Научная статья на тему 'Православный педагог в современном культурно-образовательном пространстве'

Православный педагог в современном культурно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПЕДАГОГ / BASES OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS / BASES OF ORTHODOXY CULTURE / ORTHODOX PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванчинова-маринская Ольга Андреевна

В педагогике появились новые понятия: «Основы религиозной культуры и светской этики», «Основы православной культуры», «Православный педагог». Ведутся дискуссии о том, любой ли светский педагог может вести этот предмет, каким должен быть педагог, который сможет грамотно и деликатно, без профанаций и фанатизма преподавать православную культуру в школе. Эти вопросы определили тему данной статьи. Новизна ее заключается в авторском видении основных характеристик православного педагога, какое место он займет в современном культурно-образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванчинова-маринская Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX PEDAGOGUE IN MODERN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

In pedagogics the new notions as Bases of religious culture and secular ethics, Bases of Orthodoxy culture, Orthodox pedagogue are appeared. There are discussions that what secular pedagogue can lead this subject, what kind of pedagogue should be, who can properly and delicately, without profanations and fanaticism teach orthodox culture in school. These questions determined the theme of the article. The new issue is in author's vision of main characteristics of orthodox pedagogue, what place he will take in modern cultural and educational space.

Текст научной работы на тему «Православный педагог в современном культурно-образовательном пространстве»

УДК 371+26

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПЕДАГОГ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Ольга Андреевна ИВАНЧИНОВА-МАРИНСКАЯ

Детская музыкальная школа № 6, г. Липецк, Российская Федерация, учитель музыки, e-mail: umcfplo@mail.ru

В педагогике появились новые понятия: «Основы религиозной культуры и светской этики», «Основы православной культуры», «Православный педагог». Ведутся дискуссии о том, любой ли светский педагог может вести этот предмет, каким должен быть педагог, который сможет грамотно и деликатно, без профанаций и фанатизма преподавать православную культуру в школе. Эти вопросы определили тему данной статьи. Новизна ее заключается в авторском видении основных характеристик православного педагога, какое место он займет в современном культурно-образовательном пространстве.

Ключевые слова: основы религиозной культуры и светской этики; основы православной культуры; православный педагог.

Определение критериев отбора педагогов, которые могут вести предметы «Основы религиозной культуры и светской этики» (сокращенно: ОРКиСЭ) и «Основы православной культуры» (ОПК), чрезвычайно

важно для результатов обучения и воспитания. Преподавать этот предмет должны свет-сткие педагоги [1], т. е. педагоги со светским педагогическим образованием и работающие в светских образовательных учреждениях (а не священники). Но это не должны быть педагоги, «смотрящие со стороны на православную культуру, не понимающие и не принимающие ее по существу, сами не являющиеся носителями православной культуры. Поэтому желательно, чтобы данный предмет преподавали православные педагоги с педагогическим образованием и работающие в светских школах. Такую позицию разделяют православные священники и священнослужители других конфессий, многие родители, педагоги и общественные деятели, за исключением тех, кто вообще против введения ОРКиСЭ в школах [1, 2].

В данной статье представлено авторское видение того, каким должен быть пра-

вославный педагог и какое место он занимает в современном культурно-образовательном пространстве.

Духовные традиции русского народа исторически связаны с православием, что неоднократно отмечалось в философских, исторических, педагогических, психологических и литературных трудах светских авторов и православных священников. Единство народа, связь поколений обеспечиваются передачей духовно-нравственных традиций через целенаправленное, организованное и спонтанно протекающее воспитание [2, 3]. Открытый возврат России к Вере и Церкви связан с осмыслением роли православия для государства и народа, для личности.

Некогда православие стало основой для единения русского народа, для усиления и централизации государства. Наш народ ис-покон веков объединяла вера. По К. Д. Ушин-скому, если будут разрушены вера (православие) и язык, начнется гибель народа [4, с. 16]. Народ и государство объединяются прежде всего духовно. И если духовные основы единения людей разрушаются, то разрушается и само единство народа и государ-

ства. В этой связи Т. У. Тучкова пишет: «Крещение Руси, ее объединение в вере, ее стремление к стяжанию Духа Святаго, к духовному преображению стали основой для ее духовно-нравственного становления, усиления пассионарности народа, для проявления позитивных созидательных творческих сил, для государственной централизации. Отступление от веры исторически всегда приводило к падению нравственности, ослаблению государственности. И история дает нам неопровержимые доказательства того, что только укрепление веры и нравственности, покаяние и возврат к Закону Божьему, к своим святыням, упование на Господа могут дать нам надежду на восстановление наших сил, на объединение народа и возрождение нашего православного Отечества под святым небесным Покровом» [4, с. 15].

Таким образом, отрыв нравственного воспитания от духовного воспитания разрушает вековую преемственность традиций нашего народа и, по сути, разрушает его единство. В настоящее время этот трудно оспоримый факт признают и государственные деятели [5-7]. Так, на 14 Международных Рождественских образовательных чтениях В.В. Путин подчеркнул, что «обращаясь к истокам Русского патриотизма, нельзя не отметить, что, в его основе, так или иначе, лежат духовные, нравственные основы Православия» [8].

Для личности отрыв Веры от нравственности приводит к релятивизму в сфере морали, к выстраиванию удобных для каждого самостоятельных моральных ориентиров, вплоть до внутренней вседозволенности, которая внешне ограничивается юридически. Такой моральный релятивизм и допущение того, что «все можно, если Бога нет», очень часто приводят личность к внутреннему нравственному краху и негативным социальным проявлениям (от эгоизма и безжалостного равнодушного отношения к окружающим до наркомании, преступлений и суицида).

Поэтому значительная часть нашего общества сейчас считает необходимым возврат к традиционному духовно-нравственному, православному воспитанию. По данным опросов, проведенных кафедрой педагогики и психологии Липецкого областного института усовершенствования учителей ЛОИУУ в школах № 14 и № 19 г. Липецка и в школах

№ 1, № 5 г. Ельца в 2000-2002 гг., более одной трети родителей хочет, чтобы их дети получили православное воспитание в школе, и 95 % всех опрошенных родителей хотят, чтобы их дети были знакомы с православными традициями. Они понимают, что историю России и ее современность невозможно осмыслить, если не знать или превратно истолковывать смысл православного христианства, которое на протяжении 2000 лет было державообразующей религией России.

Современная школа должна учитывать социальный заказ в области образования. Здесь мы анализируем в соответствии с нашей темой положение дел с православным воспитанием. Но аналогичная ситуация присутствует и у других конфессий, особенно в местах компактного проживания мусульман.

Именно поэтому с 1 апреля 2010 г. учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) включен Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента экспериментально. При успешной реализации эксперимента с 2012 г. предмет будет преподаваться во всех регионах Российской Федерации во втором полугодии 4-го и в первом полугодии 5-го класса, т. е. в течение одного года. Предмет включает 6 модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»), из которых ученики или их родители могут выбрать один для изучения [1]. О необходимости подготовки к этому педагогов, о повышении требований к ним пишут сейчас многие исследователи и общественные деятели. От православного педагога требуется высокая степень этичности, корректное совмещение православного воспитания детей из верующих семей и светского воспитания детей из неверующих семей, которое не исключает информирования о православных традициях нашего Отечества.

Сами педагоги осознают важность специальной подготовки к преподаванию ОПК в школах. В 1998-2002 гг. кафедрой педагогики и психологии ЛИРО был также проведен опрос 1876 педагогов, которые повышали свою квалификацию по различным предметам в ЛИРО, а также 237 слушателей на фа-

культете повышения квалификации - руководящих работников учреждений образования в ЛГПУ. Опрос показал, что 77 % педагогов и руководящих работников считают, что православное воспитание школьников необходимо, но при этом почти все педагоги отмечают, что сами они не готовы к этому. Желание получить соответствующее образование и принять посильное участие в православном воспитании школьников и молодежи выразили 653 педагога из опрошенных, и более половины опрошенных хотели бы получить такое образование для себя. 420 учи-телей-предметников отметили, что им бы хотелось быть не просто трансляторами, а соавторами-разработчиками учебно-методического обеспечения воспитательного процесса, однако для этого тоже необходима специальная подготовка. Этот анализ статистически подтверждает востребованность соответствующей подготовки педагогических кадров в Липецкой области.

Кто же такой православный педагог? Какова его роль и его место в педагогическом сообществе и в культурно-образовательном пространстве сегодня?

Педагоги различаются по сфере деятельности (педагоги-предметники), по типу образовательного учреждения, в котором они работают (педагоги общеобразовательных школ, православных гимназий и церковных школ, учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений), по ступени школьного образования, которым они занимаются (педагоги начальной, средней, старшей ступени). Но прежде всего педагоги, как и люди вообще, различаются по своему мировоззрению и вере.

Православный педагог - это, прежде всего, православный человек, для которого основополагающими являются христианские духовно-нравственные принципы - заповеди Божии. Это человек, который исповедует православие, понимает сущность христианства / православия, воцерковлен и старается вести соответствующий образ жизни. Он понимает, что «православное образование должно быть неразрывно с воцерковлением, не должно отстоять от Церкви. В противном случае оно вырождается в сектантство или ересь. Православное образование заинтересованных в этом детей и взрослых требует от педагогов большой осторожности, ответст-

венности и соответствия слов и образа жизни. По словам Аввы Исайи: «Тот тщетно учит, чьи дела противны учению». Святитель Тихон Задонский остерегает: «Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него» [4, с. 98-99].

Во-первых, православный педагог это верующий человек, работающий педагогом. Православный педагог может работать преподавателем основ православной культуры и религиоведения или учителем истории, литературы, МХК и так далее в воскресной школе, православной гимназии или общеобразовательной школе, в группе продленного дня или в профильных классах, на начальной или на старшей ступени, в вузе или ДОУ.

Во-вторых, это человек, который считает, что его собственные дети и ученики, которые изъявили желание, должны иметь возможность в школе получить неискаженное представление о православном вероучении или, как минимум, о православной культуре. Православный педагог относится с благоговением к своему предмету - православному вероучению и православному воспитанию детей и молодежи.

В-третьих, это профессиональный педагог с педагогическим образованием, подтвержденным документами государственного образца. Наверное, можно называть православным педагогом того, кто педагог «от Бога», но без специального образования и документов об образовании, но в школу такого вряд ли допустят. Более того, в негосударственных церковных школах предпочтение, как правило, отдается либо священникам и монашествующим независимо от образования, либо верующим педагогам-профес-сионалам. А мы говорим в нашей работе о православном образовании детей и молодежи, прежде всего, в светских государственных образовательных учреждениях.

Кроме того, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что есть люди с педагогическим образованием, которые совершенно профессионально не пригодны к педагогической деятельности: не владеют дисциплиной, не видят класса, не видят личности, а лишь массу, не умеют объяснить, организовать работу учеников и пр.

И в данном контексте православный педагог - это профессиональный верующий пе-

дагог, имеющий опыт успешной педагогической работы и авторитет у родителей и детей.

В-четвертых, это должен быть педагог, знающий и понимающий православную педагогику. Ведь часто верующие люди со светским педагогическим образованием, которые более или менее успешно работают в светских образовательных учреждениях, не справляются с православным воспитанием:

- либо привносят в него фанатизм и чрезмерную жесткость, авторитарность, часто в сочетании с сухой дидактизированной манерой преподавания, используют рассказы и иллюстративные материалы для запугивания, запрещают задавать вопросы на занятии;

- либо привносят в него псевдодемократизм, позволяющий без должного благоговения говорить о вопросах веры, устраивать дискуссии школьников по богословским вопросам, которые, безусловно, находятся вне их компетенции, разгадывать кроссворды, пересказывать мистические истории и пр.;

- либо используют для воспитания массовые организационные формы, в которых нет ничего плохого, но которые по сути не соответствуют духу православного воспитания (например, соревнования);

- либо используют католические и протестантские источники информации, иллюстрированные издания, в которых представлена в основном западно-европейская живопись. Вообще в этом нет ничего плохого, западную живопись, архитектуру, музыку надо знать, но это желательно делать не на предмете «Основы православной культуры»,

а, например, на МХК. На предмете «Основы православной культуры» должно быть представлено искусство, соответствующее по духу православной традиции, а иные по характеру произведения искусства могут быть представлены в ограниченном количестве, например, для сравнения.

Именно православная педагогика, имеющая свою специфику, поможет педагогу избежать этих досадных нарушений в православном образовании. Православная педагогика помогает вернуться к христианскому пониманию учительского служения, педагогического труда.

Православный педагог не должен навязывать своих взглядов учащимся, но и не должен их скрывать, если они не противоречат юридическим и моральным законам об-

щества и государства. Педагог не должен отвлекаться на информацию, которая не имеет отношения к преподаваемому предмету. Но и вполне может рассказать на уроках биологии и физики, какими людьми были Ньютон, Ломоносов, Паскаль.

Православный педагог действует в строгом соответствии с законом и по благословению священника.

Православный педагог - это человек, который сердцем и умом понимает, что такое «взыскующая Любовь к детям», уважает их и умеет найти разумную обусловленную любовью меру между свободой и требовательностью к ним.

И, наконец, это педагог, который хочет заниматься православным воспитанием и принимает на себя ответственность за его результаты. Это педагог, который работает или изъявляет готовность работать в образовательных учреждениях и преподавать религиоведческие дисциплины, или, преподавая обязательные предметы школьного цикла, уделяет пусть и малое время тому, чтобы показать христианский взгляд на изучаемые вопросы или христианское отношение друг к другу и к окружающему миру.

Таким образом, православный педагог это:

- верующий воцерковленный человек, который старается жить по Закону Божьему, любит детей и вообще людей, относится с благоговением к православной вере;

- педагог, который хочет заниматься православным воспитанием и принимает на себя ответственность за его результаты;

- педагог-профессионал (с педагогическим образованием), владеющий основами светской и православной педагогики, имеющий положительный опыт педагогической работы и благословение священника на православно-педагогический труд в образовательном учреждении и несущий свое служение в школе в строгом соответствии с законами.

Роль православного педагога (воспитателя и просветителя) в современном культурно-образовательном пространстве в настоящее время заметно возрастает.

Это, во-первых, вызвано постепенным возвратом православных традиций в нашу

жизнь и с потребностью людей в православной культуре.

Вторая причина повышения роли православного педагога связана с расширением сферы его деятельности:

- с официальным разрешением вводить предмет «Основы православной культуры» в государственных образовательных учреждениях;

- с востребованностью факультативов духовно-нравственной направленности (на основании желания родителей, договоров о сотрудничестве Церкви и школы и документального подтверждения права учителя преподавать предметы духовно-нравственного цикла);

- с возможностью и необходимостью на предметах школьного цикла использовать информацию о христианском мировоззрении государственных деятелей и выдающихся деятелей науки и искусства. Кроме того, учителя-предметники все больше приходят к пониманию того, что правильно осмыслить большинство литературных, живописных и музыкальных произведений, а также исторических фактов невозможно, избегая вопросы православия;

- с расширением сети воскресных школ и количества посещающих их детей;

- с функционированием летних право -славных лагерей отдыха;

- с появлением кадетских классов, где обязательно преподаются в той или иной форме основы православия;

- с расширением православного воспитания в детских домах, центрах для детей и молодежи с ограниченными возможностями, реабилитационных центрах, детских исправительных учреждениях и др.

В-третьих, православная культура занимает все большее место в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах и библиотеках [9-11].

Таким образом, налицо востребованность в обществе подготовленных православных педагогов.

Но и требования общества к православному педагогу, к процессу и результатам его работы тоже растут.

Чем больше люди приходят в храмы, слушают проповеди, читают самостоятельно православную литературу, смотрят и слушают серьезные качественные передачи, тем

более взыскательны они к работе православного педагога с их детьми.

Представители администрации образовательных учреждений тоже контролируют качество православного воспитания, если таковое с согласия родителей имеет место.

Наконец сами дети многое узнают о православии из различных источников и задают зачастую педагогу совсем не легкие вопросы.

Кроме того, православному педагогу приходится работать в условиях сопредельной деятельности других конфессий, сект, учить детей веротерпимости по отношению к другим и правилам религиозной безопасности по отношению к деструктивным сектам.

Также педагогу приходится противостоять попыткам исказить истинный смысл православия.

Поэтому к православно-педагогическому труду нужно быть подготовленным и в духовном, и в профессиональном плане, понимать сущность и влияние православных традиций в образовании, возможности диалога и, в определенной мере, единства православной и светской педагогики, в первую очередь в теории и практике воспитания.

Кроме сказанного выше православный педагог - это исследователь, который всячески содействует преодолению разрыва между светской и православной педагогикой, их конструктивному взаимодействию и единению в деле воспитания школьников и молодежи. Православный педагог-исследователь сознательно стремится к взаимообогащению светского и православного направления в педагогике, надеется, что это не просто шаг к сближению или формальной суммарной интеграции идей, а поиск путей объединения двух направлений педагогики на духовнонравственной основе. Однако даже если такого объединения сейчас нет, сам диалог Церкви и школы уже ведется и сотрудничество в области образования пусть медленно, но развивается. Философы, педагоги, церковные и общественные деятели все настоятельнее высказывают убеждение, что только обращение к отечественным ценностям и святыням, к православной педагогике может помочь преодолеть духовный кризис, противостоять деструктивным тенденциям. А цель христианской педагогики, христианского воспитания - духовное преображение и спасение человека для жизни вечной с Богом и в

Боге. Выразителем и проводником этой идеи является православный педагог.

Таким образом, православный педагог и православная педагогика со своей стороны оказывают сегодня заметное влияние на культурно-образовательное пространство современной России.

1. Приветствие Президента РФ В.В. Путина участникам и гостям 14 Международных Рождественских чтений. иКЬ: http://www.fap. ru/index.php?nt=news&id=5554&print=1. Загл. с экрана.

2. Никандров Н.Д. Российское образование: сотрудничество государства и Церкви. иКЬ: hp?option=com_content&view=article&id=1489 :^х-1-г-2401-2011-&еаШ=65:2009-12-17-20-36-16&Itemid= 100http://dusha-orthodox.ги/ ш-dex.php?option=com_content&task=view&id=2 05&Itemid=42. Загл. с экрана.

3. Никифоров Е.К. Стратегия и тактика православного образования // Международные Рождественские образовательные чтения. М., 2001.

4. Цит по: Стрижев А. Православная педагогика: страницы истории // Сборник: Школа православного воспитания. М., 1999.

5. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии 19 Международных Рождественских образова-

тельных чтений. иКЬ: http://www.otdelro.

ru/index.php?option=com_content&view=article <Ш=1489:-хіх-1-г-2401-2011-&саШ=65:2009-12-17-20-36-16&Itemid=100. Загл. с экрана.

6. Приветствие Президента РФ Д.А. Медведева

участникам и гостям 19 Международных Рождественских чтений. иКЬ: http://www.

eparhia.ru/news/?ID=24203. Загл. с экрана.

7. Приветствие Председателя Правительства РФ

В.В. Путина участникам 19 Международных Рождественских образовательных чтений. ЦЯЬ: http://www.eparhia.ru/news/?ID=24203.

Загл. с экрана.

8. Тучкова Т.У., Иванчинова-Маринская О.А. Размышления о православном образовании М., 2004.

9. Рачинский С.А. Сельская школа. М., 1991.

10. Церковь и современный мир на пороге нового тысячелетия // Рождественские чтения. М., 2001.

11. Основы религиозных культур и светской этики. иКЬ: http://yandex.ru/yandsearch?text=% D0%9E%D0%A0%D0%9A%D0%B8%D0%A1 %D0%AD.%20%D0%92%D0%B8%D0%BA% D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8 %D1%8F&site=wikipedia.org&c1id=40316&1r= 9. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 23.Q6.2Q11 г.

UDC 371+26

ORTHODOX PEDAGOGUE IN MODERN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

Olga Andreyevna IVANCHINOVA-MARINSKAYA, Child’s Musical School № 6, Lipetsk, Russian Federation, Teacher of Music, e-mail: umcfplo@mail.ru

In pedagogics the new notions as “Bases of religious culture and secular ethics”, “Bases of Orthodoxy culture”, “Orthodox pedagogue” are appeared. There are discussions that what secular pedagogue can lead this subject, what kind of pedagogue should be, who can properly and delicately, without profanations and fanaticism teach orthodox culture in school. These questions determined the theme of the article. The new issue is in author’s vision of main characteristics of orthodox pedagogue, what place he will take in modern cultural and educational space.

Key words: bases of religious culture and secular ethics; bases of orthodoxy culture; orthodox pedagogue.

13Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.