Научная статья на тему 'Образование Временного правительства Австрии в 1945 г. : историко-правовые аспекты'

Образование Временного правительства Австрии в 1945 г. : историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жиряков И. Г.

В статье в историческом контексте рассматриваются некоторые правовые, а также политические и организационные аспекты образования Временного правительства в Австрии в 1945 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROVISIONAL GOVERNMENT OF AUSTRIA IN 1945: HISTORICAL-LEGAL ASPECTS

In article are considered some legal, political and organizational aspects of formation of provisional government in Austria in 1945 in historical context.

Текст научной работы на тему «Образование Временного правительства Австрии в 1945 г. : историко-правовые аспекты»

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ

ОБРАЗОВАНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА АВСТРИИ В 1945 г.: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

И.Г. Жиряков

Кафедра новой и новейшей истории зарубежных стран Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Ул. Верхняя Радищевская, 16-18, 109004 Москва, Россия

В статье в историческом контексте рассматриваются некоторые правовые, а также политические и организационные аспекты образования Временного правительства в Австрии в 1945 г.

В период освобождения Австрии от фашизма в апреле 1945 г. в стране распался весь государственный аппарат. Необходимо было наряду с союзническими оккупационными органами власти срочно создавать национальные органы управления, и, прежде всего, Временное правительство Австрии. Инициативу в создании правительства взял на себя СССР [6, с. 23-24]. Конечно, эта инициатива по возрождению австрийской государственности преследовало узкоэгоистические политические интересы. По как бы то ни было, это объективно отвечало чаяниям и желаниям австрийского народа.

Советский Союз при формировании правительства ставку сделал на К. Реннера, известного государственного и политического деятеля Первой Республики, оказавшегося в апреле 1945 г. на территории, оккупированной Советской армией [10, с. 72-73; 14, с. 669-670; 18, с. 74-76; 23].

Нынешние исследователи сомневаются, давал ли прямое указание Сталин разыскать Реннера или нет [5, с. 17]. Действительно, документа, говорящего об этом, у ученых нет. Но, бесспорно, известные действия советского военного командования по розыску Реннера вряд могли быть самоинициированы.

20 апреля 1945 г. состоялась встреча маршала Толбухина с К. Реннером, на которой тот выразил готовность сформировать Временное правительство из представителей всех политических партий Австрии.

У союзников СССР по антигитлеровской коалиции были основания не доверять К. Реннеру. Этот прагматичный политик являлся блестящим мастером политической мимикрии, справедливо замечает наш отечественный исследователь

О.В. Павленко [4, с. 260]. На Западе, да и в СССР тоже, хорошо было известна прогерманская позиция К. Реннера в трагические дни марта 1938 г.

В апреле 1945 г. у К. Реннера появилась возможность политически реабилитировать себя. Незадолго до встречи с маршалом Толбухиным К. Реннер написал

письмо И.В. Сталину [14, с. 672-675]. В нем он «рассыпал» комплименты СССР и говорил о своей готовности «взять на себя цель восстановления государственных органов».

Инициатива Реннера и его откровенная просоветская позиция были встречены Кремлем с одобрением. В ответном письме И.В. Сталина указывалось, что забота австрийского канцлера о независимости, целостности и благополучии Австрии небезразлична для СССР и что любая помощь, какая может быть необходима для Австрии, будет ей представлена по мере сил и возможности [6, с. 26-27].

Когда К.Реннер прибыл в Вену, там уже действовали Австрийская народная партия (АНП), Социалистическая партия Австрии (СПА), Коммунистическая партия Австрии (КПА). 22 апреля состоялось совещание Реннера с представителями политических партий. После долгих споров удалось добиться согласия по поводу распределения постов в правительстве [12, с. 35; 16, с. 113; 20, с. 33]. Как и следовало ожидать, главой Временного правительства стал К. Реннер. При канцлере был создан Государственный совет, своего рода президиум Временного правительства, в который вошли И. Коплениг (КПА), Л. Фигль (.АНП) и А. Шерф (СПА). Их положение можно было сравнить с положением вице-канцлеров [11, с. 27-28]. В принципе было установлено, что Временное правительство должно принимать только единогласные решения.

Временное правительство стало не только австрийской верховной исполнительной властью, но и также выполняло все законодательные функции, в том числе осуществляло и конституционное законодательство.

24 апреля 1945 г. совещание лидеров политических партий Австрии в Вене приняло три важных исторических документа; официальное сообщение об образовании Временного правительства Австрии, Декларацию о независимости Австрии и Заявление правительства.

27 апреля состоялось первое заседание Временного правительства Австрии. Была утверждена Декларация независимости, заслушано правительственное заявление К. Реннера. Эти документы имели большое значение. В них определялись основные направления политики нового правительства.

В декларации о независимости Австрии было провозглашено, что Австрийская демократическая республика восстановлена; она должна быть построена в духе конституции 1920 г., аншлюс, навязанный австрийскому народу в 1938 г., объявляется недействительным; аннулируются все возложенные на австрийцев обязательства, как военного и служебного, так и частного характера, по отношению к Германской империи.

Последняя статья Декларации провозглашала восстановление гражданского долга всех австрийцев по отношению к Австрийской республике и со всей решимостью подтверждала установленную в Московской декларации ответственность Австрии за участие в войне на стороне гитлеровской Германии [11, с. 29].

Во внешнеполитическом разделе Заявления Временного правительства говорилось о том, что правительство будет стараться восстановить доверие к нему великих держав, создать предпосылки для будущего освобождения страны от оккупации и вернуть республику в ряды суверенных государств [11, с. 30-31].

Советский Союз первым признал австрийское Временное правительство, в то время как западные державы несколько месяцев отказывались признавать этот орган исполнительной власти в Австрии. Поэтому его распоряжения действовали некоторое время только в областях, занятых советскими войсками, — в Вене, Нижней Австрии, Бургенланде и Штирии.

Говоря о деятельности правительства, К. Реннер, А. Шерф, Б. Крайский — видные тогдашние государственные деятели Австрии, неизменно подчеркивали большую помощь СССР Временному правительству в его усилиях нормализовать положение в Австрии [17, с. 465; 19, с. 21; 21, с. 41^2].

После создания Временного правительства стали создаваться новые органы власти на местах. Вслед за созданием городского управления в Вене 12 мая 1945 г. было создано провинциальное правительство Нижней Австрии (провинциальный комитет) во главе с Фиглем. В Граце также было создано Временное провинциальное правительство Штирии, в состав которого вошли по три члена от каждой из трех политических партий.

Временное правительство Австрии начало принимать меры к упорядочению органов местного управления, к наведению общественного порядка, к развертыванию промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Восстановление австрийской системы управления в основном закончилось принятием «закона о компетенции органов власти» от 20 июля 1945 г. Закон окончательно ликвидировал созданные гитлеровской Германией органы управления и передал полностью все их функции соответствующим австрийским учреждениям, а также разграничил компетенцию государственных ведомств.

Была организована австрийская полиция и жандармерия, постепенно полностью переданные под руководство австрийских властей. 10 июля 1945 г. был принят временный закон об общинах, который возрождал институт общинного управления, как он существовал до аншлюса, е оговоркой, что это не должно противоречить конституции 1920 г.

Сразу же после освобождения Вены приступила к работе австрийская Государственная комиссия по расследованию злодеяний гитлеровцев на территории страны. В комиссию вошли представители различных слоев общества — члены правительства, ученые, духовенство и др. В мае 1945 г. оно приняло закон, запрещающий деятельность нацистов, позже — закон о проведении регистрации членов национал-социалистской организации. Были созданы народные суды для разбора дел о нацистских преступлениях.

За короткий срок Временное правительство Австрии издало ряд важных законов. 15 мая правительство восстановило австрийское уголовное право. 1 августа начали действовать районные суды в Вене. 8 августа состоялось уже первое заседание венского провинциальное суда [1, с. 95-97]. Были созданы конституционный суд, административный суд и счетная палата.

3 июля Временное правительство Австрии утвердило ряд валютнофинансовых законов, укрепивших денежное обращение страны, предотвративших наводнение австрийского рынка обесцененной маркой. Это несколько облегчило материальное положение австрийцев. 10 июля был принят закон об австрийском гражданстве [7, с. 91].

Одновременно развернули свою деятельность профсоюзные и другие общественные организации. 27 апреля 1945 г. командованием Советской Армии была официально одобрена деятельность объединения австрийских профсоюзов, созданного 15 апреля 1915 г. 17 мая на состоявшемся в Вене конгрессе был создан Союз свободной австрийской молодежи. 12 нюня был организован Союз демократических писателей и целый ряд других демократических организаций. В конце мая в советской зоне оккупации стали создаваться временные производственные советы на предприятиях. 20 июля был принят закон о восстановлении рабочих палат.

Все законы, принятые Временным правительством Австрии, были одобрены Союзническим советом по Австрии 30 ноября 1945 г.

Отношение западных союзников СССР к созданному Временному правительству было вначале негативным. Причина этой негативной реакции в целом объяснима. Советская сторона допустила просчет, намеренный или случайный; она решила без предварительных консультаций с союзниками сформировать правительство. И, конечно, вызывала недоверие у союзников, в частности у Франции, прежняя репутация Реннера.

Что касается США, то, как отмечал позднее бывший министр иностранных дел Австрии и бывший посол Австрии в США К. Грубер, непризнание Временного правительства являлось проявлением опасения, что это правительство, в состав которого вошли коммунисты, предпримет радикальные антикапиталистические реформы [10, с. 315].

Сегодня, спустя годы, конечно, хорошо видно, что реакция США на такую «коммунистическую опасность» была неадекватной. О реальной возможности австрийских коммунистов, даже при возможной абсолютной поддержке СССР, возглавить страну говорить невозможно.

Советский Союз упорно добивался распространения полномочий Временного правительства на всю территорию Австрии. В сентябре 1945 г. состоялось заседание Союзнического совета, на котором маршал Конев поднял вопрос о признании Временного правительства Реннера. Это предложение было опять категорически отвергнуто союзниками [4, с. 265]. На этом же заседании было принято постановление о разрешении политической деятельности по всей стране трех партий — социалистической, коммунистической и народной, но с условием, что их публичная деятельность будет контролироваться оккупационным командованием.

Осенью 1945 г. угроза единству Австрии была настолько серьезной, что глава правительства К. Реннер вынужден был поставить вопрос о полномочиях Временного правительства на конференции всех политических партий от всех земель Австрии. Известный австрийский государственный и политический деятель К. Вальдхайм пишет, что первоначально на конференции выявились серьезные противоречия [2, с. 69]. И все же конференция в сентябре 1945 г. высказалась за единство Австрии и за распространение власти Временного правительства на всю территорию страны.

В этих условиях США, Англия и Франция, наконец, согласились распространить компетенцию правительства Реннера на территорию всей страны.

20 октября 1945 г. стал официальным днем признания правительства Реннера четырьмя державами. В заявлениях западных представителей особо подчеркивалось, что его деятельность осуществляется под контролем Союзнического совета.

Позднее Временное правительство в обращении к австрийскому народу провозгласило новую парадигму государственности: аншлюсу 1938 г. был придан характер «политической аннексии», а декларация независимости апеллировала к социал-демократическому наследию Первой республики, поэтому «демократическая республика Австрия восстанавливается на основе конституции 1920 г.».

Советская дипломатия, стремясь упрочить положение правительства, вновь без предварительных договоренностей с союзными державами проявила инициативу: правительство СССР приняло решение установить с Временным правительством Реннера дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представителями. Такой шаг фактически означал либо упразднение Союзнического совета, либо существенно сужение его полномочий на территории Австрии. Таким обра-

зом, снова мог нарушиться механизм союзного контроля. Последовала негативная реакция со стороны США, Великобритании и Франции, которая блокировала эту инициативу.

25 ноября 1945 г. состоялись выборы в Национальный Совет и земельные парламенты. Австрийская народная партия получила 1,6 млн. голосов (85 мандатов), Социалистическая партия Австрии — 1,4 млн. (76 мандатов) и Коммунистическая партия Австрии — 174 тыс. голосов (4 мандата) [22, с. 8].

Видный деятель АНП Ф.Бок, касаясь выборов в Национальный Совет, подчеркивал особо то обстоятельство, что коммунисты получили только 4 места из 165. Это, по его мнению, сыграло решающую роль в том, что «Австрия не встала на путь коммунистического строительства» [8, с. 34]. Ему сегодня вторит упомянутый отечественный исследователь О.В. Павленко: «Выборы в Национальное собрание имели рубежное значение. Результаты голосования привели к провалу советского проекта перехода к коммунистическому правительству в Австрии» [4, с. 268].

Мне представляется, что такие утверждения не имеют под собой основания. Как показывают недавно опубликованные документы, достоверная информация о негативном отношении австрийского населения к коммунистической модели создания австрийского государства, поступавшая к Сталину, не давала ему никаких иллюзий на этот счет [5; 15].

«В Австрии с ноября 1945 г. было ясно, что компартия там не состоялась, что она не может реально влиять на политическую жизнь» — утверждает знаток австрийской истории наш отечественный исследователь В .Я. Швейцер [3, с. 151].

Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в России Мартин Вукович на «круглом столе», организованном журналом «Международная жизнь» в мае 2005 г., говорил: «Мы уверены, что Советский Союз действительно искренне хотел восстановить Австрию как демократическое единое неразделимое государство в центре Европы» [3, с. 131]. И далее: «Вы помните, в апреле 1950 г. были опасения, тогда состоялся путч, коммунистические забастовки, которые организовала Коммунистическая партия Австрии, советские оккупационные власти, советские военные силы не вмешались в эту политическую акцию. Это было для нас доказательством, что Москва действительно хотела восстановить единую неразделимую Австрию» [3, с. 131].

Формирование нового правительства в Австрии было возложено на лидера АНП Л. Фигля, ставшего канцлером. Он согласился с тем, чтобы Карл Реннер стал президентом, учитывая его высокую популярность в стране, хотя АНП имела право и на этот пост. 18 декабря 1945 г. Союзнический совет единодушно принял решение об утверждении нового состава австрийского правительства.

В правительство вошли 8 членов АНП, 7 членов СПА, 1 коммунист, 2 беспартийных [И, с. 57-58]. Ф. Бок считает нужным подчеркнуть, что АНП и СПА, несмотря «на явно плачевные для коммунистов результаты выборов, включили одного представителя КПА в новое правительство», В тех условиях правительство без коммунистов, по мнению Бока, представлялось руководителям АНП и СПА «опасным экспериментом» [8, с. 69]. Объясняя причины создания коалиционного правительства, Ф. Бок отмечает, что совместная борьба против нацизма сблизила деятелей различных партий, а масштабность задач, стоящих перед страной, сгладила на время межпартийные противоречия [8, с. 65].

21 декабря 1945 г. Л. Фигль изложил Национальному совету программу нового правительства. Она содержала обещания провести демократические преобразова-

ния, искоренить остатки нацизма, добиться скорейшего экономического восстановления страны [13, с. 56-60].

Подводя итоги, можно сделать следующие заключения. Обращение трех политических партий от 27 апреля 1945 г. к австрийскому народу, провозглашавшее возрождение Австрии и образование Временного правительства, имело больше политическое, нежели правовое, значение.

Новое австрийское государство как субъект международного права еще не существовало, так как не было высших органов государственной власти, компетенция которых распространялась бы на всю страну, не было еще вообще эффективного австрийского правопорядка как такового. Не было также необходимого междуна-родно-правового оформления факта возрождения новой Австрии — признания ее другими странами, в частности четырьмя великими державами.

Временное правительство было в это время лишь органом мобилизации широких масс австрийского населения на борьбу за возрождение Австрии и орудием становления нового австрийского правопорядка. Оно было лишь зародышем и базой, вокруг которой формировался этот новый правопорядок, справедливо подчеркивает В.Н. Белецкий [1, с. 107].

И все же период с момента освобождения страны до 20 октября 1945 г. — важнейший период в новейшей истории Австрии. В этот период происходит восстановление австрийского государства, выразившееся в фактическом признании Временного правительства всеми четырьмя державами и согласии представителей западных держав распространить его компетенцию на всю страну.

Этот процесс завершился образованием австрийского правительства, избранного в результате первых послевоенных выборов. 20 октября 1945 г., когда компетенция австрийского правительства была распространена на всю страну, или\как писал профессор Брандвейнер, новый «правопорядок стал действенным на территории всей Австрии, возникло австрийское государство» [9, с. 12].

С этого времени Австрия стала уже субъектом международного права. И все же это было государство с ограниченной дееспособностью, так как продолжалась оккупация страны, накладывавшая на нее известные ограничения.

Полный суверенитет Австрии был восстановлен лишь с подписанием Государственного договора, который наряду с законом о нейтралитете стал определять ее международно-правовое положение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белецкий В.Н. Советский Союз и Австрия. — М., 1962.

2. Вальдхайм К. Австрийский путь. — М., 1976.

3. Материалы круглого стола // Международная жизнь. — 2005. — № 6.

А. Павленко О.В. Австрийский вопрос в холодной войне (1945-1955 гг.) // Новый исторический вестник. — 2000. — № 1.

5. Советская политика в Австрии. 1945-1955 гг.: Сборник документов / Под ред. Г. Бордюгова, В. Мюллера, Н.М. Неймарка, А. Суппана. — М., СПб., 2006.

6. СССР — Австрия: Документы и материалы. — М., 1980.

7. СССР в борьбе за независимость Австрии. М.: Издательство политической литературы, 1965. — 199 С.

8. Bock F., Fumberg Gredler W. Osterreich zuliebe. Der Staat, den alle wollten. — Wien, 1985.

9. Brandweinee H. Die Rechtsstellung Osterreichs. — Wien, 1951.

10. Danimann F., Pepper H. (Hrsg.).Osterreich in April 45. Die ersten Schritte der Zweiten Republik. — Wien, 1985.

11. Dokumentation zur osterreichischen Zeitgeschichte 1945-1955. — Wien, Munchen, 1981.

12. Eva-Marie Csaky. Dokumentation Zur osterreichischen Aussenpolitik 1945-1955, —Wien, 1980.

13. Figl L. Reden fur Osterreich. — Wien, Frankfurt, Zurich., 1965.

14. Hannak J. Karl Renner und seine Zeit. — Wien, 1965.

15. Karner S., Tschubarjan A. Die Rote Armee in Osterreich, Sowjetische Besatzung 1945-1955, Dokumente, Beitrage. — Graz-Wien-Miinchen, 2005.

16. Kreisky B. Neutralitat und Koexistenz. — Munchen, 1975.

17. Kreisky B. Reden Bd. 2. — Wien, 1981.

18. Kurfurust-West R. Als Wien in Flammen stand. — Wien, 1960.

19. ScharfA. April in Wien. — Wien, 1948.

20. ScharfA. Osterreichs Emeuerung 1945-1955. — Wien, 1955.

21. Schiicher A. Osterreich und Grossmachte. Dokumente gar osterreichischen Aussenpolitik, 1945-1955. — Wien, Salzburg, 1980.

22. SieglerH. Osterreichs Souveranitat, Neutralitat, Prosperitat. — Wien, 1967.

23. Starschewski J. Karl Renner — gesucht und gefunden //Arbeiter-Zeitung. — 1985. — 3 April.

FORMATION OF PROVISIONAL GOVERNMENT OF AUSTRIA IN 1945: HISTORICAL-LEGAL ASPECTS

I.G. Jiryakov

The Department of New and Newest History of Foreign Countries Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholohov Verhnyaya Radischevskaya St., 16-18, 109004 Moscow, Russia

In article are considered some legal, political and organizational aspects of formation of provisional government in Austria in 1945 in historical context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.