в себя четыре потенциала: физический,

психический, социальный и культурный.

Физический потенциал выражается в здоровье человека. Рост качества образования в этом аспекте предполагает повышение удельного веса занятий физической культурой и физического воспитания подрастающего поколения, организацию мониторинга состояния здоровья молодежи, рационализацию ее досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха учащейся молодежи, улучшение организации питания в учреждениях образования.

Психический потенциал измеряется состоянием психического развития, включающего эмоциональные, интеллектуальные и волевые качества. Предполагает развитие высокой мотивации познавательной деятельности, высокого уровня познавательных способностей, гибкости, рефлексивности, критичности и креативности мышления школьников и студентов.

Социальный потенциал включает социально-ролевой репертуар личности, в том числе и профессиональные роли. Его развитие предполагает формирование и совершенствование таких качеств, как готовность к труду, патриотизм и уважительное отношение к истории Отечества, гражданская ответственность, правовое сознание, инициативность и самостоятельность, толе-

рантность, способность к успешной социализации и активной адаптации в социуме.

Культурный потенциал, выражающий степень укорененности человека в культуре, того, насколько культура вошла в плоть и кровь личности, приобрела личную значимость. Предполагает развитие духовных потребностей, интересов, убеждений и ценностных ориентаций.

Таким образом, образовательная инноватика как актуальное направление философско-педагогических исследований предполагает разработку целого ряда проблем, среди которых проведенный нами анализ позволяет выделить как наиболее значимые следующие:

— обоснование методологии исследования инновационных процессов в сфере образования;

— определение социальных, экономических и культурных детерминант образовательной инноватики;

— анализ сущности, структуры, функций инновационных процессов в образовании;

— философско-методологическая проработка проблемы «качества образования» как главной, стратегической цели всех инновационных устремлений в области образования.

В одной статье не представляется возможным осветить или хотя бы перечислить и другие проблемы образовательной инноватики, поэтому систематизация проблем и дальнейшая разработка образовательной инноватики являются актуальными задачами для философско-педагогического научного сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л. А. Философия образования как философия образовательной инноватики // Философия образования. 2006. № 3 (17). С. 247-251.

2. Багдасарьян Н. Г. Преподавательский профессионализм: утраты и обретения // Труды научного семинара «Философия - образование - общество» / под ред. В. А. Лекторского. М. : АПФН, 2006. Т. 3. С. 14-20.

3. Биктуганов Ю. И., Игошев Б. М. Формирование мобильности педагогов - перспективное направление деятельности УрГПУ // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 6-11.

4. Дегтерев В. А., Ларионова И. А. К вопросу о компетентностном подходе в системе высшего профессионального образования // Образование и наука. 2007. № 8 (12) С. 34-38.

5. Игошев Б. М. Инновационные образовательные технологии: управленческий аспект // Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования : сб. науч. ст. всерос. науч. -метод. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. C. 4-6.

6. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 33-38.

7. Причинин А. Е. Инновационное образование: основания принципа неопределенности // Образование и наука. 2011. № 5 (84) С. 29-37.

8. Фельдштейн Д. И. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. 2011. № 5 (84) С. 3-27.

9. Economic Report of the President. Washington, 2003.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.