Научная статья на тему 'Интернационализация основных программ высшего образования в современных условиях'

Интернационализация основных программ высшего образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернационализация / высшее образование / экспорт образовательных услуг / вузы / internationalization / higher education / export of educational services / universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария Лавровна Горбунова, Юлия Анатольевна Гриневич, Анастасия Сергеевна Логинова, Татьяна Станиславовна Морозова

Предмет исследования — инструменты повышения конкурентоспособности программ российского высшего образования с учетом геополитической обстановки и развития конкуренции со стороны иностранных государств на рынке образовательных услуг. Цели работы — определение на основе статистических показателей Минобрнауки России за 2019–2022 гг. потенциала международной конкурентоспособности программ высшего образования по уровням бакалавриата, специалитета и магистратуры и оценка их устойчивости к внешним шокам. Установлено, что тема интернационализации образования вызывает большой исследовательский интерес у российских и зарубежных ученых. В основе интернационализации российского образования лежат стратегии повышения конкурентоспособности, предусмотренные Проектом «5–100» и программой «Приоритет 2030». Одним из приоритетных направлений научно-технического развития России является масштабирование экспорта российского образования. В статье особое внимание уделяется исследованию показателей ведущих государств по численности студентов, принятых на обучение, и доле студентов, принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг в их численности в Российской Федерации за период 2019–2022 гг. в разрезе уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Выделены конкурентные преимущества и недостатки российского образования для иностранных абитуриентов. Сделаны выводы о перспективах экспорта образовательных услуг в крупнейшие государства Евразии и Ближнего Востока, а также о значительном потенциале продвижения программ магистратуры в Индии благодаря конкурентным преимуществам российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мария Лавровна Горбунова, Юлия Анатольевна Гриневич, Анастасия Сергеевна Логинова, Татьяна Станиславовна Морозова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of Basic Higher Education Programs in Modern Conditions

The subject of the study is the tools to increase the competitiveness of Russian higher education programs, taking into account the geopolitical situation and the development of competition from foreign countries. in the market of educational services. The objectives of the work are to determine, based on statistical indicators of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for 2019–2022, the potential for international competitiveness of higher education programs at the bachelor’s, specialist and master’s levels and to assess its resistance to external shocks. It has been established that the topic of internationalization of education is of great research interest among Russian and foreign scientists. The internationalization of Russian education is based on strategies to increase competitiveness provided for by the 5–100 Project and the Priority 2030 program. Scaling up the export of Russian education is one of the priorities of Russia’s scientific and technical development. The article pays special attention to the study of indicators of leading countries in terms of the number of students accepted for training and the share of those accepted under contracts for the provision of paid educational services in their number in the Russian Federation for the period 2019–2022 in the context of education levels (bachelor’s degree, specialty, master’s degree). The competitive advantages and disadvantages of Russian education for foreign applicants are highlighted. Conclusions are drawn about the prospects for exporting educational services to the largest states of Eurasia and the Middle East, as well as about the significant potential for promoting master’s degree programs in India due to the competitive advantages of Russian education.

Текст научной работы на тему «Интернационализация основных программ высшего образования в современных условиях»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-4-64-81

УДК 378.1(045)

JELA22, D41, H52, I23, N30

(CC) (

Интернационализация основных программ высшего образования в современных условиях

М.Л. Горбунова, А. С. Логинова, Ю.А. Гриневич, Т. С. Морозова

Институт экономики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

Нижний Новгород, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — инструменты повышения конкурентоспособности программ российского высшего образования с учетом геополитической обстановки и развития конкуренции со стороны иностранных государств на рынке образовательных услуг.

Цели работы — определение на основе статистических показателей Минобрнауки России за 2019-2022 гг. потенциала международной конкурентоспособности программ высшего образования по уровням бакалавриата, специа-литета и магистратуры и оценка их устойчивости к внешним шокам.

Установлено, что тема интернационализации образования вызывает большой исследовательский интерес у российских и зарубежных ученых. В основе интернационализации российского образования лежат стратегии повышения конкурентоспособности, предусмотренные Проектом «5-100» и программой «Приоритет 2030». Одним из приоритетных направлений научно-технического развития России является масштабирование экспорта российского образования.

В статье особое внимание уделяется исследованию показателей ведущих государств по численности студентов, принятых на обучение, и доле студентов, принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг в их численности в Российской Федерации за период 2019-2022 гг. в разрезе уровней образования (бакалавриат, спе-циалитет, магистратура). Выделены конкурентные преимущества и недостатки российского образования для иностранных абитуриентов.

Сделаны выводы о перспективах экспорта образовательных услуг в крупнейшие государства Евразии и Ближнего Востока, а также о значительном потенциале продвижения программ магистратуры в Индии благодаря конкурентным преимуществам российского образования.

Ключевые слова: интернационализация; высшее образование; экспорт образовательных услуг; вузы

BY 4.0

Для цитирования: Горбунова М. Л., Логинова А. С., Гриневич Ю. А., Морозова Т. С. Интернационализация основных программ высшего образования в современных условиях. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(4):64-81. DOi: 10.26794/1999-849Х-2024-17-4-64-81

ORiGiNAL PAPER

internationalization of Basic Higher Education Programs in Modern Conditions

M. L. Gorbunova, A. S. Loginova, Yu. A. Grinevich, T.S. Morozova

Institute of Economics of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the tools to increase the competitiveness of Russian higher education programs, taking into account the geopolitical situation and the development of competition from foreign countries. in the market of educational services.

The objectives of the work are to determine, based on statistical indicators of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for 2019-2022, the potential for international competitiveness of higher education programs at the bachelor's, specialist and master's levels and to assess its resistance to external shocks.

It has been established that the topic of internationalization of education is of great research interest among Russian and foreign scientists. The internationalization of Russian education is based on strategies to increase competitiveness

© Горбунова М.Л., Логинова А. С., Гриневич Ю.А., Т. С. Морозова Т. С., 2024

provided for by the 5-100 Project and the Priority 2030 program. Scaling up the export of Russian education is one of the priorities of Russia's scientific and technical development.

The article pays special attention to the study of indicators of leading countries in terms of the number of students accepted for training and the share of those accepted under contracts for the provision of paid educational services in their number in the Russian Federation for the period 2019-2022 in the context of education levels (bachelor's degree, specialty, master's degree). The competitive advantages and disadvantages of Russian education for foreign applicants are highlighted.

Conclusions are drawn about the prospects for exporting educational services to the largest states of Eurasia and the Middle East, as well as about the significant potential for promoting master's degree programs in India due to the competitive advantages of Russian education.

Keywords: internationalization; higher education; export of educational services; universities

For citation: Gorbunova M. L., Loginova a. s.. Grinevich Yu.A., Morozova T.s. internationalization of basic higher education programs in modern conditions. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(4):64-81. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-4-64-81

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация, отказавшись от советской системы образования, предполагавшей продолжительную углубленную одноступенчатое структуру получения высшего образования (специалитет), присоединилась в 2003 г. к Болонскому процессу [1], зародившемуся в итальянской городе Болонье в 1999 г., когда министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о сотрудничестве и развитии, нацеленную на создание единого Европейского пространства высшего образования, предусматривающего два уровня образования: бакалавриат и магистратуру на основе интернационализации стандартов систем образования государств на международной уровне, унификации процедур признания получения высшего образования, упрощения перехода студентов из одного учебного заведения в другое и обеспечения трудоустройства выпускников вузов в разных странах благодаря тому, что все академические степени и другие квалификации ориентированы на рынок труда.

В целом интернационализацию в образовании можно определить как взаимодействие, взаимопроникновение международных образовательных, научных, культурных аспектов в национальные образовательные системы с целью предоставления образовательных услуг на более высоком уровне и повышения качества образования в международном масштабе.

Достаточно широкий подход к определению интернационализации образования дан в статье [2]. В работах ряда авторов рассматриваются стратегии интернационализации высшего образования [3]. В частности анализируются продленный до 2020 г. Проект «5-100» — государственная инициатива

по адаптации российских университетов к мировым стандартам и их включению в международную образовательную среду и попаданию не менее пяти российских университетов в сотню лучших по версии трех авторитетных международных рейтингов Quacquarelli Symonds, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities — и программа «Приоритет 2030», утвержденная постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3697-р и имеющая целью превращение университетов в лидеры создания нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

Различными авторами выделяются факторы, влияющие на интернационализацию образования, среди которых называются возможности получения второго диплома в рамках сетевых программ; обеспечение международной академической мобильности; повышение качества образования как важного фактора его интернационализации [4].

В России после отказа от применения Болонской системы стартовал пилотный проект по внедрению новой системы высшего образования в шести университетах, предусматривающий с 2023 г. изменение уровней профессионального образования. В частности, речь идет о переходе на систему высшего образования в шести российских вузах (МАИ, МИСИС, МПГУ, Балтийский федеральный университет, Петербургский горный университет, Томский госуниверситет) продолжительностью базового высшего образования от четырех до шести лет, магистратуры специализированного высшего образования — от одного года до трех лет1. По словам В. Н. Фалькова, сегодня сформировалось

URL: https://www.kommersant.ru/doc/5984912.

полное представление о том, куда и как двигаться в образовании дальше. Во время обсуждения его кандидатуры в Государственной Думе на пост министра науки и высшего образования он заявил, что по целому ряду специальностей и направлений невозможно подготовить квалифицированного специалиста за тот срок, который отводился на подготовку в бакалавриате, т.е. четыре года: «Надо переходить на 5-5,5 лет. Особенно это касается инженеров и педагогов... У нас будут понятия «высшее образование» и «специализированное высшее образование. В системе высшего образования, которая заработает в России с 2025 г., не будет понятия «бакалавр»2.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы в условиях санкций вопросы интернационализации образования не потеряли своей актуальности. Достаточно большое количество авторов рассматривают разные стороны этого процесса, в особенности перспективы развития международной составляющей в деятельности вузов в условиях санкционных ограничений. Среди наиболее серьезных факторов [5], влияющих на интернационализацию российских вузов, выделяются ограничение доступа иностранных обучающихся и профессорско-преподавательского состава из европейских стран в российские вузы и ограничение международной мобильности отечественных исследователей и студентов, закрытие доступа к образовательным ресурсам партнерских вузов и к международным публикациям и базам данных, грантовой поддержке.

В условиях санкционного давления ряд авторов предлагают переходить на стратегию внутренней интернационализации [7] (развитие внутривузов-ских компетенций, результаты овладения которыми измеряются не объемом усвоенной информации, а способностью специалистов применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности), не полностью отказываться от глобализации в образовании, а переориентироваться с Европы на другие регионы мира, в частности на страны СНГ и Востока, увеличивать грантовую

2 URL: https://rg.ru/2024/0S/14/falkov-poniatiia-bakalavr-v-rossijskoj-sisteme-vysshego-obrazovaniia-ne-budet.html.

поддержку и расширять сетевое взаимодействие с дружественными странами.

Ряд авторов рассматривают вопросы экспорта образования, делая упор на необходимости использования новых маркетинговых стратегий продвижения, в частности цифровых технологий в продвижении брендов и расширении возможностей цифровой образовательной среды, включая применение образовательных онлайн платформ [7].

Согласно оценкам экспертов в 2022 г. по количеству иностранных студентов Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов — выходцев как из ближнего зарубежья (Казахстана, Узбекистана, Туркмении), так и из дальнего зарубежья (Китая, Индии и Египта), что составило 6% от общей численности иностранных стундентов в мире3.

В работах анализируется динамика численности студентов4, приезжающих из СНГ и дружественных зарубежных стран для обучения, рассматриваются страновая структура, а также источники финансирования обучения (собственные средства или квоты Правительства РФ), выделяются тенденции и делаются выводы.

Ученые обращают внимание на степень привлекательности вузов в регионах для иностранных студентов, а также на долю иностранных студентов в общей численности (лидерами являются РУДН, Томский политех, МИФИ) [8].

Необходимо отметить, что только незначительное количество авторов рассматривают подробно ситуацию, складывающуюся в отдельных российских вузах, однако достаточно подробный анализ динамики по различным вузам представлен в работе Т. В. Лебедевой, которая также выделяет факторы, влияющие на количество иностранных студентов в вузах [9].

Расширение экспорта российского образования является одним из приоритетных направлений в концепции научно-технического развития России. Согласно прогнозу на 2024 г. численность иностран-

3 Майер А. Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов. Ведомости. 13 марта, 2023 г. URL: https://www.vedomosti.ru/ society/ articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov?ysclid=lhe q4crfo8738531690.

4 Долгова С. А. Мировой опыт интернационализации высшего образования. Вестник Академии знаний. 2022;52(5):118-126; Новиков С. В. Интернационализация сферы высшего образования РФ в условиях современных вызовов. Естественно-гуманитарные исследования. 2023;48(4):531-536.

ных студентов должна увеличиться до 425 тыс. чел., а в 2025 — до 710 тыс. чел., при этом планируется покрытие значительной части расходов из федерального бюджета [9].

Для увеличения количества иностранных студентов используется бюджетное финансирование. Значительное выделение квот на обучение в рамках программы Россотрудничества для обучения иностранных студентов можно расценивать как инструмент «мягкой силы», способствующий повышению привлекательности российского образования, распространению знаний, укреплению дружбы и сотрудничества с Россией, ознакомлению с российской культурой и языком, а также являющийся политико-идеологическим инструментом, способным поддерживать и развивать положительный имидж России в глазах представителей других стран. Достаточно большое значение стипендиальные программы Россотрудничества имеют для студентов из стран ближнего зарубежья, которые не в состоянии оплачивать образование самостоятельно в силу более низкого уровня доходов.

Минобрнауки России также выделяет квоты на обучения для представителей стран дальнего зарубежья. После введения санкций недружественными странами Запада при разработке образовательной политики делается ставку на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Привлечению иностранных студентов для получения образования в Российской Федерации способствуют ряд факторов.

Во-первых, по сравнению с многими странами мира стоимость образования в Российской Федерации относительно невысока (что является значимым фактором для представителей дальнего зарубежья, в частности африканских стран).

Во-вторых, относительно низкая стоимость жизни по сравнению с европейскими странами и США.

В-третьих, что особенно важно для стран ближнего зарубежья, возможность обучения на русском языке, хотя российские вузы представляют некоторое количество программ на английском языке (менеджмент, экономика, инженерное дело, медицина), что привлекательно для представителей дальнего зарубежья.

В-четвертых, сохранившаяся с прежних времен академическая и научная репутация многих вузов (МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и др.).

В рамках ЕАЭС формируется единое образовательное пространство, где возрастает роль Евра-

зийского сетевого университета ЕАЭС как научно-образовательного консорциума, направленного на развитие человеческого и интеллектуального капитала ЕАЭС), в рамках которого планируется создание сетевых программ, что позволит расширять сотрудничество между вузами стран-участ-ниц5. Также следует отметить большое количество профориентационных мероприятий проводимых Россотрудничеством, а также наличие значительного количества филиалов российских вузов в странах ближнего зарубежья [10]. Для студентов хорошим подспорьем для поступления в магистратуру и аспирантуру являются такие олимпиады, как Open Doors и др.

Однако, в отличие от большинства стран, обучение в российских вузах имеет некоторые недостатки: низкую стипендию, которая не покрывает расходы на перелеты и проживание; отсутствие единой структуры, оказывающей поддержку студентам, как это есть, например, во Франции и Германии; сложность русского языка, а также незначительное количество программ на английском языке. При этом существуют сложности у региональных вузов в привлечении иностранных студентов, так как их большая часть концентрируется в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Минобрнауки России ежегодно публикует сводные данные о численности иностранных студентов в разрезе уровней обучения — бакалавриат, спе-циалитет, магистратура. В качестве периода для анализа в настоящей работе исследуется период 2019-2022 гг., на которые пришлись такие важные для процесса привлечения и обучения граждан иностранных государств события, как пандемия COVID 2019 и начало специальной военной операции (далее — СВО).

Во время пандемийных полных и частичных локдаунов реализация учебного процесса в вузах проходила в удаленном режиме. При этом иностранные студенты находились как в Российской Федерации, так и за рубежом. Часть студентов смогла

5 Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета подписан 26 мая 2022 г. в Бишкеке ректорами государств — членов ЕАЭС в рамках Евразийского экономического форума.

Рис. 1 / Fig. 1. Общая численность иностранных студентов, обучающихся на программах высшего образования в Российской Федерации, 2019-2022 гг., чел. / Foreign students at the higher education programs in Russian Federation, 2019-2022

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

250000 -

200000 150000

I

2019 2020 2021 2022

Бакалавриат / Bachelor programs Специалитет / Specialist degree programs Магистратура / Master programs

Все программы ВО / Foreign students at all the programs

обучаться из дома, экономя на поездках и проживании в Российской Федерации, что повышало привлекательность обучения. Другая часть студентов, напротив, приостанавливала учебу в российских вузах из-за технических и иных проблем. Начало СВО в 2022 г. привело к беспрецедентному геополитическому давлению и санкциям в отношении России, затруднившим международное транспортное сообщение и финансовые расчеты, что имело негативный эффект.

На рис. 1 представлены суммарные данные о численности иностранных студентов, обучающихся в государственных вузах России по программам очной формы обучения. Отрадным фактом является то, что общая численность студентов в 2022 г. выросла по отношению к 2019 г. на 7,1%, а спад пришелся на 2021 г. из-за уменьшения количества поступлений на бакалавриат, в то время как численность иностранных студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры, росла год от года в течение всего рассматриваемого периода. Таким образом, конкурентоспособность этих программ выше. Уменьшение же численности лиц, обучающихся на бакалавриате в 2021 г., может быть обусловлено тем, что по его программам учились

самые младшие по возрасту и наименее самостоятельные студенты, которых родители не стали подвергать риску обучения за рубежом в период, когда часть пандемийных ограничений продолжала действовать.

Данные о динамике численности студентов, принятых на образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, представленные на рис. 2, соответствуют трендам, выявленным в общей численности студентов: рост поступивших в 2022 г. по отношению к 2019 г. составил 18,3%, что свидетельствует об устойчивости конкурентного потенциала российского образование, способного преодолевать значимые внешние вызовы.

В части оценки конкурентоспособности вузовских программ важной характеристикой является численность студентов, принятых или обучающихся по договорам об оказании платных услуг (рис. 3).

Помимо трендов, выявленных ранее, обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, суммарный рост численности так называемых внебюджетных студентов, обучающихся по программам высшего образования, увеличился в 2022 г. по отношению к 2019 г. на 4,9% — меньше роста общей численности иностранных студентов, что свиде-

Рис. 2 / Fig. 2. Число иностранных студентов, принятых на программы высшего образования в Российской Федерации, 2019-2022 гг., чел. / Dynamics of the foreign students admissions to the higher education programs the Russian Federation in 2019-2022

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

80000 -

70000 60000 50000 40000

20000 .0000

2019 2020 2021 2022

Бакалавриат / Bachelor programs Специалитет / Specialist degree programs Магистратура / Master programs

Все программы ВО / Foreign students at all the programs

тельствует о том, что часть увеличения количества иностранных студентов обеспечивается благодаря подписанию межгосударственных соглашений, а не в силу рыночных факторов.

Показательно, что в 2022 г. численность студентов, обучающихся на индивидуальной договорной основе по программам специалитета, превысила численность студентов по программе бакалавриата. Наиболее востребованными программами специа-литета Российской Федерации являются медицинские специальности — лечебное дело, стоматология и пр.

Данные, приведенные на рис. 4 о доле студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, отражают этот тренд. Кроме того, согласно рис. 4 доля иностранных студентов, обучающихся на индивидуальной договорной основе по программам специалитета, устойчиво составляет немногим менее 90% (высокий уровень рыночной конкурентоспособности). В то же время нет существенной разницы между долей внебюджетных студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, — показатели колеблются в интервале 60-65% в разные годы наблюдения.

В табл. 1 представлена информация о государствах, формирующих наибольший приток (численность принятых на программы высшего образо-

вания) граждан, направляемых на обучение в Российскую Федерацию. Их лидерами в течение всего наблюдаемого периода были Республика Казахстан, Китай, Индия, Киргизская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Беларусь. Почти 100% студентов государств дальнего зарубежья обучаются по договорам об оказании платных образовательных услуг, в то время как доля таких студентов среди государств ближнего зарубежья колеблется от 20,58% (показатели Киргизской Республики в 2019 г.) до 76,11 (показатели Республики Азербайджан в 2020 г.).

В табл. 2-4 аналогичная информация представлена в разрезе уровней обучения.

Так, на программах бакалавриата (табл. 2) в группе лидеров отсутствует Индия, но устойчиво находятся Египет (с долей студентов, обучающихся на договорной основе на уровне 100%) и Украина (с долей студентов, обучающихся на договорной основе на уровне 42-49% в 2019-2021 гг. и 29,74% — в 2022 г.).

На программах специалитета (табл. 3), наиболее востребованными из которых являются медицинские специальности, в 2019-2022 гг. произошла смена лидера — Египет уступил первенство Индии из-за более чем двукратного роста студентов из этой страны. Показательно, что десятка ведущих государств в течение периода наблюдений остается

1S0000 160000 140000 120000 100000 S0000 60000 40000 20000

1.1 I I J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 2020 2021 2022

Бакалавриат / Bachelor programs Специалитет / Specialist degree programs Магистратура / Master programs

Все программы ВО / Foreign students at all the programs

0

Рис. 3 / Fig. 3. Общая численность иностранных студентов, обучающихся на программах высшего образования по договорам об оказании платных образовательных услуг в Российской Федерации, 2019-2022 гг., чел. / Self-funded foreign students at the higher education programs in Russian Federation, 2019-2022

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

100

2019 2020 2021 2022

Бакалавриат / Bachelor programs Специалитет / Specialist degree programs Магистратура / Master programs

Все программы ВО / Foreign students at all the programs

Рис. 4 / Fig. 4. Доля студентов, обучающихся по программам высшего образования согласно договорам об оказании платных образовательных услуг в РФ, 2019-2022 гг., % / Self-funded foreign students at the higher education programs in Russian Federation, 2019-2022, %

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Таблица 1 / Table 1

Ведущие государства по численности студентов, принятых на обучение, и доля принятых по договорам

об оказании платных образовательных услуг в их численности в Российской Федерации, 20192022 гг. / Top-10 states by the number of student admissions, and the respective share of those admitted under contracts for the provision of paid educational services, Russian Federation, 2019-2022

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 11 115 28,83 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 11 369 29,99

Китай / China 10 580 99,88 Китай / China 10 585 99,87

Индия / India 2440 100,00 Индия / India 2452 99,80

Ирак / Iraq 1380 99,93 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 1398 23,39

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 1346 20,58 Ирак / Iraq 1388 99,86

Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 1223 99,67 Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 1228 99,59

Республика Беларусь / The Republic of Belarus 936 37,61 Республика Беларусь / The Republic of Belarus 1072 44,59

Марокко / Morocco 719 100,00 Марокко / Morocco 725 100,00

Республика Азербайджан / The Republic of Azerbaijan 484 71,07 Республика Азербайджан/ The Republic of Azerbaijan 586 76,11

Алжир / Algeria 472 100,00 Алжир / Algeria 496 100,00

2021 2022

Республика

Казахстан / The Republic of Kazakhstan 11 317 29,52 Китай / China 11 819 99,95

Республика

Китай / China 10 076 99,98 Казахстан / The Republic of Kazakhstan 9738 24,85

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 8047 50,43 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 8715 18,20

Окончание таблицы 1 / Table 1 (continued)

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 6371 18,21 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 7603 44,90

Египет / Egypt 4405 99,98 Туркменистан / Turkmenistan 7520 67,49

Индия / India 3828 100,00 Индия / India 5310 99,66

Туркменистан / Turkmenistan 2804 59,52 Египет / Egypt 5109 99,98

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 1947 17,72 Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 2013 100,00

Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 1173 99,91 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 1844 20,88

Республика Беларусь / The Republic of Belarus 1003 36,29 Украина / Ukraine 955 29,74

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

неизменной, хотя Республика Казахстан уступила свое положение в рейтинге Исламской республике Иран, Республикам Таджикистан и Узбекистан. Показательно, что доля студентов, принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг, не только у государств дальнего зарубежья, но и у практически всех государств ближнего зарубежья превышает 50% (исключение составляет Республика Казахстан и Киргизская Республика в отдельные период наблюдений). Это свидетельствует об исключительно высоком рыночном конкурентом потенциале российского медицинского образования.

Для приема иностранных студентов на программы магистратуры характерно безоговорочное лидерство Китая, опережающего идущую на втором месте Республику Казахстан, более в чем в два раза в 2022 г. Показательно, что кроме Китая в списке

десяти лидеров из государств дальнего зарубежья присутствуют только Ирак (на всем периоде наблюдений) и Сирийская Арабская Республика (в 20192020 гг.). Представители этих государств дальнего зарубежья практически в 100% объеме обучаются по договорам об оказании платных образовательных услуг, в то время как представители государств ближнего зарубежья с большей вероятностью обучаются за счет ассигнований федерального бюджета Российской Федерации в соответствии с международными договорами или согласно установленной Правительством РФ квоте.

ВЫВОДЫ

Программы высшего образования по уровням бакалавриата, специалитета и магистратуры обладают существенным потенциалом международной кон-

Таблица 2 / Table 2

Ведущие государства по численности студентов, принятых на обучение, и доля принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг в их численности: бакалавриат, Российская Федерация, 2019-2022 гг. / Top-10 states by the number of student admissions, and the respective share of those admitted under contracts for the provision of paid educational services, bachelor studies, Russian

Federation, 2019-2022

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 7078 31,31 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 7245 32,56

Китай / China 5995 100,00 Китай / China 5996 100,00

Туркменистан / Turkmenistan 3942 83,23 Туркменистан / Turkmenistan 4039 83,63

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 3746 52,24 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 3903 54,16

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 2516 8,70 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 2615 11,89

Египет / Egypt 1000 100,00 Египет/ Egypt 1010 100,00

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 834 14,39 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 865 17,34

Республика Беларусь / The Republic of Belarus 608 40,79 Республика Беларусь / The Republic of Belarus 720 49,17

Украина / Ukraine 571 42,21 Украина / Ukraine 654 49,08

Ирак / Iraq 359 100,00 Ирак / Iraq 365 100,00

2021 2022

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 7006 31,80 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 5925 26,62

Окончание таблицы 2/ Table 2 (continued)

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan. 5111 47,70 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 5922 6,01

Китай / China 4965 99,96 Китай / China 5530 99,95

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan. 4244 7,21 Туркменистан / Turkmenistan 5226 78,17

Туркменистан / Turkmenistan 1535 68,60 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 4387 38,20

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 1271 12,20 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 1184 12,84

Египет / Egypt 996 100,00 Египет / Egypt 1165 99,91

Украина / Ukraine 612 47,06 Украина / Ukraine 628 29,30

Республика Беларусь / The Republic of Belarus 567 39,33 Республика Беларусь / The Republic of Belarus 497 39,64

Республика Азербайджан / The Republic of Azerbaijan 322 73,29 ДНР* / DPR (Donetsk People's Republic) 306 56,21

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

* Учитывалось отдельно до вхождения в состав РФ 30 сентября 2022 г.

Таблица 3 / Table 3

Ведущие государства по численности студентов, принятых на обучение, и доля принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг в их численности: специалитет, Российская Федерация, 2019-2022 гг. / Top-10 states by the number of student admissions, and the respective share of those admitted under contracts for the provision of paid educational services, specialist degree programs, Russian

Federation, 2019-2022

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Египет / Egypt 3256 100,00 Египет / Egypt 3257 100,00

Индия / India 2322 100,00 Индия / India 2323 100,00

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 1564 39,39 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 1604 40,90

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1448 79,63 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1503 80,37

Иран, Исламская республика/ Islamic Republic of Iran 1150 99,65 Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 1152 99,65

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 663 72,40 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 709 74,19

Туркменистан / Turkmenistan 529 96,98 Туркменистан / Turkmenistan 537 97,02

Ирак / Iraq 504 99,80 Ирак / Iraq 504 99,80

Марокко / Morocco 495 100,00 Марокко / Morocco 495 100,00

Китай / China 390 100,00 Китай/ China 391 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 2022

Индия / India 3691 100,00 Индия / India 5224 99,66

Египет / Egypt 3290 100,00 Египет / Egypt 3849 100,00

Окончание таблицы 3/ Table 3 (continued)

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1754 74,12 Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 1948 100,00

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 1580 41,14 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1801 69,18

Иран, Исламская республика / Islamic Republic of Iran 1121 100,00 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 1560 68,65

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 1027 68,06 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 1356 36,06

Китай / China 392 100,00 Марокко / Morocco 598 100,00

Марокко / Morocco 338 100,00 Китай / China 490 100,00

Ирак / Iraq 332 100,00 Туркменистан / Turkmenistan 452 90,04

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 296 42,91 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 357 52,10

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Таблица 4 / Table 4

Ведущие государства по численности студентов, принятых на обучение, и доля принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг в их численности: магистратура, Российская Федерация, 2019-2022 гг. / Top-10 states by the number of student admissions, and the respective share of those admitted under contracts for the provision of paid educational services, master programs, Russian

Federation, 2019-2022

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

Китай / China 4195 99,69 Китай / China 4198 99,67

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 2473 15,08 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 2520 15,67

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1066 31,52 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1076 32,16

Туркменистан / Turkmenistan 924 60,82 Туркменистан / Turkmenistan 980 62,96

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 772 17,36 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 784 18,49

Ирак / Iraq 517 100 Ирак / Iraq 519 99,81

Украина / Ukraine 381 31,50 Украина / Ukraine 401 33,92

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 288 13,89 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 294 15,31

Республика Беларусь / The Republic of Belarus 189 21,69 Республика Беларусь / The Republic of Belarus 200 24,50

Сирийская Арабская Республика / The Syrian Arab Republic 153 100 Сирийская Арабская Республика / The Syrian Arab Republic 165 98,18

Окончание таблицы 4/ Table 4 (continued)

2019 2020

Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, % Государство / State Всего студентов, чел. / Total students, persons Доля обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, % / The share of students enrolled in contracts for educational services, %

1 2 3 1 2 3

2021 2022

Китай / China 4719 100,00 Китай / China 5799 99,95

Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 2731 16,95 Республика Казахстан / The Republic of Kazakhstan 2457 14,41

Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1182 27,07 Туркменистан / Turkmenistan 1842 31,65

Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 1100 14,09 Республика Узбекистан / The Republic of Uzbekistan 1415 34,77

Туркменистан / Turkmenistan 1080 41,30 Республика Таджикистан / The Republic of Tajikistan 1233 12,90

Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 380 16,58 Киргизская Республика / Kyrgyz Republic 303 15,51

Ирак / Iraq 330 100,00 Республика Беларусь / The Republic of Belarus 252 19,84

Украина / Ukraine 268 39,18 Украина / Ukraine 165 24,85

Республика Беларусь / The Republic of Belarus 236 19,07 Ирак / Iraq 164 100,00

Республика Азербайджан / The Republic of Azerbaijan 143 63,64 Республика Азербайджан / The Republic of Azerbaijan 99 55,56

Источник/Source: построено авторами по открытым данным Минобрнауки России / compiled by the authors according to the open data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

курентоспособности, продемонстрировав в 20192022 гг. устойчивость к внешним шокам, вызванным пандемией COVID 2019 и санкциями недружественных государств в период проведения СВО.

Перспективными рынками экспорта образовательных услуг являются рынки крупнейших государств Евразии — Китая и Индии, а также рынки ряда государств Ближнего Востока — Египта, Ирака, Исламской республики Иран и др.

По мнению авторов, существует значительный потенциал продвижения программ магистратуры в Индии с учетом демографического потенциала этой страны и высокой репутации российского высшего образования.

В то же время на уровне отдельных вузов численность иностранных студентов может быть увеличена за счет приема студентов из государств ближнего зарубежья в рамках существующих межгосударственных соглашений и квот Правительства РФ.

Масштабирование экспорта российского образования невозможно без применения дистанционных образовательных технологий, изменения форматов обучения. Приоритет следует отдавать смешанным форматам обучения и применять синхронный и асинхронный форматы обучения. Быстроразвивающиеся инновационные технологии, экономические и политические процессы требуют обновления образовательных программ с учетом потребностей рынка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Канунникова А. М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях. Вестник евразийской науки. 2023;15(2):17-29.

2. Певзнер М. Н. Интернационализация высшего образования в период кризиса: от глобалистских тенденций к поиску национальных приоритетов. Перспективы науки и образования. 2024;67(1):743-762.

3. Никитенко Е. В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития. Высшее образование в России. 2023;32(5):125-137. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-125-137

4. Скопа В. А. Процессы интернационализации системы высшего образования как показатели качества образовательных услуг. Вестник педагогических наук. 2022;(3):232-236.

5. Ланко Д. А. Политически обусловленные ограничения против российского высшего образования 2022 года: попытка классификации. Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология — 2022;141(4):46-62. DOI: 10.32523/2616-6887/2022-141-4-46-62

6. Осташова Я. В. Интернационализация деятельности российских университетов в современных условиях. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023;(4):298-304. DOI: 10.22394/20791690-2023-1-4-298-304

7. Юдина В. А. Трансформация механизмов международного сотрудничества в системе высшего образования Российской Федерации в условиях геополитической нестабильности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(5):67-74. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-67-74

8. Николаев, В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности. Высшее образование в России. 2022;31(2):149-166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

9. Долгова С. А. Мировой опыт интернационализации высшего образования. Вестник Академии знаний. 2022;52(5):118-126.

10. Савельчев Л. А. Высшее образование как ресурс «мягкой силы» России в новых геополитических условиях. Часть 2: практический кейс. Новизна. Эксперимент. Традиции. 2023;24(4):79-91.

REFERENCES

1. Kanunnikova A. M. Internationalization of higher education in Russia under modern conditions. Vestnik evrazijskoj nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2023;15(2):17-29. (In Russ.).

2. Pevsner M. N. Internationalization of higher education during the crisis: from globalist trends to the search for national priorities. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of science and education. 2024;67(1):743-762. (In Russ.).

3. Nikitenko E. V. Internationalization of higher education in Russia: in search of ways of development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2023;32(5):125-137. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-36172023-32-5-125-137

4. Osprey V. A. The processes of internationalization of the higher education system as indicators of the quality of educational services. Vestnik pedagogicheskikh nauk = Bulletin of Pedagogical Sciences. 2022;(3):232-236. (In Russ.).

5. Lanko D. A. Politically determined restrictions against Russian higher education in 2022: an attempt at classification. Vestnik Evrazijskogo nacional'nogo universiteta im. L. N. Gumileva. Seriya: Politicheskie nauki. Regionovedenie. Vostokovedenie. Tyurkologiya = Bulletin of the L. N. Gumilev Eurasian National University. Series: Political Sciences. Regional studies. Oriental studies. Turkology. 2022;141(4):46-62. (In Russ.). DOI: 10.32523/2616-6887/2022-141-4-46-62

6. Ostashova Ya. V. Internationalization of the activities of Russian universities under modern conditions. State and municipal administration. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski = Scientific notes. 2023;(4):298-304. (In Russ.). DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-4-298-304

7. Yudina V. A. Transformation of mechanisms of international cooperation in the higher education system of the Russian Federation in the context of geopolitical instability. Humanities. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of the Financial University. 2023;13(5):67-74. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-67-74

8. Nikolaev, V. K. Export of education in Russian universities in the context of a new reality. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2022;31(2):149-166. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

9. Dolgova S. A. The world experience of internationalization of higher education. Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022;52(5):118-126. (In Russ.).

10. Savelchev L. A. Higher education as a resource of Russia's "soft power" in new geopolitical conditions. Part 2: a practical case. Novizna. Ehksperiment. Tradicii = Novelty. Experiment. Traditions 2023;24(4):79-91. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Мария Лавровна Горбунова — доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики и таможенного дела, Институт экономики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

Maria L. Gorbunova — Dr. Sci.(Econ.), Assoc. Prof., Head. Department of World Economy and Customs Affairs, Institute of Economics, Nizhny Novgorod State University named after. N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

https://orcid.org/0000-0003-2733-568X [email protected]

Юлия Анатольевна Гриневич — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела, Институт экономики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

Julia A. Grinevich — Cand. Sci. (Econ), Assoc. Prof. of the Department of World Economy and Customs Affairs, Institute of Economics, Nizhny Novgorod State University named after. N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

https://orcid.org/0000-0003-4480-3019 [email protected]

Анастасия Сергеевна Логинова — кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела, Институт экономики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

Anastasia S. Loginova — Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Department of World Economy and Customs Affairs, Institute of Economics, Nizhny Novgorod State University named after. N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

https://orcid.org/0000-0003-4135-3286

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

[email protected]

Татьяна Станиславовна Морозова — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела, Институт экономики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

Tatyana S. Morozova — Cand. Sci. (Econ), Assoc. Prof. of the Department of World Economy and Customs Affairs, Institute of Economics, Nizhny Novgorod State University named after. N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

https://orcid.org/0009-0009-8226-6956 [email protected]

Заявленный вклад авторов:

М. Л. Горбунова — анализ данных о численности иностранных студентов, обучающихся в государственных вузах России по программам очной формы обучения.

А. С. Логинова — научное обоснование необходимости трансформации высшего образования в условиях меняющегося миропорядка и повсеместного внедрения цифровых инструментов, общее редактирование статьи.

Ю. А. Гриневич — установление актуальности проблемы, особенностей и факторов развития интернационализации программ высшего образования.

Т. С. Морозова — анализ данных о численности иностранных студентов, обучающихся в государственных вузах Нижегородской области по программам очной формы обучения.

Authors' Contribution Statement

M. L. Gorbunova — analysis of data on foreign students studying at Russian state universities in full-time education programs.

A. S. Loginova — scientific justification of the need to transform higher education in a changing world order and the widespread introduction of digital tools, general editing of the article.

Yu. A. Grinevich — relevance of the problem, features and factors of the development of internationalization of higher education programs education.

T. S. Morozova — analysis of data on foreign students studying at Nizhny Novgorod state universities in fulltime education programs.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта. интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 17.05.2024; принята к публикации 28.07.2024. The article was received 17.05.2024; accepted for publication 28.07.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.