Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
УДК 37
А. Д. Урсул
НА ПУТИ К ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
(Начало)
Автором предлагается концепция футуризации образования, смысл которой в опережающем развитии образования (формирующего будущее ноосферное сознание) по сравнению с другими сферами деятельности, а также в ориентации содержания образовательного процесса на устойчивое будущее. Обсуждаются основные идеи становления концепции опережающего образования, связанного с формированием ноосферного интеллекта.
Ключевые слова: глобализация, инновационные процессы в образовании, ноосферное образование, образование для устойчивого развития, обучение, опережающее образование, устойчивое развитие, футуризация, эволюционный подход
The author proposes the concept offuturization of education, the sense of which lies in anticipating development of education (forming its future noospheric consciousness) being compared with other spheres of activity meaning that in the advanced development of education (shaping the future of consciousness noosphere) compared with other areas of activity, as well as in the orientation of the content of the educational process for a sustainable future. It discusses the basic ideas of formation of the concept of advanced education, related to formation of the noospheric intelligence.
Keywords: globalization, innovation processes in education, noospheric education, education for sustainable development, training, anticipated education, sustainable development, futurization, evolutionary approach
Мировое образование оказалось консервативной социальной системой, которая уже не удовлетворяет потребностей современной жизни и в основном моделирует в существенно деформированном виде прошлое нашей цивилизации и ее науки [См.: 9; 13]. Образование как социальный механизм формирования человека весьма слабо связан с решением насущных и особенно глобальных проблем, многие из которых угрожают гибелью человечеству и разрушением биосферы. Довольно часто говорят об отставании образования от практики, имея в виду в основном те формы практик, которые характерны для нынешней модели неустойчивого развития (НУР). Дальнейшее усиление связи образования с современной практикой НУР ведет к дальнейшему углублению глобального кризиса как цивилизации, так и ее образования.
Решать глобальные и другие проблемы с помощью такого отстающего и неадекватного образования просто невозможно и образование «отторгается» от активного участия в поиске эффективных решений и в антикризисной деятельности, не способствует выживанию человечества. Поэтому в начале третьего тысячелетия человечеству предстоит кардинальным образом изменить модель, или форму своего развития для того, чтобы оно смогло ответить на глобальные вызовы и угрозы, обеспечить свое дальнейшее безопасное и устойчивое развитие. Будучи одним из самых масштабных социальных механизмов функционирования общества, образование должно таким образом из-
менить содержание и форму развития, чтобы способствовать выживанию цивилизации. Сейчас оно в своей основе не выполняет эту «спасительную функцию», поскольку в существенной степени является одной из наиболее консервативных областей социальной деятельности, ориентированной преимущественно на наше общее прошлое. Между тем «выживание через образование» - это своего рода девиз, лозунг принципиально нового инновационного процесса в образовании, причем касается он уже не только отдельного человека, но и всего человечества.
В любом процессе развития существует определенная мера между консервативными и инновационными тенденциями [См.: 3]. В образовании явно просматривается сдвиг не в пользу инновационных процессов. Поэтому в перспективе инновационные процессы в образовании обретают новую ориентацию: необходимо образование трансформировать таким образом, чтобы можно было реализовать переход к нашему общему будущему - устойчивому развитию (УР). Ведь современный человек, даже овладевший знаниями и культурными достижениями модели НУР, не сможет построить новое общество с УР. Только инновационный процесс перехода от неустойчивого общества к устойчивому может гарантировать удовлетворение жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений, их все более гармоничное взаимодействие с природой.
Глобализация и интеграция образовательного пространства [См.: 10], обретение им планетарной
130
целостности и единства не может не быть сопряжена с содержательно-качественными изменениями, отображающими глобальный характер эволюции современного человечества и осознание им своего места в мироздании. Формирование контуров глобально-целостного мира так или иначе проявляется и в образовательной сфере, которая пока с некоторым отставанием «копирует» упомянутые глобально-цивилизационные устремления. Однако ясно, что образование не должно оставаться на периферии общего глобального развития в качестве традиционной составляющей этого развития, а стать его особенно важным «катализатором». Более того, можно считать, что без специальным образом организованного образования и просвещения человечество в принципе не сможет перейти к устойчивому развитию и последующим за ним формам цивилизационного процесса, гарантирующим его выживание и неопределенно долгое существование.
Для этого образование должно будет непрерывно эволюционировать, меняя свои формы и содержание. Основная идея предлагаемого здесь эволюционного подхода к исследованию перспектив мирового образования заключается в том, что в образовании будут происходить трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы. Это будет не какая-то одна - «конечная» модель образования XXI в. (скажем, только модель образования для УР, о чем уже шла речь [См.: 17; 18; а также 11; 12; 14]), а эволюционный ряд моделей и стратегий образовательных процессов и систем, способствующих становлению новой цивилизации, обеспечивающей выживание человечества и сохранение биосферы.
В этом плане необходимы принципиально новые концептуально-методологические представления и подходы к исследованию эволюционных процессов в образовании. На одном из таких процессов, связанных со становлением опережающего образования и его футуризацией, остановимся в данной статье.
Становление идеи опережающего образования в интересах УР в существенно большей степени связано с информацией и информатизацией, чем с экологией и экологизацией [См.: 4-8; 16]. Именно на пути информатизации и формирования виртуальной реальности [См.: 2] в человеческой деятельности вообще, а в науке и в образовании в частности, появляется возможность опережающего моделирования реальности. Становление в будущем ноосферного интеллекта, наиболее полно реализующего опережающее моделирование социо-
природных процессов, приведет к тому, что станет возможным не только отображение настоящего и прошлого, но и будущего и на этой базе формирование рационального и эффективного социоэкоразвития.
Поскольку свойство опережения в образовании (да и фактически во всех других формах деятельности) непосредственно связано не столько с экологическими, сколько с информационными проблемами, то в перспективе речь идет о становлении информационного общества, которое станет составной частью сферы разума - ноосферы, идеи которой были еще в начале прошлого века высказаны Э. Леруа, П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским. Именно на пути ноосферогенеза, включающего в себя экологизацию, информатизацию, футуризацию и многие другие глобальные позитивные процессы и тенденции, происходит становление наиболее разумной сферы взаимодействия природы и общества через переход к УР [См.: 20].
В сфере образования ноосферные тенденции наиболее отчетливо проявляются на пути становления так называемого умного образования (smart education). Интенсивно развиваемая в основном на Западе1 концепция smart education предполагает перенос образовательного процесса преимущественно в электронную среду, обеспечивающую эффективное обучение в этой интерактивной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Smart education за счет внедрения электронного образования сделает обучение доступным везде и всегда, объединяя учебные заведения и профессорско-преподавательский состав для реализации совместной образовательной деятельности в сети Интернет (являющейся одним из основных источников знания для студента). Smart education -это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, осуществление образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих технологий, стандартов, соглашений.
Информационное общество во всех своих мыслимых вариантах (общества знания, общества образования и т. п.) должно будет функционировать как компонент сферы разума и в определенном смысле в целом должно становиться опережающей социальной системой. Причем переход от информационного общества к ноосфере, на наш взгляд, можно датировать с того периода времени, когда формирующийся ноосферный интеллект обретет отчетливо выраженную функцию опережения сознанием бытия. Это формирование образа (модели) будущего в широком плане реализуется
1См. например, международный научный журнал «E&M smart education».
131
только на этапе созидания ноосферы с помощью ноосферного интеллекта и позволяет отличать социосферу от ноосферы. При этом цивилизационное развитие трансформируется в глобальный эволюционный процесс (отличающийся от догоняющей модернизации), ориентированный на переход к устойчивому развитию и становление сферы разума и использующий опережающие механизмы своей реализации.
Выход из современного глобального кризиса цивилизации тем самым видится в эволюционном переходе на путь становления информационного общества как одной из ступеней сферы разума, а выход из глобального кризиса образования (в соответствии с этой общей стратегией) - в трансформации инерционно-отстающей, консервативной образовательной системы в инновационно-опережающую, в перспективе - ноосферную образовательную систему. Без информатизации формирование такого качественно нового образования в принципе невозможно и поэтому наиболее радикальные инновационные процессы в образовании, как можно предположить, связаны с переходом к информационному обществу, являющемуся важной чертой глобального перехода на путь УР. Информационному обществу с УР, базирующемуся на знании и информации, должна соответствовать новая - ноосферно-опережающая инновационнообразовательная система.
Мы не случайно акцентируем внимание на информационном аспекте образования: свойство опережения возникает в ней именно как качественно новый механизм ее формирования. И здесь информационные факторы оказываются приоритетной составляющей грядущей ноосферной, вначале информационной цивилизации. В этом смысле свойство «опережения» оказывается присущим не только образованию.
В процессе эволюции жизни, как предполагается, появилось так называемое опережающее отражение [См.: 1]. Согласно П. К. Анохину, этот тип отражения - как бы ускоренная модель того, что еще должно произойти, в высшей степени быстрое отражение будущих событий внешнего мира. П. К. Анохин считает, что опережающее отражение действительности есть основная форма приспособления живой материи к пространственновременной структуре неорганического мира. Опережающее отражение выступает как темпоральная реакция живого организма, подготовленная рядом ранее последовательно повторяющихся воздействий со стороны окружающей среды.
Предполагалось, что опережающее отражение появилось лишь на уровне живой материи. Однако, на наш взгляд, опережающее отражение все же вначале появилось и существовало в неживой при-
роде, во всяком случае в вещественной, наблюдаемой Вселенной. Оно формировалось в первые мгновения после Большого Взрыва в ходе так называемой инфляционной футуризации [См.: 3; 15], по крайней мере тогда, когда из единого физического взаимодействия сформировались четыре вида фундаментальных взаимодействий, аспектом которых выступает отражение.
Более того, у нас есть основания предполагать, что именно опережающее отражение и темпоральная футуризация как сверхбыстрое расширение времени в будущее оказались одним из двигателей вселенского процесса эволюции, на что до недавнего времени просто не обращали внимания, оставляя темпоральную характеристику адаптации, коэволюции и эволюции фактически в состоянии неопределенности.
Собственно свойство опережения будет характерно для всей грядущей эпохи ноосферы. Появление этой последней из социосферы связано не только с тем, что на приоритетное место выдвинется разум, но и с тем, что это будет опережающий интеллект не только отдельных индивидов, но и интегрированный для всей ноосферы в целом. Ноосфера будет отличаться от социосферы не только огромным информационным потенциалом, но и тем, что этот последний в форме ноосферного интеллекта будет опережать, предвидеть, прогнозировать и управлять ноосферной деятельностью. Все области такой деятельности станут опережающими - научные исследования будут опережающими, образование в его ноосферной версии также станет футуризироваться, управление будет функционировать в упреждающем режиме, формируя интеллектуально-информационную базу образовании для УР. В рассматриваемом здесь аспекте «умное образование», начавшее развиваться в наше время, становится ноосферным образованием лишь в ходе футуризации, после обретения им свойства опережения.
Появление инновационно-опережающих процессов в глобальном образовании приведет к существенной его футуризации и становлению опережающего образования. Последнее будет не только быстрее развиваться относительно глобальной практической деятельности, но и акцентировать внимание на будущем в самом содержании обучения, развития и воспитания, исходить из принципа темпоральной целостности. В этом смысле в ходе эволюции глобального образования произойдет сдвиг акцентов от модернизации образования к его футуризации, а также становление глобального ноосферного образования через образование для устойчивого развития и становление «умного образования» как современного прообраза будущего ноосферного образования.
Продолжение следует
132
1. Анохин, П. К. Опережающее отражение действительности / П. К. Анохин // Вопр. философии. - 1962. - № 7.
2. Грязнова, Е. В. Информация и виртуальная реальность: концептуальные основания проблемы / Е. В. Грязнова, А. Д. Урсул. - Н. Новгород, 2012.
3. Ильин, И. В. Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы / И. В. Ильин, А. Д. Урсул, Т. А. Урсул. -М.: МГУ, 2012.
4. Колин, К. К. Информатика в системе опережающего образования: докл. на 2-м междунар. конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» / К. К. Колин. - М., 1996.
5. Колин, К. К. Информационная культурология. Предмет и задачи нового научного направления: моногр. / К. К. Колин, А. Д. Урсул. - Саарбрюккен (Германия): Lambert academic publishing, 2011.
6. Колин, К. К. Наука об информации в XXI веке: основные проблемы и перспективы развития / К. К. Колин // E&M smart education. International scientific journal for the European intellectual elite. - 2012. - № 1.
7. Колин, К. К. Природа информации и философские основы информатики / К. К. Колин // Открытое образование. - 2005. - № 2.
8. Колин, К. К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы / К. К. Колин // Системы и средства информатики. Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики. - М., 2006.
9. Кумбс, Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Ф. Г. Кумбс. - М., 1970.
10. Лиферов, А. П. Интеграционные тенденции в мировом образовании / А. П. Лиферов // Педагогика. - 2009. -№ 6.
11. На пути к образованию для устойчивого развития в России / под ред. Н. С. Касимова и С. М. Малхазовой. -М.: МГУ, 2006.
12. Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / под ред. Н. С. Касимова. - М.; Смоленск: Универсум, 2004.
13. Образование: сокрытое сокровище: докл. Междунар. комиссии по образованию для XXI в., представл. ЮНЕСКО / Ж. Делор. - Париж: ЮНЕСКО, 1997.
14. Степанов, С. А. Глобализация, устойчивое развитие, образование. Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития / С. А. Степанов. - М.: МНЭПУ, 2009.
15. Урсул, А. Д. Информационные и космологические основания феномена безопасности кибернетических систем / А. Д. Урсул // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2008. - № 4.
16. Урсул, А. Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе / А. Д. Урсул // Открытое образование. -2010. - № 5.
17. Урсул, А. Д. Перспективы образования в XXI в.: глобально-эволюционный подход / А. Д. Урсул // E&M smart education. International scientific journal for the European intellectual elite. - 2012. - № 1.
18. Урсул, А. Д. Перспективы образования: информационно-экологическая ориентация в интересах устойчивого
развития / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул // Педагогика и просвещение. - 2011. - № 4.
19. Урсул, А. Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке / А. Д. Урсул // Зеленый крест. -
1995. - № 4.
20. Урсул, А. Д. и др. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез / А. Д. Урсул. - М., 2008.
Сдано 04.06.2012
133