УдК 316. 3 ББК 60. 542
Татьяна Николаевна Бояк,
доктор социологических наук, доцент, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1) e-mail: boyakvsgaki@mail. ru
Образование в ценностях современной российской молодёжи
В научной статье на основе анализа научных публикаций, статистических данных, а также исследований, проведённых автором, освещаются вопросы, связанные с ролью образования в современных социальных условиях. Отмечается рост потребности современной российской молодёжи в самореализации через трудовую, профессиональную деятельность, повышение значимости образования в системе её ценностей, реализации жизненных планов. Вместе с тем указывается сложность процесса формирования профессиональных ориентаций молодёжи в современных условиях, усложнение потребности человека в получении образования. Подчёркивается значимость и ответственность высших учебных заведений в решении задач, связанных с социализацией, формированием высокого уровня профессиональной, нравственной, гражданско-правовой культуры студентов. В статье отмечается, что успех решения этих задач во многом зависит от профессионализма, личностных качеств преподавателя вуза, его ориентированности на лучшие ценности российской интеллигенции.
Освещается содержание деятельности современных вузов по формированию компетенций у студентов, обеспечивающих конкурентоспособность, успешность профессиональной и личностной самореализации. Отмечается важность того, чтобы потребности современной молодёжи в получении образования, самореализации в трудовой деятельности были востребованы обществом, поскольку от этого зависит динамика социального развития.
Ключевые слова: российская молодёжь, студенты, образование, ценности, высшие учебные заведения.
Tatiana Nikolaevna Boyak,
Doctor of Sociology, Associate Professor, East Siberian State Academy of Culture and Arts (1 Tereshkov St., Ulan-Ude, Russia, 670031) e-mail: boyakvsgaki@mail.ru
Education in the Values of Modern Russian Youth
The issues of education role in modern social conditions are considered in the given article on the basis of scientific publications and statistics analysis as well as research carried out by the author. An increase in demand for self-realization through work, professional activities, and growth of education importance in the values system and in achieving the life goals is observed among the Russian youth. However, the author stresses that a process of finding life vocations and getting education in modern conditions is becoming more complicated. The role and responsibility of institutes of higher education in meeting the tasks connected with socialization, formation of high professional, moral, civic and legal culture of students is underlined. The article notes that solution of these problems depends to a large extent on professional and personal qualities of a teacher, his/her orientation to the values of the Russian intelligentsia.
Activities of higher education institutes in forming students' competences aimed at competitiveness, successful career and personal life are described. The author emphasizes that society should meet the demands of modern youth for education, self-expression in career as dynamics of social development depends largely on this issue.
Keywords: Russian youth, students, education, values, institutes of higher education.
14
© Т. Н. Бояк,, 2014
Условия современной российской действительности, характеризующиеся развитием системы рыночных отношений, актуализацией ценностей гражданского общества, свободы усилили установки молодёжи на самореализацию в социуме, в сфере профессионально-деловых отношений. В тоже время в ориентациях современной российской молодёжи высокую значимость сохраняют общечеловеческие, духовно-нравственные ценности. Так, результаты социологического опроса, проведённого автором в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодёжи Бурятии и Забайкальского края (Читинской области), свидетельствуют о том, что личностная самореализация для данной группы является одной из наиболее значимых смысложизненных ценностей - 63,9 % [1, с. 204]. Идеалом для большинства опрошенных молодых людей выступает человек, который: «реализовал себя в семейной и профессиональной сфере», «имеет высокий уровень нравственной культуры, интеллигентный, образованный, интересный для других». Ориентация на данный идеал оказывает влияние на процесс формирования системы ценностей рассматриваемой социально-демографической группы. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в числе смысложизненных ориентиров у большинства опрошенной русской сельской молодёжи «очень важными» являются: хорошая семья - 85,7 %, доброе имя - 76,9 %, любовь - 73,4 %, хорошее образование -73,2 %, дружба - 72 %, реализация в профессиональной сфере - 69,1 %, устроенный быт, финансовое благополучие - 66,1 %, независимость - 63,2 %, гармония с самим собой, душевное равновесие - 53,7 % [1, с. 204]. Значимыми моральными качествами для опрошенной нами молодёжи также являются: уважение к родителям, старшим поколениям - 75,8 %, трудолюбие - 74,5 %, честность, справедливость - 70,7 %, стремление к знаниям - 67,1 %, доброта, милосердие - 69,7 %, умение постоять за себя (не дать себя в обиду) - 67,8 %, порядочность -64,9 %, ответственность - 64,2 %, бережливость к деньгам и вещам - 60,9 %, хорошие манеры - 58 %, умение открыто высказывать своё мнение - 54,2 %, терпимость, стремление понять другого - 53 %, предприимчивость - 45 % и др. [1, с. 212-213].
В научных публикациях, связанных с темой молодёжи, отмечается, что «в Рос-
сии сформировался новый тип личности молодого человека. Он сочетает в себе свойства интеллигентного человека, ориентированного на нравственные ценности, с деловой, предпринимательской культурой» [10, с. 61].
Суждения современной молодёжи свидетельствуют о том, что она достаточно чётко осознает необходимость приложения собственных усилий для достижения жизненного успеха. На вопрос: «От чего, по Вашему, зависят успехи человека?» большинство опрошенной нами русской сельской молодежи ответили: «целеустремлённости» - 64,6 %. Незначительно число тех, кто рассчитывает на помощь влиятельных людей - 24,5 %, или удачные стечения обстоятельств - 17,3 % [1, с. 225].
Рост потребности молодёжи в личностной самореализации - общая тенденция, характерная как для сельской, так и городской молодёжи. Она свидетельствует о процессе увеличении в обществе доли социально-активных молодых людей. Создание семьи, безусловно, является важным для современной молодёжи. Однако убеждённость молодого поколения в том, что в решении жизненных вопросов необходимо рассчитывать, прежде всего, на свои силы - 80 %, опираясь на разум - 57,8 % [1, с. 172-226], определяет понимание того, что прочность семьи во многом зависит от материального благополучия, наличия работы, успешности в профессиональной реализации. Поэтому в жизненных планах, представлениях молодёжи об успехе, значимое место занимают ценности, связанные с трудовой, профессиональной деятельностью.
Одним из необходимых условий восходящей вертикальной мобильности, успешной реализации профессиональных планов современного человека является образование. Всё больше молодых людей начинают осознавать зависимость карьеры от образования. Так, в жизненных планах большинства опрошенных нами сельских школьников, обучающихся в старших классах, получение хорошего образования имеет важное значение, только 4 % не испытывают потребность в нём [1, с. 221]. Результаты многих социологических исследований, а также статистические данные свидетельствуют о тенденции усиления потребности современных россиян в получении высшего образования. Например, анкетирование, проведённое фондом «Об-
щественное мнение», показало, что для 88 % от числа опрошенных представителей российских семей высшее образование является значимой ценностью. Только 10 % считают, что «в наше время не важно иметь высшее образование [8, с. 188-189]. Статистические данные позволяют заметить, что численность студентов высших учебных заведений в Бурятии, по состоянию на начало 2010-2011 учебного года возросла, в сравнении с показателем начала 19901991 учебного года, в 2,3 раза [6, с. 79].
Повышение внимания к проблемам науки и образования со стороны учёных, общественности, государственной власти, принятие стратегически важных документов (например, указ Президента России от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»), расширение возможностей для молодежи в получении образования, реализации научной деятельности обусловили повышение интереса данной группы и к науке, что нашло отражение в тенденции увеличения численности аспирантов, докторантов молодёжного возраста. Статистические данные свидетельствуют о том, что, например, в Бурятии 2010 г. численность аспирантов в возрасте до 30 лет, по сравнению с показателем 1995 г., увеличилась в 6,2 раза [6, с. 85].
Процессы развития социума закономерно определяют тенденцию не только повышения значимости ценности образования, но и усложнения содержания потребности человека в получении образования. Представление о том, что образование выступает важным условием конкурентоспособности личности на рынке труда, в значительной степени расширяет границы, содержательную основу потребности в образовании. Об этом свидетельствует следующее:
- увеличивается доля населения с высшем образованием в обществе;
- увеличивается доля тех, кто ориентирован на получение профессионального образования по двум и более специальностям, а также тех, кто ориентирован на получение новых или дополнительных знаний, навыков, которые могут быть полезными и необходимыми в профессиональной деятельности (изучение иностранного языка, приобретение навыков вождения автомобиля, повышение профессиональной квалификации, прохождение профессиональной переподготовки);
- усиливается международная мобильность современной молодёжи (получение за рубежом профессионального образования, повышение квалификации, прохождение стажировок, производственных практик, разработка и реализация международных проектов, участие в программах по обмену профессиональным опытом); и др.
Формирование профессиональных ориентаций молодёжи в современных условиях - процесс сложный, противоречивый, определяющийся множеством факторов. Повышение значимости в современном обществе прагматических ценностей (по данным социологического опроса молодежи Бурятии, только 13,5 % респондентов ответили, что современный молодой человек не должен обладать прагматизмом [14, с. 123]), во многом обусловило то, что для молодёжи выбор профессии стал определяться не только содержанием профессионального труда, интересом к нему, но и расчётом на успешную карьеру, хорошую заработную плату, материальную выгоду, получаемую от этого труда. Поскольку ценность профессионального труда стала определяться для части молодёжи не его социальной, а материально-статусной значимостью, то профессии, не приносящие высоких доходов, стали для этой молодёжи терять привлекательность, актуальность. Это определило количественные изменения в профессиональных группах. Например, с одной стороны, меньше стало инженеров, с другой стороны, резко возросло количество юристов, экономистов. Однако подчас, руководствуясь расчётом на хорошую оплату труда, молодые люди осуществляют выбор будущей профессии вопреки своим потребностям, интересам, способностям. Это, в свою очередь, негативно отражается на социально-психологическом самочувствии молодого человека, результативности, успешности процесса профессионального становления во время обучения в учебном заведении и профессиональной реализации после окончания учебного заведения. Кроме того, не всегда расчёт на успешное трудоустройство с желаемым объёмом прибыли от профессиональной деятельности оправдывается в последующем, поскольку «выбор осуществляется под воздействием стереотипов ориентации на «рыночные профессии» без учёта реального положения на рынке труда, потребностей в этих кадрах» [5, с. 280].
В связи с этим в современных условиях со стороны государства, институтов и агентов социализации необходимы действия по повышению престижа, значимости труда как социальной ценности.
Решение высшими учебными заведениями задачи удовлетворения возросшей потребности личности в получении качественного образования направлено на формирование социального, духовного, интеллектуального капитала общества. Образовательный уровень современного молодого поколения во многом определяет «качество» общества в будущем. Это подчёркивает высокую значимость высших учебных заведений для общества, государства. Можно привести много фактов, подтверждающих зависимость духовно-нравственных убеждений личности, социальных групп от уровня образования. Например, результаты социологического исследования, проведённого автором среди русской сельской молодёжи Бурятии и Забайкальского края (2005-2006 гг.), позволяют заметить, что чем выше уровень образования личности, тем глубже её духовно-нравственные убеждения, сильнее потребность в нравственном совершенствовании. Так, молодёжь, имеющая высшее образование, больше, в сравнении с молодёжью, имеющей среднее общее образование, ценит в людях такие качества, как: трудолюбие - 77,3 % и 64,9 % соответственно, доброту - 69,3 % и 53,5 % соответственно, порядочность - 56 % и 47,5 % соответственно. В её смысложизненных ценностях более важное значение имеют: создание семьи - 92 % и 85,4 % соответственно, возможность быть высоконравственным, интеллигентным человеком -74,7 % и 56,6 % соответственно, личностная самореализация - 77,3 % и 62,7 % соответственно. Результаты исследования позволяют заметить и зависимость уровня моральной регуляции от уровня образования личности: чем выше уровень образования, тем более выражена ориентация на собственные убеждения в поведении, нравственном выборе. Так, молодые люди, имеющие высшее образование, в большей степени, в сравнении с теми, кто имеет среднее общее образование, руководствуются в своем поведении разумом - 81,3 % и 48,6 % соответственно, совестью - 56 % и 43,2 % соответственно [1, с. 221-228]. Высшие учебные заведения в современных ус-
ловиях выступают одним из важных институтов социализации личности. В процессе реализации учебно-воспитательной работы вуз не только формирует профессиональные компетенции, но и способствует развитию системы ценностей студента, защищает процесс его социализации от возможного воздействия неблагоприятных факторов, которые имеются в любом обществе.
Высокая социальная значимость ценности образования, а также усложнение потребности современного человека в получении образования, определяют высокий уровень ответственности института образования в целом и вузов, в частности.
В числе главных задач современного вуза - подготовка конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высоким уровнем личностной, нравственной, гражданско-правовой культуры.
В научных публикациях отмечается, что «конкурентоспособная личность нового века - это личность, для которой характерно стремление к высокому качеству и эффективности своей деятельности, умеющая ставить цели и решать задачи в условиях ограниченных ресурсов для их выполнения, способная завоевать единомышленников и мотивировать других людей... Сегодня необходимо обучать людей не только какой-то конкретной профессии, но и вооружить их психологией лидерства, способностью самостоятельно добывать необходимую информацию и непрерывно обучаться и переобучаться, умением ставить и достигать поставленных целей» [9, с. 34-35]. Требования, предъявляемые к выпускникам современных вузов, включают не только фундаментальность знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к непрерывному самообразованию [13, с. 91]. Исследование темы «Социальное партнерство вуза», опросы работодателей и выпускников Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств позволяют заметить, что при трудоустройстве выпускника вуза современный работодатель обращает внимание, прежде всего, на его профессиональную мобильность и такие профессиональные компетенции как: умение применять знания на практике, критически и творчески мыслить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, предотвращать конфликтные ситуации; владение современ-
ными технологиями профессиональной деятельности; профессиональная ответственность, инициативность, самостоятельность, коммуникабельность. Развитие умений общаться, формирование коммуникабельности, «языковой личности» [2, с. 103] в современных условиях, безусловно, является одной из важных задач современного образования. От успешности решения данной задачи во многом зависит уровень толерантности в обществе, характер межэтнических, межличностных, профессиональных отношений, уровень социально-психологической стабильности в обществе. Поэтому в научных публикациях отмечается необходимость активного гуманитарного обновления образования, «реэтизации универсальных человеческих ценностей» [2, с. 106].
Российскими современными вузами сегодня осуществляется трудоёмкая работа по формированию конкурентоспособных кадров, личности XXI века, осуществляется подготовка и выпуск кадров по различным специальностям, направлениям, актуальным в современных условиях, внедряются технологии, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие лидерского, личностного, профессионального, творческого, научного потенциала студентов и преподавателей (проводятся исследования, творческие, научные мероприятия), осуществляется взаимодействие вуза с работодателями в контексте обсуждения и решения проблем подготовки кадров, выстраивания эффективных моделей сотрудничества, формируются конкурентоспособные портфолио студентов и выпускников; развивается непрерывная система образования; осуществляется международное сотрудничество в вопросах профессиональной подготовки кадров, студенческого обмена и обмена профессиональным, научным опытом преподавателей, поскольку «академическая мобильность является одним из инструментов повышения качества образования» [4, с. 112] и показателем эффективности деятельности вуза; внедряются дистанционные технологии обучения; проводятся мониторинги качества учебно-воспитательного процесса, трудоустройства выпускников; осуществляется систематическая работа по внедрению и совершенствованию технологий подготовки кадров, обеспечивающих гибкость, индивидуально ориентированную и практико ориентированную
организацию учебно-воспитательного процесса; реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, воспитание личности студента. Организация эффективного воспитательного процесса в вузе является сегодня очень важной задачей, поскольку молодёжь - социально-демографическая группа, которая в силу социально-психологических особенностей, обусловленных возрастом, подвергается особому риску попасть под негативное влияние социума. Тем более, что в обществе, как отмечается в научных публикациях, «относительными становятся границы между нормальной гражданской жизнью и образцами, ценностями, нормами криминальной субкультуры, которые сегодня широко распространяются» [7, с. 11]. В связи с этим учреждения образования всех уровней сегодня нуждаются в углублении воспитательного процесса, в контексте формирования нравственной, гражданско-правовой культуры молодого поколения. Результативность воспитательного процесса в этом направлении прямо зависит от личности преподавателя как агента социализации молодёжи. «Воспитание возможно, если у самого педагога сложилась собственная педагогическая идеология, если он воодушевлён определёнными ценностями, пониманием смысла жизни» [3, с. 31]. Формирование преподавателя -профессионала, ориентирующегося в своей деятельности на лучшие ценности российской интеллигенции - служение (обществу, человеку, государству), патриотизм, преданность делу, ответственность, чувство долга, любовь, милосердие и др. - важнейшая задача в подготовке научно-педагогических кадров.
Поскольку семья является первичным агентом социализации личности, и родители студента часто оказывают содействие в получении образования, влияют на выбор профессии, места работы и др., то мы разделяем мнение о том, что вузам в организации воспитательной среды важно использовать и ресурсный потенциал родительской семьи [11, с. 72-77].
От успеха решения актуальных задач современным вузом во многом зависит его имидж, выступающий условием конкурентоспособности образовательного учреждения [12, с. 121]. Поэтому формирование положительного имиджа и его составляющих характеристик выступает одной из задач
современного вуза, ориентированного на повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности.
Современные студенты обладают рациональным мышлением, стремлением к самореализации. Молодое поколение оптимистично смотрит в будущее. Только 8,5 % от числа опрошенной нами сельской молодёжи признают себя пессимистами -считают, что «ничего хорошего в их жизни не будет» [1, с. 172]. Преобладание в обществе оптимистически настроенных молодых
людей, стремящихся к самореализации -важный фактор и показатель прогрессивного развития общества. Однако необходимо, чтобы возросшие потребности современной молодёжи в получении образования, самореализации, её готовность к активному участию в трудовой деятельности, мобильность были востребованы обществом. От характера использования обществом потенциала квалифицированных кадров прямо зависит динамика социального развития, уровень благосостояния людей.
Список литературы
1. Бояк Т. Н. Русская сельская молодёжь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. 478 с.
2. Валеева Е. В. Гуманитарное образование в контексте современной культуры // Обсерватория культуры. 2013. № 3. С. 102-106.
3. Голованова Н. Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 29-34.
4. Девятова И. Е. Академическая мобильность студентов: уровень вуза // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 112-116.
5. Марар О. И. Влияние социально-экономической и культурной среды на выбор специальности молодёжью: региональный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 279-285.
6. Образование и культура в Республике Бурятия: сб. статей. № 05-02-11. Бурятстат. Улан-Удэ, 2011.143 с.
7. Орлова З. А. Социокультурная ситуация в России: социально-стратификационный анализ // Обсерватория культуры. 2013. № 3.С. 4-16.
8. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г, Шмерлина И. А. Ценность высшего образования. Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. Опрос фонда «Общественное мнение» // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 187-207.
9. Ратнер С. В. Скорикова А. С. Вопросы повышения качества образовательного процесса в вузе // Инновации в образовании. 2011. № 9. С. 34-46.
10. Стегний В. Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 57-63.
11. Филоненко В. И., Лепин А. П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 71-77.
12. Фролова О. В. Имидж как условие конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 121-126.
13 Шестакова Д. В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 91-95.
14. Этнонациональные ценности и социализация молодёжи Бурятии. М.; Улан-Удэ, 2000.135 с.
References
1. Boyak T. N. Russkaya sel'skaya molodezh': transformatsiya dukhovno-nravstvennykh tsennostei (na materialakh Respubliki Buryatiya i Chitinskoi oblasti). Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2007. 478 s.
2. Valeeva E. V. Gumanitarnoe obrazovanie v kontekste sovremennoi kul'tury // Observatoriya kul'tury. 2013. № 3. S. 102-106.
3. Golovanova N. F. Problema vospitaniya studentov v kontekste modernizatsii vysshego obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 7. S. 29-34.
4. Devyatova I. E. Akademicheskaya mobil'nost' studentov: uroven' vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 6. S. 112-116.
5. Marar O. I. Vliyanie sotsial'no-ekonomicheskoi i kul'turnoi sredy na vybor spetsial'nosti molodezh'yu: regional'nyi aspekt // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2010. № 6. S. 279-285.
6. Obrazovanie i kul'tura v Respublike Buryatiya: sb. statei. № 05-02-11. Buryatstat. Ulan-Ude, 2011.143 s.
7. Orlova Z. A. Sotsiokul'turnaya situatsiya v Rossii: sotsial'no-stratifikatsionnyi analiz // Observatoriya kul'tury. 2013. № 3.S. 4-16.
8. Petrenko E. S., Galitskaya E. G., Shmerlina I. A. Tsennost' vysshego obrazovaniya. Mneniya predstavitelei semei, v kotorykh est' deti, o vazhnosti vysshego obrazovaniya. Opros fonda «Obshchestvennoe mnenie» // Voprosy obrazovaniya. 2010. № 2. S. 187-207.
9. Ratner S. V. Skorikova A. S. Voprosy povysheniya kachestva obrazovatel'nogo protsessa v vuze // Innovatsii v obrazovanii. 2011. № 9. S. 34-46.
10. Stegnii V. N., Kurbatova L. N. Sotsial'nyi portret sovremennogo studenchestva // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 2. S. 57-63.
11. Filonenko V. I., Lepin A. P. Sem'ya kak osnovnoi agent bazovoi sotsializatsii studentov vuzov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. № 6. S. 71-77.
12. Frolova O. V. Imidzh kak uslovie konkurentosposobnosti vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 6. S. 121-126.
13. Shestakova D. V. Konkurentosposobnoe portfolio kak uslovie uspeshnogo trudoustroistva // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 6. S. 91-95.
14. Etnonatsional'nye tsennosti i sotsializatsiya molodezhi Buryatii. M.; Ulan-Ude, 2000.135s.
Статья поступила в редакцию 14.04.2014