Научная статья на тему 'Местные органы государственной власти в Калмыкии в 30-е гг. ХХ в'

Местные органы государственной власти в Калмыкии в 30-е гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Местные органы государственной власти в Калмыкии в 30-е гг. ХХ в»

БАДМАЕВ М.Х.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КАЛМЫКИИ

В 30-Е ГГ. XX В.

В Советском государстве с первых лет его существования создается единая система Советов -сверху донизу Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. Лозунг "Повышение роли Советов" оставался неизменным несколько десятилетий, отражая устойчивую зависимость их положения от центра и партийных органов.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем партийных органов.

Просторы нашей страны и разнообразие ее прнродно-географнческих и экономических условий, культуры и уклада жизни населения создают дополнительные трудности для правового регулирования в данной сфере. Приходится одновременно осуществлять его на уровне центра, его регионов и самих муниципальных образований.

В Калмыкии в рассматриваемый период также происходили процессы, направленные на построение системы органов советской власти.

С образованием национальной государственности в Калмыкии сложилась система местных органов советской власти. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года и постановлением VII Всероссийского съезда Советов «Декларация прав трудового калмыцкого народа» определила систему местных органов власти в составе 10 улусных и 70 аймачных Советов. В этом появилось своеобразие территориального распределение жителей в системе органов государственной власти Калмыцкой автономной области. Была создана трехступенчатая система органов власти областной, улусные и аймачные Советы. Вторая особенность заключалась в том, что низовые органы власти преимущественно строились по национальному признаку. Поэтому в районах, где проживали представители других национальностей и народностей, создавались сельские Советы (русские, немецкие, смешанные) (1).

Необходимость улучшения управления, сокращения административных расходов, упорядочения землепользования привела в 1921 г. к укрупнению ряда улусов, аймаков и образованию Ремонтнейского уезда. Вместо 10 улусов, 70 аймаков и волостей были образованы 8 улусов, в том числе 1 уезд, 47 аймаков и волостей. Икицохуровский и Харахусовский улусы были объединены и образован Икицохуро-Харахусовский улус с пятью аймаками. На территории Багацохуровского, Хошеутовского улусов и Калмыцкого Базара был образован Приволжский улус. Таким образом, система органов власти среднего звена Калмыкии со стояла из Болыпедербетовского, Малодербетовского, Приволжского, Маныческого, Яндыко-Мочажного, Эркетеневского, Икицохуро-Харахусовского улусных советов, Ремонтненского уездного совета и Кумского аймачного совета (2).

Количество низовых органов власти уменьшилось на одну треть. Сельские Советы должны были образовываться по усмотрению волисполкома и с утверждением этого уисполкомом в местности, где есть не менее одной тысячи душ. Там, где менее тысячи душ, поселки должны были объединяться для образования сельского Совета. В местностях с кочевым населением Советы образовывались из 200 кибиток.

Сельский Совет возглавлялся одним председателем при наличии особой канцелярии с секретарем, конным курьером и сторожем. Содержание волисполкомов и сельсоветов осуществлялось за счет местных средств.

Низовая система органов государственной власти Калмыцкой автономной области в 1928 г. подверглась преобразованию, т.е. вместо 48 аймачных и 29 сельских советов была установлена единая система - сельские советы. Сложная, громоздкая система перевыборов (собрания аймаков, съезды аймачных советов) предыдущих лет была заменена простым собранием (перевыбором) сельских советов.

Президиум ВЦИК 30 марта 1930 года, рассмотрев окончательный вариант административно-территориального деления Калмыцкой автономной области и заключения Нижне-Волжского крайисполкома, Наркомата финансов и Госплана РСФСР, принял постановление о разделении Калмыкии на пять районов (Западный, Сарпинский, Центральный, Приволжский, Приморский). Это административно-территориальное деление области оставалось без изменения до 1934 г. Но количество сельских советов с 1930 г. к середине 1934 г. возросло с 98 до 103. В 1930 г. в Калмыкии был образован первый город со своим представительным органом - Элистинским городским советом.

Таким образом, система органов государственной власти области в 1930 г. состояла из 5 улусных, 1 городского, 1 поселкового и 97 сельских советов. Высшим звеном в системе органов государственной власти области выступал областной съезд советов, а в период между его заседаниями - Калмыцкий облисполком.

В результате разукрупнения экономических административно-территориальных единиц, в связи с централизацией управления, постановлением ВЦИК в январе 1934 г. Нижне-Волжский край был разделен на Саратовский и Сталинградский края. К последнему была отнесена Калмыцкая автономная область, административно-территориальное деление которой было утверждено Президиумом ВЦИК 25 января 1935 г., в составе семи улусов (Долбанский, Лаганский, Приволжский, Сарпинский, Центральный, Черноземельский, Западный), что впоследствии было закреплено в Конституции Калмыцкой АССР 1937 г. (3).

Образование автономной области предоставило возможность произвести воссоединение проживавших в разных районах калмыков в едином государственном образовании. Многие калмыки Дона, Урала, Терека, Оренбуржья переселились в Калмыкию.

Первая Конституция Калмыцкой АССР содержала специальную главу, посвященную местным органам власти. Глава V «Местные органы государственной власти» включала в себя 20 статей (4). Органами государственной власти в улусах, городах, поселках, хотонах, селах, деревнях являлись Советы депутатов трудящихся. В Конституции КАССР был определен срок полномочий депутатов местных органов власти. Депутаты улусных, городских, сельских, хотонных Советов избирались трудящимися улуса, города, поселка, хотона, села, деревни сроком на два года5. На своей территории Советы депутатов трудящихся (улуса, города, поселка, хотона, сел руководили культурно-политическим и хозяйственным строительством, компетенцию Советов депутатов трудящихся входило: установление местного бюджета, руководство деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечение охраны государственного порядка, содействие обороноспособности страны, обеспечение соблюдения законов и охрану прав граж-дан. В пределах прав, установленных законами СССР, РСФСР и Калмыцкой АССР, Советы депутатов трудящихся принимали решения и давали распоряжения.

Исполнительно-распорядительные функции возлагались на исполнительные комитеты. Конституция КАССР установила, что исполнительными и распорядительными органами улусных, городских, поселковых, хотонных и сельских Советов являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов. Однако принцип коллегиальности на низовом уровне выдерживался не всегда. Зачастую в целях упрощения самого процесса управления местными делами, Советы в мелких населенных пунктах принимали решение, что в соответствии со статьей 54 Конституции КАССР исполнительным и распорядительным органом хотонных и сельских Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

На основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих органов исполнительные комитеты депутатов трудящихся (улуса, города, поселка, хотона, села) осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории.

Улусные Советы депутатов трудящихся рассматривали вопросы, отнесенные к их компетенции, на сессиях, которые созывались их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год. Сессии городских, поселковых, хотонных и сельских Советов депутатов трудящихся созывались их исполнительными орга-нами не реже одного раза в месяц, а в кочевых районах не реже одного раза в два месяца. На время своей сессии депутаты улусных и городских Советов избирали председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Председатель хотонного (сельского) Совета созывал хотонный (сельский) Совет и вел его заседания. В своей работе исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся. В Конституции КАССР была закреплена норма, согласно которой вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имели право отме-нять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и при-останавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов тру-дягцихся. Вышестоящим Советам депутатов трудящихся предоставлялось право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов. Статья 63 Конституции КАССР определила количество и наименование отделов исполнительных комитетов улусных Советов депутатов трудящихся. Согласно этой статье в состав исполнительных ко-митетов улусных Советов депутатов трудящихся входили следующие отделы:

- земельный;

- народного образования;

- финансовый;

- внутренней торговли;

- здравоохранения;

- социального обеспечения;

- общий;

- дорожный;

- плановой комиссии;

- сектор кадров при председателе исполкома.

Кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства улуса, с утверждения Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР улусные Советы могли образовать коммунальный отдел и отдел местной промышленности. Вышеперечисленные отделы подчинялись в своей деятельности как улусному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему народному комиссариату Кал-мыцкой АССР (6).

Городские Советы депутатов трудящихся образовывали следующие отделы исполнительных комитетов на основании статьи 66 Конституции КАССР:

- финансовый;

- коммунального хозяйства;

- внутренней торговли;

- здравоохранения;

- народного образования;

- социального обеспечения;

- общий;

- плановую комиссию;

- сектор кадров при председателе исполкома.

Кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его пригородного хозяйства вправе были образовать отдел местной промышленности и земельный отдел. В статьях 67 и 68 Конституции КАССР предусматривалось подчинение отделов городских Советов депутатов трудящихся в своей деятельности городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу улусного Совета депутатов трудящихся. Отделы городского Совета депу-татов трудящихся Элисты подчинялись в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся Элисты и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату КАССР непосредственно.

Народному Комиссариату Внутренних дел в соответствии со статьей 64 Конституции КАССР было предоставлено право образовывать при улусных Советах депутатов трудящихся свои управления, на основе законов СССР и РСФСР, а также с утверждения Президиума Верховного Совета КАССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года Конституция КАССР ввела всеобщее избирательное право, означав-шее, что все граждане республики, достигшие 18 лет, независимо от расовой принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. В связи с конституционным закреплением всеобщего избирательного права у некоторых категорий граждан были восстановлены право участия в выборах и право быть избранными в органы народного представительства.

Конституция КАССР 1937г. закрепила право выдвижения кандидатов в депутаты не только за организациями КПСС, профсоюзов, комсомола, кооперативными и другими общественными организациями, но и за трудовыми коллективами, собраниями военнослужащих.

Выборы стали не только всеобщими, но и равными. Каждый гражданин имел один голос, и все граждане получали право участвовать в выборах на равных основаниях. В соответствии с этим положением устранялось неравенство в избирательных правах между рабочими и крестьянами. Кроме того, Конституция КАССР 1937 года ликвидировала многостепенные выборы и установила прямые выборы во все представительные органы. Конституция установила, что в соответствии с этим принципом выборы во все советы депутатов трудящихся, начиная от хотонного (сельского) и городского совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета КАССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов (7).

Демократизация порядка выборов выражалась также и в том, что открытое голосование было заменено тайным. Вопрос об избрании кандидата на сходах, собраниях в депутаты сельского совета, делегата на пленумах сельских советов, съездах улусных советов на областной съезд советов решался открыто - путем поднятия рук и в целом по списку. Теперь же по новому положению избиратель этот вопрос решал один, в кабине и через урну.

Выборы в Совет депутатов трудящихся в соответствии со статьей 108 Конституции КАССР 1937 года производились по избирательным округам по следующим нормам:

- улусного Совета (в зависимости от размера улуса) - один депутат не менее чем от 500 и не более чем от 1500 населения;

- городского Совета, в зависимости от размера города,- один депутат не ме-нее чем от 100 и не более чем от 1000 населения;

- хотонного (сельского) Совета, в зависимости от размера района деятельности хотонного (сельского) Совета,- один депутат не менее чем от 50 и не более чем от 250 населения.

Избирательные нормы для каждого улусного, городского, поселкового, хотонного, сельского Совета депутатов трудящихся устанавливались «Положением о выборах в Советы депутатов трудящихся Калмыцкой АССР» в пределах избирательных норм, указанных в вышеназванной статье (8).

Таким образом, данная Конституция внесла существенные изменения в порядок образования и формы деятельности всей системы Советов. Пред-стоящие выборы депутатов советов всех уровней принципиально отличались от предыдущих кампаний не только по организованности и проведению, но и по формированию состава депутатского корпуса советов всех уровней.

Поводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что Конституция КАССР была попыткой документально закрепить статус органов местных советов.

1. Максимов К.Н. Органы государственной власти и государственного управления Калмыцкой автономной области (1920-1935 гг.). -Элиста, 1970. -С. 70.

2. Исследования по исторической географии Калмыцкой АССР. Сборник. -Элиста, 1981. -С. 114.

3. СУ РСФСР. 1934. № 5. Ст.34; СУ РСФСР. 1935. № 4. Ст.49.

4. Максимов К.Н. История национальной государственности Калмыкии. -М., 2000. -С. 140.

5. Конституция (Основной Закон) Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики. -Элиста, 1938. -С.13-16.

6. Статьи 49- 50 Конституции (Основного Закона) Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики. -Элиста, 1938.

7. Статьи 62- 63 Конституции (Основного Закона) Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики. -Элиста. 1938. -С.16-22.

8. Статья 103 Конституции (Основного Закона) Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Рес-публики. -Элиста, 1938. -С. 22.

9. Конституция (Основной Закон) Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики. -Элиста, 1938. -С.23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.