№ 1, 2008 г.
Самостоятельное профилактическое значение имеет также рассмотрение дел, связанных с совершением преступлений против несовершеннолетних и назначение справедливого наказания преступникам. По данным А.Н. Ильяшенко, 82% девушек и 64% юношей, совершивших преступления, ранее испытали на себе преступные посягательства со стороны других лиц (6).
Таким образом, из вышеизложенного видно, насколько велико значение профилактической деятельности суда как центрального субъекта системы ювенальной юстиции.
1. Научно-практическая конференция «Правовая и криминологическая оценка нового УПК РФ» //Государство и право. -2002. -№9. -С. 6.
2. Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия: дисс. ...докт. юрид. наук. -М., 1996. -С. 39.
3. Максудов Р., Флямер М. Законопроект «О ювенальной юстиции в России: создание и лоббирование текста или запуск движения?» //Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России: Сб. науч. статей в 2 кн. (Сост. М. Флямер). Кн. 2. -М.. 2000. -С. 155.
4. Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации //Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. -М., 2003. -С. 114.
5. Ильяшенко А.Н. Преступность несовершеннолетних женского пола: состояние, причины, предупреждение. -Воронеж, 2000. -С. 46.
УБУШАЕВ К.В.
ОБРАЗОВАНИЕ КАЛМЫЦКОЙ АССР И ПРИНЯТИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИИ
В 1937 ГОДУ
Первый Общекалмыцкий съезд Советов депутатов калмыцкого народа, состоявшийся 2-9 июля 1920 г. в п. Чилгир, провозгласил национальную государственность Калмыкии в форме автономной области. Правовое положение Калмыцкой автономной области было зафиксировано в “Декларации прав трудового калмыцкого народа”, имевшей конституционное значение.
“Калмыцкий трудовой народ, в течение веков находившийся под тяжелым национальным, культурным, экономическим, колониальным и моральным гнетом царизма, ныне освобожденный и призванный волею Великой Октябрьской революции к свободному строительству своей жизни, на первом за трехсотлетие пребывания в пределах России действительном Общекалмыцком съезде трудящихся констатирует свободное существование калмыцкого трудового народа и его культурно-экономическое возрождение считает возможным только в тесном союзе с братским пролетариатом России”, - провозглашалось в принятой “Декларации”.
«Декларация» провозгласила объединение всех разбросанных частей калмыцкого народа в “одну административно-хозяйственную автономную единицу” в составе РСФСР. В декларации также указывалось, что “выделение и строительство всей жизни области происходит на основе Конституции РСФСР, «Воззвания» Ленина к трудовому калмыцкому народу, Декрета о новом устройстве земельного быта калмыцкого народа, Декрета об охране и восстановлении калмыцкого животноводства” (1).
В проекте постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами, написанном В.И. Лениным 13 или 14 октября 1920 г., было указано: “Признать необходимым создание (автономных республик и областных учреждений), проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив немедленную подготовку соответствующих законопроектов Наркомнацу” (2). На основании этого решения Наркомацем был разработан проект Декрета об образовании автономной области калмыцкого народа.
2 ноября 1920 г. проект постановления об автономии калмыков был утвержден Советом народных комиссаров РСФСР, а 4 ноября В.И. Ленин и М.И. Калинин специальной телеграммой оповестили
89
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Калмыцкий ЦИК об этом историческом решении, т.к. оно было утверждено ВЦИК РСФСР (3). 25 ноября 1920 г. было принято постановление СНК об установлении административно-территориальной границы Калмыцкой автономной области (4).
Образование Советской автономии имело историческое значение в жизни всех трудящихся Калмыкии. В результате создания автономной области калмыцкий народ, разобщенный административнотерриториальным делением, был воссоединен в единое национальное целое и получил широчайшие политические и социально-экономические возможности для всестороннего развития. Калмыцкая автономная область стала самоуправляющейся национальной административно-территориальной единицей внутри Российской Федерации и была наделена всеми правами соответствующего образования.
Вступление в новый этап советской национальной государственности в Калмыкии было связано с преобразованием в 1935 г. Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР. Таким образом, позитивные успехи Калмыцкой области в политическом, культурном, социально-политическом, государственном строительстве объективно соответствовали закономерному развитию советской национальной государственности в Калмыкии и переходу ее к более высокой форме. Этот исторический акт конкретно воплощался в жизнь постановлением Президиума ВЦИК от 22 октября 1935 года (5).
Через несколько дней, 2 ноября 1935 г., в Элисте состоялась юбилейная сессия Калмыцкого областного исполкома Советов, которая обсудила доклад о 15-летии Калмыцкого автономной области и решила ряд организационных вопросов. На сессии было принято постановление о преобразовании Калмыцкого облисполкома в Центральный Исполнительный Комитет КАССР Здесь же были приняты постановления об избрании председателем ЦИК Калмыцкой АССР Хомутникова Василия Алексеевича, секретарем ЦИК КАССР Пахомова Григория Ивановича. Был избран также Президиум ЦИК Калмыцкой АССР в составе 15 членов и 2 кандидатов в члены Президиума. Сессия избрала правительство Калмыцкой АССР - Совет Народных Комисаров - в составе 10 человек. Председателем СНК КАССР был избран Пюрбеев Анджур Пюрбеевич (6).
ЦИК Калмыцкой АССР и Калмыцкий обком ВКП(б) приняли обращение ко всем трудящимся Калмыкии. Обращение призывало трудящихся сосредоточить усилия на нерешенных вопросах, бороться за дальнейший рост народного хозяйства.
Ко времени образования республики территория составляла 74373 тыс. км.2, население - 178234 человека. В национальном составе калмыков было 123796, русских и украинцев - 47955, других национальностей - 6433 человека. Калмыцкая АССР состояла из 8 улусов (районов): Западный, Сарпинский, Центральный, Приволжский, Приморский, Черноземельский, Лаганский, Долбанский. Население объединялось в 100 сельских, Элистинском городском и Кануковском поселковом Советах. Столицей Калмыцкой АССР стал город Элиста. В экономике области ведущая роль принадлежала сельскому хозяйству.
Преобразование Калмыцкой области в республику было связано еще с тем, что господствующее положение в животноводстве заняли социалистические формы хозяйства. По состоянию на 1 июля 1935 г. в совхозах республики было сосредоточено 289909 голов скота (20,8%), в колхозах - 465654 (49,4%), в учреждениях - 26572 (2,8%), у колхозников и единоличников - 160022 (17%).
В Калмыкии имелось 12 совхозов, объединенных трестом совхозов, из них 8 скотоводческих и 4 овцеводческих. Остальные 4 совхоза были самостоятельными: 3 совхоза в ведении Наркозема (крупного племенного рогатого скота, коневодческий и верблюдоводческий) и 1 совхоз находился в ведении СНК КАССР. Всего имелось в республике 16 животноводческих совхозов.
Количество скота к концу второй пятилетки по сравнению с 1933 г. увеличилось в совхозах на 10%, посевная площадь возросла более чем в 2 раза. Рабочие совхозов накопили большой опыт, используя который, можно было резко поднять производительность труда во всех хозяйствах. Среди рабочих калмыков имелось немало стахановцев, пропагандировавших передовые методы труда.
Подъем животноводства привел к росту доходности колхозов, многие из них стали миллионерами. Соответственно, повышался спрос населения на промышленные товары.
В республике проводилась большая работа по увеличению поголовья скота, находившегося в индивидуальном использовании. ЦК ВКП(б) и СНК СССР 3 сентября 1936 г. приняли решение о дальнейшем улучшении жизни колхозников.
20 февраля 1936 г. состоялся 1 республиканский съезд Советов КАССР, который сыграл немалую роль в оживлении работы Советов.
Из года в год рос актив Советов, укреплялась связь Советов с широкими трудящимися массами.
90
№ 1, 2008 г.
В результате достигнутых успехов появилась возможность решить проблему коренизации. В государственный аппарат вовлекались работники из коренного населения. Республика готовила квалифицированные кадры в различных вузах страны, они готовились и на практической основе в Советах, колхозах, совхозах, МТС.
Позитивные изменения в развитии Калмыцкой автономной республики отражали происходившие в стране перемены. Заметен был рост промышленности (7). Общее количество предприятий крупной промышленности Калмыкии возросло с 62 в 1932 г. до 79 в 1937 г. Количество рабочих, соответственно, возросло с 4074 до 7750. Валовая продукция промышленности возросла за вторую пятилетку в 3 раза. К концу 1937 г. в Калмыкии насчитывалось 13 электростанций, 5 предприятий строительных материалов, 15 ремонтных мастерских, более 30 пищевых предприятий. Местная промышленность располагала несколькими предприятиями строительных материалов, сосредоточенных главным образом в столице Калмыкии - г. Элисте. Элистинский кирпично-черепичный комбинат, завод “Керамик” в Приволжске, известковый завод на “Зунда-Толга”, бутовой карьер и разработки штучного камня и ракушечника обеспечивали необходимыми материалами строительство в г. Элисте (8).
Становление и развитие экономики и культуры Калмыкии вызвали изменения в укладе жизни, в быту калмыцкого народа. Размах происшедших преобразований был широк - от перехода от кочевого к оседлому образу жизни до ломки отживших семейных отношений, раскрепощения женщин и вовлечения их в строительство.
Поскольку автономная республика является национальным государством, она имела атрибуты государственности - территорию, конституцию, высшие органы государственной власти, правительство, столицу и т.д. Следовательно, образование автономного государства привело к необходимости разработки и принятия Основного закона Калмыцкой АССР. Однако к моменту провозглашения Калмыцкой АССР проект ее Конституции не разрабатывался, т.к. в стране шла подготовка к принятию новой конституции СССР, конституций союзных и автономных республик. Работа по подготовке и принятию конституций национальных государств в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. началась накануне ее принятия. В целом эта работа в союзных и автономных республиках завершилась к концу 1937 - началу 1938 г.
В Калмыцкой АССР работа по подготовке и принятию Конституции (Основного Закона) республики практически началась с июля 1936 г., т.е. спустя месяц после публикации в печати проекта новой Конституции СССР для всенародного обсуждения.
Разработка проекта Конституции Калмыцкой АССР была поручена Конституционной комиссии ЦИК Калмыцкой АССР, созданной президиумом ЦИКа КАССР 17 июля 1936 г. По рекомендации Калмыцкого обкома ВКП(б) Конституционная комиссия была утверждена в составе 1 0 человек под председательством первого секретаря обкома партии Карпова Н.Н. В нее вошли представители партийных, советских органов, юстиции, рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции (9).
Конституционная комиссия ЦИК республики, учитывая основные принципиальные положения принимаемых конституций СССР и РСФСР, довольно в короткие сроки разработала и представила Калмыцкому обкому ВКП(б) и ЦИКу КАССР проект Конституции Калмыцкой АССР. Бюро Калмыцкого обкома партии 20 октября 1936 г., рассмотрев и одобрив проект Конституции КАССР, приняло решение направить его в ЦИК СССР и ВЦИК для рассмотрения, а также предполагалось после внесения изменений и дополнений опубликовать проект Конституции КАССР на страницах республиканских газет на русском и калмыцком языках (10).
ЦИК Союза ССР и ВЦИК полностью одобрили проект Конституции Калмыцкой АССР. Председатель ЦИК СССР и ВЦИК М.И. Калинин внес незначительные поправки в текст проекта Основного Закона Советской Калмыкии. Некоторому изменению подверглись только две статьи проекта Конституции Калмыцкой АССР. М.И. Калинин внес поправку в ст. 27, где вместо “11 членов Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР” указал “9”. В статье 106 заменил слово “сельского Совета”... на “хотонного Совета”... (11).
При последующей доработке проекта конституционная комиссия ЦИКа КАССР учла поправки М.И. Калинина и статья 106 была оставлена в его редакции. Что касается статьи 27, то Конституционная комиссия обратилась с просьбой к М.И. Калинину оставить ее в первоначальной редакции. Это предложение было поддержано, поскольку расширение состава Президиума Верховного Совета Республики предусматривалось за счет представительства рабочего класса. Это действительно подтверждает состав Президиума Верховного Совета КАССР первого созыва, избранный 12 июля 1938
91
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
г. на первой сессии Верховного Совета КАССР. В него вошли, наряду с руководителями республиканских партийных и советских органов, рабочий (С.К. Комбиров) и учительница (Н.Д. Добросердова) (12).
31 мая 1937 г. Президиум ЦИК Калмыцкой АССР, рассмотрев и одобрив проект Конституции КАССР, для всенародного обсуждения, счел целесообразным созыв съезда Советов Калмыцкой АССР для рассмотрения и утверждения этого проекта (13).
Обсуждение проекта Конституции КАССР, опубликованного 1 июня 1937 г. в республиканских газетах на русском и калмыцком языках, проходило на многочисленных собраниях трудящихся совхозов, колхозов, предприятий, организаций, на пленумах и заседаниях исполкомов Советов, по местному радио, на страницах районных и республиканских газет.
К 20 июня 1937 г. обсуждение проекта Конституции КАССР было завершено. Президиум ЦИК Калмыцкой АССР подвел итоги этой работы и принял решение внести проект Конституции КАССР на рассмотрение Чрезвычайного второго съезда Советов республики, начинающего свою работу 21 июня 1937 г.
На съезде с докладом о Конституции (Основном Законе) Калмыцкой АССР выступил председатель ЦИК В.А. Хомутников, который подробно изложил и охарактеризовал значение принимаемой Конституции. В обсуждении проекта Конституции приняли участие 59 делегатов, которые единодушно одобрили и предложили утвердить этот проект (14). Таким образом, Чрезвычайный съезд Советов Калмыцкой АССР 21 июня 1937 г. утвердил проект Конституции КАССР и внес его на рассмотрение Верховных органов РСФСР. В докладе Конституционной комиссии съезду говорилось, что “принятие Конституции Калмыцкой республики - событие огромной исторической важности. Оно огромно потому, что мы записываем и закрепляем в законодательном порядке то, что нами завоевано в дни Октября, в годы гражданской войны, записываем и закрепляем законодательно то, что нами добыто и завоевано в борьбе с классовыми врагами в период социалистического строительства, в борьбе за создание бесклассового социалистического общества” (15).
Первая Конституция Калмыцкой АССР, принятая в соответствии с основными принципами Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., закрепила новое общественное и государственное устройство Советской Калмыкии, установила новую систему ее органов государственной власти и управления и определила принципы их организации и деятельности, основные права и обязанности граждан республики, осуществила демократизацию избирательной системы.
Основной закон республики 1937 г. провозгласил Калмыцкую АССР социалистическим государством рабочих и крестьян, вся власть в котором принадлежит Советам депутатов трудящихся, являющимся политической основой Калмыцкой АССР. Статьи 1, 2, 3 Конституции, таким образом, определили качественно новый этап советской национальной государственности, классовую природу КАССР. Положение Конституции СССР о том, что Советы выросли и окрепли в результате завоеваний диктатуры пролетариата, воспроизведенное в Конституциях союзных и автономных республик, обусловило уточнение наименования политической основы государства. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советской Калмыкии, в сущности отражавшие характер органов классового представительства, были преобразованы в Советы депутатов трудящихся, которые уже точнее отражали социальный состав советского общества. Поэтому правомерно политическая основа Калмыцкой АССР, как национального социалистического государства, получила однотипное название - Советы депутатов трудящихся, - соответствующее характеру Советского государства.
Закрепляя политические, социальные завоевания калмыцкого народа, Конституция Калмыцкой АССР устанавливала, что земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, все виды транспорта и связи, совхозы, сельскохозяйственные предприятия, МТС и т.д. составляют государственную собственность, всенародное достояние (ст. 5 и 6).
Вместе с тем Конституция КАССР 1937 г. отразила особенности республики, связанные с историей развития Советской Калмыкии. В ней подчеркивается, что Советы депутатов трудящихся, составляющие политическую основу государственности калмыцкого народа, выросли и окрепли в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения калмыцкого народа от национального гнета и царизма и русской буржуазии и разгрома националистической контрреволюции (ст. 2).
Калмыцкая АССР как автономное государство не включалась в состав какой-либо административнотерриториальной единицы. Согласно статье 13 Конституции КАССР она входила непосредственно в состав Российской Федерации и осуществляла государственную власть на автономных началах. В соответствии с этим положением в Конституции РСФСР были определены принципы взаимоотношений
92
№ 1, 2008 г.
высших органов государственной власти и государственного управления АССР (Верховный Совет и Совет народных комиссаров) с высшими органами власти и управления РСФСР, а также принципы представительства автономных республик в Президиуме Верховного Совета РСФСР и установлено, что в его состав входят заместители председателя по числу АССР (ст. 31).
В отличие от Конституции СССР и Конституции РСФСР, Конституция Калмыцкой АССР установила административно-территориальное устройство республики в составе 7 улусов (Долбанского, Лаганского, Черноземельского, Приволжского, Сарпинского, Центрального и Западного) и города Элисты. В связи с этим была установлена система местных органов власти - улусных, городских, поселковых, хотонных и сельских Советов депутатов трудящихся, точно определены нормы представительства от населения в каждое из звеньев Советов. Основной Закон (Конституция) Калмыцкой АССР, в соответствии с Конституцией СССР, распространил принцип прямых выборов во все Советы, начиная от сельского Совета вплоть до Верховного Совета Калмыцкой АССР. При этом, учитывая особенности республики, несмотря на то, что избирательные нормы устанавливались для каждого Совета специальным положением о выборах в Советы депутатов трудящихся Калмыцкой АССР, Конституция КАССР определила избирательные нормы по избирательным округам (ст. 108). В Конституции КАССР 1937 г. была учтена еще одна важная особенность ее исторического образования и развития - ведение кочевого хозяйства. Хотя в Советской Калмыкии в основном был завершен перевод кочевых хозяйств на оседлый образ жизни, тем не менее, эта особенность получила отражение в статье 57 Конституции КАССР, где указывалось: “Сессии городских, поселковых, хотонных и сельских советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц, а в кочевых районах - не реже одного раза в два месяца”. Это свидетельствует не только об отражении особенностей Калмыцкой АССР, но и о более детальной разработке в Конституциях автономных республик положения о местных органах государственной власти, чем в союзной Конституции.
Разработанная на основе Конституции СССР и Конституции РСФСР, Конституция КАССР 1937 г. установила систему органов государственной власти и управления, закрепила принципы их организации и деятельности. С принятием Конституции КАССР прекратил свое существование высший орган государственной власти КАССР - республиканские съезды Советов, периодически созывавшиеся для рассмотрения и решения важнейших вопросов Калмыцкой АССР.
Конституция РСФСР 1937 г. закрепила новую систему высших органов государственной власти автономных республик, построенную в основном по типу высших органов союзных республик. Базируясь на этом конституционном положении Российской Федерации, Конституция КАССР точно определила, что “высшим органом государственной власти Калмыцкой АССР является Верховный Совет КАССР”, избираемый гражданами республики, достигшими ко дню выборов 18 лет (ст. 101, 102). В отличие от республиканского съезда Советов, Верховный Совет Калмыцкой АССР являлся постоянным органом государственной власти. Поскольку Верховный Совет республики являлся не повседневно работающим органом, то Конституция КАССР отвела важнейшее место в системе высших органов КАССР Президиуму Верховного Совета. Он как постоянно действующий орган осуществлял в период между сессиями Верховного Совета КАССР функции органа государственной власти на территории республики.
Конституция КАССР, точно определив права и положение Верховного Совета республики и его Президиума, предусмотрела круг вопросов, входящих в исключительную компетенцию Верховного Совета (принятие Конституции и законов, утверждение народнохозяйственного плана и бюджета, формирование правительства республики и т.д.).
Конституция КАССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. сохранила прежний высший орган государственного управления республики - Совет Народных Комиссаров. Однако его правовое положение существенно изменилось. Конституция КАССР 1937 г., определив место СНК КАССР в системе органов государственного управления республики, более четко разграничила компетенцию и порядок нормотворчества органов государственной власти Калмыцкой АССР.
Правительство республики - Совнарком, будучи органом общей компетенции, был наделен широким кругом задач и функций по руководству хозяйственным и социально-культурным строительством по объединению и направлению деятельности всех звеньев и подразделений подчиненного ему управленческого аппарата. Эти вопросы полностью были регламентированы в статьях 38-48 Конституции Калмыцкой АССР 1937 г.
Конституция КАССР в отдельной (6) главе зафиксировала бюджетные права республики и определила основные источники доходной части бюджета. Конституция КАССР предусмотрела, что составление
93
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
бюджета входит в компетенцию правительства республики, а утверждение - Верхового Совета Калмыцкой АССР.
Демократические принципы Конституции СССР и РСФСР, получившие полное отражение в Конституциях автономных республик, распространялись на все сферы государственной и общественной жизни.
К примеру, в Калмыцкой АССР, как и во всем Союзе, была установлена единая система судов, построенная применительно к ее административно-территориальному делению. Первым звеном судебной системы республики по Конституции КАССР являлся народный суд, избираемый сроком на три года гражданами улуса на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Надзор за деятельностью. судебных органов КАССР (ст. 77) возлагался на высший судебный орган республики - Верховный суд, избираемый Верховным Советом КАССР сроком на пять лет. Конституция предусмотрела ведение судопроизводства на калмыцком языке, а в районах с большинством русского населения - на русском языке с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.
Высший надзор за исполнением законности всеми органами государственного управления и подведомственными учреждениями, а также должностными лицами и гражданами на территории Калмыцкой АССР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР и Прокурора Калмыцкой АССР. Конституция КАССР зафиксировала принцип независимости органов прокуратуры от местных органов при осуществлении своих функций.
Конституция Калмыцкой АССР в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР, значительно расширив демократические права и политические свободы граждан, существовавшие в стране, законодательно их закрепила. Конституция обеспечила всем гражданам республики осуществление всех политических свобод. Основной Закон республики, как и Конституции других АССР, гарантировал полное равенство граждан, независимо от их национальности, расы и пола, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной, общественно-политической жизни.
В соответствии с установленными политическими и социальными правами и свободами определились равные обязанности граждан КАССР - соблюдать Конституцию СССР, РСФСР и КАССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила советского общежития и укреплять общественную и государственную собственность (ст. 97 и 98).
Конституция объявила всеобщую воинскую обязанность законом, при этом подчеркнув, что военная служба, защита Отечества является почетным, священным долгом каждого гражданина КАССР.
Таким образом, Конституция КАССР 1937 г., базируясь на основных принципах Конституции СССР 1936 г., закрепила итоги борьбы трудящихся Советской Калмыкии за построение нового общества.
Принятие первой Конституции Советской Калмыкии явилось важнейшим событием в жизни калмыцкого народа. Являясь политическим, правовым документом, она зафиксировала результаты осуществления ленинской национальной политики Советского государства, вступление Советской Калмыкии в качественно новый этап государственного, общественного, экономического и культурного развития, послужила законодательной базой для дальнейшего развития и упрочения Калмыцкой АССР.
1. Первый Общекалмыцкий съезд Советов 2-9 июля 1920 г. Протоколы. -Элиста, 1971. -С. 46-49.
2. К истории образования Автономной области калмыцкого народа. -Элиста, 1960. -С. 2223.
3. В.И. Ленин и Калмыкия. -Элиста, 1979. -С. 36.
4. Там же. -С. 37-38.
5. Национально-государственное строительство в Калмыцкой АССР/июль 1920 - июнь 1937 гг./ Сб. документов и материалов. -Элиста, 1981. -С. 304.
6. Там же. -С. 309-311.
7. Убушаев В.Б. Советы Калмыкии в борьбе за построение социализма. -Элиста, 1979. -С. 170.
8. Максимов К.Н. Развитие Советской национальной государственности /на материале Калмыцкой АССР. -Элиста, 1981. -С. 36.
94
№ 1, 2008 г.
9. Максимов К.Н. Конституция Калмыцкой АССР 1937 года и ее основные принципы // Проблемы социалистического строительства в Калмыкии. -Элиста, 1980. -С. 158.
10. Там же. -С. 159.
11. Там же.
12. Там же.
13. Максимов К.Н. Указ. соч. -С.159.
14. Максимов К.Н., Наберухин А.И. Советская Калмыкия в составе СССР. -Элиста, 1983. -С. 69.
15. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. -М., Наука, 1970. -С. 221.
БУРИНОВА Л.Д.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ
МНОГОПАРТИЙНОСТИ
7 декабря 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним впервые выборы всего депутатского корпуса по пропорциональной избирательной системе проведены в Государственную Думу пятого созыва. Выборы депутатов Государственной Думы четырех прежних созывов проводились по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005г. реформировал избирательную систему на выборах депутатов Государственной Думы, поскольку предусмотрел переход от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы к пропорциональной системе выборов, в соответствии с которой все 450 депутатов Государственной Думы избираются в составе федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, а политические партии получают места в нижней палате федерального парламента пропорционально числу голосов избирателей, поданных за соответствующие федеральные списки кандидатов.
Реформа избирательной системы была обусловлена необходимостью осуществления серьезных политических шагов, направленных на развитие гражданского общества, многопартийной политической системы. Она должна рассматриваться в общем контексте мер, принятых для формирования политической системы, восприимчивой к региональным проблемам и тесно связанной с общенациональными интересами, в соответствии с которыми Государственная Дума должна стать основным инструментом представительства общенациональных идей и интересов, которые смогут выражать только крупные, хорошо структурированные политические партии.
Одной из важнейших особенностей современного политического процесса в России является развитие института многопартийности не за счет самостоятельной политической активности граждан, а в силу продуманных действий государства, направленных на установление контролируемой партийной системы. Формирование российской многопартийности связано не с реально существующей структурой социальных расколов общества, а с существованием консолидированных кланов, борющихся между собой за близость к окружению президента и возможность лоббирования своих клановых интересов в процессе принятия политических решений.
Непременным условием процесса развития политических партий является возможность их конкуренции на началах равноправия, в том числе на выборах депутатов Государственной Думы. Как показала практика, введение Федеральным законом пропорциональной избирательной системы за достаточно большой срок до проведения парламентских выборов (наряду с исключением из политического оборота института избирательных блоков, а также другими законодательными новеллами 2005-2007 годов) стимулировало объединительные процессы в партийном строительстве. Есть основания полагать, что созданы предпосылки для формирования сильных политических партий, способных разрабатывать серьезные партийные и предвыборные программы, имеющие общенациональное значение, и добиваться проведения их в жизнь, а также обеспечивать демократическое воспроизводство политической элиты. Однако, как показали выборы 2007, между партиями отсутствует конкуренция на равных, т.к. мощь
95