Ерохина Ольга Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ПРИХОДОВ НА ДОНУ (XIX - НАЧАЛО ХХ В.)
Статья посвящена процессу образования католических приходов на территории Войска Донского. Автор показывает, что с притоком немецких колонистов в регион происходило увеличение численности храмов. Войсковое начальство и местные органы власти не мешали строительству, а иногда даже и помогали. Предпринята попытка установить месторасположение католических костелов на территории края и населенных пунктов; размеры средств, затраченных на строительство, фамилии архитекторов и первых священников. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/2/26.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 104-106. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
INTERNET AND HISTORICAL CONSCIOUSNESS MYTHOLOGIZATION (VALUE AND VISION ASPECT)
Emel'yanenko Vladimir Dmitrievich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Vetoshko Aleksandr Nikolaevich, Ph. D. in History, Associate Professor Malashenko Irina Vladimirovna, Ph. D. in History Bryansk State University named after academician Ivan Georgiyevich Petrovsky emelyanenko_152@mail. ru; ips310@yandex. ru; malashenko1976@yandex.ru
The article shows that the degree of the World Wide Web influence on historical myths formation depends on a person's value and vision qualities. People having stable vision values and rather adequate basic knowledge about the past are less liable to influence of falsifications on the Internet leading to mythologization of their historical consciousness. If these values are absent or primitive, it creates breeding ground for historical myths formation.
Key words and phrases: Internet; information technologies; world outlook; historical myth; historical consciousness; value and vision structures.
УДК 348.01/07
Исторические науки и археология
Статья посвящена процессу образования католических приходов на территории Войска Донского. Автор показывает, что с притоком немецких колонистов в регион происходило увеличение численности храмов. Войсковое начальство и местные органы власти не мешали строительству, а иногда даже и помогали. Предпринята попытка установить месторасположение католических костелов на территории края и населенных пунктов; размеры средств, затраченных на строительство, фамилии архитекторов и первых священников.
Ключевые слова и фразы: Римско-католическая церковь; костел; патер; вероисповедание; Область Войска Донского.
Ерохина Ольга Викторовна, д.и.н., доцент
Московский педагогический государственный университет erohina1@mail.ru
ОБРАЗОВАНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ПРИХОДОВ НА ДОНУ (XIX - НАЧАЛО ХХ В.)
В Российской империи население по вероисповедному составу делилось на католиков, протестантов, мусульман и т.д. Но именно положение Римско-католической церкви в большей степени зависело от социально-политических условий в государстве, т.к. в ней видели противника православия. Наличие большого числа католиков в России чаще всего связывают с разделом Речи Посполитой в конце XVIII в. и, как следствие, притоком поляков. При этом совершенно упускается из виду, что с середины 1760-х гг. и до 1850-х гг. по приглашению самодержавной власти в страну переселялись немецкие колонисты, исповедовавшие не только протестантизм, но и католичество [5, д. 4741, л. 51 об.].
Большинство немецких колоний находилось в так называемых «крестьянских» округах - Миусском и Ростовском. Поэтому землю здесь скупали более интенсивно, чем в других округах войска. Для покупки земли колонисты предпочитали брать кредиты в коммерческих банках. Например, поселяне колонии Эйген-гейм купили землю за 26 215 руб., взяв кредит в Дворянском земельном банке сроком на 56 лет [9, с. 54]. К тому же создавали колонии с учетом вероисповедной принадлежности. Если вдруг случайно чужак покупал землю, то его старались выжить, что произошло с русским крестьянином [6, д. 6213, л. 20 об.].
В 1897 г. в Донской области насчитывалось 10 067 католиков, распределившихся по округам следующим образом: Таганрогский - 5 424, Ростовский - 2 386, Усть-Медведицкий - 985, Черкасский - 563, Второй Донской - 518, Донецкий - 247, Первый Донской - 174, Хоперский - 74, Сальский - 70 [9, с. 50]. Наибольшее количество немцев католиков проживало в колониях Гринталь (Миусский округ) и Рыновке (Донецкий округ).
30 января 1806 г. недавно назначенный градоначальником в Таганрог Б. Б. Кампенгаузен просил министра внутренних дел В. П. Кочубея построить в городе римско-католическую церковь для иностранных купцов и консулов, проживавших в городе [1, с. 277]. Он предлагал составить проект и смету в Петербурге, а строительство произвести за казенный счет, на что был получен положительный ответ.
28 апреля 1806 г. проект (с помещением для причта) стоимостью 18 310 руб. архитектора Руско одобрил император [Там же, с. 278], хотя мы и Р. Нахтигаль ошибочно полагали, что архитектором был Россинский (Р. Нахтигаль указывает другую сметную стоимость - 17 000 р.) [9, с. 133; 13, с. 92]. Александром I в мае на строительство из сметы велено выдать 10 тыс. руб., а в январе 1907 г. - остальную сумму [Там же, с. 278].
ISSN 1997-292X
№ 2 (76) 2017
105
Костел, получивший название Пресвятой Троицы, был построен в 1810 г., и первым патером стал Серафим Хольфельд, которого пригласили из Литвы из-за неимения своих священников (В. В. Антонов датой окончательной отделки костела называет 1812 г.) [Там же, с. 282]. Храм до 1856 г. находился в подчинении Могилевской римско-католической духовной консистории, а после Бердянского деканата Тираспольской епархии [12, с. 350]. К 1886 г. была построена небольшая колокольня, а через три года - дома для священнослужителей, один из которых арендовал органист за 300 руб. в год [17]. Со временем прихожане откроют католическое церковно-приходское училище «для лиц обоего пола».
Из-за значительной удаленности костелов друг от друга священники были вынуждены постоянно разъезжать по территории прихода, чтобы выполнять хотя бы изредка требы прихожан: «...первая седмица в Таганроге, другая в Ростове-на-Дону» [14, д. 2484, л. 99 - 99 об.]. Со временем будут созданы отдельные католические приходы в Таганроге, Ростове-на-Дону и Новочеркасске, а также Гринтале (Миусский округ) и Рыновке (Донецкий округ).
Одной из первых католических колоний, основанных на Дону, считается Гринталь. 17 июня 1869 г. колонист Ф. Принц купил у корнета П. Краснощекова землю в Миусском округе при поселении Еланчинском Садке в размере 351 ^ дес. [8]. Затем рядом с ним скупили землю другие колонисты. Всего в их собственности оказалось 2 000 дес. удобной земли для посевов. Первоначально в колонии насчитывалось 24 усадьбы и 109 жителей [16, с. 36-37].
29 февраля 1896 г. поселяне колонии Гринталь просили у Областного Правления разрешения на строительство молитвенного дома за свой счет для удовлетворения своих религиозных потребностей и 4 окрестных поселков, с населением в 1 308 душ. К прошению были приложены проект и смета на сумму 10 409 руб. 61 к. [7, д. 1564, л. 31 - 31 об.]. Следует отметить, что к этому моменту они имели «патера Кондрата Леговича, жительствующего в Мариуполе», который приезжал 3-4 раза в год для свершения треб. Погребение умерших и крещение младенцев (в случае болезни) совершал учитель местного училища - односельчанин общества Филипп Эйхвальд [4, д. 2486, л. 185].
Донские власти, чтобы удостовериться в необходимости строительства, послали запросы в Бердянский деканат Римско-католической церкви Таврической губернии и Донскую духовную консисторию. Оттуда был получен ответ, что «постройка молитвенного дома является необходимой и препятствий к оной не имеется» [Там же, л. 31 об. - 32].
Однако до 1905 г. костел по непонятным причинам не был построен. Поселяне опять обратились в войсковое правление за разрешением на строительство храма, но уже более просторного, «так как население колонии с того времени значительно увеличилось и разрешенный молитвенный дом по прежнему проекту для них тесен» [7, д. 1829, л. 54]. Со стороны войсковой администрации был получен положительный ответ. Вероятно, к 1907 г. костел был построен, т.к. «католический викарий осуществлял свою службу, имея резиденцию в Грюнтале, во всей западной части Таганрогского округа» [13, с. 153].
В 1879 г. католическая община г. Ростова-на-Дону обратилась с просьбой к екатеринославскому губернатору (до 1887 г. Ростов-на-Дону по административно-территориальному делению относился к Екатеринославской губернии) за разрешением на постройку католической церкви, потому что «близлежащая церковь находилась в г. Таганроге за 70 верст, а католический священнослужитель часто бывал в разъездах» [14, д. 2484, л. 125]. С подобной просьбой католики уже обращались в Ростовскую-на-Дону городскую управу в 1878 г., и им было предоставлено место под строительство на старом кладбище города [2, с. 2].
Губернское начальство не видело угрозы со стороны Католической церкви и дало положительный ответ на прошение. Однако в начале 1880 г. община просила Ростовскую-на-Дону Городскую Управу отвести обществу «в этой же местности другого места и в большем против прежнего размере, т.е. вместо 400 кв. саж. до 500, в видах тех, что существует предположение устроить, кроме церкви и дома для приюта со службами, еще и школу» [Там же].
На заседании городской думы 19 марта 1880 г. принято решение: «Утвердить распоряжение Управы об отводе римско-католическому обществу для постройки церкви и дома со службами для приюта места в размере 400 кв. саж. ... что же касается ходатайства об увеличении этого места до 100 кв. саж., то таковое предоставить Управе удовлетворить в то время, когда потребуется надобность в постройке школы» [Там же].
Однако общине предоставленное место не понравилось. Она просила поменять его, но получила отказ [10, с. 62]. Поэтому пришлось строить костел на утвержденном в 1878 г. месте - на углу ул. Сенной и Соборного переулка. Документальных свидетельств о сроке завершения строительства костела не сохранилось (А. Шадрина датирует окончание строительства 1884 г.) [17]. Известно, что он был освящен в честь Святой Тайной Вечери, а также рядом были построены дом священника и помещение для начального католического училища. В 1896 г. пастором был Долонговский Леонард Францевич, и он же преподавал Закон Божий. Остальные предметы вела Жуковская Эмилия Афанасьевна [3, с. 156, 171]. В 1898 г. в городе насчитывалось 2 736 католиков [13, с. 118].
В 1903 г. в Новочеркасске прихожане поднимут вопрос о строительстве римско-католического храма. Ими будет подано прошение атаману Донской области с приложением чертежа, разрешения Военного Министра от 31 марта 1902 г. на строительство костела, письма Тираспольского римско-католического епархиального Епископа от 24 мая 1902 г. о пожертвовании Горбатовским усадебного места для молитвенного дома [7, д. 1758, л. 144]. Их прошение было удовлетворено, и к 1906 г. они построят костел с колокольней. Духовным наставником римско-католической общины был назначен К. Штауб [13, с. 122].
Несмотря на такую вроде бы позитивную картину строительства католических храмов, следует отметить, что разрешений на их строительство в изучаемый период приходилось ждать очень долго. Связано это было с политикой государства и отношением властей к Римско-католической церкви. Например, в 40-е гг. XIX в. российскими властями было издано около 40 антикатолических указов. Но вскоре им пришлось пойти на уступки после того, как папа Григорий XVI заявил об отсутствии веротерпимости в Российской империи, что могло привести к осложнениям в международных отношениях [11, с. 258]. Но это не означало, что власти прекратили чинить препятствия для деятельности Католической церкви [12, с. 132, 141].
В Российской империи к началу ХХ в. было создано 127 немецких католических приходов в губерниях: Самарской - 34, Саратовской - 15, Херсонской - 36, Таврической - 22, Екатеринославской - 11, Харьковской - 2, Бессарабской - 2 и Войске Донском - 5 [Там же, с. 142]. И это несмотря на стремление властей помешать увеличению численности католических приходов.
Конечно, вопросов по истории образования и развития католических церквей больше, чем ответов. Нам предстоит сложная работа по установлению численности и точного месторасположения католических храмов, уточнению их названий и выявлению списков священнослужителей. Несомненным является тот факт, что с притоком немецких колонистов увеличивается количество католических храмов. При этом войсковая администрация не препятствовала строительству, а помогала по мере возможности.
Список литературы
1. Антонов В. В. Петербург: вы это знали? M.: Центрполиграф, 2012. 412 с.
2. Ведомости Ростовской-на-Дону Городской Управы. 1880. 13 апреля.
3. Весь Ростов-на-Дону на 1896 г. Ростов-на-Дону: А. И. Тер-Абрамиан, 1896. 422 с.
4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 46. Оп. 1.
5. ГАРО. Ф. 213. Оп. 1.
6. ГАРО. Ф. 232. Оп. 1.
7. ГАРО. Ф. 301. Оп. 8.
8. Донские областные войсковые ведомости. 1871. 16 февраля.
9. Ерохина О. В. Немецкие колонии Области Войска Донского (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.). Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. 195 с.
10. Журналы заседаний Ростовской-на-Дону Думы за 1881 г. Ростов-на-Дону, 1882. 200 с.
11. Лиценбергер О. Немцы-католики и положение Римско-католической церкви в России в конце XIX - начале ХХ в. // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871-1914 гг.). М.: ЗАО «МДЦ Холдинг», 2002. С. 256-268.
12. Лиценбергер О. А. Римско-католическая церковь в России. История и правовое положение. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001. 384 с.
13. Нахтигаль Р. Донские немцы: 1830-1930. Augsburg: Waldemar Weber Verlag, 2007. 240 с.
14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 5.
15. РГИА. Ф. 1483. Оп. 1.
16. Терещенко А. Г., Черненко А. Л. Российские немцы на Юге России и Кавказе. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2000. 384 с.
17. Шадрина А. Католичество на территории Приазовья и Нижнего Дона [Электронный ресурс] // Релга. 2011. № 6. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2877 (дата обращения: 05.01.2017).
CATHOLIC PARISHES FORMATION IN THE DON REGION (THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)
Erokhina Ol'ga Viktorovna, Doctor in History, Associate Professor Moscow State Pedagogical University erohina1@mail. ru
The article is devoted to the process of Catholic parishes formation within the Territory of the Don Cossacks. The author shows that with inflow of German colonists to the region there was increase in the churches number. The military command and local authorities did not interfere with the construction, and sometimes even helped. An attempt is made to establish location of the Catholic kostels within the territory of the krai and settlements; the amount of the funds spent on the construction, the names of the architects and the first priests.
Key phrases and phrases: Roman Catholic Church; kostel; pater; denomination; The Territory of the Don Cossacks.