ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛОГЕ
Т.С. Жукаускене, Н.А. Мишанкина
Аннотация. Анализируется образ женщины в русскоязычном блоге с точки зрения его метафорической концептуализации. Метафорическое моделирование образа женщины в личном женском блоге рассматривается как механизм самоидентификации в текстовой деятельности. Выявлены и описаны основные метафорические модели, которые репрезентируют представления о женской внешности в текстах русскоязычных женских блогов.
Ключевые слова: блогосфера; русскоязычный блог; концептуальная метафора; метафорическая модель; образ женщины.
Трансформация структуры коммуникационных процессов в современном обществе, обусловленная развитием информационных и телекоммуникационных технологий, влияет и на становление социокультурной личности. Споры о том, создает ли интернет-коммуникация новые личности или просто помогает человеку увидеть себя с разных сторон, выявить субличности, уже давно ведутся в литературе по «цифровой культуре» [1]. Рефлексия различных аспектов самоидентификации личности характерна не только для исследователей, но и для пользователей Интернет: «Я начал с того, что был одним человеком с единственным именем и пришел к нескольким личностям, созданным мной, но не всегда опознаваемых как “я”, даже мной самим», - утверждает Сью Томас [2. С. 9].
Интернет-общение дает возможность уйти от социальных ограничений, присутствующих в реальной коммуникации, за счет технологической опосредованности взаимодействий в интернет-среде. Физическая сторона коммуникантов в актуальном непосредственном общении (например, в чатах, телеконференциях) скрыта от непосредственного наблюдения. Говорящий присутствует в виде виртуального эквивалента - знака личности, моделируемого им самим. Полагаем, что именно анонимность позволяет преодолеть социальные, психологические и прочие барьеры в интернет-коммуникации. Пользователь также способен контролировать и изменять личность, которую он активирует в виртуальной среде. Коммуникативная интернет-среда осуществляется в визуально-вербальной форме, остальные параметры естественной коммуникации остаются за рамками каналов коммуникации, следовательно, необходимо их смоделировать. Человек может стать тем, кем он никогда не будет в реальности, или тем, кем он всегда хотел быть. Создавая образ «себя» в виртуальной реальности, человек получает воз-
можность презентации любой своей стороны, любого «я». В связи с этим актуализируется моделирующая деятельность коммуникантов по созданию собственного образа. Несмотря на то что с развитием коммуникативных технологий расширяется спектр моделирующих возможностей, основным все же остается речевое поведение, формирование вербального образа.
Таким образом, речь в коммуникативном пространстве Интернета выполняет две важнейшие функции: собственно коммуникативную, направленную на осуществление социального, информационного взаимодействия, и функцию социально-психологического моделирования -формирования собственного социально-психологического образа в коммуникации. Вербальное моделирование базируется на моделирующем потенциале естественного языка. Такое понимание языка представлено в рамках концепции моделирующих систем, «согласно которой естественные языки, мифологии, религии, литература и искусство, а также социоэтические нормы (запреты и предписания) представляют собой знаковые системы, которые отображают (моделируют) определенные фрагменты реальности и в результате функционирования порождают произведения (знаковые последовательности, т.е. тексты, в семиотическом смысле слова), реализующие коммуникативнопознавательные возможности отдельных семиотик...» [3. С. 77].
Среда интернет-коммуникаций дает возможность исследования речевого поведения в новых коммуникативных условиях и позволяет проследить, каким образом осуществляется вербальное моделирование образа коммуниканта. В связи с тем, что нас в первую очередь интересует спонтанное социальное взаимодействие, ориентированное на самопрезентацию личности в этой коммуникативной среде, мы обращаемся к такой области неиституционального общения, как бло-госфера.
Жанр блога, появившись в начале 90-х гг. XX в., уже к середине 90-х получил массовое распространение и завоевал большую популярность. Первоначально блог формируется и функционирует как интернет-дневник - технологически организованное пространство для записей частного характера, сообщающих о значимых для отдельного пользователя событиях, отражающих рефлексию событий и явлений. В личных переживаниях авторов часто предпринимается попытка самоанализа, где он (автор) стремится через него распознать свое истинное «я». Например, Мария Мишина под ником «Красный» пишет: Помню, был период в жизни длиной в целый месяц - месяц соплей и душевной боли. Я ходила по квартире, спотыкаясь о собственное разбитое сердце и разваливаясь от жалости к самой себе. Отражение в зеркале зло посмотрело на меня и выругалось матом. Я написала все, что хотела сказать, все, что накопилось черным грузом. А потом встала и пошла
относить «на почту» - в ближайший мусорный бак на улице... Дома меня с нетерпением ждало отражение: «Вот и умница!» Открыв бутылку вина, мы отметили мое освобождение [4].
Несмотря на близость к жанру дневника, блог существенно отличается от него по параметру публичности: интернет-среда - это в первую очередь среда коммуникативная, и пользователь, разместивший здесь сообщение, понимает, что будет прочтен, даже если не рассчитывает на конкретного адресата. Поэтому название «интернет-дневник», «опНпе-дневник» является условным в отношении данного жанра. Автор сообщения пишет для читателя и сам является читателем других сообщений, формируя, таким образом, систему коммуникативных актов, социальную среду особого типа, получившую название «блогосфера». Главной функцией блога является самопрезентация: «онлайновый дневник» создает некое индивидуальное пространство для самовыражения. Блог - это персональная страница, где хранится личная информация со всем спектром эмоций и переживаний, выставленная на всеобщее обозрение. Этот вид коммуникации способен создавать ответную реакцию - пользователи сети могут цитировать автора блога, а также оставлять замечания и комментарии, впоследствии чего автор блога может видеть, насколько он популярен, насколько интересна «его роль».
Ряд исследователей (Е.П. Томпсон, К.Д. Берт, А. Орловский) отмечают, что блоги дневникового характера традиционно ведут женщины и девочки-подростки. Недавнее исследование Херринга доказало, что «личные блоги» ведутся исключительно женщинами (хотя по половому признаку блоггеры распределены по 50%) [5]. Таким образом, именно в женском блоге дневникового характера мы можем наблюдать варианты моделирования индивидуально-личностного образа женщины. Транслируемые в тексте блога параметры собственного образа, ценностные ориентиры и предпочтения позволяют реконструировать основные параметры образа представительниц русской блогосферы. Тексты женских блогов - это относительно спонтанные речевые произведения, в которых отражаются частные, обыденные представления о мире, жизни, тех или иных событиях или явлениях, и, соответственно, изображен «наивный» образ женщины.
Ранее мы уже говорили о том, что речепорождение в интернет-дискурсе активизирует вербальные способы моделирования, базирующиеся на моделирующем потенциале естественного языка. Одним из древнейших механизмов создания вербальных моделей выступает метафора. Современные исследования в области метафорологии изменили взгляд на этот феномен: метафора интерпретируется как когнитивный механизм, базирующийся на принципе аналогии и активно используемый в познавательных процессах [6-9]. Метафорические модели формируют специфический слой концептуальной и языковой картин мира,
отражая своеобразие мировосприятия представителей определенной культуры и языка. Творческая сторона сознания человека преобразовывает его представления о действительности. Опыт же взаимодействия мира и мышления отражается на языковом уровне. Метафора формирует систему образов, являясь вербальным инструментом мышления, и позволяет осмыслить опыт. Вслед за основоположниками теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффом и М. Джонсоном [6] мы определяем концептуальную метафору как базовую ментальную модель, построенную на аналогии и позволяющую осмыслять объекты (явления, сущности) на основе знаний о других объектах (явлениях, сущностях), получающую выражение в языке, дискурсе, тексте в виде целостной системы метафорических выражений. Вследствие того, что концептуальная метафора принадлежит когнитивной сфере, ее реализация в языке обозначается как метафорическая модель, объединяющая систему речевых репрезентантов - текстовых метафор.
Именно «способность актуализировать неоднолинейные ассоциативные связи в пределах всего сложноорганизованного фрейма сферы-источника метафорического именования» дает возможность базовым языковым метафорам выступать в роли текстовых метафор. «Текстовая метафора является вариантом реализации базовой языковой метафоры, воплощая часть ее образного потенциала в конкретных лексических репрезентациях» [8. С. 20]. Сложность организации и схожесть с базовой метафорой позволяют текстовой метафоре структурировать смысл всего текста в целом или его фрагмента.
Основы для понимания сущности концептуальной метафоры в современной когнитивистике заложили многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, А. Барселона, А. Веж-бицкая, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, Э. Кассирер, Дж. Лакофф, А.П. Чудинов, Й. Цинкен и др.).
В нашем исследовании система текстовых метафор, представляющих те или иные параметры образа женщины, рассматривается как метафорическая модель, базирующаяся на концептуальной метафоре. Ей отводится особое место, поскольку она играет важную роль в формировании ассоциативных связей, единства и различий между явлениями мира. Концептуальные метафоры создают на этой основе новые индивидуальные смыслы, которые выражают субъективное отношение индивида к миру, его мышление и интерпретацию определенного объекта действительности. Она включается в процесс познания и отражения реальности в языке. Поэтому можно сказать, что она обладает гносеологическим статусом. Таким образом, метафора -это языковое отражение протекающих познавательных процессов, а также ключевой элемент концептуализации и категоризации действительности.
Система общепринятых концептуальных метафор не осознаваема: «в повседневной деятельности мы чаще всего думаем или действуем автоматически, в соответствии с определенными схемами» [6. С. 387]. Сущность концептуальной метафоры «состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода» [Там же. С. 389]. Концептуальные метафоры являются когнитивными моделями, организующими представления о чем-либо, в том числе и о женщине, ее облике, психо-эмоциональной структуре личности, поведенческих практиках и т.п. Изучение метафорических концептов, того, как происходит образование метафорических моделей, создание самих метафор, помогает понять природу человеческого мышления, его деятельности, «языковой картины мира». Таким образом, «метафорическое моделирование - это отражающее национальное, социальное и личностное самосознание средство постижения, рубрикации, представления и оценки какого-то фрагмента действительности при помощи сценариев, фреймов и слотов, относящихся к совершенно иной понятийной области» [7. С. 238].
Методику выявления концептуальных метафор предложили Дж. Лакофф и М. Джонсон в работе «Метафоры, которыми мы живем» [6]. В работах А.П. Чудинова [7], З.И. Резановой и ее учеников [10] эта методика была дополнена достижениями лексико-семантического анализа, разработанного в отечественной лингвистике. В работе А.П. Чудинова представлена иерархическая система метафорических моделей разных уровней обобщения. Автор выделяет четыре основных разряда метафор: антропоморфная (при исследовании этого разряда метафоры анализируются концепты, которые относятся к исходным понятийным сферам «Анатомия», «Физиология», «Болезнь», «Секс» и т.п.); приро-доморфная (понятийные сферы «Мир животных», «Мир растений», «Мир неживой природы» и т.д.); социоморфная (сферы «Преступность», «Война», «Игра и спорт» и т.д.), а также артефактная («Инструмент», «Мир компьютеров», «Домашняя утварь» и др.). Разряды метафор можно представить в виде следующих схем: «Человек как центр мироздания», «Человек и природа», «Человек и общество» и «Человек и результаты его труда». Исследователь также рассматривает подтипы метафор, которые могут относиться к этим разрядам: фито-морфные (понятийная сфера «растения»), зооморфная («животные»), онтологические (представление неодушевленных предметов как живых существ), ориентационные (опираются на пространственные отношения «верх - низ», «больше - меньше» и т.д.), криминальная (понятийные сферы «преступления», «грабители», «преступники» и т.д.) и мор-биальная метафоры (сфера «болезнь»).
Эта система избрана нами в качестве исходной при номинации метафорических моделей, формирующих образ женщины в текстах
женских блогов. В данной работе представлены метафорические модели, на основе которых формируется такой параметр образа женщины, как внешний вид.
Существующие в настоящее время исследования [11] и наш анализ показывают, что в личном блоге центральное место занимает сама женщина: она описывает свою жизнь, творчество, размещает собственные фотографии и т.п. Одной из наиболее частотных в таких блогах является тема красоты, здоровья и, конечно, внешности. «Мужчины любят глазами», - утверждает всем известная поговорка. Поэтому естественная потребность выглядеть привлекательно - цель многих представительниц женского пола. Если природа не наградила вас особой красотой, то желание изменить себя отражается в женских записях в онлайн-дневниках.
Проанализировав «женскую блогосферу рунета», можно выделить несколько метафорических моделей женской внешности.
На настоящем этапе работы можно утверждать, что наиболее часто в текстах женских блогов встречаются метафоры, моделирующие аспекты внешнего облика женщины на основе концептуальной сферы «Природные объекты». В фокус метафоризации попадают различные виды природных объектов, относящихся к фито- и зоосфере.
Устойчивая языковая метафора, концептуально отождествляющая женщину и растение, активно функционирует в текстах женских блогов. Чаще всего внешность женщины, ее облик и, косвенно, личностные параметры раскрываются через модель ЖЕНЩИНА - ЭТО ЦВЕТОК. Разнообразие форм и окрасок цветов позволяет метафорически смоделировать различные типы женской красоты. В одной из своих записей «Стандарты красоты» автор блога Milady-S сообщает, ссылаясь на автора оригинального текста Татьяны Малежик [12]: Во все века женщины восхищали мужчин своей красотой и умом, силой и нежностью. Но жители разных стран понимают идеал женской красоты совершенно по-разному. Кому-то нравится тонкий аромат лилий, а кто-то без ума от острых шипов розы... Кому-то милее простые полевые цветы, а другие чувствуют потребность в постоянном созерцании необычности экзотических орхидей. Сколько людей, столько и мнений, хотя все же во все столетия существовали свои стандарты красоты, которые остаются актуальными и в наши дни [13].
Текстовые метафоры «тонкий аромат лилий», «острые шипы роз», «простые полевые цветы» и «экзотические орхидеи» - это метафоры фитоморфного типа, где понятийная сфера «растения», «цветы» объединяет метафоры в единое целое, в метафорическую модель ЖЕНЩИНА - ЭТО ЦВЕТОК.
В данном отрывке текста автор блога сравнивает женскую красоту с красотой различных цветов, которые отражают не только характер
женщин: лилии - холодные, жесткие, молчаливые, нежные и загадочные; острые шипы роз - стремительные, резкие, без комплексов, яркие, темпераментные; полевые цветы - невзрачные, простые, маленькие, скромные; экзотические орхидеи - загадочные, мистические, скрытные, элегантные и т.д.; но и создают метафорический образ с национальным колоритом.
Метафора тонкий аромат лилий актуализирует не только визуальные, но и обонятельные признаки цветка, формируя синестетиче-ский образ «сложной», одновременно холодной и чувственной, прекрасной и опасной женщины. Лилия позволяет передать образ настоящей аристократки с бледным лицом, обсыпанным веснушками, с тонкой, немного сухощавой фигурой и изысканными манерами, холодную и скрывающую эмоции.
Метафора острые шипы роз актуализирует модель женщина — это роза, но фокусирует внимание на опасности, исходящей от такой женщины. С одной стороны, роза - прекрасный и изысканный цветок, символизирующий любовную страсть, с другой - потенциально опасный, так как шипами можно поранить руки. Представление о розе моделирует образ прекрасной, но дерзкой и гордой особы, недоступной и способной нанести душевную рану, но этот как раз и привлекает мужчин.
Еще один образ необычной женщины моделирует метафора необычные экзотические орхидеи. Возникает образ прекрасной экзотической женщины, африканки или азиатки, которые отличаются необычной красотой, мистикой. Автор блога не может прийти к какому-то единому мнению: «Женская красота - загадка природы, ведь нельзя точно определить, какая она - идеальная во всех смыслах этого слова женщина, для всех идеалы разные».
Иной женский образ формируется метафорой простые полевые цветы. Это скромная женщина, не отличающаяся яркой красотой и притягательностью, она не привлекает внимание мужчин, но украшает этот мир так, как может и умеет. Полевой цветок - это обычный цветок, он ничем не примечателен и его легко найти. В данном случае номинация цветка не по виду, а по месту произрастания уже указывает на множественность, неиндивидуальность объектов такого типа. Метафорически отождествляя женщину с полевым цветком, автор подчеркивает ее непримечательность, обычность.
В целом метафорическая модель ЖЕНЩИНА - ЭТО ЦВЕТОК последовательно реализует позитивную оценку женского образа во всем многообразии его вариантов. Полагаем, что это связано с общей позитивной эстетической и этической оценкой цветущих растений. Текстовые реализации данной модели показывают, что авторы блогов по-разному дифференцируют объекты концептуальной сферы «Цветы»:
культурные цветущие растения именуются, как правило, видовыми названиями: лилия, роза, орхидея, неокультуренные, произрастающие в природной среде, именуются родовым названием цветы и маркируются по месту произрастания.
Еще одна устойчивая и последовательно реализуемая модель, основанная на концептуальной сфере «Природные объекты», - ЖЕНЩИНА - ЭТО НАСЕКОМОЕ. Из всего разнообразия насекомых наиболее часто для характеристики женщины привлекается образ бабочки и стрекозы, что соответствует существующей в языке и культуре модели. Метафора бабочки является многомерной и в определенном смысле симметричной: если мы обратимся к внутренней форме номинации бабочка, то обнаружим ее производность от существительного баба - одного из именований женщины в русском языке. Можно предположить, что эта номинация насекомого связана как с параметрами внешнего облика: бабочка - одно из красивейших насекомых, так и с проекцией жизненного и репродуктивного циклов: бабочкой именуется пребывание этого насекомого в репродуктивной фазе, т.е. бабочка способна рождать детей - откладывать личинки. Как правило, метафорическое именование женщины бабочкой связано с актуализацией таких признаков, как красота и легкость. В блоге о здоровье и красоте Анна пишет: Как перевоплотиться из гусеницы в бабочку? По одной версии, диету сделала итальянка Джулия Марио Росси. Её отец, проф. энтомолог, разводил бабочек в своей оранжерее. Джулия с юношества мучилась ожирением. В течение полугода ей удалось избавиться от 23 кг избыточного веса. Впечатленная своими фуррорами, Джулия именовала диету «Farfalla», ассоциируя свое преображение с перевоплощением куколки в бабочку, т.е. в буквальном смысле порхать как бабочка, ощущать свою легкость и воздушность [14].
Однако авторы блогов демонстрируют то, что образ бабочки, привлекаемый для моделирования образа женщины, включает в себя представления о жизненном цикле данного насекомого в целом. Например, Bonnie Zemn пишет: Мечтая бабочкой эффектной впорхнуть в антальскую жару, лежу личинкой на диване и жру, и жру, и жру [15]. Общая проблематика блога BonnieZemn - похудение и стремление иметь идеальную фигуру. Автор блога иронически осмысляет собственный образ, используя представления о бабочке, но противопоставляя при этом два этапа развития данного насекомого: бабочка и личинка. Первая метафора отражает стереотипное, общекультурное представление о женщине-бабочке как некотором идеальном объекте - «бабочкой эффектной впорхнуть в антальскую жару», основным параметром которой являются стройность и легкость. Вторая метафора апеллирует к другому этапу жизни этого насекомого - личинке и проецирует ее базовые параметры (лежу личинкой на диване и жру, и жру, и жру) на образ
жизни женщины. Личинки - это фаза развития бабочки, неприятная для человека с точки зрения внешнего вида и образа жизни. Таким образом, мы наблюдаем обыгрывание образа бабочки для иронической характеристики собственного образа жизни и внешности.
Еще один пример текстовой реализации метафорической модели ЖЕНЩИНА - ЭТО НАСЕКОМОЕ наблюдается в ряде блогов. Например, Татьяна в своем блоге пишет: Зачем нас учат с детства, что мы должны «бороться за свое счастье», что «жизнь прожить - не поле перейти», что в общем-то «жизнь - штука тяжелая». Мы же сами делаем ее тяжелой, когда так о ней думаем, но коллектив был неумолим:) И даже сравнили меня со Стрекозой из басни:) А я вот не понимаю, если мое предназначение быть Стрекозой, то зачем себя ломать и становиться Муравьем? [16].
В данном случае автор апеллирует к устойчивой метафорической оппозиции, существующей в русской культуре и впервые заданной в тексте басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Однако в басне Крылова акцентирован социальный, а не гендерный аспект. Стрекоза и Муравей противопоставлены в первую очередь по принципу отношения к жизни, труду, с точки зрения социальной полезности. Но, вероятно, в силу грамматической маркированности в данной оппозиции прослеживается и гендерный аспект: слово стрекоза женского рода и поэтому ассоциируется с женщиной. При этом женщиной легкомысленной, несерьезной и нестабильной: «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». С легкой руки Крылова «стрекозиное» поведение получает в русской культуре отрицательную оценку, но при этом возникает противоречие между негативной оценкой, акцентированной в данном образе, и позитивной оценкой образа женщины как легкого, летающего существа (ср. бабочка). Именно эта амбивалентность позволяет автору блога выразить двойственность образа современной женщины: современная женщина, обремененная многими проблемами, часто не может себе позволить «стрекозиной легкости». Возможно, автор блога верит или надеется, что этот образ способен подарить ей энергию полёта, беззаботности и радости. Именно поэтому автор не хочет становиться «муравьем», ведь он - хоть и символ трудолюбия, но и гендерный оппозит - носитель мужского начала. Далее автор пишет: если фокусироваться на своих талантах, а не недостатках и слабостях, то жизнь становится ярче, легче, интереснее... [Там же]. Это и есть причина, почему автор не хочет трудиться в поте лица и думать наперед, ведь именно такой образ связан у него с образом муравья.
Таким образом, метафорическое осмысление женского начала на основе понятийной сферы «Насекомое» акцентирует такие параметры, как красота, легкость, способность к полету, изящество, уникальность. Полагаем, что в сферу метафорической интерпретации вовлекаются и
другие объекты данной понятийной сферы, что характерно для русской языковой картины мира в целом (например, пчелка, осиная талия, жужжать и др.), но на настоящем этапе работы подобных метафор в тексте блогов не обнаружено.
Активно участвуют в метафорической концептуализации понятийная сфера «Животное» и, соответственно, метафорическая модель ЖЕНЩИНА - ЭТО ЖИВОТНОЕ. Но при этом в проанализированных текстах не обнаружено метафорических единиц, номинирующих прямо какое-либо животное, чаще встречаются метафорические единицы, называющие отдельные признаки, свойственные животным. Например, блоггер под ником Иииатопе пишет письмо Деду Морозу: Эпиляция. Деда, ты хоть знаешь, как это мучительно? Нескончаемая гражданская война с собственными волосами на всей поверхности тела, кроме головы, - это невыносимо. Либо подари уже всем нам прибор, который быстро и безболезненно удалял бы все нежелательные волосы, либо введи моду на мохнатых женщин [17].
Автор блога отождествляет волосяной покров женщины с густым мехом животного. Мех животного как отдельное явление получает в культуре положительную оценку, так как помогает выживать: защищает их от холода в стужу и от перегрева в жаркую погоду, кроме того, издавна используется для украшения. Но для человека, в частности для женщин, собственный волосяной покров воспринимается как признак, напоминающий животное, поэтому они стремятся избавиться от этого нежелательного «меха». Если женщина проиграла «войну с волосами», то она становится «мохнатой», т.е. теряет привлекательность, становится похожей на животное.
Существуют признаки животных, которые являются желательными для женщин. В записи блога «Выпадение волос. Мои методы борьбы» некая Madlen пишет: Три месяца назад я использовала три продукта от марки Сибирское Здоровье, я о них уже писала, но повторюсь, что они хорошо простимулировали мне рост новых волос, появился пушок на голове. В ответ на эту запись Натэль пишет: Конечно, некоторые средства помогали, до сих пор пользуюсь парой-тройкой, но роскошной гривой не обзавелась... увы (((((((( [18].
При общем негативном отношении женщин к наличию волосяного покрова на теле, существует часть тела, которая обязательно должна быть покрыта волосом, - голова. При этом чем длиннее и гуще волосяной покров, тем лучше. Именно поэтому хороший, густой волос на голове женщины метафорически отождествляется с гривой - волосяным покровом на этой же части тела у некоторых животных - лошадей, львов. Эти животные эстетически оцениваются положительно, их считают поистине прекрасными, сравнение с ними (или с их частью) является положительной характеристикой.
Кроме метафорических проекций природного мира для характеристики образа женщины, используется и социоморфная метафора. Сложность в определении такого типа метафорической концептуализации состоит в близости данного явления к метонимическим моделям, так как базовая концептуальная сфера у сферы-источника метафорической номинации и сферы-мишени одна - «Человек». В рассматриваемом случае образ женщины моделируется с использованием номинации социальных действий, не свойственных для представителей данного гендерного типа, а именно милитарной сферы. Обратимся к контексту: Эпиляция. Деда, ты хоть знаешь, как это мучительно? Нескончаемая гражданская война с собственными волосами на всей поверхности тела, кроме головы, - это невыносимо. Либо подари уже всем нам прибор, который быстро и безболезненно удалял бы все нежелательные волосы, либо введи моду на мохнатых женщин» [17].
Метафору гражданская война с волосами следует отнести к военной метафоре согласно классификации А.П. Чудинова [7]. В этом случае удаление волосяного покрова рассматривается сквозь призму фреймовой структуры «война»: в качестве атакующего и победителя выступает человек, а побежденного - волосяной покров. Обращение автора содержит просьбу о предоставлении оружия (подари уже всем нам прибор, который быстро и безболезненно удалял бы все нежелательные волосы) или изменении ситуации, когда война была бы не нужна (введи моду на мохнатых женщин). Если мы рассмотрим определение гражданской войны, то обнаружим, что это «война между группами внутри одного государства, захват власти в стране». Таким образом, борьба с лишней растительностью на теле преобразуется в «войну за выживание», войну между группами внутри одного государства - тела. Здесь женщина выступает в роли «воина», который сражается с частью своего тела и побеждает. Но в связи с тем, что она сражается с нечеловеческим, «животным» признаком, оценивается положительно. Однако кроме позиции воина, сражающегося с волосяным покровом на теле, женщина занимает другую социальную позицию относительно волос на голове: это позиция защитника и помощника. Например: когда волосы тускнеют, нужно использовать маски для волос. Нужно помогать своим волосам; растительные масла защищают волосы от повреждений, создавая на коже головы защитную плёнку; хотя бы раз в неделю (а в отдельных случаях и чаще) необходимо баловать свою кожу интенсивным уходом.
Таким образом, проанализировав записи авторов женских блогов, можно заключить, что в них преобладают концептуальные метафоры природоморфного типа с понятийными сферами «животные», «растения», «природа». Живая и неживая природа уже давно служит человеку источником аналогий, некой моделью, в соответствии с которой он
представляет социальную реальность, создавая тем самым языковую картину мира.
Наши наблюдения показывают, что в абсолютном большинстве концептуальных метафор, описывающих женскую внешность в женских блогах, лежит именно обыденная категоризация. Это объясняется тем, что авторы блогов ставят целью донести собственные чувства и переживания, раскрыть своевидение мира, в том числе и образа женщины.
Самореализация личности и определение роли, которую авторы блогов создают себе и «играют», зависят от многих аспектов: от конкретной жизненной ситуации, от возраста - подростки в основном пишут о внешнем виде, об отношении к другим людям, о переживаниях по этому поводу. Таким образом, можно говорить о создании индивидуальных текстовых метафор, основанных на метафорических моделях.
В связи с этим следует отметить именно моделирующую или схематизирующую функцию метафоры, которая позволяет моделировать то или иное уникальное явление, ситуацию на основе общеязыковой картины мира.
Литература
1. Merchant G. Identity, Social Networks and Online Communication // E-Learning. 2006.
Vol. 3, № 2. P. 235-244.
2. Thomas S. Hello World: travels in virtuality. York : Raw Nerve Books, 2004. 270 p.
3. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. М. : Академия,
2004.
4. Блог Марии Мишиной. URL: http://www.blogs.privet.ru/user/krasniy_S45/130606394
5. Nowson S., Oberlander J. The Identity of Bloggers: Openness and gender in personal web-
logs, 2006.
6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 1990. С. 387-415.
URL: http://www.philology.ru/linguistics1/lakoff-johnson-90.htm
7. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование полити-
ческой метафоры. Екатеринбург, 2001. 238 с.
S. Резанова З. И. Метафора в лингвистическом тексте: типы функционирования // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2007. № 1. С. 1S-29.
9. Мишанкина Н. А. Метафора в науке: парадокс или норма? Томск : Изд-во Том. ун-та,
2010. 282 с.
10. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1 / З.И. Резанова, Н.А. Мишанкина, Д.А. Катунин ; отв. ред. З.И. Резанова. Воронеж, 2003.
11. Тимофеева Г. Женская блогосфера рунета // Новое в массовой коммуникации : альманах. 2010. Вып. 5-6. С. 92-93.
12. Информационный портал Subscribe.ru. URL: http://www.digest.subscribe.ru/woman/ beauty/n743993182.html
13. Информационный блог Milady-s. URL: http://www.miladys.org/standarty-krasoty
14. Блог о «Здоровье и Красоте». URL: http://www.bdobdo.ru/56
15. Блог Екатерины Миримановой. URL: http://www.mirimanova.ru/blogs/user_blog/ 57540
16. Блог «Я - женщина». URL: http://www.ksutakf.blogspot.ru/2011/03/blog-post_11.html
17. Блог Lissarone. URL: http://www.lissarone.blog.ru/166999571.html
18. Блог Madlen. URL: http://www.sponzhik.ru/blog/madlen/445?page=2
FEMALE IMAGE IN THE MODERN RUSSIAN-LANGUAGE BLOG Zhukauskene T.S., Mishankina N.A. Department of Chinese Language, Foreign Languages Department; Department of General Slavic-Russian Linguistics and Classical Philology, Faculty of Philology, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]; [email protected]
Keywords: blog sphere; Russian-language blog; conceptual metaphor; metaphorical model; female image.
Summary. The article considers female image in the Russian-language blog from the point of view of its metaphorical conceptualization. Metaphorical modelling of the female image in a personal female blog is considered as self-identification mechanism in the text activity. The basic metaphorical models, which represent the ideas of female appearance in the texts of Russian-language female blogs, are revealed and described in the current research.