Литература
1. «Археологическая реставрация» и рестав-
рационные теории конца XIX - начала XX в. // Реставрация памятников архитектуры / С.С. Подъ-япольский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев [и др.] // ARTconservation: социальный специализирован-
ный ресурс содействия сохранению, реставрации и консервации материальных памятников истории и культуры. URL : http://art-con.ru/node/7 (дата обращения: 30.08.2011).
2. Конвенция по охране архитектурного наследия Европы, Гранада. 3 окт. 1985 г. // Историкокультурное и природное наследие : хрестоматия / сост. Н.М. Маркдорф, В.В. Сенкус, И.П. Рещикова; НФИ КемГУ. Новокузнецк, 2006.
3. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) // ARTconservation: социальный специализированный ресурс содействия сохранению, реставрации и консервации материальных памятников истории и культуры. URL : http://art-con.ru/node/848 (дата обращения: 30.08.2011).
4. Международная хартия по охране исторических городов: принята Генеральной Ассамблеей ИКОМОС в октябре 1987 г. // Историкокультурное и природное наследие : хрестоматия / сост. Н.М. Маркдорф, В.В. Сенкус, И.П. Рещикова. Новокузнецк, 2006.
5. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Пятнадцатая Генеральная Ассамблея государств-сторонниц Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия. Париж, 10-11 окт. 2005 г. Париж, 2005.
6. Приложение к Рекомендации Комитета министров №R(93)9 «Об охране архитектурного наследия от стихийных катастроф» от 23.11.1993 г. // Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия / сост. С.Н. Молчанов. НПЦ по охране памятников истории и культуры Свердловской области. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2001.
7. ICOMOS. Historic Gardens-The Florence Charter (1981) / Cao X.P // International charters for conservation and restoration, 03-2005.
International law about protection of architectural cultural heritage
There is analyzed the origin and development of the international law about keeping and protection of architectural cultural heritage.
Key words: architectural cultural heritage, architectural ensemble, architectural monument, remarkable place.
г.В. панина
(Москва)
роль социальногуманитарных дисциплин в модернизации образования
Рассматривается формирующееся общество знания. Раскрываются сущность и параметры этого процесса. Доказывается, что образование, обогащенное гуманитарной составляющей, превращается в обществе знания в точку общественного роста, центр инновационного развития.
Ключевые слова: двухуровневая модель обучения, гуманитарное образование, информационное общество, профессиональная компетентность современного специалиста, центр инновационного развития, общество знания.
Современное высокотехнологичное общество информационных технологий для своего воспроизводства и дальнейшего развития нуждается в образованном и добросовестном индивиде, создателе и носителе новых форм общественной жизни. Большую роль в формирующемся обществе знания играет социогума-нитарная составляющая профессионального образования. Во-первых, потому, что это общество не просто постиндустриальное и информационное, а главным образом опирающееся на знания как ресурс общественного развития и людей, их личностный потенциал как создателей этого главного ресурса. В связи с этим развитие личностного потенциала, формирование социокультурной компетентности специалиста, культурная сообразность любого вида деятельности - основные задачи образования в современном мире. Во-вторых, в условиях экологического и социальных кризисов любая преобразовательная (профессиональная) деятельность человека должна осуществляться только в соответствии с культуроцент-ричными стратегиями для обеспечения безопасного и в перспективе развивающего общественного существования. Уже на уровне проектирования и моделирования своей профессиональной деятельности специалист должен учитывать культурный опыт и социальную целесообразность, выполнять экспертные функции креативного (инновационного) развития, самими результатами своей профессиональной деятельности подталкивать общество, направлять к социально и культурно приемле-
© Панина Г.В., 2012
мым способам выживания, определять оптимальную стратегию существования.
Особую актуальность вопросы социальногуманитарного образования в высшей школе приобретают в наши дни, когда реализуется программа модернизации образования и разрабатываются стандарты подготовки специалистов разного уровня. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины вводят будущего специалиста через систему образовательного пространства в мир ценностей и смыслов человеческого бытия, позволяют ориентироваться в лабиринте культурных напластований и хитросплетений с целью социально корректной постановки своих профессиональных задач и наиболее эффективной стратегии их осуществления. А это определяет уже иную роль гуманитарных дисциплин в вузе, чем просто желательную креативную подпитку. Гуманитарное образование становится смыслоопределяющим компонентом профессиональной деятельности, важнейшей частью професиональной культуры современного специалиста, составляющей его профессиональной зрелости и компетентности. Оно позволяет грамотно ставить сами задачи профессионального труда, определять социально приемлемые средства его осуществления, понимать, ради чего он осуществляется, чему служит и что развивает.
При таком понимании роли гуманитарной составляющей в высшем профессиональном образовании совершенно несущественными выглядят рекомендации, как и кому надо делать те или иные шаги в конкретном учебном процессе, какие предметы включать, как их оформлять и т.д. Принципиальным является определение общей стратегии гуманитарного образования, включающей проблематику, предметный состав, организационные формы реализации (модули и кредиты) и необходимые компетенции. Как конкретно вузы будут осуществлять гуманитарную подготовку своих специалистов, решат ученые советы на местах наилучшим образом. Важно обозначить саму актуальность и важность проблемы социально-гуманитарной составляющей высшего образования, ее жизненную необходимость, определить стратегические задачи и перспективы, а конкретные формы решения следует оставить за вузами, предлагая им обмениваться реальным работающим опытом в реализации данной программы, закреплять и оценивать предложенные практикой формы реализации гуманитаризации высшего профессионального образования.
В ходе исторического развития происходит усиление роли гуманитарного компонента в системе образования. Важнейшими функциями образования являются передача социального опыта и социализация, т.е. приобщение к нормам и ценностям общества, молодого поколения. Особенности коммуникации определяют специфику образовательной практики. В основном межличностная, опирающаяся на традицию, локальная, практически ориентированная коммуникация традиционного общества определяет особенности образования, представляющего собой возобновление удачных образцов деятельности, передающихся от человека к человеку, от мастера к подмастерью, тиражирующих локальный опыт. Гуманитарный компонент сводится к особенностям общения и понимания.
В индустриальном обществе с помощью средств массовой информации коммуникация приобретает национальный характер. В масштабах государства и национальной культуры распространяются стандарты поведения и деятельности, приобретая черты национальной системы образования, охватывающей школы, профессиональные училища, университеты для целенаправленной многоступенчатой передачи системы знаний, умений и навыков, в которых отражаются готовые для тиражирования стандартизированные приемы деятельности. Для подобной масштабной, институционально выраженной, обеспечивающей стандартизацию профессиональной деятельности системы образования жизненно важными становятся курсы истории, родных и иностранных языков и культуры, философии для рационального познания и мышления. Соответственно курсы гуманитарных наук занимают свое место во всех образовательных программах в том или ином объеме.
Принципиально новая роль принадлежит социально-гуманитарному блоку дисциплин в структуре образовательных стандартов постиндустриального общества. компьютерные технологии создают глобальную циркуляцию информации, коммуникация становится без-личностной, плюралистичной, зачастую виртуальной. Она меняет формы взаимодействия и, соответственно, способы передачи социального опыта. Новые формы коммуникации обрушивают лавины научного, повседневного, художественного, религиозного, мифологического знания на человека, являясь для него одинаково доступными и претендующими на равнозначимость, оставляя возможность отбора самому реципиенту. В системе образования
главным становится не овладение определенным массивом знаний, а обучение методикам и технологиям выбора, приобретение способности действовать в меняющемся мире, ориентироваться в потоках информации и многообразии жизненных миров. Особую роль в этой связи начинают играть синтетические дисциплины и междисциплинарное знание, такое как, например, культурология, которая «призвана отвечать на смысложизненные вопросы, т.е. не просто снабжать знаниями, а формировать способность действовать в соответствии с более широким пониманием постоянно изменяющейся ситуации, чем только функциональная или экономическая необходимость» [2, с. 171]. Профессиональное образование становится системой подготовки к деятельности в условиях неопределенности, изменяющихся потребностей и способов их удовлетворения. От специалиста требуется владение не просто технологиями познания и деятельности, а не виданными ранее способностями понимать и предугадывать общественные потребности, разрабатывать технологии их удовлетворения с учетом экологических, политических и социальных перспектив. Специалистом называют человека не просто знающего и умеющего, а владеющего современными технологиями управления социальными процессами, т.е. компетентного. Для формирования профессиональной компетентности совершенно необходимы социальные и гуманитарные знания как условие успешной деятельности в глобальном информационном обществе, позволяющие ориентироваться в быстро меняющемся и инновационно развивающемся мире. Социально-гуманитарное образование превращается в условие формирования профессиональной компетентности современного специалиста.
Решению этих задач высшего образования способствует модульная организация учебного процесса, которая посредством определенного набора учебных дисциплин содействует формированию заданных для каждой квалификации компетенций. Объем и содержание образовательных модулей определяются вузом в соответствии с российским государственным образовательным стандартом. Например, для инженерных специальностей предусмотрен большой блок социальногуманитарных и экономических дисциплин, целью которых является формирование социокультурной компетентности специалиста как части профессиональной культуры личности. Техническим специалистам необходимо по-
нимать социальный контекст, определяющий цели, задачи, приемы и методы инженерной деятельности. Знание места и роли своей профессии в жизни общества, ощущение ответственности за реализацию проектов и процедур своей деятельности - это элементы профессионализма в любом деле, а в инженерном труде - особенно. Новые технологии позволяют глобально вмешиваться в облик мира и пересоздавать его. Перед техническим специалистом встает задача компетентной оценки социальных последствий и перспектив своей профессиональной деятельности в целях безопасного существования людей, гармоничного взаимодействия с природной средой. Социология в техническом университете призвана способствовать формированию социальной ответственности и социокультурной компетентности инженера. Современное понимание профессионализма не ограничивается овладением комплексом научных знаний по своей специальности и основными навыками профессионального труда. В условиях бурно развивающихся технологий, быстро меняющейся техносферы инженер должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, выбирать социально безопасные способы решения технических задач, уметь находить в проблемных ситуациях оптимальные общественно приемлемые варианты.
Новым задачам высшего профессионального образования, формирующего компетентного специалиста, отвечает двухуровневая модель обучения. Бакалавриат претендует на то, чтобы сделать первую ступень высшего образования массовой и общезначимой, поскольку должен дать своим выпускникам не узкоспециализированные знания, а профессиональную подготовку в контексте социальных взаимосвязей и общественных потребностей, новых линий развития и основных тенденций профессии как социальной деятельности, позволяющей понимать, удовлетворять и формировать потребности людей в определенных услугах. Основной функцией бакалавриата можно считать профессиональную социализацию молодежи, приобщение к системе социальных связей, норм, ценностей, идеалов, потребностей современного общества, главной из которых является потребность в профессиональном самоопределелении и развитии в течение всей жизни. Первая ступень профессионального высшего образования позволяет сформировать базовую компетентность - понимание социокультурных смыслов современного профессионализма, выражающегося в го-
товности к профессиональному совершенствованию в течение всей активной жизни, причем в самой интенсивной, напряженной и личност-но значимой форме - самообразовании, что позволит выстроить дальнейшие траектории обучения. Профессиональная компетентность в таком случае означает не только теоретическую подкованность и владение профессиональными навыками, а прежде всего способность и готовность самостоятельно и результативно действовать в реальных жизненных и профессиональных ситуациях на основе понимания социокультурного контекста.
Образование, обогащенное гуманитарной составляющей, превращается в обществе знания в точку общественного роста, центр инновационного развития:
1) становится основным институтом (агентом) социализации молодого поколения, научая его жить в меняющемся мире, прививая нормы и ценности информационного общества;
2) является важным фактором общественного развития, стимулирующим социальные изменения, готовя людей к внедрению новых технологий деятельности и новых форм повседневной и профессиональной активности;
3) превращается в центр экспертизы (оценки и переосмысления) старых догм, ценностей и ориентиров, знаний и технологий благодаря сосредоточению высокоинтеллектуальных и творчески мыслящих кадров с целью разработки новых технологий, адекватных форм мировоззрения, норм, ценностей, регуляторов поведения, политических и правовых систем;
4) является решающим фактором изменения социальной структуры общества, способствуя формированию новых социальных групп со специфическими интересами и типами деятельности, регулирует социальное расслоение;
5) влияет на духовную жизнь общества и даже определяет ее, имеет символическое значение как среда социального притяжения, формирования образцов и идеалов, мотивации и направленности деятельности;
6) становится основным средством развития производства в направлении высокой технологичности, интеллектуальной емкости и человекоразмерности; стимулирует рождение новых форм организации труда и общественных отношений;
7) выступает мощным средством развития личности, стимулируя раскрытие потенциала людей: интеллектуального, социально-
го, духовного, коммуникативного, творческого и т.п.;
8) являясь средством повышения социальной мобильности, усиливает динамизм всех общественных практик и социальных процессов, ускоряя общественное развитие (можно констатировать, что закон ускоряющегося общественного развития связан с распространением образования);
9) приводит к экспоненциальному росту новых идей, рационализации общественной жизни и проникновению научного знания во все сферы жизнедеятельности и социальные практики, усиливая их возможности;
10) способствует расширению требований к образовательному уровню населения (качество образования измеряется компетенциями, а не просто знаниями, умениями, навыками, что стимулирует постоянный интерес к разносторонним квалификациям и личностному росту, мотивируя к обучению в течение всей жизни);
11) становится основным центром формирования гражданской активности, точкой роста политической активности, сознательности и ответственности;
12) являясь средством развития морального сознания и правовой грамотности, способствует совершенствованию социокультурной регуляции;
13) приводит к смягчению общественных нравов, либерализации политической жизни, демократизации правовой культуры, развитию гражданского общества.
Формирующееся общество знания в условиях нарастающей роли и значения информации нуждается в адекватных образовательных усилиях. По-новому строится образовательная среда, меняются педагогические технологии, используются современные информационные методики обучения. Болонский процесс, стремящийся поставить систему образования в соответствие с потребностями общественного развития, является выражением серьезных социальных трансформаций, вызвавших необходимость изменения и перестройки системы образования. Самой существенной из них представляется устойчивая тенденция к превращению высшего образования в широко распространенное массовое явление. Становясь массовым, высшее образование, конечно, тяготеет к упрощению способов распространения знаний, методик освоения нового материала, познавательных интенций, способов применения научных достижений. Неизбежным следствием данной тенденции является расслое-
ние высшего образования на два уровня: первую ступень (бакалавриат) со всеми признаками массовости и широкой доступности, и ступень, претендующую на некоторую элитарность, связанную с отбором и овладением особо значимыми компетенциями. Необычным и новым в данном случае является «массовиза-ция» высшего образования. И это закономерно, потому что современное производство в любых своих развивающихся сферах является информационно насыщенным, инновационным и соответственно высокотехнологичным, нуждающимся для своего функционирования и развития в массовых количествах специалистов высокой квалификации (имеющих высшее образование) - бакалаврах. к тому же специалисты, исследующие специфику двухуровневого образования, утверждают, что главной задачей бакалавриата является не профессиональная подготовка, а социализация молодежи, ее приобщение к системе социальных связей, норм и ценностей современного общества, возможность повзрослеть, осознать себя как личность, получить первый гражданский опыт [1]. Добавим к этому, что важными задачами бакалавриата становятся и знакомство с передовым технологическим опытом, умение работать в команде, слушать и понимать других людей, добывать необходимую информацию и обмениваться ею с другими людьми. Эти качества совершенно необходимы на любом современном производстве. к тому же сегодня любая профессия технически и технологически насыщена и для своего безопасного функционирования нуждается в работнике морально зрелом, интеллектуально развитом, со-
циально ориентированном, умеющем отстаивать социально значимые ценности, удовлетворять и формировать общественно полезные потребности людей.
Таким образом, социогуманитарное знание становится жизненно важным требованием модернизации высшего профессионального образования, превращаясь в одно из основных условий формирования профессиональной компетентности современного специалиста.
Литература
1. Голованова Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 36-40.
2. Щеглова Л.В. Эвристический потенциал культурологии и философии культуры // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Социально-экономические науки и искусство. 2011. № 8(62). С. 170-176.
Role of social disciplines
and the humanities in modernization
of education
There is considered the forming knowledge society. There is revealed the essence and the parameters of this process. There is proved that the education enriched with the component of the humanities becomes the point of social growth, the centre of innovative development.
Key words: two-level model of education, the humanities, information society, professional competence of a modern specialist, centre of innovative development, knowledge society.