М. Е Баскакова, ИГВ, Соболева
Проблемы труЗоВои реабилитации и профессиональной переподготовки инвалидов *
В современных условиях проблемы трудовой реабилитации и профессиональной переподготовки инвалидов труда приобретают возрастающую экономическую и социальную значимость. С одной стороны, в период сокращения численности трудоспособного населения и обострения дефицита квалифицированных кадров в стране вовлечение в сферу занятости инвалидов, обладающих значительными накоплениями человеческого капитала, является определенным резервом удовлетворения кадровых потребностей предприятий. С другой стороны, создание возможностей самореализации в сфере труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья выступает важнейшим социальным императивом цивилизо-
* Статья подготовлена на основе исследования «Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», выполненного по заданию Уполномоченного по правам человека в г. Москве в соответствии с Государственным контрактом № 21 от 27.07.2011.
ванного общества. В первом совместном докладе Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, специально посвященном проблемам инвалидов, декларируется: «Наш моральный долг — устранить барьеры на пути к участию инвалидов в жизни общества и инвестировать достаточный объем средств, знаний и опыта, чтобы раскрыть огромный потенциал людей с инвалидностью [1. С. 3].
В России насчитывается почти 500 тыс. получателей ежемесячных страховых выплат в связи с травмой на производстве или профессиональным заболеванием, многие из которых имеют инвалидный статус. В Москве на конец октября 2011 г. в Фонде социального страхования РФ (ФСС) на учете состояло 15 058 таких получателей (9796 человек частично или полностью утратили трудоспособность вследствие несчастного случая и 5215 человек — вследствие профессионального заболевания). Среди инвалидов труда преобладают лица старших возрастов. Инвалидность труда в целом более «пожилая» по сравнению с об-
Таблица 1
Распределение инвалидов труда и населения в целом по уровню образования,%
Уровень образования
Обследование инвалидов труда (25-45 лет)
Перепись 2010 г. (все население)
Высшее 22,6 23,4
Неполное высшее 4,4 4,6
СПО 46,0 31,2
НПО 6,6 5,6
Полное среднее 16,1 18,2
Основное общее 2,2 11,0
Не имеют основного общего 2,2 6,0
Источники: Анкетный опрос инвалидов труда; Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. М.: Росстат, 2010. Т. 3.
щей инвалидностью [2. С. 131—132]. Это косвенно подтверждают и данные ФСС, характеризующие возрастное распределение получателей ежемесячных страховых выплат.
Политика социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, как правило, исходит из того, что уровень их образования ниже, чем у населения «в целом», а это является одной из причин их низкой конкурентоспособности [1. С. 18—19]. Однако в нашем исследовании 1 распределение инвалидов труда по уровню образования в основном соответствует образовательному профилю населения в целом (табл. 1), что не удивительно, ведь инвалиды труда, как правило, до получения инвалидности не имели медицинских препятствий для получения образования и выбора профессии. Основное отличие — скос в сторону
1 Информационной базой исследования стали данные Федеральной службы государственной статистики, ведомственной статистики, результаты специального анкетного опроса 137 инвалидов труда в возрасте 20—45 лет, проживающих в г. Москве, интервью с экспертами.
среднего профессионального образования — объясняется риском получения производственной травмы и профессионального заболевания, поскольку им в большей степени подвергаются лица, занятые на рабочих профессиях и во вредных производствах.
Среди этой категории инвалидов минимальна доля лиц с недостаточным базовым образованием. Наличие опыта работы и, соответственно, навыков поведения на рынке труда, профессиональной адаптации, взаимоотношений с работодателями и коллегами повышает их шансы найти подходящую работу по прежней или вновь приобретенной специальности и получить отдачу на накопленный в процессе профессионального образования человеческий капитал. Объективно их потенциальные возможности для приобретения дополнительного образования, профессионального переобучения, повышения квалификации достаточно высоки.
Однако данные исследования, как и доступная на сегодняшний день официальная (прежде всего ведомственная) статистика, недвусмысленно свидетельствуют о том, что в подавля-
ющей массе инвалиды труда не только не охвачены каким-либо обучением, но и не демонстрируют стремления к продолжению образования. Из 137 опрошенных инвалидов труда на сегодняшний день учатся лишь 3 человека. Еще 24 (примерно 1/6 часть) артикулируют потребность в дополнительном образовании, в то время как более 2/3 определенно заявляют, что учиться не хотят.
Следует подчеркнуть, что пассивность инвалидов труда в вопросе получения дополнительного или нового профессионального образования связана отнюдь не с тем, что прошлых запасов образовательного капитала им вполне хватает для нормального продолжения трудовой жизни. Подавляющая часть обследованных инвалидов труда (77,4%) на сегодняшний день не работает. В качестве наиболее распространенной причины экономической неактивности инвалиды труда называют состояние здоровья (3/4 респондентов).
Можно, однако, предположить,
что слабое здоровье для многих является «фоновой» причиной, т.е. дополнительным негативным фактором, влияющим на принятие решения наряду с другими. В пользу этого свидетельствует то обстоятельство, что 60% из экономически неактивных инвалидов труда, по их собственному признанию, в принципе хотели бы работать. Почти 1/3 респондентов сформулировали две и более причины отказа от возврата к трудовой деятельности. В ряду этих причин 1-е место (13,9%) занимают материальные соображения (слишком низкая заработная плата на доступных рабочих местах, в том числе в сопоставлении с пенсией по инвалидности, которой они рискуют лишиться по выходе на рынок труда). Далее следуют соображения транспортной доступности («нет близко от дома» или «нет работы на дому»). 3-е место занимает лаконичное утверждение «инвалидов на работу не берут» (10,1%).
Большинство из экономически активных инвалидов (80,6%) продолжают работать по той же профессии
Таблица 2
Матрица профессиональной мобильности инвалидов труда, человек
Кем Вы работали до наступления инвалидности? Кем Вы работаете сейчас?
Руководителем Специалистом Служащим Высоко квалифицированным рабочим Рабочим средней квалификации Неквалифицирован- ным рабочим
Руководителем 1 - - - - -
Специалистом - 13 - - - -
Служащим - - 4 - 1 1
Высококвалифицирован- - 1 - 2 3 1 ным рабочим
Неквалифицированным - - - - - 2 рабочим
Другое - 1 1 - - -
(специальности) что и прежде, хотя примерно половина из них сменила место работы (предприятие). Данные обследования позволяют предположить, что для работающих инвалидов труда характерна в лучшем случае консервация прежнего статуса занятости, а в ряде случаев — нисходящая профессиональная мобильность (табл. 2). Карьерно вырасти в период после получения инвалидности удалось лишь одному из более 30 работающих респондентов.
На первый взгляд, получение дополнительного образования могло бы представлять привлекательную опцию для инвалидов труда. Однако в действительности их поведение остается преимущественно пассивным. Если при объяснении прекращения трудовой
деятельности многие ссылаются на состояние здоровья (хотя как уже отмечалось, эта причина довольно часто оказывается скорее сопутствующей, чем главной), основной причиной отказа от продолжения образования является убеждение, что уровень их образования достаточно высок. Почти 3/4 респондентов заявили, что «считают свой уровень образования достаточным», в то время как на состояние здоровья сослались лишь около 20%.
В то же время уровни активности инвалидов труда в сфере занятости и в сфере образования коррелируют между собой. Наибольшую склонность к продолжению образования проявляют инвалиды, которые уже работают или хотели бы выйти на рынок труда (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Распределение работающих и неработающих инвалидов по их отношению к продолжению образования, человек
Работаете ли Вы в настоящее время? Есть ли у Вас потребность в продолжении образования?
Да, и я уже учусь Да, я собираюсь пойти учиться Нет Затрудняюсь с ответом
Да 1 4 25 1
Нет 2 20 71 13
Источник: Анкетный опрос инвалидов труда.
Таблица 4
Распределение желающих и не желающих работать инвалидов по их отношению к продолжению образования, человек
Хотите ли Вы работать? Есть ли у Вас потребность в продолжении образования?
Да, и я уже учусь Да, я собираюсь пойти учиться Нет Затрудняюсь с ответом
Да 2 17 36 8
Нет - 3 29 4
Затрудняюсь с ответом - - 5 1
В значительной степени такая корреляция может объясняться психологическими установками, складом характера человека. В пользу этого говорит информация экспертных интервью. Существуют и объективные факторы, объясняющие дифференциацию инвалидов относительно работы и учебы. Главные из них — состояние здоровья, возраст и загруженность семейными обязанностями.
Если фактическая вовлеченность в сферы занятости и образования коррелирует с состоянием здоровья (среди респондентов с 1-й группой инвалидности никто не работает и не учится), то артикулируемая потребность в работе от группы инвалидности не зависит вовсе, а потребность в образовании лишь незначительно выше у инвалидов 3-й группы (табл. 5). Это может косвенно свидетельствовать
о наличии у инвалидов 2-й, и в особенности 1-й группы, не только внутренних, связанных с состоянием здоровья и психологическими установками, но и внешних барьеров на пути к получению дополнительного или нового профессионального образования и выходу на рынок труда.
Зависимость поведения от возраста вполне ожидаема: доля желающих работать или учиться максимальна среди респондентов младшей возрастной группы и снижается в каждой следующей возрастной группе (табл. 6). В то же время доля фактически работающих инвалидов в старшей возрастной группе даже слегка выше, чем в средней.
Следует отметить, что в младшей возрастной группе зафиксирован наибольший разрыв между реализованной и нереализованной потребностью в работе, а также наиболее
Таблица 5
Установки инвалидов труда в отношении работы и образования по группам инвалидности, %
I группа II группа I I I группа
Доля работающих 0,0 19,0 28,8
Доля желающих работать 57,1 56,9 63,0
Доля желающих учиться 14,3 15,9 19,7
Источник: Анкетный опрос инвалидов труда.
Таблица 6
Установки инвалидов труда в отношении работы и образования по возрастным группам, %
Возраст, лет
25-34 35-39 40-45
Доля работающих 30,6 18,8 20,3
Доля желающих работать 84,0 46,2 40,7
Доля желающих учиться 33,3 18,8 8,7
Таблица 7
Распределение инвалидов труда различных возрастов по уровню образования,%
Уровень образования Возраст, лет
25-34 35-39 40-45
Высшее 30,6 12,5 23,2
Неполное высшее 8,3 3,1 2,9
СПО 36,1 40,6 53,6
НПО 5,6 15,6 2,9
Полное среднее 13,8 18,8 15,9
Основное общее 2,8 3,1 1,4
Не имеют основного общего 2,8 6,3 0,1
Всего 100,0 100,0 100,0
Источник: Анкетный опрос инвалидов труда.
высокая нереализованная потребность в образовании. Доля желающих продолжать образование, но не реализующих эту потребность среди молодых инвалидов труда почти вчетверо выше, чем среди респондентов 40—45 лет.
Различия в артикулируемой молодыми и старшими респондентами потребности в образовании вряд ли можно объяснить различиями в уровне уже имеющегося образования: 75% инвалидов труда младших возрастов и 79,7% старших имеют по крайней мере среднее профессиональное образование (табл. 7). Менее высокий уровень
образования демонстрирует средняя возрастная группа.
Можно предположить, что серьезным фактором, снижающим артикулируемую потребность в образовании, является укорененный в массовом сознании стереотип, будто учеба — это занятие для молодежи. Среди характерных объяснений нежелания продолжить образование можно привести следующие: «в моем возрасте смешно получать образование», «по возрасту вышел», «уже поздно по возрасту».
Совершенно другие аргументы выдвигают отказывающиеся от продолжения образования молодые ин-
Таблица 8
Установки инвалидов труда в отношении работы и образования в зависимости от количества детей, %
Количество детей
Нет детей Один ребенок Двое детей Трое детей Четверо детей
Доля работающих 20,0 26,8 20,5
Доля желающих работать 60,7 68,3 56,7 25,0 33,3
Доля желающих учиться 20,0 16,1 17,9 - 0,0
валиды труда: «маленькие дети — нет времени», «сложно и учиться, и работать, и поднимать детей», «нужно заниматься больным ребенком».
Серьезным самостоятельным барьером для выхода на рынок труда и в сферу образования является наличие трех и более детей (см. табл. 8). Среди многодетных родителей-инвалидов никто не работает, не учится и не имеет намерений продолжать образование, а доля тех, кто в принципе хотел бы работать, в 2—3 раза ниже, чем при отсутствии детей или у имеющих одного - двух.
Самые высокие индикаторы как фактической, так и потенциальной активности на рынке труда показали не респонденты без детей, а имеющие одного ребенка, в то время как установочные и поведенческие про-
фили респондентов вообще без детей и имеющих двоих детей максимально приближены друг к другу. Реальный же водораздел лежит между многодетными и всеми остальными.
Проблемными для инвалидов остаются вопросы оформления профессиональной реабилитации. В соответствии с российским законодательством, в основе реабилитации инвалидов, в том числе профессиональной, лежит официальное оформление индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Анкетирование инвалидов труда показало, что такую программу оформило меньшинство опрошенных — 29,2% (причем женщины делали это существенно чаще, чем мужчины — 39% и 16,7% соответственно). Еще 30,7% респондентов считают, что в оформлении ИПР у них нет необхо-
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос: «Оформляли ли вы индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР) ?», %
Не было необходимости Да Нет Затрудняюсь с ответом
Мужчины Женщины Всего
40,0 23,4 30,7
16,7 39,0 29,2
41,7 32,5 36,5
1,6 5,1 3,6
Источник: Анкетный опрос инвалидов труда.
Таблица 10
Причины отказа от оформления ИРП, человек
Причины отказа от формления
Количество человек
Было некогда 8
Не было необходимости 15
Не знал ничего об этом, никто не говорил об этом и никто не подсказал в социальных 31 службах, куда идти
Тяжело ходить и собирать документы по всем инстанциям 1
димости, 36,5% ее еще не оформили, а 3,6% просто затруднились с ответом (см. табл. 9).
Большинство (56,4% всех ответов) не сделали этого просто потому, что ничего не знали о существовании такой программы. Им никто не подсказал, что ее нужно оформлять и где следует это делать (!). Еще 27,3% ответили, что у них не было в этом необходимости, 14,5% — что им просто было некогда это сделать. И 1,8% — что ИПР не была оформлена потому, что очень хлопотно: требуется собрать очень большое количество документов (а здоровья нет) (см. табл. 10).
Стоит также добавить, что даже те, кто оформил ИПР, могут при желании игнорировать рекомендации, записанные в ней, не неся за это никакой ответственности, (хотя законодательством для них установлена обязанность выполнения рекомендаций). В реальной жизни выполнение мероприятий, записанных в Программе, является обязательным только для соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления, а также разного рода организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Впрочем, анализ рекомендаций относительно профессионального обучения и профессиональной реабилитации, записанных в ИПР инвалидов труда, участвовавших в опросе, показал, что в большинстве случаев эти рекомендации регламентируют условия труда инвалидов, практически не касаясь вопросов профессионального обучения. Только 5 человек отметили, что в их ИПР записана рекомендация «заочного обучения» (для сравнения 8 человек ответили, что просто не помнят запись, стоящую в данном разделе ИПР, а еще 10
человек ответили «ничего особенного не отмечено», и это — самые популярные ответы).
Опрошенные в ходе исследования инвалиды труда продемонстрировали низкую экономическую активность и очень высокий уровень незаинтересованности в получении/повышении образования. В то же время уровни активности этой категории инвалидов в сфере занятости и в сфере образования коррелируют между собой. Наибольшую склонность к продолжению образования проявляют инвалиды, которые уже работают или хотели бы выйти на рынок труда.
Действующее законодательство, регламентирующее страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не стимулирует (даже скорее дестимули-рует) современных инвалидов труда к профессиональной реабилитации: расчет и порядок выплат для многих из них делает такую реабилитацию экономически нецелесообразной.
В соответствии с Федеральным Законом 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» инвалиды труда имеют возможность пройти обучение или переобучение по новой профессии за счет средств Фонда социального страхования. Однако практика показывает, что эта категория инвалидов в большей степени заинтересована получить более высокие компенсации за утраченную трудоспособность (процент утраты трудоспособности устанавливается в Бюро медико-социальной экспертизы), чем переучиваться и приобретать новую профессию, по которой они будут иметь полную профессиональную трудоспособность (что ведет к снижению потребности
в компенсации). Ведь, если заработок по прежней работе был достаточно высок, а работа по новой профессии оплачивается ниже, то размер компенсации «перекрывает» заработную плату по новой работе. Это делает переобучение мало востребованным у многих инвалидов труда.
Для повышения заинтересованности инвалидов труда в возвращении
в сферу занятости и, соответственно, в приобретении и обновлении профессионального образования (второе теряет смысл без первого) необходимо прежде всего максимально нейтрализовать антистимулы, возникающие из-за существующей сегодня увязки системы материальных компенсаций с фактом незанятости и отсутствия трудовых доходов.
Литература
1. Всемирный доклад об инвалидности. ВОЗ, Всемирный Банк, 2011.
2. Баскаков В.Н., Андреева О.С., Баскако-
ва М.Е. и др. Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы. М.: Академия, 2001.