Научная статья на тему 'КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРАЗОВАНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ? К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ'

КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРАЗОВАНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ? К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК / ВИДЫ ЛЮДЕЙ / ПАЛЕОПЕДАГОГИКА / ПИТЕКАНТРОП / НЕАНДЕРТАЛЕЦ / ДЕНИСОВЕЦ / КРОМАНЬОНЕЦ / САПИЕНС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

На основе анализа данных о древних видах людей определены их специфические формы образования и педагогические функции. Поставлен вопрос создания новой научной области - палеопедагогики. Актуальность данной научной дисциплины состоит в выяснении глубинных причин образования у древних людей, его педагогических основ, которые могут влиять на современные представления в педагогике. Обозначены основные понятия палеопедагогики, е¸ объект и предмет, проблематика, функции, задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT DID EDUCATION OF PRIMITIVE PEOPLE CONSIST IN? ON THE RELEVANCE OF PALEOPEDAGOGY

Based on the analysis of data on ancient species of humans, specific forms of their education and pedagogical functions have been determined. The question of creating a new scientific field - paleopedagogy - was raised. The relevance of this scientific discipline lies in revealing the deep-laid reasons for education in ancient people, its pedagogical foundations, which can influence modern ideas in pedagogy. The article indicates the basic concepts of paleopedagogy, its object, subject, problems, functions, and tasks.

Текст научной работы на тему «КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРАЗОВАНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ? К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ»

УДК 37.013

А. В. Хуторской

Как происходило образование у первобытных людей?

К обоснованию палеопедагогики

Аннотация

На основе анализа данных о древних видах людей определены их специфические формы образования и педагогические функции. Поставлен вопрос создания новой научной области — палеопедагогики. Актуальность данной научной дисциплины состоит в выяснении глубинных причин образования у древних людей, его педагогических основ, которые могут влиять на современные представления в педагогике. Обозначены основные понятия палеопедагогики, её объект и предмет, проблематика, функции, задачи.

I Ключевые слова: образование; воспитание; древний человек; виды людей; палеопедагогика; питекантроп; неандерталец; денисовец; кроманьонец; сапиенс.

A. V. Khutorskoy

What did education of primitive people consist in? On the relevance of paleopedagogy

Abstract

Based on the analysis of data on ancient species of humans, specific forms of their education and pedagogical functions have been determined. The question of creating a new scientific field — paleopedagogy — was raised. The relevance of this scientific discipline lies in revealing the deep-laid reasons for education in ancient people, its pedagogical foundations, which can influence modern ideas in pedagogy. The article indicates the basic concepts of paleopedagogy, its object, subject, problems, functions, and tasks.

I Keywords: education; character formation; ancient man; species of humans; paleopedagogy; pithecanthropus; Neanderthal; Denisovan; Cro-Magnon; sapiens.

Чтобы понять истоки современного образования, спроектировать его сообразно человеческой природе, требуется обращение к предыдущему опыту, включая образование у древнего человека. Рассмотрим известные данные о том, как происходило образование у древних людей и попытаемся определить действующие при этом

педагогические функции. В результате обоснуем объект, предмет, основные понятия и проблематику науки об образовании у древних людей — палеопедагогики (от греч. palaios — древний, paidos — дитя, agos — вести), что дословно означает «детовождение в древности».

Хуторской А. В.

Как происходило образование у первобытных людей? К обоснованию палеопедагогики 53

Источники данных о первобытных

людях

Первобытная история человечества изучается и реконструируется с помощью данных различных наук:

Археология — находит вещественные источники: орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуду, плотины, дороги, что позволяет изучить материальную культуру людей [1].

Антропология — исследует костные останки людей — череп, скелет, которые свидетельствуют о размерах мозга, походке, частоте конфликтов, каннибализме и др. [2; 8].

Этнография — на основе анализа вещественных источников — одежды, украшений, устройства жилищ, производится реконструкция образа жизни, обрядов. Изучение наскальных рисунков, устных традиций, фольклора позволяет судить о культурной составляющей людей [11].

Палеонтология — изучает древние вымершие организмы, которые извлекаются из земных слоев, — ископаемые [6; 7].

Лингвистика занимается исследованием языка, восстановлением его древних форм, образа мышления. Анатомические данные, например размеры лобной и теменной частей черепа, строение его звуковоспроизводящих частей, позволяют судить о возможностях речи и мышления [3].

Палеогенетика — молодая наука, которая на основе исследований ДНК определяет принадлежность человека к определённым видам, миграционные процессы древних людей, их связи и наследования [4; 5].

Имеются также другие источники: палеоботаника — наука о древних растениях, палеозоология — наука о древних животных, палеоклиматология, геология, изотопный анализ в физике и др.

Данные перечисленных наук позволяют судить о характере жизни и об образовании древних людей, применяемых ими педагогических средствах. Например, обнаруженное в первобытном строе половозрастное разделение труда, когда мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством, позволяет с очевидностью предположить, что женщинам помогали дети. Значит, образование детей вначале происходило при ведении домашнего хозяйства, сбора растений, приготовлении еды. Подобные методы исследования относятся к науке об образовании у древних людей. Речь идёт, по сути, о создании новой дисциплины — палеопедагогики.

В древности на нашей планете существовало не менее 24 видов людей: хомо сапиенс, хомо эрек-тус, хомо хабилис, неандертальцы, кроманьонцы, денисовцы, хоббиты и др. Все они вымерли за исключением человека разумного (лат. Homo sapience). Как связаны между собой разные виды людей? Теперь достоверно известно, что не было единого процесса перехода одного вида человека в другой, за который ратовали учёные-эволюциони-

сты. Получены многочисленные данные о том, что многие виды людей сосуществовали одновременно, имели между собой контакты. Не существует линейного процесса перехода людей от одного вида к другому.

Чтобы судить о характере образования у разных видов древних людей, т. е. о том, как происходило их образовывание в течение жизни, необходимо собрать информацию об их особенностях, образе жизни, взаимоотношениях, способах коммуникаций, орудиях и продуктах труда и др. Рассмотрим педагогические особенности нескольких известных видов человека.

Основной метод учения — подражание взрослым

Считается, что человек прямоходящий (лат. Homo erectus) произошёл от 3 до 7 млн лет назад, его назвали австралопитеком. Австралопитеки имеют признаки, характерные как для современных человекообразных обезьян, так и для человека. Передвигаются на двух ногах. Их рост составляет от одного до полутора метров, вес — от 30 до 50 кг, объём мозга — до 550 см3. Они имели примитивные орудия труда (палки, камни, кости), вели стадный образ жизни. Австралопитеки не просто использовали подходящие камни, они сделали первое техническое открытие — заметили, что если долго ударять камнем о камень, то он раскалывается на части, острые края которых способны хорошо резать. Такое открытие — проявление эвристических способностей древнего человека и основание для творческих методов образования.

Отсутствие больших клыков привело к тому, что австралопитеки питались больше растительной пищей, чем мясом. Если вести речь о педагогическом аспекте, то, скорее всего, он состоял в научении младенцев добывать растительную пищу и выживать в существующих условиях. Основной метод учения — подражание взрослым, прежде всего, матери.

^ Действие по образцу взрослого (родителя), пожалуй, самый древний педагогический метод обучения.

Истоки метода подражания лежат в животном мире, в генетически заложенной способности повторять увиденное.

Метод моделирования — вероятный атрибут древней педагогики

В 1984 году на озере Туркан (Кения) найден скелет мальчика 12 лет, который жил около одного млн 600 тыс. лет назад. Его рост был 170 см, он отнесён к группе питекантропов. Питекантроп ходил на двух ногах, имел, вероятно, походку «вразвалочку». Как жил и воспитывался питекантроп? Его главным занятием был поиск пропитания. Собирательство кореньев и ягод не могло насытить

соплеменников, им приходилось охотиться на млекопитающих.

В поисках пропитания питекантропы вели кочевой образ жизни. Они использовали природные убежища: пещеры, гроты, дупла деревьев. Опасности, подстерегавшие питекантропов, вынуждали их жить селениями. Их жилища достигали 15 м в длину и 5 м в ширину, складывались из веток, которые опирались на один большой столб, покрытый шкурой. Внутри жилищ найдены остатки очагов, выложенных из камней. Просторные жилища позволяли жить вместе нескольким поколениям большого семейства, в него помещались 25-30 взрослых особей вместе с детьми. Такой состав позволял взрослым применять коллективные формы деятельности, имеющие педагогическое значение, а детям — вместе играть.

Жизнь группами способствовала охоте на крупных животных. Питекантропы брали с собой на охоту младших соплеменников, которые были к этому готовы, прежде всего, физически. Кроме методов подражания во время охоты на крупных животных новички, возможно, предварительно моделировали происходящее — разыгрывали сцену охоты.

«На лицо ужасные, добрые внутри»

Неандертальцы как вид Homo появились 350-800 тыс. лет назад. Они были коренастыми, физически очень сильными, с широкой грудью, имели крепкую короткую шею, большую голову, узкий лоб, широкий низкий нос, сильно выступающие надбровные дуги с густыми бровями, глубоко сидящие глаза. Их рост — около 160 см, но мышечная масса на 40% больше, чем у человека разумного. Больше у них был и объем мозга — до 1740 см3.

Неандертальцы жили коллективно-первобытной общиной. Были хищниками и питались мясом, отдавая приоритет крупным хищникам. Только слабые или молодые соплеменники могли добывать грызунов и диких коз, что являлось обучением для перехода к настоящей охоте.

Неандертальцы использовали приемы загонной охоты, поджигали степь и загоняли табун коней или оленей в пропасть или болото, где им оставалось только добить свою добычу. Другой способ: криками и шумом они загоняли животных на тонкий лед реки, те проваливались под лёд и настигались охотниками. При охоте на бизонов, шерстистых носорогов и огромных мамонтов использовались ловушки — вырытые и замаскированные ямы. Такие способы, конечно, осваивались молодыми охотниками, которые, скорее всего, обучались непосредственно во время самой охоты.

^ Метод обучения «в деле» — один из самых

древних.

«Пещерный человек» — это про них. Неандертальцы жили в пещерах (точнее, на припе-щерных площадках) многими поколениями, что свидетельствует о домоустройстве и накоплении

опыта педагогического взаимодействия старших и младших. Когда становилось меньше животных для охоты, они покидали пещеру и переходили на другое место, миграция требовала уже других способов жизни и обучения этим способам.

Неандертальский человек изготавливал достаточно сложные каменные орудия и изделия из яшмы, кремния, речной гальки. Требовалось четко выдерживать определенные технологии расщепления изотропных горных пород, иначе ничего бы не получилось, камень просто разбивался. Можно было, конечно, доходить до таких технологий каждому самостоятельно, но гораздо быстрее этому обучиться можно было у старших. Обучение способствовало эффективности, поэтому являлось востребованным.

Естественное разделение труда происходило по половому признаку. Мужчины изготовляли оружие и каменные орудия труда — скребки, долота, шила, ножи. Они занимались охотой, разделывали туши добытых животных. Женщины обрабатывали шкуры, собирали плоды, съедобные клубни и корни, собирали дрова для поддержания огня. Разумеется, им помогали дети, осваивая эти способы.

^ Зачатки профессионального образования появились тогда, когда древний человек научился получать серии одинаковых по размерам и формам заготовок для изготовления различных по назначению орудий.

Международные коммуникации денисовцев

В 2010 году совершенно случайно была открыта новая ветвь древнего человека. Название дени-совец (лат. Homo denisovensis) происходит от Денисовой пещеры (Алтай). В пещере было вскрыто 20 культурных слоёв, извлечено более 80 тыс. находок — орудий, украшений, костей животных. В слое № 11 учёные обнаружили обломок концевой фаланги мизинца. Как выяснилось позже, фаланга принадлежала девочке 7-12 лет, жившей около 50 тыс. лет назад. В 2010 году из этой кости команде шведского генетика Сванте Паабо удалось извлечь сначала митохондриальную, а затем ядерную ДНК. Тут и случилась сенсация: оказалось, что по мтДНк хозяйка кости отличалась как от современных сапиенсов, так и от неандертальцев. Общая «праматерь» денисовской девочки, неандертальцев и сапиенсов жила около миллиона лет назад. У отца этой девочки в роду также неандертальский предок, который жил за 300-600 поколений до него (длительность поколения в палеолите составляла 25 лет). Это первая в истории находка гибрида разных видов людей в первом поколении, описанная исключительно по ДНК.

Встречи древних людей с другими племенами и даже видами человека стимулировали коммуникации и развитие соответствующих способностей. Чужие люди имели больше отличий, чем

Хуторской А. В.

Как происходило образование у первобытных людей? К обоснованию палеопедагогики

знакомые соплеменники. Такая новизна вызывала настороженность. Инстинкт самосохранения, скорее всего, побуждал защитную агрессивную реакцию. Имея опыт общения с хищными животными, древние люди ожидали опасности от любых незнакомцев. Первичные контакты с иноплеменниками, вероятно, должны были быть враждебными и воинственными. Возможно, что постепенно агрессивные коммуникации сменялись на взаимовыгодные. Например, факт обмена детьми у племён мог быть по относительному взаимному согласию в целях оздоровления потомства. Так взрослые и дети учились коммуникациям, освоению новых для себя приёмов жизни, социализировались.

Похолодание изменило педагогические принципы кроманьонцев

Кроманьонец появился около 50 тыс. лет назад и в течение 20 тыс. лет соседствовал с неандертальцем. Кроманьонец был высокого роста — 170-180 см, объем его мозга составлял 1300 см3. Проживал общинами, включающими от 20 до 100 человек.

^ Кроманьонцы имели высокую социальность, согласованность и координацию в действиях.

Кроманьонцы создают примитивные формы для обжига гончарных изделий, строя для этого печи и выжигая уголь. У них на руке развился большой палец, которым удавалось держать тяжёлые орудия труда. Наконечники они делают с направленными назад зубцами, чтобы копье глубже застревало в теле животного. В работе с камнем возникла «культура лезвий», люди начали изготавливать изящные и опасные клинки — ножи, резцы, наконечники стрел и копий, изготовленные кроманьонцами, были более совершенными, чем орудия неандертальцев.

^ Уровень профессионального развития и образования у кроманьонцев — самый высокий среди древних людей.

Важным с педагогической точки зрения стало изменение образа жизни кроманьонцев в связи с Рисским похолоданием, дошедшим до Африки 150-130 тыс. лет назад. Для кроманьонцев оно началось резким сокращением африканского мясного рациона по причине сокращения популяций крупных животных. Методы охоты мужчин тоже изменились, теперь это стали силки на малых животных, рыбная ловля дротиком и др.

Одновременно повышается роль собирательства растительности. При сложившемся разделении труда последние тысячи лет собирательством занимались женщины. С уменьшением количества крупных хищников опасностей в саванне или в лесах становилось меньше. Теперь женщина, уходя со стоянки, чувствует себя более безопасно. Если женщины приносят основную пищу, то зависимость от них становится фактором нового регули-

рования отношений в группе, создаются условия перехода к матриархату. Но не только.

^ У кроманьонцев меняются педагогические принципы и методы.

Уходить женщинам в леса и саванны далеко от стоянки для поиска растительной пищи вместе с детьми неудобно. Могут ли помочь в этом мужчины? Нет. Они сами уходят за добычей. Кроме того, уход за ребенком — традиционно женская функция в разделении труда. Актуальной становится помощь бабушек и дедушек по уходу за детьми, их кормлению, воспитанию, приготовлению пищи. Старшие присматривают за подрастающими и обучают их. Старики-мужчины учат мальчиков мужским занятиям и изготовлению орудий, бабушки — девочек рукоделию. Появляются условия для развития педагогических форм занятий старших членов общины с подрастающими.

Возрастает также значение ухода за пожилыми членами семьи. Такой уход формирует социальную помощь пожилым людям, которые приобретают новую значимость как педагогов и находят новую функцию — накопление и передачу знаний подросткам, участие в системе отношений внутри группы наряду с её руководителями.

Что такое палеопедагогика?

Палеопедагогика как наука до настоящего времени не существовала, и даже сейчас ещё нельзя сказать, что она появилась. Однако можно начать её обоснование, дадим ей такое определение: па-леопедагогика — наука об образовании и становлении древнего человека, а также практика влияния древнихлюдей на образование своих соплеменников.

Таким образом, палеопедагогика имеет два проявления:

1) практика влияния древних людей вместе с их окружающей средой на образование своих соплеменников; такая практика существовала у всех видов древнего человека;

2) наука, исследующая образование древних людей; такая наука создаётся сегодня.

Для чего необходима палеопедагогика?

В исторических масштабах время существования древнего человека колоссально — миллионы лет. По сравнению с этим периодом обозримое время жизни современного человека — капля в море. Миллионы лет образования человека в древности несопоставимы с небольшим окошком нового времени, в которое смотрят многие наши современники. Увидеть и изучить человечество с иных временных масштабов — означает получить дополнительные способы самопознания и познания мира для каждого нынешнего человека. Это как если подняться на воздушном шаре и увидеть свой мир с новой высоты.

Палеопедагогика может дать результаты, относящиеся к естественным и глубинным истокам образования человека, которые проверены временем. Понимание исходных причин образования человека древнего позволит определить соотношение естественных и искусственных условий образования не только в то время, но и в отношении современного человека. В результате фундаментальными представлениями обогатится современная педагогическая наука и практика.

Взгляд назад нужен также для того, чтобы уметь смотреть вперёд. Опираясь на выведенные закономерности образования древнего человека, можно проецировать их на будущее. Лозунг «Назад, в пещеры!» может оказаться не столь уж ироничным, особенно, если иметь в виду современную неприродосообразность окружения, питания и жизни современного человека. Палеопедагогика задаёт тенденцию возвращения к естеству. Изучение прошлого может повлиять на образование человека будущего.

Палеопедагогика создаёт предпосылки для развития другой новой науки — педагогической футурологии — науки о прогнозировании будущего образования [10]. Во всяком будущем есть часть прошлого. Такая связь времён непрерывна. Даже если принять, что в истории человечества существовали разные виды людей и многие из них (почти все, кроме хомо сапиенса) вымерли, всё равно между всеми людьми имеется связь. Палеопедаго-гика позволит выяснить, чем именно мы связаны с древними людьми, что у нас есть от них и почему, и что с этим делать дальше.

Объект и предмет палеопедагогики

Принято различать объект и предмет науки. Объект — область действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций данной науки. Предмет — это как бы фонарь, угол зрения, под которым мы смотрим на действительность, высвечивая в ней те стороны, которые определены нашими задачами. Предмет — это модель объекта.

В общей педагогике объект — это образование человека как явление действительности. Предмет общей педагогики — педагогический процесс, который обеспечивает образование человека. В па-леопедагогике, которая существует, с одной стороны, как удалённая от нас во времени реальность образования древних людей, с другой — как создаваемая сегодня наука об этой реальности, объект и предмет имеют специфику.

Объект палеопедагогики — образование древнего человека.

Предмет палеопедагогики — педагогические основы взаимодействия между древними людьми, а также между людьми и окружающим миром, которые влияют на их образование.

К предмету палеопедагогики относятся педагогические особенности жизнедеятельности известных видов человека, взаимодействия стар-

ших и младших людей в древних группах (племенах), первобытные формы обучения и воспитания, межгрупповые и межвидовые коммуникации древнего человека, определяющие их образование и др.

Понятия палеопедагогики

Термин «образование человека» используется в палеопедагогике в двух смыслах: 1) как происхождение человека; 2) как образовывание человека, его развитие, становление.

Речь идёт и о человеке как виде, и о каждом конкретном древнем ребёнке или взрослом. Исходя из принципа соответствия онтогенеза филогенезу следует предположить, что рождение и развитие каждого отдельного ребёнка повторяет в своих чертах рождение и развитие всего человечества или его вида.

Основные понятия (темы) палеопедагогики: образование древнего человека; воспитание древнего человека; формы образования у различных видов древних людей; качества и свойства древнего человека, их изменение в ходе образования; первобытная природа как образовательная среда; способы взаимодействия древнего человека с окружающим миром; принципы выживания древнего человека, формы их освоения; технологии общения древних людей — старших и младших, младших между собой; методы образовательного взаимодействия древних людей; обучение древнего человека созданию орудий труда, предметов искусства; освоение и развитие первобытной культуры.

Применяются специфические не только для первобытных людей понятия: прямохождение, мышление, речь, язык, орудия труда и др. Традиционные для общей педагогики понятия «обучение», «воспитание», «развитие», «учение», «знания», «умения» и др. рассматриваются в па-леопедагогике с учётом её предмета.

Проблематика палеопедагогики

Исходная проблема палеопедагогики — соотношение внешних причин появления человека (Бог, космос, другие причины) и внутренних возможностей человека, его назначения. От выбора данных причин или их сочетания зависят методы исследований, содержание результатов.

Основы палеопедагогики, да и общей педагогики, лежат в разнице между взрослыми и детьми. Поскольку опыт у детей ещё небольшой, для успеха им требуется помощь взрослых. Эта помощь и является воспитанием — педагогической деятельностью взрослых по отношению к детям.

Потребность в педагогике возникает у человека для того, чтобы жить и выживать следующим поколениям в окружающем мире. Научился выживать сам, научи детей. Детей также следует научить продолжать род, помогать следующим поколениям путем их образования.

Хуторской А. В.

Как происходило образование у первобытных людей? К обоснованию палеопедагогики

Каковы причины воспитания и обучения в первобытном обществе? Основные причины:

1. Выживание в окружающей среде.

2. Продолжение рода.

3. Сохранение и передача результатов опыта следующим поколениям.

Однако воспитание детей — не единственная педагогическая деятельность. Человек, если он что-либо делает, умеет это делать лучше других, влияет и на своих сородичей, как на старших, так и на сверстников, на младших, обучает их. Обучение — такая же древняя деятельность, как и воспитание [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы палеопедагогики

Каковы методы развития науки об образовании древних людей? Прежде всего, это методы смежных наук:

• Науки о древнем человеке — археология, антропология, этнография, история, палеогене-тика и др.

• Современная педагогика в части преемственности с древним человеком. Нахождение в современном человеке признаков образования древнего человека.

• Народная педагогика, традиции, обряды. Практика семейного воспитания.

• Религии, мифология, эзотерика. Отдельно отметим специфические методы:

• Моделирование древних событий (природных, климатических, миграций и др.).

• Реконструкция ситуаций, сопровождающих древних людей.

• Метод аналогии с нынешними людьми, а также с представителями близких человеку животных.

Факторы, определяющие образование человека в древности

Первобытно-общинный строй — самая длительная по времени формация, которая существовала у всех народов. Скорее всего, зачатки основных педагогических средств и форм образовались именно на первобытной стадии человечества. В дальнейшем происходило расширение, видоизменение, развитие педагогических средств сообразно наступающим изменениям, эпохам, видам людей.

Древняя первобытная община стала формой организации человеческого общества. Человек смог жить и воспроизводиться в коммуникациях друг с другом и окружающим миром. Он расселился почти по всему земному шару, освоил большую часть планеты, пригодную для жизни.

Перечислим факторы, определяющие образование человека в древности и его педагогические функции. Согласно проведённому анализу специфика образования древних людей характеризуется следующим:

1. Половое разделение людей на мужчин и женщин обеспечивало рождение детей и продолжение рода.

2. Жизнедеятельность людей происходила в группах (племенах, общинах), что позволяло им взаимодействовать, в том числе педагогически.

3. Общение — потребность человека, развивающая и идентифицирующая его по отношению к своей группе (племени, общине) в древности.

4. Межплеменное и межвидовое взаимодействие древних людей порождало (выявляло, актуализировало) их новые качества, приводило к естественному отбору и развитию. Известно, что племена обменивались людьми, в том числе детьми. Происходить такой обмен мог либо мирно, либо насильственно.

5. Одновременное существование в группах людей разного возраста, с разным опытом и знаниями, создавало предпосылки для образовательных коммуникаций, то есть для того, чтобы одни люди обучали других.

6. На педагогические подходы влияла окружающая среда, флора, фауна, климатические и иные изменения. Например, при наличии крупных и хищных животных древние люди обучались соответствующим качествам: ловкости, смелости, взаимоподдержке. Ледниковые похолодания требовали обучения сохранению тепла, повышению калорийности питания, приводили к перестройке педагогических отношений.

7. Наличие различных форм перемещения людей в окружающем мире (собирательство, охота, миграции) обусловливали их взаимодействие с внешним природным окружением, играющим роль образовательной среды. Результаты взаимодействия со средой приводили к образованию и развитию у людей соответствующих качеств: навыкам защиты от опасностей, умению кочевать, строить жилища, совершенствовать речь.

8. У древних людей обнаружены качества, которые отсутствуют у животных. Такие качества, как моральный долг перед старшими и младшими, ответственность за слабых и больных, эстетические чувства, правовое мышление, стремление к красоте, религиозные черты, не могли появиться эволюционным путём. Но именно данные качества служат основанием для педагогических функций древних людей.

9. В глубокой древности, вероятно, отсутствовал специально организованный процесс обучения и воспитания. Воспитание происходило в ходе совместного труда, совместной охоты, бытовых дел, в экстремальных ситуациях. А обучение — в ходе выполнения конкретных и необходимых видов деятельности. Совместный труд детей и взрослых сам приобретал характер образовательного процесса. Со временем постепенно вырабатывались и осознавались наиболее эффективные педагогические способы. Этого оказывалось достаточно для образования сотен и тысяч поколений людей. Известно, что для разных видов древних людей

характерно одинаковое количество членов груп-

пы — общины, это 20-30 человек. Такие общины были у австралопитеков, кроманьонцев и др. Заметим, что ученический класс в современной школе, студенческая группа в вузе имеют аналогичное количество учеников. Видимо, такая численность коллектива оптимальна для решения многих педагогических задач: знакомства учеников друг с другом, их взаимного общения, одновременного видения учителем всех учеников для управления образовательным процессом, организации их совместной работы и учёбы. Можно сказать, что современная организация учебного процесса взята нами из жизни древних предков. Многотысячелетний опыт обеспечил принцип: жить и учиться в группе, состоящей из 20-30 человек.

Племена и народности, сохранившие черты первобытно-общинного строя, и поныне живут в разных местах земного шара. Некоторые из них почти не знают металлов и живут в каменном веке, другие подверглись сильному влиянию классовых обществ, но сохранили элементы древнего уклада жизни. Можно обнаружить, что особенности хозяйства, общественного строя, материальной и духовной культуры таких племен, их педагогики, в прошлом были характерны для других народов и всего человечества. Такая особенность людей позволит развивать экспериментальные методы исследований па-леопедагогики — изучать образование древних людей на примере современных.

Литература

1. Археология: учебник / под ред. академика РАН В. Л. Янина. — Москва: Издательство МГУ, 2006. — 608 с. — ISBN 978-5-211-06163-7.

2. Дробышевский, С. В. Достающее звено. Книга вторая: Люди / С. В. Дробышевский. — Москва: АСТ: Corpus, 2021. — 592 с. — ISBN 978-5-17-137076-3.

3. Петренко, Д. И. Лингвистическая палеонтология культуры. Языкознание. Кавказоведение / Д. И. Петренко, К. Э. Штайн. — Ростов-на-Дону: Полиграф-Сервис, 2017. — 462 с. — ISBN 978-5-9906581-6-5.

4. Пилипенко, А. С. Палеогенетика человека / А. С. Пили-пенко // Вавиловский журнал генетики и селекции. — 2013. — Т. 17, № 4/2. — С. 957-971.

5. Пэабо, Сванте. Неандерталец. В поисках исчезнувших геномов. — Москва: АСТ: Corpus, 2017. — 416 с. — ISBN 978-5-17-091066-3.

6. Современная палеонтология. Методы, направления, проблемы, практическое приложение. Справочное пособие: в 2 т. / ред. В. В. Меннер и В. П. Макри-дин. — Москва: Недра, 1988. — Том 1. — 540 с. — ISBN 5-247-00152-4.

10.

11.

Современная палеонтология. Методы, направления, проблемы, практическое приложение. Справочное пособие: в 2 т. / ред. В. В. Меннер и В. П. Макри-дин. — Москва: Недра, 1988. — Том 2. — 383 с. — ISBN 5-247-00153-2.

Федоров, Ю. М. Сумма антропологии. Книга 2. Космо-ан-тропо-социо-природогенез Человека / Ю. М. Федоров. — 2-е изд. — Новосибирск: Наука: Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 833 с. — ISBN 5-02-031023-9. Хуторской, А. В. За 500 лет до Я. А. Коменского: новая история дидактики / А. В. Хуторской // Методология познания историко-педагогического прошлого и настоящего в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва: АСОУ, 2021. — С. 201-205.

Хуторской, А. В. К обоснованию педагогической футурологии / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2019. — № 6. — С. 43-48.

Этнография: учебник / под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — Москва: Высшая школа, 1982. — 320 с.

7

1. Yanina, V. L. (Ed.). (2006). Arkheologiia: uchebnik [Archeology]. Moskva: Izdatelstvo MGU.

2. DrObyshevsky, S. V. (2021). Dostaiushchee zveno. Kniga vtoraia. Liuai [The non-missing link. Book two. People]. Moskva: AST: Corpus.

3. Petrenko, D. I. &. Shtain K. E (2017). Lingvisticheskaia paleontologiia kultury. Yazykoznanie. Kavkazovedenie [Linguistic paleontology of culture. Linguistics. Caucasian studies]. Rostov-na-Donu: Poligraf-Servis.

4. Pilipenko, A. S. (2013). Paleogenetika cheloveka [Human paleogenetics]. Vavilovskii zhurnal genetiki i selektsii, 17, 4/2, 957-971.

5. Pââbo, Svante (2017). Neandertalets. V poiskakh ischeznu-vshikh genomov. Moskva: AST: Corpus. (Originally published Neanderthal Man: In search oflost genomes, 2014).

6. Menner, V. V. & Makridin, V. P. (Eds). (1988). Sovremen-naia paleontologiia. Metody, napravleniia, problemy, prak-ticheskoe prilozhenie. Spravochnoe posobie: v 2 t. [Contemporary paleontology. Methods, directions, problems, practical application. Reference book: in 2 volumes]. Vol. 1. Moskva: Nedra.

7. Menner, V. V. & Makridin, V. P. (Eds). (1988). Sovremen-naia paleontologiia. Metody, napravleniia, problemy, prak-ticheskoe prilozhenie. Spravochnoe posobie: v 2 t. [Con-

References

temporary paleontology. Methods, directions, problems, practical application. Reference book: in 2 volumes]. Vol. 2. Moskva: Nedra.

8. Fedorov, Yu. M. (1996). Summa antropologii. Kniga 2. Kos-mo-antropo-sotsio-prirodogenez Cheloveka [The sum of anthropology. Book 2. Cosmo-anthropo-socio-natural genesis of Man]. 2nd edition. Novosibirsk: Nauka: Sibirskaia izdatelskaia firma RAN.

9. Khutorskoy, A. V. (2021). Za 500 let do Ya. A. Komenskogo: novaia istoriia didaktiki [500 years before J.A. Comenius: a new history of didactics]. In book Kornetov G. B. (Ed). Metodologiia poznaniia istoriko-pedagogicheskogo prosh-logo i nastoiashchego v kontekste issledovaniia aktualnykh problem teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia [The methodology of cognizing the historical and pedagogical past and present in the context of the study of topical problems of modern education theory and practice] (pp. 201205). Moskva: ASOU.

10. Khutorskoi, A. V. (2019). K obosnovaniiu pedagogicheskoi futurologii [On the substantiation of educational futurology]. Narodnoe obrazovanie, 6, 43-48.

11. Bromley, Yu. V. &. Markov, G. E. (Eds.). (1982). Etnografi-ia: uchebnik [Ethnography]. Moskva: Vysshaia shkola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.