УДК 94:316.343.32:316.343.34:37:908 ББК 63.3+26.89+74.03
ОБРАЗОВАННОСТЬ ДВОРЯНСТВА И КУПЕЧЕСТВА ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -
НАЧАЛЕ XX ВЕКА
М.И. Лавицкая, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры истории России МПГУ (495)438-18-40
Статья посвящена изучению образовательного уровня дворянства и купечества Орловской губернии во второй половине XIX -начале XX века. Предметом исследования выступают читательские интересы данных сословий, взгляды на образование и их эволюция.
Ключевые слова: региональная история, сословия, дворянство, купечество, Орловская губерния, образование. ERUDITION OF NOBILITY AND MERCHANT CLASS OF THE OREL PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE
BEGINNING OF THE XX CENTURY
Lavitskaya M.I.
The article is devoted studying of educational level of nobility and merchant class of the Оге1 province in the second half of the XIX-th century - the beginning of the XX-th century. The subjects of research are reader's interests of the given estates, sights at education and their evolution.
Keywords: regional history, classes, nobility, merchant class, Orel province, education.
В весьма обширной российской историографии дворянство образование и выше, в том числе в университетах обучалось
и купечество не были обделены вниманием исследовате-' лей, однако изучение отдельных губернских корпоративных сообществ почему-то историков не привлекало. Между тем региональный аспект дворянской и купеческой проблематики представляется весьма важным в плане изучения сословно-классовой структуры российского общества и его эволюции.
Важными характеристиками менталитета того или иного социума, в том числе и регионального дворянства и купечества, являются его образованность, знакомство с достижениями литературы, науки, искусства, включенность в контекст национальной и мировой культуры.
Система образования, утвердившаяся в пореформенной России, имела мощные рычаги сословного регулирования состава учащихся. Лишь низшая школа была преимущественно доступна для детей рабочих, крестьян и представителей городских податных слоев. Чтобы учиться в средних учебных заведениях, необходимо было иметь определенный образовательный ценз и вносить плату за обучение. Средняя школа делилась на классическую и реальную. Классическая гимназия предназначалась для детей дворян и чиновников, а ее выпускники готовились для службы в государственном аппарате. Они же имели привилегии при поступлении во все высшие учебные заведения. Реальные училища считались на ступень ниже гимназий. Они были рассчитаны на выходцев из недворянских слоев, а их выпускники могли поступать в различные технические институты, но не в университеты. Таким образом, образование, особенно высшее, в силу целого ряда причин - правовых, материальных и др., - было доступно, прежде всего, привилегированным сословиям.
Учитывая, что в рассматриваемый период времени обучение начиналось, как правило, с 9-10 лет и в отдельных случаях - с 78 лет, уровень грамотности дворянского населения губернии составлял 95% [12, с. 70]. В Орловской губернии грамотных женщин дворянского происхождения было больше, нежели мужчин (52% против 48%). В городах уровень грамотности дворянского населения был выше, чем в уездах. В отношении образовательного уровня мужской части среди дворян губернии можно сказать следующее. Каждый тридцатый из них (точнее, 3,5% образованных дворян) имели высшее классическое образование. Один из ста имел высшее техническое образование. 1,7% дворян обладали средней профессиональной подготовкой и 6% получали военное образование. Высшее образование было малопривлекательным для дворянства. Предпочитали военное образование, поскольку оно способствовало более быстрому карьерному росту. Ничтожное число дворян с инженерным образованием - одно из свидетельств недостаточной приспособленности сословия к новым социально-экономическим, капиталистическим условиям. Женщины из дворянского сословия составляли только 1% студентов высших технических училищ. В университетах обучалось чуть больше женщин - 2%. И только в средних специальных и средних общеобразовательных учреждениях присутствие женщин было достаточно ощутимым - соответственно 12,5 и 60% [12, с. 70].
Среди купеческого сословия по Орловской губернии в 1897 г. только 60,74% мужчин и 38,66% женщин получили начальное
0,38% и 0,02%, в высших учебных заведениях - 0,09% и 0%, в средних специальных заведениях - 0,92% и 0,10%, в средних заведениях - соответственно 6,11% мужчин и 11,34% женщин [12, с. 72]. В итоге большинство купцов, избираемых в Городскую думу, не имело никакого образования, но было элементарно грамотным. Такое состояние дел характерно и для России в целом. Даже в Москве в конце XIX в. среди 4563 выборщиков в Городскую думу около половины состава, преимущественно купцов, имело низшее и домашнее образование, а 183 человека были «вовсе неграмотными» [1, с. 457].
В пореформенный период купеческих детей по-прежнему можно было встретить во всех типах низших учебных заведений, хотя система начального образования и претерпела определенные изменения. В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища, на их базе создавались двухклассные народные училища и городские училища. Окончившие двухклассное народное училище имели право поступления лишь на специализированные курсы и в учительские семинарии. Новыми образовательными учреждениями, появившимися вследствие создания форм местного самоуправления, стали земские школы. В 1897-1898 учебном году в Орловской губернии в 524 земских школах обучалось 41 265 человек. Абсолютное большинство из них принадлежало к крестьянскому сословию (95,1%). Затем следуют дети дворовых (2,7%), духовных лиц (1%), дворян (0,4%), купцов (0,2%), других сословий (0,6%). Причем мальчиков и девочек из купеческих детей обучалось в земских школах приблизительно одинаковое количество (31 и 24 соответственно). В то время как в крестьянских и дворянских семьях девочек обучалось в два раза меньше, чем мальчиков [16, с. 12].
Некоторые представители орловского дворянства и купечества отдавали предпочтение духовным учебным заведениям. В 1897 г. в Орле было 3 мужских приходских училища. Так, в одном из них обучалось 75 учеников. Из них детей мещан - 39 (52%), дворян - 16 (21,3%), купцов - 14 (18,6%), обер-офицерских детей - 3 (4%), помещичьих крестьян - 2 (2,6%), детей духовного звания, почетных граждан и государственных крестьян - по 1 человеку (1,3%) [11, с. 25].
Подготовка на элементарном или более высоком уровне служила необходимой предпосылкой для получения дальнейшего образования. В частности, в гимназии принимались ученики, прошедшие полный курс двухгодичного обучения в уездных училищах или имевшие знания по данному курсу. В 1853 г. из 84 учащихся Орловской губернской гимназии только 7 человек (8%) было из купцов [9, с. 75]. В 1860-е годы доля купеческих детей среди гимназистов увеличилась до 16%. Так, в 1860 г. среди 172 учащихся Орловской гимназии 144 ученика были из дворян и 28 из купцов [10, с. 53]. К концу века в гимназии училось еще больше купеческих детей, но до выпуска доходило обычно 3040% гимназистов младших классов.
Во второй половине XIX столетия начинает развиваться сеть женских учебных заведений, что стало еще одним стимулом к получению дворянскими и купеческими дочками систематического образования. Согласно «Положению о женских училищах
ведомства Министерства народного просвещения», утвержденному 10 мая 1860 г., устанавливалось два типа женских училищ: училища первого разряда, со сроком обучения 6 лет, и второго разряда, со сроком обучения 3 года. В городе Орле 12 ноября 1861 г. было открыто женское училище первого разряда. Обучение в нем ставило целью подготовку женщины как жены и матери, но не предусматривало возможности продолжения образования. В числе воспитанниц в первые годы детей дворян и чиновников было 94 (77%), детей городского, сельского сословия и духовенства - 28 человек (23%) [3]. Некоторые купцы охотно отдавали дочерей в новое учебное заведение.
В 1870 г. все училища были преобразованы в женские гимназии и прогимназии, и получение образования девочками из купеческих и дворянских семей стало зависеть в первую очередь от наличия учебного заведения в их населенном пункте. Наибольшие возможности в этом отношении предоставлял губернский город. В уездных городах также встречались желающие дать дочерям подобающее образование, например, в Болховскую женскую прогимназию с 1881 по 1886 г. поступили 153 ученицы. По сословиям они распределялись следующим образом: дочерей городских сословий - 56 (36,6%), дворян и чиновников - 43 (28,1%), духовного звания - 38 (24,8%), сельских сословий - 13 (8,5%), иностранцев - 3 (2%). Окончили полный курс 34 ученицы, из них лишь 9 (26,5%) - представительницы городских сословий [5]. «Из купеческих же дочерей разве одна на сто поступала в гимназию: «образованною хочет быть», «в дворянки лезет», - негодовало женское общественное мнение почтенной коммерческой среды. - Остальные обучались кое-как или дома, или у дьяконицы и в самом исключительном случае поступали для шлифовки на два - три года в какой-нибудь частный «пансион». Так назывались небольшие школки под руководством благородных старых девиц и дам, почему-то чаще всего полковниц или немок, бывших экономок, неизменно обучавших начаткам довольно странного языка, носившего у них название французского, и ритмичному стучанью на фортепьянах до «Молитвы девы» включительно» [13, с. 49].
Общая образованность пореформенного купечества Орла была довольно низкой, причины чего часто исходят из особенностей сословного мировосприятия. В сознании человека традиционного общества все было иерархизировано, каждое сословие должно было заниматься тем, что было изначально предопределено. Так, внук известного орловского купца Д.И. Русанова в своих воспоминаниях отметил: «Дед не только не давал сыну даже такого образования, какое получил сам в уездном училище, но взял ему в учителя приходского дьякона и очень напирал на то, чтобы сын его усерднее занимался арифметикой. Здесь у него был свой умысел: сделать из сына специально торговую машину, каковая была очень полезна деду, все больше и больше забрасывавшему из-за кутежей свои дела» [13, с. 36]. Выход за пределы поля деятельности своего сословия вызывал резкое осуждение во всех слоях русского общества. «Мысль о том, что сын может быть ученей отца, была нетерпима для патриархальной натуры русского купечества, поэтому детям не давали образования» [8, с. 125]. Подобное представление не зависело ни от уровня образования, ни от социального положения. Занятия наукой рассматривались как непрестижные в силу неприменимости ее достижений в тогдашнем купеческом быту. К тому же практика показывала, что дети, получившие образование, отходили от отцовского дела и у них формировались далекие от купечества интересы. Таким образом, образование в купеческой среде преследовало прежде всего прагматические цели. Утилитаристские ценности ориентировали купца на то, что главной задачей является воспитание продолжателя семейного дела. «А что для этого нужно? Нужно уметь писать по-русски не столько правильно, сколько красиво и уметь считать» [2, с. 48].
В пореформенный период отношение купцов к образованию меняется. Вовлечение Орловской губернии в капиталистические отношения повлекло за собой усложнение форм торговли, появление новых отраслей производства, увеличение торговых оборотов. Развитие капитализма в России поставило купечество перед необходимостью регулярного знакомства с государствен-
ными указами и торговой информацией. Совокупность вышеперечисленных условий предъявляла высокий уровень требований к деловым людям и вынуждала их проявлять усиленное внимание к образованию.
Перемены в образовательном уровне русского купечества стали заметны постороннему взгляду. Английский путешественник М. Уоллэс писал: «Большинство купцов не получило даже первоначального образования. Но все-таки в этом отношении заметна перемена к лучшему. Теперь некоторые богатые купцы дают своим детям лучшее образование, какое только можно получить, и некоторые из молодых купцов говорят на одном или двух иностранных языках и могут быть, пожалуй, названы образованными людьми» [7, с. 218]. Примером может служить воспитание Александра Николаевича Заусайлова, родившегося в семье елецкого купца второй гильдии. Отец его, Николай Гаврилович, и мать, Лариса Ипполитовна, были людьми широко образованными. Первым учителем мальчика была мать. В 1871 году отец определяет Александра в Елецкую мужскую гимназию, которую он оканчивает в 1880 году, показав хорошие знания латинского и немецкого языков [6, с. 3]. При этом старшее поколение видело в получении образования средство повышения социального статуса. Сохранилось прошение орловского купца первой гильдии А.Н. Агошкова: «По обучении состоящего при мне в семейном моем капитале детей моих Ивана и Николая читать, писать и прочим наукам, желаю я оных детей моих определить в гражданскую Вашего Императорского Величества службу» [4].
Русское купечество в XIX веке являлось одновременно самой динамичной и самой патриархальной силой в обществе, поскольку совмещало в себе ценности традиционной русской культуры и тянулось к дворянской, западной культуре. Причина подобной раздвоенности заключается в воспитательной и образовательной сферах жизни человека, которые формируют его как личность. Дополнительным параметром выступают читательские интересы, позволяющие проследить эволюцию сословного менталитета и проанализировать настроения отдельных его представителей.
Особым интересом дворянского и купеческого сословий пользовалась ежедневная газета «Биржевые ведомости». В первом издании газеты содержалась не только финансовая информация, но и бесплатное приложение «Библиотека для самообразования» и художественно-литературные журналы «Огонек» и «Новая заря». Следовательно, «Биржевые ведомости» удовлетворяли не только коммерческие, но и общественно-литературные запросы сословия.
Кроме того, дворянство и купечество выписывало специальные «духовные журналы» («Душеспасительное чтение» и «Духовная беседа»), в которых печатались серьезные исследования по древнерусской литературе и статьи по изъяснению Святого Писания. Правда, общее количество выписываемых журналов было невелико - всего 9 на губернию. Женской половиной купечества был востребован журнал «Модный магазин». Заметим, что представители торгового сословия выписывали этот журнал в большем количестве экземпляров, чем представители дворянства. Возможно, этот интерес объясняется наличием у первых гораздо больших средств, чтобы следить за новинками моды. Значительной популярностью пользовались издания развлекательного плана: «Воскресный досуг», «Дело и отдых», «Иллюстрация» и др. Эти еженедельники, предназначенные для семейного чтения, сочетали текст и иллюстрацию (пейзажи, репродукции картин, портреты и т.п.). Содержание было разносторонним: злободневная информация соседствовала с научно-популярной и художественной. По наблюдению одного из критиков, «газета, украшенная рисунками и выходящая раз в неделю, приобретает много подписчиков. Она проникает в такие уголки, где не возникла еще потребность в чтении серьезных книг и подготовляет эту потребность. Кроме этого, она удовлетворяет естественному и разумному запросу в занимательном и полезном отдыхе» [14, с. 15].
Таким образом, данные по Орловской губернии подтверждают вывод А.Н. Боханова о том, что из всего спектра газетных изданий к концу века наибольшей популярностью пользовались
газеты универсального типа, пытавшиеся освещать все стороны жизни общества.
Орловское дворянство и купечество не осталось в стороне и от увлечения образованной части русского общества «толстыми» журналами. Характеристика журнала как типа издания дает материал для суждений о его аудитории. Прежде всего, журнальные публикации адресовались читателям высокого образовательного уровня, знакомым с отечественной и зарубежной историей, географией и т.п., придающим большое значение печатному слову и, возможно, ограниченным в доступе к книгам. Поскольку журналы различались по своим идеологическим платформам, то факт подписки на определенное издание означал принятие того, а не иного «образа мира». В читательской среде Орловской губернии были распространены следующие издания: «Современник», «Русский вестник» и «Русское слово». Объем подписки купечества на толстые журналы был в несколько раз ниже, нежели аналогичный показатель у дворянства. Так, например, журнал «Современник» в 1875 г. купечество губернии выписывало в 11 экземплярах, а дворяне в 26. В том же году «Русский вестник» купцы выписывали в 13, а дворянство в 57 экземплярах [15, с. 248]. Однако следует помнить, что еще в конце XVIII века чтение стало обязательным компонентом дворянского образа жизни, в то время как купечество значительно позже приобщилось к процессу модернизации.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. В среде дворянства и купечества Орловской губернии в пореформенный период меняется отношение к образованию, хотя основная масса представителей данных сословий продолжала сохранять традиционный подход к образовательной сфере. В отличие от купечества подавляющее большинство дворян было грамотным. Дворянство предпочитало военное образование и в силу этого было мало приспособлено к новым социально-экономическим условиям жизни. Губернское купечество имело более низкий образовательный ценз. Однако на протяжении XIX столетия отношение к образованию в купеческой среде изменилось. Представители купеческого мира постепенно изживали взгляд на ненужность и вредность образования. Часть купечества, в основном жители развитых городов, довольно рано осознала зависимость развития своего дела от уровня владения знаниями. Сфера женского образования была более развита в среде дворянства, поскольку в купеческом сознании сохранялся образ женщины как хранительницы семейного очага. Различались и
читательские вкусы данных сословий. Дворяне выписывали большее количество газет и журналов разного плана. Однако и в купеческой читательской среде уживались сторонники различных изданий, что свидетельствовало о неоднородности этого общества. К тому же значительная часть читающей публики из дворян располагала большим объемом свободного времени, нежели купечество.
Приоритеты родителей в выборе места учебы для своих детей определялись их материальными возможностями, культурным кругозором, положением в обществе, общественно-политическими умонастроениями.
Данный материал весьма полезен для совершенствования научно-методического обеспечения преподавания отечественной истории в школах и вузах, поскольку дает представление о реальном состоянии общества в указанный период.
Литература
1. Астров А.И. Воспоминания. - Париж, 1940.
2. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде Вишняковых. -М., 1912.
3. ГАОО. - Ф. 76. - Д. 42.
4. ГАОО. - Ф. 580. - Д. 14554.
5. ГАОО. - Ф. 584. - Д. 9.
6. Купеческий Елец. Альбом. - Елец, 2004.
7. Макензи У. Россия. - Т. 1. - СПб., 1880.
8. ПайпсР. Россия при старом режиме. - М., 1993.
9. Памятная книжка Орловской губернии на 1853 год. -Орел, 1853.
10. Памятная книжка Орловской губернии на 1860 год. -Орел, 1860.
11. Памятная книжка Орловской губернии на 1897 год. -Орел, 1898.
12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897г. Орловская губерния. - Т. XXIX. - СПб., 1903.
13. РусановН.С. На родине (1859-1882). Воспоминания. - М., 1931.
14. Русские иллюстрированные периодические издания // Русская мысль. - 1885. - № 1.
15. Статистические сведения о повременных изданиях, получающихся в Орловской губернии в 1875 г. // Труды Орловского губернского статистического комитета. Вып. III. - Орел, 1876.
16. Текущая школьная статистика за 1897-1898 гг. - Орел, 1898.
УДК 63.3.(2) 613-3 ББК 74.43
РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ В 1920-1930-Е ГОДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ
ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ)
А.И. Масленкин, аспирант кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета (4932) 32-62-10
На материалах Верхневолжья показана динамика развития школьного образования в 20-х - 30-х годах XX века в связи с промышленным развитием СССР. Обозначены общие и частные цели и тенденции советского образования.
Ключевые слова: школа для взрослых, среднее образование, общеобразовательная подготовка.
THE ROLE OF SECONDARY SCHOOL IN THE EDUCATION OF WORKERS IN THE 1920-1930-IES (UPON THE UPPER VOLGA
REGION MATERIALS)
Maslenkin A.I.
The dynamics of school education in the 1920-1930-ies is considered along with the industrial development of the USSR. General and specific aims and tendencies of the soviet education are shown upon the materials of Upper Volga Region.
Keywords: school for adults, secondary education, general educational background.
Изначально советская система просвещения предоставляла му» на многие десятилетия вперед были определены задачи и
вв в
выбор путей получения образования через общеобразовательную школу, профессионально-технические учебные заведения, дающие наряду с профессиональной подготовкой общее образование, средние специальные учебные заведения, которые на первых порах своего существования представляли собой профессионально-технические кружки при вузах. В основу системы советского образования легла идея К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом, ставшая одним из главных принципов работы общеобразовательной школы [9, с. 543]. В классической формуле В.И. Ленина «учиться коммуниз-
пути формирования личности в социалистическом обществе, показано, какие качества должны формировать у подрастающего поколения школа и вся система образования [8, с. 232]. В построении всей системы образования и воспитания стал основным принцип соединения умственного и физического труда, а ее главной задачей - «сформировать у молодежи творческое отношение к труду, потребность трудиться» [11, с. 14].
Усложнение производства, необходимость повышения не только уровеня производства, но и качества производимой продукции требовали общеобразовательной подготовки будущих