Образ жизни семей работников сферы образования
ческих состояниях, как правило, предоставлены сами себе. В большинстве вузов России, впрочем, как и в нашем, не существует специальных психологических служб, снимающих нервное напряжение будущих педагогов; помогающих найти себя и средства своего уравновешивания с враждебной и псевдовраждебной средой.
Социально-психологический уровень стрес-
соустойчивости — это сохранение способности к социальной адаптации, обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей, сохранение значимых межличностных связей, сохранение трудоспособности. Именно на это должна быть направлена работа преподавателей, кураторов со студентами младших курсов в преддверии экзаменационной сессии.
Литература
1. Гусев Д. Экзамен — всегда «праздник»? // Высшее образование в России. 2003. № 2.
2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.,1995.
3. Куликов Л.В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики. Эксперименты и примеры теории и практики / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1995. Вып. 14. С. 92-99.
4. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. Воронеж, 2000.
5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
УДК 316.36
I ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЕЙ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Куканова Елена Вениаминовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The article analyses the main scientific approaches to «way of life» definition, socially demographic characteristics of the education workers modern family, main conditions and structure-forming factors of the families ’ways of life.
В статье проанализированы основные научные подходы к определению «образ жизни»; исследованы социально-демографические характеристики современной семьи работников сферы образования; выявлены основные условия и структурообразующие факторы образа жизни семей.
Keywords: “Way of life ”, socially-demographic characteristic of a family, material security and living conditions of families, socially-demographic indicators of family-members health, psychological climate, value orientations
Ключевые слова: образ жизни, социально-демографическая характеристика семьи, материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия жизни семей, социально- демографические показатели здоровья членов семей, психологический климат, ценностные ориентации
Ситуация, в которой оказались многие семьи сегодня (нищета, социальное расслоение), прежде всего, оказывает негативное влияние на жизнеспособность семьи, ее стабильность, способность удовлетворить насущные человеческие потребности, и, в первую очередь, де-
тей. В 2012 году 21,4% семей с детьми в городской местности и 39,5% семей в сельской местности находились за чертой бедности1.
1 Социологическое исследование проводилось в июне 2012 года в учреждениях НПО, СПО и ВПО г.г. Королев, Мытищи, Пушкино, Ивантеевка, Щелково, Фрязино Московской области. Количество опрошенных респон-
55
ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
К тому же в современном российском обществе значительно снизилась деятельность социальных институтов (образования, здравоохранения, культуры, правопорядка, семьи и других). Сократившаяся сеть с 1990-х по 2008 год дошкольных и культурных учреждений до сих пор пока не восстановлена. В большинстве семей (57,5%), особенно в тех, в которых один родитель, возможность для развития и воспитания детей ограничены.
Все эти обстоятельства требуют проведения углубленных комплексных исследований образа жизни семей, в данном случае — семей работников образования. Полученные знания о жизнедеятельности семьи могли бы позволить усовершенствовать социальные программы для обеспечения более эффективной поддержки населения, снять некоторую социальную напряженность, царящую среди рассматриваемой категории семей.
Если своевременно выявить проблемы семей работников образования, их причины и последствия; проанализировать образ жизни данных семей, формирующийся под воздействием ряда факторов, то можно спроектировать систему социальных мер, обеспечивающую эффективную поддержку рассматриваемой категории семей.
Содержание и структура понятия «образ жизни» остается дискуссионным. Если одни исследователи трактуют его как тождественное укладу, уровню, стилю жизни, то другие противопоставляют качество и уровень как взаимно противоположные (то есть чем выше уровень жизни, тем ниже его качество), третьи сводят качество жизни к уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды.
Таким образом, можно сказать, что образ жизни — понятие многокомпонентное, что и предопределило появление многочисленных вариаций сущности и характеристики основных черт образа жизни. Каждая социальнодемографическая, профессиональная группа населения имеет только ей свойственные показатели, отражающие вкусы, ценностные установки, привычки, манеры. Человеческая деятельность определяется общественным строем, национальным богатством государства и доступностью к ресурсам, развитостью системы демократических институтов, приоритетом тех или иных культурных и нравственных ценно-
дентов - 487 человек (277 женщин и 210 мужчин), имеющих несовершеннолетних детей.
стей. Поэтому необходимо установить, что заставляет индивидов вести себя определенным образом в конкретных ситуациях и почему они сохраняют конкретные типы поведения. Необходимо определить механизм, объясняющий человеческое поведение.
Такое понимание образа жизни невозможно в отрыве от роли сознания, его структуры: социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций. Только с учетом совокупности ценностных представлений людей и форм их жизнедеятельности возможно целостное понимание проблемы образа жизни.
Проблемы, присущие семье, очень разнообразны. Отметим несколько моментов, касающихся непосредственно семьи работников образования (в дальнейшем назовем их педагогические семьи). Во-первых, говоря об указанной семье, мы должны подразумевать не только общие проблемы семьи, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях. Во-вторых, проблемы семьи различаются в зависимости от места ее проживания. Имеются существенные расхождения между проживанием в городской и сельской местности Московской области. В-третьих, несмотря на наличие общих проблем, все семьи отличаются друг от друга, поэтому помощь им должна оказываться с учетом их индивидуальных потребностей.
Главная проблема семей — это их материальное положение. В настоящее время с рождением ребенка доход семьи резко уменьшается. Существует самая тесная взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, а в общем плане — степенью ее обеднения. В семьях, состоящих из четырех и более человек, совокупный доход, приходящийся на каждого члена, в 2,2—2,8 раза ниже, чем в семьях из двух человек, и в 1,8—2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье второго-третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности. Статистика показывает, что уровень жизни педагогических семей после начала реформ в образовании снизился вдвое. Официально за чертой бедности в указанных регионах исследования Московской области таких семей нет. Однако результаты опроса свидетельствуют, что около 34% семей можно отнести к категории бедных. Именно
56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Образ жизни семей работников сферы образования
они почувствовали на своем бюджете все нововведения в образовании, у них резко ухудшилось материальное положение, а 10,3% из них находятся в крайней бедности.
Характеризуя материальное положение семей, можно отметить, что у 34% семей среднедушевой доход составляет от 2000 до 8000 рублей, у 41% семей — от 8000 до 12000 рублей, и только у 25% семей свыше 13000 рублей.
Большинство опрошенных — 65% — считают, что бедность не связана с количеством членов семьи. 35%, напротив, уверены, что бедность семьи пропорциональна увеличению числа детей в ней. При этом 34% семей причисляют себя к бедным, 61% — к людям среднего достатка и 5% — к людям высокого достатка. Объяснение тому, скорее, психологические установки людей, а не реалии материального положения.
У подавляющего большинства семей (76%) жизненный уровень за последние годы значительно снизился, у 20% — практически не изменился, у 4% — даже несколько повысился.
Что касается дохода педагогической семьи, то он складывается на 60% из заработной платы матери, 35% — отца, 5% семей получает дополнительный доход от вкладов в банках, сдачи жилья, подсобного хозяйства, от финан-сово-состоявшегося родственника. При этом у 50% семей семейным бюджетом управляет жена, у 15% — муж, у 35% — оба родителя. Но 60% опрошенных считают, что ответственность за материальное обеспечение должны нести оба, а 40% считают, что ответственность несет муж.
Среди педагогических семей структура потребления сложилась следующим образом: у 5% семей денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать, у 15% денег достаточно для приобретения необходимых товаров, у 55% денег хватает только на приобретение продуктов питания, 35% семей денег не хватает, постоянно приходиться занимать.
Резко отличаются семьи от остальных и питанием. Доля расходов на питание в многодетной семье составляет 53,4%. По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания потребительской корзины выросла в Подмосковье в марте 2012 года до 2,464 рублей, за первый квартал 2012 года она увеличилась на 2,2% [1]. Таким образом, у семей заметно выросла доля на покупку продуктов питания.
У семей с двумя детьми — с 39% до 45%, с тремя и более детьми — с 42 до 50%. Так, заметно выросло потребление хлебных продуктов и картофеля, резко уменьшилось потребление фруктов, сахара и кондитерских изделий. Потребление мясных продуктов изменилось мало, однако в семьях с двумя детьми оно на 21% ниже среднего, а с тремя и более детьми — на 30%.
Еще одной из самых сложных проблем многодетных семей является жилищная. По данным исследований, за три года число желающих иметь хотя бы двух детей сократилось с 43,6% до 21,4%. Отказ иметь детей супруги мотивируют жизненными трудностями, одной из которых является жилищная проблема. Эта проблема очень остра и прогресс в обеспечении жильем крайне незначителен. Особенно это сказывается на семьях, так как семьи обычно создаются быстрее, чем возможности обеспечения их жильем. При этом жилищные условия оказывают определенное влияние на развитие ребенка, как прямое, так и косвенное. Прямое заключается в ограничении процесса самопознания и развития индивидуальности ребенка из-за стесненных жилищных условий, вынуждающих его к пассивности. Косвенное состоит в том, что внутрисемейные отношения в ограниченных жилищных условиях более конфликтны, поскольку члены семьи сильнее подвержены взаимному эмоциональному воздействию, и это вызывает у ребенка тревогу, психологический дискомфорт.
По данным социологического исследования, в среднем в Подмосковье живут в одной комнате с родителями 47% детей, 15% детей проживают в одной комнате с родителями и бабушкой (дедушкой), 18% проживают в одной комнате с братом (сестрой). Собственную комнату имеют только 20% детей.
По данным проведенного исследования, в благоустроенной квартире проживают 70% семей, а 30% — в частном доме. Такие же цифры в ответе на вопрос о благоустройстве жилого помещения: 70% — жилье со всеми удобствами, 30% — с частичными. Можно предположить, что эти 30% и составляют семьи, проживающие в частном доме.
Однако по размеру жилой площади на одного члена семьи распределились следующим образом: 50% имеют менее 6 кв. м жилой площади на человека, 40% — от 6 до 9 кв. м, 10% — более 9 кв. м на одного члена семьи.
57
ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Но половина всех семей проживает в тесных, не соответствующих нормативам условиях. Соответственно, в данных семьях дети имеют довольно стесненные условия, что непосредственно сказывается на их здоровье.
Большинство проблем педагогических семей вытекают из их тяжелого материального положения. Это, в первую очередь, касается проблем здоровья. В таких семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей. Причины тому: во-первых, эти семьи обладают значительно меньшими материальными средствами для ухода за детьми (затраты на питание, лекарства, отдых детей). Во-вторых, значительно меньше у них и физические возможности, так как заболевшему ребенку не уделяется достаточного внимания из-за длительного нахождения родителей на работе, многие из них имеют ненормированный рабочий день. В-третьих, в таких семьях дети проживают в условиях, требующих капитальный ремонт (сырое помещение, наличие грызунов, грибок на стенах). 66% городских семей проживает в «хрущевках», в панельных домах. Основные заболевания — ОРЗ, пиелонефрит, бронхиальная астма, ангина, гастроэнтерит.
Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют, что у 40—70% учащихся, поступающих в первый класс, уже отмечаются различные отклонения по органам и системам, начиная с функциональных до хронических заболеваний. Хронические заболевания органов дыхания отмечаются в разных районах Московской области у 20—40% обучающихся, функциональные нарушения осанки — у 10—15%, хронические заболевания органов пищеварения — у 6—8%, миопия (близорукость) — 2—3%. Отклонения в психоневрологической сфере (в том числе психастенические состояния, психосоматические отклонения пограничного характера и пр.) составляют от 5 до 25%.
К XI классу число здоровых учащихся составляет не более 10—12%. Количество школьников, имеющих хронические заболевания органов дыхания достигает 48—70%, функциональные нарушения осанки — 50—55%, хронические заболевания органов пищеварения — 11—13%. Количество учащихся с миопией в XI классе в 10 раз больше по сравнению с I классом и составляет 29—35%. Отклонения в психоневрологической сфере родители отмечают у 48—50% детей.
Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и режиму современной общеобразовательной школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения состояния здоровья. Количество ни разу не болевших первоклассников в течение первого полугодия обучения в школе не превышает 18—20%, что свидетельствует о нелегком протекании процесса адаптации к обучению в школе в обследованных районах у 80—100% (худшие показатели — в городской местности) учащихся.
Существует и другая проблема у педагогических семей — кулътурно-досуговая. В стране практически отсутствуют дома отдыха, пансионаты, санатории семейного типа, в которых можно приобрести путевку, учитывая уровень зарплаты родителей, работающих в сфере образования. Сфера досуга все в большей степени ориентируется на платные блага и услуги. Это негативно сказывается на малообеспеченных семьях, к которым относятся и педагогические. 5% семей имеют возможность выехать во время отпуска за границу; 17% семей отдыхают с детьми по очереди в пансионате или санатории; возможность совместного отдыха есть только у 12% семей.
Таким образом, большую часть своего свободного времени дети из педагогических семей и их родители проводят в стенах своего дома, в городе. Эта ситуация практически не меняется в течение года, она характерна как в зимний период, так и летом. Это подтверждают следующие данные: 55% семей летнее время преимущественно проводят в городе, 30% бывают за городом по выходным дням, 15% за городом в течение сезона.
Следовательно, можно сделать вывод, что в большинстве семей отсутствует полноценный, разнообразный досуг, отсутствует возможность часто бывать на природе, большую часть времени семья вынуждена проводить в городе (особенно плохо, что в летний период), что не может не сказаться на самочувствии всей семьи, особенно на детях.
Таким образом, все вышеперечисленные проблемы так или иначе сказываются на функционировании, развитии и жизнеспособности современных педагогических семей. Краткий обзор их основных характеристик и проблем свидетельствует о том, что педагогические
58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Образ жизни семей работников сферы образования
семьи переносят их в более тяжелой форме, чем другие семьи, именно из-за своего разнообразия.
Поэтому очевидно, насколько важна помощь таким семьям со стороны государства и общества в предоставлении им ряда льгот, особенно в сфере медицинских услуг, а также оказание материальной поддержки. Вместе с тем принципиально важно предупредить в семье появление так называемых иждивенческих настроений. Во всех случаях семья должна иметь социальные и трудовые условия для самообеспечения, достижения высокого уровня своего духовного и материального благосостояния, и, прежде всего, за счет собственных усилий.
Подводя итог сказанному об образе жизни, основным научным подходам к его интерпретациям, его влиянием на различные социально-демографические группы и, прежде всего, семью, объективных и субъективных условиях, структурообразующем факторе, можно сделать следующие выводы: под образом жизни понимается определяемый, прежде всего, способом производства, уровнем жизни, совокупностью естественно-географических и общественно-исторических условий, а также ценностными установками способ или характер всей жизнедеятельности данной социальной группы. Образ жизни показывает, как и ради чего живут люди, чем заняты, какие действия и поступки заполняют их жизнь. «Образ жизни» складывается в систему под воздействием ряда факторов, ценностных установок, он обладает внутренней целостностью, органическим единством.
Анализ социально-демографических данных проведенного исследования показал, что подавляющее большинство семей (80%) — нуклеарные, то есть состоят из родителей и детей, 20% — расширенные, проживают вместе с престарелыми родителями супругов. Семейный стаж у 80% супругов превышает 10 лет, у 15% — от 6 до 10 лет, у 5% — от 3 до 5 лет.
Примечательно, что у 12,5% педагогических семей супруги принадлежат к разным национальностям. Можно предположить, что эти семьи в большинстве своем благополучные, потому что только у 10% всех семей плохой психологический климат между супругами. Поэтому можно сделать предположение,
что разная национальность супругов не является препятствием, а наоборот, укрепляющий фактор в создании крепкой семьи.
Анализ данных, касающихся образования и профессиональной деятельности семей, показал, что высшее образование имеют 95% матерей и 87% отцов, среднее специальное — 5% матерей и 13% отцов. Полученные данные свидетельствуют о том, что родители имеют довольно высокий образовательный уровень.
Общественное положение родителей соответствует их образовательному уровню. Родители с высоким уровнем подготовки, как правило, занимаются высококвалифицированным трудом. Существует и другая закономерность, что с увеличением числа детей возрастает число матерей-домохозяек. Несмотря на это, значительная доля женщин вынуждена работать. Учитывая материальную обеспеченность женщин, можно предположить, что выход на работу связан не только с реализацией карьерных планов, а с необходимостью пополнения семейного бюджета.
Таким образом, родители из педагогических семей имеют более высокий образовательный уровень и социальный статус; педагогические семьи — наименее обеспеченный контингент с относительно низким среднемесячным доходом на одного члена семьи; жилищные условия семей во многом не соответствуют общепринятым нормативам проживания, поэтому нуждаются в улучшении жилищных условий в первую очередь.
В наше время, время больших эмоциональных нагрузок и стрессов, не менее важно провести исследование такого компонента образа жизни, как психологический климат в семье, от него, в свою очередь, во многом зависит воспитание и ценностные ориентации родителей и их детей.
Из опыта нашей жизни мы знаем, что основными источниками стресса являются распад семьи, смерть родственников, отсутствие гарантий занятости, безработица, бедность, различные эмоциональные состояния, такие как гнев, депрессия. Эти психосоциальные факторы признаются в качестве важных причин распространения различных заболеваний, наблюдаемых в последнее время во всем мире. Учитывая большое число внешних факторов стресса, на современную семью возлагаются
59
ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
большие надежды и ответственность за сохранение психического здоровья ее членов. Именно семья должна стать островком стабильности и спокойствия, защищая супругов и детей от невзгод социально-экономической трансформации общества.
Важной характеристикой любой семьи является состояние психологического климата между ее членами. Так, проведенное исследование показало, что только 40% опрошенных семей определили психологический климат между супругами как хороший, 50% — как удовлетворительный, 10% — как плохой. Что касается психологического климата между родителями и детьми, то у 45% семей он хороший, у 45% — удовлетворительный, у 10% — плохой. Нельзя охарактеризовать как однородный и психологический климат в отношениях между детьми. У половины семей (50%) между детьми существует хороший микроклимат, у 40% он удовлетворительный, у 10% — плохой.
Основными причинами конфликтов, как показал опрос, прежде всего, являются финансовые вопросы — 30%, что вполне соответствует низкому уровню жизни обозначенного контингента семьи. Второе место разделили организация домашних дел и воспитание детей — 25% и 25% соответственно. Третье место занимают конфликты, в основе которых неудовлетворительные взаимоотношения с родителями одного из супругов (10%). На четвертом месте — злоупотребление спиртными напитками — 3% и организация досуга — 3%.
Кстати, 60% отцов указали, что употребляют алкогольные напитки, на их взгляд, редко, только по праздникам и семейным торжествам, 35% считают, что пьют умеренно, не чаще 1 раза в неделю, 5% откровенно признались, что любят выпить и выпивают несколько раз в неделю.
У 2% семей наличие конфликтов связано с отсутствием взаимопонимания, у 1% семей в основе конфликта лежит ревность одного из супругов, и у 1% — отсутствие гармонии в интимных отношениях.
Преимущественно в 30% случаев конфликты возникают между супругами, реже у отца с детьми — 25% и матери с детьми — 20%. Между детьми также возникают конфликты, но только у 10% семей. У 5% семей конфлик-
ты возникают при общении с родственниками, и 5% семей конфликтуют с соседями.
53% супругов оценили свой брак как удачный, 28% как неудачный, 19% не смогли ответить на вопрос. 28% — это плохой показатель, так как опрошенные — это семьи с двумя и более детьми, в таких семьях должен быть положительный жизненный настрой.
Исследуя психологический климат, нужно выяснить, от чего, по мнению семей, зависит их семейное счастье. На первом месте (32%) — любовь супругов к друг другу, 31% считают основой счастья материальное положение, 22% — одинаковое образование, возраст, 6% в основу ставят одинаковую религиозную принадлежность, 5% — сексуальное удовлетворение, 4% — одобрение брака родителями.
На вопрос «Каковы основные характеристики нормальной семьи?» ответы распределились следующим образом:
• материальный достаток — 35%;
• наличие здоровья у всех членов семьи — 23%;
• собственное жилье — 22%;
• психологически благоприятный климат в семье — 10%;
• прекрасные взаимоотношения с детьми — 6%;
• отсутствие у членов семьи отклоняющегося поведения — 3%;
• прекрасные взаимоотношения с родителями супруга(и) — 1%.
Определяя психологический настрой семьи, думая о будущем, надежду испытывают лишь 20% семей, а 40% — неопределенность и 40% — беспокойство. Таким образом, данное исследование выявило широкую распространенность социально-психологических факторов риска в педагогических семьях. Названные факторы характеризуют психологический характер семьи как напряженный, неудовлетворительный и даже опасный.
Психологический климат в семье во многом зависит от организации воспитания и ценностных ориентаций, как родителей, так и детей. Дети, ощущая заботу родителей, получают определенный эмоциональный заряд, который, в свою очередь, является залогом хорошего здоровья.
85% матерей ответили, что у них достаточно знаний по уходу и воспитанию детей, при этом лишь 10% считают, что достаточно уделяют внимания воспитанию детей. Те матери (90%),
60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Образ жизни семей работников сферы образования
кто считает, что уделяют недостаточно внимания, 50% причиной ставят нехватку времени, 35% — материальные трудности, 15% считают, что у них недостаточно опыта и знаний.
Ответственность за воспитание детей должны нести оба — так считают 85% опрошенных, жена — 10% опрошенных, муж — 5%. Однако у 78% семей отец мало участвует в воспитании детей, а у 6% семей принимает участие наравне с матерью.
При воспитании детей родители используют различные меры наказания: лишают удовольствий — 35% семей, ставят в угол — 20%, шлепают — 15% семей, не общаются — в 5% семей, не наказывают — 25% семей.
Что касается ценностных ориентаций семьи, то наиболее значимыми являются: жизнь (55%), здоровье семьи (25%), наличие материального достатка (23%), уважение окружающих (5%), любовь (18%), частная собственность, свобода (21%), взаимопомощь (5%), ценности религии (3%), демократизм (2%), чистота природной среды (2%).
Основная цель в жизни большинства семей — достичь материального благополучия для 70% семей, дать детям образование и иметь интересную работу — 65%, путешествовать по миру — 56%.
Итак, в большинстве семей сложный психологический климат обусловлен материальными трудностями, организацией домашних дел, воспитанием детей, а также проблемами во взаимоотношениях с родителями одного из супругов; большинство семей недостаточно уделяют внимания воспитанию детей. Такая семья не может полноценно реализовать основные семейные функции. Причиной всему этому является ненормированный рабочий день, занятость на 1,5—2 ставки; досуг данной категории семей замыкается на своем доме, хозяйстве, семье и не отличается разнообразием. Отсюда, как следствие, депрессия, различные физические заболевания, нервные расстройства. Все это приводит к тому, что педагогические семьи становятся семьями социального риска.
Первоочередными ценностями в таких семьях остаются жизнь, материальный достаток, здоровье всех членов семьи и получение образования детьми. Поэтому укрепление семьи как социального института должно стать составной частью социальной политики государства и базироваться на всесторонней поддержке семей, что даст возможность преодолеть демографический кризис и повысить уровень здоровья населения.
Литература
1. Федеральное государственное унитарное предприятие, Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики ГМЦ Росстата [Электронный ресурс] gmcgks.ru/new_page_40.htm (дата обращения 14.11.2012).
61