Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА. К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ'

ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА. К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК / ПАЛЕОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

На основе анализа данных о древних видах людей определены их специфические формы образования и педагогические функции. Автором поставлен вопрос создания новой науки - палеопедагогики. Актуальность данной научной дисциплины состоит в выяснении глубинных причин образования у древних людей, его педагогических основ. Представлены основные понятия палеопедагогики, ее объект и предмет, функции, задачи. Выявляются педагогические формы и методы, применяемые древними людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF AN ANCIENT MAN. TO THE JUSTIFICATION OF PALEOPEDAGOGY

Based on the analysis of data on ancient species of people, their specific forms of education and pedagogical functions are determined. The author raised the question of creating a new science - paleopedagogy. The relevance of this scientific discipline is to elucidate the root causes of education among ancient people and its pedagogical foundations. The basic concepts of paleopedagology, its object and subject, functions, problems are presented. Pedagogical forms and methods used by ancient people are revealed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА. К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.82 УДК 37.013

Хуторской А.В.,

Институт образования человека

Образование у древнего человека. К обоснованию палеопедагогики

Введение

Чтобы понять истоки современного образования, спроектировать его сообразно человеческой природе, требуется обращение к предыдущему опыту, включая образование у древнего человека. С первобытными людьми нас роднит не столько «эволюционная вертикаль», сколько общее предназначение - Хомо (Homo - лат. Человек), которое сохраняется для всего человечества, выступающего единым историческим организмом.

Рассмотрим известные данные о том, как осуществлялось обра-

зование у древних людей и попытаемся определить действующие при этом педагогические функции. В результате обоснуем объект, предмет, основные понятия и функции науки об образовании у древних людей - палеопедагогики (от греч. ра1ао - древний, paidos -дитя, - вести), дословно «дето-вождение в древности».

Источники данных о первобытных людях

Первобытная история человечества изучается и реконструируется с помощью данных различных наук:

Археология - находит вещественные источники: орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуду, плотины, дороги, что позволяет изучить материальную культуру людей [1].

Антропология - исследует костные останки людей - череп, скелет, которые свидетельствуют о размерах мозга, походке, частоте конфликтов, каннибализме и др. [2; 7].

Этнография - на основе анализа вещественных источников - одежды, украшений, устройства жилищ производит реконструкцию образа жизни, обрядов. Изучение наскальных рисунков, устных традиций, фольклора позволяет судить о культурной составляющей жизни людей [10].

Палеонтология - изучает древние вымершие организмы, которые извлекаются из земных слоев - ископаемые [6].

Лингвистика занимается исследованием языка, восстановлением его древних форм, образа мышления. Анатомические данные, например, размеры лобной и теменной частей черепа, строение его звуковоспровозводящих частей, позволяют судить о возможностях речи и мышления [3].

Палеогенетика - молодая наука, которая на основе исследований ДНК определяет принадлежность человека к определенным видам, миграционные процессы древних людей, их связи и наследования [4; 5].

© Хуторской А.В., 2021

ХУТОРСКОЙ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ Российская Федерация, Москва

доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека. Сфера научных интересов: методология образования, педагогическая инноватика, управление образованием, образовательные стандарты, повышение квалификации педагогов, дистанционное образование, методика эвристического обучения, дополнительное образование и исследования учащихся. Автор более 1000 опубликованных научных работ. Электронная почта: khutorskoy@eidos.ru.

ANDREY V. KHUTORSKOY Moscow, Russian Federation

Doctor of Pedagogic Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Director of the Institute of Human Education. Research interests: educational methodology, pedagogical innovation, education management, educational standards, teacher training, distance education, heuristic teaching methodology, additional education and student research. Author of more than 1000 published scientific papers. E-mail address: khutorskoy@eidos.ru.

На основе анализа данных о древних видах людей определены их специфические формы образования и педагогические функции. Автором поставлен вопрос создания новой науки - палеопедагогики. Актуальность данной научной дисциплины состоит в выяснении глубинных причин образования у древних людей, его педагогических основ. Представлены основные понятия палеопедагогики, ее объект и предмет, функции, задачи. Выявляются педагогические формы и методы, применяемые древними людьми.

Ключевые слова: образование, воспитание, древний человек, палеопедагогика.

Based on the analysis of data on ancient species of people, their specific forms of education and pedagogical functions are determined. The author raised the question of creating a new science - paleopedagogy. The relevance of this scientific discipline is to elucidate the root causes of education among ancient people and its pedagogical foundations. The basic concepts of paleopedagology, its object and subject, functions, problems are presented. Pedagogical forms and methods used by ancient people are revealed.

Keywords: education, upbringing, ancient man, paleopedagogy.

Имеются также другие источники: палеоботаника - наука о древних растениях, палеозоология - наука о древних животных, палеоклиматология, геология, изотопный анализ в физике и др.

Данные перечисленных наук позволяют судить о характере жизни и образования древних людей, применяемых ими педагогических средствах. Например, обнаруженное в период первобытно-общинного строя половозрастное разделение труда, когда мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством, позволяет предположить, что женщинам помогали дети. Значит образование детей вначале происходило при ведении домашнего хозяйства, сборе растений, приготовлении пищи. Подобные методы исследования относятся к науке об образовании у древних людей. Речь идет, по сути, о создании новой дисциплины - палеопедагогики.

В древности на нашей планете существовало не менее 24 видов людей: Хомо сапиенс, Хомо эрек-тус, Хомо хабилис, неандертальцы, кроманьонцы, денисовцы, хоб-биты и др. Все они вымерли за ис-

ключением «Человека разумного» (лат. Homo sapiens). Как связаны между собой разные виды людей? Теперь достоверно известно, что не было единого процесса перехода одного вида человека в другой, за который ратовали ученые-эволюционисты. Получены многочисленные данные о том, что определенные виды людей сосуществовали одновременно, имели между собой контакты. Не существует линейного процесса перехода людей от одного вида к другому.

Чтобы судить о характере образования у разных видов древних людей, то есть о том, как происходило их образовывание в течение жизни, необходимо собрать информацию об их особенностях, образе жизни, взаимоотношениях, способах коммуникаций, орудиях и продуктах труда и др. Рассмотрим особенности воспитания нескольких известных видов человека.

Основной метод учения -подражание взрослым

Считается, что человек прямоходящий (лат. Homo erectus) появился от 3 до 7 млн лет назад. Ученые называют его австралопитек.

Австралопитеки имели признаки, характерные как для современных человекообразных обезьян, так и для человека. Они передвигались на двух ногах. Их рост - от метра до полутора, вес от 30 до 50 кг. Объем мозга - до 550 см3. В качестве орудий труда они использовали палки, камни, кости, вели стадный образ жизни. Австралопитеки сделали первое техническое открытие - заметили, что если долго бить камнем о камень, то он раскалывается на части, края которых острее и намного лучше способны резать. Такое открытие - проявление эвристических способностей древнего человека и основание для творческих методов обучения.

Отсутствие больших клыков свидетельствует о том, что австралопитеки питались больше растительной пищей, чем мясом. Если вести речь о педагогическом аспекте, скорее всего, он состоял в научении младенцев добыванию растительной пищи и выживанию в существующих условиях. Основной метод учения - подражание взрослым, прежде всего, матери.

Действие по образцу взрослого (родителя), пожалуй, самый древний педагогический метод научения.

Истоки метода подражания лежат в животном мире, в генетически заложенной способности повторять увиденное.

Метод моделирования -вероятный атрибут древней педагогики

В 1984 году на озере Туркан (Кения) найден скелет мальчика 12 лет, жившего около 1 млн 600 тыс. лет назад. Его рост был 170 см, он отнесен к группе питекантропов. Питекантроп ходил на двух ногах, его походка напоминала передвижение «вразвалочку». Как жил и воспитывался питекантроп? Его главным занятием был поиск пропитания. Собирательство кореньев, ягод не могло насытить соплеменников, им приходилось охотиться на млекопитающих.

В поисках пропитания питекантропы вели кочевой образ жизни. Использовали природные убежища: пещеры, гроты, дупла деревьев. Опасности, подстерегавшие питекантропов, вынуждали их жить селениями. Жилища достигали 15 м в длину и 5 м в ширину, складывались из веток, которые опирались на один большой столб, покрытый шкурой. Внутри жилищ найдены остатки очагов, выложенных из камней. Просторные жилища позволяли жить вместе нескольким поколениям большого семейства, в него помещались 25-30 взрослых особей вместе с детьми. Такой состав позволял взрослым применять коллективные формы деятельности, имеющие педагогическое значение, а детям -вместе играть.

Жизнь группами способствовала охоте на крупных животных. Питекантропы брали с собой на охоту младших соплеменников, которые были к этому готовы, прежде всего, физически. Кроме методов подражания во время охоты на крупных животных новички, возможно, предварительно моделировали происходящее - разыгрывали сцену охоты.

«На лицо ужасные, добрые внутри»

Неандертальцы, как вид Homo, появились 350—800 тыс. лет назад. Они были коренастыми, физически очень сильными, с широкой грудью, имели крепкую короткую шею, большую голову, узкий лоб, широкий низкий нос, сильно выступающие надбровные дуги с густыми бровями, глубоко сидящие глаза. Рост - около 160 см, но мышечная масса на 40% больше, чем у Человека разумного. Больше у них был и объем мозга - до 1740 см3. Неандертальцы жили коллективно-первобытной общиной, были хищниками и питались мясом, отдавая приоритет крупным животным. Только слабые или молодые соплеменники могли добывать грызунов и диких коз, что являлось обучением для перехода к настоящей охоте.

Неандертальцы использовали приемы загонной охоты, поджигали степь и загоняли табун коней или оленей в пропасть или болото, где им оставалось только добить свою добычу. Другой способ: криками и шумом они загоняли животных на тонкий лед реки, те проваливались под лед и настигались охотниками. При охоте на бизонов, шерстистых носорогов и огромных мамонтов использовались ловушки - вырытые и замаскированные ямы. Такие способы, конечно, осваивались молодыми охотниками, которые, скорее всего, обучались непосредственно во время самой охоты.

Метод обучения «в деле» - один из самых древних.

«Пещерный человек» - это про них. Неандертальцы жили в пещерах (точнее, на припещерных площадках) многими поколениями, что свидетельствует о домоустройстве и накоплении опыта педагогического взаимодействия старших и младших. Когда становилось меньше животных для охоты, они покидали пещеру и переходили на другое место, миграция требо-

вала уже других способов жизни и обучения им.

Неандерталец изготавливал достаточно сложные каменные орудия и изделия из яшмы, кремния, речной гальки. Ему требовалось четко выдерживать определенные технологии расщепления изотропных горных пород, иначе ничего бы не получилось, камень просто разбивался. Можно было, конечно, доходить до таких технологий каждому самостоятельно, но гораздо быстрее этому обучиться можно было у старших. Обучение способствовало эффективности деятельности, поэтому являлось востребованным.

Естественное разделение труда происходило по половому признаку. Мужчины изготовляли оружие и каменные орудия труда - скребки, долота, шила, ножи. Они занимались охотой, разделывали туши добытых животных. Женщины обрабатывали шкуры, собирали плоды, съедобные клубни и корни, дрова для поддержания огня. Разумеется, им помогали дети,, осваивая эти способы деятельности.

Зачатки профессионального образования появились тогда, когда древний человек научился получать серии одинаковых по размерам и форме заготовок для изготовления различных по назначению орудий.

«Международные» контакты денисовцев

В 2010 году была открыта новая ветвь древнего человека - денисовец (лат. Homo denisovensis). Название происходит от Денисовой пещеры (Алтай). В пещере было вскрыто 20 культурных слоев, извлечено более 80 тыс. находок - орудий, украшений, костей животных. В слое № 11 ученые обнаружили обломок концевой фаланги мизинца. Фаланга принадлежала девочке 7—12 лет, жившей около 50 тыс. лет назад. В 2010 году из этой кости команде шведского генетика Сванте Паабо удалось извлечь сначала митохон-дриальную, а затем ядерную ДНК.

Тут и случилась сенсация: оказалось, что по мтДНК хозяйка кости отличалась как от современных са-пиенсов, так и от неандертальцев. Общая «праматерь» денисовской девочки, неандертальцев и сапи-енсов жила около миллиона лет назад. У отца этой девочки в роду также неандертальский предок, который жил за 300—600 поколений до нее (длительность поколения в палеолите составляла 25 лет). Это первая в истории находка гибрида разных видов людей в первом поколении, описанная исключительно по ДНК.

Встречи древних людей с другими племенами и даже видами человека стимулировали коммуникации и развитие соответствующих способностей. Чужие люди имели больше отличий, чем знакомые соплеменники. Такая новизна вызывала настороженность. Инстинкт самосохранения, скорее всего, побуждал защитную агрессивную реакцию. Имея опыт общения с хищными животными, древние люди ожидали опасности от любых незнакомцев. Первичные контакты с иноплеменниками, скорее всего, были враждебными и воинственными. Возможно, что постепенно агрессивные коммуникации сменялись на взаимовыгодные. Например, факт обмена детьми у племен мог быть по относительно взаимному согласию, в целях оздоровления потомства. Так взрослые и дети учились коммуникациям, освоению новых для себя приемов жизни, социализировались.

Похолодание изменило педагогические принципы кроманьонцев

Кроманьонец появился около 50 тысяч лет назад и в течение 20 тыс. лет соседствовал с неандертальцем. Кроманьонец высокого роста 170—180 см, объем его мозга -1300 см3. Проживал в общине от 20 до 100 человек.

Кроманьонцы имели более высокую социальность, согласованность и ско-ординированность действий.

Кроманьонцы создают примитивные формы для обжига гончарных изделий, строя для этого печи и выжигая уголь. У них развился большой палец руки, которым удавалось держать тяжелые орудия труда. Наконечники они делали с направленными назад зубцами, чтобы копье глубже застревало в теле животного. В работе с камнем возникла «культура лезвий», люди начали изготавливать изящные и опасные клинки. Ножи, резцы, наконечники стрел и копий, изготовленные кроманьонцами, были более совершенными, чем орудия неандертальцев.

Уровень профессионального развития и образования у кроманьонцев -самый высокий среди древних людей.

Важным с педагогической точки зрения стало изменение образа жизни кроманьонцев в связи с Рис-ским похолоданием, дошедшим до Африки 150—130 тыс. лет назад. Для кроманьонцев оно началось резким сокращением мясного рациона по причине уменьшения численности крупных животных. Методы охоты мужчин тоже изменились, они стали использовать силки на мелких животных, рыбную ловлю дротиками и др.

Одновременно стала повышаться роль собирательства. При сложившемся разделении труда собирательством занимались женщины. С уменьшением количества крупных хищников опасностей в саванне или в лесах становилось меньше. Теперь женщина, уходя со стоянки, чувствует себя в большей безопасности. Если женщины приносят основную пищу, то зависимость от них становится фактором нового регулирования отношений в группе, создаются условия перехода к матриархату. Но не только.

У кроманьонцев меняются педагогические принципы и методы.

Уходить женщинам в леса и саванны далеко от стоянки для поиска растительной пищи вместе с детьми неудобно. Могут ли помочь в этом мужчины? Нет. Они сами уходят за добычей. Кроме того, уход за ребен-

ком - традиционно женская функция в разделении труда. Актуальной становится помощь бабушек и дедушек по уходу за детьми, их кормлению, воспитанию, приготовлению пищи. Старшие присматривают за детьми и обучают их. Старики-мужчины учат мальчиков мужским занятиям и изготовлению орудий, бабушки - рукоделию девочек. Появляются условия для развития педагогических форм занятий старших членов общины с младшими.

Возрастает также значение ухода за пожилыми членами семьи. Такой уход формирует социальную помощь пожилым людям, которые приобретают новую значимость как педагоги и находят новую функцию - накопление и передача знаний подросткам, участие в системе отношений внутри группы, наряду с ее руководителями.

Что такое палеопедагогика?

Палеопедагогика как наука до настоящего времени не существовала, и даже сейчас еще нельзя сказать, что она появилась. Однако можно начать ее обоснование, дадим ей такое определение.

Под палеопедагогикой мы будем понимать науку об образовании и становлении древнего человека, а также практику влияния древних людей на образование своих соплеменников.

Таким образом, палеопедагогика имеет два проявления:

1) Практика влияния древних людей вместе с их окружающей средой на образование своих соплеменников; такая практика существовала у всех видов древнего человека.

2) Наука, исследующая образование древних людей; такая наука создается сегодня.

Для чего необходима палеопедагогика?

В исторических масштабах время существования древнего человека колоссально - миллионы лет.

По сравнению с этим периодом обозримое время жизни современного человека - капля в море. Миллионы лет образования человека в древности несопоставимы с небольшим окошком нового времени, в которое смотрят многие наши современники. Увидеть и изучить человечество в иных временных масштабах означает получить дополнительные способы самопознания и познания мира для каждого ныне живущего человека. Это как если подняться на воздушном шаре и увидеть свой мир с новой высоты.

Палеопедагогика может дать результаты, относящиеся к естественным и глубинным истокам образования человека, которые проверены временем. Понимание исходных причин воспитания древнего человека позволит определить соотношение естественных и искусственных условий образования не только в то время, но и в отношении современного человека. В результате фундаментальными представлениями обогатятся современная педагогическая наука и практика.

Взгляд назад нужен также для того, чтобы уметь смотреть вперед. Опираясь на выведенные закономерности образования древнего человека, можно проецировать их на будущее. Лозунг «Назад, в пещеры!» может оказаться не столь уж ироничным, особенно, если иметь в виду современную непри-родосообразность окружения, питания и жизни современного человека. Палеопедагогика задает тенденцию возвращения к естеству. Изучение прошлого может повлиять на образование человека будущего.

Палеопедагогика создает предпосылки для развития другой новой науки - педагогической футурологии - науки о прогнозировании будущего образования [9]. Во всяком будущем есть часть прошлого. Такая связь времен непрерывна. Даже если принять, что в истории человечества существо-

вали разные виды людей и многие из них, практически все, кроме Хомо сапиенса, вымерли, все равно между всеми людьми имеется связь. Палеопедагогика позволит выяснить, чем именно мы связаны с древними людьми, что у нас есть от них и почему, и что с этим делать дальше.

Объект и предмет

палеопедагогики

Принято различать объект и предмет науки. Объект - область действительности, которую исследует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций данной науки. Предмет - это как бы фонарь, угол зрения, под которым мы смотрим на действительность, высвечивая в ней те стороны, которые определены нашими задачами. Предмет - это модель объекта.

В общей педагогике объект - это образование человека как явление действительности. Предмет общей педагогики - педагогический процесс, который обеспечивает образование человека. В палеопедаго-гике, которая существует, с одной стороны, как удаленная от нас во времени реальность образования древних людей, с другой - как создаваемая сегодня наука об этой реальности, объект и предмет имеют специфику.

Объект палеопедагогики - образование древнего человека.

Предмет палеопедагогики - педагогические основы взаимодействия между древними людьми, а также между людьми и окружающим миром, которое влияет на их образование. К предмету палеопедагогики относятся педагогические особенности жизнедеятельности известных видов человека, взаимодействия взрослых и детей в древних группах (племенах), первобытные формы обучения и воспитания, межгрупповые и межвидовые коммуникации древнего человека, определяющие их образование и др.

Понятия палеопедагогики

Термин «образование человека» используется в палеопедагогике в двух смыслах: 1) Как происхождение человека. 2) Как образовы-вание человека, его развитие, становление.

Речь идет и о человеке как виде, и о каждом конкретном древнем ребенке или взрослом. Исходя из принципа соответствия онтогенеза филогенезу, следует предположить, что рождение и развитие каждого отдельного ребенка повторяет в своих чертах рождение и развитие всего человечества или его вида.

Основные понятия палеопедагогики: образование древнего человека; воспитание древнего человека; формы образования у различных видов древних людей; качества и свойства древнего человека, их изменение в ходе образования; первобытная природа как образовательная среда; способы взаимодействия древнего человека с окружающим миром; принципы выживания древнего человека, формы их освоения; способы общения древних людей: старших и младших, младших между собой; обучение древнего человека созданию орудий труда, предметов искусства; освоение и развитие первобытной культуры.

Применяются специфические не только для первобытных людей понятия: прямохождение, мышление, речь, язык, орудия труда и др. Традиционные для общей педагогики понятия «обучение», «воспитание», «развитие», «учение», «знания», «умения» и другие рассматриваются в палеопедагогике с учетом ее предмета.

Проблематика палеопедагогики

Исходной проблемой палеопедагогики является вопрос соотношения внешних причин появления человека (Бог, космос, другие причины) и внутренних возможностей человека, его назначения. От

выбора данных причин или их сочетания зависят методы исследований, содержание результатов.

Основы палеопедагогики, да и общей педагогики, лежат в разнице между взрослыми и детьми. Поскольку опыт у детей еще небольшой, для успеха им требуется помощь взрослых. Эта помощь и является воспитанием - педагогической деятельностью взрослых по отношению к детям.

Потребность в педагогике возникает у человека для того, чтобы жить и выживать следующим поколениям в окружающем мире. Научился выживать сам, научи детей. Детей также следует научить продолжать род, помогать следующим поколениям через их образование.

Каковы причины возникновения воспитания и обучения в первобытном обществе? Основные причины:

1. Необходимость выживания в окружающей среде.

2. Продолжение рода.

3. Сохранение и передача результатов накопления опыта следующим поколениям.

Однако воспитание детей - не единственная педагогическая деятельность. Человек, если он что-либо делает, умеет это делать лучше других, влияет и на своих сородичей, как на старших, так и на сверстников, на младших, обучает их. Обучение такая же древняя деятельность, как и воспитание [8].

Методы палеопедагогики

Каковы методы развития науки об образовании древних людей? Прежде всего, это методы смежных наук:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• науки о древнем человеке: археология, антропология, этнография, история, палеогенетика и др.

• современная педагогика в части преемственности с древним человеком. Нахождение в современном человеке признаков образования древнего человека.

• народная педагогика, традиции, обряды. Практика семейного воспитания.

• религии, мифология, эзотерика.

Отдельно отметим специфические методы:

• моделирование древних событий (природных, климатических, миграций, и др.);

• реконструкция ситуаций, сопровождающих древних людей;

• метод аналогии с нынешними людьми, а также с представителями близких человеку животных.

Факторы, определяющие образование человека в древности

Первобытно-общинный строй -самая длительная по времени формация, которая существовала у всех народов. Скорее всего, зачатки основных педагогических средств и форм образовались именно на первобытной стадии человечества. В дальнейшем происходило расширение, видоизменение, развитие педагогических средств сообразно наступающим изменениям, эпохам, видам людей. Древняя первобытная община стала формой организации человеческого общества. Человек смог жить и воспроизводиться в коммуникациях друг с другом и окружающим миром. Он расселился почти по всему земному шару, освоил большую часть планеты, пригодную для жизни.

Перечислим факторы, определяющие образование человека в древности. Согласно проведенному нами анализу, специфика образования древних людей такова:

1. Половое разделение людей обеспечивало рождение детей и продолжение рода.

2. Жизнедеятельность людей происходила в группах (племенах, общинах), что позволяло им взаимодействовать, в том числе педагогически.

3. Общение - потребность человека, развивающая его и иденти-

фицирующая его по отношению к своей группе (племени, общине) в древности.

4. Межплеменное и межвидовое взаимодействие древних людей порождало их новые качества, приводило к естественному отбору и развитию. Известно, что племена обменивались людьми, в том числе детьми. Происходить такой обмен мог либо мирно, либо насильственно.

5. Одновременное существование в группах людей разного возраста, с разным опытом и знаниями создавало предпосылки для образовательных коммуникаций, то есть для обучения одними других.

6. На педагогические подходы влияла окружающая среда, флора, фауна, климатические и иные изменения. Например, при наличии крупных и хищных животных древние люди обучались соответствующим качествам: ловкости, смелости, взаимоподдержке. Ледниковые похолодания требовали обучения сохранению тепла, повышению калорийности питания, приводили к перестройке педагогических отношений.

7. Наличие различных форм перемещения людей в окружающем мире (собирательство, охота, миграции), обуславливали их взаимодействие с внешним природным окружением, играющим роль образовательной среды. Результаты взаимодействия со средой приводили к образованию и развитию у людей соответствующих качеств, навыков защиты от опасностей, защиты сородичей, умения кочевать, строить жилища, развитию речи.

Известно, что для разных видов древних людей характерно одинаковое количество членов группы -общины, это 20-30 человек. Такие общины были у австралопитеков, кроманьонцев и др. Заметим, что ученический класс в современной школе или студенческая группа в вузе имеет аналогичное количество учеников. Видимо, такая чис-

ленность коллектива оптимальна для решения многих педагогических задач: знакомства друг с другом учеников, их взаимного общения, одновременного видения всех учителем для управления образовательным процессом, продуктивности совместной работы и учебы. Можно сказать, что имеющаяся организация учебного процесса взята нами из жизни древних предков. Многотысячелетний опыт обе-

спечил принцип: жить и учиться в группе 20-30 человек.

Племена и народности, сохранившие черты первобытнообщинного строя, и поныне живут в разных местах земного шара. Некоторые из них почти не знают металлов и живут в каменном веке, другие подверглись сильному влиянию классовых обществ, но сохраняют элементы древнего уклада жизни. Можно обнару-

жить, что особенности хозяйства, общественного строя, материальной и духовной культуры таких племен, их педагогики в прошлом были характерны для других народов и всего человечества. Такая особенность людей позволит развивать экспериментальные методы исследований палеопедагогики - изучать образование древних людей на примере современных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Археология: Учебник; под ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во МГУ, 2006. 608 с.

2. Дробышевский С.В. Достающее звено. Книга вторая. Люди. М.: АСТ, Corpus, 2017. 592 с.

3. Петренко Д.И., Штайн К.Э. Лингвистическая палеонтология культуры: Языкознание. Кавказоведение. Ростов-на-Дону: Полиграф-Сервис, 2017. 462 с.

4. Пилипенко А.С. Палеогенетика человека // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2013. Т. 17. № 4/2. С. 957—971.

5. Паабо С. Неандерталец. В поисках исчезнувших геномов. М.: АСТ, Corpus, 2017. 416 с.

6. Современная палеонтология. Методы, направления, проблемы, практическое приложение: Справочное пособие. В 2-х т.; ред. В.В. Меннер и В.П. Макридин. М.: Недра, 1988. Том 1. 540 с. Том 2. 383 с.

7. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Книга 2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека. 2-е изд. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. 833 с.

8. Хуторской А.В. Гипотеза о первобытном происхождении дидактики // Высшее образование сегодня. 2021. № 1. С. 5—10.

9. Хуторской А.В. К обоснованию педагогической футурологии // Народное образование. 2019. № 6. С. 43—48.

10. Этнография: учебник; под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высшая школа, 1982. 320 с.

REFERENCES

1. Arheologiya: uchebnik [Archeology: Textbook]; Ed. V.L. Yanina. Moscow: Izd-vo MGU, 2006. 608 p. (in Russian).

2. Drobyshevskij S.V. Dostayushchee zveno. Kniga vtoraya. Lyudi [The missing link. Book two. People]. Moscow: AST, Corpus, 2017. 592 p. (in Russian).

3. Petrenko D.I., Shtajn K.E. Lingvisticheskaya paleontologiya kul'tury: Yazykoznanie. Kavkazovedenie [Linguistic Paleontology of culture: Linguistics. Kavkazovedenie]. Rostov-na-Donu: Poligraf-Servis, 2017. 462 p. (in Russian).

4. Pilipenko A.S. Paleogenetika cheloveka [Human Paleogenetics]. Vavilov Journal of Genetics and Breeding. 2013. Vol. 17. No. 4/2. P. 957—971. (in Russian).

5. Paabo S. Neandertalec. V poiskah ischeznuvshih genomov [Neanderthal. In search of the disappeared dwarves]. Moscow: AST, Corpus, 2017. 416 p. (in Russian).

6. Sovremennaya paleontologiya. Metody, napravleniya, problemy, prakticheskoe prilozhenie: Spravochnoe posobie. [Modern paleontology. Methods, directions, problems, practical application: A reference manual]; Ed. V.V. Menner, V.P. Makridin. Moscow: Nedra, 1988. (in Russian).

7. Fedorov Yu.M. Summa antropologii. Kniga 2. Kosmo-antropo-socio-prirodogenez Cheloveka. [The sum of anthropology. Book 2. Cosmo-anthropo-socio-natural genesis of Man]. Novosibirsk: Nauka. Sibirskaya izdatel'skaya firma RAN, 1996. 833 p. (in Russian).

8. Hutorskoj A.V. Gipoteza o pervobytnom proiskhozhdenii didaktiki [The hypothesis of the primitive origin of didactics]. Higher education today. 2021. No. 1. P. 5—10. (in Russian).

9. Hutorskoj A.V. K obosnovaniyu pedagogicheskoj futurologii [To substantiate pedagogical futurology]. National education. 2019. No. 6. P. 43—48.

10. Etnografiya: uchebnik [Ethnography: textbook]; Ed. Yu.V. Bromley, G.E. Markov. Moscow: Vysshaya shkola, 1982. 320 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.