Научная статья на тему 'О сотрудничестве с ЮНЕСКО'

О сотрудничестве с ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / СОТРУДНИЧЕСТВО С ЮНЕСКО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балясникова Л. А.

В условиях начавшейся глобальной реструктуризации высшего образования (и педагогических вузов, в частности) стратегическое планирование работы университета, в котором международная деятельность органично входит в каждый раздел программы развития университета, приобретает особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сотрудничестве с ЮНЕСКО»

Л. А. Балясникова,

профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе»

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ЮНЕСКО

В условиях начавшейся глобальной реструктуризации высшего образования (и педагогических вузов, в частности) стратегическое планирование работы университета, в котором международная деятельность органично входит в каждый раздел программы развития университета, приобретает особое значение.

Представляется, что результативная международная деятельность отдельных структурных подразделений университета по конкретным договорам и проектам носит в целом тактический характер, поскольку предполагает такую организацию учебного или исследовательского процесса, которая основывается на ближайших событиях и данных современности и относится к ближайшему периоду академического развития. Стратегия же предполагает другое, а именно такое управление процессами, в основе которого лежит прогнози-

рование и его оценки. Они не могут быть абсолютно точными, но стратегически они формируют задачи сравнительно далекие, которые нельзя достичь за 1—2 года реализации конкретного договора о международном сотрудничестве. Они формируются в планах долговременного развития. В этом отношении участие университета в разработке и реализации крупнейшей мировой программы ЮНЕСКО «УНИТВИН» (Породненные университеты)» представляет большие возможности и перспективы.

ЮНЕСКО, не являясь законодательной организацией, как центр всемирного интеллектуального сотрудничества аккумулирует такой образовательный опыт почти 200 стран, который при достаточно глубоком исследовании позволяет учесть тенденции развития мировых образовательных процессов при стратегическом планировании образовательной деятельности. Таким об-

О сотрудничестве с ЮНЕСКО

разом, коллектив университета, участвуя в программе ЮНЕСКО, осуществляет опережающие действия и формирует стратегическое развитие университета. Так было, например, с проведением Всемирного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития осенью 2009 г. ЮНЕСКО еще не опубликовала свой меморандум, но мы уже знали об этом мероприятии и определяли свои действия: проработали концепцию одного из направлений конгресса, провели мониторинг современного состояния проблемы, составили план по достижению целей. В результате ЮНЕСКО одобрила предложенный университетом сетевой проект, а университет соответственно вошел с этим проектом в программу ООН по 10-летию в интересах устойчивого развития. Другое дело, как университет будет развивать это международное сотрудничество и использовать в стратегических планах. Можно привести и другие аналогичные примеры.

Таким образом, можно констатировать, что в университете сложились общие подходы к осуществлению международной образовательной и научной деятельности в контексте стратегического развития вуза. Через такие проекты и инициативы ЮНЕСКО, как «Образование для всех», «Трансграничное образование», «Инклюзивное образование», «Образование в интересах устойчивого развития» и пр., коллектив университета не просто вовлекается в новые формы международных отношений, но получает возможность прогнозировать направления инновационного развития и определять стратегические цели по их реализации. Опережающую роль в этом процессе занимают пока гуманитарные

подразделения университета, достигшие часто значительных успехов в формировании статуса университета на международном уровне как авторитетного научно-образовательного центра. Это коллектив института детства, это институт народов Севера, это кафедры педагогики, межкультурной коммуникации, отдельные сотрудники психолого-педагогического, юридического факультетов, факультета социальных наук. В этот процесс включены также факультеты коррекционной педагогики, управления, географии, однако дальнейшее стратегическое направление международной деятельности этих подразделений университета — их включение в планы соответствующих секторов ЮНЕСКО.

В настоящее время в ректорате, который уделяет постоянно большое внимание сотрудничеству с ЮНЕСКО, прорабатывается план работы университета с ЮНЕСКО на междисциплинарной и межсекторальных основах. В начале сентября нового учебного года планируется визит в университет сотрудника сектора высшего образования ЮНЕСКО, ответственного за ведение портала организации по программе «УНИТВИН». Начинается подготовка к конференции Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании с участием всего состава учредительного совета института. Мы просим членов Ученого совета учесть эти направления развития и международные события не просто для участия в них коллективов структурных подразделений университета, но прежде всего для получения стратегических материалов, которые определят и стратегическое направление всей нашей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.