МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
1. Конкретизировать параметры государственной политики в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сфере на ближайшие 10 лет с учетом роли профессиональных кадров.
2. Закрепить и конкретизировать цель системы образования с четким фокусом на подготовку восстребованных специалистов, чья квалификация должна соответствовать самым высоким требованиям.
3. Создать специальный, независимый орган для отбора специалистов, способных подготовить национальную концепцию системы образования. В рамках этого должны быть определены, в первую очередь, критерии привлечения специалистов (репутация, интеллектуальные способности, морально-этические качества, работоспособность и т.п).
4. Четко определить количественные и качественные параметры требуемых кадров в государственные органы, общественные и коммерческие организации, различные учебные и научные сферы.
5. Создать национальное кадровое агентство с функциями определения рейтинга выпускников, распределения их в бюджетные организации и последующего ведение их карьерного роста.
6. Развить действующий механизм «кадровых резервов».
Список использованной литературы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. N 243-З. Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. N 2/1795 (в ред. Законов Республики Беларусь от 13.12.2011 N
325-3, от 26.05.2012 N 376-3, от 04.01.2014 N 126-З)
2. http://news.tut.by/society/440999.html
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - М.: Постум, 2015, 240с.
4.http://fin.zakon.kz/4644815-glava-gosudarstva-podverg-zhestkojj.html
5. https://eot.su/node/14936
6. http://top.rbc.ru/economics/07/04/2015/5523a39c9a7947c4b623cc39
© Гончаров А. А., 2015
УДК 338.4.62.
В.В. Глущенко
Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС МИИТ)
E-mail: [email protected] V. V. Glushchenko
Moscow State University of means of communication (MIIT), Institute of transport equipment and control
systems И.И.Глущенко
Российский государственный социальный университет, Москва
e-mail: [email protected] I.I. Glushchenko
Russian state social university, Moscow
ОБРАЗОВАНИЕЛОГИЯ: ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИЙ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
OBRAZOVANIYELOGIYA: INFLUENCE OF CONCEPTS AND FORMS OF EDUCATION ON
QUALITY OF EDUCATION
Аннотация
Формулируются функции и роль науки об образовании (образованиелогии), описаны и исследованы концепции и формы обучения в высшем профессиональном образовании, обсуждаются понятие, содержание, структура парадигмы повышения качества образования, рассмотрены структурные элементы этой парадигмы, исследовано влияние концепций и форм обучения на подходы к качеству образования
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Summary
Functions and a role of science about education (obrazovaniyelogiya) are formulated, concepts and forms of education in higher education are described and investigated, the concept, the contents, structure of a paradigm of improvement of quality of education are discussed, structural elements of this paradigm are considered, influence of concepts and forms of education on approaches to quality of education is investigated
Ключевые слова
Образованиелогия, концепция, парадигма, философия, идеология, политика, образование, качество,
работодатель, работник, государство, общество, Keywords
Оbrazovaniyelogiya, concept, paradigm, philosophy, ideology, policy, education, quality, employer,
worker, state, society,
Актуальность статьи определяется тем, что в 2015 году происходят масштабные изменения в российской системе образования.
Целью настоящей статьи является анализ влияния концепций и форм образования на качество образования в рамках развития науки об высшем образовании (образованиелогии).
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
- исследуется содержание, функции и роли образованиелогии как науки об образовании и воспитании;
- проводится анализ концепций (парадигм) образования и их влияния на качество образования;
- исследованы формы образования и их влияния на качество образования.
Объект статьи- образованиелогия как наука об образовании и воспитании.
Предмет статьи- концепции и формы образования и их влияние на качество высшего профессионального образования.
В образовании России происходят серьезные структурные изменения, отраженные в ст. 10 (п.5) Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются уровни профессионального образования [1]. Рассматривая проблему повышения качества образования необходимо учитывать, что в Законе ст.2 п.29 дано определение понятия «качество образования» [1]. Образование может рассматриваться как отрасль национальной геополитической экономики, обеспечивающей геополитическую конкурентоспособность государства. По числу занятых и масштабу влияния система образования может рассматриваться как один из ключевых секторов экономики, в котором в 2011 году непосредственно было занято 22% населения России [2]. Образование как сектор геополитической экономики должен иметь свою научную основу. Образованиелогией будем называть науку о создании научных знаний о системе образования. Научным методом в образованиелогии назовем систему принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание научных процессов и социально-экономических результатов проектирования, создания, обращения, использования, модернизации, выведения из оборота технологий образовательной деятельности. Методологическая функция образованиелогии охватывает формирование понятийного аппарата, теоретических основ образовательной деятельности. Познавательная функция образованиелогия включает процессы накопления, описания, изучения фактов действительности в сфере науки об образовании. Инструментальная (регулятивная) функция образованиелогии заключается в: разработке способов и инструментов управления образованием и его исследованиями, как части национальной инновационной и культурной системы. Законотворческая функция образованиелогии включает процесс обоснования необходимости и разработки норм права, которые способствуют развитию сферы образования.
Оптимизационная функция образованиелогии охватывает синтез и/или выбор наилучших способов и приемов реализации как отдельных этапов, так и в целом образовательного процесса. Прогностическая функция образованиелогия включает оценку будущего состояния сферы образования. Предупредительная функция образованиелогия направлена на осуществление профилактических мер против снижения качества
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
и кризиса образования. Психологическая функция образованиелогии состоит в объяснении участникам образования необходимости постоянного развития сферы образования, повышения качества образования. Функция социализации в образованиелогии заключается в распространении знаний о роли и значении современного образования для государства и общества. Системообразующая функция образованиелогия охватывает создания адекватных концепций, форм, систем управления сферой образования. Ролью образованиелогии назовем снижение рисков понижения качества образования. Законами образованиелогии назовем:
дифференциация и специализация научных и учебных дисциплин; рост сложности системы образования; ускорение морального износа образовательных технологий; повышение степени распределения управления в образовании; повышение влияния человеческого фактора и др.
Концепцией образования назовем общий взгляд на систему образования. Концепция образование как право относит образование к фундаментальным правам человека, гражданина. Одновременно возникает обязанность гражданина, воспользовавшегося правом на образование добросовестно обучаться, применять свои знания на благо государства и общества. При такой концепции качество образования может определяться как степень его соответствия потребностям общества и экономики. Концепция образования как услуги определяет, что вуз предоставляет свои услуги по договору своему заказчику (студенту). В рамках этой концепции качество образования полностью определяется требованиями заказчика и его стремлением усваивать учебный материал. При этом дальнейший рост аудиторной и методической нагрузки на преподавателей может негативно отразиться на уровне образования, может способствовать дальнейшему снижению престижа преподавательской деятельности. В рамках образования как услуги качество образования определяется требованиями рынка труда и развитием экономики. Ценностное образование рассматривается как процесс передачи преподавателем образовательных ценностей студенту. Профессиональные ценности- компетенции, организационную культуру, навыки исследований -все, что полезно в экономической и социальной практике. При ценностном образовании преподаватель психологически для студента предстает как эталон ценности образования в экономике и обществе. Образование может рассматриваться и как отрасль геополитической экономики (геоэкономики). При таком подходе должно учитываться то, что система образования помимо собственных экономических результатов деятельности должна обеспечить компетентным и воспитанным персоналом все другие сектора экономики. Этот подход в образовании может объединять в различной пропорции все три предыдущих концепции образования. Концепция образования находит свое полное выражение в парадигме образования -системного объединения философии, идеологии, политики, стратегии, тактики образования [3,с.26]. С учетом парадигмы формируется организационная культура высшего образования, влияющая на организацию, психологию, качество результатов такого обучения. Помимо концепций на качество образования сильно влияют формы образовательной деятельности (очная, очно- заочная, заочная, дистанционая). Все навыки, которые студент получает в процессе обучения можно разделить на такие составляющие: сумма знаний; умение наращивать знания; умение проводить анализ знаний, использовать их; способность творчески синтезировать новые знания; умение презентовать свои знания. В силу специфики концепций и форм обучения эти элементы современного образования в различных сочетаниях представлены в процессе обучения.
В статье сформулированы понятие, содержание, функции и роль образованиелогии, определяются и исследуются понятие концепции (парадигмы) образования, исследованы концепции и формы образования и их влияние на структурные элементы и качество образования.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 -ФЗ, вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
2. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2011. — № 5 Вып. 1 (183). — c. 151-154. — http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/.