2. Кобрина Л.М., Дрозденко И.Г. Профессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: материалы X междунар. науч. конф., 23-24 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - Т. II. - С. 22-25.
Ю. Р. Ишниязова
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема интеграции и инклюзии в России
Проблема качественного обучения и повышения уровня жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и их семей на сегодняшний день является наиболее актуальной.
Количество детей с тяжелыми нарушениями и заболеваниями с каждым годом увеличивается. Причинами чаще всего служат: ухудшение экологии и окружающей среды, алкоголизация и наркотизация населения, снижение уровня жизни. Определенную роль играет современная медицина, благодаря которой стало возможным выживание детей с ОВЗ и значительно снизилась их смертность [1].
Остро встал вопрос об образовании и социализации детей с ОВЗ. Ведь такие дети чаще всего оторваны от общества, и они практически не социализированы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
В России первые образовательные организации, в которых совместно обучают нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг., а термин «инклюзия» как включенное образование был введен в 1994 г.
Для российской системы образования более знаком термин «интеграция». Ребенок с особыми образовательными потребностями при интеграционном подходе адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной.
Сама по себе инклюзия - инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во многих странах, но в России в ее реализации появились определенные проблемы [2]. Основной проблемой интеграции в образовании является то, что учитель, ориентированный еще во время обучения в вузе на работу с детьми, имеющими нормальное психическое развитие, не имеет знаний в области дефектологии, не владеет коррекционными технологиями и специальными приемами обучения. Он не может оценить степень нарушения и составить корректный индивидуальный маршрут дальнейшего развития и обучения такого ребенка.
Необходимо, чтобы педагоги знали, чему и как следует обучать ребенка с ОВЗ, а также как оценивать его достижения (и какие достижения для него оказываются более значимыми - социальные или академические).
Инклюзивное образование предполагает возможность всем детям быть полноценными членами образовательной организации в полном объеме. При инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Смысл инклюзии заключается в том, чтобы дать качественное воспитание и образование не только обыкновенному ребенку, но также и ребенку с особыми образовательными потребностями. Но при этом должны быть изменены внешняя
и внутренняя среда для создания условий, в которых такой ребенок сможет получить полноценное развитие и нормальную жизнь.
Как показывают исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом надеется на более широкие возможности общения ребенка.
К сожалению, признание права ребенка с ОВЗ на образование в той же среде, что и его нормально развивающиеся сверстники, зачастую практически остается на уровне принятия идеологии инклюзии.
Каким же должно быть инклюзивное образование? Это совместные обучение и деятельность в одной организации, классе или группе всех детей, независимо от уровня их психофизического развития, в том числе детей, требующих сопровождения [3].
Такое образование должно позволять детям с ОВЗ быть полноценными членами не только образовательного процесса, но и общества в целом.
Чтобы включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду проходило успешно, необходимо разделит весть процесс на этапы. Также необходимо сопровождение учащихся на разных этапах, которое неосуществимо без учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога. А для этого необходимо привлечение специалистов из области коррекционной педагогики и коррекционной психологии в общеобразовательную организацию.
Следует отметить, что только специалист, имеющий специальное образование в области коррекционной педагогики, владеющий специальными технологиями и средствами общения с ребенком, у которого есть особенности в развитии, сможет подготовить его к реальной жизни, поможет привить все необходимые навыки, научит самообслуживанию и общению.
Анализ специализированной литературы по проблеме инклюзии позволили нам выделить основные проблемы инклюзивного образования в России:
- неподготовленность кадров;
- отсутствие специальных методик;
- непринятие обществом «особых» людей;
- недоступность окружающей среды.
Из этого следует, что необходима отработка механизмов взаимодействия участников всего образовательного процесса и создание условий для качественного образования детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического сопровождения.
Необходимо, чтобы сама среда была физически доступна. Ведь даже при наличии положительного отношения к ребенку с ОВЗ можно причинить вред незнанием и неготовностью к поиску решений новых задач, определяемых практикой «включения».
Правильная школа, в которой инклюзивный подход к образованию не спущен сверху, а является частью ее школьной установки без всяких государственных предписаний, учит детей общаться, слушать одноклассников, правильно выражать чувства, доверять людям [2].
На сегодняшний день интегрированное обучение проходит большой и нелегкий путь от теоретических аспектов к практике. Необходимо создание единой, целостной, систематизированной программы образования детей с ОВЗ. Но это невозможно без финансового сопровождения, без помощи опытных специа-
листов и педагогов, так как в специализированных образовательных организациях «особые» дети имеют соответствующие условия обучения и проживания, обучаются не просто по общей образовательной программе, а по адаптированной основной образовательной программе, которая учитывает психофизиологические особенности детей с ОВЗ [4].
Список литературы
1. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья. Т.2. Проблемы интегра-тивного обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр. / под ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, И.А. Мироненко. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - 296 с.
2. Ишниязова Ю.Р. Проблема инклюзии в системе общего образования // Спец. образование. - 2016. - № XII. - Т. I.
3. Кобрина Л. М., Данилкина М. Ю. Отечественная система специального образования -универсальная форма организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Спец. образование. - 2015. - № XI. - Т. I.
В. В. Коваленко
Развод родителей как одна из причин школьной и социальной дезадаптации ребенка с отклонениями в развитии
Процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития. Неблагоприятные условия среды, рано возникающие, длительно действующие и оказывающие травмирующее воздействие на психику ребенка, могут привести к стойким отклонениям в нервно психической сфере, нарушению сначала вегетативных, а затем и психических функций [1].
И, безусловно, именно семья является основополагающим фактором, определяющим успешное или неуспешное социальное развитие и психологическое благополучие ребенка. Исследования показали, что более половины детей с ЗПР - это дети из семей высокого социального риска [2; 5; 6]. К ним относятся семьи нескольких типов:
1. Семьи с неблагополучным экономическим положением (безработные родители, неудовлетворительные материально-бытовые условия).
2. Семьи с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей).
3. Семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры, конфликты и драки между родителями, трудности в детско-родительских отношениях, жестокое обращение с детьми).
4. Семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).
Выявлено, что на сегодняшний день, каждый четвертый брак в России распадается [3].
Данные о супружеских отношениях и разводах в семьях детей с нарушениями противоречивы. Известно, что в одних семьях реакцией на болезнь ребенка становится развод родителей, другие семьи не меняются, третьи адаптируются и даже становятся сильнее. Сосредоточенность семьи на проблемах особого ре-