6. Родионов М.А. Ислам классический. СПб.,
2001.
7. Джами. Избранное. Из книги поэм. М., 1964.
8. Караван мудрости. Народные изречения и пословицы Ирана и Средней Азии. М., 1966.
9. Фирдоуси II Фирдоуси. Шах-наме. М., 1996.
10. Дакики // Средневековая персидская проза. М., 1986.
11. Саади // Восточная поэзия: В 2 т. Т. 2. М., 2002.
12. Ибн Сына II Лирика. Из персидско-таджикской поэзии. М., 1987.
13. Рудаки II Восточная поэзия: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
14. Рудаки II Лирика. Из персидско-таджикской поэзии. М., 1987.
15. Хафиз. Вино вечности. М., 1999.
16. Самак-айяр И Средневековая персидская проза. М., 1986. С. 217.
17. Носир Хосроу II Восточная поэзия: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
18. Джами. // Лирика. Из персидско-таджикской поэзии. М., 1987.
19. Хакани II Восточная поэзия: В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 445.
20. Омар Хайям. Рубаи. М., 1997. С. 384.
21. Носир Хосроу. II Восточная поэзия: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
22. Рейснер М. II Хафиз. Вино вечности. М., 1999. С. 259.
23. Родригес А.М., Киселев К.А., Закаурцева Т.А., Белоусова К.А. Актуальные проблемы социально-политического и этноконфессионально-го развития Запада и Востока. М., 1997. С. 16.
24. Тарих-и Систан (История Систана). М., 1974. С. 264.
25. Джами II Восточная поэзия: В 2 т. Т. 2. М.,
2002.
ОБРАЗОВАНИЕ АВСТРИЙСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В 1945-1955 гг. (по материалам советской оккупационной зоны)1
О.С. Горлова
Gorlova O.S. The formation of Austrian State bodies in 1945 to 1955 (on the materials from the Soviet occupation zone). The article interprets the archival materials thus shedding light on the formation of the authorities in postwar Austria.
Вопрос о послевоенной судьбе Австрии не раз поднимался на различных дипломатических встречах и конференциях времен Второй мировой войны. Уже на Московской конференции министров иностранных дел Великобритании, Советского Союза и США (19-30 октября 1943 года) была принята совместная декларация, в которой предусматривалась послевоенная независимость и свобода Австрии [1]. В апреле 1945 года Австрия была освобождена от фашизма. 9 апреля 1945 года было опубликовано «Заявление советского правительства об Австрии», в котором говорилось: «...Советское правительство стоит на точке зрения Московской декларации союзников о независимости Австрии... Оно будет содействовать ликвидации режима немецко-фашистских оккупантов и восстановлению в Австрии демократических порядков и учреждений» [2].
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования РФ, грант А03-1.2-327.
К началу Второй мировой войны самостоятельного австрийского государства уже не существовало, поэтому с Австрией заключали не мирный договор, а «Договор о восстановлении независимой и демократической Австрии». С момента освобождения восточных рубежей Австрии от фашистской оккупации начинается новый период ее истории -период рождения новой австрийской государственности. Это время знаменуется не только воссозданием дофашистской партий-но-политической системы государства, его правовых институтов и форм, но также структурированием органов местного самоуправления Австрии.
Как отмечал известный австрийский политик, бывший министр иностранных дел Австрии и генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм, отрицательным моментом для австрийского государства было отсутствие правительства в эмиграции. Эмигранты, придерживавшиеся диаметрально противопо-
ложных политических взглядов, не могли договориться о проведении одной общей линии [3]. Это естественным образом сказалось на осложненном процессе образования австрийского правительства и других властных структур. Тем не менее, Карл Реннер уже 17 апреля 1945 года прибыл в Вену и начал прилагать усилия по созданию временного правительства. Первоначально политическая жизнь страны сосредоточилась вокруг собравшихся в венском дворце Ауэршперг руководителей Сопротивления и нескольких известных политиков довоенного периода, таких, как Теодор Кернер, Адольф Шерф и Леопольд Куншак, которые находились в этот момент в Вене. Затем на политической арене вновь появились старые партии, которые организационно оформились на основе партий периода Первой республики: австрийская народная партия (преемница христи-анско-социальной партии), социалистическая и коммунистическая партии Австрии. Собственно о восстановлении партийно-политической жизни в Австрии и об изменениях, происшедших в программных установках партий, написан ряд серьезных работ отечественных историков [4-7].
Противоречивый процесс образования австрийских органов государственной власти и самоуправления в советской зоне оккупации после освобождения страны от фашизма неоднозначно оценивается в зарубежной историографии. В этой связи необходимо отметить существование двух диаметрально противоположных взглядов на данную проблему. Ярким представителем историков, считающих, что советская военная администрация не только контролировала, но и производила назначения должностных лиц в своей зоне оккупации, является Я. Ханнак. В своей книге «Карл Реннер и его время» он замечает, что «поставить коммунистическую партию «на ноги» и предоставить ей по возможности в масштабе всей страны влиятельные позиции - составляло основной план русских». Для Ханнака несомненным представлялся тот факт, что под протекторатом русских в Югославии уже подготавливалось австрийское эмигрантское правительство, которое после вступления Красной Армии в Австрию должно было выполнять задачи советских оккупационных властей [8].
Другие историки придерживаются мнения, что советские оккупационные власти предоставили в вопросе назначения должностных лиц на главные или низовые посты широкую автономию австрийским политическим силам и населению. Так, Г. Ягшитц выступил резко против утверждения, что советские коменданты назначали на руководящие посты в Австрии только коммунистов. Он отмечает: «...Назначения в местные гражданские органы управления в большинстве случаев производились по представлению самих австрийских общин или деревень и лишь утверждались советскими комендантами» [9]. Австрийский исследователь М. Рау-хенштайнер, разделяя мнение Ягшитца, полагает, что в соответствии с основными принципами советской политики в Австрии комендант Вены генерал Благодатов стремился по возможности быстрее возложить всю ответственность на австрийских представителей и полагался при назначении на административные должности на австрийские предложения [7]. Аналогичного мнения придерживаются многие российские исследователи послевоенной истории Австрии [5, с. 5; 6, с. 96-97].
Данная точка зрения зарубежных и отечественных исследователей на становление постфашистской австрийской государственности находит подтверждение в различных высказываниях и заявлениях послевоенного руководства Австрии. В заявлении по радио от 11 июня 1945 года канцлер Второй австрийской республики Карл Реннер отметил, что «военная держава (СССР. - О. Г.), которая сначала оккупировала Вену и важнейшие части австрийской территории, никогда ничем не обусловливала свою поддержку антифашистских сил, никогда и нигде по своему усмотрению не назначала должностных лиц». «Эта военная держава, - заявил далее Реннер, - безоговорочно приняла правительство страны в том составе, как это было предложено политическими партиями. В момент окончания военных действий Советский Союз... повсеместно предоставлял право действовать гражданскому управлению» [11]. Специальный представитель австрийского правительства в Великобритании и Франции Ламбер сделал заявление о том, что в русской зоне оккупации австрийцы имеют право образовывать политические группы,
занимать различные посты и заниматься политической деятельностью [11, л. 7-р, 8-р].
При приближении к австрийской границе Красной Армии бежали на Запад не только имперские (германские) немцы, но также многие высокопоставленные австрийские чиновники, которые нередко увозили с собой и кассу того или иного учреждения. В результате в Вене и Нижней Австрии при вступлении советских войск бывшие министерства и другие важнейшие органы управления оказывались бесхозными. Вместе с тем, по свидетельствам очевидцев, «еще во время боевых действий тут и там появлялись австрийские чиновники периода Первой республики, которые накрепко оседали в пустующих зданиях». Вокруг них впоследствии и образовалось будущее австрийское правительство [12].
До тех пор, пока не было образовано Временное правительство Австрии, все чиновники обязаны были подчиняться зональным бургомистрам, которые издавали отдельные временные распоряжения для поддержания порядка в стране. 13 апреля 1945 года, в день окончательного освобождения страны, бургомистром Вены был утвержден социал-демократ Теодор Кернер, некоторое время командовавший шуцбундом, а вицебургомистром - Леопольд Куншак от социальных христиан. Оба назначения состоялись с согласия коменданта Вены генерала Благо-датова.
18 апреля было сформировано правительство Нижней Австрии. Возглавил кабинет представитель австрийской народной партии Леопольд Фигль. Одним из его заместителей стал социал-демократ Оскар Хель-мер. Вопрос о втором заместителе решался несколько дольше. Дело в том, что комендант Вены генерал Благодатов был готов признать правящий кабинет только после назначения на эту должность соответствующего лица от коммунистической партии. Им стал инженер Отто Медлагль [10, 8. 45].
28 апреля образовалось Временное австрийское правительство. Ключевые государственные посты были поровну распределены между членами трех политических партий Австрии. В Политический Совет при государственном канцлере вышли доктор Адольф Шерф от социалистов, Иоган Коплениг от коммунистов и Леопольд Куншак от народ-
ников. Лидеры коммунистической партии Австрии Франц Хоннер и Эрнст Фишер заняли соответственно посты государственных секретарей внутренних дел и народного просвещения, считавшиеся наиболее влиятельными в первые послевоенные годы в Австрии. Так, государственный секретарь внутренних дел обладал большими полномочиями, в том числе он нес ответственность за проведение денацификации в стране. Таким образом, коммунистическое представительство в ключевых министерствах Австрии вполне устраивало Советский Союз и отвечало требованиям советской оккупационной политики [13].
Формирование административно-политической системы в Бургенланде вначале затягивалось из-за возникших проблем. Во-первых, только в июле 1945 года был окончательно урегулирован вопрос о принадлежности Бургенланда к советской оккупационной зоне. До этого времени советская сторона не санкционировала создание в Бургенланде никаких политических структур. Во-вторых, коммунистическая партия Австрии долго не могла выдвинуть своего ответственного представителя в этой земле. Кроме того, на протяжении длительного времени продолжали разворачиваться дискуссиии по поводу обособления земли, либо ее объединения с Нижней Австрией. М. Раухенштай-нер отмечает: «Каким сложным было возрождение Бургенланда, не в последнюю очередь показывает то, что значительная часть заседаний временного правительства земли происходила в Вене» [10, 8. 46]. Однако после продолжительных споров был окончательно урегулирован вопрос о присоединении Бургенланда к Нижней Австрии, а главой земли по настоянию Карла Реннера стал социалист Людвиг Лезер.
В начале мая в Граце было создано правительство для восточной части Штирии, тогда еще оккупированной советскими войсками. Когда советские войска заняли Грац, то в противоположность всем другим административным центрам, советское командование застало там уже сформированное под руководством социалиста Рейнгарда Ма-хольда временное правительство. Советское правительство осталось недовольно соотношением сил в правительстве (5 членов от СПА, 2 члена от АНП и 2 члена от КПА) и
предложило Махольду сформировать новый кабинет с полным равноправием партий, что и было сделано немедленно [14]. В состав нового временного правительства вошли по три представителя от каждой политической партии Австрии.
Советский Союз и австрийские коммунисты, по мнению М. Раухенштайнера, рассчитывали, что старые демократические партии будут оставаться примерно на тех же позициях, какие они занимали до фашистского режима в Австрии. Коммунисты должны были представлять равноценную третью политическую силу. «Для Советского Союза было бы лучше, если распределение власти в стране оставалось в соотношении 1:1:1», — пишет М. Раухенштайнер [10, Б. 46]. С этими выводами австрийского историка вряд ли можно целиком согласиться. Советское руководство в своей оккупационной зоне постоянно делало попытки выдвижения коммунистической партии Австрии на роль лидирующей политической силы. Достаточно сослаться на письмо И.В. Сталину от 5 апреля 1945 года с приложением записки Иогана Копленига и Эрнста Фишера. В записке содержатся справки о наиболее видных членах коммунистической партии Австрии с указанием, на какой работе в масштабе всей страны, либо на областном или окружном уровнях они могут быть использованы. Вместе с войсками 3-го Украинского фронта они должны были войти в Австрию и принять самое активное участие в управлении страной. В частности, в отношении Эрнста Фишера указывалось, что он «рекомендуется на руководящую работу в любой области» [15]. Другое дело, что в реальной обстановке послевоенной Австрии планы советского руководства не смогли претвориться в жизнь. С.И. Ворошилов считал необоснованными и во многом завышенными претензии КПА на руководящую роль в общественных организациях и органах власти. Коммунистическая партия не имела сил для их осуществления. В партии было только 18 процентов старых членов, а вновь вступившие не имели навыков партийной работы и должной теоретической подготовки [4, с. 7].
Очень сложно и многоступенчато шел процесс формирования в Австрии правоохранительных органов. Как вспоминал Адольф Шерф, «юстиция медленно приходила в движение». Лишь 15 июня 1945 года
было провозглашено воссоздание уголовной юстиции, с 1 августа была начата работа Венского окружного суда, а 8 августа состоялось первое уголовное слушание в Венском земельном суде [12, 8. 56].
К началу 1946 года в советской зоне оккупации Австрии действовали Верховный суд республики, Верховный суд провинции, 8 областных и окружных судов и 91 районный суд [16]. Формирование органов юстиции во многом осложнялось нехваткой квалифицированных кадров, ведь даже рядовых нацистов в 1945-1946 годы советская военная администрация требовала удалить с любых занимаемых ими должностей [17].
Только 13 июня 1945 года австрийская власть взяла на себя управление полицейской службой в Вене. До этого в отдельных округах Вены были созданы полицейские группы, которыми командовали представители компартии. Был образован также уголовный розыск, который практически обладал функциями исполнительной власти. Его основная задача состояла в том, чтобы обнаруживать бывших членов НСДАП и проводить конфискации их имущества в пользу государства. Как пишет А. Шерф, «официально полиция и служба розыска считались добровольной полицией Красной Армии» [12, 8. 52]. В Вене полицейскими группами руководил коммунист Хоннер, стремившийся пополнить их состав товарищами по партии. Против прокоммунистической политики Хоннера резко выступил заместитель государственного секретаря внутренних дел Хельмер. Он провел указ, в котором говорилось, что «каждая частная акция недопустима и наказуема по уголовному закону, и никакие партийные функционеры не имеют право вмешиваться в личную жизнь, проводя аресты, обыски и конфискации имущества» [12, 8. 52]. По предложению Хельмера, 22 мая 1945 года новым президентом Венской полиции стал доктор Памер, а коммунисту доктору Дюр-майеру было предложено руководство государственной полицейской службой. Советская оккупационная администрация согласилась с этими назначениями, тем более, что, как отмечалось выше, полиция и жандармерия находились в подчинении у коммуниста Хоннера [12, 8. 53].
Резюмируя, следует отметить, что органы управления в Восточной части Австрии
реконструировались самими австрийцами, но под непосредственным контролем советской оккупационной администрации. Попытки Советского Союза поставить на руководящие посты австрийских коммунистов и через них проводить «нужную» политику в Австрии во многом не дали ожидаемых результатов. Коммунисты оказались менее сплоченными и теоретически подготовленными, нежели другие политические силы. Сказался и страх многих австрийцев перед «восточной угрозой» и русской оккупацией, который со временем ослабевал, но никогда не угасал [18]. В связи с этим руководство СССР в своей «австрийской» политике стало стремиться обеспечить равноправие политических партий в управлении в советской оккупационной зоне.
1. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 1. М., 1944. С. 362-363.
2. Правда. 1945. 9 апр. С. 4.
3. Вальдхайм К. Австрийский путь. М., 1976. С. 64.
4. Ворошилов С.И. Рождение Второй республики в Австрии. М., 1968.
5. Ворошилов С.И. II Вестн. С.-Пб. ун-та. Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение. 1995. Вып. 3.
6. Величко О.И. Политический католицизм и рабочее движение в Австрии. М., 1985.
7. Швейцер В.Я. Социал-демократия Австрии: критика политических концепций и программ. М., 1987.
8. Hannak J. Karl Renner und seine Zeit. Versuch einer Biographie. Wien, 1965. S. 667-669.
9. Jagschitz G. II Zeitgeschichte: Beitrage zur Lehrerfortbildung. Wien, 1982. S. 299.
10. Rauchensteiner M. Die Zwei: Die Grosse Koalition in Osterreich, 1945-1966. Wien, 1987. S. 44.
11. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). Ф. 56 «б». Оп. 6. П. 30. Д. 2. Л. 11-о, 12-0.
12. Scharf A. Zwischen Demokratie und Volksdemokratie. Osterreichs Einigung und Wiederaufrichtung im Jahre 1945. Wien, 1950.
S. 46.
13. Известия. 1945. 29 апр. С. 4.
14. Полтавский М.А. Дипломатия империализма и малые страны Европы. М., 1973. С. 187.
15. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 495. Оп. 74. Д. 2. Л. 5-30.
16. АВП РФ. Ф. 451. Оп. 2в. П. 194. Д. 9. С. 242.
17. АВП РФ. Ф. 451. Оп. 2. П. 32. Д. 56. С. 511-513.
18. Scharf A. Osterreichs Emeuerung 1945-1955. Wien, 1955. S. 27.