В последние годы российскими учеными получен ряд новых результатов в области развития фундаментальных и научно-методологических основ информатики, которые еще не находят необходимого отражения в содержании отечественного образования. Эти результаты связаны, в частности, с изучением философских и социальных проблем информатики, а также использования ее концепций и научной методологии при изучении физических и биологических объектов и систем [7, 9]. Однако в системе образования все еще сохраняется инструментально-технологический подход к проблемам информатики, не соответствующий современному уровню развития этой науки и ее креативному потенциалу. Вопросы развития информационного общества и связанные с этим социально-экономические и гуманитарные проблемы комплексно не изучаются.
Исследования показывают [2, 5], что особенно острой эта проблема является для системы педагогического образования, где проблемы развития информационного общества сегодня на должном уровне практически не изучаются. Поэтому для того, чтобы хоть как-то изменить современную ситуацию к лучшему, нам нужно, прежде всего, изменить содержание педагогического образования. С этой целью в 2008 году специалистами Российской академии наук, Сибирского федерального университета и ряда других научных и образовательных учреждений России были разработаны предложения по составу и содержанию комплекса магистерских программ нового поколения.
В состав этих программ должен быть включен ряд принципиально новых учебных курсов, направленных на изучение проблем развития информационного общества и формирование современного научного мировоззрения [2, 4, 5, 7, 8, 10-12]. Изучение этих курсов необходимо для повышения качества образования и его адекватности требованиям информационного общества.
Литература
1. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь / Пер. с англ. М. Султановой, Н. Цыркун. - М.: АСТ, 2008. - 569 с.
2. Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование, 2009. № 3 (74). С. 63-72.
3. Колин К. К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003. - 432 с.
4. Колин К. К. Качество жизни в информационном обществе // Человек и труд, 2010. № 1. С. 39-43.
5. Колин К. К. Системная модернизация России и проблемы развития информационного общества // Государственная служба, 2010. № 2. С. 32-37.
6. Колин К. К. Широкополосный доступ в Интернет как критическая технология развития информационного общества в России // Современные телекоммуникации России, 2009. № 9 (29). С. 6-9.
7. Колин К. К. Теоретические проблемы информатики. Т. 1. Актуальные философские проблемы информатики. - М.: КОС^ИНФ, 2009. - 222 с.
8. Колин К. К. Информационное общество: Учебно-методическое пособие для вузов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - 27 с.
9. Гуревич И. М. Законы информатики - основа строения и познания сложных систем. - М.: ТОРУС ПРЕСС, 2007. - 400 с.
10. Сергин В. Я. Природа познавательных способностей человека: нейроинформатика мозга // Открытое образование, 2009. № 1 (72). С. 78-80.
11. Урсул А. Д. На пути к глобальному образованию // Открытое образование, 2010. № 1 (78). С. 6878.
12. Гольдфейн М. Д., Урсул А. Д., Иванов А. В., Маликов А. Н. Основы естественнонаучной картины мира: Учебное пособие по курсу «Концепции современного естествознания». - М.: РГТЭУ, 2010.
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННО-ЭВОЛЮЦИОННОМ РАКУРСЕ
А. Д. Урсул, д. ф. н., профессор, академик АН Молдавии, директор Центра исследований глобальных процессов и устойчивого развития Тел. (903) 683-23-64, e-mail: ursul-ad@mail.ru Российский государственный торгово-экономический университет
http://www.rsute.ru
The article dwells on the information and evolutionary approaches to education research in the long term expansions of social and socio-natural global processes through sustainable development. It is underlined that survival of mankind will be promoted by the new forms of global education focused on the effective assistance to the way out from global anthropogenic crisis. In this connection cardinal information and evolutionary transformations of the modern education whose vector is directed from modern industrial and postindustrial its forms to education for a sustainable development, and further — to noos-pherical education are assumed.
В статье используется информационный и эволюционный подход к исследованию образования в перспективе развертывания социальных и социоприродных глобальных процессов через устойчивое развитие. Отмечается, что выживанию человечества будут способствовать новые формы глобального образования, ориентированные на эффективное содействие выходу из общепланетарного антропогенного кризиса. В связи с этим предполагаются кардинальные информационные и эволюционные трансформации современного образования, вектор которых направлен от современной индустриальной и постиндустриальной его форм к образованию для устойчивого развития, а в дальнейшем - к ноосферному образованию.
Ключевые слова: глобальные процессы, информационный подход, ноосферное образование, образование для устойчивого развития, обучение, опережающее образование, устойчивое развитие, футури-зация, эволюционный подход.
Keywords: anticipating education, global processes, information approach, noospherical education, education for sustainable development, advanced education, sustainable development, futurization, evolutionary approach.
Введение
Проблема информации, которая возникла немногим более полувека тому назад, играет все большую роль в науке благодаря интенсивному развертыванию процесса информатизации и становлению глобального информационного общества. И не случайно в последнее время появился своего рода «ренессансный» интерес к этой проблеме [1]. Проблема информации стала не только междисциплинарной и общенаучной, но уже глобальной и даже космической, о чем свидетельствует современная космология и другие науки о космосе [2]. Это весьма широкое понимание информации дает основание считать науку об информации - информатику одной из самых фундаментальных наук, приближающейся по «степени фундаментальности» к таким наукам, как физика и биология. Вместе с тем расширение и фундаментализация категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в числе которых понятия эволюции и такого частного, но важного ее проявления, как образование.
Человечество находится в состоянии информационной революции, вытекающей из перехода от печатных форм хранения, передачи и других форм движения информации к электронной форме. Информационное общество следует характеризовать не только выдвижением на приоритетное место информационных ресурсов по отношению к веществу и энергии, но и последующей природоохранной информационной стратегией хозяйственной деятельности. Образование, использующее новые информационные технологии, должно стать ядром информационного общества и одним из приоритетных механизмов дальнейшего развития. А это вместе с тем означает усиление внимания ко всем информационным аспектам образовательного процесса.
В статье пойдет речь в основном о некотором новом видении феномена образования при совместном использовании эволюционного и информационного подходов. Такое видение образования в более широком аспекте будет содействовать выработке адекватного системного образа этого феномена в жизни человека, в эволюции общества и природы.
1. Информационные аспекты образования
Не обсуждая здесь информационный аспект эволюции, я далее рассмотрю некоторую концептуально-информационную модель образования как одного из эволюционных процессов в обществе. Образование как социальный феномен, включающий в себя триединство (обучение,
воспитание, развитие) берет свое начало в предыдущей - биологической ступени, которой присуще такое фундаментальное свойство, как обучение, которое характерно для всех животных (а может быть, и для всего живого?). Обучение рассматривается и в кибернетике, где это понятие трактуется как информационный процесс, при котором адаптивная кибернетическая система развивает (совершенствует) свои характеристики под воздействием внешнего разнообразия. На уровне социальной ступени эволюции обучение представляется как целенаправленный организованный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов включения человека в социальную деятельность. Это двустороннее взаимодействие, в котором участвуют как обучающий, так и обучаемый в их совместной информационно-коммуникативной деятельности.
Информационный подход к образованию в большинстве работ сводится к исследованию применения новых информационных технологий в этом процессе, и есть работы в этом плане, относящиеся к управлению образованием. Однако очень мало работ, представляющих образование как информационный процесс, тем более в эволюционном ракурсе. Между тем образование по своей природе имеет информационный характер и такое представление и моделирование может раскрыть сущность и смысл этого феномена как в ходе социальной эволюции, так и в более широком понимании этого типа развития.
Особенностью любого развития включая образование является появление нового, которое может возникать как наряду с тем, что уже существовало, т. е. совместно со старым, так и при условии изменения или даже исчезновения старого. Возникновение нового в эволюционных процессах уже заметно на уровне исследования феномена развития, еще без проникновения в его сущность, и оно нашло свои интерпретации, в частности, при использовании информационного подхода, когда констатируется, что соединение элементов в целостность дает приращение новой информации в уже имеющейся системе и создает эффект новой целостности [3].
Применение общенаучного информационного подхода к образовательной деятельности позволяет не только объяснить возможность становления наиболее важных сейчас инновационно-опережающих процессов в первую очередь для образования, но и в той или иной степени содержательно-предметную часть образовательной деятельности. Ведь ожидаемая образовательная революция или даже ряд таких революций в XXI в. будет заключаться не только в информатизации, футуризации, глобализации, гуманизации образования (и ряде других тенденций в их системной взаимосвязи), но и в определенной содержательной эволюции предмета образовательной деятельности [4]. И именно обсуждаемые здесь подходы так или иначе связаны с определенным видением информационной модели образования. Образование может моделироваться информационными методами, поскольку в определенном аспекте действительно представляет собой информационно-коммуникативный процесс передачи, переработки и других форм движения и освоения особого рода информации. В этом аспекте образовательный процесс может моделироваться движением информации от учителя к ученику, от одного поколения людей к другому, а также различными формами сохранения и преобразования информации.
Упомянутый выше информационный критерий эволюции выражает достаточно очевидную векторно-генетическую связь роста информационного содержания в обучаемом (обучаемых) как одной из подсистем, а скорее всего, в обеих образовательных подсистемах. Этот критерий имеет также синергетический смысл, так как этот рост информационного содержания у обучаемого происходит за счет учителя или, в более широком смысле, за счет окружающей социальной и природной среды, из которой черпаются информационные ресурсы и которая представляет информационно-экологические условия существования обучаемого как открытой самоорганизующейся системы.
При передаче и движении информации в образовательном процессе она обладает всеми свойствами, которые уже выявлены в науках об информации, в частности, такими как синтаксические, семантические и прагматические характеристики. Эти семиотические свойства «образовательной информации», которая циркулирует в процессах и системах обучения и воспитания, выражают формально-количественные параметры, значение и ценность этого вида информации. Я не буду здесь рассматривать отличие информации от знания и отличие образовательного знания от научного знания, поскольку эти проблемы уже неоднократно рассматривались в литературе. Здесь имеет смысл обратить внимание на то, как относятся упомянутые общие свойства информации как образовательного знания к предмету образовательной деятельности, которые обычно представлялись как знания, умения и навыки (ЗУН). Вместе с тем пред-
лагается иная триада - знание, понимание, умение [4], что означает акцент на понимании как семантической характеристике образовательной информации.
В информационно-образовательном процессе в той или иной форме проявляются все основные семиотические (синтаксические, семантические и прагматические) характеристики образовательного знания, хотя ранее они получили иные названия. Само по себе это знание уже содержит все основные характеристики (свойства) информации, и в зависимости от конкретного образовательного процесса они проявляются в том или ином виде и отношении. Если за триаду принимается традиционное ЗУН и акцент делается на определенных прагматических свойствах информации (позволяющих их использовать в соответствующих видах практик), то такая ситуация характерна для утилитарно-профессионального понимания образования, поскольку знания в основной предметной триаде дополняются умениями и навыками (компетенциями). И такое видение предметности образовательной деятельности в определенных ее видах и формах вполне приемлемо для некоторых направлений специального среднего и высшего профессионального образования, что специально подчеркивается в ныне модном компетентно-стном подходе, в центре которого - умения.
Впрочем, речь идет не только о компетентностном процессе социализации, но и о более широком информационном процессе взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. И этот процесс взаимодействия можно описать (моделировать) информаци-онно-разнообразностным методом, предложенным тем же У. Р. Эшби и сформулированным им в упомянутой книге в форме закона необходимого разнообразия. «Образовательный смысл» этого закона заключается в необходимости накопления информации и методов ее использования обучаемым для противодействия возмущениям внешней среды и дальнейшего его существования и развития.
Образование не сводится только к обучению и воспитанию в специальных образовательных учреждениях, а видится как более широкий процесс информационного взаимодействия человека и мира. В этом смысле образование - это не просто одна из форм человеческой деятельности, а вся совокупная человеческая деятельность, вся сфера информационного взаимодействия индивида с социальным и природным бытием (т. е. это не только один из процессов социализации), отображаемая в информационной эволюции индивида. При таком широком видении образования оно оказывается элементом, или одним из множества глобальных процессов в потоке универсальной эволюции и может быть положено в основание наиболее общей концепции образования как информационного глобально-космического процесса.
С этих наиболее общих позиций образование рассматривается не только как индивидуально-общественная (в системе «человек - социум»), но и как всеобщая миросозидательная форма развития, когда коэволюционирует весь сопряженный с человеком универсум - не только социокультурный, но и глобально-природный (а также вселенско-космический) и в информационном плане воздействует на формирование человека. Образование предстает в этой интерпретации не просто как процесс социализации индивида, а как эволюционно-информационный и даже информационно-коэволюционный процесс взаимодействия человека, общества и природы.
2. Эволюционные модели образования в перспективе XXI века
Для исследования дальнейшей эволюции моделей образования необходимы принципиально новые концептуально-методологические представления и подходы к исследованию эволюционных процессов в образовании. Изучение эволюции процессов, моделей и систем образования должно быть предметом особого направления педагогической науки, которую можно было бы назвать эволюционной педагогикой. Однако такое наименование уже было предложено почти сто лет тому назад, и оно имело иной смысл. В эволюционной педагогике, которую основал российский педагог В. П. Вахтеров [5], обучение и воспитание рассматривается как процесс познавательной деятельности индивида, соответствующей естественному поступательному и целостному развитию человека. Ясно, что это иной предмет научных исследований и другое понимание термина «эволюционная педагогика». И вряд ли имеет смысл его расширять за счет предлагаемого здесь понимания. И хотя в упомянутом аспекте эволюционная педагогика не стала серьезным самостоятельным направлением, тем не менее идея развития прочно вошла в педагогическую науку и образовательный процесс рассматривается в триединстве обучения, воспитания и развития, хотя и первые только что названные составляющие образования также представляют собой особые эволюционные процессы.
Для реализации упомянутых исследовательских целей уместно предложить другое наименование, например «педагогическая эволюционика», либо «образовательная эволюционика» или что-нибудь в этом же плане. Речь в новом направлении эволюционно-педагогических исследований будет идти об эволюционном подходе к исторической динамике образовательных моделей и систем включая и их мыслимую и желаемую перспективу, на что здесь обращается основное внимание.
Один из важных вопросов в этой связи - это вопрос о соотношении исторического и эволюционного в исследовании образования. Исторический подход как более ранний, чем эволюционный, предстает скорее как описание и в той или иной степени осознание экзистенциально-процессуальной динамики человеческого бытия. Эволюционные представления «вплетены» в исторический подход включая исследования образования, но на них, как правило, не акцентируется внимание. Эволюционный аспект в дальнейшем предстоит еще выделять для создания картины развития исследуемого процесса.
История в ее обычном понимании предстает как хронологическая последовательность событий, как уже прошедшие процессы бытия человеческого общества. Считается, что ретроспективное освоение исторических событий позволяет понять современное состояние человечества. Однако исторические феномены, которые интересуют именно историческую науку, -это, прежде всего, ранее имевшие место события, факты, процессы.
Исторические процессы, которые постигаются наукой, содержат в себе сведения об эволюции предмета (и объекта) исследования. И в той или иной степени исторический подход предполагает изучение процессов зарождения, становления, расцвета, деградации и краха этих феноменов. В прошлом так или иначе объективно всегда (или почти всегда) содержатся процессы эволюции, понимаемой как развитие в самом широком смысле. Однако на теоретическом уровне они отображаются не всегда адекватно. Известна точка зрения, когда исторический процесс рассматривался исключительно как прогресс, и от этой позиции лишь совсем недавно пришлось отказаться. Стало понятно, что история содержит в себе больший спектр путей и трендов развития, нежели это виделось сторонниками однолинейного прогресса человечества, который отождествлялся с историческим процессом.
Представляется, что будущим должна заниматься не история (во всяком случае в ее традиционном понимании), а науки об эволюции того или иного фрагмента социума или природы, а также их совместной коэволюции. От исторического подхода к исследованию образования, акцентирующего внимание на упорядоченных во времени процессах, фактах и событиях, эволюционный подход в науках об образовании (а это не только педагогические науки) будет отличаться, концентрируя внимание на общих тенденциях и законах эволюции образования, его универсалиях и особенно на специфических формах роста информационного содержания и преемственности сменяющих друг друга форм и моделей образования как в прошлом, так и в последующих темпомирах.
Поскольку эволюционный подход к образованию выходит за пределы педагогических наук, то речь, в частности, идет о генезисе того информационного процесса, который позже получил наименование образования, т. е. обучения в мире живой материи. Педагогика вообще исследует образование лишь как развитие жизненного опыта человека [6], т. е. в антропоцентрическом эволюционном ракурсе. И иная постановка в традиционной педагогике представляется неприемлемой. Однако эволюционный антропоцентризм как некое новое видение глобального эволюционизма (или, по меньшей мере, одно из его направлений) захватывает многие науки, в том числе и космические (антропный космологический принцип). И важно видеть, какое место здесь занимает обучение, а в перспективе и образование.
При видении в широком глобально-эволюционном ракурсе образование «растворяется» и как-то теряется в других взаимодействиях человека и мира, общества и природы. Поэтому важно не только расширить понимание образования до глобально-космических масштабов, но и сузить до его понимания как особого социального и социоприродного процесса. И это возможно сделать, лишь выделив во всех мыслимых взаимодействиях его отражательно-информационный и коммуникативный аспект. Ведь образование, несмотря на то что оно имеет свою материально-техническую и вещественно-энергетическую составляющие, в первую очередь является информационно-коммуникативным процессом в системе «человек - общество -природа». И именно все формы движения информации оказываются главными среди других взаимодействий и их аспектов как в узком понимании феномена образования, так и в широкой - глобально-эволюционной трактовке. Информационный аспект (составляющая) образования
является основной его характеристикой, и это становится более очевидным при рассмотрении процессов футуризации образования и развития инновационно-опережающих процессов.
Представляя будущее глобальное образование как «образовывание», формирование человека не только в социально организованных, специальных учебных заведениях, но и всей жизнью человека, всей окружающей средой, уместно обратить внимание на два существенных обстоятельства. Во-первых, переходя от представления образования как трансляции знаний в специальных образовательных учреждениях («знаниевого» и «компетентностного» подхода) к более широкому «глобально-эволюционному» видению феномена образования, важно все же сконцентрировать внимание на том общем, что им присуще, - движении и восприятии информации. В любом случае именно информационный аспект оказывается наиболее существенным и для «компетентостно-знаниевого» и для «глобально-эволюционного» видения образования. Формирование человека в процессе образования в обоих подходах может моделироваться процессом движения и накопления информации, т. е. мыслится как своего рода эволюционный информационный процесс, о котором уже шла речь выше.
Во-вторых, это процесс, носящий принципиально социоприродный характер, хотя обычно его представляют в качестве чисто социального процесса, особенно если речь идет об образовании как трансляции (устаревшего) знания. Переход от «трансляционно-знаниевого» к «информационно-эволюционному» видению обсуждаемого феномена позволяет представить образование в широком смысле как социоприродный процесс движения информации от общества и природы к человеку. В результате этого социоприродного процесса освоения информации человек увеличивает свое информационно-интеллектуальное содержание, он прогрессивно развивается и вместе с тем обретает способность самосохраняться в качестве самостоятельного и активного элемента общества и природы. Такое «социоприродно-информационное» видение образования соответствует как концепции глобального эволюционизма, так и социоприродным концепциям эволюции в форме УР и ноосферогенеза.
3. Образование для устойчивого развития: информационная ориентация
В исследованиях по проблеме УР выявилась одна важная особенность, с которой связаны все предполагаемые трансформации, обусловленные переходом к новой цивилизационной парадигме. Речь идет о необходимости управления процессом становления будущего общества с УР из настоящего. Для этого необходимо исследование будущего во всех его формах, и особенно в той его соционормативной форме, которая представляет собой процесс перехода мирового сообщества к УР и именуется «нашим общим будущим» [7].
Совершенно очевидно, что наше общее устойчивое будущее вначале может быть построено как некая его информационная опережающая модель. И дальнейшие действия по ее воплощению в реальность носят, прежде всего, информационный характер. Поэтому переход к УР зависит от создания инновационно-опережающих моделей в любой сфере деятельности и, прежде всего, от науки, образования и управления.
Информационное общество формируется пока в основном стихийным образом в процессе перехода к нашему общему устойчивому будущему. Эта устойчивость достигается благодаря усилению процессов информатизации и обеспечения их безопасности, в результате все большего накопления информационного содержания социосферы и превращения ее в ноосферу. В соответствии с законом необходимого разнообразия У. Р. Эшби устойчивость и стабильное функционирование кибернетической суперсистемы (а именно таким можно рассматривать информационное общество) огромное информационное содержание этого общества (при эффективной организации движения информации) позволяет достичь необходимой устойчивости не только в информационном плане, но и в других аспектах системы «человек - общество - природа».
Образование для устойчивого развития (ОУР) обычно связывают с экологическим образованием, которое ориентировано в основном на содействие в решении вещественно-экологических и ресурсно-энергетических проблем. Между тем при переходе к УР должны произойти кардинальные изменения в соотношении информационно-духовных факторов и механизмов цивилизационного развития. Ведь специализированная образовательная деятельность, следуя своим внутренним механизмам и логике саморазвития, сознательно, благодаря усилиям многих поколений педагогов, установила правила, согласно которым образование принципиально было обречено на информационно-интеллектуальное отставание от бытия. Этому обстоятельству не придавалось особого (и тем более важного) значения, поскольку и до
сих пор подавляющая часть философов полагает (и учит этому студентов), что сознание в принципе отстает от бытия, и это до недавнего времени возводилось в ранг одной из закономерностей социальной философии. Но если именно образование формирует сознание человека, а оно отстает от бытия, то образование, следуя этой «логике», должно ориентироваться на прошлое, в нем будет «циркулировать» только устаревшая образовательная информация.
Формирование сознания человека, причем такого сознания, которое может содействовать переходу к УР, оказалось под угрозой. Отстающее от бытия сознание - это удел человека и всего общества в модели неустойчивого развития. А другого пути перехода к УР, кроме как «через опережающее сознание», просто не существует. Необходимо сформировать сознание, опережающее бытие у «критического количества» населения планеты, без чего нереален переход к УР. Это возможно и необходимо сделать лишь с помощью образования, которое повернет сознание человека и населения планеты в сторону будущего, прежде всего, в его нормативно-устойчивой форме.
Доминирование социально-информационных процессов по отношению к вещественно-энергетическим - это кардинальная трансформация в сознании и нравственности людей, в общечеловеческих ценностях и видении смысла человеческой истории, которая отныне должна быть связана со становлением сферы разума. Но это возможно только в том случае, если появится возможность приоритетно-опережающего развития информационных процессов и сопровождающих их развитие социальных механизмов, структур, направлений деятельности, имеющих информационную природу, т. е. науки, образования, духовной культуры, процессов информатизации и информационного обеспечения. Новая парадигма цивилизационного развития оказывается вместе с тем стратегией становления первой ступени ноосферы - информационного общества с УР. Это состояние общества в отдельной стране или человечества в целом, которое наступит в результате полной информатизации и основанной на ней интеллектуально-гуманистической перестройки социальных структур и отношений на основе принципов и целей УР. Информационное общество может в определенной степени стать и обществом знания, и обществом образования, поскольку предполагает ускоренное опережающее развитие науки и образования, других сфер духовной культуры, способных к футуризации своего содержания.
Несомненно, что развитие экологического образования и экологизация образования - одно из направлений формирования ОУР. Однако существенному инновационному преобразованию будут подвержены и другие виды и направления образовательного процесса - экономическое, гуманитарное, педагогическое, инженерное и т. д. Они будут не только экологизироваться, но и самое главное - все больше акцентировать внимание на будущем и на инновациях, т. е. футури-зироваться в ходе эволюции, так или иначе включать будущее в процесс обучения, оптимизируя в темпоральном ракурсе образовательную стратегию.
Трансляция устаревшего «образовательного знания» от предыдущих поколений к нынешним, на что в основном ориентировано современное образование, отнюдь не означает, что оно помогает решать насущные проблемы сегодняшнего дня, а тем более - завтрашнего дня. Причина этой ситуации заключается в том, что уже имеющиеся знания, умения и достижения культуры, циркулирующие в образовании, оказываются не просто устаревшими, о чем уже выше шла речь, а оказываются отражением принципиально иной модели (формы) социального и со-циоприродного развития - модели неустойчивого развития (НУР). Необходимо включать информационный механизм ускоренной футуризации образовательной эволюции. Образовательная эволюция должна постепенно и все в большей степени становится инновационно-опережающим процессом и все ускоряющимися темпами включать то, что пока еще не существует, но появится или может появиться в будущем.
Если трансляция устаревшего знания в образовательном процессе не поможет переходу к устойчивому будущему, значит надо кардинальным образом менять этот процесс, делая его во все большей степени инновационно-эволюционным, адаптируя его к грядущим переменам (что нарушает традиционную линейность и консервативность педагогического мышления).
В образовании как эволюционно-опережающем процессе должна передаваться информация не только от прошлых поколений к нынешним, но и совершенно новая информация от пока не существующих будущих поколений к настоящим (в форме виртуальных моделей исследования будущего), а также информация о будущем, исходящая уже от нынешних поколений. В этой предлагаемой эволюционно-информационной модели образовательного процесса прошлое, настоящее и будущее будут соединены в одну системно-темпоральную целостность.
В исследовании будущего и его внедрении в образовательный процесс должны будут реа-лизовываться новые принципы, способы и формы осознания и освоения грядущего. Одна из наиболее активно развивающихся форм - это информационное моделирование того, что может произойти в будущем, т. е. опережающее моделирование в разных его формах и особенно с помощью новых информационных технологий. Это тот способ вхождения будущего в инновационно-эволюционное образование, который сопряжен с информатизацией, поскольку только на информационном уровне можно строить и изучать модели будущего как нормативные (типа стратегии УР), так и исследовательские прогнозы и предсказания. Здесь возможны как линейные выходы в будущее из прошлого и настоящего, так и нелинейно-инновационные прорывы вплоть до того, что могут создаваться модели, не имеющие прототипов в прошлом или аналогов в настоящем.
И если обучение прошлому основано на запоминании, то включение в этот процесс инновационного и опережающего моделирования базируется на принципах развивающего образования. Опережающее образование, которое было предложено для реализации принципа темпоральной целостности, оказывается, на мой взгляд, ядром образования в интересах устойчивого развития [8, 9].
Становление идеи опережающего образования в интересах УР в существенно большей степени связано с информацией и информатизацией, чем с экологией и экологизацией [10-12]. Именно на пути информатизации и формирования виртуальной реальности в человеческой деятельности вообще, а в науке и в образовании в частности, появляется возможность опережающего моделирования реальности. Становление ноосферного интеллекта, наиболее полно реализующего опережающее моделирование социоприродных процессов, приведет к тому, что станет возможным не только отображение настоящего и прошлого, но и будущего и на этой базе формирование рационального и эффективного социоэкоразвития.
Поскольку свойство опережения в образовании (да и фактически во всех других формах деятельности) непосредственно связано не столько с экологическими, сколько с информационными проблемами, то в перспективе речь идет о становлении информационного общества, которое станет составной частью сферы разума - ноосферы, идеи которой были еще в начале прошлого века высказаны Э. Леруа, П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским. Именно на пути ноосферогенеза, включающего в себя экологизацию, информатизацию и многие другие позитивные процессы и происходит становление наиболее разумной сферы взаимодействия природы и общества через переход к УР.
Инновационно-эволюционное образование информационного общества должно функционировать как компонент сферы разума и в определенном смысле в целом должно становиться опережающей системой. Выход из современного глобального кризиса цивилизации тем самым видится в эволюционном переходе на путь становления информационного общества как одной из ступеней сферы разума, а выход из глобального кризиса образования, в соответствии с этой общей стратегией, - в трансформации инерционно-отстающей, консервативной образовательной системы в инновационно-опережающую, в перспективе - в ноосферно-эволюционную образовательную систему.
Без информатизации формирование такой качественно новой формы глобального образования в принципе невозможно и поэтому наиболее радикальные эволюционные процессы, как можно предположить, связаны с переходом к информационному обществу, являющемуся важной составляющей планетарного перехода на путь УР. Информационному обществу с УР, базирующемуся на знании и информации, должна соответствовать новая глобальная опережающая инновационно-образовательная система [13].
Заключение
В дальнейшей эволюции образования на приоритетное место выходят информационные процессы и факторы, особенно новые информационные технологии и другие составляющие информатизации общества включая искусственный интеллект, интернет-медиатизацию и различные формы виртуальной реальности. Информационный аспект образовательной деятельности включает не только формы и технологии ее более эффективной реализации, но и, по своему существу, все усиливающуюся ориентацию эволюционно-опережающих процессов в интересах реализации новой цивилизационной парадигмы.
Появление на информационной основе инновационно-опережающих процессов эволюции образования приведет к существенной его футуризации и становлению опережающего образования для УР. Устойчивое образование будет не только быстрее развиваться относительно дру-
гих форм социальной деятельности, но и акцентировать внимание на будущем в самом содержании обучения, воспитания и творчества, исходить из принципа темпоральной целостности. В этом смысле произойдет сдвиг акцентов от модернизации образования к его футуризации и в перспективе - к становлению ноосферного образования через образование для УР.
Эволюционные трансформации мирового образования станут реализовываться вначале на пути преобразования современного образования в образование в интересах УР как основного образовательного процесса XXI века, содержание и развертывание которого направлено на реализацию целей и принципов новой модели развития мирового сообщества. В дальнейшем образование для УР в ходе ноосферогенеза постепенно превратится в ноосферное образование, а параллельно с этим, а тем более в отдаленной перспективе - в «глобально-эволюционное» образование, ориентированное на существенно более развитый ноосферной наукой глобальный (универсальный) эволюционизм как основное интегративно-общенаучное ядро научно-образовательного процесса нынешнего столетия.
Выживанию человечества будут способствовать различные формы становящегося глобального образования, ориентированные на эффективное содействие выходу цивилизации из углубляющегося планетарного антропогенного кризиса. В результате постепенного перехода на упомянутые выше перспективные модели образования предполагается становление человека нового типа - ноосферной личности, подготовленной к реализации идеи выживания человечества, его дальнейшей непрерывной эволюции в сохраняющейся биосфере и за ее пределами.
Литература
1. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (круглый стол) // Вопросы философии, 2010. № 2.
2. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы). - М.: РАГС, 2007. - 326 с.
3. Урсул А. Д. Природа информации. - М.: Политиздат, 1968. - 288 с.
4. Ильинский И. М. Образовательная революция. - М.: МГСА, 2002. С. 225-278.
5. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1987.
6. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: ЭГВЕС, 2010. С. 25.
7. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МК ОСР) / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
8. Урсул А. Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. Вып. 1. - М.: ВИНИТИ, 1996.
9. Урсул А. Д., Демидов Ф. Д. Образование для устойчивого развития: научные основы. - М.: РАГС,
2004.
10. Колин К. К. Природа информации и философские основы информатики // Открытое образование, 2005. № 2. С. 43-51.
11. Колин К. К. Информатика в системе опережающего образования // Доклады II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». - М., 1996.
12. Колин К. К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы // Системы и средства информатики. Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики. - М.: ИПИ РАН, 2006. С. 7-58.
13. Колин К. К. Теоретические проблемы информатики. Т. 1. Актуальные философские проблемы информатики / Под общ. ред. К. И. Курбакова. - М.: КОС^ИНФ, 2009. С. 185.
ПОЛИСЕМИЯ В НАУКЕ: КОГДА ОНА ВРЕДНА? (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАТИКИ)
Ю. Ю. Черный, к. филос. н., зам. директора по научной работе Тел.: (499) 128-18-39, e-mail: chiorny@inion.ru
Институт научной информации по общественным наукам РАН
http://www.inion.ru
The phenomenon of polysemy in science is viewed on the basis of three versions of the Russian informatics. They are: the theory of scientific information activity (Informatics-1), computer science (Informatics-2) and fundamental science of information processes in nature, society and technical systems (Informatics-3). The idea of overcoming polysemy in informatics on the basis of conventional consent is introduced. Some conditions of this convention are discussed.
Явление полисемии в науке рассматривается на примере трех версий отечественной информатики. К ним относится теория научно-информационной деятельности (информатика-1), наука о вычислительных машинах и их применении (информатика-2) и фундаментальная наука об информационных