Научная статья на тему 'ОБРАЗ ТУРКМЕНСКОГО СКАКУНА В ТВОРЧЕСТВЕ ТУРКМЕНСКОГО ХУДОЖНИКА РАХМАНА РАХМАНОВА'

ОБРАЗ ТУРКМЕНСКОГО СКАКУНА В ТВОРЧЕСТВЕ ТУРКМЕНСКОГО ХУДОЖНИКА РАХМАНА РАХМАНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ТУРКМЕНСКОЕ ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ОБРАЗ АХАЛТЕКИНСКОГО СКАКУНА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАСЛЕДИЕ / СИМВОЛ / ЦВЕТ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кадырова А. Б., Балтаева Дж О., Овезова Ш. Б.

В статье проводится искусствоведческий анализ картин молодого туркменского художника Рахмана Рахманова, отображающих ахалтекинских скакунов, были предложены некоторые условия для совершенствования и обогащения эстетического восприятия зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE TURKMEN HORSE IN THE WORKS OF THE TURKMEN ARTIST RAHMAN RAHMANOV

The article analyzes the paintings of the young Turkmen artist Rahman Rahmanov, depicting Ahalteke horses, suggests some conditions for improving and enriching the aesthetic perception of the viewer.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ТУРКМЕНСКОГО СКАКУНА В ТВОРЧЕСТВЕ ТУРКМЕНСКОГО ХУДОЖНИКА РАХМАНА РАХМАНОВА»

DOI 10.46566/2541-9285_2023_73_68

Кадырова А.Б. заведующая кафедрой искусствоведения Государственная академия художеств Туркменистана

Балтаева Дж. О. преподаватель кафедра искусствоведения Государственная академия художеств Туркменистана

Овезова Ш.Б. студент 4 курса кафедра искусствоведения Государственная академия художеств Туркменистана

Туркменистан, Ашхабад

ОБРАЗ ТУРКМЕНСКОГО СКАКУНА В ТВОРЧЕСТВЕ ТУРКМЕНСКОГО ХУДОЖНИКА РАХМАНА РАХМАНОВА

Аннотация: в статье проводится искусствоведческий анализ картин молодого туркменского художника Рахмана Рахманова, отображающих ахалтекинских скакунов, были предложены некоторые условия для совершенствования и обогащения эстетического восприятия зрителя.

Ключевые слова: туркменское искусство, живопись, образ ахалтекинского скакуна, национальные ценности, наследие, символ, цвет, композиция.

Kadyrova A. B. head of the department Department of Art History State Academy of Arts of Turkmenistan

Baltayeva J. O. teacher

Department of Art History State Academy of Arts of Turkmenistan

Ovezova Sh.B. fourth year student Department of Art History State Academy of Arts of Turkmenistan, Turkmenistan, Ashgabat

THE IMAGE OF THE TURKMEN HORSE IN THE WORKS OF THE TURKMEN ARTIST RAHMAN RAHMANOV

Abstract: The article analyzes the paintings of the young Turkmen artist Rahman Rahmanov, depicting Ahalteke horses, suggests some conditions for improving and enriching the aesthetic perception of the viewer.

Keywords: Turkmen art, painting, image of Ahalteke horse, national values, heritage, symbol, color, composition.

Лицо каждой нации определяется её вкладом в мировую культуру, материальными и духовными ценностями. Туркменский народ на протяжении веков создал элитарные ценности для человечества. Одной из таких национальных ценностей являются наши небесные кони, являющиеся олицетворением живительной духовной силы туркмен [1, с. 11]. Ахалтекинские конь с его многовековой историей и выдающимися достоинствами своей уникальной красотой, грацией является неотъемлемой частью богатого культурного наследия, крыльями души, национальной гордостью туркменского народа.

Образ туркменских скакунов запечатлён в живописи, скульптуре, графике, коврах, керамике, торевтике и ювелирном искусстве. Желание изобразить его потрясающе красивое изображение вдохновляет каждого творческого человека на создание новых произведений искусства. Вот как характеризует современное развитие туркменского изобразительного и декоративно-прикладного искусства кандидат искусствоведения Нурягды Ягшимурадов: «В сегодняшний период развития Туркменского государства представители туркменской культуры - художники, графики, скульпторы, представители декоративно-прикладного искусства, многие другие ставят перед собой глобальные цели - создание новых произведений, раскрывающих весь масштаб и глубину процессов, происходящих в Туркменистане» [2, с. 29].

Рахман Рахманов - талантливый и молодой туркменский художник, избравший образ ахалтекинских скакунов, главной темой своих произведений. В своих работах он очень красиво, насыщенными красками изображает образ туркменских скакунов. Великолепие и оригинальность отражены в живописных композициях художника, передающего грациозный вид и красоту резвых коней, которые стремительно преодолевают любые дистанции. Образ коней отчётливо прорисован в его произведениях, в которых подробно описываются все движения коней. Р. Рахманов с большим вдохновением передаёт неповторимый облик ахалтекинских скакунов. В основном художник изображает прекрасных, грациозных, быстрых скакунов на фоне пейзажей, отображающих горы, холмы, поля с расцветающими маками и беломраморные здания города Ашхабада. Среди которых можно отметить несколько замечательных работ художника, такие как «Туркменский скакун», «Национальное наследие», «Свободные скакуны», «Стремительный напор скакуна», «Пегас».

На картине Р. Рахманова «Туркменский скакун» (2012 г.) (рис. 1) в сочетании гармоничных цветов изображён величественный образ коня, украшенного конским убранством, торжественно стоящего на берегу Каспийского моря. Морской пейзаж, раскрывающий прелесть восхода солнца и благородный дух скакуна создают гармонию и чувство умиротворённости. Восходящее солнце, переливающееся жёлтовато -золотистыми оттенками, оживляет истинно прекрасный образ ахалтекинца рыжей масти. Фон картины представлен величественными очертаниями гор. Череда волн, бьющихся о берег создаёт неповторимый ритм. Конь поражает зрителя своей неповторимой красотой и грацией.

Рисунок 1. Рахман Рахманов. Туркменский скакун. 2012 г.

При изучении произведения Р. Рахманова «Национальное наследие» (2012 г.) (рис. 2), первое, что бросается в глаза, это нисийский ритон со скульптурной фигуркой грифона, расположенного на переднем плане. Нисийский ритон, найденный на территории Туркменистана, отображает безграничную любовь художника к Родине, её славной истории и культурным традициям предков. В туркменском изобразительном искусстве древние изображения коней можно увидеть на керамических изделиях, росписях, произведениях торевтики, скульптуры, найденных при археологических раскопках в Туркменистане. Для того, чтобы раскрыть значения туркменских скакунов, как национальное наследие туркменского народа художник, изобразил два ритона со скульптурной фигуркой «крылатых коней». В сочетании с ними в центре композиции переданы образы двух ахалтекинцев, белой и гнедой масти, которые встали на дыбы и плавно склонили головы друг к другу. Гнедой скакун, как символ наследия, словно передаёт свои достоинства белому, отображающему настоящее. Для построения композиции использовались приёмы движения по спирали и усложнённые ракурсы, в частности, нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры. Оттенки коричневато-красного, золотистого, охристого цветов способствует передачи исторического

прошлого. В этом произведении можно проследить влияние произведения «Мелодия прошлого» (2002 г.) наставника Р. Рахманова, заслуженного деятеля искусств Туркменистана Ахатмурада Нувваева.

Рисунок 2. Рахман Рахманов. Национальное наследие. 2012 г.

На картине Рахмана Рахманова «Свободные скакуны» (2015 г.) (рис. 3) изображён прекрасный образ «небесных коней» и туркменской степи, который производит огромное впечатление своей неповторимой палитрой красок. В центре композиции отображён образ грациозных ахалтекинцов. Тем самым художник раскрывает их быстроту, смелость и решительность. На заднем плане композиции изображена «Тропа здоровья», расположенная в южной части Ашхабада у горы Гиндивар, где реет Государственный флаг Туркменистана. Следует отметить, что изображение знаменитого ахалтекинского коня Янардага, размещённого на Государственном гербе Туркменистана, является символом благополучия и веры. Здесь художник мастерски исполнил неотразимую притягательность туркменской весны.

Ф* Ш 1

Рисунок 3. Рахман Рахманов. Свободные скакуны. 2015 г.

Р. Рахманов в работе «Стремительный напор скакуна» (2019 г.) (рис. 4) динамичным построением композиции, отображает славу ахалтекинских скакунов с древних времён по настоящее время. В центральной части картины изображается конь и жеребёнок серой масти, вольно скачущие галопом. На заднем фоне картины вырисовывается беломраморный Олимпийский стадион в Ашхабаде с художественным образом ахалтекинского коня, вошедшего в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире символ коня. В левой части полотна беломраморный город Ашхабад и стремительно летящие вперёд ласточки отображают процветание, счастье и современный рост независимого, постоянно нейтрального Туркменистана, а исторические памятники Нисы, Мерва и Куняургенча, силуэт нисийского ритона, стилизованные изображения юрт, верблюдов и различные туркменские орнаменты символизируют прошлое туркменского народа, его культурные ценности и быт. Возникающая в каждом произведении система линии, цвета и массы порождает определённый ритм и движение, являющиеся важным элементом композиции [3, с. 38]. Так и в этой картине живописец умело использовал цвет, направление линий и масс для раскрытия её содержания.

Рис. 4. Рахман Рахманов. Стремительный напор скакуна. 2019 г.

Из вышеприведённых описаний следует отметить, что образы скакунов в творчестве Р. Рахманова неотрывно связаны с историей и современностью. Эти художественные особенности указывают на то, что современные художники Туркменистана будут продолжать изображать гордость и славу туркменского народа - ахалтекинца, пропагандируя красоту, резвость и нетленное наследие.

Для того чтобы ярко и правдиво изобразить коня надо учитывать внешний вид, особенности построения, невероятную выносливость, разнообразность мастей. При исполнении произведений художникам следует использовать различные техники и приёмы живописи, богатство и разнообразие художественных средств, языка и стилей, что эстетически

обогатит и приблизит зрителя к более глубокому восприятию образа туркменского скакуна.

Изучение творчества современных туркменских художников выявило их огромный интерес к изображению ахалтекинских скакунов. Искусствоведческие анализы живописных работ туркменского художника Рахмана Рахманова, которые раскрывают содержание, композиционное построение и цветовое решение картин, посвящённых скакунам, представленных в этой статье, важны для правильного определения значения образа скакунов в творчестве молодых живописцев. В итоге, мы с уверенностью можем сказать, что условия, созданные для изучения и пропаганды славной истории туркменских коней, правдивого отображения особенностей этой легендарной породы в искусстве, данные исследования этой области дадут ожидаемые результаты.

Использованные источники:

1. Гурбангулы Бердымухамедов. Стремительная поступь скакуна. -А^аЬа^ Туркменская государственная издательская служба, 2016.

2. Turkmenistanyn §ekШendiri§ we ата1у^а§ат sungaty / £ара tayyar1an N. Yag§ymyradow. - А^аЬа^ Тигктеп dбw1et ne§iryat gu11ugy, 2011.

3. Костин В. И, Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.