Научная статья на тему 'Образ жизни и состояние здоровья студентов российских вузов'

Образ жизни и состояние здоровья студентов российских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
659
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косолапов А. Б.

Рассмотрены некоторые статистические показатели, характеризующие состояние здоровья студентов российских вузов. Формально-статистический анализ дополнен выборочным анкетным обследованием репродуктивного здоровья студенток вузов г. Владивостока. Полученные показатели проанализированы с точки зрения возможного влияния на них факторов образа жизни молодежи. Сделан вывод о необходимости принятия срочных мер по динамическому наблюдению за здоровьем студентов, внедрению в стереотипы студенческого образа жизни здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни и состояние здоровья студентов российских вузов»

Человек и общество

А.Б. Косолапов,

доктор медицинских наук, профессор кафедры организации предпринимательской деятельности ДВГАЭУ

ОБРАЗ ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Рассмотрены некоторые статистические показатели, характеризующие состояние здоровья студентов российских вузов. Формально-статистический анализ дополнен выборочным анкетным обследованием репродуктивного здоровья студенток вузов г. Владивостока. Полученные показатели проанализированы с точки зрения возможного влияния на них факторов образа жизни молодежи. Сделан вывод о необходимости принятия срочных мер по динамическому наблюдению за здоровьем студентов, внедрению в стереотипы студенческого образа жизни здо-ровьесберегающих технологий.

За последнее десятилетие отмечено значительное ухудшение состояния здоровья российской молодежи, в том числе студентов. Данная проблема в течение двух последних лет обсуждается на государственном уровне, однако ее эффективного решения до настоящего времени не найдено. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что уровень здоровья студентов за время обучения систематически снижается, у них в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, проведенных нами в 1999-2002 гг. в вузах г. Владивостока, и анализа медицинской документации в среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания; у 25% наблюдается снижение остроты зрения.

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Ежегодно на учет по инвалидности ставится около 800 тысяч россиян, и 25% от этого числа составляют молодые люди. Отмечается тенденция к постоянному снижению числа инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстанавливается. Ежегодно не более 3-5% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных реабилитационных мероприятий (для сравнения: за рубежом эта цифра составляет 50% от общего 74

числа инвалидов). За последние пять лет рост инвалидности в Российской Федерации в целом составляет 8-10% при резком увеличении числа детей-инвалидов [8].

В целом в России состояние здоровья студентов и школьников характеризуется следующими особенностями: увеличением хронической заболеваемости; нарастанием уровня инвалидности; нарушением становления репродуктивной системы; отклонениями психического здоровья; увеличением частоты дезадаптационных состояний; снижением показателей физического развития [1, 2, 4-9; и др.].

Основное место в структуре заболеваемости студентов г. Владивостока занимают болезни органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, органов кровообращения, а также травмы и отравления (см. рисунок). За время обучения в вузах число здоровых лиц снижается в 3-4 раза и не превышает 20-25% от общего числа студентов.

350 300 250 200 150 100 50 0

□ 1985

■ 1989 111991

■ 1995

■ 1998

□ 2002

Болезни нервной системы

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Заболеваемость студентов г. Владивостока по данным выборочных исследований в 1985-2002 гг. (на 1000 студентов)

Статистические материалы Приморского краевого центра охраны материнства и детства последних трех лет свидетельствуют, что к 17 годам, когда девушки вступают в репродуктивный период, практически у каждой десятой отмечается дисгармоничное развитие и избыточная масса тела. Каждая четвертая девушка имеет нарушения формирования скелета, у каждой седьмой выявлена артериальная гипертензия. В целом две трети девушек имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Аналогичные отклонения в состоянии здоровья девушек отмечаются и в других регионах [10].

С возрастом увеличивается доля лиц с повышенным артериальным давлением. Распространенность гипертензии у 10-14-летних школьников составляет 4,2% у мальчиков и 6,9% у девочек, а к 15-17 годам возрастает до 15 и 10% соответственно [8, 10].

Следует особо остановиться на проблеме сексуального здоровья студентов. Весной 2002 г. на сайте 5ballov.ru проводился опрос: "Что важнее для студента?". На вопросы ответило 1519 человек. Выяснилось,

что первое место в студенческой жизни, по мнению респондентов, занимает секс, за это проголосовал 691 человек, или 41%. Второе место по значимости занимают деньги - 416 человек, или 27%. Учеба заняла третье место - 23%. На последнем месте оказалось употребление алкогольных напитков - 9%.

По нашим данным, полученным в результате анонимного обследования 350 респондентов обоего пола в возрасте 17-21 года и анализа документации медицинских учреждений, среди молодежи г. Владивостока достаточно широко распространен так называемый промискуитет -стремление к частой смене половых партнеров. Однако только 1,5% опрошенных девушек знали, что при числе половых партнеров более трех возрастает риск возникновения онкологических заболеваний женских половых органов. Высокая частота неупорядоченных половых связей молодых людей объясняется отсутствием в России полового просвещения, почти полностью вытесненного половой пропагандой, а также нестойкостью семейно-брачных отношений, в первую очередь в семьях родителей. В результате, как свидетельствуют некоторые социологические исследования, 11% российских девочек начинают жить половой жизнью с 16 лет, 5% - с 15 лет, 3% - с 14. Причина раннего "дебюта" - не любопытство или желание "быть как все" - эти ответы занимают последние ранговые места. На первом месте - поиск эмоционального тепла из-за дефицита родительской ласки.

Анализ анкет показал расхождение между стопроцентным знанием молодежи о необходимости использования контрацептивов и 54%-м их применением. Гормональные контрацептивы у студентов г. Владивостока в 6,5 раз менее популярны, чем у студентов Лондона, Нью-Йорка и Парижа [8].

Негативно сказываются на репродуктивном здоровье студенток и будущего потомства аборты, которые по-прежнему широко распространены как метод прерывания нежелательной беременности [5]. По нашим данным, которые основаны на углубленном социально-гигиеническом анализе, проведенном путем разработки "Карт прерывания беременности", уровень абортов у студенток Владивостокских вузов достигает 13,80/00.

Ведущие причины прерывания беременности по желанию студенток имеют социально-экономическую основу, на фоне которой формируются определенные психологические установки [5]. Основные причины прерывания беременности, по нашим данным, связаны с нежеланием студенток иметь ребенка (субъективная причина), с неустроенностью семейной жизни и неблагоприятными жилищными условиями (объективные причины). В совокупности они достигают 84-94%. У первобере-менных основная причина абортов - неустроенность семейной жизни. У студенток дневной формы обучения в целом в 8 раз чаще, чем у работающих девушек, мотивом аборта была учеба.

Многие студентки, прерывающие беременность, страдают острыми и хроническими заболеваниями, среди которых преобладает гинекологическая патология.

Заболевания в анамнезе и в момент осмотра у студенток, прерывающих беременность (на 1000 беременных), составляют:

Заболевания Уровень (на 1000 беременных)

Соматические..................................49,5

Гинекологические........................... 186,3

Гонорея...........................................3,6

Сифилис...........................................0,03

Трихомониаз......................................2,9

Из четырех студенток, сделавших аборт, здоровой остается только одна. Наиболее частые послеабортные осложнения связаны с воспалительными процессами в области малого таза.

Повышенная сексуальная активность молодежи и пренебрежение мерами эффективного предупреждения инфекций, передающихся половым путем (ИППП), приводит к их широкому распространению. Результаты опроса 569 студентов первых курсов показали, что факторами риска ИППП, одинаковыми как у юношей, так и у девушек, являются антисоциальное поведение в семьях и общежитиях, употребление психоактивных препаратов и общение с ровесниками, оказывающими сексуальные услуги за деньги. Все эти факторы способствуют рискованному сексуальному поведению.

В этиологическом спектре возбудителей заболеваний внутренних половых органов студенток в возрасте до 19 лет преобладают ИППП (независимо, в монокультуре или ассоциации): хламидии (43%), уреаплазмы (21%), микоплазмы (13%), гарднереллы (17%), трихомонады (11%), грибы (8,5%) и гонококки (0,7%).

Значительная часть российских студентов злоупотребляет алкоголем. Алкоголизм в России распространен в три раза больше, чем в США, а по сравнению с Германией его уровень выше в пять раз. Среди учащихся вузов процент систематически употребляющих алкогольные напитки, по нашим данным, приближается к 85%.

Навязчивая телевизионная реклама сформировала почти тотальное увлечение студентов пивом. Следует подчеркнуть, что существует "пивной" алкоголизм - тяжелый, мало поддающийся лечению вариант алкоголизма.

Число студентов экономического вуза г. Владивостока, систематически употребляющих пиво, достигает на первых двух курсах 79%, на III-V курсах - 63%. Снижение частоты потребления пива с возрастом объясняется, по нашему мнению, формированием заместительных мотиваций к работе, спорту, семье и т.д.

Опасное распространение среди молодежи получает употребление наркотических и токсических веществ. По оценкам специалистов численность наркоманов и токсикоманов достигает 300 тыс. человек, или 0,2% всего населения России. За последние пять лет количество наркоманов увеличилось в 2,5 раза. Рост доли детей и подростков среди употребляющих наркотические и токсические вещества составляет около 10% в год. Количество наркоманов и токсикоманов, зарегистрированных лечебными учреждениями Приморского края, составляет 5,1 и 15,8 соответственно на 100 тыс. подросткового населения.

Каждый восьмой школьник 8-11 классов г. Владивостока и каждый третий учащийся ПТУ и средних специальных учебных заведений периодически употребляет растительные или синтетические наркотики. В отдельных школах и училищах пробовали наркотики до 70% учащихся. Материалы анонимного анкетирования подростков, проведенного нами в школах, училищах, техникуме и вузах, в сопоставлении с данными официальной статистики показывают, что на каждые 100 зарегистрированных наркоманов приходится до 5 неучтенных. Возраст потребителей наркотиков постоянно снижается: среди них все чаще встречаются дети не старше 10 лет [5].

Изучение социального статуса наркоманов, проведенное на основе статистики Управления внутренних дел Приморского края, показало, что лидирующее место среди них занимают мелкие предприниматели, рабочие, лица, утратившие социальные ориентиры (безработные, бродяги, преступники), а также учащиеся и студенты. Наркомания не встречает серьезного отпора у населения. Более 45% респондентов относятся терпимо к тем, кто регулярно употребляет наркотики [5].

В ряде регионов страны отмечаются многочисленные случаи использования синтетических гормональных препаратов (анаболических стероидов и других стимулирующих препаратов) частью молодежи, увлекающейся атлетизмом. Так, в Москве и Московской области среди занимающихся атлетической гимнастикой в возрасте 12-18 лет около 40% подростков употребляют анаболики, что приводит к нарушению сперматогенеза и возможной стерилизации репродуктивной части молодого населения [10].

Одним из важнейших направлений профилактической медицины в студенческой среде является борьба с курением. К 16 годам курит каждая десятая девушка и каждый четвертый юноша [3]. Курение в молодом возрасте, начавшееся по психологическим или социальным причинам, нередко переходит в фармакологическую зависимость от табака, при этом прежние условия курения отходят на второй план, возникает потребность в увеличении числа выкуриваемых сигарет.

Выраженное влияние на состояние здоровья студентов оказывают экзаменационные сессии. Это обусловлено тем, что во время экзаменов, являющихся деятельностью высокой значимости в системе обучения и лично для каждого студента, может развиться утомление и переутомление, приводящее к изменениям в основных физиологических системах организма.

Большинство авторов (Н.С. Лобойко; Н.П. Волкова; В.П. Алтунин; О.М. Боканова; Э.Э. Саркисянц и соавт.; Б.М. Столбун и соавт.; В.Б. Ша-рай; Е.А. Маркова и В.В. Каптюх; и др. - цит. по: [11]) объясняют возникающие у студентов в период экзаменов функциональные изменения значительным нервно-эмоциональным напряжением и утомлением. В профилактических рекомендациях основное внимание уделяется созданию оптимального психологического климата на экзамене и организации различных форм экзаменационного процесса. Однако как бы ни менялись условия принятия экзамена, трудно устранить или снизить психологический фактор, т.к. перед студентом стоит задача не просто сдать

экзамен, а получить хорошую оценку, дающую моральное удовлетворение и гарантирующую получение стипендии.

Значительное, но малоизученное влияние на состояние здоровья студентов оказывают стереотипы городского образа жизни. Известно, что процессы урбанизации приводят к диалектически противоположному влиянию на здоровье населения. Вопрос заключается в том, какие факторы саногенеза или патогенеза преобладают в конкретных условиях городской среды. Предварительные данные, полученные нами, показывают, что, к сожалению, здоровьесберегающие технологии городского образа жизни отступают в студенческой среде на второе-третье место и т.д., замещаясь разнообразными негативными факторами и условиями, подробно рассмотренными нами ранее [8, 9]. В нынешней России практически полностью уничтожена городская культура - умение жить в обществе, в котором не принято кричать из окна многоквартирного дома, устраивать ночные дебоши в квартирах, проявлять вандализм в местах общего пользования, употреблять нецензурные слова, прилюдно сморкаться, пить пиво из бутылки на улицах, тратить на предметы гигиены менее 10% бюджета семьи... Проявление животного начала в социуме приводит к нарастанию негативных тенденций в обществе и, как следствие, - в здоровье его членов.

Рассмотренные тенденции в состоянии здоровья студентов связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на организм. Наиболее значимыми агрегированными факторами риска можно считать: ухудшение социального статуса значительного числа семей россиян, изменение качества питания, воздействие экологических факторов, нарастание тяжести зобной эндемии, медикаментозную "агрессию", введение новых форм обучения, сочетание учебы с работой.

Анализ состояния здоровья студентов свидетельствует о необходимости принятия срочных профилактических мер. Динамические наблюдения за здоровьем этой группы необходимы не только для выявления новых заболеваний - они являются диагностическим ключом к своевременному решению вопроса о показаниях к углубленному специализированному обследованию.

По итогам исследования состояния здравоохранения в мире в 2002 г., проведенного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Россия занимает 133 место. Это место России обеспечивает показатель распределения финансовых средств. Бедным слоям населения медицинская помощь оказывается не должным образом, в то время как богатым доступны все виды дорогостоящих медицинских услуг.

Возможно ли в нынешних непростых социально-экономических условиях существенно повлиять на сохранение здоровья студентов? Как будет развиваться динамика общественного здоровья в нашей стране и каковы перспективы улучшения здоровья студенческой молодежи? Ответ на эти непростые вопросы предстоит найти в ходе дальнейших научных исследований. Сегодня же можно констатировать, что крайне негативные прогнозные оценки, как и чрезмерный оптимизм, не имеют под собой ни научно-методической, ни социально-экономической базы.

Литература

1. Бутич О.Е. Анализ заболеваемости респираторными стрептококковыми инфекциями студентов ВГМУ // Актуальные проблемы экспе-рим., профилакт. и клинич. медицины: Тез. докл. II Тихоок. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Владивосток, 2001. С. 142-143.

2. Бушкова О.В., Иванова С.Я. Гигиеническая оценка физического развития студентов по массе тела и массо-ростовым индексам // Актуальные проблемы эксперим., профилактич. и клинич. медицины: Тез. докл. III Тихоок. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Владивосток, 2002. С. 144.

3. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. СПб.: Ривьера, 1996. 396 с.

4. Гилязитдинов Д.М., Ачкурин Б.Г. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов // Теория и практика физич. культуры. 1996. № 1. С. 23-26.

5. Косолапов А.Б. Здоровье населения Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 1996. 248 с.

6. Косолапов А.Б. Здоровье россиян: мифы, реалии, прогнозы // Вестник ДВГАЭУ. 2000. № 2. С. 87-97.

7. Косолапов А.Б. Валеологические подходы к формированию здоровья студентов владивостокских вузов // Валеология. № 2. 2001. С. 81-84.

8. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. Владивосток: ДВГАЭУ, 2002. 154 с.

9. Косолапов А.Б., Транковская Л.В., Нагирная Л.Н. и др. Окружающая среда и здоровье населения Владивостока. Владивосток: Даль-наука, 1998. 212 с.

10. Прокопьев Н.Я., Орлов С.А., Койносов П.Г., Ананьев В.Н. и др. Физическое развитие детей и подростков. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. 45 с.

11. Щедрина А.Г. Функциональное состояние организма студентов в период экзаменационной сессии // Гигиена и санитария. 1981. № 4. С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.