Научная статья на тему 'Образование и безопасность подъемных сооружений'

Образование и безопасность подъемных сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
599
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Панасенко Николай Никитович, Мотяков Александр Васильевич

Проведен анализ составляющей образовательной системы по риску и безопасной эксплуатации подъемных сооружений (ПС) по специальностям 150900 «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов» и 170900 «Строительные, дорожные, подъемно-транспортные машины и оборудование». Предложены пути совершенствования учебного процесса по риску-менеджменту для инженеров специальностей 150900 и 170900 с учетом правовой и нормативно-технической базы, разработанной в стране за последнее десятилетие (1993-2003 гг.). Предложено конкретное содержание умений и навыков, которые следует приобрести студентам в процессе обучения для решения профессиональных задач обеспечения промышленной безопасности ПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и безопасность подъемных сооружений»

Н. Н. Панасенко, А. В. Мотяков

ОБРАЗОВАНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Образовательная система подготовки инженеров по эксплуатации подъемных сооружений (ПС) - кранов (различных типов), кранов-манипуляторов, лифтов, эскалаторов, грузолюдских подъемников и др. является неотъемлемой частью экономического, политического и культурного устройства страны. Поэтому для оценки перспектив развития инженерного образования необходимо обосновать и установить в условиях рыночных отношений приоритетные направления образовательной государственной научно-технической, эколого-экономической и социальной стратегии в области ПС и способы их консолидации с национальной концепцией устойчивого безопасного развития на пути последовательной интеграции России с мировым сообществом [1].

Актуальность поставленной задачи обусловлена тем, что ПС занимают третье печальное место по вкладу в аварийность технических систем: на 1-м горнорудная промышленность, на 2-м - нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.

Переход к устойчивому развитию страны предусматривает обеспечение сбалансированного решения социо-эколого-технических задач и проблем безопасности, предотвращения и защиты от аварий и катастроф, сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Значимым фактором здесь следует считать, что ПС, согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)» [2], отнесены к опасным производственным объектам (см. [2], Прил. 1, с. 28). В связи с этим для подготовки инженеров по специальностям 150900 и 170900 требуется научно обоснованная система проектирования структуры и содержания обучения этих специалистов по безопасной эксплуатации ПС в природной и техногенной сферах. При этом порядок подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности ПС определен «Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих ОПО, подконтрольных Госгортехнадзору (ГГТН) РФ (см. Пост. ГГТН РФ № 2 от 11.02.1999). Такое положение вытекает из фактической глобализации всех проблем, связанных с подготовкой и рациональным использованием кадров всех рангов и направлений - специалистов и руководителей, относящихся по квалификации как к риск-менеджерам, так и к инженерам, исследователям и техникам в области наук о рисках и безопасности, что совпадает с требованиями международной сертификационной системы подготовки кад-

Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов. Строительные, дорожные, подъемно-транспортные машины и оборудование.

ров в области управления рисками и безопасностью, согласно стандартам серии ISO-9000 и европейских норм по безопасности серии EN-4500.

Что касается подготовки инженеров по специальностям 150900 и 170900, то содержание их обучения по безопасности определяется учебной дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, в России существует система подготовки инженеров по безопасности (точнее, по промышленной безопасности), но полностью отсутствует их подготовка по риск-менеджменту, со специализацией экономикоуправленческого профиля в области наук о рисках и безопасности.

Между тем использование инженерных кадров, получивших образование по специальностям 150900 и 170900, немыслимо без реализации в области инженерной деятельности по эксплуатации ПС руководящего документа РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска ОПО» [3]. Учитывая, что мерой промышленной безопасности является риск (аварий) ПС, инженер по специальности 150900 и 170900 должен не только уметь классифицировать аварии и инциденты, согласно РД-10-385-00 [4], но и иметь навыки в решении профессиональных задач по следующим видам деятельности [5]:

1) организационно-управленческой: организовывать деятельность по охране среды обитания на уровне предприятий и территориально-производственных комплексов, эксплуатирующих ПС, а также деятельность предприятий в чрезвычайных условиях; принимать участие в решении вопросов рационального размещения НС на новых производствах с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания; осуществлять мониторинг среды обитания; рассчитывать технико-экономическую эффективность мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности и экологичности ПС и затраты на ликвидацию последствий их аварий и катастроф для принятия экономически обоснованных решений; осуществлять взаимодействие с государственными службами, ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой в чрезвычайных ситуациях; принимать участие в разработке законов, нормативных актов и нормативно-технической документации по вопросам безопасности жизнедеятельности; организовывать и проводить обучение рабочих, служащих и руководящих кадров в области промышленной безопасности при эксплуатации ПС (согласно Правилам ПБ 10-382-00 [11]: ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией ПС, ИТР, ответственных за содержание ПС в исправном состоянии и специалистов, ответственных за безопасное производство работ ПС);

2) экспертной: проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов, эксплуатирующих ПС; сертификацию ПС и других машин и материалов на безопасность и экологичность; принимать участие, а при необходимости организовывать проведение экологических экспертиз производств; участвовать в аттестации объектов и регионов по защите в чрезвычайных ситуациях;

3) научно-исследовательской: участвовать в проведении научноисследовательских работ, выполняя теоретические, расчетные и экспериментальные исследования, направленные на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания от аварий на ПС; проводить анализ негативных факторов и техногенного риска современного производства и технических систем ПС; участвовать в исследованиях по воздействию антропогенных факторов, стихийных явлений на промышленные объекты; осуществлять развитие новых методов повышения надежности и устойчивости ПС, локализации и ликвидации последствий их аварий и катастроф;

4) эксплуатационной: выбирать режимы работы ПС и средств их защиты и проводить технический контроль их состояния; регламентировать эксплуатацию защитной и спасательной техники;

5) проектно-конструкторской: определять зоны повышенного техногенного риска в среде обитания ПС; выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям, эксплуатирующим высоконадежные ПС на основе известных методов и аппаратов; выполнять расчеты, связанные с выбором режимов функционирования ПС и отдельных устройств, согласованием режимов работы ПС, оптимизацией их рабочих параметров; принимать участие в выполнении конструкторских разработок новых видов ПС и систем защиты человека и среды обитания, соблюдать при проектировании требования стандартизации и метрологического обеспечения; выполнять с использованием ЭВМ расчеты и оформлять соответствующую проектноконструкторскую документацию на ПС;

6) коммерческой: в качестве технического эксперта принимать участие в коммерческой реализации и закупке систем защиты ПС, новых проектных и конструкторских разработок для ПС, связанных с направлением специальностей 150900 и 170900, с учетом знания конъюнктуры рынка и проведения маркетинговых работ на рынке сбыта; организовывать проведение защитных мероприятий и ликвидацию последствий аварий ПС на основе экономического анализа с целью минимизации финансов и затрат.

В связи с этим подготовка специалистов в области наук о рисках ПС должна осуществляться с учетом особенностей сопряженного развития двойственной триады: «наука о рисках и безопасности - культура риска и безопасность - образование», с одной стороны, и комплексной системы «кадры - знания - возможности образования в области управления рисками и безопасностью», с другой стороны, где отмечена постоянно растущая потребность цивилизованного человеческого сообщества в обеспечении всего населения грамотностью в области наук о рисках, а также установлена необходимость срочного и безотлагательного создания международного корпуса профессионалов в области управления рисками и безопасностью технической инфраструктуры общества [6]. При этом имеется в виду, что национальные стандарты профессиональной деятельности в указанной области [11, 21-28] должны быть гармонизированы между собой на международном уровне. В первую очередь эта гармонизация должна быть проведена в геополитических рамках безопасности евразийского субкон-

тинента [7], традиционно определявшего и в настоящее время определяющего исторические перспективы развития человечества. Россия как государство и все населяющие ее народы играют решающую роль в процессе развития и определения безопасности евразийского субконтинента в силу того, что Россия территориально объединяет Западную Европу, Дальний Восток и Среднюю Азию.

Сопряженное многостороннее развитие науки о рисках и безопасности ПС, культуры риска и безопасности и образовательные технологии в этой области включают в себя:

- формирование в среде обитания ПС культурной среды риска и применение единых федеральных руководящих документов, вводящих обязательное специальное обучение и аттестацию в области управления рисками [8], безопасностью [9] и защитой лиц, принимающих решения на всех уровнях, от линейных руководителей всех рангов до работников высокорисковых ОПО экономики различных форм собственности;

- умелое применение нормативно-правовой и учебно-методической базы для ускоренной подготовки специалистов в области управления рисками, безопасностью ПС и защитой людей от их аварий и катастроф;

- освоение методов и механизмов интеграции отечественных образовательных систем в области промышленной безопасности ПС в международные сети, включая применение соответствующей нормативноправовой базы и специализированных информационно-аналитических и учебно-методических комплексов, работающих в указанной области. Очевидно, центральным направлением подготовки специалистов в области наук о рисках ПС должно быть формирование культурной среды [10] в отношении к рискам их аварий и промышленной безопасности.

Вместе с тем усилия, затраченные обществом на создание и воспитание культуры риска ПС, могут оказаться напрасными, т. е. не окупят себя, если само общество не востребует эту культуру в практической и социальной деятельности. Иными словами, воспитание культуры риска ПС должно сопровождаться процессом формирования соответствующей культурной среды, а точнее, процесс создания культурной среды в отношении к рискам ПС, их безопасности и чрезвычайным ситуациям должен идти с опережением. Под «культурной средой» в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям следует понимать систему отношений, в которых происходит формирование мотивационного поля деятельности людей, направленной на восприятие рисков, анализ ситуации и принятие решений, обеспечивающих индивидуальную защищенность и участие в риск-коммуникации с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и событий риска (для обеспечения безопасности) или ликвидации их последствий (если события произошли).

С точки зрения методологии формирования культурной среды в отношении к рискам ПС, их безопасности и чрезвычайных ситуаций необходимо учесть, что этот процесс происходит на основе общих правил [11, 21-28] и закономерностей, а также на основе наиболее общих знаний, определенных государственными образовательными стандартами (ГОСами)

специальностей 150900 и 170900, которые необходимы инженерам всех соответствующих специальностей. Однако в каждом конкретном субъекте управления необходимо определить конкретные основания опасности и риска, поскольку они могут не соответствовать строгому административному делению. Например, некоторые природные катастрофы (наводнения, землетрясения и т. д.), так же как и техногенные катастрофы (взрывы газопроводов, нефтепроводов, вредные выбросы и т. д.), могут распространяться на различные административные субъекты управления или носить межрегиональный характер. То же самое можно сказать о несовпадении границ экосистем некоторых производств с административно-

территориальным делением, поэтому вопрос об их промышленной безопасности, как и вопрос о безопасности населения, включенного в социоэкосистему таких ОПО, и формировании культурной среды в таких случаях должны решаться в рамках всего включенного в социоэксистему пространства и координироваться каким-то специальным органом управления с целью создания эффективной системы риск-коммуникации.

Одним из основополагающих положений культуры промышленной безопасности ПС является экспертный контроль за недопустимостью эксплуатации тех ПС, которые выработали либо свой ресурс [12], либо нормативный срок службы [13]. Кроме того, при рассмотрении проблем промышленной безопасности ПС на современном этапе необходимо учитывать обстоятельства и причины фундаментального характера, связанные с развитием техносферы (привнесение в мир новых опасностей в результате научно-технического прогресса), а также временные, но от того не менее серьезные обстоятельства, связанные с сегодняшним переходным периодом страны. При этом определяющим фактором в ближайшие 25 лет будет необходимость работы на сильно изношенных ПС и переход ответственности за состояние их промышленной безопасности и последствия аварий от государственных органов владельцам частных и акционерных организаций. С учетом этих обстоятельств роль экспертизы для обеспечения промышленной безопасности ПС объективно повышается [14-20].

В целях совершенствования способов управления процессом экспертизы промышленной безопасности ПС и приведения ее в соответствие с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности ОПО» [2], а также улучшения деятельности экспертных организаций в области промышленной безопасности ПС, Постановлением коллегии ГГТН РФ от 21.07.98 г. принято решение о создании «Системы экспертизы промышленной безопасности», для функционирования которой создана нормативно-методическая база [14-20, 21-28], устанавливающая основные требования к участникам системы экспертизы промышленной безопасности и процедурам их взаимодействия. Требования указанных нормативнотехнических документов устанавливают порядок и последовательность выполнения комплекса диагностических и экспертных работ по определению технического состояния указанных ПС, возможность и условия дальнейшей эксплуатации ПС, выработавших свой нормативный ресурс либо нормативный срок службы, а также перечень и объем технической доку-

ментации, выдаваемой экспертными организациями владельцам ПС по результатам их экспертных обследований.

Экспертиза ПС, применяемых на ОПО (техническое диагностирование) с целью определения их технического состояния, возможностей и условий их дальнейшей эксплуатации, проводится в обязательном порядке в следующих случаях [11, 13]:

- при истечении нормативного срока службы ПС, его ресурса или срока его предыдущей экспертизы;

- при отсутствии эксплуатационной нормативной технической документации на ПС (паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации, монтажу и др.);

- при изменении технологии эксплуатации ПС (ветровой среды, температуры, группы режима и др.);

- после производственных аварий;

- после пожаров, стихийных бедствий, наводнений, землетрясений и др.;

- при обнаружении дефектов и повреждений ПС, влияющих на их дальнейшую безопасную эксплуатацию;

- после проведения работ по модернизации, реконструкции и перепрофилированию ПС;

- по предписанию контролирующих органов Госгортехнадзора России.

Сроки проведения экспертизы промышленной безопасности ПС

приведены в табл. 1-4 [20].

Таблица 1

Краны стреловые самоходные [14]

Т ип крана Г рузоподъемность (т) Срок эксплуатации, после которого проводится первичная экспертиза (лет)

1. Краны на автомобильном ходу 10 10

От 10 до 25 13

2. Краны на пневмоколесном ходу 16 10

От 16 до 40 13

Более 40 15

3. Краны на гусеничном ходу До 40 11

Более 40 15

4. Краны тракторные Без ограничений 7

* Последующие сроки проведения экспертизы указываются в заключении экспертизы, выполняемой согласно [6], но не реже чем через три года.

Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики [15]

Т ип крана Г рузоподъ-емность (т) Группа классификации (режим работы) Нормативный срок службы крана (лет)

По правилам ГГТН 1969 г. По ГОСТ 25546 По ИСО 4301/1

1. Кран башенный строительный До 10 (вкл.) Легкий 4К А4 10

Свыше 10 Легкий 4К А4 16

2. Кран башенный приставной Без ограничений Легкий 4К А4 16

3. Кран башенный для гидротехни-ческого стротель-ства Без ограничений Тяжелый 6К-7К А6-А7 16

5. Кран лесопо-грузчик До 10 (вкл.) Средний 5К А5 10

Свыше 10 Средний 5К А5 16

6.Кран стреловой переносной (типа «Пионер») Без ограничений Легкий 1К-ЗК А4-АЗ 6

6. Мачтовый кран Без ограничений Легкий 4К А4 10

7. Кран стреловой несамоходный До 10 (вкл.) Легкий 4К А4 16

свыше 10 Легкий 4К А4 16

* Последующие сроки проведения экспертизы указываются в заключении экспертизы, выполняемой согласно [6], но не реже чем через три года.

Т аблица 3

Краны портальные [16], мостовые и козловые [17]

Г руппа классификации (режима) крана по ГОСТ 25546/ ИСО 4301/1 (принята в ПБ 10-382-00) Группа режима по классификации Правил Г осгортехнадзора 1969 г. Срок до проведения первичного обследования крана (календарный) (лет) Срок до проведения повторного обследования крана (лет)

Портальные краны

8К/А8 ВТ 12 2

6К-7К/А6-А7 Т 12 2

4К-5К/А4-А5 С 16 3

2К-ЗК/А2-АЗ Л 20 3

1К/А1 Л(редкое использование) 20 3

Краны мостовые и козловые

8К/А8 ВТ 12(12). 2(2)

6К-7К/А6-А7 Т 16(12) 2(2)

4К-5К/А4-А5 С 16(16) 3(2)

2К-ЗК/А2-АЗ Л 20(16) 5(2)

1К/А1 Л(редкое использование) 30(16) 10(3)

* В скобках указаны сроки до проведения первичных и повторных обследований кранов, работающих на открытом воздухе или в не отапливаемых помещениях.

Таблица 4

Подъемники и автовышки

Тип подъемника Срок эксплуатации, после которого проводится первичная экспертиза (лет)

Подъемники и автовышки 8

* Последующие сроки проведения экспертизы указываются в заключении экспертизы, но не реже чем через 3 года при первичном обследовании; при повторном - не более чем через 2 года; при последующих - не более чем через 1 год.

Проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, в которых в том числе эксплуатируется ПС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности ОПО» [2], СНиП 111-18-75. 3/03/01-87, Руководством по эксплуатации строительных конструкций - производственных зданий и сооружений (ЦНИИпромиздат, 1995), руководящими документами: РД-22-01-97 «Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследование специализированными организациями)», РД-12-331-99 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения», РД-11 -320-99 «Положение по проведению экспертизы по промышленной безопасности на объектах металлургической и коксохимической промышленности».

Экспертиза конструкций с целью определения технического состояния и остаточного ресурса зданий и сооружений проводится в обязательном порядке в следующих случаях:

- при обнаружении дефектов и повреждений;

- после пожаров и стихийных бедствий;

- после производственных аварий;

- по предписанию органов Госгортехнадзора России;

- при изменении технологии производства и замене технологического оборудования;

- по истечении нормативного срока обследования или нормативных сроков эксплуатации;

- при изменении владельца;

- при увеличении статических и/или природно-климатических воздействий (сейсмические, снеговые, ветровые воздействия и др.).

Сроки проведения экспертизы зданий и сооружений, в которых в том числе эксплуатируются ПС, приведены в табл. 5-7 [20].

Сроки проведения экспертизы промышленной безопасности стальных конструкций зданий, сооружений и поддерживающих конструкций

Конструкции и их элементы, подлежащие экспертизе промышленной безопасности Тип зданий Срок эксплуатации, после которого производится первая экспертиза промышленной безопасности (годы)

Среда нахождения м/конструкций

Неагрессивная и слабоагрессивная Средне- агрессивная Сильно- агрессивная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стропильные подстропильные фермы Бескрановый режим 18 15 12

Легкий и средний крановый режим (1к-6к) 15 12 10

Тяжелый и весьма тяжелый крановый режим (7к-8к) 12 10 10

Колонны Бескрановый режим 32 30 25

Легкий и средний крановый режим (1к-6к) 30 25 20

Тяжелый крановый режим (7к) 25 20 18

Весьма тяжелый крановый режим (8к) 20 18 15

Подкрановые конструкции Легкий и средний крановый режим (1к-6к) 18 12 12

Тяжелый крановый режим (7к) 12 8 8

Весьма тяжелый крановый режим (8к) 8 5 5

Стальная кровля Бескрановый режим 15 12 10

Все крановые режимы (1к-8к) 10 5 5

Прочие элементы производственных зданий Бескрановый режим 32 30 25

Все крановые режимы (1к-8к) 30 25 20

Транспортерные галереи 15 10 10

Листовые конструкции 15 7 7

Т аблица 6

Сроки проведения экспертизы промышленной безопасности железобетонных бескрановых и крановых конструкций зданий и сооружений

Конструкции и их элементы, подлежащие экспертизе промышленной безопасности Тип зданий Срок эксплуатации, после которого производится первая экспертиза (годы)

Среда нахождения м/конструкций

Неагрессивная и слабоагрессивная Средне- агрессивная Сильно- агрессивная

Фундаментные монолитные Бескрановые здания 25 12 10

Все типы крановых зданий и все крановые режимы (1к-8к) 20 10 5

Фундаменты со сборными элементами, сваями, фундаментные балки Бескрановые здания 15 12 10

Все типы крановых зданий и все крановые режимы (1к-8к) 15 8 5

Стеновые панели и блоки Бескрановые здания 15 12 10

Все типы крановых зданий и все крановые режимы (1к-8к) 7 8 5

Колонны и стойки Бескрановые здания 15 12 10

Здания с легким и средним крановым режимом (1к-6к) 15 8 5

Здания с тяжелым крановым режимом (7к) 10 6 4

Здания с весьма тяжелым крановым режимом (8к) 5 4 3

Подкрановые конструкции (балки, консоли колонн зданий) Бескрановые здания 15 12 10

Здания с легким и средним крановым режимом (1к-6к) 10 8 4

Здания с тяжелым крановым режимом (7к) 8 6 3

Здания с весьма тяжелым крановым режимом (8к) 5 4 3

Конструкции и их элементы, подлежащие экспертизе промышленной безопасности Тип зданий Срок эксплуатации, после которого производится первая экспертиза (годы)

Среда нахождения м/конструкций

Неагрессивная и слабоагрессивная Средне- агрессивная Сильно- агрессивная

Стропильные и подстропильные фермы и балки, ригели Бескрановые здания 15 12 10

Здания с легким и средним крановым режимом (1к-6к) 10 6 4

Здания с тяжелым крановым режимом и особо тяжелым режимом (7к-8к) 5 4 3

Плиты перекрытий и покрытий Бескрановые здания 15 12 10

Все типы крановых зданий и все крановые режимы (1к-8к) 10 6 4

Т аблица 7

Сроки проведения экспертизы промышленной безопасности промышленных труб, на которых установлены либо могут устанавливаться ПС

Все конструкции труб Срок эксплуатации (лет) Срок проведения экспертизы в корризионно-пассивных условиях (лет) Срок проведения экспертизы в корризионно-активных условиях (лет)

Металлические дымовые трубы 20-30 12 8

Кирпичные и армокаменные трубы 70-100 20 15

Железобетонные дымовые трубы 50 15 10

Трубы с газоотводящими стволами или футеровкой из пластмасс 15-20 7 3

* Последующие сроки проведения экспертизы указываются в заключении экспертизы, но не реже чем через 5 лет.

Требования табл. 1-7 распространяются на строительные конструкции основных и вспомогательных производственных зданий и сооружений, в которых установлены ПС:

- металлургических производств;

- химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов;

- горнорудных производств;

- объектов газоснабжения, использующих природный и сжиженные углеводородные газы.

Требования нормативных документов [11-20] устанавливают порядок и последовательность выполнения комплекса экспертных работ по определению технического состояния эксплуатируемых конструкций, перечень и объем технической документации, выдаваемой организациями, имеющими соответствующие лицензии. Особую озабоченность в образовательном процессе при подготовке инженеров по специальностям 150900 и 170900 вызывает освоение методики разработки деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов [29].

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов [29] должна представляться в соответствии с «Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 526 от 11 мая 1999 г.

В заключение укажем, что управление рисками аварий и катастроф ОПО - важнейшая способность человека, обязанность государства перед своими гражданами, исключительная необходимость и ответственность мирового сообщества перед настоящим и будущим поколениями землян [30]. Управление рисками - сложнейший процесс взаимодействия на многообразные элементы системы «Человек - Земля - Вселенная».

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Утв. Указом Президента РФ № 440 от 1.04.1996 г.) // Экологический вызов и устойчивое развитие. -М.: Прогресс - традиция, 2000. - С. 389-396.

2. Федеральный закон «О промышленной безопасности ОПО» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3588.

3. РД 03-418-01. МУ по проведению анализа ОПО (Утв. Постановлением ГГТН РФ № 30 от 10.07.2001 г.). - 24 с.

4. РД 10-385-00. Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на ПС (Утв. Постановлением ГГТН РФ № 58 от 04.10.2000 г.).

5. Принципы определения содержания обучения специалистов по безопасности в природной и техногенной сферах // Катастрофы и образование: Под ред. Ю. А. Воробьева. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 55-75.

6. ПБ 03-246-98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (Утв. Постановлением ГГТН РФ № 64 от 06.11.1998 г.).

7. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

8. Стандарт Европейской комиссии по стандартизации CEN/TC 114 NASG/B Nr 6-95E prEN 1050/ICS 13/110. - Безопасность машинного оборудования. Принципы оценки риска. - Brussels, 1996.

9. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 39. - Ст. 4857.

10. Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование в стратегии развития России // Региональные проблемы и стратегии устойчивого развития России: Сб. ст.: - М.: Аванта+, 1999. - 127 с.

11. ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. - М.: ПИО ОБТ, 2000. - 266 с.

12.МУ 22-28-05-99. Оценка остаточного ресурса грузоподъемных кранов. - М.: СКТБ БК, 1999. - 11 с.

13. РД 10-112-96. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения. - М.: ГГТН РФ, 1996. - 27 с.

14. РД 10-112-2-97. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 2. Краны стреловые самоходные общего назначения. - М.: ВНиИсТРОЙДОРМАШ, 1997. - 91 с.

15. РД 10-112-3-97. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики. - М.: СКТБ БК, 1997. - 76 с.

16. РД 10-112-4-97. Методические указания по проведению обследования портальных кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. - М.-СПб.: ВНИИПТМАШ, 1998. - 83 с.

17. РД 10-112-5-97. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые. -М.: ВНИИПТМАШ, 1997. - 54 с.

18. РД 10-112-9-97. МУ по проведению обследования технического состояния подъемников (вышек) с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Часть 9. Подъемники и автовышки. -М.: ВКТИМОНТАЖСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ, 1997. - 73 с.

19. Методические указания по обследованию плавучих и судовых г/п кранов с истекшим сроком службы (Утв. Российским Речным Регистром от 24.09.1998 г., № 07/п) - СПб.: СПбГУВК, 1998. - 53 с.

20. Методические рекомендации по организации системы экспертизы промышленной безопасности / Управление Нижне-Волж. округа ГГТН РФ. - Волгоград, 2000. - 47 с.

21. ПБ 10-157-97. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (Утв. Постановлением Госгортехнадзора России 20.11.1997 г., № 44).

22. ПБ 10-257-98. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-манипуляторов (Утв. Постановлением Госгортехнадзора России 31.12.1998 г., № 79).

23. ПБ 10-256-98. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (Утв. Постановлением Госгортехнадзора России 24.11.1998 г., № 67).

24. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (Утв. Госгортехнадзором России 11.02.1992 г.).

25. ПБ 10-77-94. Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов (Утв. Госгортехнадзором России 02.08.1994 г.).

26. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (Утв. Госгортехнадзором России 22.12.1987 г.).

27. Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог (Утв. Постановлением Госгортехнадзора России 26.11.1993 г., № 41).

28. ГОСТ 28609-90. Краны грузоподъемные. Основные положения расчета.

29. Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» № 625 от 01.07.1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 28. - Ст. 2692.

30. Борушко А. П. Выбор будущего. - Мн.: Дизайн ПРО, 1997. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.