ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ Ш. АБДЫРАМАНОВА
Абдыраманова А.Ш.
Абдыраманова Айнагуль Шабданбаевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и истории русской литературы, факультет славяноведения, Бишкекский гуманитарный университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье анализируются произведения кыргызского писателя Шабданбая Абдыраманова, который часто обращался к образам учителей для решения вопросов морали и нравственности в современном обществе. Большой учительский опыт, жизненные наблюдения дали возможность разносторонне представить свой идеал учителя, в лучших традициях советской литературы. В то же время писатель сумел высветить самые неприглядные стороны человеческого характера, общественного развития, системы образования, что было скорее в традиции реалистических образцов литературы II половины XIX века. Ключевые слова: образ учителя, Ш. Абдыраманов, нравственная проблематика, биографический метод, гуманизм, идеал, кыргызская литература.
Пристальное внимание к учительскому труду, морально-нравственным качествам педагога, степени образованности, широте кругозора характерно для каждого общества. Это связано с задачей, которую учитель выполняет в обществе - прививает традиционные ценности и передает знания, накопленные человечеством.
В наше переходное время прежние ценностные ориентиры меняются, а на их место приходят западные, зачастую совершенно далекие от этнических ценностей, а иногда прямо им противоречат. Новые рыночные отношения влияют на оценку учительского труда, меняют роль учителя в социуме. Учитель перестает быть примером для подражания, все большее значение в формировании нового поколения играют новые технологии, интернет, западные либеральные ценности становятся приоритетными. Существует даже мнение, что труд учителя вскоре полностью сменит компьютер. Но есть вещи высшего духовного порядка, глубинные и вечные, которые могут передаваться или восприниматься только человеком (учителем) и чаще через собственный пример. Настоящий учитель не просто дает знания по предмету, но и оставляет след в душе каждого человека, помогая сформироваться этой душе, он продолжает преподавать главную науку жизни — науку быть человеком.
Каким должен быть учитель современный учитель, каково его предназначение сегодня? Ответы дает литература, которая хранит самые разнообразные образы учителей, служащие примером высокой нравственности и духовного совершенства. В ней можно проследить, как на каждом историческом этапе выдвигают новые требования к учителю, образ идеального педагога или каким он не должен быть.
Основным критерием оценки учителя остаются моральные качества педагога, глубокое знание не только предмета, но и широкий кругозор, гуманное отношение к ученикам.
Наша национальная литература решала задачи общесоюзного значения, имея при этом свои особенности. В кыргызской литературе практически не представлена проблема противостояния учителя и ученика, что связано с одной стороны с менталитетом народа, где почитание старших является неоспоримой истиной, с другой стороны, особое отношение к обучению. Исследователь О. Ибраимов подчеркивает: «...люди начали понимать и острее, чем раньше, осознавать, что безграмотность и темнота виной всему тому, что пришлось пережить кыргызам в прошлом. В целом, желание учиться и овладевать знаниями
охватило все слои кыргызского населения, а после, в 20 -30-е годы, превратилось в мощную национальную идею» [1].
У кыргызов образованный человек пользовался уважением и почетом, его почтительно называли «молдоке» («ученый человек»), а в литературе возвышенно-романтические образы учителя были представлены практически во всех произведениях начального периода развития литературы. В повести «В дни неволи» С. Карачева (1928) это образ Жунуша, отмечает в своей монографии А. Абдыраманова: "Сын бедняка, своим талантом и прилежанием добившийся успехов в обучении, сам занимается просветительской деятельностью, является неординарным учителем. Перед нами предстает идеально положительный герой. Излишняя идеализация приводит к некоторому схематизму и однобокости образа Жунуша" [2, 18].
Такая возвышенно-романтическая традиция изображения учителя сохраняется во многих произведениях и в дальнейшем. Проблемы воспитания молодого поколения, освещаемые в русле политических директив, стали повести Н. Байтемирова «Молодое поколение» (1951), «Сагын» (1953), Ш. Бейшеналиева «Настоящая дружба» (1950), роман Т. Сыдыкбекова «Дети гор» (1953). Как отмечают литературоведы, начиная со второй половины 50-х годов «... С середины пятидесятых годов в советской прозе все больше возрастает — или, лучше сказать, становится явным и осознанным — интерес к человеку, его духовным и этическим ценностям. Все большой вес приобретает нравственная и гуманистическая проблематика» [3, 30].
В этом контексте показателен образ учителя Дуйшена в повести Ч. Айтматова «Первый учитель» (1962). Соответственно задаче времени Ч. Айтматов показал образ коммуниста-ленинца и высокий пафос просветительства.
Предметом нашего исследования являются духовные, этические ценности, нравственность и гуманизм учителя в понимании кыргызского писателя Шабданбая Абдыраманова в сборнике «9^м» («Приговор») (1966).
Актуальность работы заключается в том, в кыргызском литературоведении практически нет диссертаций, полностью посвященных образу учителя в литературе. Анализ образов учителей можно встретить в отдельных главах диссертаций, о творчестве кыргызских писателей: «Художественное мастерство Ч. Айтматова» (1998) Бакашовой Ж; «Идейно-эстетические особенности творчества Ж. Мавлянова" (2015) Ызабековой Д.; "Романтические тенденции в кыргызской прозе" (1999) Дюшебековой Б. и т.п. Средства поэтики при создании образов учителей в творчестве Ш. Абдыраманова исследуются в статьях: «Биографические мотивы в повестях и рассказах Ш. Абдыраманова 60-х гг.» (2004), «Проблемы культурной трансформации в повести Ш. Абдыраманова «Бийик жылдыздар» («Высокие звезды») (2011) автором данной статьи.
Целью исследования является выявление духовно-нравственной и этической проблематики произведений об учителе в творчестве Шабданбая Абдыраманова.
Образ учителя в творчестве Ш. Абдыраманова занимал особое место. Свое понимание духовности, этики, гуманности и нравственности автор выразил через образы учителей уже в первых произведениях, написанных в прозе. Биографический метод исследования в данном случае является, на наш взгляд, наиболее приемлемым. Исследователь А. Пазылов писал: «главное достоинство его романов, и не только романов, заключается в ином: углубленное изучение внутреннего мира современника и увлекательный рассказ об увиденном, пережитом» [4]. Критика негативных явлений в обществе, по сути, ближе к реализму второй половины XIX века, нежели социалистическому реализму. «Общественно-политический анализ, личные высказывания автора по тем или другим проблемам социальной жизни людей, современности носят острый характер, опираются на конкретные факты» [4].
Ш. Абдыраманов (1930-1998) на примере образа учителя исследует состояние морали общества и человека. Главными героями повестей «Айдана», «Высокие звезды», «Приговор», романа «Меч Домока», стали учителя. В других, как второстепенные персонажи, играют важную роль в раскрытии авторского понимания нравственного облика учителя: повести «Мои знакомые», «Люди с открытым сердцем», романы «Зеленая планета», «Белый свет».
Основатели биографического метода в литературоведении Ш. Сент-Бёф, Г. Лансон утверждали, что личность писателя определяет творческие процессы, что творчество писателя является выражением его личного жизненного опыта. «Биографический метод в литературоведении - это способ изучения литературы, при котором контекст жизненного опыта писателя и его личность рассматриваются как основополагающий фактор творчества. Связь между личностью писателя и его произведением в свете биографического метода оказывается определяющей» [5].
Итак, обратимся к фактам биографии Ш. Абдыраманова. По окончании семилетки в 1945 году он начал работать в начальной школе «Кайтпас» Ачинского района. В 1948 году окончил Джалал-Абадское педагогическое училище, а в 1951 — годичный учительский институт, работал в сельских школах сначала учителем, завучем, затем семь лет был директором в родной школе, преподавал кыргызский язык и литературу. В 1958 году закончил заочное отделение филологического факультета Кыргызского государственного национального университета.
Кыргызская писательница З. Сооронбаева отмечала: «Конечно, насколько хорошо писатель знает жизнь (профессию) описываемого им персонажа, настолько хорошо сможет написать произведение. Он сможет по-настоящему оценить, какова эта жизнь. если сам не испытал, не прочувствовал. трудно сказать одно или другое» [6, 8]. (Перевод наш - А. А.).
В сборник «9^м» («Приговор») [7] вошли три произведения «Айдана», «Приговор», «Высокие звезды», в каждом из них главными героями выступают учителя. Поэтика названия повести «Приговор» Ш. Абдыраманова определяет авторское отношение к своему герою. Повесть вызвала большую дискуссию среди читателей и критиков, т.к. поднимала тему алкоголизма, болезненную и острую, процесс нравственной деградации учителя, директора школы, а затем работника районо - Артыка. Критики того времени выдвигали главный аргумент, что алкоголизм в социалистическом обществе - явление не существующее, тем более связанное с образом учителя. На самом деле проблема существовала, об этом свидетельствуют фильм Т. Океева «Улан» (1977), повесть М. Байджиева «Последний раунд» (1986), с которыми зрители и читатели познакомились через десятки лет.
Повесть Ш. Абдыраманова была одной из первых на эту тему в кыргызской литературе. И это был определенный вызов системе, общепринятому установленному мнению. Повесть запретили к отдельному изданию, и, лишь после обсуждения и одобрения в Москве, она была издана только через шесть лет на кыргызском языке.
Повесть начинается с приезда Артыка в школу, его сразу назначают директором начальной школы и секретарем комсомольской организации. Жизнь персонажа прослежена на протяжении более 30 лет. Вначале он проявляет себя хорошим организатором, умеет сходиться с людьми, что помогает продвижению по службе (добился внепланового строительства школы, улучшил качественные показатели школы). Артык влюбляется в простую девушку Айдай, женится на ней, радуется рождению сына.
Отрицательные качества героя - завистливость и предубеждение проявляются во время проверки одной из школ, когда он был заведующим районо. В авторском отступлении утверждается: «Артык не смог понять истину, что распознать внутренний мир человека - самое трудное, ценное и почетное качество» [7, 37]. (Перевод наш - А.А.)
Изменение личности показано не только через внешний портрет, но и через изменения внутреннего сознания. Возмущенный решением снять его с должности и определить рядовым учителем, Артык думает: «Не такое уж это дело, а, посмотри, как орет... Зависть... Если кто-то выпил водки, разве это политическая вина?» [7, 168]. (Перевод наш - А.А.) Нравственная деградация влияет на семейные отношения: обвиняя в жизненных неудачах жену, уже подарившую ему сына, он мечтает о новой жене - грамотной и образованной. Продажа дома, уход из семьи, где остался больной ребенок, показывает степень его нравственного падения. Автор показал попытку устроить жизнь по-новому с женщиной, отвечавшей его «новым требованиям». Но все повторяется снова, и пристрастие к алкоголю, и предательство жены, невнимание к дочери. Чувство вины приходит после отрезвляющих дней в тюрьме и вина эта не столько за преступление, сколько за несостоявшуюся жизнь героя, за сиротство детей, за несчастливую жизнь жен. Автор окончательно делает акцент на нравственной несостоятельности героя.
Размышляя над причинами жизненной трагедии, можно сказать, что Артыку все досталось легко и быстро (карьера, любовь), и потому «что легко достается, мало ценится». Чрезмерное самомнение, слабость характера (неумение отказаться от угощения и выпивки, неумение отличить лесть от дружбы) постепенно приводят к пристрастию к алкоголю, Артык переоценил свои возможности, Немаловажную роль играют традиции гостеприимства и чинопочитания в обществе - испытание, которое не смог преодолеть герой. В авторском отступлении подчеркивалось «У человека должна быть цель в жизни. Используя все пламя жизни, все биение сердца, он стремится достичь ее. Была ли такая цель у Артыка? Была. Прошли месяцы, годы, смогли он сохранить эти светлые чувства? Нет! Стоявшие перед ним высокие цели он променял на благополучие. Обнищал духовно. Не смог устоять против повседневных удовольствий. Удовольствовался немногими успехами, возгордился, потухла инициатива.» [7, 169]. (Перевод наш - А. А. )
В этой повести запечатлены собственные впечатления автора первых лет работы (назначение директором школы, улучшение показателей школы, строительство нового здания, установление контактов с населением и др.)
Вторая повесть «Бийик жылдыздар» («Высокие звезды») [8] нравственно -психологическая. Здесь автор наиболее полно представляет свой идеал на примере школьного учителя Сейита. Повесть предваряется эпиграфом «Бывшим коллегам, учителям посвящается» [8, 36]. (Перевод наш - А.А.). Автор представляет свою интерпретацию морально-нравственного облика современного учителя, проблем образования. Поэтика названия «во многом определяет ее пафос (повести), а посвящение - ее биографическое содержание» [9, 120].
Сюжет построен на противопоставлении жизненных позиций Сейита и Бектена -друзей детства и молодости. Оба мечтали стать учителями и мечта сбылась. Оба получили возможность работать в вузе. Бектен принял «правила» работы в вузе и пользовался всеми ее «привилегиями». Сейит же через год бросил престижную работу в вузе и уехал в сельскую школу, т.к. считал неприемлемыми для себя такие негативные явления как взяточничество, «покупка оценок», и прочее. Через сравнение действий, поступков и речи персонажей, автор представляет две жизненные позиции людей одной профессии и возраста на вопросы морали и нравственности, науки, искусства и культуры, на материальное благополучие и отдых.
Автор использует разные средства для раскрытия характеров и представлений персонажей о мире. Бектен - «Живешь в селе, а мысли витают высоко». Сейит -«По-моему, Бектен, где бы человек ни жил в городе или деревне, для его духовной жизни нет разницы». Бектен - «Очень даже есть». Анийпа - «Да, прекратите ... Не говорите мне о селе. Помнишь Бектен, в прошлом году мы были в доме директора школы? У него даже шифоньера не было. Самое главное - мебель, лучше венгерская
или эстонская. Все это уже стало необходимым условием жизни культурной семьи». [8, 64-65]. (Перевод наш - А.А.)
Через образы Бектена и Анийпы перед нами развернута позиция мещан от интеллигенции, где показателем высокой духовной культуры, жизненного благополучия, становится внешняя сторона, вещный мир.
Через образ Сейита писатель представляет часть интеллигенции, которая вне зависимости от места жительства элитарна, самодостаточна. Сейит понимает ценность и значение искусств, о чем свидетельствуют его рассуждения об искусстве экспрессионистов, в свободное время он едет Ленинград, чтобы полюбоваться памятниками архитектуры. «Удивлялся архитектуре великого Растрелли. Провел 3 дня в Эрмитаже, но мало. Что такое три дня для этого хранилища мирового искусства?» - говорит Сеит. (Перевод наш - А. А.) [8, 66-67]. Он много читает, в том числе зарубежных авторов (Ф. Кафка, А. Зегерс, В Вулф и др.).
Сейит отказался от работы в вузе, от карьеры военного переводчика и даже работы в советском посольстве за рубежом, потому что главное предназначение своей жизни Сейит видит в школе, в детях, он готовится к этому духовно. И путь школьного учителя для него не был безмятежен, это был путь борьбы с формализмом и схематизмом, старыми методами преподавания. В его биографии было место и политическим обвинениям за использование «неприемлемых» методов преподавания. Сейит был отстранен от работы, боролся за свою правду, за свои идеалы. И эта борьба продолжается! Самое главное его желание - научить детей самостоятельному мышлению, научить свободному выражению своего мнения. Для характеристики качества учительского труда Сейита автор приводит слова бывшего ученика Каратая: «Вы один из одного, двух, трех почитаемых людей. Я считаю вас одним из первых, кто посеял семена стремления к науке во мне.»; «Вы не только хороший учитель, но и человек, имеющий масштабно размышлять по поводу разных вещей, обладающий глубоким взглядом на жизнь.»[8, 53,54]. (Перевод наш - А.А.)
Отношение к классической и национальной музыке - еще один показатель высокой культуры Сейита, он не только слушает, но глубоко проникается ею. Для Сейита это нечто, задевающее глубинные струны души. Простое перечисление любимых классических произведений Сейита (Григ, Скрябин, Бетховен, Равель), говорит о многом. Если вспомнить, то еще в понимании немецких романтиков XIX века, именно музыка способна раскрыть сущность человека и только люди искусства способны проникнуть в суть вещей и возвыситься над толпой, то позиция писателя относительно героя становится понятной. Это идеализированный тип правдоискателя, каких немало в его творчестве. Таков идеальный учитель в понимании Ш. Абдыраманова.
Образы учителей в кыргызской литературе окружены романтическим ореолом, возвышенны, что, соответствует задаче советской литературы. Ш. Абдыраманов внес свой вклад в создание галереи образов учителей. Автор представляет тернистый путь идеального всесторонне развитого, высокообразованного учителя Сейита. Освещение проблем современного общества и морально-нравственного облика современника через образы учителей не могло быть полным без представления и негативных моментов общественного развития. Это и нравственная деградация человека под влиянием алкоголизма, чья профессия способствует формированию детских душ, учит быть человеком.
Опыт работы в школе, преподавателем кыргызского языка и литературы, а затем директором школы, глубокое знание жизненного материала, «местного колорита», характера социальных отношений помогли Ш. Абдыраманову в создании достоверных и впечатляющих образов.
В каждой из повестей биографический материал получает непосредственное выражение в образах и соотносится с фактами жизни. В одних случаях реальная история из жизни берется полностью и путем творческой переработки возводится в
степень типического, в других случаях придуманная история приобретает конкретное
выражение через образы людей, имевших прототипы в жизни.
Список литературы
1 Ибраимов О. Я читаю, значит, существую // Радио Азаттык. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rus.azattyk.Org/a/28256015.html/ (дата обращения: 12.07.2017).
2 Абдыраманова А. Поэтика повестей современных кыргызских писателей (70-80-е гг.): монография. Б.: Сарыбаев Т.Т., 2017. 151 с.
3 Современная русская советская литература. В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. М.: Просвещение, 1987. 253 с.
4 Пазылов А. Юбилейные статьи // Новая литература Кыргызстана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hteratura.kg/articles/?aid=2158/ (дата обращения: 10.07.2017).
5 Биографический метод в литературоведении // Литературный словарь терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litdic.ru/biograficheskij-metod/ (дата обращения: 12.07.2017).
6 Орокчиев Т. Аталар сeзY - Тецирдин деми. (Слова отцов - дыхание Тенира). Б.: ЖЧК Салам, 2016. 336 с.
7 Абдыраманов Ш. в^м. Повесттер. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. 242 с.
8 Абдыраманов Ш. Бийик жылдыздар (Высокие звезды) // вкум. Повесттер. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. С. 36-105.
9 Контекст кыргызской и русской литературы в Кыргызстане // Статьи, доклады, сообщения. Бишкек. Бишкектранзит, 2004. 199 с.
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Садыбекова С.И.
Садыбекова Салима Избасканкызы - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра практического английского языка, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан
Аннотация: данная статья рассматривает один из важнейших факторов формирования толерантного сознания личности в условиях глобального образования - углубление поликультурной направленности языковой подготовки студентов неязыковых вузов. Следует отметить, что принцип сочетания обучения иностранным языкам с изучением соответствующих цивилизаций, является необходимым аспектом, который нужно учитывать в процессе преподавания иностранного языка и иноязычной культуры. Это, в свою очередь, будет способствовать приобретению богатого опыта социокультурного общения, который содействует приобщению к глобальным ценностям цивилизации. Ключевые слова: поликультурное образование, неязыковой вуз, иностранный язык, полиязычное образование, языковая подготовка.
Развитие любой страны всецело зависит от повышения образовательного, нравственно-эстетического и поликультурного уровня молодых специалистов. Стратегия поликультурного образования как антитеза монокультурным