С. А. Гончаров,
проректор по учебной работе
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
17-19 сентября 2009 г. в Ханты-Мансийске состоялся международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития. Его организаторами стали Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Важно отметить, что этот конгресс проводился в рамках десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005-1014 гг.). Напомню, что весной 2009 г. в Бонне (Германия) состоялась Всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития, результатом которой стала Боннская декларация. В ней говорится о необходимости мобилизации основных функций университетов — обучения, исследовательской и общественной деятельности — для укрепления знаний в области образования в интересах устойчивого развития. Аналогичные вопросы были также в центре внимания на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, Франция, 6-8 июля 2009 г.). Все эти темы стали основой дискуссии на конгрессе в Ханты-Мансийске.
В ходе конгресса прошли два пленарных заседания и круглые столы по различным направлениям: экология, образование и социальная сфера. Состоялся обмен мнениями по вопросу вклада кафедр ЮНЕСКО в Десятилетие образования в интересах устойчивого развития ООН, были обсуждены принципы и направления координационной деятельности кафедр ЮНЕСКО с использова-
нием потенциала мирового академического сообщества, создание сетей кафедр ЮНЕСКО, принята совместная Декларация.
Мне как члену Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ было поручено провести заседание круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития современного общества», выступить с концептуальным докладом, совместно с участниками заседания разработать и принять итоговый документ с предложениями для Декларации международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития.
В работе круглого стола приняли участие представители Международного Бюро просвещения ЮНЕСКО, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Комиссии по делам ЮНЕСКО РФ, руководители кафедр ЮНЕСКО различных университетов Бразилии, Кувейта, Монголии, Пакистана, Республики Молдова, России, Шри Ланки, представители Министерств образования и кафедр ЮНЕСКО стран СНГ, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
В ходе заседания основное внимание было сосредоточено на обсуждении следующих тем:
— Достижение целей программ ООН и ЮНЕСКО в контексте развития национальных и региональных систем образования.
— Глобальный кризис и концепция устойчивого развития: роль и место кафедр ЮНЕСКО в мировых процессах развития образования.
— Глобальные вызовы развитию национальных и региональных систем образова-
ния для обеспечения устойчивого развития общества.
— Консолидация деятельности кафедр ЮНЕСКО в реализации движения «Образование для всех» как направление образовательной политики стран по достижению целей Десятилетия ООН по устойчивому развитию.
— Деятельность кафедр ЮНЕСКО как источник инновационного обновления образования и совершенствования образовательной политики.
— Сотрудничество кафедр ЮНЕСКО для вовлечения социальных институтов, общественных организаций и субъектов гражданского общества в осуществление стратегических направлений устойчивого развития.
— Потенциал сетевого взаимодействия кафедр ЮНЕСКО в области образования для обеспечения устойчивого развития.
— Проблемы устойчивого развития в контексте взаимодействия культур.
— Проблемы соотнесения культурнообразовательных традиций, социально-
экономического развития и экологии окружающей среды в сетевом взаимодействии кафедр ЮНЕСКО на базе межсекторальных платформ.
— Качество образования в интересах устойчивого развития в контексте развития кафедрами ЮНЕСКО трансграничного образования.
— Современная школа: разнообразие национальных моделей в интересах устойчивого развития.
— Педагогические ресурсы кафедр ЮНЕСКО в подготовке педагогов нового типа для разных уровней образования в целях устойчивого развития.
— Деятельность кафедр ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования в условиях глобальных, региональных и национальных вызовов социальной инклюзии.
В результате состоявшейся дискуссии нами было отмечено, что постановка проблемы, вынесенная в название круглого стола, обращает внимание на возрастание роли гуманитарной миссии институтов об-
разования и кафедр ЮНЕСКО в реализации стратегий устойчивого развития в контексте драматических изменений в современном мире: глобальный экономический кризис на фоне демографического роста населения, урбанизации, миграции, экологических проблем. В этой связи достижение целей Десятилетия ООН по устойчивому развитию, реализация программы ЮНЕСКО «Образование для всех», программных документов международных форумов ЮНЕСКО по проблемам инклюзивного образования (Женева, ноябрь 2009), по проблемам высшего образования (Париж, июль 2009) должно стать основой международной и национальной политики, направленной на гармонизацию взаимоотношений человека, общества и природы.
Деятельность кафедр ЮНЕСКО по проблемам образования мы рассматриваем как ответ на вызовы времени и смену парадигм общественного развития. Изменение роли личности и функций образовательных институтов в условиях перехода мира в эпоху новых технологий, политической и экономической организации должно быть ориентировано на установление баланса между процессами глобализации и приоритетами национального развития. В связи с этим необходимо готовить педагогов нового поколения и вести переподготовку учителей, преподавателей вузов, социальных работников, тьюторов, экспертов в области образования, способных работать в условиях переходного периода. При этом необходимо учитывать национальные особенности деятельности кафедр ЮНЕСКО в структуре университетов, чтобы решать проблемы интеграции и консолидации усилий ученых, педагогов, государственных и гражданских институтов в формировании национальной образовательной политики как действенного инструмента утверждения общечеловеческих ценностей, инструмента формирования духовно стойкой личности и здорового нравственного климата общества. В этом процессе особую значимость приобретают перспективы сетевого сотрудничества и взаимодействия кафедр ЮНЕСКО по про-
блемам образования в решении антикризисных задач общественного развития, налаживании межкультурного диалога, проведении междисциплинарных исследований и гуманитарной экспертизы роли образования в устойчивом развитии на национальном, региональном и международном уровнях.
В выступлениях участников заседания подчеркивалось, что кафедры ЮНЕСКО по вопросам образования включают в свои программы задачи междисциплинарных исследований, отражающие взаимосвязь культурно-образовательных традиций, социально-экономического развития и экологии окружающей среды в целях устойчивого развития, подготовку специалистов нового типа для работы в условиях кризиса, разработку и внедрение гуманитарных и информационно-коммуникативных технологий развития сетевого сотрудничества в целях устойчивого развития.
Расширение сотрудничества кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования позволит обеспечить внедрение новых механизмов сетевого взаимодействия разных стран, создание и реализацию совместных долгосрочных программ действия на базе межсекторальных платформ, распространение положительного опыта реализации инновационных технологий в сфере образования
и воспитания как условия устойчивого развития.
Участники заседания круглого стола согласились с тем, что обсуждение содержания деятельности кафедр ЮНЕСКО должно содействовать инновационному развитию образования в рамках целевых ориентиров конгресса, потенциала сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО для интеграции их деятельности, что позволит представителям кафедр в дальнейшем представить лучшие практики в области обновления образования для устойчивого развития, обозначить национальные и региональные проблемы развития образования в целях устойчивого развития общества, предложить пути влияния кафедр ЮНЕСКО на совершенствование политики в области образования для устойчивого развития.
Результатом заседания стало принятие итогового документа, ряд положений которого (ответственность образования за формирование нравственного климата общества, проведение всемирного года учителя и др.) вошел в текст декларации конгресса. Кроме того, было принято решение об организации сети кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития («Сетевое взаимодействие кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития») на базе Герценовского университета.
Итоговый документ заседания круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития современного общества»
18 сентября 2009 г. состоялось заседание круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития современного общества» в рамках Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по устойчивому развитию.
Участники круглого стола отметили значительный вклад кафедр ЮНЕСКО в формирование образовательной политики на национальном и региональном уровнях для достижения целей Десятилетия ООН ОУР. Проведение Конгресса кафедр ЮНЕСКО по устойчивому развитию подтвердило, что в ситуации глобализации, экспансии идеологии общества потребления, усиления миграционных потоков и обострения проблем социальной инклюзии именно образованию как действенному инструменту утверждения общечеловеческих ценностей, инструменту формирования духовно стойкой личности и здорового
нравственного климата общества должна принадлежать одна из важнейших ролей в разработке долгосрочной программы устойчивого развития общества.
Изучение влияния глобальных, региональных и национальных вызовов на развитие системы образования свидетельствует о возрастании роли гуманитарной миссии институтов образования и сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования в реализации концепций устойчивого развития общества на долгосрочную перспективу.
Кафедры ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развития включают в свои программы задачи междисциплинарных исследований, взаимосвязь культурно-образовательных традиций, социально-экономического развития и экологии окружающей среды в целях устойчивого развития, подготовку специалистов нового типа, отвечающих вызовам времени, для работы в условиях кризиса, разработку и внедрение гуманитарных и информационно-коммуникативных технологий развития сетевого сотрудничества в целях устойчивого развития.
Расширение сотрудничества кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования для устойчивого развития позволяет обеспечить внедрение новых механизмов сетевого взаимодействия разных стран, создание и реализацию совместных долгосрочных программ действий и сообществ практики на базе межсекторальных платформ, распространение положительного опыта реализации инновационных технологий в сфере образования как условий устойчивого развития.
На основании обсуждения докладов и сообщений участниками круглого стола приняты следующие решения:
просить ЮНЕСКО
— инициировать объявление 2012 года «Годом учителя» и спланировать проведение мероприятий на основе опыта празднования 5 октября «Дня учителя» как памятной даты ЮНЕСКО, а также опыта проведения 2010 года как «Года учителя» России;
рекомендовать кафедрам ЮНЕСКО:
— активнее использовать творческий потенциал ученых, преподавателей вузов и педагогов-практиков в сетевом взаимодействии кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развития как института гражданского общества в разработке духовно-ценностных ориентиров образовательной политики для устойчивого развития на национальном и региональном уровнях. Провести комплекс исследований, обеспечивающих дальнейшую междисциплинарную гуманитарную экспертизу роли ценностных аспектов образования в формировании духовно стойкой и культурно развитой личности как условия устойчивого развития общества;
— разработать и реализовать образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации работников образования разных уровней и работников системы социальной помощи населению в области инклюзивного образования и тьюторского сопровождения различных категорий населения в условиях поликультурного общества;
— стимулировать деятельность различных субъектов гражданского общества по разработке программ, направленных на развитие социально-педагогической и психологической поддержки семьи как института социализации и формирования гражданской идентичности личности;
— развивать партнерские связи для укрепления взаимодействия и сотрудничества кафедр ЮНЕСКО в целях устойчивого развития через совмест-
ные программы, обмен профессорско-преподавательским составом и организацию студенческой мобильности;
— оказывать поддержку в сохранении национальных языков и культур малочисленных народов, в развитии культурно-образовательных традиций в условиях глобализации путем сотрудничества с государственными структурами и организации центров гуманитарной экспертизы роли образования в устойчивом развитии в рамках сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО;
— стимулировать проведение в университетах междисциплинарных исследований и оказывать помощь профессорско-преподавательскому составу университетов в развитии методов таких исследований в целях определения качественных, доступных для всех способов образования для устойчивого развития;
— содействовать внедрению информационно-коммуникативных технологий в сфере образования для устойчивого развития путем создания условий для совершенствования и модернизации собственных ресурсов и налаживания сотрудничества между кафедрами ЮНЕСКО на базе межсекторальных платформ.
Для реализации данных рекомендаций участники заседания ходатайствуют перед ЮНЕСКО о поддержке проекта кафедр ЮНЕСКО, инициированного Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, по определению механизмов сетевого взаимодействия кафедр, объединенных по региональному принципу, в интересах устойчивого развития.
Участники заседания выразили благодарность организаторам международного конгресса за предоставленную возможность принять участие в диалоге кафедр ЮНЕСКО по проблемам образования в интересах устойчивого развития и подчеркнули, что рассматривают конгресс в Ханты-Мансийске как важный шаг международного сообщества навстречу радикальному решению проблем устойчивого развития, способного стать широкой дорогой в будущее нашей цивилизации.