рального собора в Вятке, отлично сочинял проповеди и вдохновенно произносил их. С 1765 г. и до конца жизни служил в том же соборе протодьяконом и священником. Умер около 1800 г. См.: А. В. [А. С. Верещагин]. Вятские стихотворцы XVIII века. С. 99-104; ГАКО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 16. Л. 9-10; Изергина Н. П. Матвей Александрович Ушаков // Изергина Н. П. Писатели в Вятке. Киров, 1979. С. 12-13.
20. Это один из переписанных вариантов учебника, хранящийся в Региональном центре книжных памятников Кировской государственной научной областной библиотеки имени А. И. Герцена № 248. На обороте титульного листа надпись: «Рисовал сию карту Архиерея Варфоломея племянник Семен Ильин Любарский обучавшийся в Вятской семинарии».
21. Рук. № 248. Л. 146.
22. А. В. [А. С. Верещагин]. Вятские стихотворцы XVIII века. С. 101.
23. А. С. Верещагин предполагает, что эта «Элегия» была написана по поводу смерти Свирепова, который был одним из лучших учеников, отмеченных еще Финицким. А. В. [А. С. Верещагин]. Вятские стихотворцы XVIII века. С. 101.
24. Там же. С. 103.
25. Г. С. Шутов - воспитанник Вятской духовной семинарии. На него значительное влияние оказали учителя пиитики Г. Д. Хрещатицкий и П. И. Любарский. По окончании семинарии в 1765 г. Г. Шутова, как самого талантливого из выпускников, П. Любарский рекомендовал преподавателем пиитики вместо ушедшего из школы М. А. Ушакова. Г. С. Шутов показал себя при этом незаурядным педагогом. Он вовремя заметил талант Антона Попова и много сделал для его развития, настояв на том, чтобы после своего отъезда в г. Слободской А. Попов занял его место. В свою очередь А. И. Попов стал учителем известного поэта Ермила Кострова. Поистине глубокими корнями были связаны между собой вятские поэты. В Слободском Г. Шутов был сначала иереем Вознесенского, а с 1788 г. - протоиереем Преображенского собора, служил в духовном правлении «присутствующим», был «цензором над проповедниками». Скончался в Слободском в апреле 1807 г.
26. А. В. [А. С. Верещагин]. Вятские стихотворцы XVIII века. С. 112.
27. В Региональном центре книжных памятников Кировской государственной научной областной библиотеки имени А. И. Герцена № 100 рук. Сборник различных сочинений на русском и латинском языках, принадлежащий Гавриле Шутову. 2-я половина XVIII в. Гражданское письмо. 374 л. 4° (22х17,5 см). Переплет: бумага, картон.
28. В Региональном центре книжных памятников Кировской государственной научной областной библиотеки имени А. И. Герцена. Сб. № 248 рук.
29. А. В. [А. С. Верещагин]. Вятские стихотворцы XVIII века. С. 116.
30. Там же. С. 118.
31. А. И. Попов родился 6 июля 1748 г. в семье священника села Ключи, или Ключевское, Кунгурско-го уезда Соликамской провинции Симбирской губернии. В 1759-1763 гг. учился в Кунгурской гимназии, а после ее закрытия в 1763 г. приехал в Хлынов и поступил в духовную семинарию сначала в класс пиитики, затем - философии и риторики. После окончания семинарии в 1768 г. А. Попов преподавал в младших, а затем в старших классах пиитику, позднее - рито-
рику и философию. С 1772 г. А. Попов - префект Вятской семинарии после П. Любарского. В 1778 г. в Санкт-Петербурге вышел сборник А. Попова. В 1786 г. в Петербурге было выпущено новое издание под заглавием: «Антона Попова забавные, сатирические и нравоучительные надписи или эпиграммы. Для пользы и увеселения общества изданные вторым тиснением». А. Попов был также незаурядным филологом, оставившим рукописный «Краткий пермский словарь с российским переводом, собранный и по алфавиту расположенный города Перми Петро-Павловского собора протоиереем Антонием Поповым» (1785). Умер А. Попов в Перми 13 августа 1788 г.
32. В Региональном центре книжных памятников Кировской государственной научной областной библиотеки имени А. И. Герцена № 105 рук. Л. 2.
33. Там же. Л. 2об.-4.
УДК 821.161.1-3
С. В. Чернова
ОБРАЗ ЖИЗНИ - ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Ю. КАЗАКОВА «НЕСТОР И КИР»)
В статье на материале рассказа Ю. Казакова «Нестор и Кир» рассматривается вопрос о соотносительности и взаимообусловленности понятий «образ жизни» и «образ человека». Говорится о том, что описание образа жизни человека в связи с реконструкцией его образа требует совмещения собственно языкового и экстралингвистического анализа материала.
In the article on the material of the story by Y. Kazakov «Nestor and Kir» the question of a correlation and interconditionality of concepts a mode of life and an image of the person is considered. It is said that the description of a mode of life of the person in connection with the reconstruction of his image demands combination of the linguistic and extralinguistic analysis of a material.
Ключевые слова: образ жизни, образ человека, процессуальные и непроцессуальные характеристики человека, индивидуальный речевой стиль персонажа.
Keywords: mode of life, image of the person, procedural and not procedural characteristics of the person, individual speech style of the character.
Понятие образ жизни является междисциплинарным. Об образе жизни пишут философы, юристы, экономисты, социологи, культурологи, психологи и т. д. В качестве примера приведем определение данного понятия в философской энциклопедии, а также в юридическом и экономическом словарях.
Ср.: Образ жизни. «Форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторической системы соци-
© Чернова С. В., 2012
альных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сфере труда, быта, досуга, общественно полезной и культурной деятельности, понятие "образ жизни" дает типологическую, "портретную" характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей» [1].
Образ жизни. «Обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но также и с учетом духовной составляющей, приобщения к духовным ценностям» [2].
Образ жизни. «Социологическая категория, характеризующая особенности и условия жизнедеятельности людей в обществе, социальной группе, территории и т. д. Образ жизни охватывает все существенные формы жизнедеятельности в процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в общественно-политической и семейно-бы-товой сферах... Составными чертами категории "образ жизни", характеризующими ее определенные аспекты, являются: уровень жизни, качество жизни, стандарт жизни, стиль жизни... Стиль жизни, как правило, рассматривается как объект индивидуального выбора человека, характеризуется множеством вариантов, включающих определенные приемы, формы, способы реализации образа жизни. Стандарт жизни - использование определенных нормативов, устоявшихся образцов в жизнедеятельности, отражает определенный аспект уровня, качества жизни» [3].
Социолог А. В. Носкова пишет: «Категория "образ жизни" была разработана в рамках марксистского обществознания и являлась одной из самых популярных в советской социальной науке. Вероятно, трудно найти ее аналог в западной социальной мысли. По мнению одного из классиков отечественной социологии семьи М. С. Мац-ковского, в советском обществознании категория "образ жизни" прочно утвердилась в качестве важнейшего понятия. Широкое использование этого понятия в советской науке и ее повсеместное употребление с прилагательным "социалистический" обусловило ее быстрое забвение в новейшей российской социологии. Образовавшийся понятийный вакуум стали заполнять понятия "стили" и "способы жизни". Сегодня постепенно происходит возвращение в отечественную социологию категории "образ жизни", а вместе с ней и научного исследования этой социальной категории. Так, в 2007 г. вышла в свет работа А. И. Антонова "Семейный образ жизни в сельской России", а в
2008 г. Российским государственным социальным университетом РГСУ было инициировано репрезентативное исследование "Изменение образа жизни человека на постсоветском пространстве". Несмотря на сформировавшиеся в советские годы теоретико-методологические интерпретации "образа жизни", остаются актуальными проблемы научной дефиниции данного понятия...» [4]. См. также [5].
В качестве терминологического сочетания слов выражение образ жизни, как видим, используется в разных научных областях. Это словосочетание широко употребляется также в повседневной речевой практике, в языке СМИ. Однако оно не попало в поле зрения лингвистов и практически не нашло отражения ни в толковых словарях, ни в специальных исследованиях.
В толковых словарях современного русского языка это выражение присутствует в качестве иллюстративного материала к одному из значений слова образ.
Ср.: Словарь русского языка 1983. Образ -«6. Чего. Характер, склад, направление чего-либо. Образ жизни. Образ действий...» [6]. То же в других толковых словарях советского периода.
Толковый словарь русского языка 2003. Здесь в словарной статье слова образ дается более подробная характеристика понятия образ жизни. Ср.: Образ ... «8. Говоря об образе жизни отдельного человека, вы имеете в виду совокупность свойственных ему привычек, распорядок его дня, а также то, как он распределяет свое время между различными видами активности. Вдали от дома трудно сохранить привычный образ жизни. Несмотря на преклонный возраст, он ведёт активный образ жизни. Наш журнал занимается пропагандой здорового образа жизни.
9. Говоря о западном, американском и т. п. образе жизни, вы имеете в виду совокупность материальных и духовных ценностей, существующих в каком-либо обществе. Эмигрантам порой трудно вписаться в американский образ жизни. Автомобиль является неотъемлемой частью западного образа жизни» [7].
В классической и современной художественной литературе, в обыденной речи, в языке СМИ понятие образ жизни употребляется и само по себе и с конкретизирующими это понятие определениями: здоровый, активный, аскетический, богемный, спортивный, кочевой, городской, сельский, деревенский, американский, западный, восточный, привычный, пассивный, малоподвижный, оседлый, деревенский, пригородный, привычный скотоводческий, сидячий и т. д.
Ср.: Давно известно, что человек везде может оклиматиться, в Лапландии и Сенегалии. Потому дивиться собственно нечему, что Кру-циферский мало-помалу начал привыкать к дому
Негрова. Образ жизни, суждения, интересы этих людей сначала поражали его, потом он стал равнодушнее, хотя и был далек от примирения с такою жизнию. А. И. Герцен. Кто виноват?
Я была полностью безответственным типом. Или типицей. Или типихой. И это было счастье. Я тусовалась с любимыми друзьями, не пропускала их дней рождений и вообще вела богем-но-творческий образ жизни. Было крайне весело. Н. Маркович. ANTICASUAL. Уволена, блин.
Западный образ жизни теряет популярность. Комсомольская правда. 2011. 29 апр.
Если вы ведете здоровый образ жизни (зож). то вы должны знать все о здоровом питании... http://medproza.ru/
Данное понятие весьма часто употребляется в позиции предиката, выполняя функцию художественной дефиниции при том или ином слове.
Ср.: Проект «Футбол - не спорт, футбол -это образ жизни» получил финансовую поддержку мэрии. Apiural.ru 20.07.2012.
Давид Самойлов как-то сказал одному из своих друзей: «Не думайте, что поэт или писатель - это когда кто-то что-то написал. Писатель — это прежде всего образ жизни». О. Хи-мич. Писатель как образ жизни. По воспоминаниям поэта и барда Александра Городницкого. http://www.jewish.ru/culture/events/200l/04/ news8673.php.
Можно говорить об образе жизни отдельного человека, определенной социальной группы, поколения, народа, страны и т. д.
Цель настоящей статьи - охарактеризовать образ жизни одного человека, Нестора, жителя Русского Севера, героя рассказа Ю. Казакова «Нестор и Кир», и тем самым на конкретном языковом материале раскрыть суть понятия образ жизни, показав его соотнесенность с понятием образ человека.
Текст рассказа Ю. Казакова представляет собой повествование от первого лица. Автор-повествователь принадлежит миру текста, является одним из персонажей рассказа, т. е. выступает как диегетический повествователь. От его имени и ведется рассказ (далее все цитаты из рассказа с указанием страниц приводятся по изданию: Казаков 1985) [8].
В центре внимания в рассказе жители северного поселка Кега, который неподалеку от Архангельска, куда приезжает автор и где у него новые хозяева: кудрявый седоватый мужик лет шестидесяти, с твердой негнущейся поясницей и громадными сизыми руками; сын его, молодой парень, красавец, так же кудряв, как и отец, только золотоволос, румян, широк в плечах, белозуб и синеглаз, - но дурачок, картавый... И жена - маленькая, сухая, темноликая, раньше времени состарившаяся (с. 421).
Отца зовут Нестор, сына - Кир. Ср.: Сын его идиот, будто в насмешку названный таким звучным сильным именем, в полном рабском, я бы сказал, его подчинении (с. 424). Главной фигурой является Нестор, поэтому сосредоточим внимание именно на нем и на том, как описывает автор образ жизни его и его семьи.
Председатель колхоза, отправляя автора жить в дом Нестора, говорит о нем: «...Только хозяин там такой... Из кулаков. Жила!» (с. 422)
Вот первое впечатление от встречи с Нестором самого автора. Ср.: А хозяин встретил меня неприветливо, слушал хмуро, спрашивал неохотно и, по всей видимости, не расположен был пускать меня на квартиру. Но дом был так хорош, из таких сложен гладких, огромных бревен, так просторен, чист, вымыт, выскоблен до блеска, такие большие в нем были окна, так он был весь разнообразен со своими комнатами, коридорами, чуланами, поветью, лесенками, резными перилами и так красиво стоял над морем, что я все-таки стерпел неприветливость и остался (с. 422).
Далее текст строится в форме развернутого размышления, перемежающегося многочисленными описаниями окружающего и повествованием об образе жизни Нестора.
Автор - повествователь противопоставляет два образа жизни. С одной стороны, московская творческая интеллигенция, к которой принадлежит автор, с другой - жители Русского Севера, рыбаки Нестор и его сын Кир. Приведем рассуждения писателя о том, какой образ жизни типичен для первых и вторых. Ср.: Мне вспоминаются московские наши разговоры и споры о поэзии, о направленности творчества, о том, что кого-то ругают, а кого-то не печатают -все это под коньяк и все с людьми знаменитыми, и там кажется, что от того, согласишься ты с кем-то или не согласишься, зависит духовная жизнь страны, народа, как у нас любят говорить (с. 428).
Но тут... Тут со мной рядом лежат рыбаки, и все разговоры их вертятся вокруг того, запала вода или нет, пошли дожа или нет. Свободное от ловли рыбы время проводится в приготовлении ухи, плетении сетей, в шитье бродней, в разных хозяйственных поделках и во сне с храпом.
То, что важно для меня, для них совершенно не важно. Из выпущенных у нас полутора миллионов названий книг они не прочли ни одной. Получается, что самые жгучие проблемы современности существуют только для меня, а эти вот два рыбака все еще находятся в первичной стадии добывания хлеба насущного в поте лица своего и вовсе чужды какой бы то ни было культуре?
Но, может быть, жизнь этих людей как раз и есть наиболее здоровая и общественно полезная жизнь?
Возникает противопоставление: мы, то есть творческая интеллигенция Москвы, и они, рыбаки северного поселка. Рассмотрим подробнее, как описывает автор благосостояние и образ жизни семьи Нестора.
В рассказе неоднократно упоминается дом Нестора, говорится, что он хорош, да и хозяйство в порядке. Семья одета. Ср.: Дом у него крепок, бревна от старости стали как слоновая кость, есть корова, есть овцы, и вся одежда в семье добротна, прочна, чиста (с. 423).
Всю жизнь Нестор честно трудился, вел себя как добропорядочный человек. Ср.: Утром Нестор вошел ко мне, закурил и принялся рассказывать свою жизнь, вернее не жизнь, а где и сколько он работал. Как плавал на гидрографическом судне, как участвовал во всевозможных экспедициях и как, наконец, многие годы добывал печуру в горах по договорам с заводами и мастерскими (с. 422). Он не пьет, зарабатывает много, никому копейки не уступит, никого не подпускает к печуре, сам разведал, сам вызнал места, где можно легко ее брать. Привозит он ее с Киром, всегда ночью - эти громадные серые плиты спрессованного песчаника, сам выбрал себе место возле амбаров и мостков, там у него мастерская, там он с Киром тюкает, крошит эти плиты и выкалывает из них удивительные круглые точила и жернова, сам следит, как грузят его продукцию на пришедший из Архангельска мотобот, сам все помнит, вечером надевает очки, обкладывается папками, где у него подшиты всевозможные накладные, квитанции, расписки капитанов с печатями и штампами... Колхоз с ним ничего поделать не может, потому что как колхозник он тоже работает по нескольку месяцев в году - сидит, как и все, на тоне с сыном, ловит и сдает семгу - и там его не обманешь, не обвесишь, и там прекрасно разбирается он в планах, наценках, сортах... (с. 424)
Автор-повествователь сообщает фактуальную информацию о своем герое. Акцент делается на том, что Нестор все делает и всего добивается сам.
Местоимение сам упоминается в приведенном фрагменте пять раз и указывает на то, что Нестору присущи такие качества, как самостоятельность и независимость. Он в состоянии обеспечивать себя и семью без помощи государства, хотя он и не отказывается от помощи, хочет ее получить, так как не приучен терять того, что ему положено. Об этом свидетельствует его заинтересованность в том, чтобы оформить пенсию.
Ср.: ...Он заговорил о пенсии. Ему шестьдесят один год, следовательно, имеет право на пенсию. И вот он пришел ко мне поговорить, как бы ее оформить (с. 422). А Нестор, как и в первое утро, пришел ко мне опять и опять го-
ворил, что ему следует пенсия. «Пензия», «пен-зия», - повторял он на разные лады, и опять я перебирал с ним возможности получения этой пенсии (с. 423).
В текст рассказа здесь вклинивается авторское отступление, в котором подчеркиваются самодостаточность Нестора как человека, хозяина. Ср.: А вместе с тем - зачем ему пенсия? Вот я гляжу, как он поворачивается у себя дома, как ходит, как смотрит на жену, на сына, как говорит с ними. Сила, уверенность, самодовольство проглядывают в каждом его жесте, в каждом взгляде. Сила, самодовольство в том, как прочно он садится, как упирается в расставленные ляжки, как раздирает утром гребешком свои сивые кудри, как оглядывается, примечая малейший непорядок, как играет бровями, как сёрбает, хлебает чай с блюдца (с. 423).
Нестор - человек запасливый, предусмотрительный. Ср.: В это утро мы собирались ехать на тоню к Нестору. У него все было готово для долгой жизни вдали от дома: напечены лепешки, куплено сахару, чаю, не забыта соль и всякая посуда, и заранее свезена на тоню сеть (с. 422).
Всякую работу Нестор выполняет красиво, радостно, не забывая и о ее чисто практической стороне. Ср.: Нестор, весь серый от печурочной пыли, радостно говорит, что завтра поедем на тоню. Пошла семга, ему хочется и поесть сладко, давно не пробовал семги, и заработать (с. 423).
На рассвете Нестор и Кир уплывают зарывать тайники... А в полдень едут смотреть тайники, и я с ними. Как они работают! Как у них все ловко, разумно, скупо в движениях, какой глаз и точность! Вот они ставят карбас на катки, вот одерживают его, спускают к воде, выжидают волну.
Оценка автором Нестора как хозяина и работника такова: Глядя на него, невольно думаешь: у! и лютый был бы хозяин, дай ему волю! (с. 425). Прилагательное лютый выражает здесь высокую степень положительной оценки. Именно с таким значением зафиксировано это слово в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля. Ср.: Лютый .... // неутомчивый, рьяный, горячий на дело; резвый, бойкий, проворный, быстрый» [9].
На обычный вопрос своего постояльца «Как живете?» Нестор отвечает: «Скучно живем. Только и веселья, что на своих именинах » (с. 422). Несколько позже, расслабившись в тепле и уюте дома, постоялец похвалил жизнь тех, кто живет в этих краях. Ср.: Славно у вас тут живут, -сказал я Нестору (с. 429). Нестор не согласился. Ср.: - Это не жизнь, товаришш мой! - твердо сказал он (с. 429). Нестор тоскует о прошлой
жизни, когда в его краях кипела работа, когда «жили не тужили» (с. 430), «на месте все и точили, на берег выкатали по доскам, склада-ли... Такое дело начали, со всей России заказы пошли... когда «справные поморы были», а теперь «уж прошай все, не вернется» (с. 431).
Нестор - русский помор, сильный, работящий, способный сам обеспечить себя и семью всем необходимым, рачительный хозяин, переживающий из-за нерадивого отношения людей к своему делу.
Ср.: - Вот ты хотел знать про меня, вот я тебе скажу. Ты думаешь — кулак, и все тут! Кулак - как бы не так! ... Я все своим горбом наживал... И все нажил, все у нас было. А впрок это кому пошло? Тут же все и развеяли, как дым... (с. 436-437). А вот возьми колхоз, вот ты погляди сам. У одного хозяйство, у другого развалюха. Отчего это? А оттого, что один работящий, а другой так и глядит, как бы выпить (с. 438).
Нестор глубоко привязан к родным местам и с полным на то основанием заявляет: «Я - хозяин, я тут все знаю, я тут произрос - вот тебе и задача» (с. 431).
Автор приводит еще ряд свидетельств того, как живет Нестор, чем дорожит. Мы не ставили себе задачу проанализировать все детали, на основе которых можно получить представление об образе жизни Нестора. Сказанного, как думается, вполне достаточно для того, что уяснить, как живут люди Севера и каковы они сами. Эту мысль выделим и подчеркнем особо: понятия образ жизни (как живут люди) и образ человека (каковы люди) тесно связаны одно с другим.
В статье, посвященной Русскому Северу, говорится следующее: «Хозяйское отношение к земле и к крестьянскому труду складывалось в условиях неповторимого жизненного и хозяйственного уклада Севера, где берегли хозяйственно-бытовые традиции своей местной народной культуры...
В нравственный мир северян включалась вся природа, земля и животный мир; в основе всего этого лежала их любовь к своей родине, к дому и к предкам - своему прошлому, к детям - будущему, к родителям - настоящему. Все эти основы нравственности передавались из поколения в поколение, и осуществлялось это во время труда, досуга, совместных дел, в которых участвовали все поколения, а дети видели пред собой пример старших. Авторитет старших людей, трудолюбивых, заботящихся о своих ближних, о мире и ладе в доме и во всей деревне, был высок.
Северяне сберегли очень многое из своих трудовых навыков и нравственных устоев. Им есть что и сейчас передать своим подрастающим поколениям. И не случайно до сих пор велико зна-
чение Русского Севера в нашей общенародной культуре, ибо он внес в эту культуру свой огромный незабываемый вклад» [10].
Образ человека - это «совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных непроцессуальных и процессуальных характеристик человека, стихийно формирующихся в сознании другого лица (лиц, группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах» [11].
Непроцессуальные характеристики человека - это отображаемые в тексте его паралинг-вистические и кинетические характеристики, а также вербализованные сведения о человеке (внешность, одежда, социальное происхождение, система ценностей, пристрастия, желания и т. д.), содержащие информацию, так или иначе влияющую на модель поведения человека в разного рода ситуациях на протяжении его жизненного пути. Как носитель такого рода характеристик Нестор весьма подробно описан Ю. Казаковым (см. выше).
Процессуальные характеристики - это те,
которые дают представление о жизненном пути человека как процессе, содержанием которого являются разные виды целенаправленной деятельности человека, охватываемые его биографией и дающие представление о модели его поведения в разнообразных жизненных ситуациях. В рассказе о биографии Нестора говорится достаточно много (см. выше).
Понятия «непроцессуальные и процессуальные характеристики» вбирают в себя то, что связывается обычно с представлениями о том или ином образе жизни.
Характеристика образа человека как совокупности непроцессуальных и процессуальных характеристики дает ответ на вопросы, каков человек, как он себя ведет, чем занимается и т. п. Лингвист в этом случае в качестве объекта исследования должен обратиться к целостному тексту. Анализироваться должны отдельные высказывания и фрагменты текста как дающие представление об определенных чертах человека и его поведении. Характеристика языковых единиц более низкого уровня является в таких случаях вторичной, попутной, ее цель - что-то подчеркнуть, сделать акцент на чем-то. Для этого часто достаточно графического выделения в тексте ключевых слов и словосочетаний. Этим приемом мы пользовались весьма активно (см. приведенные выше примеры). При такого рода подходе главное - содержание речи, а не ее форма.
Другое дело - анализ речи как черты личности человека (или персонажа художественного произведения). Здесь объектом анализа должна быть собственно прямая речь и те языковые еди-
ницы, которые содержатся в словах автора и указывают на способ или манеру произнесения речи. Такой анализ является ответом на вопрос, как человек говорит. Первостепенное значение в этом случае имеет уже форма речи, анализ языковых единиц разных уровней и выражаемые ими значения. Обратимся к примерам.
Ср.: - Ах, дураки! - говорил взволнованно Нестор, глядя в окно, как отваливает карбас. -Со шлюпкой у них неладно, да за это... Он опять припустил матом... (с. 436) Данный фрагмент может быть иллюстрацией такого качества Нестора, как требовательность, забота о деле (см. далее: Подрасстроился я с этими моряками, не люблю непорядка). В этом случае достаточно просто привести данное высказывании как иллюстрацию непроцессуальной характеристики (забота о деле, о порядке).
Этот же фрагмент можно проанализировать с точки зрения того, как персонаж говорит. В этом случае следует сказать о том, что в приведенном высказывании используются три экспрессивные синтаксические конструкции.
Ах, дураки! - это синтаксическая единица, в основе которой форма именительного падежа существительного, выступающая в качестве сказуемого двусоставного неполного предложения и дающая оценку рыбакам, у которых не все в порядке на судне. Междометие Ах, употребленное при слове дураки, передает досаду, недовольство Нестора нерадивостью моряков.
Фраза Со шлюпкой у них неладно, да за это... представляет собой конструкцию, состоящую из двух частей. Первая часть, односоставное безличное предложение (Со шлюпкой у них неладно), нацелена не на то, чтобы констатировать факт неполадки, а на то, чтобы выразить отношение к данному факту, возмущение поведением рыбаков. Данная фраза - это несколько измененная цитата из речи одного из рыбаков. Ср.: Моряки сгрудились на берегу... наконец один подбежал к нам. - ...Не дадите карбаса, на бот переехать? - А свой где потеряли? - хмуро, не глядя на моряка, спросил Нестор. - Да вот... с бота сигналили, что шлюпка неисправна... (с. 435)
Вторая часть анализируемой конструкции - неполное односоставное предложение. Если его представить как полное, то оно могло бы выглядеть так: Да за это надо наказывать. Компонент за это - дополнение, которому предшествует частица да, выполняющая эмоционально-экспрессивную функцию. Авторское многоточие, которое следует после выражения Да за это..., в тексте рассказа выполняет эвфемистическую функцию, заменяя собой мат (ср.: Он опять припустил матом). Наречие опять указывает на то, что ругаться матом для Нестора дело привычное.
Рассматриваемое высказывание в целом служит средством выражения коммуникативного намерения Нестора - выразить возмущение и досаду по поводу нерадивости моряков. Это подчеркивается и в словах автора, которые вводят прямую речь (ср.: говорил взволнованно Нестор).
Прямая речь Нестора обнаруживает в нем носителя северного говора [12]. Ср., напр., произношение долгого шипящего согласного шш: Нестор глянул на меня, надвинул брови и тяжело усмехнулся. - Это не жизнь, товаришш ты мой! - твердо сказал он (с. 429); флексия -ы в им. падеже мн. числа существительного среднего рода (блюдцы) и переход в двойной мягкий согласный сочетаний согласных со звуком [й] (свин-ня): Или вот у меня жила из Ленинграда одна -блюдцы, стаканы ей, вишь, не чисты... Да, а потом привыкла, ничего! - уничтожающе закончил Нестор. - Перестала морщиться... А толстая, как свиння, на берегу ляжет, все ей костер разложи... (с. 430)
В речи персонажа множество слов, связанных с той работой, которой он занимался на протяжении жизни. Например, это рыболовецкая лексика (названия рыб: семга, камбала, треска, зубатка, пиногор, белуха; названия приспособлений для ловли рыбы, мест для рыбалки: сеть, удочка, бродни, лодка, карбас, мотобот, перемёт, подсак, тоня, тайник).
Особенности речи персонажа можно определить как его индивидуальный речевой стиль (иди-остиль). Идиостиль - это «совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи писателя, ученого, публициста, а также отдельных носителей языка» [13].
Идиостиль Нестора позволяет говорить о нем как о человеке, для которого основным речевым жанром является устная речь, включающая диалектизмы, просторечие, бранную лексику, экспрессивные синтаксические конструкции.
Объединенные воедино непроцессуальные и процессуальные характеристики Нестора, а также особенности его прямой речи дают представление об образе персонажа. Нестор выступает как человек самостоятельный, независимый, занимающийся общественно полезной трудовой деятельностью, знающий свое дело, много повидавший в жизни, твердо придерживающийся традиций, нравственный, любящий свой край, однако весьма грубый в общении, активно использующий в речи лексику диалектную, бранную, просторечную, не интересующийся достижениями современной культуры.
Нестор - типичный представитель Русского Севера, помор. Сам автор из другого мира, с иным жизненным укладом, его дом в другом месте. Ср.: Захотелось вдруг и мне домой. Пора! ...Хватит! (с. 438) При прощании в ответ на извинения Не-
стора за то, что тот погорячился в разговоре с ним, он отвечает: Чего там! Будь здоров. У всякого свое (с. 439).
«У всякого свое» - это и есть ответ на вопрос, который был поставлен автором в начале рассказа: Но, может быть, жизнь этих людей как раз и есть наиболее здоровая и общественно полезная жизнь?
В Интернете нам встретилась работа А. С. Мартынова и В. Г. Виноградова «Пригородный, деревенский и скотоводческий образы жизни» [14]. Здесь вполне могла бы быть использована форма единственного числа (образ жизни), но множественное число представляется более точным. Как пишет Л. В. Калинина, «форма множественного числа каждый раз подчеркивает сложность называемого понятия, заставляет представить целое состоящим из частей и тем самым "включает" воображение адресата» [15].
Образ человека и образ жизни - тесно связанные и взаимообусловленные понятия. Описание образа жизни человека в связи с реконструкцией его образа как совокупности непроцессуальных и процессуальных характеристик требует совмещения собственно языкового и экстралингвистического анализа материала. Описание представителей разных социальных групп с точки зрения того, каков их образ жизни и какое влияние он оказывает на формирование личности и образа человека, - это лингвистическая задача, которую можно рассматривать как весьма актуальную и перспективную для современной лингвистики.
Примечания
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010.
2. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2008.
3. Экономический словарь. URL: http:// abc.informbureau.com/html/iadac_aeecie.html
4. Носкова А. В. Образ жизни» и «стили жизни» семьи: теоретико-методологический подход к исследованию. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/ 1210257709.pdf
5. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982; Лысенкова В. В. Культурологическая сущность философского образа жизни. Харьков, 2011.
6. Словарь русского язык: в 4 т. Т. 3. М., 1983.
7. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. М., 2003.
8. Казаков Ю. Нестор и Кир // Казаков Ю. Избранное. Рассказы. Северный дневник. М., 1985.
9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М., 1989.
10. Русские Европейского Севера. URL: http:// narodru.religare.ru/peoples1172.html
11. Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема:
материалы Междунар. конф. 5-7 октября 2011 г. Киров, 2011. С. 9-24.
12. Колесникова Е. В. Некоторые особенности говора жителей деревни Сафоново Мезенского района Архангельской области // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / гл. ред. Г. В. Судаков; сост. Г. А. Тихомиров. Вологда, 2007.
13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.
14. Мартынов А. С., Виноградов В. Г. Пригородный, деревенский и скотоводческий образы жизни. URL: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra24e.htm
15. Калинина Л. В. Лексико-грамматические разряды существительных как пересекающиеся классы слов. Киров, 2009. С. 154.
УДК 821.111-311
М. И. Никола
ИСТОКИ ЖЕНСКОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЗЫ В АНГЛИИ («ОТКРОВЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ» ЮЛИАНЫ ИЗ НОРИДЖА И «КНИГА МАДЖЕРИ» М. КЕМП ИЗ ЛИННА)
Статья посвящена творчеству первых пишущих англичанок, Юлианы из Нориджа, автора «Откровений Божественной любви», и Марджери Кемп из Линна, автора «Книги Марджери». Сочинения указанных авторов примыкают к кругу средневековой духовной литературы мистиков, описывающих личный опыт богопознания через видения. В книге Юлианы значительное место занимает интерпретация видений. «Откровения» оцениваются как один из наиболее значимых средневековых религиозных трактатов в Англии. В «Книге Марджери» описание видений соединяется с рассказом о паломничествах героини к Святым местам. В повествовании Марджери больше мирского материала и откровенного рассказа о себе. В статье показано отражение в обеих книгах специфики «женской образности».
The article is devoted to creative work of two first English women writers - Julian of Norwich, the author of "Revelations of Divine love", and Margery Kemp of Lynn, the author of "The Book of Margery". The writings of these women are a part of medieval spiritual literature of mystics describing personal experience of knowledge of God through visions. In Julian's book interpretations of her visions take a significant place and the book is considered to be one of the most specialized religious treatises. In "The Book of Margery" the descriptions of visions are combined with the story of the heroine's pilgrimages to Holy Sites. In this book we find more secular material and а sincere story of the heroine. It is viewed as the first English autobiography and a novel prototype. In this article the author shows the reflection of specific character of women's imagery in both the books.
Ключевые слова: Юлиана Нориджская, Марджери Кемп, «Откровения Божественной любви», «Книга Марджери», средневековая духовная лите-
© Никола М. И., 2012