ДУДОЧКИНА Л. А., САВИНОВ Л. И.
ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается возникновение понятий «жилищный вопрос» и «жилищная нужда» в историческом аспекте. Изучение социальной значимости жилья для молодых семей необходимо для успешной реализации семейно-демографической политики в России. На примере опроса молодых семей г. Саранска анализируется социальная значимость жилищного вопроса в жизни молодой семьи как фактора, влияющего на репродуктивные установки.
Ключевые слова: молодая семья, государственная поддержка, улучшение жилищных условий, жилищный вопрос, семейно-демографическая политика, городской образ жизни.
DUDOCHKINA L. A., SAVINOV L. I.
HOUSING AVAILABILITY FOR YOUNG FAMILIES IN RUSSIA
Abstract. The article considers the origin of the "housing problem" and "housing need" concepts in a historical perspective. Studying the social significance of housing for young families is necessary for successful realization of family and demographic policy in Russia. A survey of young families of the urban district of Saransk demonstrates the social significance of housing problem in the life of a young family as a factor influencing its reproductive preferences.
Keywords: young family, government support, housing improvement, housing problem, family and demographic problem, urban lifestyle.
На различных этапах развития общества менялось представление о жилье и в материальном, и в социальном, и в юридическом отношениях. Понятия «жилищный вопрос» и «жилищная нужда» являются относительно новыми и тесно связаны именно с эпохой индустриализации и массовым притоком новых жителей в города.
На протяжении многих веков о жилье каждый должен был заботиться сам в меру своих возможностей и средств. С развитием капиталистических отношений приток новых жителей в города рос, а вместе с ним росло и число малоимущих, не имеющих средств улучшить свои жилищные условия. Существенно увеличившийся отток населения из сельской местности в города был обусловлен и изменившимися условиями хозяйствования на селе, и потребностями промышленного развития и индустриализации.
Семейная политика советского государства в условиях быстрого роста численности городского населения была ориентирована именно на городскую семью. Снижение количества детей в городской семье было связано с постепенной переоценкой, особенно у молодых женщин, своей роли в браке, семье, обществе и переориентаций их с семейно-
бытовых приоритетов на общественные. Происходящие перемены сказывались на изменении традиционного репродуктивного поведения женщин, что проявлялось в усилении контроля над рождаемостью.
Население, оказавшись в условиях урбанизации, постепенно меняло свое демографическое поведение и образ жизни. Это отражалось на всех уровнях организации общества: на население города в целом, на отдельных социальных группах (их количестве, составе и организованности), включая трудовые коллективы, соседские сообщества и малые социальные группы - семьи, на особенностях их развития, на жизнедеятельности семей, на формировании самого человека, его образовании, морали, ценностных ориентациях, поведении.
По мере развития экономических реформ жилищная проблема обострялась все сильнее. Становилось все более ясно, что государство не может гарантировать каждому гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, предоставление жилого помещения бесплатно.
Городской образ жизни, безусловно, притягателен для молодых людей возможностью профессионального и социального самоопределения, культурного развития. Современные города - это крупные населенные пункты, развитые административные, промышленные и культурные центры, но вместе с тем городская жизнь зачастую связана с трудностями адаптации к не вполне благоприятным социально-экономическим условиям [1, с. 17].
Собственный дом, благоустроенное жилье важны не только как условия жизнедеятельности и воспроизводства рабочей силы, но и как условия позитивного мироощущения людей, уверенности в завтрашнем дне, доверия к политическим институтам страны.
В последнее время в России на уровне государства и общества происходило постепенное осознание необходимости проведения активной семейно-демографической политики, так как достаточно длительное время (в постсоветский период) в этой сфере не предпринималось практически никаких мер. Впервые в современной России решение демографических проблем рассматриваются не на уровне деклараций или концепций, а в качестве конкретной программы действий в Послании Президента РФ от 10 мая 2006 года. Президентское послание свидетельствует о том, что власть всерьез озабочена сильным сокращением численности населения страны, угрожающим национальной безопасности и российской государственности [2, с. 17].
По данным Федеральной службы государственной статистики общее число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье по Российской Федерации на 1 января 2013 г. составило 2 748 252 единиц. Из них 649 856 семьи Приволжского федерального
округа (23,6%) (далее - ПФО), в том числе 156 168 молодых семей (24% от семей ПФО). Данные по субъектам ПФО приведены на рисунке 1.
120 100 80 60 40 20
Рис. 1. Число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по субъектам ПФО на 1 января 2013 г.
количество семей, тысяч 113.4
75,6
77,8 7б;3
I
28
9,9
4У.З
31,7
I I I .
О
ГЧ Ч ТЧ 1 1ЯЩ ГЯ1Ч"Я
^ х° х? х°
^ ^ & ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
<>&' ^ ое?
(Г о^
Число сомой, состоящих на учете о качестве нуждающихся о жилых помещениях I в гам числе молодые ссмьи
Рис. 1. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в ПФО.
Для выявления наиболее важных проблем, стоящих перед молодыми семьями, нами были опрошены 40 представителей данной категории семей городского округа Саранск в возрасте от 18 до 35 лет. Из них 34 состоят в зарегистрированном браке, 6 неполных семей (одинокие матери, воспитывающие детей). 4 супружеские пары не имеют детей, 20 семей воспитывают двух детей, а 16 - имеют одного ребенка.
Семьи респондентов проживают:
а) 35% - в собственном жилом помещении;
б) 10% - в квартире родителей, но без них;
в) 30% - совместно с родителями одного из супругов;
г) 25% - снимают жилье.
Жилищные условия, наряду с материальной обеспеченностью молодых семей относятся к важнейшим причинам, которые определяют мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. Отвечая на вопрос: «Удовлетворены ли Вы жилищными условиями своей семьи» лишь 14% ответили «Да, полностью» (с учетом того, что 35%
опрошенных проживают в собственном жилом помещении), 62% - ответили «нет».
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. 80% опрошенных респондентов считают, что социальная политика в отношении молодых семей в первую очередь должна быть направлена на решение жилищных проблем, 36% - на развитие социальной и трудовой сферы. Среди известных мер поддержки молодых семей в жилищной сфере молодые люди выделили «Улучшение жилищных условий с использованием материнского капитала» - 90%, «Обеспечение жильем молодых семей» - 85%. По мнению респондентов наиболее приемлемой формой улучшения жилищных условий семьи на сегодня являются: государственная субсидия на приобретение жилья (для 51%), приобретение жилья на условиях льготного ипотечного кредитования (для 27%). Около четверти опрошенных отметили возможность решения жилищного вопроса с помощью родителей либо самостоятельно (22%).
Деятельность государства по поддержке молодых семей на современном этапе респонденты оценивают «скорее неэффективно, чем эффективно» - 20%, «неэффективно» -63%, «затруднились ответить» - 17%.
Проанализировав ответы респондентов, отметим, что доступность жилья в ранге ценностей для молодых супругов г. Саранска имеет первостепенное значение (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение рангов «ценности» и «доступности» у молодых супругов
Ценности Место в ранге Доступность Разность
п/п ценностей рангов
Дети 1-2 3-4 2
Здоровье 3 6-7 3,5
Интересная работа 5-6 8-9 3
Любовь 8 6 - 2
Материально обеспеченная 2-3 13 11,5
жизнь
Наличие хороших друзей 7 1 - 6
Образование 12 8 - 4
Оказание помощи родителям 11 10 - 1
Поддержка от родителей 10 6 - 4
Свое благоустроенное жилье 3-4 11-12 8
Счастливая семейная жизнь 4 7 3
Уверенность в себе 9 2 - 7
Уверенность в супруге 10 5 - 5
Следует указать на то, что молодые супруги потребность в собственном благоустроенном жилье ставят в ранге ценностей на 3-4 место, а его доступность относят лишь к 11-12 позиции из 13 предлагаемых.
В нашем исследовании опрашиваемые молодожены отдают особую значимость материальным ценностям в жизнедеятельности своих семей, что позволяет исследовать данную значимость в качестве социокультурной закономерности. Это в свою очередь подтверждает уже отмеченные нами отношения о взаимосвязи социальных закономерностей с социальными системами. Источником социальных закономерностей являются социальные системы. Социальные закономерности порождаются социальными системами и проявляются в них [3, с. 8].
На федеральном, региональном и местном уровне разрабатываются меры по поддержке молодых семей. В области жилищной политики на сегодняшний день успешно реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 [4], определяющая условия и порядок улучшения жилищных условий молодых семей.
В рамках данной подпрограммы оказывается государственная поддержка в решении жилищных проблем молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома с привлечением собственных средств и (или) ипотечных жилищных кредитов (займов).
Участницей данной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе и неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает
35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты [4].
В городском округе Саранск наблюдается возрастающая потребность молодых семей в собственном благоустроенном жилье. Так, по данным администрации городского округа Саранск:
- за 2012 год признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы 1 438 молодых семей;
- за 2013 год признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы 1 584 молодых
семей.
Для сравнения: в 2012 году получили государственную поддержку в приобретении жилья в рамках указанной подпрограммы 1 230 молодых семей городского округа Саранск, а в 2013 году только 210 молодых семей.
Это только официальная статистика, не учитывающая те семьи, которые по различным причинам не обратились в государственные органы, но испытывают жилищные затруднения. И таких семей в десятки раз больше. Основные причины неучастия молодежи в жилищных программах: недостаточная информированность молодых семей о возможности улучшения жилищных условий, низкий уровень платежеспособности (размер социальной выплаты составляет 30-35% от расчетной стоимости жилья, оставшуюся часть семье необходимо оплатить за счет собственных или кредитных средств), отсутствие собственных средств необходимых для приобретения жилья.
В 2013 году число молодых семей, улучшивших жилищные условия по Российской Федерации, составило 35 958 единиц. В том числе 11 571 - это молодые семьи, проживающие в ПФО. Из 14 субъектов ПФО в 2013 году лидирующие позиции по улучшению жилищных условий данной категории населения заняли: Пермский край - 1 858 семей, Самарская область - 1 718 семей, Удмуртская республика - 1 683 семьи. В Республике Мордовия в 2013 году улучшили свои жилищные условия 711 молодых семей (1,97 % от Российского показателя) - 7 место среди субъектов ПФО.
Количество молодых семей - получателей социальной выплаты в планируемом году зависит от размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год. Согласно паспорту подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» общий объем финансирования программы, действующей с 2011 по 2015 годы, должен составить 313, 13 млрд. рублей, в том числе:
• за счет средств федерального бюджета - 28,18 млрд. рублей;
• за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов -
65,76 млрд. рублей;
• за счет собственных и заемных средств молодых семей - 219,19 млрд. рублей [4].
Таким образом, предоставление государственной поддержки молодым семьям
находится в прямой зависимости от бюджетной наполненности на региональном и местном уровне. Кризисные ситуации в стране, затрагивающие в той или иной степени различные регионы, уменьшают возможности субъекта в полном объеме выделять средства на
софинансирование мероприятий подпрограммы на соответствующий год. В связи с чем не все молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и включенные в списки на получение государственной поддержки получают социальную выплату в минимальный срок (согласно законодательству при предоставлении субсидий из федерального, регионального и местного бюджетов на всех молодых семей, признанных участниками подпрограммы в установленном порядке, и подтверждении платежеспособности семьи, молодая семья может рассчитывать на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья через 1 -2 года в зависимости от даты признания участниками подпрограммы), и остаются в списках участников подпрограммы на следующие года.
Так как уровень доходов молодых семей разный, некоторые из них либо не дожидаются государственной поддержки, либо вообще не надеясь на помощь государства, вовсе не обращаются за ней в органы государственной власти и самостоятельно приобретают свое жилье. Зачастую при этом рождение детей молодожены планируют только после улучшения своих жилищных условий.
Подводя итог, отметим, что в иерархии жизненных потребностей людей жилище находится на одном из первых мест. Жилищные условия являются существенным фактором формирования личности, утверждения человеческого достоинства, сохранения здоровья, самореализации в трудовой и духовной сфере, и непосредственно влияют на репродуктивные установки семей.
Государственная жилищная политика в области улучшения жилищных условий молодых семей непосредственно оказывает влияние на развитие и закрепление положительных демографических тенденций; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; закрепление молодых специалистов в республике. Для развития современной семейно-демографической политики в России необходимо повысить веру народа в государство [5, с. 187].
Неотъемлемым принципом жилищной политики должна быть общая доступность удовлетворения жилищных потребностей на основе создания разнообразных форм предложения и кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан, а также достаточная информированность граждан о существующих программах по улучшению жилищных условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новикова Е. Н. Влияние городской среды на добрачное поведение молодежи // Социология города. - 2011. - № 2. - С. 16-22.
2. Савинов Л. И., Романовская Л. С. Эффективность и перспективы реализации семейно-демографической политики: социологический анализ на материалах Дальневосточного Федерального округа и Магаданской области // Социальная политика и социология. -2010. - № 10. - С.17-28.
3. Savinov L. I. Regularities of Social Systems // Reports Scientific Society. - Thailand, 2014. -No. 1(4). - рр. 7-9.
4. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 // Справочно-правовая база «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12182235.
5. Савинов Л. И., Афанасьев В. С. Текущее состояние и направления развития семейно-демографической политики России // Вестник Мордовского университета. - 2012. - № 1. - С. 183-187.