Емельяненко Владимир Дмитриевич, Ветошко Александр Николаевич, Малашенко Ирина Владимировна
ИНТЕРНЕТ И МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИИ АСПЕКТ)
В статье показано, что степень влияния Всемирной сети на формирование исторических мифов зависит от ценностно-мировоззренческих качеств человека. Люди, имеющие устойчивые мировоззренческие ценности и достаточно адекватные базовые знания о прошлом, меньше подвержены воздействию на них фальсификаций в Интернете, ведущих к мифологизации их исторического сознания. Если этих ценностей нет или они примитивны, то создается благоприятная почва для формирования исторических мифов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/2/25.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 100-104. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Список литературы
1. Буданова В. П. Варварский мир эпохи переселения народов. М.: Наука, 2000. 544 с.
2. Веремеев Ю. Анатомия армии [Электронный ресурс]. URL: http://army.armor.kiev.ua/hist/marsh-pexota.shtml (дата обращения: 19.01.2017).
3. Житие Святой Женевьевы [Электронный ресурс] / пер. М. Тимофеева // Альфа и Омега. 1996. № 11. URL: http://www.pravmir.ru/zhitie-svyatoy-zhenevevyi/ (дата обращения: 19.01.2017).
4. Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М.: Изд-во Московского университета, 1984. 254 с.
5. Сигеберт из Жамблу. Хроника [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Sigibert_Gemblasensis/ text2.phtml?id=4085 (дата обращения: 19.01.2017).
6. Томпсон Э. А. Римляне и варвары. Падение Западной Римской империи / пер. с англ. Т. О. Пономаревой. СПб.: Ювента, 2003. 288 с.
7. Delmaire R. Bavay Antique // Guides Archéologiques de France. 1996. Mars.
8. Gesta Treverorum [Электронный ресурс] / ed. G. Waitz // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores (in Folio). Berolini: S.n., 1848. T. VIII. URL: http://www.dmgh.de/de/fs1/object/display/bsb00000873_00004.html?sortIndex=010%3A050%3A 0008%3A010%3A00%3A00&sort=score&order=desc&context=Gesta+Treverorum.&divisionTitle_str=&hl=false&fulltext= Gesta+Treverorum (дата обращения: 19.01.2017).
9. Gregorius Turonensis. Historiae Francorum [Электронный ресурс] // Documenta Catholica Omnia. URL: http://www.documen tacatholicaomnia.eu/04z/z 0538-0594 Gregorius Turonensis Historia Francorum LT.doc.html (дата обращения: 19.01.2017).
10. Hydatii Lemici. Continuatio chronicorum Hieronymianorum [Электронный ресурс] // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. Auctores Antiquissimorum. Berolini: S.n., 1894. T. XI. URL: http://www.dmgh.de/de/fs1/object/display/ bsb00000823_00022.html?sortIndex=010%3A010%3A0011%3A010%3A00%3A00 (дата обращения: 19.01.2017).
11. Sidonius Apollinaris. Epistolae // Patrologiae cursus completus series latina / ed. J.-P. Migne. Parisii: S.n., 1847. Vol. LVIII. Col. 443-639.
12. St. Lupus [Электронный ресурс]. URL: http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=712 (дата обращения: 19.01.2017).
ROMAN ROADS AS A FACTOR IN THE CONQUEST OF THE ROMAN EMPIRE BY THE BARBARIANS (BY THE EXAMPLE OF ATTILA'S INVASION OF GAUL)
Domashova Svetlana Anatol'evna, Ph. D. in History Tyumen State Institute of Culture Domashova_sa@mail. ru
The article aims to examine influence of the Roman road system on the speed of the barbarians' move into the Empire during the Migration Period. Hagiography and chronicles of the IV-V centuries served as sources for the research. The analysis indicates that Attila's army used the Roman road system during invasion of Gaul in the middle of the V century. The author concludes on great importance of the Roman road system for successful conquest of Roman territories by the barbarians.
Key words and phrases: migration; Roman roads; the Huns; Attila; The Roman Empire; the barbarians; Gaul.
УДК 130.122.140.8 Философские науки
В статье показано, что степень влияния Всемирной сети на формирование исторических мифов зависит от ценностно-мировоззренческих качеств человека. Люди, имеющие устойчивые мировоззренческие ценности и достаточно адекватные базовые знания о прошлом, меньше подвержены воздействию на них фальсификаций в Интернете, ведущих к мифологизации их исторического сознания. Если этих ценностей нет или они примитивны, то создается благоприятная почва для формирования исторических мифов.
Ключевые слова и фразы: Интернет; информационные технологии; мировоззрение; исторический миф; историческое сознание; ценностно-мировоззренческие структуры.
Емельяненко Владимир Дмитриевич, к. филос. н., доцент Ветошко Александр Николаевич, к.и.н., доцент Малашенко Ирина Владимировна, к.и.н.
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского emelyanenko_152@mail.т; ips310@yandex.т; malashenko1976@yandex.т
ИНТЕРНЕТ И МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Как известно, историческое сознание представляет собой ценностное отношение людей к своему прошлому, способ «рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени» [9, с. 21]. Оно включает идеи и знания, представления и взгляды, настроения и чувства, которые отражают восприятие и оценку прошлого как обществом в целом, так и отдельными демографическими,
профессиональными, а также этническими социальными группами [15, с. 295]. Заметную роль в массовом историческом сознании играют так называемые исторические мифы, которые зачастую определяют отношение людей к событиям прошлого. Под ними следует подразумевать как ненамеренное, так и осмысленное искажение исторических фактов с определённой целью, например идеологической. Правда, по этому поводу отмечается, что мифы могут иметь двоякое значение - как конструктивное, так и деструктивное [2, с. 23-35].
Существенное значение для формирования массового исторического сознания в современном обществе имеют информационные технологии. Пользователям Интернета предлагается много исторического материала (к тому же информация обычно адаптирована для разных слоев населения), и это делает Всемирную сеть весьма популярным источником получения сведений о прошлом [17, с. 228]. Существует даже точка зрения, что Интернет предлагает своим пользователям «гораздо более целостные эстетически образы прошлого, нежели образование и наука», вследствие чего его воздействие на людей эффективнее традиционных форм социализации [10, с. 286]. Отмечается, что развитие информационных технологий в принципе способствует более полному и разностороннему пониманию вопросов истории [8, с. 231]. Вместе с тем, на наш взгляд, стоит обратить внимание на то, что Интернет при определенных условиях может значительно облегчать распространение исторических мифов. В наибольшей мере это касается молодёжи, особенно активно использующей возможности Всемирной сети и при этом не всегда интересующейся прошлым. В этой связи целью данной работы является исследование влияния Интернета на распространение мифологических представлений об историческом процессе в массовом сознании в контексте его обусловленности ценностно-мировоззренческими основаниями духовного мира человека. При этом рассматриваются не конкретные исторические мифы, а основные факторы, определяющие возможности их распространения.
Влияние современных информационных технологий на мифологизацию исторического сознания исследовано пока недостаточно. При этом внимание авторов обычно обращено на сами технологии, а не духовный мир людей. Так Э. Ф. Макаревич полагает, что «эффективность коммуникационного воздействия» определяется силой образа и мощью информационного потока, обеспечивается интеграцией каналов коммуникации и «экспрессивностью слогана» [11, с. 110]. При этом автор пишет о роли доверия слушателей в аудитории к источнику информации, не исследуя причины такого доверия. А. В. Шубин считает, что в современной России активизируются процессы исторического мифотворчества. Перед научным сообществом появились новые вызовы, и целостное историческое знание распадается «на идеологические субкультуры, бытующие в публицистике, включая Интернет» [16]. Вместе с тем автор не рассматривает роль собственно Интернета в подобном процессе. Некоторые исследователи видят причину распространения мифов в том, что «мир становится все более непонятным для человека», обнаруживается «недостаточность традиционных способов освоения действительности», достоверная информация о происходящих в обществе процессах отсутствует, и поэтому «создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием политическими элитами» [13, с. 47]. Отмечается, что использованию мифотворчества для манипуляции сознанием людей способствуют большие объемы неконтролируемой информации в Интернете [1, с. 37].
Действительно, в Интернете нет гарантии истинности сведений о прошлом. Их недостоверность или даже фальсификация с политическими и идеологическими целями могут иметь отрицательные последствия для исторического сознания и культуры, вести к формированию исторических мифов. Так, А. А. Линченко отмечает, что транснациональные корпорации прилагают значительные усилия для формирования представлений о прошлом на основе так называемой «глобальной истории», напротив, менее влиятельные локальные этнические группы стремятся формировать историческое сознание на базе событий прошлого «своего» региона [10, с. 286]. Естественно, что различие концептуальных подходов, обусловленное в данном случае политическими и идеологическими обстоятельствами, может вести к формированию определенных ценностных представлений о прошлом, которые не соответствуют действительности и имеют характер мифов. По мнению А. А. Линченко, развитие современных информационных технологий привело к «нивелированию профессионального и общественного исторического знания», что в каком-то смысле «уравняло в правах» профессиональных историков с журналистами, политиками и общественными деятелями [Там же, с. 289]. Однако если в техническом аспекте информация доступна человеку, это еще не значит, что он в силах ее адекватно воспринять и интерпретировать. Характер воздействия информации о прошлом, публикуемой во Всемирной сети, на ее пользователей с разным уровнем личностного развития и профессиональной подготовки существенно отличается. Естественно, что она по-разному влияет на представления носителей обыденного уровня исторического сознания и ученых-историков. Имеющиеся у специалистов знания и убеждения в области исторической науки, принятые ими принципы познания и отношения к прошлому помогают отделить адекватные сведения от сомнительной информации. Обычные же пользователи Интернета рискуют, сами о том не подозревая, усвоить те или иные исторические мифы. При этом воздействие информации с ресурсов Интернета на человека с устойчивыми ценностно-мировоззренческими основаниями будет гораздо менее значительным, чем на людей с неустойчивыми убеждениями и принципами.
Одним из путей преодоления исторических мифов является формирование развитого исторического сознания, чему способствует рост количества порталов и сайтов, распространяющих и популяризирующих исторические знания. Оценить степень достоверности информации исторического характера из Интернета можно на основе методологических принципов верификации и фальсификации [14, с. 24]. Однако правильно применять подобные принципы могут лишь люди, имеющие достаточно развитое историческое сознание и устойчивые мировоззренческие убеждения и идеалы. Казалось бы, очевидным способом борьбы
с распространением исторических мифов в Интернете является законодательное ограничение распространения не соответствующей действительности информации о прошлом. Однако прямые запреты способны вызвать обратную реакцию, лишь усилив интерес к сомнительным сведениям. К тому же весьма сложно побудить людей использовать лишь какие-то определенные информационные ресурсы. Важную роль играет и наличие у человека желания получать и усваивать информацию о прошлом, при этом оно также определяется ценностно-мировоззренческими основаниями его духовного мира.
На наш взгляд, главная причина формирования мифов не в том, что пользователи Интернета в силу каких-то причин испытали влияние «неправильных» информационных ресурсов, неадекватно отражающих прошлое. Говоря о роли информационных технологий в формировании исторических мифов, следует учитывать особенности конкретного человека и специфику его духовного мира. Результат влияния информационных ресурсов на духовный мир человека зависит, прежде всего, от характера мировоззренческих оснований его личности [4, с. 58]. Мировоззрение является относительно целостной системой знаний и убеждений, идеалов и принципов людей, определяющих их отношение к окружающему миру и самим себе. Оно позволяет индивиду получать ответы на наиболее важные жизненные вопросы, обеспечивает целостность его духовного мира, дает человеку возможность сохранять себя в качестве личности в потоке времени, определяет основные принципы его деятельности, объяснения и оценки объективной реальности.
Доказано, что интернет-пользователи, имеющие стабильное мировоззрение, воспринимают информацию с ресурсов Всемирной сети по-другому, чем люди, имеющие несистематизированные и неустойчивые убеждения и принципы [6, с. 30]. Первые рассматривают полученные сведения зачастую как подтверждение своим воззрениям на прошлое общества. В результате информация из Интернета либо просто отбрасывается (если она не может быть согласована с их ценностно-мировоззренческими принципами), либо принимается, если «укладывается» в рамки уже имеющейся у них ценностно-мировоззренческой сферы. Для вторых отражение прошлого в Интернете видится как калейдоскопическое сочетание вырванных из контекста сведений, противоречащих друг другу взглядов, отдельных исторических примеров. К тому же эти потребители информации обычно не представляют, каким из используемых ресурсов можно доверять, а каким - не следует. Именно нестабильные и несистематизированные воззрения человека на исторический процесс под воздействием мощного информационного давления на него в Сети могут трансформироваться в мифы о прошлом. Подобное воздействие современных информационных технологий на историческое сознание особенно ярко проявляется в условиях упрощенности имеющихся в структуре мировоззрения человека принципов, идеалов и ценностей.
Бесполезно пытаться изолировать человека от той или иной информации, лучше развивать ценностно-мировоззренческие основания его личности для того, чтобы он сохранял и развивал свое историческое сознание, несмотря на воздействие как условно «вредных», так и «полезных» ресурсов Интернета. Полностью доверяющий сведениям из Всемирной сети человек заметно легче может стать объектом формирования исторических мифов, поскольку он не в силах критически осмыслить информацию о прошлом, представленную на интернет-ресурсах, а тем более соотнести ее со своими мировоззренческими принципами. Имеется ряд факторов, которые могут при определенных условиях негативно сказаться на характере исторического сознания любителей проводить слишком много времени в Интернете. Соответственно, они могут способствовать и формированию исторических мифов. Данные факторы в принципиальном плане такие же, как и в случае с возможным негативным влиянием Интернета на нравственную сферу современного общества. Отметим, что они ранее были исследованы в работе «Интернет и ценностно-мировоззренческие основания морали» [4, с. 59-61]. Прежде всего, к таким факторам следует отнести влияние негативных по отношению к историческому сознанию сведений, образов и идей (неверно объясняющих прошлое общества и способствующих созданию исторических мифов), опосредованный и часто анонимный характер общения людей в Интернете, постоянно возрастающую скорость распространения информации (что затрудняет ее осмысление), а также формирующуюся у пользователей Сети склонность к алгоритмизированному и быстрому принятию решений. Отмечается также, что сама форма существования исторических знаний в современном обществе носит «клиповый» характер [12, с. 36]. Это тоже способствует распространению исторических мифов. Разумеется, даже совокупное влияние всех указанных обстоятельств непосредственно не ведет к формированию у пользователей Всемирной сети представлений мифологического типа, поскольку сам по себе Интернет лишь технологическое средство, ускоряющее передачу информации (хотя и существенно меняющее характер ее восприятия). Средства же, как отметил М. Кастельс, хороши или плохи в зависимости от того, как их используют, ведь они «суть продолжение нас самих» [7, с. 217].
Для успешного преодоления мифов необходимо наполнить ресурсы Интернета адекватными и актуальными данными о прошлом, распространяя академическую информацию об исторических событиях. Вместе с тем одной из причин формирования исторических мифов является пассивность специалистов-историков в СМИ (и особенно в Интернете), отсутствие серьезной и последовательной работы по популяризации знаний о прошлом - как по фундаментальным вопросам академической науки, так и по отдельным историческим темам [3, с. 59]. Кроме того, государство вправе регулировать использование информационных ресурсов. Поэтому возможен запрет тех из них, которые явно искажают представления о прошлом, способствуя формированию мифов в историческом сознании, тем более что в ряде случаев это сопряжено с разжиганием национальной или социальной розни, пропагандой насилия и т.п. Для предотвращения негативного влияния информации из Интернета на правосознание общества государство применяет законодательные меры [5, с. 67]. Аналогичные меры можно принимать и против фальсификаций истории в Интернете. Дело заключается
не только в прямом запрете экстремистских ресурсов, негативно воздействующих на сознание пользователей. Следует повысить ответственность интернет-ресурсов (особенно моральную) за размещение искаженной информации (обязав делать ее не анонимной, а авторской; при перепечатке материалов из исторического труда ссылаться на него, не искажая содержание). Интернет-публикации должны сопровождаться информацией об их авторах (в том числе о том, в какой области исторической науки они являются специалистами). Большинство ученых вряд ли захотят связать свое имя с непроверенной, недостоверной или тенденциозной информацией. Важным условием профилактики формирования исторических мифов в Интернете является и развитие исторического образования в рамках как школьных, так и вузовских программ. Однако большинство продуцирующих исторические мифы интернет-ресурсов обычно не нарушают никаких законов, представляя концепции, альтернативные официальной академической науке. В этом случае государство в принципе может информировать граждан о складывающейся ситуации, а возможно, даже призывать их использовать определенные сайты, если они отвечают, с точки зрения специалистов-историков, критериям научности, и не обращаться к другим ресурсам, создающим исторические мифы. Правда, на подобном пути возникает опасность усиления контроля государства над личностью. Вместе с тем, если в государстве возобладает какая-либо идеология, вполне возможны усилия по формированию исторических мифов уже с его стороны.
Мифы формируются в Интернете в силу ряда особенностей его природы. Но они распространяются и в зависимости от духовных характеристик людей. Интернет может позитивно влиять на формирование у людей адекватных представлений о прошлом, однако способен также усиливать распространение исторических мифов. При этом наличие в современном массовом историческом сознании представлений, имеющих статус мифов, говорит не столько об отрицательном влиянии ресурсов Интернета, сколько о низком базовом уровне исторической культуры, являющемся следствием пробелов и недостатков исторического образования. Невелика вероятность того, что люди, имеющие определенный багаж научных знаний в области истории, научившиеся правильно их проверять и использовать, станут сторонниками разного рода исторических мифов, распространяемых в Интернете. Важную роль в этой связи играет общая культура человека, развитие его личности. Главная причина роста влияния неадекватных стереотипов в историческом сознании состоит не в Интернете самом по себе, а в кризисе тех институтов и социальных структур, которые формируют и отношение человека к прошлому, и его ценностно-мировоззренческую сферу. Степень устойчивости человека к воздействию распространяемых в Интернете мифологических представлений зависит от ценностно-мировоззренческих оснований его духовного мира. Более высокий уровень развития его личности, степень освоения им духовной культуры способствуют и более адекватной оценке имеющейся во Всемирной сети информации о прошлом. Именно от устойчивости мировоззрения зависит, сможет ли человек сохранить свои определяющие отношение к прошлому убеждения, избежать слепой веры в исторические мифы.
Список литературы
1. Баландина Е. А. Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции сознанием: дисс. ... к. филос. н. Барнаул, 2006. 186 с.
2. Богдановская И. М. Мифы о России: конструктивное и деструктивное влияние на сознание современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 23-35.
3. Емельяненко В. Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания исторического сознания (к постановке проблемы) // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (98). С. 55-60.
4. Емельяненко В. Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания морали // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. 2. С. 58-62.
5. Емельяненко В. Д., Богданова А. М., Гнаева Ю. А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания правосознания // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. № 7 (97). С. 66-70.
6. Емельяненко В. Д., Игнатенко В. Д. Информационные войны в Интернете и ценностно-мировоззренческие основания духовного мира человека // Альманах современной науки и образования. 2016. № 1 (103). С. 28-35.
7. Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2003. 328 с.
8. Коняев C. Н. Научные подходы к феномену сознания // Философия науки и техники. 2006. Т. 12. № 1. C. 215-233.
9. Лернер И, Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории и обществознания в школе. 1998. № 4. С. 17-23.
10. Линченко А. А. Институты исторического сознания в эпоху информационного общества // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. Вып. 5. С. 284-290.
11. Макаревич Э. Ф. Об эффективности коммуникационного воздействия // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 106-127.
12. Останина О. А. Конец исторического сознания? // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 4. № 1. С. 35-36.
13. Петров Н. В., Федотов В. А. Миф как социально-исторический феномен // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 46-51.
14. Поппер К. Логика научного исследования. М., 2005. 447 с.
15. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Юнити-Дана, 2008. 543 с.
16. Шубин А. В. Историческое сознание и исторические мифы [Электронный ресурс]. URL: http://history.jes.su/ s207987840001153-7-1 (дата обращения: 11.01.2017).
17. Шумилина-Павлова М. О. Источники формирования исторического сознания российской молодежи // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 4. С. 226-232.
INTERNET AND HISTORICAL CONSCIOUSNESS MYTHOLOGIZATION (VALUE AND VISION ASPECT)
Emel'yanenko Vladimir Dmitrievich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Vetoshko Aleksandr Nikolaevich, Ph. D. in History, Associate Professor Malashenko Irina Vladimirovna, Ph. D. in History Bryansk State University named after academician Ivan Georgiyevich Petrovsky emelyanenko_152@mail. ru; ips310@yandex. ru; malashenko1976@yandex.ru
The article shows that the degree of the World Wide Web influence on historical myths formation depends on a person's value and vision qualities. People having stable vision values and rather adequate basic knowledge about the past are less liable to influence of falsifications on the Internet leading to mythologization of their historical consciousness. If these values are absent or primitive, it creates breeding ground for historical myths formation.
Key words and phrases: Internet; information technologies; world outlook; historical myth; historical consciousness; value and vision structures.
УДК 348.01/07
Исторические науки и археология
Статья посвящена процессу образования католических приходов на территории Войска Донского. Автор показывает, что с притоком немецких колонистов в регион происходило увеличение численности храмов. Войсковое начальство и местные органы власти не мешали строительству, а иногда даже и помогали. Предпринята попытка установить месторасположение католических костелов на территории края и населенных пунктов; размеры средств, затраченных на строительство, фамилии архитекторов и первых священников.
Ключевые слова и фразы: Римско-католическая церковь; костел; патер; вероисповедание; Область Войска Донского.
Ерохина Ольга Викторовна, д.и.н., доцент
Московский педагогический государственный университет erohina1@mail.ru
ОБРАЗОВАНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ПРИХОДОВ НА ДОНУ (XIX - НАЧАЛО ХХ В.)
В Российской империи население по вероисповедному составу делилось на католиков, протестантов, мусульман и т.д. Но именно положение Римско-католической церкви в большей степени зависело от социально-политических условий в государстве, т.к. в ней видели противника православия. Наличие большого числа католиков в России чаще всего связывают с разделом Речи Посполитой в конце XVIII в. и, как следствие, притоком поляков. При этом совершенно упускается из виду, что с середины 1760-х гг. и до 1850-х гг. по приглашению самодержавной власти в страну переселялись немецкие колонисты, исповедовавшие не только протестантизм, но и католичество [5, д. 4741, л. 51 об.].
Большинство немецких колоний находилось в так называемых «крестьянских» округах - Миусском и Ростовском. Поэтому землю здесь скупали более интенсивно, чем в других округах войска. Для покупки земли колонисты предпочитали брать кредиты в коммерческих банках. Например, поселяне колонии Эйген-гейм купили землю за 26 215 руб., взяв кредит в Дворянском земельном банке сроком на 56 лет [9, с. 54]. К тому же создавали колонии с учетом вероисповедной принадлежности. Если вдруг случайно чужак покупал землю, то его старались выжить, что произошло с русским крестьянином [6, д. 6213, л. 20 об.].
В 1897 г. в Донской области насчитывалось 10 067 католиков, распределившихся по округам следующим образом: Таганрогский - 5 424, Ростовский - 2 386, Усть-Медведицкий - 985, Черкасский - 563, Второй Донской - 518, Донецкий - 247, Первый Донской - 174, Хоперский - 74, Сальский - 70 [9, с. 50]. Наибольшее количество немцев католиков проживало в колониях Гринталь (Миусский округ) и Рыновке (Донецкий округ).
30 января 1806 г. недавно назначенный градоначальником в Таганрог Б. Б. Кампенгаузен просил министра внутренних дел В. П. Кочубея построить в городе римско-католическую церковь для иностранных купцов и консулов, проживавших в городе [1, с. 277]. Он предлагал составить проект и смету в Петербурге, а строительство произвести за казенный счет, на что был получен положительный ответ.
28 апреля 1806 г. проект (с помещением для причта) стоимостью 18 310 руб. архитектора Руско одобрил император [Там же, с. 278], хотя мы и Р. Нахтигаль ошибочно полагали, что архитектором был Россинский (Р. Нахтигаль указывает другую сметную стоимость - 17 000 р.) [9, с. 133; 13, с. 92]. Александром I в мае на строительство из сметы велено выдать 10 тыс. руб., а в январе 1907 г. - остальную сумму [Там же, с. 278].