ББК 60.542.21
И. П. Попова
ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ
Высокий уровень образования и занятости — давно уже обычные характеристики «женской половины» населения России. По мнению исследователей, образование — сфера деятельности, в которой женщины в наименьшей степени ощущают нарушение своих прав, при этом они чаще, чем мужчины, ориентируются на получение полного среднего образования в школе и профессионального образования наиболее высокого уровня [1, с. 3, 21]. По данным переписей населения отмечается превышение доли женщин в группах со всеми уровнями образования, кроме неполного среднего, а после 2002 г. — и в группе лиц с уровнем образования не ниже высшего. Это сравнительно недавняя тенденция, поскольку более высокая доля лиц с высшим образованием среди женщин отмечается в возрастных группах моложе 50 лет [6]. Значимость ценности образования для женщин показывает и тот факт, что, согласно данным опроса НОБУС, женщины чаще, чем мужчины, оплачивают свое обучение [1, с. 24]. Традиционно высока доля женщин в сфере занятости: она составляет около половины (49,2 % в 2008 г.) всех занятых в экономике страны1. По мнению исследователей, именно работающие женщины — наиболее многочисленная и важная целевая группа социально-демографической политики, стимулирующей материнство [4, с. 456]. То, какое место занимают образование и профессиональная деятельность в жизни женщин и как они сочетаются в их жизненных стратегиях с материнством — один из важных вопросов для формирования такой политики. Ведь материнство зачастую рассматривается как серьезный барьер в профессиональном и образовательном росте женщин, а профессиональная карьера — как определенная угроза полноценному материнству, семье.
Результаты исследования, проведенного в рамках проекта «Материнство и карьера», поддержанного Комитетом общественных связей г. Москвы (руководитель О. Б. Савинская)2, дают представление о том, каким образом женщины, имеющие детей, включают в свои жизненные стратегии образовательную и профессиональную активность.
Данные исследования показывают заметную дифференцирующую роль образования практически во всех сферах деятельности москвичек, имеющих детей, — не только в карьере и профессиональном развитии, где это очевидно, но и в семейном благополучии, материальном благосостоянии семьи. Эта роль проявляется в том, что рост уровня образования существенно влияет на социальный статус женщины и ее успешность.
© Попова И. П., 2010
1 См. официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_11/IssWWW.exe/Stg/d01/06-04.htm (дата обращения: 01.12.2009).
2 Репрезентативный опрос был проведен в ноябре — декабре 2008 г. и посвящен исследованию актуальных ценностей и практик материнства, роли материнства в семейных ценностях, возможностей и путей сочетания материнской и профессиональной ролей московскими женщинами с детьми (дошкольного и школьного возраста). В ходе исследования было опрошено 1677 женщин, имеющих детей, которые посещают московские государственные образовательные учреждения Департамента образования г. Москвы: дошкольные учреждения или средние общеобразовательные школы. Анкетирование (самозаполнение анкет) проводилось по всем административным округам Москвы, не менее 150 человек в каждом округе. Всего было охвачено 50 образовательных учреждений, в которых были пропорционально (согласно предварительным расчетам) охвачены классы и группы, представляющие все возрастные группы детей: от 3 лет (младшая группа в детском саду) до 14 лет (8-й класс школы).
Сами женщины признают значимость высокого уровня образования прежде всего в профессиональной деятельности как важной части их жизни. Для большинства сочетание работы и материнства — осознанный выбор, наиболее подходящая жизненная стратегия (83 %). При этом карьера для четверти означает профессиональный рост, совершенствование умений и мастерства: для них важно стать высококлассным специалистом, мастером своего дела. Непременным условием такого роста, при любом понимании профессиональной карьеры (как вертикального продвижения в управленческой иерархии или роста мастерства), женщины считают наличие высшего образования. Его важность признают более 90 % респондентов, из которых 40 % называют это условие очень важным.
Опрошенные женщины хорошо образованны и занимают достаточно высокие профессионально-статусные позиции, большинство определяют себя как специалистов на должностях, требующих высшего образования. Более половины имеют высшее и неполное высшее образование (1,7 % обладают ученой степенью, 47,4 % — высшим образованием, 7,0 % — незаконченным высшим). Более трети имеют среднее специальное образование (35 %). Общее среднее образование только у 7,3 %, а неполное среднее — у 1,67 %; чаще всего это молодые женщины: в группе 21—25 лет доля имеющих среднее и неполное среднее образование достигает 10 % по сравнению с 3 % имеющих высшее образование (табл. 1).
Обнаруживается тенденция более высокого уровня образования у женщин, работающих на предприятиях и в организациях частной формы собственности (табл. 2). Характерно, что реже всего в таких организациях заняты женщины со средним образованием.
Следует отметить, что в частных организациях женщины, независимо от уровня образования, в большей мере считают себя более ответственным сотрудником по сравнению с окружающими, чем в государственных. Так, женщины с высшим образованием, работающие в крупных частных организациях, в 1,5 раза чаще высоко оценивают свою ответственность по сравнению со своими коллегами, чем сотрудницы такого же образовательного уровня в государственных организациях (40,2 % и 28,2 % соответственно). Похожие соотношения обнаруживаются в других образовательных группах. В сравнении «бюджетниц» с сотрудницами небольших частных фирм характер соотношения сохраняется, хотя различия не столь резкие. Все это говорит в пользу того, что частный сектор более привлекателен для хорошо образованных женщин-специалистов; вероятно, здесь более привлекательны условия для сосредоточения и развития качественного человеческого капитала.
Таблица 1
Уровень образования в различных возрастных группах (% от числа опрошенных)
Возрастная группа, лет Уровень образования
высшее, неполное высшее среднее специальное среднее, неполное среднее В среднем
21—25 3,5 4,2 10,3 4,3
26—30 22,6 19,5 23,0 21,5
31—35 37,2 33,1 38,9 35,9
36—40 21,3 23,5 14,3 21,5
41—45 10,9 12,5 9,5 11,4
46—50 3,6 6,2 4,0 4,6
51—55 0,8 1,0 0,0 0,8
56—60 0,1 0,0 0,0 0,1
Таблица 2
Уровень образования в организациях различных форм собственности
(% от числа опрошенных)
Тип организации Уровень образования
высшее, неполное высшее среднее специальное среднее, неполное среднее Итого
Организация государственного сектора 55,1 38,0 7,0 100,0
Крупная (более 100 чел.) частная организация 67,1 29,7 3,3 100,0
Небольшая (менее 100 чел.) частная организация 60,5 32,8 6,7 100,0
Организация смешанной формы собственности 54,1 27,0 18,9 100,0
Индивидуальный предприниматель и самозанятость 47,1 35,9 17,0 100,0
Неработающие 47,1 35,9 17,0 100,0
В то же время бюджетная сфера как место занятости весьма популярна среди женщин. В ней работают больше трети из них (34,8 %), это примерно столько же, сколько на предприятиях частной формы собственности (36,8 %, примерно поровну на крупных и небольших частных предприятиях). Одной из причин этого может быть более высокая оценка возможности успешно сочетать работу и материнство женщинами всех образовательных групп, работающих в организациях государственного сектора, по сравнению с сотрудницами частных фирм (табл. 3).
Таблица 3
Оценка успешности сочетания материнства и работы женщинами разного уровня образования в зависимости от типа организации (% от числа опрошенных)
Оценка Уровень образования
Тип организации сочетания материнства и работы высшее, неполное высшее среднее специальное среднее, неполное среднее В среднем
Успешно 26,8 37,1 39,3 31,4
Скорее
Организация успешно, чем не успешно 57,4 49,7 53,6 54,3
государственного Скорее
сектора не успешно, чем успешно 14,0 12,6 7,1 13,0
Не успешно 1,7 0,7 0,0 1,2
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Успешно 18,4 17,5 0,0 17,7
Скорее
Крупная(более успешно, чем не успешно 66,0 55,6 80,0 63,2
100 чел.) частная Скорее
организация не успешно, чем успешно 14,9 25,4 20,0 18,2
Не успешно 0,7 1,6 0,0 1,0
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Небольшая (менее Успешно 18,4 34,3 8,3 22,9
100 чел.) частная Скорее
организация успешно, чем не успешно 62,5 50,0 50,0 57,8
Скорее
не успешно, чем успешно 16,2 15,7 41,7 17,4
Не успешно 2,9 0,0 0,0 1,8
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Значимо влияние уровня образования на уровень благосостояния семьи: чем выше образование, тем лучше оценивают женщины свое материальное благополучие. Судя по этим оценкам, фактор образования начинает «работать» на уровне выхода из состояния нуждаемости и простого выживания. В группах выше этого уровня (когда семья уже может позволить себе приобретение товаров длительного пользования, а также машины и недвижимости) доля женщин с высшим образованием заметно больше (табл. 4). Тенденция прямой зависимости материального положения от уровня образования в целом была отмечена во многих исследованиях. В нашем случае это еще и косвенное подтверждение того, что женщины во многом играют определяющую роль в благополучии семьи.
Таблица 4
Материальное благосостояние семьи в различных образовательных группах (% от числа опрошенных по столбцу)
Уровень благосостояния семьи Уровень образования
высшее, неполное высшее среднее специальное среднее, неполное среднее В среднем
Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания 0,5 1,4 4,0 1,2
Денег хватает только на приобретение продуктов питания 4,5 8,4 3,2 5,7
Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды 47,7 59,5 65,3 53,5
Покупка большинства товаров длительного пользования доступна, однако для покупки машины денег недостаточно 28,0 18,7 19,4 23,9
Денег достаточно для того, чтобы купить новую машину, но купить квартиру или дачу не в состоянии 16,5 9,9 7,3 13,3
Денег достаточно, чтобы себе ни в чем не отказывать 2,8 2,1 0,8 2,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0
Уровень образования заметно дифференцирует и удовлетворенность своим положением на работе. В выигрышном положении также оказываются женщины с высшим образованием. Средний балл их удовлетворенности работой по 10-балльной шкале несколько выше, чем в других образовательных группах (7,21 против 7,13 в группе со средним специальным образованием и 6,95 — со средним). Работа чаще дает женщинам с высоким уровнем образования, по их собственному мнению, социальный статус (17,2 % против 8,2 % в группе со средним специальным и 4,2 % — средним образованием), а также экономическую независимость (соответственно 51,1 %, 46,8 % и 34,7 %). По другим характеристикам преимуществ, приносимых работой, ответы женщин разных образовательных групп сходны. Здесь следует отметить приносимый работой личностный комфорт, который одинаково ценим женщинами во всех группах (в среднем так отвечает около четверти опрошенных). В то же время женщины с высшим образованием несколько чаще думают о смене работы. Это может быть проявлением как недовольства работой, так и большей свободы действий на рынке труда в выборе нового старта трудовой карьеры.
В семейной сфере женщины с более высоким уровнем образования также кажутся более успешными. Во всяком случае положительные оценки того, как удается сочетать работу и материнство, у женщин с высшим образованием выше, чем со средним специальным и средним (соответственно 74,7 %, 69,9 % и 65,6 %). Важным дополнительным аргументом, подтверждающим успешность осуществляемой жизненной стратегии, является большая нацеленность высокообразованных женщин на то, чтобы завести еще одного ребенка. Положительно ответили на вопрос о желании иметь еще одного ребенка 40 % в этой образовательной группе, против 27 % в группе со средним специальным и 25,2 % — со средним образованием. Факт большей ориентированности на рождение еще одного ребенка у женщин с высшим образованием по сравнению с женщинами, имеющими более низкий уровень образования, отмечен и в других исследованиях [3, с. 30, 33; 5]. В то же время более высокий уровень такой готовности может быть свидетельством того, что более образованные женщины чаще откладывали рождение детей: средний уровень наличия детей у этих женщин несколько ниже (1,58 против 1,73 у женщин со средним специальным и 1,93 — со средним образованием). Иными словами, семьи с двумя и более детьми у высокообразованных женщин встречаются несколько реже, чем у женщин с более низким образовательным уровнем. Это может быть следствием большего внимания к профессиональной сфере своей жизни и «откладыванием» рождения детей.
Другим обстоятельством, поощряющим желание иметь еще одного ребенка, может служить тот факт, что у женщин с высшим образованием более стабильна семейная ситуация. Среди них выше доля состоящих в официальном браке (74,5 % против 64,4 % в группе среднего специального и 53,2 % — среднего образования), несколько меньше состоящих в гражданском браке (эта цифра особенно велика у женщин со средним образованием), незначительно меньше доля состоящих в разводе.
Удобный график, позволяющий сочетать работу с воспитанием детей, не столь значимо различает трудовую ситуацию женщин с высшим и средним специальным образованием. Уровень положительных ответов о его наличии практически одинаков (63,4 % и 62,5 % соответственно). Менее благоприятен он у женщин со средним образованием, но следует помнить о том, что в выборке среди них больше и неработающих. Судя по ответам женщин, различия в характеристиках работы (такие как гибкость графика труда, «гибкость рабочего места», т. е. возможность работать дома, и т. д.), в разных образовательных группах не столь контрастны, чтобы говорить о явных преимуществах какой-нибудь из них для совмещения работы и материнства. Так, в группах среднего специального и среднего образования выше оценивают гибкость графика труда, близкое расположение работы от дома, а в группе высшего образования —
«гибкость рабочего места», возможность взять больничный. По остальным характеристикам показатели более или менее близки.
Таким образом, вопреки распространенным стереотипам, семейное положение у более образованных женщин также более благополучное. В целом уровень образования — один из основных ресурсов, позволяющих им достигать успеха в различных областях жизни, включая семью и воспитание детей. Наращивание этого важного ресурса, помогающее развивать успешность в жизни, происходит в основном за счет дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование занимает особое место в карьере и жизни современных работников. Это важный признак глобальной тенденции «образования в течение всей жизни» в развитых обществах, а также индивидуального успеха. Уровень «обучения после обучения» среди опрошенных женщин весьма высок: 37 % ответили, что в течение последних 12 месяцев учились (на профессиональных курсах, курсах повышения квалификации и т. д., включая курсы иностранных языков и обучение на рабочем месте). Надо отметить, что, например, согласно данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья3, уровень включенности в такое образование был значительно ниже — около 5 % всего населения в 2006 г. При этом женщины гораздо чаще получали дополнительное профессиональное образование, чем мужчины: их доля в этой группе составляла 60 %. Также, согласно данным этого исследования, они чаще были работниками предприятий государственной формы собственности. Согласно же статистическим данным, если в целом в получении непрерывного образования участвовало 22,4 % всего населения России (начиная с формального образования до самообразования), то в структурах профессиональной переподготовки — только 8 % [2, с. 455]4. Данные Госкомстата дают еще более скромные цифры: повышение квалификации и профессиональная переподготовка охватывают около 1,5 млн специалистов (или около 2 % занятого населения)5. Такую активность опрошенных нами женщин можно объяснить особенностями выборки: это в основном молодые люди, живущие в столице, где больше возможностей и потребностей обучаться дополнительно.
Дополнительное профессиональное образование — часть жизненной стратегии женщины, формирующей социальное и профессиональное положение. И анализ характеристик этого положения показывает, что наиболее значимыми в получении дополнительного образования являются те, которые связаны с установками женщин на сочетание карьеры и материнства, ценностями профессиональной деятельности как важного условия достаточно высокого социального статуса. Об этом особенно ярко говорят данные о сопряженности выборов жизненной стратегии и прохождения обучения. Чем большее место занимает в жизненном выборе женщины работа и карьера, тем в большей степени она проходит дополнительное обучение. Среди тех, кто выбрал путь домохозяйки, хранительницы очага, дополнительно обучающихся 12,7 %. Среди тех, кто придерживается стратегии сочетания карьеры и материнства (а таких, как уже отмечалось, подавляющее большинство в выборке исследования), обучение проходили 38,8 %. Среди самой немногочисленной группы тех, кто делает ставку на карьеру и не забывает про
3 Российский мониторинг экономики и здоровья (РМЭЗ) проводится с 1992 г. и включает 4 тыс. домохозяйств, около 10 тыс. респондентов, из которых 4 тыс. — работающее население. Программа обследования содержит информацию о структуре домохозяйств, семейных бюджетах, жилищных условиях, видах занятости, состоянии здоровья, качестве питания и т. д.
4 Включались курсы повышения квалификации, профессиональные конференции, семинары, тренинги на регулярной основе, кратковременные профессиональные лекции, профессиональные курсы (для получения новой профессии), любительские курсы, второе высшее образование, обучение безработных, подготовительные курсы и т. д.
5 Сюда входят главным образом повышение квалификации, профессиональное переобучение, стажировка.
детей, доля обучившихся самая высокая — почти половина этой группы (49,5 %). Другая жизненная установка, значимая для получения дополнительного образования, — нацеленность на сложную ответственную и хорошо оплачиваемую работу (табл. 5).
Таблица 5
Предпочтительный тип работы у проходивших и не проходивших дополнительное профессиональное обучение (% от числа опрошенных)
Учились в течение последних 12 мес.
Предпочтительный тип работы или учитесь на профессиональных курсах, курсах повышения квалификации или любых других?
Да Нет Затруднились с ответом В среднем
Ответственная сложная работа,
но с соответствующим
материальным вознаграждением 61,8 43,9 33,3 50,4
Работа средней сложности
со средним заработком 26,9 38,7 40,0 34,4
Не стрессовая работа, с небольшой ответственностью
и небольшим вознаграждением 11,3 17,4 26,7 15,2
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0
Важность дополнительного образования для профессионального и карьерного роста очевидна для всех женщин — ее признают подавляющее большинство опрошенных. Но практикуют его прежде всего руководители высшего и среднего уровня и специалисты на должностях, требующих высшего образования (табл. 6). Любопытно, что доля женщин — первых лиц предприятий (организаций), проходивших обучение, почти такая же, как служащих, работа которых не требует высшего образования. Конечно, объяснения такого пренебрежения дополнительным обучением разные. Карьера женщины — руководителя высшего уровня — требует иных стратегий продвижения профессиональной карьеры, направленных на развитие скорее социального, чем человеческого капитала. В целом женщины, проходящие дополнительное обучение, выше оценивают себя как более ответственных работников по сравнению с окружающими коллегами, чем те, кто не проходил такого обучения (31 % и 23,3 % соответственно).
Таблица 6
Дополнительное профессиональное образование в различных профессионально-статусных группах в течение последних 12 месяцев (% к числу опрошенных по строке)
Профессиональный статус Учились в течение последних 12 мес. или учитесь на профессиональных курсах, курсах повышения квалификации или любых других?
Да Нет Затруднились с ответом Итого
Предпринимательница, владелец своего дела 34,5 65,5 0,0 100,0
Занятая ИТД 34,2 65,8 0,0 100,0
Руководитель, заместитель руководителя предприятия, фирмы 51,2 48,8 0,0 100,0
Руководитель подразделения (отдела, департамента) 53,5 45,3 1,2 100,0
Специалист (должность требует высшего образования) 49,9 49,2 0,7 100,0
Служащая (технический и обслуживающий персонал) 36,4 62,7 0,9 100,0
Рабочая специальность 23,1 76,9 0,0 100,0
Не работает, но ищет работу 28,3 69,7 2,1 100,0
Не работает и не собирается искать работу (в том числе домохозяйки) 10,9 87,5 1,6 100,0
Находится в вынужденном неоплачиваемом отпуске 15,6 81,3 3,1 100,0
Дополнительное профессиональное образование в большей степени распространено в организациях государственного сектора и смешанной формы собственности, а также крупных частных организациях. Это свидетельство того, что на таких предприятиях условия для профессионального роста сотрудниц более благоприятны. Среди тех, кто не работает, дополнительное образование достаточно популярно: им охвачена почти пятая часть опрошенных (табл. 7).
Таблица 7
Дополнительное профессиональное образование в различных профессионально-статусных группах в течение последних 12 месяцев (% от числа опрошенных по строке)
Тип предприятия Учились в течение последних 12 мес. или учитесь на профессиональных курсах, курсах повышения квалификации или любых других?
Да Нет Затруднились с ответом В целом
Организация государственного сектора 44,1 55,3 0,4 100,0
Крупная (более 100 чел.) частная организация 47,8 51,8 0,4 100,0
Небольшая (менее 100 чел.) частная организация 35,2 62,8 2,0 100,0
Организация смешанной формы собственности 44,4 52,8 2,8 100,0
Индивидуальный предприниматель и самозанятость 27,5 72,5 0,0 100,0
Не работающие 19,8 78,3 1,9 100,0
Косвенным образом статус обучающихся женщин как состоявшихся профессионалов, постоянно повышающих свой уровень, отражается на их семейном положении. В категориях разведенных и замужних доля прошедших переобучение выше (46,7 % и 36,7 % соответственно), ниже всего эта доля среди тех, кто не замужем (28,3 %). Это может говорить о том, что наличие семьи, ответственность за нее побуждает женщин наращивать свой профессионализм как один из важных ресурсов материального благополучия.
То, что дополнительное образование — часть жизненной стратегии женщин, подтверждает тот факт, что те, кто уже получал его, более чем в 2 раза чаще включают его в свои планы на ближайшие три года (56,3 % среди тех, кто уже получал его в прошедшем
году, против 23,6 % не получавших). Дополнительным фактором такого планирования может служить и то обстоятельство, что на многих предприятиях (особенно государственных, например в сфере образования, здравоохранения, а также в крупных частных компаниях) дополнительное образование стало частью профессиональной деятельности, подтверждением профессионального статуса через систему аттестаций, экзаменов и т. д.
Среди незначимых факторов получения дополнительного образования — возраст (p>0,5). Получавшие и не получавшие его практически равномерно распределены по различным возрастным группам. Наибольшую активность проявляли женщины в группе 36— 40 лет, наименьшую — в группе 41—45 лет. Другой фактор, который также не выявил своей значимости, — уровень материального благосостояния (p>0,5). Это тоже говорит в пользу того, что активность в профессиональной сфере — в основном личностная, а не социально-демографическая характеристика, определяемая скорее социальным и профессиональным опытом.
В то же время получение дополнительного образования, как правило, не означает мгновенной отдачи в аспекте профессионального роста или заработной платы. Что такое повышение имело место, отметили лишь примерно 14 % женщин по каждому рассматриваемому показателю. Это неудивительно. Общероссийские исследования также показывают незначительную эффективность дополнительного профессионального образования в этом отношении: ни материальный, ни карьерный рост дополнительное профессиональное образование, как правило, не обеспечивает. Преимуществом является в основном рост профессионализма, который дает большую уверенность на рабочем месте, подтверждает и укрепляет социальный статус. Так ответили почти половина опрошенных нами женщин (48 %). При этом пятая часть признает, что дополнительное образование никак не повлияло на их положение в организации. И лишь около 6 % использовали его как канал трудовой мобильности — нашли новое место работы.
Следовательно, образование, не только полученное в студенческие годы, но и продолжающееся в дальнейшей жизни, — это важная ценность и часть жизненных стратегий, формируемых женщинами. Оно дает им значительные преимущества, помогая в профессиональном продвижении, улучшении материального благосостояния, семейного благополучия. Структурные условия, связанные, например, с политикой предприятий разного типа собственности, играют заметную роль в поощрении этих стратегий.
Библиографический список
1. Баскакова М. Мужчины и женщины в системе образования // Вопр. образования. 2005. № 1. С. 2—29.
2. Образование в Российской Федерации, 2007 : стат. ежегодник. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 484 с.
3. Рощина Я. М., Бойков А. В. Факторы фертильности в современной России. М. : EERC, 2005. 64 с.
4. Синявская О. В., Захаров С. В., Карцева М. А. Поведение женщин на рынке труда и деторождение в современной России // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе : по материалам одного исследования : сб. аналитических статей. Вып. 1 / под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской. М. : Независимый институт социальной политики. 2007. С. 421—476.
5. Синявская О., Тындик А. От чего зависят репродуктивные намерения и репродуктивное поведение россиян // Демоскоп Weekly. 2009. № 379—380. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0379/tema05.php (дата обращения: 25.02.2010).
6. Щербакова Е. Российские женщины образованнее мужчин // Там же. 2005. № 189. URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0189/tema04.php (дата обращения: 25.02.2010).