ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 930.85=055.2
Д.М. Отелбаева
магистр социальных наук, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва, г. Астана, Казахстан
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕТЮРКСКОМ МИРЕ: ЖЕНЩИНА - ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОЧАГА, ОРДЫ, РОДИНЫ
Аннотация. В статье рассматриваются образ женщины в древнетюркском мире, концепт «женщина», его характеристики и функции. Концепт «женщина» принадлежит к числу базовых концептов в выражении ценностной картины мира в сознании определенного народа. В статье предлагается сравнение образа древнетюрк-ской женщины с образом европейской женщины раннего Средневековья, что является методом доказательства данного концепта и утверждения. Также рассматриваются: вопрос о создании идеологии «женщина-мать», обычаи и традиции древних и средневековых кочевых обществ, связанные с женщиной, вопрос о роли женщины в общественном наследии.
Ключевые слова: женщина, образ женщины, мать, традиция, древнетюркский.
D.M. Otelbaeva, L.N. Gumilyov Eurasian National University, Astana, Kazakhstan
IMAGE OF WOMAN IN ANCIENT TURKIC WORLD: WOMAN - KEEPER OF HOME, HORDE,
MOTHERLAND
Abstract. The article deals with the image of women in ancient world, the concept of "woman" and its characteristics, women's function. The concept of "woman" is one of the basic concepts in terms of values of world's picture in the minds of certain nation. The article provides a comparison of ancient Turkic women's image with the image of the European woman in early Middle Ages, which is the method of proof of concept and approval. Article also discusses the ideology of woman-mother, the customs and traditions of ancient and medieval nomadic societies associated with a woman, the role of women in the public heritage
Keywords: woman, image of woman, mother, tradition, ancient Turkic.
Объектом исследования является образ женщины в древнетюркском мире. С одной стороны, это универсальный концепт, присущий всем ментальным картинам мира, с другой -включает в себя сугубо национальную специфику древнетюркской языковой картины мира. Концепт «женщина» принадлежит к числу базовых концептов в выражении ценностной картины мира в сознании определенного народа. На развитие концепта «женщина» повлияли многие факторы, в том числе культурные, исторические, социальные, экономические. Также необходимо учитывать национальные характеристики, которые зачастую весьма специфичны.
Описывая памятник Куль-тегину, ученый Л.Н. Гумилев отмечал: «Кюль-тегин и его супруга изображены вполне реалистически: монголоидные черты - скуластость, монгольское веко, низкий прямой нос и косой разрез глаз. Особенно замечательны крепко сжатые губы жены Кюль-тегина; характеризующие ее как особу волевую и решительную» [1].
То, что во всех поминальных комплексах, наряду с изваяниями каганов, находились и скульптуры их жен, является примечательным фактом. Это свидетельствует об особом статусе женщин в древнетюркском мире. В целом хотелось бы отметить, что данная область, а именно гендерные исследования тюркских народов, достаточно слабо освещены как в российской, так и в казахской науках, что особенно подчеркивает актуальность нашего исследования.
Тюркская женщина была прародительницей рода, она олицетворяла так называемый феномен родины, который стал основной идеей святости и священности родовой территории, которую берегли на протяжении тысячелетий. В тюркских семьях отец и мать обладали равным статусом, поэтому родовое и национальное происхождение определялось как по отцу, так и по матери.
Важным является то, что древние тюрки очень серьезно относились к брачным союзам. Примечателен следующий факт: тюрком считается тот человек, у которого и отец, и мать имеют тюркское происхождение. Соответственно, тюркские парни и девушки не вступали в брак, если у жениха или невесты родители были не тюрками. Происхождению по линии матери придавалось большое значение. Так, мотивом для отстранения от престола царевича могло послужить «низкое происхождение» его матери.
На протяжении всей истории тюрков наблюдается большая роль женщины, и историки отмечают ее влияние на политическую жизнь. Женщины влияли на становление и распад отдельных государств. В тюркском обществе прочно укоренилось понятие «брачная дипломатия». В контексте исследуемой темы интересен труд ученого М.В. Моисеева «Сююн бике и брачная политика Ногайской Орды», в которой автор отмечает, что для ногаев важное значение имели междинастийные браки, а точнее, с центрально-азиатскими правителями. Брачная дипломатия ногаев была в большей степени сердцевиной всей их международной деятельности [2].
Как известно, почитание старших по возрасту характерно для стран Востока, но особенность тюркских народов заключается в том, что тюрки с большим уважением относились также к матери и к материнству в целом. Отношение к матери было подчеркнуто почтительным, «рыцарским». Сын, входя в юрту, кланялся сначала матери, а потом отцу.
Если провести сравнительный анализ, тюркская семья отличалась от семей вавилонян, ассирийцев, хеттов, китайцев и других древних народов, хотя главенство мужа присутствовало. У перечисленных народов авторитет мужа был неоспорим, он имел власть над женой и детьми. Женщины не принимали участие в политической жизни, не имели право голоса. В тюркской семье, наоборот, наблюдается почитание мужчины, его авторитет неоспорим, но к жене и детям он относится демократично, больше покровительствует им.
Тюркские верования рассматриваемого периода заключались в вере шаманам. Шаманы, в свою очередь, были уверены, что, для того чтобы творить чудеса, нужно пользоваться священной силой, заключенной в женщине. Для решения многих важных общественных и политических вопросов мужчины и женщины собирались вместе. Так, уважая мужчин, тюркские женщины в то же время не были приниженными и забитыми. Это существенно отличало их от женщин древнего Ближнего Востока.
Если рассматривать средневековую историю Запада, место женщины неоднозначно, а вот в тюркской истории женщина-мать занимает почетное место, роль ее очень велика.
У древних тюркских народов периода Средневековья существовал титул верховного правителя - каган. Так, интересно, что решение кагана считалось недействительным, если оно не было согласовано с царицей - катун. Все утверждаемые указы обязательно начинались со слов: «Каган и катун повелевают...». Когда приезжали послы из разных стран, присутствие царицы было обязательным. Существовал специальный зал для гостей-послов, где всегда с правой стороны сидел каган, а слева - его жена. Все мероприятия, которые планировались в каганате: собрания, совещания, праздники, - проходили с обязательным участием царицы-катун. Все женщины-наследницы именовались - катун.
Дом в тюркском обществе принадлежал и мужу, и жене, он считался совместной собственностью. Воспитание детей возлагалось как на отца, так и на мать, тюрки очень заботились о своем потомстве. Право особой опеки над детьми принадлежало в равной степени как отцу, так и матери. Если анализировать отношения между мужем и женой в тюркском обществе, то муж уважал свою жену и заботился о ней. Например, известно, что тюрки много кочевали. Большую часть пути тюрки-мужчины шли пешком, а их жены сидели с детьми в повозке. Тюркским женщинам наравне с мужчинами принадлежали земли, ренты, доходы [3].
О высоком статусе женщин свидетельствовало строгое и жестокое право, например, изнасилование замужней женщины каралось смертью. И любопытно, что изнасилование стояло
рядом с самыми тяжелыми преступлениями: восстанием, убийством и пр.
Если рассматривать мифологию тюрков, то и здесь отношения между мужем и женой возносятся. Несмотря на то что основная функция тюркской женщины заключалась в рождении детей, ее образ ассоциировался с богиней. Но, несмотря на высокое положение женщины в тюркском обществе, существовала тюркская дипломатия, когда женщин выдавали замуж, если это было выгодно каганам. Это были так называемые союзнические браки. Тюркская женщина была своего рода гарантом этих мирных соглашений, заключенных между великими правителями-каганами.
Тюркские мужчины, помимо законной жены, заводили наложниц. Этот обычай возник в результате сотрудничества с Китаем и древним Ираном. В целом история возникновения статуса наложниц имеет богатую историю. По-разному складывалась жизнь наложниц: одни оставались всю жизнь в прислугах, так и не увидев правителя, а вот некоторые становились любимыми женами и великими правительницами. Так, например, наложница Цыси более полувека руководила огромной империей, став его женой. После внезапной смерти императора Цыси получила титул Великой императрицы Поднебесной.
В тюркском обществе наложниц называли «кума» или «одалиски» (от турецкого «ода-лык» - комнатная женщина). Обычно наложницы отличались тем, что принадлежали другому клану, или же были привезены из военных походов. Очень много женщин-наложниц привозили из Китая, и если они принадлежала к роду китайского императора, то их называли «кончуй». В этом случае их особенность заключалась в более привилегированном положении среди остальных наложниц [4].
Состоятельные мужчины тюркского общества брали сразу несколько жен, т.е. было многоженство. Известный китайский историк Сыма Цянь пишет о многочисленных женах гуннов. Если мужчина умирал, его жена могла перейти к его младшему брату, если такой был. Это делалось для того, чтобы род продолжал свое существование.
По вполне оправданной догадке ученого А.Н. Бернштама, адаптация пленных девушек и женщин в тюркских семьях была предопределена. Наличие в тюркском обществе многоженства, сохранение вдов в семье (когда младший брат женился на вдове старшего брата) являются традициями тюркского общества. Следующая причина - это низкое социальное положение некоторых мужчин, которые не имели возможность создать семью в связи с большим выкупом (калымом) за невесту. Они были вынуждены женится на пленнице, этот факт и предопределял ее будущую судьбу. Учитывая вышеперечисленные исторически сформировавшиеся обычаи и устои тюркского общества, автор приходит к выводу, что пленные девушки должны были принять уже сложившиеся традиции.
Подводя итог успешным походам, принесшим тюркам богатую добычу и пленных, Биль-ге-каган говорил: «Бедный народ я сделал богатым, немногочисленный народ — сделал многочисленным» [5, с. 160].
Таким образом, анализируя роль женщины в тюркском обществе, мы отмечаем ее важную роль. Тюркская женщина занимала достаточно высокую позицию: принимала активное участие в политической жизни каганата, была хорошей матерью, преданной и терпеливой женой, хранительницей очага.
Важно отметить роль наложниц в тюркском обществе. Как правило, это были женщины, взятые в плен. Вообще, женщины и девушки считались главной добычей после военных походов. Женщина-пленница становилась участником семейных отношений своего господина и принимала непосредственное участие в хозяйственной деятельности. Пленница могла занять положение рабыни-служанки, наложницы, а в некоторых случаях и жены.
Список литературы:
1. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. Глава XXIV [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot24.htm. (дата обращения: 02.12.16).
2. Моисеев М.В. «Сююн бике и брачная политика Ногайской Орды» [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.academia.edu/18063897/%D0%9C%D0%BE%D0% (дата обращения: 02.12.2016).
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 411 с.
4. Алекперли Ф. Тысяча и один секрет Востока. Т. II, кн. VI: Брак и семья. - Баку: «Т» ИПЦ, 2001. - 211 с.
5. Кляшторный С.Г. Рабы и рабыни в древнетюркской общине // Древние культуры Монголии. - Новосибирск: СО АН СССР, 1985. - 235 с.