Научная статья на тему 'Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее'

Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Человеческий потенциал / образовательная среда / экономическое развитие / деятельность высшей школы / программноцелевой подход / искусственный интеллект / Human potential / educational environment / economic development / higher education activities / program-targeted approach / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Игорь Николаевич

В статье рассматриваются вопросы развития высшего образования в новой геополитической реальности. Представлены результаты исследований российских и зарубежных ученых по проблемам формирования человеческого потенциала, определена роль в его становлении и развитии ключевого компонента — образования. Систематизирована актуальная информация о состоянии и перспективах реформирования университетского образования. На основе анализа комплекса показателей установлены приоритеты образовательной деятельности и охарактеризованы итоги работы высшей школы в России (2019–2023 годы). При этом выполнена оценка результативности предпринимаемых действий по совершенствованию управления высшей школой. Систематизированы нормативно-правовые основы вузовского образования на этапе реформирования высшей школы, и приведены данные об использовании инноваций в развивающейся цифровой среде российских университетов. Выявлены особенности организации обучения студентов вузов в условиях ускоряющегося процесса цифровизации образовательной деятельности. В результате сделаны выводы о необходимости акцентировать внимание общественности на развитии человеческого потенциала и своевременности принятия мер по формированию цифровой среды в фокусе национальных программ и федеральных проектов. В качестве рекомендаций обобщены приоритетные направления деятельности организаций высшего образования в контексте развития международного сотрудничества с дружественными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Economic Growth: The Present and a Look into the Future

The article considers the issues of higher education development in the new geopolitical reality. The results of researches by Russian and foreign scientists on the problems of human potential formation, the role of the key component — education — in its formation and development are presented. Up-to-date information on the state and prospects of reforming university education is systematized. Based on the analysis of a set of indicators, the priorities of educational activities are established and the results of the work of higher education in Russia (2019–2023) are characterized. The assessment of the effectiveness of the actions taken to improve the management of higher education has been completed. The regulatory framework for higher education at the stage of reforming higher education and data on the use of innovations in the developing digital environment of Russian universities are systematized. Features of the organization of training of university students in the context of the accelerating process of educational activities digitalization are identified. Conclusions are made about the need to focus the attention of the Russian public on the development of human potential and the timeliness of taking measures to form a digital environment in the focus of national programs and federal projects. As recommendations, priority areas of activity of higher education organizations in the context of the development of international cooperation with friendly countries are summarized.

Текст научной работы на тему «Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее»

УДК 338.4

DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-68-79 Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее

Молчанов Игорь Николаевич

Доктор экономических наук, профессор, SPIN-код РИНЦ: 1300-2679, ORCID: 0000-0003-4252-2387, [email protected]

Экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Москва, РФ.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития высшего образования в новой геополитической реальности. Представлены результаты исследований российских и зарубежных ученых по проблемам формирования человеческого потенциала, определена роль в его становлении и развитии ключевого компонента — образования. Систематизирована актуальная информация о состоянии и перспективах реформирования университетского образования. На основе анализа комплекса показателей установлены приоритеты образовательной деятельности и охарактеризованы итоги работы высшей школы в России (2019-2023 годы). При этом выполнена оценка результативности предпринимаемых действий по совершенствованию управления высшей школой. Систематизированы нормативно-правовые основы вузовского образования на этапе реформирования высшей школы, и приведены данные об использовании инноваций в развивающейся цифровой среде российских университетов. Выявлены особенности организации обучения студентов вузов в условиях ускоряющегося процесса цифровизации образовательной деятельности. В результате сделаны выводы о необходимости акцентировать внимание общественности на развитии человеческого потенциала и своевременности принятия мер по формированию цифровой среды в фокусе национальных программ и федеральных проектов. В качестве рекомендаций обобщены приоритетные направления деятельности организаций высшего образования в контексте развития международного сотрудничества с дружественными странами.

Ключевые слова

Человеческий потенциал, образовательная среда, экономическое развитие, деятельность высшей школы, программно-целевой подход, искусственный интеллект.

Для цитирования

Молчанов И.Н. Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее // Государственное управление. Электронный вестник. 2025. № 108. С. 68-79. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-68-79

Education and Economic Growth: The Present and a Look into the Future

Igor N. Molchanov

DSc (Economics), Professor, ORCID: 0000-0003-4252-2387,[email protected]

Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University; Financial University under the Government of the Russian

Federation, Moscow, Russian Federation.

Abstract

The article considers the issues of higher education development in the new geopolitical reality. The results of researches by Russian and foreign scientists on the problems of human potential formation, the role of the key component — education — in its formation and development are presented. Up-to-date information on the state and prospects of reforming university education is systematized. Based on the analysis of a set of indicators, the priorities of educational activities are established and the results of the work of higher education in Russia (2019-2023) are characterized. The assessment of the effectiveness of the actions taken to improve the management of higher education has been completed. The regulatory framework for higher education at the stage of reforming higher education and data on the use of innovations in the developing digital environment of Russian universities are systematized. Features of the organization of training of university students in the context of the accelerating process of educational activities digitalization are identified. Conclusions are made about the need to focus the attention of the Russian public on the development of human potential and the timeliness of taking measures to form a digital environment in the focus of national programs and federal projects. As recommendations, priority areas of activity of higher education organizations in the context of the development of international cooperation with friendly countries are summarized.

Keywords

Human potential, educational environment, economic development, higher education activities, program-targeted approach, artificial intelligence.

For citation

Molchanov I.N. (2025) Education and Economic Growth: The Present and a Look into the Future. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 108. P. 68-79. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-68-79

Дата поступления/Received: 08.11.2024

Введение

Образование является фундаментальным правом человека и одновременно мощным фактором экономического развития, одним из лучших способов сокращения бедности, улучшения стандартов здравоохранения, продвижения мира к безопасности и стабильности. Образование оказывает значительное положительное влияние на повышение доходов работников, является основным фактором поддержания равенства и инклюзивности. Выявление приоритетов развития российской системы образования в будущем имеет особое значение в условиях современного этапа ее реформирования.

Под влиянием неблагоприятных внешнеполитических условий, созданных рядом недружественных стран Запада, сохраняется вероятность возникновения непредвиденных ситуаций в функционировании национального хозяйства страны. Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста необходимо максимальное задействование человеческого потенциала, качество которого эволюционно возрастает. Важнейшие характеристики, из которых складывается качество человеческого потенциала, — уровень образования, состояние здоровья и продолжительность жизни населения (членов общества).

Переход к многополярному мироустройству и активное формирование интеграционных международных союзов государств, в которых Россия занимает лидирующие позиции и играет важную объединительную роль, способствуют укреплению положения страны в глобальном масштабе, активизируют деятельность научного сообщества и органов государственной власти по формированию новой модели функционирования системы обучения в образовательных учреждениях высшего образования.

В 2024/25 и 2025/26 учебных годах в рамках пилотного проекта1 апробируется принятое Правительством России решение о реформировании системы профессионального образования2. Внесены уточнения в классификацию уровней высшего образования: выделены базовый и специализированный уровни высшего образования, установлен уровень профессионального высшего образования — аспирантура. На базовом уровне реализуются образовательные программы бакалавриата и специалитета, на специализированном — магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Ключевым новшеством является дифференциация сроков освоения образовательных программ в зависимости от направления, специальности и профиля подготовки либо от конкретной квалификации и отрасли экономики, в частности программы базового высшего образования могут длиться от четырех до шести лет, программы специализированного высшего образования — от одного года до трех лет.

Возрастает потребность в переосмыслении государственной образовательной политики, основные положения которой подвергаются трансформации под влиянием происходящих в обществе объективных изменений как глобального, так и регионального характера. Для поддержания положительных темпов экономического роста и увеличения ВВП в странах с формирующейся экономикой остро востребованы квалифицированные специалисты, обладающие обширными знаниями в различных предметных областях и ориентированные на переобучение, повышение квалификации и постоянное совершенствование навыков и умений в выбранной профессиональной сфере деятельности.

1 Реализация пилотного проекта осуществляется в следующих образовательных организациях высшего образования: ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»; ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (Указ Президента № 343).

2 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 10.10.2024).

Степень научной разработанности проблемы

Существует обширная научная литература, в которой представлены результаты исследований различных авторов по актуальной тематике экономического развития. Предметом особого внимания являются дискуссионные вопросы формирования и развития человеческого потенциала. В научных публикациях рассматриваются различные точки зрения исследователей на понятие и состав человеческого потенциала, общность и различия применяемой терминологии; раскрывается роль образования и его влияние на развитие человеческого потенциала [Соболева 2007; Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? 2019]. При рассмотрении человеческого потенциала на уровне индивида в первую очередь важны личностные качества, отражающие уровень его активности в социуме и качественные характеристики, подлежащие формализации. Количественные характеристики человеческого потенциала отражаются стоимостными показателями. Масштабирование характеристик индивидуумов на уровне организации позволяет получить обобщенную картину человеческого потенциала применительно к иерархическим ступеням корпоративного (государственного / муниципального) управления [Иванов 2013]. Для представления человеческого потенциала определенной совокупности индивидов значение имеют их «количественные и качественные характеристики... независимо от участия в экономической деятельности» [Федотов 2021, 57]. При этом по мере развития научно-технологического прогресса на передний план выдвигаются качественные характеристики населения, а человеческий потенциал занимает центральное место в ряду категорий, выражающих возможности «для реализации способностей, намерений и потребностей человека» [Там же].

В научном базисе экономики образованию принадлежит ключевая роль, а сам человеческий потенциал формируется в процессе функционирования сферы образования. Миссия исследователей состоит в выявлении базовых характеристик важнейших компонентов человеческого потенциала, важнейшим из которых является образование, и определении на этой основе ключевых задач его развития в будущем. В изменяющихся геополитических условиях «сфера образования становится той сферой, в которой формируется главный ресурс и потенциал социально-экономического развития общества — творческий потенциал человека» [Яковлева 2021, 254-255].

Образование имеет не только узко экономические последствия, но и обеспечивает разные социальные эффекты, связанные с общественным развитием [Российская социально-экономическая система 2021]. Один из типов эффектов относится к личному обогащению человека (так называемый эффект потребления), другой — к приобретению культуры в широком смысле («бескорыстность» получения образования) [Смирнов и др. 2005]. В работах разных авторов разносторонне обосновываются эффекты образовательной деятельности, большая часть из которых не может быть прямо выражена в денежном эквиваленте, поскольку они касаются непосредственно человека и его семьи через изменения в поведении, которые вызывает образование [Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие 2018].

Исторически существовали определенные разногласия между сторонниками ориентированного на результаты, то есть утилитарного, образования, прибыльность которого более очевидна, и сторонниками образования как культурной ценности [Флорида 2007]. Образованные люди более восприимчивы к принятию новых моделей поведения в области гигиены, здоровья, рождаемости, образования детей, детского труда и возраста вступления в брак. Эти эффекты имеют четкую связь с развитием, причем некоторые из них даже являются индикаторами развития, например снижение младенческой смертности или увеличение продолжительности жизни.

По мнению ученых, «социально-экономической системе России присущ социальный тренд, при котором социальные аспекты становятся факторами устойчивого и динамичного развития Системы» [Савченко 2021, 8]. Одним из инструментов, обеспечивающих последовательную реализацию социальной политики государства, является образование. Роль университетов в развитии высшего образования многократно возрастает в периоды глобальной нестабильности, которая стихийно возникает и лавинообразно распространяется во всем мире [Университеты России в эпоху пандемии COVID-19 2022].

В условиях фрагментации мировой экономики многократно возрастает интерес к исследованию вопросов правового обеспечения процесса интеграции на Евразийском континенте. Особая роль отводится социально-гуманитарным аспектам формирования единого образовательного пространства в рамках интеграционных союзов государств: СНГ, ЕАЭС, Союзного государства России и Белоруссии. Внимание исследователей привлекает взаимосвязь образовательной интеграции населения дружественных государств и проблемы формирования единого образовательного пространства [Михалёва 2024, 22]. Однако в условиях дефицита квалифицированных кадров актуальные вопросы подготовки специалистов по востребованным профессиям находятся в сопряжении с функционированием внутреннего рынка свободы движения трудящихся и созданием общего пространства развития человеческого капитала [Pirker, Entin 2020].

Данная проблематика становится еще одной заслуживающей внимания темой, которая в условиях формирования многополярного мира приобретает приоритетное значение в международных экономических отношениях. В качестве примера развития интеграционных процессов в сфере высшего образования можно привести результаты социологического исследования факторов, способствующих росту миграции студентов из стран Африки в Россию. По результатам опроса, причинами миграции обучающихся являются качество образования и качество жизни. Однако «женщины больше заинтересованы в качестве жизни, чем мужчины, в то время как мужчины больше заинтересованы в качестве образования, чем женщины» [Mohammed, Denisenko 2024, 85]. Весомость данных факторов при выборе иностранными гражданами места получения высшего образования свидетельствует, с одной стороны, о привлекательности России как страны пребывания для молодежи из разных регионов мира, с другой стороны, о необходимости повышения внимания высшего менеджмента российских университетов к совершенствованию образовательной политики в целях расширения приема зарубежных абитуриентов.

Методология научной работы и результаты

На основе официальных информационных источников проанализировано состояние системы высшего образования Российской Федерации в 2023 году в разрезе ключевых показателей ее развития; по ряду из них выполнено сравнение с 2019 годом. В процессе анализа были обнаружены приоритетные направления работы высшей школы, которые представлены в Таблицах 1-73 и характеризуют полученные результаты.

В Российской Федерации 724 самостоятельные образовательные организации высшего образования, число которых не изменилось с 2019 года. Наряду с самостоятельными организациями действуют 524 филиала; филиальная сеть относительно 2019 года сократилась на 39 единиц (Таблица 1).

3 Таблицы 1-7 составлены автором по данным Федерального статистического наблюдения // Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2024).

Таблица 1. Динамика количества образовательных организаций и численности студентов по формам обучения, тыс. человек / % (2019-2023 гг.)

Показатель 2019 год 2023 год 2023 год в % к 2019 году

Высшие учебные заведения, единиц

Самостоятельные организации 724 724 100,0

Из них: - государственные /муниципальные 495 497 100,4%

- частные 229 227 99,1%

Филиалы 563 524 93,1%

Всего - - -

Формы обучения студентов, тыс. человек / %

Очная 2386,6 / 58,7 2670,1 / 61,7 111,9

Очно-заочная 181,5 / 4,4 479,6 / 11,1 264,2

Заочная 1500,3 / 36,9 1175,6 / 27,2 78,4

Всего 4068,4 / 100,0 4325,3 / 100,0 106,3

Для периода 2019-2023 годов характерна неустойчивая динамика численности студентов, которая была обусловлена объективными причинами. Так, в 1999-2002 годах наблюдалось резкое снижение рождаемости, происходившее под влиянием демографических факторов. Последствием этого стало снижение количества поступающих в вузы в 2019-2021 годах. Пандемия COVID-19 также неблагоприятно отразилась на динамике контингента. Однако в 2022 году наметился рост количества обучающихся. Эта тенденция продолжилась в 2023 году: по сравнению с 2022 годом прирост численности студентов составил 4,7% (195,3 тыс. человек). При этом более четко обозначился сдвиг в сторону специалитета в предпочтениях обучающихся: 2,9 млн человек (66,7%) осваивали программы бакалавриата, 864,7 тыс. человек (20%) — программы специалитета. В целом за период с 2019 по 2023 годы наблюдается стабильный темп роста по программам высшего образования: бакалавриата — с 2796,2 до 2884,5 тыс. человек (103,2%); специалитета — с 746,6 до 864,7 тыс. человек (115,8%); магистратуры — с 525,5 до 576,1 тыс. человек (109,6%). Динамика численности студентов по программам высшего образования представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Динамика численности студентов по программам высшего образования, тыс.

человек /% (2019-2023 гг.)

Программы высшего образования 2019 год 2023 год 2023 год в % к 2019 году

Бакалавриат 2796,2 / 68,7 2884,5 / 66,7 103,2

Специалитет 746,6 / 18,4 864,7 / 20,0 115,8

Магистратура 525,6 / 12,9 576,1 / 13,3 109,6

Всего 4068,4 / 100,0 4325,3 / 100,0 106,3

В период пандемии COVID-19 применялось электронное обучение, получили широкое распространение дистанционные образовательные технологии, что положительно повлияло на развитие технической базы вузов и отразилось на качестве подготовки студентов всех форм и видов высшего образования (Таблица 3).

Таблица 3. Динамика численности студентов, обучающихся по образовательным программам с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий, тыс. человек /% (2019-2023 гг.)

Программы обучения и технологии 2019 год 2023 год 2023 год в % к 2019 году

Электронное обучение 839,9 / 20,6 2211,6 / 51,2 263,3

Дистанционные образовательные технологии 534,4 / 13,1 2010,9 / 46,4 376,3

Итого 1374,3/ 33,7 4222,5 / 97,6 307,2

Всего 4068,4 / 100,0 4325,3 / 100,0 106,3

В 2023 году посредством применения сетевой формы прошли обучение 1,24% (54,3 тыс. студентов) общего контингента обучающихся. Было задействовано 1665 соответствующих сетевых образовательных программ.

Высоко актуальными являются вопросы финансового обеспечения высшего образования. Уровень материальной поддержки вузов в значительной мере определяется наполняемостью федерального бюджета, но также зависит от качества прогнозных расчетов по внебюджетным источникам финансирования на предстоящий период. Динамика численности студентов, обучающихся в вузах за счет бюджетных средств и с полным возмещением стоимости обучения, показана в разрезе источников финансирования (Таблица 4).

Таблица 4. Динамика численности студентов по источникам финансирования обучения,

тыс. человек / % (2019-2023 гг.)

Источники финансирования обучения 2019 год 2023 год 2023 год в % к 2019 году

С полным возмещением стоимости обучения 2178,2 / 53,5 2273,5 / 52,6 104,4

За счет бюджетных средств 1890,2 / 46,5 2051,7 / 47,4 108,5

Всего 4068,4 / 100,0 4325,3 / 100,0 106,3

Положительным фактом является последовательный рост как общей численности студентов, так и обучающихся за счет государственного финансирования (см. Таблицу 4). Укрепление финансовой базы высшей школы прослеживается и при рассмотрении структуры контингента поступивших на первый курс в 2023 году (Таблица 5).

Таблица 5. Структура численности студентов 1 курса по программам базового и специализированного высшего образования, тыс. человек/% бюджетных мест (2023 гг.)

Программы высшего образования 2023 год, всего / в % к итогу 2023 год, в том числе на места, финансируемые за счет бюджетных средств / в % к итогу

Бакалавриат 819,6 / 63,7 345,8 / 61,2

Специалитет 202,4 / 15,7 88,7 / 15,7

Магистратура 265,6 / 20,6 130,8 / 23,1

Итого 1287,6 / 100,0 565,3 /100,0

В 2023 году на 1 курс в вузы России на места, финансируемые за счет бюджетных средств, из общего количества прошедших по конкурсу абитуриентов было зачислено на программы бакалавриата 42,2%, специалитета 43,8%, магистратуры 49,3%. Информация о динамике численности выпускников по программам высшего образования содержится в Таблице 6.

Таблица 6. Динамика численности выпускников по программам высшего образования,

тыс. человек / % (2019-2023 гг.)

Программы высшего образования 2019 год 2023 год 2023 год в % к 2019 году

Бакалавриат 621,9 / 68,4 532,7 / 66,1 85,7

Специалитет 104,6 / 11,5 115,0 / 14,3 109,9

Магистратура 182,1 / 20,1 158,2 / 19,6 86,9

Итого 908,6 / 100,0 805,9 / 100,0 88,7

Вопросы подготовки кадров профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) обладают высокой актуальностью из-за сохраняющихся проблем обучения молодых исследователей в аспирантуре и докторантуре. В связи с отрицательной динамикой численности ППС, имеющего ученые степени, необходимо уделять больше внимания проблемам организации работы ученых по написанию и защите диссертаций (Таблица 7).

Таблица 7. Динамика численности ППС, имеющего ученые степени, тыс. человек / %

(2019-2023 гг.)

Квалификационный состав ППС 2019 год 2023 год 2023 год в % к 2019 году

Кандидаты наук 132,9 / 58,0 123,5 / 57,2 92,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктора наук 36,3 / 15,8 32,0 / 14,8 88,2

Всего лиц с учеными степенями 169,2 / 73,8 155,5 / 72,0 86,9

Итого ППС 229,3 / 100,0 216,1 / 100,0 72,9

На основе анализа данных Федерального статистического наблюдения можно получить развернутую картину состояния сферы высшего образования, разносторонне отражающую результаты деятельности вузов. Полученная информация дает возможность продемонстрировать, каким образом в обществе, в зависимости от этапа развития высшей школы и особенностей периода экономического развития страны, делается оптимальный выбор форм обучения и видов образовательных программ высшего образования. Систематизация приоритетных направлений и инструментов государственной образовательной политики в сфере высшего образования позволяет сформулировать перспективные задачи на будущее с учетом формирующихся тенденций и вызовов, стоящих перед высшей школой.

Обсуждение и выводы

Отрасль «Образование» занимает ключевую роль в социально-экономической системе России. Использование научного инструментария позволило выявить, что предельные полезности различных типов эффектов образования имеют тенденцию к выравниванию, однако не исключается возникновение конфликтных ситуаций. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что точное измерение всех эффектов образования невозможно; с другой стороны, выгоды от различной образовательной политики распределяются между людьми неодинаково (что создает проблему политического выбора).

Если рассматривать отрасль «Образование» в исторической ретроспективе, то в ней до начала 2020-х годов сохранялись такие характерные для социальной сферы пореформенного периода особенности, как ограниченность объемов государственных средств, необходимых для полного удовлетворения потребностей образовательных организаций; неразвитость финансовых инструментов для поддержки обучающихся и развития их творческих способностей; не соответствующая потребностям реформируемой экономики структура обучения и повышения

квалификации кадров и др. В этой связи обращается внимание на «разработку системы мер, заинтересовывающих бизнес в подготовке квалифицированных научных и инженерных кадров, финансировании технологических инноваций, научных исследований и разработок: например, льготы по налогам и долгосрочным кредитам, а также гранты изобретателям и инноваторам» [Федорова 2023, 13].

Следует отметить, что по названным направлениям работа правомочных структур существенно активизировалась, однако предстоит еще больше уделять внимание мобилизации всех возможных источников средств для принятия необходимых действий и закрепления имеющихся успехов. По мере эволюционирования научно-технологического прогресса ограничения экономического развития превращаются в весьма опасные вызовы, которые требуют организационных усилий и комплексного применения разного рода ресурсов для своего преодоления не только традиционных (таких как труд, земля, капитал, предпринимательские способности), но и широко обсуждаемых ресурсов инновационного характера, например информационных, энергетических и др.

До настоящего времени не сложилось единства мнений о перспективах развития системы образования в будущем. Помощник Президента Российской Федерации В.Р. Мединский полагает: «Время диктует сокращение продолжительности среднего образования... Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным. Высшее образование будет рассчитано на ближайшие 10 лет, а потом надо будет переучиваться»4. Однако не вызывает сомнения необходимость осмысления технологических новшеств и инноваций, новейших тенденций и перспектив, которые открываются перед высшей школой в условиях цифровой трансформации и формирования многополярного мироустройства [Молчанов 2023, 113-117].

Для развития Российской Федерации в перспективном периоде исключительно высокое значение приобретает комплекс вопросов сохранения и повышения качества высшего образования5 в увязке со средствами для обеспечения его достижения в онлайн- и офлайн-форматах. Полезный опыт накоплен мировым сообществом в 2020-2021 годах в период пандемии коронавирусной инфекции. Выявлено, что, несмотря на преемственность категорий обеспечения качества в офлайн- и онлайн-форматах, между ними существуют определенные различия. Ведущие мировые университеты вынашивают проекты по массовому обучению студентов в онлайн-среде в расчете на долгосрочную перспективу. Подобные амбициозные планы инициируют кратное повышение интереса исследователей к переосмыслению самого понятия «качество высшего образования», для которого характерны такие признаки, как «эталонность», «полезность», «согласованность», «доверительность» [Корчак, Хавенсон 2024].

За рубежами нашей страны российское образование оценивается исключительно высоко. Так, заместитель министра образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Минь Шон назвал российское образование одним из лучших в мире: «Качество российского высшего образования в настоящее время является одним из лучших в мире, особенно в области науки,

4 Мединский назвал 11-летнее обучение в школе роскошью // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/societ y/24/09/2024/66f2d54f9a79470d61d7dc85 (дата обращения: 10.10.2024).

5 Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 12.10.2024).

технологий, искусства... поэтому возможность развертывания между двумя странами совместных программ обучения с двумя дипломами очень высока»6.

Высшее образование «производит», «генерирует» инструменты, с одной стороны разносторонне развивающие личность обучающегося и на этой основе позволяющие целеустремленно вовлекать его в продуктивную деятельность, с другой стороны максимально содействующие раскрытию творческого потенциала каждого человека и одновременно удовлетворению разносторонних общественных потребностей. Ведущие российские ученые в своих трудах неоднократно возвращаются к дискуссионным вопросам сохранения традиций классического высшего образования, которое было характерно для разных периодов функционирования Российского государства. Накопленный позитивный опыт и характерные для отечественной высшей школы инструменты, традиционно применяющиеся и не потерявшие своего значения для обучения и воспитания молодежи в течение всего переходного периода 1990-2000-х годов, остаются крайне необходимыми и высоко востребованными в современный период глобальных изменений в международных экономических отношениях [Университеты России в эпоху пандемии COVID-19 2022]. Новые перспективы открываются перед учеными и практиками, участвующими в реализации Национального проекта «Наука и университеты». В средствах массовой информации идут оживленные дискуссии по достаточно острым и актуальным для высшей школы вопросам, например о целесообразности применения формулы о триединстве университетов — «наука, образование, индустрия»7, о цифровой трансформации вузов, границах применения искусственного интеллекта (ИИ) и др.

Специфика образовательной деятельности в высшей школе в свете ожидаемых от ее функционирования результатов определяет особенности цифровизации отрасли «Образование», скорость трансформационных процессов в обществе и влияет на выбор траектории движения к ожидаемым результатам. Цифровая трансформация высшего образования разворачивается в соответствии с законодательными и подзаконными актами и нормативно-правовыми документами Российской Федерации8. Практическое исполнение государственных заданий осуществляется согласно закрепленным в федеральных проектах мероприятиям9. Важным элементом цифровизации высшего образования стало проектирование домена «Наука и инновации»10, которое было обеспечено в 2022 году.

В период создания и продвижения технологий ИИ ученые активно формируют специальную терминологию, систематизируют понятийный аппарат, формулируют базовые определения11.

6 Качество высшего образования оценили. Минобразования Вьетнама: российское высшее образование — одно из лучших в мире // Lenta [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2024/05/11/obrazovaniye-vietnam/ (дата обращения: 12.10.2024).

7 «Ничего лучше модели вуза, где образование опирается на науку, пока не придумано» // Ректор говорит [Электронный ресурс]. URL: https://rectorspeaking.ru/nichego-luchshe-modeli-vuza (дата обращения: 13.10.2024).

8 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 24.06.2023 № 264-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 45p390/: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12. 2021. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 13.10.2024).

9 См. Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» и Национальный проект «Наука и университеты» // Национальные проекты. РФ [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/ section/2641/ (дата обращения: 13.10.2024).

10 Домен «Наука и инновации» понимается как единое цифровое пространство, обеспечивающее интеграцию цифровых платформ и сервисов в интересах ученых, научных коллективов, регулирующих научную деятельность ведомств, а также предприятий, институтов развития, имеющих научно-технологические запросы.

11 Например, установлены пять ключевых характеристик высшего образования в эпоху ИИ: «1) учитель и ученик продолжают находиться в субъект-субъектных отношениях и учиться друг у друга; 2) высшее образование должно готовить к жизни в условиях взаимозависимости «человек — машина»; 3) эти условия предполагают постоянный выбор в ситуации неопределенности; 4) распространение технологий ИИ несет огромные возможности и 5) плохо просчитываемые опасности, риски и угрозы для человека» [Резаев и др. 2024, 49].

Актуальным вопросом является грантовая поддержка разработчиков образовательных программ высшего образования по профилю «искусственный интеллект»12. В исследованиях ученых обращается внимание на проблемы, которые появляются у обучающихся в вузах при работе с искусственным интеллектом, предлагаются варианты ограничений его использования в учебном процессе (см., например, [Валенчик, Мелниковова 2024]).

Заключение

При рассмотрении перспективных вопросов совершенствования образовательной деятельности важно учитывать, что общественный прогресс опирается на соответствующую макроэкономическую стратегию, наличие стабильной политической ситуации, социальных условий, вызывающих доверие инвесторов и вкладчиков, адекватного налогообложения и в более общем плане благоприятной среды для развития человеческого потенциала.

Один из этапов экономического развития — социализация общества. Образование должно развивать в человеке личную инициативу. Воспитывать кого-то — значит учить думать, хотеть — словом, жить как для себя, так и для развития других. В этом смысле образование — это помощь людям в осознании себя, своих обязанностей, своей ответственности. Оно не только совместимо со свободной инициативой учащегося, но, напротив, обеспечивает необходимую помощь для ее возникновения.

Цель образования состоит в развитии личной инициативы и реализации свободы человека. Обучая других, человек воспитывает себя, и образование ведет его к совершенству, добродетели, компетентности и способностям, позволяющим исследовать собственное когнитивное поле и достигать социального благополучия.

Список литературы:

Валенчик Р., Мелниковова Л. Образовательные стратегии в контексте растущей роли искусственного интеллекта // Экономическая наука современной России. 2024. № 2(105). С. 52-62. DOI: 10.33293/1609-1442-2024-2(105)-52-62

Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб.: Скифия-принт, 2013.

Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайн-формату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9-27. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-9-27

Михалёва Т.Н. Правовое обеспечение социально-гуманитарного измерения интеграции и единого образовательного пространства в Евразийском регионе // Журнал международного права и международных отношений. 2024. № 1-2(108-109). С. 22-27.

Молчанов И.Н. Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 2. С. 108-118. DOI: 10.26794/1999-849Х- 2023-16-2-108-118

Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 49-62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

12 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 798 // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/134694/ (дата обращения: 13.10.2024).

Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития / под ред. Р.С. Гринберга, П.В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2021.

Савченко П.В. Системный метод исследования социально-трудовых отношений: человек как доминанта развития. М.: ИНФРА-М, 2021.

Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ 2005.

Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблема сохранения и развития. М.: Наука, 2007.

Университеты России в эпоху пандемии COVID-19 / под ред. акад. В.А. Садовничего. М.: Издательство Московского университета, 2022.

Федорова М.Н. Развитие человеческого потенциала в России: сложившиеся тенденции и новые вызовы // Общество и экономика. 2023. № 4. С. 5-20..D0I: 10.31857/S020736760025152-6

Федотов А.А. Качество жизни и человеческий потенциал в концепциях устойчивого и человеческого развития (часть первая) // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 2. С. 53-65. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.5

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.

Яковлева Н.Г. Социально-экономические трансформации образования в XXI веке. М.: ИД Третьяковъ, 2021.

Mohammed Y.A., Denisenko M.B. The Driving Factors for the Rise of African Student Migration to Russia // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 84-99. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-84-99

Pirker B., Entin K. The Free Movement of Persons in the Eurasian Economic Union — between Civis Eurasiaticus and Homo Oeconomicus // European Citizenship under Stress: Social Justice, Brexit and Other Challenges /ed. by N. Cambien, D. Kochenov, E. Muir. Leiden; Boston: Koninklijke Brill NV, 2020. P. 508-532.

References:

Fedorova M.N. (2023) The Development of the Human Potential in Russia: Establised Trends and New Challenges. Obshchestvo i ekonomika. No. 4. P. 5-20. DOI: 10.31857/S020736760025152-6

Fedotov A.A. (2021) Quality of Life and Human Potential in the Concepts of Sustainable and Human Development (Part 1). Narodonaseleniye. Vol. 24. No. 2. P. 53-65. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.5

Florida R. (2007) The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Moscow: Classic-XXI; 2007.

Grinberg R.S., Savchenko P.V (2021) Rossiyskaya sotsial'no-ekonomicheskaya sistema: realii i vektory razvitiya [Russian socio-economic system: Realities and development vectors]. Moscow: INFRA-M.

Ivanov O.I. (2013) Chelovecheskiy potentsial (formirovaniye, razvitiye, ispol'zovaniye) [Human potential (formation, development, use). St. Petersburg: Skifiya-print.

Korchak A.E., Khavenson T.E. (2024). Concept of "Quality" in Higher Education: From Offline to Online Mode. Vysshee obrazovanie v Rossii. Vol. 33. No. 1. P. 9-27. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-9-27

Kuzminov Ya.I., Frumin I.D., Sorokin P.S. (eds.) (2019) Kak sdelat' obrazovaniye dvigatelem sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya? [How to make education the engine of socioeconomic development?]. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Kuzminov Ya.I., Ovcharova L.N., Yakobson L.I. (eds.) (2018) Kak uvelichit' chelovecheskiy kapital i ego vklad v ekonomicheskoye i sotsial'noye razvitiye [How to increase human capital and its contribution to economic and social development]. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Mikhaliova T.N. (2024) Legal Support of the Social and Humanitarian Dimension of Integration and Single Educational Space in the Eurasian Region. Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy. No. 1-2(108-109). P. 22-27.

Mohammed Y.A., Denisenko M.B. (2024) The Driving Factors for the Rise of African Student Migration to Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii. Vol. 33. No. 7. P. 84-99. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-84-99

Molchanov I.N. (2023) Education and Professional Training as Tools for the Formation of Human Capital. Ekonomika. Nalogi. Pravo. Vol. 16. No. 2. P. 108-118. DOI: 10.26794/1999-849X- 2023-16-2-108-118

Pirker B. Entin K. (2020) The Free Movement of Persons in the Eurasian Economic Union — between Civis Eurasiaticus and Homo Oeconomicus. In: Cambien N., Kochenov D., Muir E. (eds.) European Citizenship under Stress: Social Justice, Brexit and Other Challenges. Leiden; Boston: Koninklijke Brill NV. P. 508-532

Rezaev A.V., Stepanov A.M., Tregubova N.D. (2024) Higher Education in the Age of Artificial Intelligence. Vysshee obrazovanie v Rossii. Vol. 33. No. 4. P. 49-62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

Sadovnichiy V.A. (2022) Universitety Rossii v epokhu pandemii COVID-19 [Russian universities in the era of the COVID-19 pandemic]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta.

Savchenko P.V. (2021) Sistemnyy metod issledovaniya sotsial'no-trudovykh otnosheniy: chelovek kak dominanta razvitiya [Systemic method for studying social and labor relations: Man as a dominant of development]. Moscow: INFRA-M.

Smirnov V.T., Soshnikov I.V., Romanchin V.I., Skoblyakova I.V. (2005) Human Capital: Content and Types, Valuation and Incentives. Moscow: Mashinostroenie-1, Orel: OrelSTU.

Soboleva I.V. (2007) Chelovecheskiy potentsial rossiyskoy ekonomiki: problema sokhraneniya i razvitiya [Human potential of the Russian economy: The problem of preservation and development]. Moscow: Nauka.

Valenchik R., Melnikova L. (2024) Education Strategies in the Context of AI Increasing Role. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. No. 2(105). P. 52-62. DOI: 10.33293/1609-1442-2024-2(105)-52-62

Yakovleva N.G. (2021) Sotsial'no-ekonomicheskiye transformatsii obrazovaniya v XXI veke [Socio-economic transformations of education in the 21st century]. Moscow: ID Tretyakov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.