Л.В. Мазурина
Образование для устойчивого развития: новый экологический императив экопедагогики
Представлена фундаментальная идея — обеспечение устойчивого развития за счёт формирования экогеосферного мировоззрения, основанного на понимании гармоничного существования системы «Человек и общество — природа планеты Земля — Космос», возрождение духовного потенциала, признаваемое как ключевое условие разрешения экологической ситуации. Нацеленность на осознание глобального перехода к устойчивому развитию посредством реинже-ниринга в системе образования, как главного инструментария познания Мира и повышения уровня понимания роли человечества.
Ключевые слова: эволюция, устойчивое развитие, экогеосферная парадигма, ноосферное образование, ноосферное целостное мышление, биосферосовместимость.
education for steady development:
new ecological imperative of ecopedagogiks
A fundamental idea is presented is providing of steady development due to forming of the ecogeological world view based on understanding of harmonious existence of the system "Man and society are nature of planet Earth is Space", revival of spiritual potential, acknowledged as a key condition of permission of ecological situation. Aimed at realization of the global passing to steady development by means of reengineering in the system of education, as a main tool of cognition of the World and increase of level of understanding of role of humanity.
Keywords: evolution, steady development, ecogeological paradigm, nooworld education, nooworld integral thinking, Bioconnection.
Сведения об авторе
Любовь Викторовна Мазурина,
ученый секретарь отделения «Ноосферное образование» РАЕН, кандидат психологических наук, Почётный работник общего образования РФ, член-корреспондент НАНО, г. Лобня Тел.: +7(963) 990 21 74 E-mail: [email protected]
Lyubov V. Mazurina,
Candidate of Psychological Science, Scientific Secretary of the department «Noospheric education» of Russian Academy of Natural Science, Honorable worker of the general education of the Russian Federation, Lobnya, Russia Tel.: +7(963) 990 21 74 E-mail: [email protected]
Одной из центральных проблем в современном обществе является обеспечение условий устойчивости её общественного, экономического и технологического развития. Sustainable development1 — устойчивое развитие — подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности2. Генеральная Ассамблея ООН, в докладе «Наше общее будущее» представила мировой общественности анализ глобальных проблем и концептуальные выводы об угрозе существования жизни на Земле. Декларация Международной конференции по экологии и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) определила, что «Люди являются главной заботой устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой». Данный тезис был подтвержден Декларацией
1 Википедия — устойчивый, постоянный рост.
2 Доклад «Наше общее будущее» 20 октября 1987 г. 42 Сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Глава 9.
саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002). На этих крупнейших форумах Мировым сообществом при поддержке 150 стран было предложено рассматривать образование «решающим фактором перемен» в развития и принять его в качестве высоко приоритетного глобального цивилизационного проекта на десятилетие, начиная с 2005 по 2014 гг.
Суть стратегии в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.
Однако существенного прогресса не произошло. Не случилось кардинальных перемен и после решений Саммитов в Санкт-Петербурге (2006), «Большой восьмерки» (2007), конференции ООН по устойчивому развитию «РИ0+20» (2012) и других многочисленных встреч и решений мировых лидеров.
Современную экологическую тенденцию обеспечивает главным образом первый контур головного мозга (материнский) — контур биовыживания (по Т. Лири). В онтогенезе он определяет и поддерживает физический уровень развития личности и первоначально связывается с кормлением и безопасностью. Именно первый контур обеспечивает неприятие всего вредного и опасного или всего с этим ассоциирующегося. Те же моменты показательны и для филогенеза — развития человеческого общества, которое воспринимает планетарные трансформации как «угрозу развитию цивилизации» (Э.Н. Халилов). Инстинкт выживания человека как биологического вида корректирует установки его мышления, обеспечивая устойчивость хода естественного технологического развития. И существующие проекты экологизации школ выглядят, по меньшей мере, недостаточными. Они изначально лишаются силы воспитания осмысленного выбора «нами творимого будущего», так как в основу стратегии образования ложится устаревшая концепция многомерного прогресса (морфофизиологического, общественно-экономического и др.) эволюционирующих систем [1]. На практике экологизация сознания школьников реализуется преимущественно в русле прикладной экологии в рамках краеведческого подхода.
А мир по-прежнему далёк от устойчивости.
Справка. За последние 50 лет уничтожено 70% мирового запаса леса, 90% мировых запасов рыбы, исчезают редкие птицы, животные. Продолжается выброс нефти в океаны и загрязнение вод, испытания химического оружия и глобальное распространение генетически моди-
фицированных продуктов. Бесконтрольные полигоны мусора! Конфликты! Войны! Перечень примеров легко продолжить. Возникает резонный вопрос — кто мы? Созидатели или раковая опухоль на теле планеты?
Одной из основных причин положения является системный кризис естественного мышления и сознания, сформированный неэкологичной
методологией образовательной деятельности, воспитывающей «умственного» человека-логика, отрешённого от природы [2]. Утрата смысловых ориентиров развития, законного основания образования противоречащего внутренним механизмам развития личности, законам познания / постижения (Н.В. Маслова), психики (Н.В. Антоненко), здоровья (Л.И. Брайко), фактически являет собой сущность мирового «образовательного апокалипсиса» [3].
Очевидно, что стратегия обеспечения устойчивого развития заключается не в полумерах и «латании дыр» (Н.В. Маслова) с помощью «орг. выводов» в отдельных школах или университетах, а в изменении сознания участников образовательного процесса, в формировании их экогеосферного мировоззрения, основанного на понимании гармоничного существования системы «Человек и общество — природа планеты Земля — Космос». Существует также настоятельная необходимость в духовной глобальной «человеческой» аксиреволюции (от греч. акси — достойный)» т. е. возрождение духовного потенциала, признаваемое как ключевое условие разрешения экологической ситуации.
Мировоззренчески значимой и актуальной сегодня представляется позиция экологизации мышления через овладение целостной динамической работой понятийно-образных структур головного мозга. Это взаимодействие интуиции и логики, когда функции человеческого мозга не ограничиваются восприятием и переработкой информации лишь ближайшего окружения, а могут возрастать до вселенских масштабов. Именно такое развитие интеллектуальных возможностей человека, заложено в методологии природосообразного образования, разработанного Российской академией естественных наук [3] . Речь идёт о ноосферном образовании (Н.В. Маслова, 1999, 2002), где впервые идеи В.И. Вернадского о ноосфере интегрированы с новейшими достижениями науки и положены в основу экологичной психолого-педагогической системы. Понимание целостности и единства Мира легли в основу ноосферной экопедагогики.
Современная наука даёт понимание приро-досообразных подходов в ноосферном образовании заменой старой картины мира. Новый взгляд на Вселенную, и наше место в ней, заложил английский учёный Д. Бом. Его концепция о Мире как гигантской космической голограмме, где любая часть объекта содержит весь
объект в уменьшенном виде, даёт понимание единства, взаимосвязи и взаимозависимости всего во Вселенной. Всё, включая мысли и поступки, произрастает из единой основы, приводя к тому, что любое изменение в одной части мира немедленно сопровождается или отражается в соответствующих изменениях во всех остальных частях [5]. Теория генетического энергоинформационного единства мира (Б.А. Астафьев) обосновывает и ещё раз подтверждает данные открытия.
Теория голографической Вселенной использовалась американским учёным К. Прибрамом, который исследовал нейрофизиологическую составляющую мышления и рассмотрел мозг как голографический процессор, создающий мыслеобразы (мыслеформы, смыслообразы) — единицы мышления. Любая мысль — «живая голограмма» (К. Прибрам), состоящая из 3 элементов: формы, информации и энергии. Революционные исследования Д. Бома, К. Прибра-ма, Б.А. Астафьева радикально меняют взгляд на мир. Фрактальность системы Мира представляет понимание человека как голографи-ческую единицу Макрокосмоса. Удачный пример фрактальности и единства — человеческое тело. Из какой бы части мы не взяли молекулу ДНК — из волоса, капли крови, пальца руки, она будет содержать генетический код всего организма. Работы известного генетика П.П. Га-ряева показали, что наш генетический аппарат работает на образных структурах, по принципу голограмм [6]. В сумме исследования ведут к глубокому сдвигу научной парадигмы.
Педагогический инструментарий ноосфер-ного образования, используя данные открытия, формирует целостный взгляд на мир через призму собственных образов учащихся. Целью ноосферного образования является мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового понятийно-образного типа мышления мыслеобразами [7]. Экономичное инструментальное творческое мышление обеспечивается за счёт обращения к личному внутреннему опыту ученика, к его мыслеобразам, сформированным по конкретной дисциплине. Здесь реализуется важнейший принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности ребёнка, безопасности от чужеродной информации. Система ноосферного образования развивает у детей любовь к природе. Она экологична по отношению к природе и организму ученика.
Природосообразный подход данной эко-педагогики заключается в использовании в процессе обучения законов работы тела, мозга, информации. Учтённые в процессе урока естественные биоритмы человеческого организма (актив — отдых) высвобождают ресурсы здоровья, позволяя повысить эффективность приобретения знаний.
Квантовые открытия, понимание голографи-ческой природы человека и Вселенной, волновая генетика человека [6] и космоса даёт шанс преодолеть кризис и выйти, наконец, к единому основанию развития духовной, творческой, здоровой личности.
Разработанный практический наукоёмкий инструментарий может поднять на новую ступень экологичного эффективного развития национальную систему образования и подготовить потенциал россиян для устойчивого и благополучного будущего.
Реализация российской Концепции (разд. I, п. 35) на основе ноосферного подхода может стать эффективным направлением в решении рассматриваемой проблемы, в частности, реализации экологического компонента федеральных государственных образовательных стандартов.
Опыт показывает действенность технологии ноосферного образования как одного из направлений в решении проблемы экологизации личности.
В контексте рассматриваемых вопросов данная технология представляет собой целостную систему научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности обеспечения эффективности получения ожидаемых результатов с помощью перехода к ноосферному мышлению. Устойчивость результатов использования такой природосообразной технологии обеспечивается тем, что основой психологии ноосферного развития и экопедагогики духовного развития является воспитание целостного восприятия мира. Таким образом, новый экологический императив педагогики в обеспечении права человека на сообразное природе целостное мышление, не нарушающее экологию людей и планеты.
Ноосферное образование позиционирует экопедагогику и её природосообразные составляющие [7]:
1. Экологический императив — объективно необходимый нравственный принцип соразви-тия человека, природы и общества в соответствии с мировыми законами.
2. Экологичный естественно-генетический тип мышления человека — целостный (двуполу-шарный, гармоничный, перспективно-ориентировочный, проектный).
3. Природосообразное качество человека определяется типом его мышления.
4. Рост потенциала человека, означающий расширение его позитивных возможностей в направлении биосферосовместимости, управления психикой, целеполаганием собственного сознания и воли.
5. Прогресс человека и социума заключается в расширении персональных и социальных сфер, возможной трансформации негативных проблем.
6. Экологичное развитие, когда прогресс осуществляется на основе роста качества мышления человека в направлении его экологизации: здоровое, гармоничное мышление утвердится через снятие мировоззренческой установки «человек — царь природы» и становление биоцентризма — «человек в биосфере и Космосе». Нравственность таких людей будет очевидной вследствие выполнения человеком его биосферной функции.
7. Ноосферное целостное мышление означает сознательный выбор человека в пользу экожиз-ни, любви к природе, осознания Законов Мира и своего места в этом мире.
Выводы
Образование XXI века нуждается в системном обновлении, что диктуется необходимостью соответствовать научно-теоретической,
методологической, методической составляющих системы. Необходимо фундаментальное переосмысление и коренное преобразование, т.е. реинжениринг существующего образования. В результате предполагается:
1) реконструировать естественные механизмы, цели, инструменты образования и воспитания, восстановив его природосообразную основу;
2) реконструировать присущий человеку генетически детерминированный способ постижения знаний, как основы воспитательно-образовательной методики, формирующей целостное мышление и сознание;
3) обеспечить переход к устойчивому развитию на основе целостности мышления и роста сознания в направлении его экологизации, в согласованности с естественными законами природы, Земли, Мира, Космоса.
Литература
1. Куликова Н.Г. Современное образование: философия кризиса. — Кемерово: Изд-во «Кузбасс». 2012.
2. Астафьев Б.А. Мироздание. Открытия, теории, гипотезы. М.: Наука,2015, 612 с.
3. Волченко В.Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. — М., 2001.
4. Астафьев Б.А. Мироздание. Открытия, теории, гипотезы. М.: Наука,2015, 612 с.
5. Бом Д. Квантовая теория. Пер. с англ. Л. А. Шубиной. 2 издания: 1-ое — Москва: Физматгиз, 1961. 728 с. 2-ое, испр. — Москва: Наука, 1965. 727 с.
6. Гаряев П.П. Волновой генетический код. М. — 1997. 106 с.
7. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Институт холодинамики, 2002. — 338 с.