Научная статья на тему 'Образование сложных слов в английском языке при помощи аффиксов'

Образование сложных слов в английском языке при помощи аффиксов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1215
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / MODERN ENGLISH / АФФИКСАЦИЯ / AFFIXATION / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / WORD FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдурахманова П. Д., Идрисова П. Г., Османов У. Ю.

Аффиксация заключается в присоединении аффиксов к корням слов или их основам. Словообразовательная структура вновь образованного слова предполагает наличие трёх обязательных компонентов: корня или основы, аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе. Производное слово является результатом взаимодействия указанных трех компонентов. Словообразовательная основа в силу своих структурных, семантических и грамматических характеристик присоединяет к себе возможные аффиксы по существующим моделям, которые отражают реально существующие связи по линии сочетаемости основы и аффикса. Авторы приходят к выводу о том, что аффиксация это один из самых продуктивных способов словообразования в английском языке. Аффиксация представлена двумя основными способами словообразования это префиксацией и суффиксацией, модели которых имеют свои особенности и классификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абдурахманова П. Д., Идрисова П. Г., Османов У. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF ENGLISH COMPOUND WORDS BY MEANS OF AFFIXATION

Affixation is a morphological process, by which bound morphemes are attached to roots or stems to create either a different form of the same word, or a new word. The derivational structure of newly formed words involves three linguistic elements: a root or stem (basic form of the word), an affix and a model, according to which the affix is joined to the derivational base. A derivative word is the result of the interaction of these three components. The derivational stem due to its structural, semantic and grammatical characteristics joins different affixes on existing models that reflect real connections of compatibility of the stem and affix. The authors conclude that affixation is one of the most productive ways of word formation in English. Affixation is represented by two main ways of word formation: pre-affixation and suffixation, the models of which have their own characteristics and classification.

Текст научной работы на тему «Образование сложных слов в английском языке при помощи аффиксов»

Полагаем, верно подмечено Ю. Айхенвальдом, что женщины в романах И.А. Гончарова «не столько любят, сколько спасают». И Ольга, и Вера способны полюбить здоровой любовью, девушки не утрачивают свое «я», не позволяют раствориться ему в другом. Обе, обладая высокими душевными качествами, неспособны беззаветно служить другому человеку, безоглядно жертвовать собой. Следует подчеркнуть, что осмысленность и сознательность в подходе к жизни ценится И.А. Гончаровым, который наделяет этими чертами и Тушина, и Штольца, которые обладают равновесием сердца и разума, истинной «красотой души». Такой же Обломову видится Ольга Ильинская: «Невозмутимая, неробкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь!» [9, с. 273].

И.А. Гончаров в своих произведениях стремился воплотить гармонию и идеальную красоту мира. В своей художественной практике писатель наметил и предвосхитил многие духовно-эстетические и этические тенденции, нашедшие свое дальней-

Библиографический список

шее развитие и отражение в философско-религиозном дискурсе Серебряного века.

И.А. Гончаров видел гармонию в сочетании женского достоинства, ума и красоты души и тела, в брачно-семейных отношениях мужчины и женщины. Великий русский писатель осознавал великое онтологическое значение любви, осознавал гармонизирующую и созидающую, животворящую миссию женщины как уникального создания природы.

В целом, исследование показало, что в романах И.А. Гончарова любовь играет огромную роль в раскрытии духовного потенциала героинь. Это чувство не только формирует и пробуждает женскую душу, но и раскрывает уровень ее сокровенных моральных возможностей. Тем более, что героини не только играют ведущую роль в оценке мужских персонажей, в архитектонике произведений, но и верно отражают типы российской жизни 3060-х годов XIX века и характеризуют моральные идеи самого писателя.

1. Гончаров И.А. Обрыв: Роман в 5 ч. Москва, 1988.

2. Багаутдинова Г.Г. Миф о Пигмалионе в романе И.А. Гончарова «Обрыв». Вестник СПбГУ. Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение. Санкт-Петербург, 1998; Вып. 2 (№ 9): 81 - 86.

3. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Русский Эрос, или Философия любви в России. Составитель и автор вступительной статьи В.П. Шестаков. Москва: Прогресс, 1991: 307 - 319.

4. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. Русский Эрос, или Философия любви в России. Москва, 1991.

5. Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 8 т. Москва, 1952 - 1955; Т. 8.

6. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. Москва, 1996.

7. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 3 выпусках. Вып. 2. Москва, 1906 - 1910; 2-е изд. Москва, 1908 - 1913.

8. Жураковский А.Е. Таинство любви и таинство брака. Русский Эрос, или Философия любви в России. Москва, 1991.

9. Гончаров И.А. Обломов: Роман в 4 ч. Москва: Художественная литература, 1984.

References

1. Goncharov I.A. Obryv: Roman v 5 ch. Moskva, 1988.

2. Bagautdinova G.G. Mif o Pigmalione v romane I.A. Goncharova «Obryv». VestnikSPbGU. Ser. 2. Istoriya. Yazykoznanie. Literaturovedenie. Sankt-Peterburg, 1998; Vyp. 2 (№ 9): 81 - 86.

3. Bulgakov S.N. Svet nevechernij. Russkij 'Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii. Sostavitel' i avtor vstupitel'noj stat'i V.P. Shestakov. Moskva: Progress, 1991: 307 - 319.

4. Berdyaev N.A. Metafizika pola i lyubvi. Russkij 'Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii. Moskva, 1991.

5. Goncharov I.A. Sobranie sochinenij: v 8 t. Moskva, 1952 - 1955; T. 8.

6. Nedzveckij V.A. Romany I.A. Goncharova. Moskva, 1996.

7. Ajhenval'd Yu.I. Silu'ety russkih pisatelej. V 3 vypuskah. Vyp. 2. Moskva, 1906 - 1910; 2-e izd. Moskva, 1908 - 1913.

8. Zhurakovskij A.E. Tainstvo lyubvi i tainstvo braka. Russkij 'Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii. Moskva, 1991.

9. Goncharov I.A. Oblomov: Roman v 4 ch. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1984.

Статья поступила в редакцию 11.04.17

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Learning of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru Idrisova P.G., teaching assistant, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru Osmanov U.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English Philology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru

FORMING OF ENGLISH COMPOUND WORDS BY MEANS OF AFFIXATION. Affixation is a morphological process, by which bound morphemes are attached to roots or stems to create either a different form of the same word, or a new word. The derivational structure of newly formed words involves three linguistic elements: a root or stem (basic form of the word), an affix and a model, according to which the affix is joined to the derivational base. A derivative word is the result of the interaction of these three components. The derivational stem due to its structural, semantic and grammatical characteristics joins different affixes on existing models that reflect real connections of compatibility of the stem and affix. The authors conclude that affixation is one of the most productive ways of word formation in English. Affixation is represented by two main ways of word formation: pre-affixation and suffixation, the models of which have their own characteristics and classification. Key words: modern English, affixation, word formation.

П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. раннего обучения иностранным языкам и методикам их преподавания, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru

П.Г. Идрисова, ассистент каф. раннего обучения иностранным языкам и методикам их преподавания, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru У.Ю. Османов, канд. филол. наук, доц. каф. английской филологии, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПРИ ПОМОЩИ АФФИКСОВ

Аффиксация заключается в присоединении аффиксов к корням слов или их основам. Словообразовательная структура вновь образованного слова предполагает наличие трёх обязательных компонентов: корня или основы, аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе. Производное слово является результатом взаимо-

действия указанных трех компонентов. Словообразовательная основа в силу своих структурных, семантических и грамматических характеристик присоединяет к себе возможные аффиксы по существующим моделям, которые отражают реально существующие связи по линии сочетаемости основы и аффикса. Авторы приходят к выводу о том, что аффиксация - это один из самых продуктивных способов словообразования в английском языке. Аффиксация представлена двумя основными способами словообразования - это префиксацией и суффиксацией, модели которых имеют свои особенности и классификацию.

Ключевые слова: современный английский язык, аффиксация, словообразование.

Одним из наиболее продуктивных способов словообразования в современном английском языке является аффиксация, заключающаяся в присоединении аффиксов к корням или основам.

При этом словообразовательная структура образованного слова предполагает наличие трёх обязательных компонентов: корня (основы), аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе. Тем самым производное слово является результатом взаимодействия указанных трёх компонентов. При этом словообразовательная основа в силу своих структурных, семантических и грамматических характеристик присоединяет к себе возможные аффиксы по существующим моделям, которые отражают реально существующие связи по линии сочетаемости основы и аффикса. В результате аффикс реализует своё значение не изолированно, а в сочетании со словом-основой.

В плане структуры словообразовательные основы делятся на свободные и связанные. Свободные основы совпадают с минимальной структурой слова, и характеризуются отсутствием словообразовательных аффиксов. Они могут совпадать с корневой морфемой (moon, car, job), быть по своей структуре производными (newly, strengthen, employer) или сложными (teambuilding, jellyfish, football).

Во всех этих случаях свободные основы совпадают с морфологическими корнями и могут также совпадать со словоформами и словосочетаниями. Связанные основы в отличие от свободных образуют так называемые словообразовательные парадигмы. Например, в словах activity, active, actor, activate, action выделяется свободная основа act в первых четырёх словах и связанная основа act - в отове action [1].

В английском языке аффиксация образуется при помощи суффиксов и префиксов.

Знание значений суффиксов и префиксов помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых слов.

Суффикс -ion (также -tion, -ation, -sion) является суффиксом существительного. С помощью этого суффикса от основы глагола образуются существительные, обозначающие следующее:

- конкретный результат действия: connection присоединение;

- состояние или качество: imagination воображение;

- действие или процесс: evaluation оценка, оценивание, transformation трансформация, action действие, conversation беседа.

Суффиксы -er, -or используются для образования от глагольных основ существительных, обозначающих профессию или свойственное данному лицу действие, например:

to employ нанимать на работу - employer работодатель; to teach учить - teacher учитель.

Префикс re- используется для образования от глагольных основ новых слов, имеющих значение повторности действия или совершения его заново, например:

to make делать - to remake переделать; to build строить - to rebuild перестроить. Суффиксы -al, -ful, -y - являются суффиксами, при помощи которых образуются прилагательные:

-al служит для образования относительных прилагательных от основ существительных: например, continental континентальный.

-ful служит для образования прилагательных от основ существительных, а также от некоторых глагольных основ со значением «обладающий (в полной мере) качеством», выраженным основой: helpful готовый помочь, useful полезный, painful болезненный, hopeful полный надежд.

Суффикс -y служит для образования прилагательных от основ существительных со значением «имеющий качество того, что обозначено основой», например: humidity влажный, honesty честный.

При помощи суффикса -ly образуются наречия. С его помощью образуются качественные наречия от основ прилагательных, сохраняя в большинстве случаев значение прилагательного: daily ежедневно, kindly добродушно, freely свободно.

С помощью суффикса -ing образуются от глагольных основ существительные, обозначающие:

- конкретный результат действия: building здание;

- процесс или действие: meeting встреча, packing упаковка. Отрицательный префикс un- может соединяться с прилагательными, причастиями, глаголами и, реже, с существительными:

- при соединении с глагольными основами образуются глаголы со значением действия, выраженного основой, или противоположного: to unmark сделать непомеченным (помеченное ранее);

- при соединении с прилагательными и причастиями префикс un- придаёт им отрицательное значение: unreadable нечитабельный, unfaithful неверный, unhealthy нездоровый [1].

По положению относительно корня аффиксы делятся на следующие виды: префиксы; постфиксы; инфиксы; интерфиксы; трансфиксы. Следует отметить, что в английском языке интерфиксы и трансфиксы практически не встречаются (табл.1)

Таблица 1

Классификация аффиксов по положению относительно корня

№ Виды аффиксов Их положение относительно корня Примеры

1. префиксы приставки clean (чистый) - unclean (нечистый) wise (мудрый) - unwise (немудрый) kind (добрый) - unkind (недобрый) able (возможный) - unable (невозможный)

2. постфиксы после корня be in for - обречь себя на неприятности; let in for - вовлекать в беду; to come in for - получать долю чего-либо

3. инфиксы помещаемые в середину корня ср. англ. understand 'понимать' при understood 'понял'; чередование гласного звука в английском слове goose - «гусь» при образовании формы множественного числа - geese

4. интерфиксы помещаемые между двумя корнями; латинский язык vinco (побеждаю), но vici (по бедил) В английском языке почти не встречаются

5. трансфиксы «разрывающие» корень В английском языке почти не встречаются

Таблица 2

Функциональная классификация аффиксов

№ Виды аффиксов Их функция

1. структурные аффиксы выполняют функцию транспозиции форм из одного класса в другой, например из одной части речи в другую

2. экспрессивные аффиксы выполняют функцию эмоционального окрашивания (образуя уменьшительные, или уничижительные значения слов)

3. категоризующие аффиксы, или маркеры относят построенную с их участием форму к определённой категории слов, например к части речи или её подклассам, и позволяют опознавать ту или иную грамматическую или деривационную категорию

4. вещественно-таксономические аффиксы выполняют семантическую функцию отнесения формы к определённому лексико-семантическому разряду

Функциональная классификация аффиксов предполагает их деление на словообразовательные, служащие образованию производных слов, и формообразующие, служащие образованию форм одного слова, причём нередко эти последние делят, в свою очередь, на флективные (служащие словоизменению, образованию форм одного склонения или спряжения) и собственно формообразующие (формообразовательные), часто занимающие позицию между корнем и флексией.

Классификация аффиксов может быть построена как чисто функциональная (табл. 2):

В ряде современных зарубежных концепций и многими учёными аффикс рассматривается как «вершина» структуры слова, определяющая его главные синтаксические и категориальные характеристики [2 - 4].

Следует отметить, что помимо представленных подходов к классификациям аффиксов, существует достаточно много критериев их описания и классификации. Например, приведём основные типы классификации суффиксов по А.Н. Ильиной:

1. Классификация суффиксов в зависимости от части речи, к которой принадлежит производное слово. При присоединении к основе выполняет категориальную функцию, перенося при этом производное слово в другую часть речи. В данной классификации выделяются следующие виды суффиксов:

- именные суффиксы - суффиксы, образующие имена существительные от разных основ;

- адъективные суффиксы - суффиксы, образующие имена прилагательные от разных основ;

- глагольные суффиксы - суффиксы, образующие глаголы от разных основ;

- адвербиальные суффиксы - суффиксы, образующие наречия от разных основ.

2. Классификация словообразовательных суффиксов в зависимости от части речи, к которой принадлежит исходное (производящее) слово:

- отыменные суффиксы, то есть суффиксы, присоединяющиеся к основам имён существительных;

- отглагольные суффиксы, то есть суффиксы, сочетающиеся с основами глаголов;

- адъективные суффиксы, то есть суффиксы, присоединяющиеся к основам имён прилагательных.

Преобладающее большинство словообразующих суффиксов могут сочетаться с корневыми основами разных частей речи, иными словами они обладают поливалентностью.

3. Семантическая классификация, основанная на общности абстрактного категориального значения, которое присуще

Библиографический список

словообразующему суффиксу. Так, например, среди именных суффиксов можно выделить следующие семантические классы:

- агентивные суффиксы -ant, -er, -ee, -ess, -eer (consultant, trainer, trainee, examiner, examinee, stewardess, auctioneer);

- суффиксы обозначения национальной или географической принадлежности: -ian, -ese (Australian, Portuguese);

- суффиксы собирательного значения: -age, -dom (breakage, kingdom);

- уменьшительные суффиксы: -ie, -let, -ling, -ette (Nessie, outlet, darling, usherette) [5].

4. По своему происхождению словообразовательные суффиксы подразделяются на исконно английские и заимствованные, причём заимствованный суффикс считается полностью ассимилированным в языке только в том случае, если он производит новые слова.

5. Классификация словообразовательных суффиксов с позиции их продуктивности различает «живые» и «мёртвые» суффиксы. К «живым» суффиксам относятся те суффиксы, которые можно легко отделить от основы. Что касается «мертвых» суффиксов, то эти суффиксы полностью вышли из употребления и поэтому воспринимаются как неделимая часть слова. Продуктивность словообразовательного суффикса зависит от структурных, лексико-грамматических и семантических особенностей, как корневой основы, так и самого суффикса. Необходимо иметь в виду, что словообразовательный суффикс может быть весьма продуктивным в какой-либо терминологической сфере и совершенно не употреблять в разговорной речи [5].

Префиксация - это способ словообразования, который заключается в присоединении приставок к корням и основам. При этом новые образованные слова не переходят в другую часть речи.

Словообразующие префиксы современного английского языка можно подразделить согласно их происхождению на исконно английские суффиксы и соответственно заимствованные. Продуктивные исконно английские префиксы весьма малочисленны и представлены следующими суффиксами: -after, -be, -by, -for, -fore,-in-, -mis, out-, over-, semi-, un-, under- [5].

В заключении можно сказать, что аффиксация - это присоединение различных аффиксов к основам и корням слов. Также аффиксация - это один из самых продуктивных способов словообразования в английском языке. Аффиксация представлена двумя способами словообразования - это префиксацией и суффиксацией, модели которых имеют свои особенности и классификацию.

1. Словообразование. Available at: http://worsvch.narod.ru/wordb.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. Санкт-Петербург, 2003.

3. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. Мн., 1992.

4. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. Москва, 1976.

5. Ильина, С.Г. Кибасова. Словообразование в современном английском. Санкт-Петербург, 2012.

References

1. Slovoobrazovanie. Available at: http://worsvch.narod.ru/wordb.html

2. Eliseeva V.V. Leksikologiya anglijskogo yazyka. Sankt-Peterburg, 2003.

3. Haritonchik Z.A. Leksikologiya anglijskogo yazyka. Mn., 1992.

4. Meshkov O.D. Slovoobrazovanie sovremennogo anglijskogo yazyka. Moskva, 1976.

5. Il'ina, S.G. Kibasova. Slovoobrazovanie vsovremennom anglijskom. Sankt-Peterburg, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.03.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.